Барбарис (издательство)

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску

Издательство «Барбарис» — небольшое московское независимое издательство, существующее с 2011 года.

Издательство «Барбарис»

Издательство «Барбарис» / История

Издательство «Барбарис» учреждено Ириной Тархановой, архитектором, дизайнером, художником книги, создавшей сотни изданий по искусству (от музейных альбомов до газет и журналов) и десятки фотографических и художественных выставок. «Барбарис» позиционирует себя как свободный от конвейера заказных работ универсальный артистический проект, где в формате профессионального издательства осуществляются самые разные формы творческой деятельности, интересные не только художникам, но и всем, кто любит литературу и искусство.

Название издательству подарил всем известный кустарник — тот, что растёт между лесом и садом: независимый, красивый, сильный.

К мысли создать собственное издательство И. Тарханову подтолкнула работа над дизайном книги переводчика, художника и композитора Валерия Сировского, который превратил свои воспоминания о детстве в интереснейший каллиграфический эксперимент. Рукопись была необыкновенной: 254 графических листа, чудесные превращения стилей — культурная игра, визуальный и смысловой ребус, и текст, в котором автор вглядывается в своё уже далёкое, но такое близкое детство. «Очень долго я ломала голову: в какую же нишу укладывается творчество Сировского? И поняла — да ни в какую, ни один издатель не рискнул бы это опубликовать. Так почему бы не создать живую площадку для авторов, не укладывающихся в нормативные рамки? Это и будет моим личным жестом <…> художника по отношению к художнику», — вспоминает И. Тарханова о том, как появился «Барбарис».

Дебютом «Барбариса» стал манускрипт В. Сировского «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» (2012). Книга была издана в нескольких форматах и полиграфических техниках, от самого демократичного варианта до эксклюзивного в малых тиражах. Прославилось же издательство «комментариями к жизни» Алисы Порет «Записки. Рисунки. Воспоминания». Первая книга «Записок» вышла в 2012 году, вторая — в 2017-м.

Издательство «Барбарис» / Миссия

Сегодня искусство, зачастую перегруженное штампами, с одной стороны, а с другой — ставшее валютой и шоу, неизбежно утрачивает свою сакральность, эмоциональную свежесть. «Барбарис» на новом — современном — уровне диалога с читателем пытается восстановить эту свежесть, недопроявленную ткань картинки и текста, ищет её в идеологии изданий и в способах презентации.

Главный принцип — неожиданный ракурс привычного. «Меня интересует <…> “островная” жизнь: люди-острова, люди-магниты, аккумулирующие вокруг себя некий дискурс, — говорит И. Тарханова. — Это такие по-хорошему одинокие в поле искусства авторы, которых мало кто знает, о которых мало говорят. Либо говорят много, но в формате их привычных социальных ролей. В этом смысле “Барбарис” — собрание <…> индивидуальных шхер, собранных в единый архипелаг».

«Барбарис» убирает условности профессий, социальные роли и являет миру творца. Врач, переводчик, журналист благодаря «Барбарису» предстают перед читателем оригинальными писателями, архитектурными графиками, художниками-каллиграфами, мастерами комикса, а художники превращаются в прозаиков, поэтов, эссеистов, мыслителей.

Ниша, которую занял, а точнее, создал «Барбарис», невелика, и его читатель — человек не совсем обычный. По словам И. Тархановой, читатель «Барбариса» умеет удивляться. Он способен остановиться и задуматься, заметить движение облака и перемену ветра, «взгляд ребёнка, который на самом деле уже давно гораздо взрослее этого взрослого». Он понимает и любит традицию и учит этому детей. Читателю «Барбариса» мало того, что может дать электронная книга. Он хочет не только читать, но держать книгу в руках, разглядывать и трогать её, думать — и наслаждаться этим.

Издания «Барбариса» — всегда красивые, утонченные, визуально и осязательно совершенные.

Издательство «Барбарис» / Технологии

«Барбарис» использует только самые качественные материалы, включая лучшие европейские дизайнерские бумаги. Сотрудничает с типографиями, способными добиться нужного цвета и оттенка (например, глубочайшего чёрного) и выполнить часть работы по созданию книги вручную.

Издательство «Барбарис» / Репертуар

«Барбарис» выпускает книги, бумажные настольные игры, современные принты и открытки, репринты старого искусства и советского андеграунда. Издательство рассматривает их как объекты для размышления и личного участия — содержательного, визуального, тактильного.

