Крученых Алексей Елисеевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Алексей Крученых
Алексей Крученых
Алексей Крученых
Псевдоним(ы) Александр Крученых
Дата рождения 09(21).02.1886
Место рождения пос. Оливское, в Херсонской губернии, Российская Империя
Дата смерти 17.06.1968
Место смерти г. Москва, СССР
Гражданство СССР
Род деятельности поэт, художник, издатель, коллекционер
Язык произведений русский



Алексей Елисеевич Крученых (иногда использовал псевдоним Александр Крученых) — поэт, художник, издатель, коллекционер.

Алексей Крученых / Биография

Алексей Крученых родился 9 (21) февраля 1886 года в поселке Оливское, в Херсонской губернии. Отец поэта был выходцем из Сибири, мать — полька. Всего в семье было четверо детей: трое сыновей и дочь. Наибольшее влияние на Алексея оказал старший брат Федор Елисеевич, который первым увлекся живописью и стал чеканопозолотчиком.

Когда Крученых было восемь лет, семья переехала в Херсон, где он окончил трехклассное училище. В эти годы Алексей Крученых начал увлекаться рисованием и чтением. Любимым писателем был Гоголь: по словам самого поэта, он практически наизусть знал «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». В 1902 году Крученых поступил в Одесское художественное училище, одно из лучших в стране. В этот период происходит знакомство с уже известным в городе художником Давидом Бурлюком, который заразил Крученых «бодростью и поэзией».

Получив диплом «учителя рисования и чистописания в средних учебных заведениях», Крученых возвращается в Херсон и устраивается на службу в еврейское женское профессиональное училище. Однако уже в конце 1907 года перебирается в Москву. В Москве публикует шаржи и карикатуры в различных газетах и журналах. Затем участвует в нескольких выставках живописи, где знакомится с будущими участниками футуристического движения Василием Каменским, Еленой Гуро и ее мужем Михаилом Матюшиным.

Литературная деятельность Крученых началась в 1909 году, когда он опубликовал в херсонской газете «Родной край» рассказ «Кровавые люди». В этот же период начинает писать стихи, но эти опыты не сохранились. О ранней поэтической манере Крученых можно судить только по поэме «Полуживой», начало которой было включено в текст «Кровавых людей».

В феврале 1912 года Давид Бурлюк знакомит Крученых с Владимиром Маяковским и вводит их обоих в группу футуристов «Гилея». В этом же месяце Крученых знакомится с Велимиром Хлебниковым, с которым сразу же начинает сотрудничество. Первым совместным опытом стала поэма «Игра в аду», опубликованная летом того же года. Вскоре Крученых издал первую собственную книгу стихов «Старинная любовь». Обе книги получили резко отрицательные отзывы критиков, но это не остановило поэта.

Поворотным моментом для Крученых и других участников «Гилеи» стала публикация сборника «Пощечина общественному вкусу» осенью 1912 года. Сборник открывался манифестом, направленным против классиков русской литературы и писателей-современников: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В сборник также вошло первое алогичное стихотворение Крученых, написанное по изобретенному им принципу «мирсконца». Впоследствии этот принцип был усовершенствован в одноименном сборнике Крученых и Хлебникова.

По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был К. И. Чуковский. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.

На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.



С началом Первой мировой войны группа «Гилея» распадается, творческие пути ее участников расходятся. Крученых остается верен зауми. Он переезжает на Кавказ, где продолжает публиковать стихи и теоретические работы, а также формирует новую группу заумников «41°», в которую вошли Илья Зданевич, Игорь Терентьев и другие. Среди книг, опубликованных поэтом в этот период, выделяются «Замауль» и «Лакированное трико». Также в эти годы Крученых разрабатывает стиховедческую концепцию «сдвига».

В августе 1921 года Крученых возвращается в Москву и при поддержке В.В. Маяковского и Вяч. П. Полонского начинает выступать на литературных вечерах. Продолжает исповедать взгляды, оформившиеся в кавказский период, публикует книги своих единомышленников. В 1923 году футурист вошел в редколлегию журнала «ЛЕФ», опубликовал там несколько стихотворений, в том числе агитационных. В 20-е годы выступал против «упадочной» литературы, в первую очередь, против имажинистов во главе с С. А. Есениным.

