Ауслендер Сергей Абрамович

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сергей Ауслендер
Сергей Ауслендер
Сергей Ауслендер
Имя при рождении Сергей Ауслендер
Дата рождения 30 [18] сентября 1886 года
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 12.12.1937
Место смерти Московская область
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Сергей Абрамович Ауслендер – прозаик, драматург, критик, переводчик.

Сергей Ауслендер / Биография

Сергей Ауслендер родился в семье революционеров-народовольцев. Его отец Абрам Яковлевич Ауслендер (1859–1887) происходил из купцов г. Херсона, был потомственным почетным гражданином и учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения. В июне 1883 года Абрам Ауслендер, студент выпускного пятого курса, был арестован за укрывательство подпольной типографии и выслан в Западную Сибирь, в г. Тюкалинск Тобольской губернии (сегодня Тюкалинск — районный центр Омской области). В 1885 году Абрам Яковлевич на собственные средства построил в Тюкалинске метеостанцию и сам осуществлял на ней регулярные наблюдения за погодой. Он умер в ссылке, когда его сыну Сергею было несколько месяцев.

Мать С. А. Ауслендера, Варвара Алексеевна (1859–1922), принадлежала к старинному ярославскому дворянскому роду Кузминых. Её младший брат — известный поэт, писатель, критик и композитор Михаил Кузмин, первый мастер верлибра (свободного стиха) в России. Бабушка Варвары Алексеевны, француженка, актриса, была внучкой знаменитого актера-трагика XVIII столетия Жана Офреня. Благодаря ей в доме Кузминых любили театр, и эту любовь Варвара Алексеевна передала впоследствии своим детям, в том числе Сергею. До отъезда за мужем в ссылку Варвара Алексеевна окончила физико-математическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов. Незадолго до рождения Сергея она вернулась из ссылки в Петербург (по другим сведениям, Сергей родился в Тюкалинске, но старшие родственники решили назвать местом рождения ребенка Петербург, чтобы к мальчику в дальнейшем не относились с предубеждением из-за «каторжного происхождения»). По возвращении из Сибири Варвара Алексеевна работала учительницей. В 1893 году она вышла замуж за лесовода Прокопия Степановича Мошкова. У Сергея появились сестры Варвара, Екатерина и Лидия, а затем брат — будущий композитор Борис Прокопьевич Мошков (1903–1968).


« Шекспир и Пушкин были чуть ли не первыми моими книгами, очень рано Анатоль Франс стал моим любимым писателем и первым образцом; я писал стихи и бредил театром.

Сергей Ауслендер

»



В средних классах гимназии Сергей увлекся политикой, принимал участие в работе гимназических организаций, сочинял стихи на революционную тему. Его первые рассказы также были посвящены революции и революционерам.

Мошковы часто переезжали из одного города в другой. Сергей Ауслендер учился в гимназиях Киева, Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. В 1906 году он окончил 7-ю петербургскую гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета, но сразу перевелся на словесное отделение историко-филологического факультета. Сергей Ауслендер оставался студентом словесного отделения до весны 1910 года, а затем был исключен из университета «за невнесение платы». К этому времени Ауслендер уже приобрел известность как писатель, критик и журналист. Он начал печататься еще на гимназической скамье — в 1905 году журнал «Вестник средне-учебных заведений» опубликовал его рассказы «Кровь» и «Из дневника гимназиста», затем последовали публикации в журналах «Огни», «Студенчество», «Весы» и «Весна». С июня 1906 года, то есть сразу после окончания гимназии, С. А. Ауслендер стал сотрудником влиятельного московского художественного и литературно-критического журнала «Золотое руно», вел в нем литературную и театральную хронику.

