Бём Елизавета Меркурьевна

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Елизавета Меркурьевна Бём
Елизавета Бём
Елизавета Бём
Дата рождения 24.02.1843 [12.02 по старому стилю]
Место рождения г. Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 7.08.1914 [25.07 по старому стилю]
Место смерти г. Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство Российская империя
Род деятельности художник-иллюстратор
Язык произведений русский



Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве — Эндаурова) — рисовальщица, силуэтист, иллюстратор детских журналов и книг.

Елизавета Бём / Биография

Елизавета Бём родилась 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1843 года в Санкт-Петербурге. Отец Елизаветы, Меркурий Николаевич Эндауров, служил в 1833–1840 годах в лейб-гвардии в Московском полку, а с 1840 по 1850 — в Санкт-Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. Мать, Юлия Ивановна, была дочерью чиновника VI класса Богуславского полка. Родители Елизаветы были большими любителями искусства.

Детство Елизаветы прошло в родовом поместье в Ярославской губернии. В эти годы началось её увлечение рисованием.

С 1857 года по 1864 год Елизавета обучалась в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Её учителями были такие мастера, как И. Н. Крамской, П. П. Чистяков, А. Е. Бейдеман и Л. О. Премацци. Елизавета стала одной из первых женщин в России, профессионально занявшихся графикой и прикладным искусством. За свои рисунки она получила серебряную медаль Общества поощрения художеств.

В 1867 году Елизавета Меркурьевна вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, талантливого скрипача и преподавателя, а позднее профессора Петербургской консерватории, который был венгром по происхождению. Став замужней женщиной, Елизавета Бём не прекратила заниматься рисованием. Людвиг Францевич относился с пониманием к любимому делу супруги и всячески её поддерживал.

В 1870 году Императорская Академия художеств присудила Елизавете Меркурьевне большую поощрительную медаль за акварельные и карандашные рисунки животных. В том же году художница получила золотую медаль на выставке акварельных рисунков и миниатюр в Париже.

В технике литографии была выполнена первая крупная работа Елизаветы Бём — рисунки к поэме Н. А. Некрасова «Мороз Красный нос» (Изд. А. Ильин, 1872).

Всероссийскую, а позднее и международную известность Елизавете Меркурьевне принесли силуэтные рисунки. Художница создавала свои работы при помощи кисти, используя возможности литографии (при этом литографированием занималась сама Елизавета Бём).

Её первая книжка-альбом «Силуэты» на темы из мира детей вышла в 1875 году. В последующие годы были изданы такие альбомы, как «Силуэты из жизни детей» (1877), «Силуэты» (1879), «Пирог» (1880), «Из деревенских воспоминаний» (1882), «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки» (1885). Всего за два десятка лет работы в технике силуэта художница выпустила 14 альбомов, которые неоднократно перепечатывались не только в России, но и за рубежом.

Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Художница иллюстрировала произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова. Также Елизавета Бём оформляла книги сказок.

В 1878 году Елизавета Меркурьевна выполнила силуэтные иллюстрации к сказкам Варвары Софронович «Какой друг был у Даши», «Волшебная палочка», «Глазки принцессы Формозы», «Два брата», «Розовое стёклышко», «Ненужный подарок», «Каменная статуя». В том же году была выпущена серия силуэтов «Басни И. Крылова». Е. М. Бём исполнила по одной иллюстрации к 12 басням.

Силуэтные иллюстрации, выполненные к «Народной сказке о репке» (1881), стали одной из самых популярных работ художницы. Сказка о репке с иллюстрациями Е. М. Бём неоднократно переиздавалась, в том числе и при советской власти.

В 1885 году Л. Н. Толстой привлёк художницу к сотрудничеству с издательством «Посредник», выпускавшим книги для народа. Работы Елизаветы Меркурьевны регулярно появлялись и на страницах журналов и альманахов, таких как «Нива», «Новое время», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация». Е. М. Бём иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка». Сотрудничество с различными периодическими изданиями продолжалось до конца жизни художницы.