В 1923 году Алексей Крученых опубликовал сборник «Собственные рассказы детей», материалы для которого он собирал в 1921–1922 годах. В состав книги вошли прозаические и поэтические произведения детей от двух до двенадцати лет. В текстах упоминаются поэты и художники: Сергей Третьяков, Виктор Пальмов, Велимир Хлебников; есть стихотворения, в подзаголовке которых указано «подражание футуристам». Прозаические тексты алогичностью напоминают рассказы Зины В. в «Поросятах». Некоторые произведения из «Собственных рассказов детей» цитировал Чуковский в книге «От двух до пяти». До сих пор нет подробного исследования сборника, способного ответить, действительно ли все произведения принадлежат детям или являются экспериментами самого Крученых.

Внимание Крученых привлекали детские писатели и поэты. В начале 1920-х годов футурист положительно оценивал творчество Н. П. Саконской: завершил декларацию «Фактура слова» ее стихотворением «Памяти Хлебникова», цитировал в «Сдвигологии русского стиха», противопоставляя ее произведения «глухим» символистам. Было близко будетлянину и творчество Ю. К. Олеши, с которым он тесно общался и сотрудничал в эти годы. В 1930 году Крученых даже написал стихотворение по мотивам сказки «Три толстяка».

В конце 1920-х годов Крученых публикует ряд поэтических сборников, которые уже не пользуются былой популярностью и не вызывают резонанса. ЛЕФ закрывается, и футурист вынужден продолжать литературную деятельность в одиночку. Последними авангардными сборниками поэта стала дилогия 1930 года «Ирониада» и «Рубиниада», посвященная его возлюбленной Ирине Смирновой. В этом же году ушел из жизни В.В. Маяковский, являвшийся не только другом Крученых, но и его заступником. Крученых сразу же попал под удар советской критики, однако на протяжении несколько лет еще оставался участником литературной жизни страны (помогал изданию собрания сочинений Хлебникова, публиковал собственные статьи). Но даже несмотря на рекомендации Бориса Пастернака, Юрия Олеши и Артема Веселого, написанные в 1934 году, заумник не был принят в Союз советских писателей.

Невозможность публиковать собственные произведения и зарабатывать литературным трудом подтолкнула Крученых к библиофильству и книготорговле. Начиная с 1930-х годов и до самой смерти, основным его заработком была продажа редких книг и рукописей с автографами известных писателей и поэтов. Сначала коллекцию составляли работы друзей и сподвижников поэта: И. Терентьева, В. Маяковского, Вел. Хлебникова и т. д. Затем собрание пополнялось рукописями других выдающихся современников: К. И. Чуковского, Ю. К. Олеши, Л. А. Кассиля, а также С. В. Михалкова, Демьяна Бедного и др. Некоторые экземпляры Крученых передавал на государственное хранение, в основном в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ). Уникальная коллекция содержит 1085 книг и автографов.

Наиболее тяжелыми для Крученых были военные годы. Книги продавались особенно плохо, быт был не обустроен, болезни преследовали его. Спасением для поэта стала случайная встреча с Ильей Эренбургом, который, узнав о положении Крученых, посодействовал его вступлению в Союз советских писателей. Однако литературой в эти годы футурист практически не занимался: известны только три альбома экспромтов и посвящений Пастернаку и несколько машинописных сборников.

В последние годы жизни к поэту пришло внимание со стороны молодых литераторов. Геннадий Айги пытался издать сборник стихотворений Крученых, текст которых утверждал сам будетлянин. Крученых много выступал на литературных вечерах. Его слушателями были Андрей Вознесенский, Лидия Либединская, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Владимир Казаков, Константин Кедров и др.

Умер Алексей Крученых 17 июня 1968 года в коммунальной квартире от воспаления легких. На похоронах присутствовало много литераторов и друзей поэта. Николай Глазков, Борис Слуцкий и Андрей Вознесенский читали свои стихи. Узнав о смерти Крученых, Чуковский записал в своем дневнике: «Умер Крученых — с ним кончилась вся плеяда Маяковского окружения». Урна с прахом хранится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.