Книжные издания «Барбариса» — это прежде всего книги художника, а их авторы — люди одновременно пишущие и рисующие. Иногда их литературный талант затеняет дар художника, и наоборот, но издательство умеет показать разные грани творцов. Так, с поэзией ленинградца Леонида Аронзона, признанного классика ХХ века, читатели могут встретиться в «Ста стихотворениях» (2015), а в его «Графике» (2019), собравшей экспериментальные литературные тексты и сотню авторских рисунков, — найти ещё один ключ к пониманию философии Л. Аронзона, который обладал редким даром карикатурной притчи.

Важные для «Барбариса» темы — итальянская и русская. Своими впечатлениями и размышлениями об Италии делится В. Сировский («По Италии с Сировским», в двух томах, 2014, 2015; «Тоскана. Мои тетради», 2020). В его же переводе впервые на русском языке издано знаменитое эссе Курцио Малапарте «Проклятые тосканцы» (2015).

Русской темой объединены издания: Феликс Якубсон «Дневники счастливого человека» (2017); серия «Бедные книги» (2017); В. Сировский «По России с Сировским» (2017); Владимир Стерлигов «Белый гром зимы» (2017), Константин Победин «Толстой и его вегетарианские сапоги» (2019) и др. «Долгие путешествия, сострадание, боль и русская классика. Разговоры на кухне, на даче, русские байки, беседы с попутчиками в дороге. Великие художники и судьбы, страшная война и блокада, большой абсурд и большая любовь. Всё это — Россия», — так можно описать это направлении деятельности издательства.



Один из интереснейших проектов «Барбариса» — книги детей. Идея принадлежит И. Тархановой, которая предложила посмотреть на детские придумки взглядом профессионального издателя. Так «Барбарис» приглашает взрослых учиться у детей смелости, весёлости, любопытству и умению играть.

Первой детской во всех смыслах книгой стали «Иты» четырёхлетнего Егора Васина. Дерзкие и смешные персонажи Егора живут по рыцарским законам. Они совершают много героических дел: воюют, побеждают, сдаются в плен или не сдаются в плен, едят, пьют вино, переплывают на лодках моря… За «Итами» последовали «Кабатки» Гаги Быковой (история фантастических существ с подробным описанием их жизни; картинки сделаны ребёнком на ipad), «WEST» Дмитрия Кедрина (акварели и рисунки, сделанные в 1970-х годах, когда художнику было 10 лет) и «Пластилиновая сказка», созданная на стене старой бревенчатой бани четырьмя девочками, чьи имена скрыты за инициалами С.М.М.Д. Все книги вышли из печати в 2012 году.

Из некнижных изданий «Барбариса» популярны игры, среди которых наборы сувенирных игральных карт и папки арт-лото.

«52 города Италии» — это колода игральных карт, предназначена для поклонников прекрасной страны, путешественников и любителей искусства. Карты украшены цветными миниатюрами с видами итальянских городов и ландшафтов, выполненными В. Сировским. К картам прилагается блокнот с комментариями автора и небольшая книга «24 пасьянса. Старинные расклады с правилами и рисунками» (2013). Она рассказывает о пасьянсах «Каре Наполеона», «Английская конституция» и «Индийская императрица», которые любили раскладывать и в российских литературных салонах.



Старой форме арт-лото «Барбарис» дал новое прочтение. Его лото — это уникальные дизайнерские папки, безупречная печать на лучших европейских бумагах, но главное — идея. Так, в игре «48 символов голландского натюрморта» (2014), созданной на основе шедевров из собрания амстердамского Rijksmuseum, игрокам придётся не только понять символику живописи, но и попытаться постичь тонкие поэтические смыслы своеобразного живописного ребуса, придуманного издателем. Для этого игрокам придётся изучить карточки, на одной стороне которых помещён символ, взятый из натюрморта, на другой — значение символа и стихотворение голландского поэта XVII в. на тему этого символа.

Набор из восьми открыток вы конвертах «Что сказали великие режиссёры?» (2014) — это театральные ребусы, нарисованные талантливой художницей Полиной Плавинской. Отсылают к традициям домашних розыгрышей и шарад.

Все издания «Барбариса» провоцируют читателя на игру, размышления, творчество.

Издательство «Барбарис» / Серии

«Бедные книги»

Серия осуществлена в 2017 году. Её замысел заключается в соединении идеи сострадания с arte povera, особым направлением в искусстве. Специфика направления в том, что художники создают произведения из материалов, на первый взгляд отношения к искусству не имеющих.

В рамках серии изданы рассказы русских классиков, писавших о сострадании простым, ясным, наивным языком. Один рассказ — одна книга.

Книги проиллюстрировала выдающийся художник современности Ирина Затуловская, работы которой находятся во многих российских и зарубежных музеях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Музей современного искусства в Тренто и Роверето (Италия). Приверженность художника arte povera, в частности, нашла воплощение в том, что И. Затуловская выполнила иллюстрации к одной из книг серии — «Лисичкин хлеб» М. Пришвина — черничным соком.