В 1908 году был издан первый сборник рассказов Ауслендера — «Золотые яблоки». Эта книга привлекла внимание читателей не только романтическими, таинственными и динамичными сюжетами, но и тем, что события в ней происходили на фоне самых разнообразных декораций: Париж в годы Великой французской революции, Лондон XVIII века, Италия эпохи Возрождения, Древняя Греция. Кроме того, персонажи и рассказчики каждой из историй сборника, в зависимости от времени и места действия, изъяснялись в манере, характерной для античного романа, итальянской ренессансной новеллы или старой английской повести. Иногда они читали стихи и пели песни, которые также имели приметы тех или иных стран и веков. Стихи для рассказов из сборника «Золотые яблоки» («Вечер у господина де Севираж», «Некоторые достойные внимания случаи из жизни Луки Бедо», «Месть Джироламо Маркезе», «Корабельщики или Трогательная повесть о Феличе и Анжелике», «Флейты Вафила»), написал дядя Ауслендера М. А. Кузмин — автор многих стилизаций в духе различных исторических эпох. Однако С. А. Ауслендер, как и его любимый писатель, признанный стилизатор Анатоль Франс, не стремился к «стилизации ради стилизации». Он хотел, по его признанию, объединить свое увлечение историей и искусством с увлечением политикой, в удобной для него форме донести до читателей начала XX века размышления о проблемах современности, о частной и общественной жизни, об Италии, в которой он побывал весной 1908 года, о русской революции 1905–1907 гг. На страницах сборника читатель мог встретить героев, которые жили в разное время и в разных странах, принадлежали к различным социальным слоям, но неизменно напоминали автора — совпадали и внешность, и характер, и образ мыслей.

Осенью 1909 года редакция журнала «Золотое руно» приняла решение о его закрытии. Тогда же в Санкт-Петербурге начал выходить новый журнал «Аполлон», посвященный истории, тенденциям и проблемам искусства. Вскоре «Аполлон» стал значительным и популярным изданием. С. А. Ауслендер с первого выпуска «Аполлона» заведовал в его редакции театральным отделом. Кроме того, с 1909 года он помещал свои литературные рецензии в газете «Речь» (официальный орган либерально-буржуазной Конституционно-демократической или «кадетской» партии, впоследствии поддержавшей Февральскую революцию 1917 года), сотрудничал с журналами «Театр» и «Ежегодник императорских театров», писал фельетоны о культурной жизни Петербурга для газеты «Утро России». В августе 1910 года Ауслендер женился на актрисе театра Незлобина — Надежде Александровне Зборовской, сестре шахматиста, критика и драматурга Евгения Александровича Зноско-Боровского. Зиму 1911–1912 гг. супруги провели в Ярославле: Надежда Александровна получила ангажемент в ярославском театре имени Ф. Волкова. Сергей Абрамович посылал в «Аполлон» из Ярославля статьи о деятельности старейшего драматического театра России.

Новый сборник Ауслендера, «Рассказы», вышел в 1912 году. Ее первая часть, «Петербургские апокрифы», состояла из семи мистических новелл о Петербурге прошлых лет — от 1830-х гг. до времен Петра Великого. Как и новеллы из «Золотых яблок», они были стилизованы «под старину». Этот прием позволял достоверно передать атмосферу минувших дней, помогал читателям поверить рассказчику и убедиться в том, что Петербург — город, где возможны самые невероятные события. Поэт Н. Гумилев писал о «Петербургских апокрифах»: «конечно, только в Петербурге <…> могут случаться такие неожиданные и загадочные приключения». Некоторые линии сюжета новеллы «Ночной принц» (незнакомец с иностранной фамилией, с которым беседует на улице лицеист Миша Трубников, бал нечистой силы, на котором Мишу называют Ночным принцем) напоминают эпизоды знаменитого романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вторую часть новой книги С. А. Ауслендера составили три остросюжетные повести из современной жизни — «Пастораль», «Веселые святки» и «У фабрики». Они были еще более автобиографичны, чем новеллы из сборника «Золотые яблоки», так как рассказывали не только о молодых людях, похожих на автора, но и о событиях, которые происходили в его жизни. Высокая степень автобиографичности будет характерна и для многих более поздних произведений Ауслендера. Другими отличительными особенностями его второго сборника стало противопоставление мечтателей, романтиков и поэтов деловитыми прагматикам.