Алексей Крученых


« Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз

Алексей Крученых

»


Алексей Крученых / Избранная библиография

  • Крученых А. Е. Игра в аду: Поэма / Сочинение Алексея Крученых и Виктора Хлебникова. Рисунки Наталии Гончаровой. – Москва: Типо-лит. В. Рихтер, 1912. – 14 л.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Старинная любовь / Сочинение А. Крученых; Украшения М. Ларионова. – Москва: типо-лит В. Рихтер, 1912. – 13 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Пощечина общественному вкусу: Стихи. Проза. Статьи / Сборник: Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. – Москва: Г. Л. Кузьмин, 1913. – 113 с. - [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Помада / Соч. Крученых; Рис. Лирионова. – Москва: изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 9 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Взорваль / А. Крученых; Рис. Кульбина, Гончаровой, Розановой, Малевича. – СПб: Изд-во Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 32 л.: ил.
  • Крученых А. Е. Возропщем / А. Крученых; Рис. Розановой и Малевича. – СПб: тип. т-ва «Свет», 1913. – 12 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Поросята / Зина В. и А. Крученых. – СПб: типо-лит. т-ва. «Свет», 1913. – 15 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Утиное гнездышко дурных слов / А. Крученых; Рис. и раскраска О. Розановой. – СПб: лит. т-ва «Свет», 1914. – 48 с.: ил.- [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Победа над солнцем: Опера А. Крученых / Музыка М. Матюшина. – СПб: тип. т-ва «Свет», 191?. – 24 с.: нот. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Лакированное трико / А. Крученых. – Тифлис: Б. и., 1919. – 32 с. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Замауль: Стихи / А. Крученых. – Б. м.: Б. и., 1921. – 40 с. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / Собрал А. Крученых (в 1921-1922 г.). – Москва: Б. и., 1923. – 16 с. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Ирониада: Лирика: май-июнь 1930 г. / А. Крученых; обл. И. Клюна; рис. портр.: И. Терентьев. – Москва: Изд. автора, 1930. – 17 л. рукопис. текста: портр.
  • Крученых А. Е. Рубиниада: Лирика: август-сентябрь 1930 г. / А. Крученых; обл. И. Клюна. – Москва: автор, 1930. – 18 л. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. Стихотворения, Романы, Поэмы, Опера / Алексей Крученых. – СПб.: Акад. проект, 2001. – 477 с. – [Хранится в РГБ].
  • Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы: с приложением деклараций, а также статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Алексей Крученых. – Москва: Гилея, 2006. – 457 с. – [Хранится в РГБ].

Алексей Крученых / Книги в НЭБ.Дети

  • Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых.- Москва : Б. И., 1923. – 16 с.
  • Крученых А. Е. Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых. – Санкт-Петербург : ЕУЫ, 1914. – 50 с. (Оригинал хранится в Библиотеке Принстонского университета).

О жизни и творчестве

  • Арзамасцева И. Н. Лингвопоэтическая идея детства и творчество А. Е. Крученых // Филологические науки. – 2002. – № 6. – С. 12–23.
  • Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322.
  • Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи / НЛО. – 2005. – № 2.
  • Жив Крученых! : Сборник статей / Борис Пастернак, Сергей Третьяков, Давид Бурлюк и др. – М.: издание Всероссийского союза поэтов, 1925. – 44 с.
  • Импости Г. Роль звукоподражания в поэтике итальянского и русского футуризма. Маринетти, Крученых и Хлебников // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 469–480.
  • Кукуй И. С. Слово как таковое: транспонирование Крученых (семнадцать ерундовых наблюдений о сплошном неприличии) // Russian Literature. – 2009. – №65. – С. 395-419.
  • Собрание А. Е. Кручёных (каталог) // Советский художественный авангард. Инскрипты книжного собрания РГАЛИ. Выпуск 1 / РГАЛИ; сост. Л. Я. Дворникова. — М.: Центр книги Рудомино, 2012. — С. 48—147. — 184 с.
  • Сухопаров С. М. Алексей Крученых в свидетельствах современников. -Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1994. – 317 с.
  • Сухопаров С. М. Алексей Кручёных. Судьба будетлянина / Редакция и предисловие Вольфганга Казака. — München: Verlag Otto Sagner in Komission, 1992. — 166 с.
  • Терентьев И. Г. А. Крученых – грандиозарь / И. Терентьев (Рис. на обл. Кирилла Зданевича: Гравюра Д. Г. Гордеева). – Тифлис: б. и., 1919. – 16 с.
  • Харджиев Н. И. От Маяковского до Крученых: Избранные работы о русском футуризме / Сост. С. Кудрявцев. – М.: Гилея, 2006. – 557 с.
  • Циглер Р. Поэтика А. Е. Кручёных поры «41°». Уровень звука // L`avanguardia a Tiflis / Studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti a cura di L. Magarotto, M. Marzaduri, G. Pagani Cesa. Venezia, 1982.
  • Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «дыр бул щыл» // Черновик. – 1992. – № 5.

См. также