Мастрюкова Татьяна Олеговна

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Татьяна Мастрюкова
Татьяна Мастрюкова
Татьяна Мастрюкова
Место рождения Москва
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Татьяна Олеговна Мастрюкова — российский писатель, автор мистических триллеров и книг в жанре фолк-хоррор для детей и подростков.

Татьяна Мастрюкова / Биография

Татьяна Мастрюкова родилась в Москве. Её мама, филолог по образованию, всю жизнь проработала в Государственной публичной исторической библиотеке. Бабушка — оперная певица, старшая сестра — художник. Отец, журналист-международник, умел писать так живо и образно, что его очерки стали для Татьяны образцом владения печатным словом.

Детство Татьяны прошло в Китае. Отец работал в Пекине, поэтому на родину девочка приезжала только на летние каникулы. Она росла в читающей семье и с раннего детства полюбила книги. Близкие со вниманием отнеслись к её творческим задаткам. В первом классе, едва научившись писать, она придумала сказку о двух попугаях и их друге крокодиле. Книга была выпущена в единственном экземпляре в рукописном формате.

Татьяна Мастрюкова всю жизнь увлекается чтением и сочинением собственных историй. Вообще она считает себя человеком весёлым, очень оптимистичным и даже не представляет, почему обычно все её истории заканчивались печально, даже трагически, «все умерли». Творчество девочки пользовалось среди сверстников популярностью, хотя она сама критически относилась к своему сочинительству, без сожаления уничтожала написанное, охотно раздаривала тетрадки со своими фантастическими повестями, так что практически никаких артефактов того времени у неё не осталось. Например, тетрадь с написанной под впечатлением от «Двадцати тысяч лье под водой» Жюля Верна повестью «Летучий Голландец» была подарена однокласснику. Каким-то чудесным образом до сегодняшнего дня дошли только стихи, которые она записывала на чём попало. Изначально Татьяна считала себя поэтом (хулиганистым лириком), даже выигрывала всевозможные школьные конкурсы, её произведения транслировали по школьному радио. Но это было как бы само собой разумеющееся, никакой исключительности она не чувствовала.

Любимые книги Т. Мастрюковой по-прежнему стоят на полках домашней библиотеки, бережно хранимые, в идеальном состоянии, хотя пережили по крайней мере пять переездов. Это, прежде всего, «Баба-Мора» А. Первик, «Три мушкетёра» А. Дюма, все истории про Шерлока Холмса А. Конан Дойла (дома было его собрание сочинений), все истории про Муми-троллей Т. Янссон, «Приключения Жакони» и «Кот Котькин» Ю. М. Магалифа, «Волшебный мелок» С. Хопп, «Гарантийные человечки» Э. Н. Успенского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (по этому роману Татьяна писала сочинение в 5 классе, как о любимой книге).

Сначала Татьяна увлекалась приключенческой литературой, потом фантастикой, позже — научной фантастикой (особенно Р. Брэдбери и Р. Шекли), потом детективами. В двенадцать лет стала интересоваться таинственными и необъяснимыми явлениями, о которых в то время можно было прочитать на страницах популярного журнала «Наука и жизнь». После окончания школы они с подругой начали писать «авантюрно-юмористическо-мистико-абсурдный роман из альтернативной реальности». Работа над ним продолжается до настоящего времени, авторов не оставляет надежда когда-нибудь разобрать все коробки с рукописями и опубликовать их — возможно, под псевдонимом, поскольку они предназначены для взрослых читателей.

Мистика появилась в её жизни вместе с фольклором. Проблема была в том, что Татьяна очень быстро читала, и в библиотеке перечитала все приключения и фантастику (в том числе взрослую). Библиотекарь, видя её разочарование, просто подвела к полке с мифологией и сказками народов мира, где многие книги стояли ни разу не читанные. Т. Мастрюкова вспоминает:


« Некоторые произведения были совершенно неадаптированные для детей <…>. Гоголь прекрасен, но по сравнению с народным творчеством он очень мягок к своим героям, даже когда убивает их. Это уже потом на нас лавиной хлынули мистика и ужасы, кое-как переведённые, кое-как изданные, но от этого не менее будоражащие воображение. Я прочла «Дракулу» Брэма Стокера, и это было озарением! И всё равно с фольклором ничего не сравнится.