В следующем, 1913 году отдельной книгой был издан психологический роман С. А. Ауслендера «Последний спутник», до этого опубликованный на страницах газеты «Утро России». Критик И. В. Иванов-Джонсон писал: «роман г. Ауслендера в свое время вызвал сенсацию ввиду фотографичности некоторых лиц, выведенных автором». В его героях современниками без труда угадывались поэты Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, актриса Нина Петровская и сам Ауслендер. Атмосфера литературно-художественных кругов обеих российских столиц, узнаваемые прототипы героев и вместе с тем ироничная отстраненность автора — все это делало роман «Последний спутник» неординарным явлением культурной жизни 1910-х гг. Роман Ауслендера необычен и тем, что автор, противопоставляя Петербург и Москву, отдал предпочтение Петербургу. К началу ХХ века в русской литературе уже давно сложилась противоположная тенденция: последним «защитником Петербурга» был А. С. Пушкин.



Весной и летом 1914 г. Сергей Абрамович и Надежда Александровна жили в Италии. Известие о начале Первой мировой войны застало их в поезде 1 августа (19 июля по старому стилю) близ баварского города Линдау, когда они возвращались на родину. Как и тысячи других русских туристов, попавших в те дни на территорию Германии, Ауслендеры были арестованы, а затем высланы в Швейцарию. Только 3 сентября (24 августа по старому стилю) им удалось через Швейцарию, Францию, Британию, Норвегию и Швецию вернуться в Петербург, за несколько дней до этого сменивший «немецкое имя» на Петроград. С марта 1916 до ноября 1917 года С. А. Ауслендер пробыл в Минской губернии — он стал фронтовым корреспондентом и добровольцем Союза земств и городов (Земгора). Эта общественная организация, учрежденная будущими деятелями Февральской революции, оказывала содействие в снабжении армии, перевозке беженцев и раненых солдат, устройстве госпиталей.

Впечатления военных лет, мысли и чувства путешественников, которые внезапно оказались посреди чужой страны в положении «врагов и шпионов», картины утраченной прежней, мирной жизни составили содержание третьего сборника Ауслендера — «Сердце воина» (1916). Герой одноименного рассказа, прапорщик Батурин, говорит о довоенном прошлом: «Какое странное время. Мы жили в высокой белой башне из слоновой кости, мы были отделены от всего мира нашими изысканными мечтами, и жизнь... какой грубой и безвкусной казалась нам эта далекая, чужая нам жизнь. Как это смешно вспомнить, особенно сейчас. Но хорошо, что было когда-то и так». Всенародная трагедия заставила Мишу Батурина, романтичного, возвышенного юношу, стремиться принимать самое активное участие в том, что происходит вокруг, хотеть быть «сильным, простым и радостным». Размышления Батурина заметно отличались от идей предыдущего сборника Ауслендера и отражали перемены, произошедшие за время войны в мировозрении самого автора и многих образованных людей в России.

В 1913–1917 гг. С. А. Ауслендер получил известность не только как прозаик и критик, но и как драматург и переводчик. В этот период были изданы рассказы французского писателя Ги де Мопассана в переводе Ауслендера (1914), а в театрах Москвы и Санкт-Петербурга (Петрограда) были поставлены несколько пьес Ауслендера на исторические и современные темы. Наиболее известные из них — «Ставка князя Матвея» (1913) и «Песенка госпожи Монклер» (1916), написанные по мотивам новелл из сборников «Рассказы» и «Золотые яблоки», а также «Изумрудный паучок» (1914) и «Хрупкая чаша» (1916).

После Октябрьского вооруженного восстания и распада армии Сергей Ауслендер приехал в Москву. Надежда Александровна в это время находилась за границей, в Румынии. Вернуться в Россию она уже не смогла. Переписка С. А. Ауслендера с женой вскоре прервалась; фотография Надежды Александровны до последних дней жизни Сергея Абрамовича стояла у него на столе.