Став непревзойдённым мастером силуэта, Елизавета Бём не бросила занятий акварелью. Этой технике художница отдавала предпочтение ещё во времена учёбы в рисовальной школе. С возрастом в связи с ухудшением зрения Е. М. Бём была вынуждена оставить силуэтную графику, которая требовала большого напряжения глаз. С 1900-х годов Елизавета Меркурьевна перешла исключительно на технику акварели.

Художница создавала акварельные портреты детей. Также Елизавета Меркурьевна написала портреты И. Е. Репина и Н. С. Лескова. Облик самой художницы запечатлели такие художники, как Н. П. Богданов-Бельский, М. А. Врубель, И. Е. Репин.

Огромный успех пришёл к Елизавете Бём с наступлением эры иллюстрированной почтовой карточки. Главными героями открыток Е. М. Бём были маленькие дети. Открытки, выполненные художницей в русском стиле, сопровождались пословицами, поговорками, загадками. В общей сложности Елизавета Меркурьевна создала более трёхсот оригинальных композиций для открытых писем. Почтовые карточки-открытки Е. М. Бём печатались многотысячными тиражами и пользовались невероятной популярностью.

При жизни Елизаветы Бём достигло расцвета искусство прикладной графики. Елизавета Меркурьевна, как и некоторые другие популярнейшие художники своего времени, работала в этом жанре, создавая подносные адреса, программки, меню.

Заметное место в творчестве Е. М. Бём занимало проектирование изделий из стекла. Художница создавала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы, такие как братины, ковши, стопы, чарки. Расписыванием посуды Елизавета Бём занималась сама, а если росписи делал кто-то другой, то происходило это под наблюдением художницы.

Последней крупной работой Елизаветы Меркурьевны Бём стала «Азбука», представлявшая собой шедевр книжного искусства начала XX века. Художница начала работать над «Азбукой» в 1911 году. По замыслу Елизаветы Бём «Азбука» предназначалась «не для обучения грамоте малышей», а представляла собой скорее историю в картинках. «Азбука» должна была стать настольным альбомом для совместного просмотра детьми с родителями. Всего художница создала тридцать одну оригинальную композицию акварелью, включающую в себя древнюю буквицу, изображения и надписи, её поясняющие. Центральным персонажем каждой композиции является ребёнок в каком-либо образе — боярина, витязя, нищего, царицы или монашки. А вокруг персонажа располагаются различные предметы, начинающиеся на ту или иную букву. Текст к каждой буквице составили Елизавета Бём, профессор Ф. Батюшков и знаток фольклора Е. Опричнин. Заставки и виньетки в новгородском стиле к акварелям художницы выполнил Н. Иванов. «Азбука» была выпущена в Париже И. С. Лапиным в 1913–1914 годах. Альбом Е. М. Бём выходил частями. Планировалось издать пять выпусков по шесть букв в каждом. Однако вышло только четыре выпуска, три из них — при жизни Елизаветы Меркурьевны. Альбом был издан на французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками, тиражом 1000 экземпляров. Ещё 100 роскошных нумерованных альбомов особенно тщательного исполнения вышли с автографом самой художницы.

Е. М. Бём умерла 7 августа (25 июля по старому стилю) 1914 года в своей квартире в Санкт-Петербурге. До конца своих дней художница не переставала заниматься творчеством.

Елизавета Бём всю жизнь придерживалась в своём творчестве русского стиля. Работая в этом стиле, она заслужила славу самобытного художника. Творчество Елизаветы Бём высоко оценивалось современниками. Работы художницы участвовали в международных выставках в Чикаго (1893), Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде были отмечены наградами. Творчество Е. М. Бём было так популярно, что уже в начале XX века у неё появились подражатели, и «Бёмовский стиль» начал распространяться повсеместно.

В советское время творчество Елизаветы Бём подверглось критике, и имя художницы было почти забыто. Интерес к её акварелям и силуэтам вновь пробудился в конце 1980-х годов. В 1987 году в ленинградском издательстве «Детская литература» вышел сборник произведений русских писателей «Крестьянские дети», в который были включены стихотворения Н. А. Некрасова, отрывок из повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», рассказы К. Д. Ушинского, «Ванька» А. П. Чехова, «Бежин луг» И. С. Тургенева, произведения А. Н. Майкова, А. А. Блока и других. Сборник был проиллюстрирован силуэтами Е. М. Бём. В последние годы интерес к работам художницы стал возрастать.