Татьяна Мастрюкова

»


Своей дачи у семьи Т. Мастрюковой никогда не было, поэтому лето она проводила в пионерском лагере на Байкале или в посёлке у родственницы, вместе со своим племянником. И уже в подростковом возрасте самостоятельно ездила к подружке на дачу в деревню, в места, ставшие прообразом Анцыбаловского треугольника. Там она тоже постоянно читала и слушала всевозможные местные страшные истории, былички — рассказы о страшных событиях, неожиданных встречах с потусторонним, злокозненных сущностях или людях, обладающих колдовской силой, о мертвецах, приходящих с того света. Впоследствии многие рассказы вошли в её книги. «Всё всегда так или иначе попадает в мои книги», — утверждает писательница.

Т. Мастрюкова окончила Университет Российской академии образования (ныне Университет Российского инновационного образования) по специальности детский и семейный психолог, работала в Государственной публичной исторической библиотеке. Долгое время писала для себя, не думая о возможности публикации, хотя все в её окружении считали, что ей необходимо попробовать издать свои произведения. Первый роман она написала по просьбе дочерей. Девочкам хотелось услышать что-нибудь страшное, но как будто случившееся с ней на самом деле. Татьяна описывала им летние каникулы, которые проводила с друзьями на даче, и в какой-то момент дети оборвали её: «Хватит! Хватит просто рассказывать, записывай! Нам нужна такая книга!».



В начале 2018 года Т. Мастрюкова разместила свой дебютный роман «Болотница» на площадке «ЛитРес Самиздат». Книга получила живой отклик многочисленных читателей и принесла победу в ежегодном литературном конкурсе в сфере электронных и аудиокниг «Электронная буква» в номинации «Крупная проза».

Родители героини романа, двенадцатилетней Вички, решили, что лето девочка с мамой проведут на природе, подальше от цивилизации, в глуши так называемого Анцыбаловского треугольника, в небольшой деревушке, которая даже не нанесена на карты. Дачницы оказались в почти безлюдном месте, отрезанные от привычного мира, среди непроходимых лесов и болот, без интернета и связи. Во дворе дома мама обнаружила странный заброшенный колодец. Вскоре она пропала в лесу, и во время происков оставшаяся в одиночестве Вичка встречает на болоте внушающего ужас злого духа. В 2020 году роман стал победителем конкурса издательства «Росмэн» «Новая детская книга» и был опубликован на бумаге. С этого времени началось тесное сотрудничество Т. Мастрюковой с издательством «Росмэн». В 2019 году «Болотница» стала лауреатом премии «Выбор читателей Лайвлиба» в номинации «Детские книги». В 2020 году роман вышел в финал конкурса «Мастера Ужасов» в номинации «Лучшее издание для детей/подростков». Книга входит в топы портала Лайвлиб, сервиса электронных книг ЛитРес и крупных книжных интернет-магазинов, в списки книг программы летнего чтения для детей и подростков библиотек Департамента культуры г. Москвы.

Второй книгой Татьяны Мастрюковой стало мистическое городское фэнтези «Приоткрытая дверь» (2019). Девочка-подросток Настя вместе со своей тётей, увлёкшейся оккультизмом, проводят спиритический сеанс вызова духа своего предка. После этого в их старинном доме начинают происходить странные, пугающие явления. Разобраться с причиной сверхъестественных событий Насте помогает её виртуальная знакомая — Вичка, уже знакомая читателям по книге «Болотница». Роман «Приоткрытая дверь» вошёл в топ-100 книг в жанре «Книги для подростков» и в топ-10 книг по тегам «Таинственные явления» и «Нечистая сила» сервиса электронных книг ЛитРес, в список самых популярных книг по версии портала Лайвлиб (2019–2020), в лонг-лист литературной премии «Алиса» (2020), в списки бестселлеров интернет-магазинов «Читай-город», Book24, «Москва» и др. В 2019 году роман номинировался премию «Выбор читателей» в номинации «Young Adult» портала Лайвлиб.

В 2020 году вышел третий роман Татьяны Мастрюковой «Тихие гости» — мрачная, атмосферная история о трёх подружках, решивших провести новогодние каникулы на даче. Кажется, что пугающая старуха-соседка и пёс — единственные обитатели заброшенной, занесённой снегом деревни. Но вскоре девочки замечают, что их незаметно навещают странные люди. Только люди ли это? Интересным авторским ходом стали вставные мистические истории «Из стопки на растопку», найденные девочками в старых газетах и журналах, приготовленных для растопки печи. Книга получила премию «Мастера Ужасов» в номинации «Лучший роман русскоязычного автора» (2020).