Как и многие литераторы, близкие к либеральным кругам, приветствовавшим Февральскую революцию, Ауслендер не принял результатов Октября. Дальнейшие события — обстановка в Москве, начало Гражданской войны — заставили его смотреть на будущее еще более пессимистично. До закрытия новыми властями буржуазных изданий он был сотрудником московских газет «Жизнь», «Раннее утро», «Наш век», «Наша речь», а в июле 1918 года остался без работы и покинул столицу. Под Казанью он нелегально перешел линию фронта и оказался на «белой» территории, охватившей Сибирь, Урал и часть Поволжья. Сергей Абрамович стремился воссоединиться со своей семьей: революция застала его мать с младшими детьми в г. Семипалатинске (ныне г. Семей, Казахстан); вскоре муж Варвары Алексеевны, П. С. Мошков, написал ей о разрухе и голоде в Петрограде и посоветовал не уезжать из Семипалатинска. С. А. Ауслендер провел с родными два месяца. Затем, чтобы иметь возможность помогать им и продолжать литературную деятельность, он отправился в Омск (до революции центр Степного вице-губернаторства, к которому относился Семипалатинск).

С июня 1918 года в Омске располагалась ставка «Верховного правителя России» Александра Васильевича Колчака. Омск стали называть «белой столицей России». Этот сибирский город принял множество беженцев (его население увеличилось в пять раз). Ауслендер был приглашен в кадетскую газету «Сибирская речь», которая была «наследницей» закрытой к тому времени новыми властями петербургской «Речи» и соответствовала политическому курсу правительства Колчака. В ней он публиковал не только статьи о политике и о гражданской войне, но и свои новые рассказы, очерки, эссе, а также роман «Видения жизни» о Первой мировой войне, касавшийся многих событий в жизни автора и его близких (публикация романа была прекращена после ухода колчаковцев из Омска, и его окончание осталось неизвестным читателям). Изображенные на его страницах офицеры, фронтовые врачи и медсестры любят свое дело и живут настоящим. Герои «Видений жизни» воспринимают собственное прошлое уже как нечто далекое, чужое, не имеющее больше к ним отношения. Порой они с трудом вспоминают, что было с ними до войны, и им «иногда кажется, что ничего не было». Они не просто повзрослели — они находятся в процессе превращения в других людей, пока еще не слишком понятных им самим. Новый роман С. А. Ауслендера отражал дальнейшую перестройку сознания тысяч русских интеллигентов под влиянием сильных впечатлений последних лет. Ауслендер стал признанным лидером литературного сообщества «белой столицы» и печатался во многих изданиях: помимо «Сибирской речи» это были газеты «Сибирские стрелки», «Свободная Пермь», «День солдата», «Голос армии», «Наша газета», «Русское дело» и журналы «Иртыш: голос Сибирского казачьего войска», «Единая Россия», «Отечество».

Сергей Ауслендер увидел в А. В. Колчаке «идеального правителя», гармонично сочетающего таланты военного стратега и ученого, необходимые, по мнению Ауслендера, для государственного деятеля. Он стал одним из трех пресс-секретарей Колчака, сопровождал «Верховного правителя» в поездках на фронт. Ауслендер написал его биографию «Верховный правитель адмирал А. В. Колчак», в 1919 году изданную отдельной брошюрой РОПД (Русским обществом печатного дела, «Госиздатом» режима Колчака). Впоследствии она была переведена на несколько европейских языков. РОПД выпустило также и еще одну книгу Ауслендера, составленную на основе его публикаций в «Сибирской речи» — «Печальные воспоминания (о большевиках)».

При наступлении «красных» почти весь штат Русского общества печатного дела отбыл из Омска в восточном направлении. С. А. Ауслендер оставался в Омске в числе небольшой «фронтовой» группы сотрудников РОПД до 14 ноября 1919 года, когда колчаковские войска оставили свою столицу. Под артиллерийским огнем он сумел выйти из города по мосту через реку Омь и сесть в поезд, который шел на восток. Ауслендер смог проехать до Новониколаевска (ныне Новосибирск). Вскоре стало очевидно, что Новониколаевск в ближайшее время тоже будет взят «красными». В декабре 1919 года Сергей Абрамович с отрядами колчаковцев добрался до Томска. У него были обморожены ноги, поэтому идти дальше он не мог.