Изоматериалы и книги с иллюстрациями Е. М. Бём

  • Бём, Е. М. Мороз Красный нос : [изоматериал] : поэма Н. Некрасова в 6 картинах / рисунки соч. и рис. на кам. Елиз. Бём. — [Санкт-Петербург] : Картографическое заведение А. Ильина, 1872. — [6] л. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Силуэты Е. Бем. — [Санкт-Петербург] : Картографич. зав. А. Ильина, 1875. — 8 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Силуэты из жизни детей : [изоматериал] / Елиз. Бём. — [Санкт-Петербург] : [б. и.], 1877. — [8] отд. л. ил. в папке. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Силуэты к басням Крылова Елиз. Бём : [альбом]. — Санкт-Петербург : издание Фельтена, 1878. — [12] л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Силуэты Е. Бем : [альбом рисунков]. — [Санкт-Петербург] : Карт. Зав. А. Ильина, 1879. — 12 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Пирог : силуэты Е. Бём. — Санкт-Петербург : Карт. Зав. А. Ильина, 1880. — 12 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Из деревенских воспоминаний. Силуэты. Елизаветы Бем. — [Санкт-Петербург] : Картографическое заведение А. Ильина, 1882. — 10 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бульи, Ж. Н. Сказки дочери моей / Булльи ; пер с фр. под ред. Т. П. Пассек. — Санкт-Петербург : тип. (б.) А. М. Котомина, 1882. — 147 с., 7 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Типы из Записок охотника И. С. Тургенева в силуэтах Елиз. Бём. — Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1883. — [10] л., 10 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Пословицы в силуэтах Елиз. Бем. — Санкт-Петербург, 1884. — 12 л. ил. в папке. — [Хранится в РГБ].
  • Бём, Е. М. Поговорки и присказки в силуэтах Елиз. Бем. — Санкт-Петербург, 1885. — 10 л. ил. в папке. — [Хранится в РГБ].
  • Корчевская, О. Русские народные сказки для маленьких детей : сост. по Афанасьеву, «Родному слову» Ушинского и др. сб. О. Карчевской / С 23 силуэтами и 2 рис. Елиз. Бем. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1901. — IV, 80 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Дмитриева, В. И. Горюн : рассказ В. И. Дмитриевой / [рис. исполнены Елизаветой Бем]. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. Фребел. о-во, 1902. — 77 с. : ил. — (Рассказы для детей младшего возраста, удостоенные премии Санкт-Петербургского Фребелевского общества). — [Хранится в РГБ].
  • Горбунова-Посадова, Е. Е. Для крошечных людей : с рассказами и стихами, собр. Е. Горбуновой и В. Лукьянской / Картинки Е. Бем. — Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. — 103 с. : ил. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и для юношества). — [Хранится в РГБ].
  • Горбунова-Посадова, Е. Е. Для маленьких людей : с рассказами и стихами, собр. Е. Горбуновой и В. Лукьянской / картинки Е. Бем. — Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. — 135 с. : ил. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова). — [Хранится в РГБ].
  • Крестьянские дети : сборник / сост., вступ. ст. и послесл. А. Акимовой ; оформ. Ю. Дышленко ; худож. Е. Бем. — Ленинград : Детская литература, 1987. — 287 с. : ил.
  • Тургенев, И. С. Записки охотника / И. С. Тургенев ; в силуэтах Елиз. Бём. — Москва : Фортуна Эл, 2009. — 152 с. : ил. — (Книжная коллекция).