На первый взгляд книжки похожи на школьные тетрадки или самодельный альбом, сшитый из сложенных вдвое плотных листов бумаги для рисования. В некоторых книгах (например, в «Соловье и воробье» В. Вересаева) «самодельность» подчеркивается текстом, написанным (точнее, нарисованным) от руки печатными буквами.

Серию составляют семь книг. Помимо названных в серию входят: Н. Лесков «Зверь», А. Платонов «Благодарный заяц», Л. Толстой «Алёша Горшок», А. Чехов «Каштанка», Б. Шергин «Дождь».

«Все козыри»

Визуально-литературный проект, адресованный любителям русской литературы. Появился в 2016 году. Состоит из трёх частей и приложения:

  • «Все козыри. Набор для игры в классиков русской литературы» (2016) представляет собой колоду сувенирных игральных карт. В колоде 53 карты, и на каждой — живописный портрет писателя. Оригинальные миниатюры выполнены московской художницей П. Плавинской.
  • «Все козыри. Избранные цитаты» (2016) — сборник цитат о картах и карточной игре от всех героев колоды.
  • Победин К. «53 жизнеописания самых известных русских писателей» (2017). В книге собраны короткие литературоведческие эссе о самых известных писателях в духе абсурдистской прозы.
  • «24 пасьянса. Старинные расклады с правилами и рисунками» (2013). Расскажет о пасьянсах, которые могли раскладывать писатели или их герои, а заодно познакомит с «культурой настольных баталий» и даст «ключи к пониманию вещей достаточно серьёзных».

«Путешествия с Сировским»

С 2014 года издательство «Барбарис» выпускает эту серию по дневникам, которые В. Сировский, переводчик с итальянского, неутомимый путешественник и талантливый художник, вёл на протяжении многих лет. На сегодняшний день Сировским создано более семидесяти альбомов с путевыми зарисовками, рукописными текстами и артефактами. Изданы два выпуска «По Италии с Сировским» (2014, 2015), «По России с Сировским» (2017), «По Европе с Сировским» (2019).

Издательство «Барбарис» / Авторы

Писатели

Леонид Аронзон, Гага Быкова, Егор Васин, Викентий Вересаев, Ирина Затуловская, Дмитрий Кедрин, Николай Лесков, Курцио Малапарте, Андрей Платонов, Константин Победин, Алиса Порет, Ирина Потапова, Михаил Пришвин, Маргарита Пуришинская, С.М.М.Д., Владимир Стерлигов, Лев Толстой, Антон Чехов, Борис Шергин, Татьяна Щербина, Феликс Якубсон и др.

Художники

Леонид Аронзон, Гага Быкова, Егор Васин, Ирина Затуловская, Дмитрий Кедрин, Поля Плавинская, Константин Победин, Алиса Порет, Валерий Сировский, С.М.М.Д., Татьяна Щербина, Татьяна Ян и др.

Издательство «Барбарис» / Проекты

Для И. Тархановой книги — не просто бумажные издания. Это ещё и рукотворное — настоящее — мастерство для удовольствия.

«Лаборатория переплёта»

Школа переплётного мастерства. Создана И. Тархановой в 2019 году. В рамках спецкурса «Вёрстка. Полиграфия. Переплёт» она преподает историю и навыки книжного ремесла, вместе с учениками исследует современные конструкции книги. В «Лабораторию» приходят самые разные люди: от мастера парашютного спорта, филолога, инженера и врача до школьников.

«Реновация книг»

Онлайн-курс «Лаборатории переплёта». В программу курса входит освоение навыков ремонта книг на скрепке, в мягкой обложке и твёрдом переплёте; шитье книжного блока на швальном станке по старым технологиям; обновление старой обложки и создание новой, в том числе кожаной. Занятия ведёт И. Тарханова.

Издательство «Барбарис» / Партнёры

Постоянным партнёром издательства выступает московская галерея современного искусств «Роза Азора», в которой в 2012 году прошла презентация первой книги «Барбариса» — «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» В. Сировского.

Создавая издательство, И. Тарханова и её соратники не думали о громкой известности «Барбариса» или о больших тиражах. Тем не менее осуществлено уже более сорока проектов, издано около ста тысяч книг. «Барбарис» с радостью идёт навстречу экспериментам и неизвестным именам.

Сегодня, как и в начале пути, «Барбарис» — это сообщество писателей, художников, галеристов, которым не нужно доказывать свою состоятельность. Они работают, осознавая необходимость в высоком сегменте современного книжного дела.

Источники