20 декабря 1919 года в Томск вступили части 5-й Красной Армии. Ауслендер отныне подвергался смертельной опасности: в ноябре одной из первых задач советской власти в Омске стали сбор и изучение контрреволюционных агитационных материалов, к которым могли быть отнесены его статьи и очерки, написанные в Сибири. У Ауслендера имелся пустой бланк удостоверения Земгора, который он заполнил на имя Сергея Никитича Гришина. По документам Гришина он жил более двух лет, работал воспитателем в детских домах Томской губернии. Впоследствии он так вспоминал то время: «в 1920 году натолкнулся на работу с ребятами. Вдруг оказалось, что дело это для меня интересное, близкое, нужное. <….> В обстановке разрухи, голода, не затихавших восстаний строили восторженно новую школу. Эти годы <…> останутся незабываемыми для меня по какой-то особенной, почти непередаваемой сейчас пламенной напряженности».

После окончания Гражданской войны Сергей Ауслендер вновь приехал в Семипалатинск. Его мать к тому времени умерла от тифа. Вместе с оставшимися родственниками он (все еще под именем Гришина) в октябре 1922 года прибыл в Москву. В Москве Ауслендер обратился к заместителю председателя ГПУ В. Р. Менжинскому с просьбой о восстановлении документов и о предоставлении ему возможности спокойно жить и работать под своим именем. Вячеслав Рудольфович Менжинский, большевик с 1902 года, был одноклассником А. В. Колчака, до революции пробовал свои силы в литературе. Он хорошо знал Ауслендера по петербургским литературным собраниям и диспутам. Прошлое Ауслендера не было тайной: советские газеты еще в 1918–1919 гг. критически оценивали его деятельность в «белом» Омске, но Менжинский удовлетворил его просьбу. Вскоре Сергей Абрамович, которого до этого считали погибшим зимой 1919–1920 при отступлении колчаковцев вглубь Сибири, начал сотрудничать с московским журналом «Театр» под своей настоящей фамилией.

Выбор дальнейшего творческого амплуа ему подсказали его педагогическая деятельность и знание детской психологии. С. А. Ауслендер решил стать детским писателем и принять участие в создании отечественного театра для детей. Его первые детские пьесы «Голубоглазка» (1923), «Подвиг дядюшки Слона» (1923), «Колька Ступин» (1924) написаны в соавторстве с А. А. Солодовниковым. В 1924 году С. А. Ауслендер стал членом Ассоциации детских писателей. Затем отдельными изданиями вышли пьеса «Правь на север!» (1925) и сборник сценариев «Театр для детей» (1927). Но основным литературным занятием Сергея Абрамовича в 1920-е гг. стали приключенческие повести и рассказы для юной аудитории. Некоторые из них («Ромка», «Будет готов») были посвящены судьбе малолетних преступников. В скитаниях девочки Оли по Сибири и Казахстану (повесть «Оля», 1926), в ее приезде в Москву и готовности участвовать в строительстве новой жизни прослеживался жизненный путь самого автора. Ауслендер писал и историческую прозу для детей и юношества — «Пугаченок», «За волю народную».

Увлекательные и вместе с тем реалистичные сюжеты, психологизм и отсутствие назидательности обусловили большой успех книг Ауслендера у юных читателей. Уже в 1925 году они решили присвоить Сергею Абрамовичу звание «почетного пионера». В 1924–1928 гг. вышли 26 книг рассказов, повестей и пьес С. А. Ауслендера — изданий и переизданий. В 1928 году начался выпуск восьмитомного собрания сочинений популярного писателя, однако были изданы только шесть томов (с первого по пятый, а также седьмой). Автор предисловия к собранию сочинений Ауслендера отмечал, что его книги обладают главным, по мнению Л. Н. Толстого, признаком хорошей детской литературы — «их охотно берут взрослые самых различных социальных слоев». В том же году увидел свет исторический роман Ауслендера «Пугачевщина» — его единственная книга для взрослых, написанная в 1920–х гг.

В сентябре 1928 года С. А. Ауслендер стал заведующим педагогической и литературной частью Московского театра юного зрителя. Он подбирал репертуар МТЮЗа, заказывал пьесы авторам, а позже увлекся созданием детских театров в других городах СССР, делился наблюдениями и советами с начинающими театральными деятелями. В 1930-е гг. в МТЮЗе были поставлены его новые пьесы «Блуждающая школа» (в соавторстве с Л. А. Кассилем, 1932) и «Пройдохи (адвокат Патлен)» (1934), а в саратовском ТЮЗе — пьеса «Мальчик-невидимка» (1936).