Елизавета Бём / Книги в НЭБ.Дети

О жизни и творчестве

  • Акимова, А. «О силуэтах Елизаветы Бём» / А. Акимова // Крестьянские дети : сборник / сост., вступ. ст. и послесл. А. Акимовой ; оформ. Ю. Дышленко ; худож. Е. Бем. — Ленинград : Детская литература, 1987. — С. 7–10.
  • Аксенова, Г. В. «Черныши» Елизаветы Бем / Г. В. Аксенова // Московский журнал. История государства Российского. — 2006 . — № 4 . — С. 59–64. — (Из дальних лет).
  • Андреева, Е. Два века Елизаветы Бем / Е. Андреева // Детская литература. — 1991. — № 4. — С. 26–28. — (Художник и книга).
  • Ганкина, Э. З. Русские художники детской книги / Э. З. Ганкина. — Москва : Советский художник, 1963. — 279 с. : ил.
  • Библиогр.: с. 266–267. — Алф. указ.: с. 268–270. — Список иллюстраций: с. 271–277. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Герасимова, Ю. Открытки Елизаветы Бём / Юлия Герасимова // Эскиз. — 2018. — № 2. — С. 12–13. — (Моя коллекция).
  • Глоцер, В. «От Автора…» / Владимир Глоцер // Книжное обозрение. — 1998. — № 15. — С. 5.
  • Головко, С. И. Азбука Е. М. Бём — шедевр книжного искусства начала XX в. / Светлана Ивановна Головко // Библиография и книговедение. — 2017. — № 3. — С. 112–120. — Фот. — Ил. — (Библиофильская полка).
  • Пинахина, Е. Елизавета многоликая : она иллюстрировала классиков, но славу обрела благодаря открыткам / Елизавета Пинахина // Родина. — 2019. — № 4. — С. 44–45. — (Тема номера) (Художник).
  • Чапкина-Руга, С. Русский стиль Елизаветы Бем : [альбом] / С. Чапкина-Руга. — Москва : Захаров, 2007. — 533 с. : ил. — Библиогр.: с. 484–486, 502–505.
  • Шестимиров, А. А. Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова) // Забытые имена : русская живопись XIX века / А. А. Шестимиров. — Мосва : Белый город, 2008. — С. 226–235. — (Энциклопедия мирового искусства).
  • Герасимова, Д. Бём Елизавета Меркурьевна / Дарья Герасимова. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 06.02.2020).
  • Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914) : виртуальная выставка к 175-летию со дня рождения русской художницы : [презентация] / [научно-библиографический отдел ; сост. Е. В. Азарова ; ред. Н. С. Рубан]. — Текст. Изображение : электронные // Российская государственная детская библиотека : сайт. — URL: https://rgdb.ru/otdely/otdel-informatsionnoj-podderzhki-i-obsluzhivaniya-rukovoditelej-detskogo-chteniya/4055-elizaveta-merkurevna-bjom (дата обращения: 06.02.2020).
  • Козлова, С. С. Отражение культурно-исторического наследия дореволюционной России в «Азбуке» Е. М. Бём / Козлова С. С. — Текст : электронный // Научные тенденции: Филология, Культурология, Искусствоведение : сборник научных трудов по материалам XVII международной научно-практической конференции, 26 июля 2019 г. — Санкт-Петербург, 2019. — С. 9–11. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  • Лаврентьева, С. Друг детей — Е. М. Бём : биографический эскиз / С. Лаврентьева. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Тип. Т-ва п. ф. «Электро-Типография Н. Я Стойковой», 1911. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Национальная электронная библиотека.
  • Мозохина, Н. А. К вопросу об истоках образного мира Елизаветы Бём (на примере открытых писем художницы) / Мозохина Н. А. — Текст : электронный // Альманах современной науки и образования. — 2009. — № 1 (20), ч. 2. — С. 115–118. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  • Оболенская, Е. Добрая улыбка Елизаветы Бём / Елизавета Оболенская. — Текст : электронный // Культура здоровой жизни. — 2014. — № 4. — С. 30–33. — (И творчество, и чудотворство) . — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Культура здоровой жизни : архив выпусков журнала.
  • Павленко, Е. В. Силуэтная графика в России. Авторский стиль Елизаветы Меркурьевны Бём / Павленко Елена Владимировна, Бабенко Софья Романовна. — Текст : электронный // Лучшая студенческая статья 2018 : сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса. В 2 ч. Ч. 1. — Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  • Четверикова, Л. Н. Чапкина-Руга С. Русский стиль Елизаветы Бём: Альбом / Лариса Четверикова. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 06.02.2020).