1920-е годы были временем достаточно лояльного отношения к бывшим противникам советской власти. Во второй половине 1930-х гг. в участниках Белого движения стало принято видеть не бывших, а действующих врагов. 22 октября 1937 года С. А. Ауслендер был арестован. Согласно материалам его дела, после окончания Гражданской войны он оставался замаскированным антисоветчиком, мечтал об эмиграции и «высказывал всевозможную клевету» о Конституции СССР. 28 ноября 1937 года состоялся допрос Ауслендера, на котором писатель отказался признать себя человеком, враждебно настроенным к советской власти. Вскоре после этого родные Сергея Абрамовича получили сообщение о том, что его приговорили к десяти годам заключения без права переписки.

В 1939 году многие приговоры 1937 года были отменены, большое число осужденных вернулось из тюрем и лагерей. Сестры Ауслендера Варвара Мухортова и Лидия Тезейкина обратились в прокуратуру г. Москвы с просьбой о пересмотре его дела. К их заявлению были приложены письма литераторов, из которых следовало, что Ауслендер, впечатленный успехами и быстрым развитием молодого Советского государства, захваченный созданием новой детской литературы и нового детского театра, на момент ареста не являлся противником действующей власти. Напротив, по замечанию Л. А. Кассиля, автора одного из писем, он был «влюбленным в нашу действительность человеком». На основании этого прошения началось повторное следствие по делу С. А. Ауслендера. Вновь вызванные свидетели отметили, что Ауслендер не стремился эмигрировать, не говорил чего-либо плохого о содержании статей Конституции СССР, и что в 1937 году следователи искажали смысл их показаний.

Несмотря на это, в феврале 1940 году из прокуратуры Москвы пришел ответ: «жалобу В. П. Мухортовой оставить без удовлетворения». К делу были приобщены новые показания, согласно которым Ауслендер после 1922 года продолжал общаться со своими знакомыми по колчаковскому Омску, что служило доказательством его «контрреволюционной активности». Впоследствии родные Сергея Абрамовича получили сообщение о том, что он умер в лагере от болезни, и долгое время считали датой его смерти 1943 год. Сегодня известно, что дело С. А. Ауслендера не могло быть пересмотрено в 1940 году, потому что 9 декабря 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение через два дня, 11 декабря 1937 года. Местом последнего приюта Сергея Абрамовича стал Бутовский полигон.

Сергей Абрамович Ауслендер был посмертно реабилитирован 9 августа 1956 года.

Сергей Ауслендер / Книги

  • Ауслендер, С. А. Золотые яблоки : [рассказы] / С. А. Ауслендер. — Москва : изд-во «Гриф», 1908. — 216 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Рассказы. Кн. 2 / С. А. Ауслендер. — Санкт-Петербург : Аполлона, 1912. — 259 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Последний спутник : [роман в 3 ч.] / С. А. Ауслендер. — Москва : тип. К. Ф. Некрасова в Ярославле, 1913. — 191 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Хрупкая чаша : [пьеса в 5 действиях] / С. А. Ауслендер. — Петроград : Типо-лит. акц. о-ва «Просвещение», 1916. — 34 с. — (Библиотека театра и искусства). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Сердце воина : [рассказы] / С. А. Ауслендер. — Петроград : тип. т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1916. — 396 с. — [Хранится в РГБ].
  • Лукоморье : [второй альманах рассказов] / [С. А. Ауслендер и др.]. — Петроград : тип. т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1917. — 302 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Ставка князя Матвея : [пьеса в 4 д. и 5 карт.] / С. А. Ауслендер. — Санкт-Петербург : издание журнала «Театр и искусство», 1913. — 28 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Веселый день княжны Елизаветы : [комедия в 5 действиях] / С. А. Ауслендер. — Москва : лит. Иванова, б/г. — 52 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Адмирал Колчак / С. А. Ауслендер. — Б. м. : Газ. «Сибирские стрелки», б/г. — 7 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Верховный правитель А. В. Колчак / Владимир Кипарисов. — Омск, 1918. — 38 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Печальныя воспоминания (о большевиках) / С. А. Ауслендер. — Екатеринбург : Б. и., : Русское бюро печати, 1918. — 16 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Колька Ступин : [пьеса в 8 картинах : репертуар Первого государственного театра для детей] / С. А. Ауслендер ; А. А. Солодовников. — Москва : Изд-во Русского театр. о-ва, 1924. — 64 с. — (Библиотека театра и искусства). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Ромка : сибирск. рассказ / С. А. Ауслендер. — Москва : Гос. изд-во, 1924. — 36 с. : ил. — (Новая детская библиотека. Средний возраст). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Много впереди : [повесть] / С. А. Ауслендер. — Москва : Гос. изд-во, 1924. — 148 с. — (Новая детская библиотека. Средний возраст). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Ауслендер, С. А. Будет готов : [рассказ] / С. А. Ауслендер ; художник Л. Жолткевич. — Москва : Гос. изд-во, 1924. — 44 с. : ил. — (Новая детская библиотека. Средний возраст). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Дни боевые : [повесть] / С. А. Ауслендер ; художник С. Герасимов. — Москва : Гос. изд-во, 1925. — 171 с. : ил. — (Новая детская библиотека. Средний возраст). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. За волю народную : [историческая повесть 4 частях] / С. А. Ауслендер ; художник С. Милашевский. — Москва [и др.] : тип. им. Гутенберга, 1925. — 363 с. : ил. — (Новая детская библиотека. Старший возраст). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Случай на море / С. А. Ауслендер. — 2-е изд. — Москва [и др.] : Гос. изд-во, 1925. — 43 с. : ил. — (Новая детская библиотека. Средний и старший возраст). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Правь на север! : [пьеса в 3 действиях] / С. А. Ауслендер ; стихи Н. Шестакова ; музыка Б. Мошкова ; художник Н. Тезейкина. — Москва [и др.] : Гос. изд-во, 1925. — 36 с. : ил. — (Детский театр). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Пугаченок : [рассказ] / С. А. Ауслендер ; художник Б. И. Капцов. — Москва : Г. Ф. Мириманов, 1926. — 18 с. — (Библиотека школьника). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Первые грозы : [повесть] / С. А. Ауслендер. — Москва [и др.] : Гос. изд-во : тип. им. Гуттенберга, 1926. — 140 с. — (Новая библиотека для детей и юношества). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Маленький Хо : [рассказ] / С. А. Ауслендер ; рис. А. Ф. Андронова. — Москва : издательство Г. Ф. Мириманова, 1926. — 12 с. : ил.
  • Ауслендер, С. А. Маленький Хо / С. А. Ауслендер. — Москва : издательство Г. Ф. Мириманова, 1926. — 12 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Ауслендер, С. А. Оля / С. А. Ауслендер. — Харьков : Пролетарий, 1927. — 206 с. — (Романы и повести для юношества). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Некоторые замечательные случаи из жизни Ли Сяо : [китайская повесть : со многими иллюстрациями] / С. А. Ауслендер ; ил. И. А. Француз. — Москва : Гос. изд-во : Ленинград, 1927. — 335 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Ауслендер, С. А. Театр для детей : [сборник сценариев] / С. А. Ауслендер. — Москва [и др.] : Гос. изд-во, 1927. — 117 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С .А. Ребятишки и малыши : [рассказ] / С. А. Ауслендер. — Москва : Гос. изд-во, 1927. — 12 с. : ил. — (Дешевая библиотечка. Для детей младшего возраста). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Дни боевые : [пьеса в 5 действ. и 11 картинах] / С. А. Ауслендер. — Москва : Моск. Театральное изд-во, 1927. — 59 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Октябрь : [рассказ] / С. А. Ауслендер ; художник И. Француз. — Москва [и др.] : Гос. изд-во : тип. «Красный пролетарий», 1927. — 12 с. : ил. — (Дешевая библиотечка. Для детей младшего возраста). — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Пугачевщина : [роман в 4 частях] / С. А. Ауслендер ; с послесловием Н. Ф. Чужака. — Москва : Молодая гвардия : «Мосполиграф», 1928. — 270 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Первомайский праздник : [сценарии, методические указания, музыка] / [С. Ауслендер и др.]. — Москва [и др.] : Гос. изд-во, 1928. — 45 с. — [Хранится в РГБ].
  • Ауслендер, С. А. Собрание сочинений : в 6 томах / С. А. Ауслендер. — со вступ. ст. Б. Переса, автобиографией и портр. автора. — Москва : тип. Ленингр. правда, 1928. — (Библиотека путешествий, приключений и исторических романов, повестей и рассказов). — [Хранится в РГБ].
    • Т. 1: За волю народную : [историческая повесть в 4 частях]. — Москва : тип. Ленингр. правда, 1928. — 287 с. : ил.
    • Т. 2: Черный вождь ; Дни боевые : Негритянская повесть. — Москва : тип. Ленингр. правда, 1928. — 219 с.
    • Т. 3: Первые грозы : [повесть]. — Москва : тип. Ленингр. правда, 1928. — 275 с.
    • Т. 4: Юношеский театр. — Москва : тип. Ленингр. правда, 1928. — 180 с. —
    • Т. 5: Некоторые замечательные случаи из жизни Ли-Сяо : Китайск. повесть. 1928. — 314 с. : ил.
    • Т. 7: Оля : [повесть]. — Москва : тип. Ленингр. правда, 1928. — 261 с.
  • Ауслендер, С. А. Малыши : [рассказы] / С. А. Ауслендер ; илл. Э. Гурвич. — Москва : Гос. изд-во : Ленинград, 1928. — 31 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Ауслендер, С. А. Дети и театр / С. А. Ауслендер. — Москва : Изд-во ЦКСРП «Работник просвещения» тип. «Гудов», 1930. — 15 с. — (Библиотека копейка. Вопросы воспитания / под ред. М. М. Пистрака ; № 26–27) — [Хранится в РГБ].

О жизни и творчестве

  • Ауслендер Сергей Абрамович // Творцы советской детской книги: прозаики, поэты, художники : справочник : 1917–1932 / Российская государственная детская библиотека ; сост. В. Г. Семенова ; ред.: Л. А. Четверикова, Н. С. Рубан, К. А. Захаров. — Москва, 2017. — С. 57–58.
  • Измайлов, А. А. Помрачение божков и новые кумиры : кн. о новых веяниях в лит-ре : Леонид Андреев, Арцыбашев, Бальмонт, Брюсов, Блок, Городецкий, Вячеслав Иванов, Гиппиус, Мережковский, Федор Сологуб, Каменский, Минский, Андрей Белый, Осип Дымов, Кузмин, Сергеев-Ценский, Ауслэндер / А. А. Измайлов. — Москва : тип. и-ва И. Д. Сытина, 1910. — 251с. — [Хранится в РГБ].
  • Шолок, Э. Живые документы первых революционных лет / Э. Шолок. // Детская литература. — 1968. — № 3. — С. 26–27.
  • Русская новелла начала XX века : сборник / сост. и примеч. Е. Е. Дмитриевой [и др.] ; вступ. статья Е. Е. Дмитриевой ; худож В. М. Юрлов. — Москва : Советская Россия, 1990. — 396 с. : ил.
  • Русские детские писатели ХХ века : биобиблиогр. словарь / А. Ю. Фомин. — Москва : Наука, 1997. — 503 с. — Из содерж.: Ауслендер С. А. — С. 37–39.
  • Минакина, Н. Н. Воспоминания о Сергее Ауслендере и Михаиле Кузьмине / Н. Н. Минакина // Филологические науки. — 1998. — № 12. — С. 104–113.
  • Путилова, Е. О. Четыре века русской поэзии детям : в 3 т. Т. 2 : [антология] / Е. О. Путилова. — Санкт-Петербург : Лики России : Фонд «Спас», 2013. — 718 с.
  • Евсина, Н. А. Проза С. А. Ауслендера 1918–1928 гг. в историко-литературном контексте первой трети XX века : [диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01] / Евсина Наталья Андреевна ; [место защиты: Перм. гос. нац. исслед. ун-т]. — Пермь, 2013. — 199 с.