Сюжет романа «Радио “Морок”» (2021) также разворачивается в пустующей, нежилой деревне. На этот раз героями книги стала целая семья, родители и две сестрички. Им не удалось доехать до деревни Сырые Дороги, где они запланировали провести каникулы. Отцу пришлось чинить сломавшуюся машину, а мама с девочками поселилась в безлюдной Жаболокне, где нет связи и интернета. По местному пиратскому радио рассказывают лишь страшилки, за покосившимися заборами стоят пугала захряпы-наряжухи, деревяшки в человеческой одежде, а на каждом шагу попадаются неестественно огромные жабы. Роман номинировался на премию «Выбор читателей Лайвлиба» в номинации «Страх и ужас» (2021).

Героям романа Т. Мастрюковой «Кошачья голова» (2022), Егору и его сестре Алине, пришлось столкнуться с икоткой, потусторонним существом, который овладевает телом человека и подчиняет себе его волю. Одержимую икоткой Алину отвозят к знахарке в деревню Никоноровку, которая находится недалеко от уже известного читателям мистического Анцыбаловского треугольника. Там Егору также пришлось столкнуться с нечистью, обитающей в деревне. Книга была отмечена премией «Мастера Ужасов» в номинации «Лучшее издание для детей/подростков» (2022).

В 2023 году вышли сразу две новых книги Т. Мастрюковой. В основу сборника «Приходи вчера. Жуткие былички» легли рассказы деревенских жителей о сельской нежити с которой, по их словам, им пришлось столкнуться. Коротенькие былички о русалках, оборотнях и заложных покойниках сопровождаются обязательным толкованием и разъяснением старинных примет.



Основная сюжетная линия романа «Блошиный рынок» о любителе покупать вроде бы ненужные вещи на барахолках также переплетается с быличками. Страшные истории повествуют о таких обыденных вещах как навесной замок, зажим для бумаг или очки. Вот только зажим может попытаться задушить среди ночи, а вилка в колыбельке в своё время спасла рассказчика от подмены нечистой силой. В своем творчестве писательница не только использует былички, услышанные от незнакомых людей, случайных попутчиков, но и работает с письменными источниками — трудами исследователей мифологии народов нашей огромной страны, от жителей Архангельской области до коми-пермяков.

Т. Мастрюкова считает ужасы «важным литературным жанром, с которым читатели любого возраста обязательно должны познакомиться». По её мнению, страшилки и ужастики обладают терапевтическим эффектом. Ведь выпуская на волю монстров, оживляя их в своём воображении, можно одержать победу над ними, убить или принудить к послушанию, при этом для спасения в любой момент достаточно просто захлопнуть книгу. Пережив травмирующую ситуацию, читатель получает эмоциональную разрядку, чувствует себя более живым и сильным. Сама Татьяна Олеговна в состоянии стресса перечитывает произведения С. Кинга, Г. Ф. Лавкрафта и Д. Симмонса или ищет новинки этого столь любимого ею жанра.


« Страшные истории с плохим концом нужны именно для того, чтобы ты, прочитав последнее предложение, с радостью осознал, что с тобой-то ничего такого жуткого не произойдет, что у тебя-то все в порядке. И это не может не радовать.

Татьяна Мастрюкова

»


Татьяна Мастрюкова — частый гость на литературных фестивалях и книжных ярмарках. Она — участник Всероссийского фестиваля семейного чтения «#ЧитайФестФольклор» в Российской государственной детской библиотеке, член жюри литературного конкурса ЛитРес «13 страшных историй» и журнала «DARKER» «Чёртова дюжина — 2020», преподаватель в писательской онлайн-школе для подростков издательства «Росмэн», актриса в короткометражных фильмах для детей детской студии КиноНива и др., в том числе снятых по её произведениям.

Сайт писательницы постоянно обновляется. Поклонники её творчества могут найти на нём огромное количество информации: отзывы читателей о книгах и фан-арт, фильмы и материалы в СМИ, интереснейшей календарь Анцыбаловского треугольника.


Татьяна Мастрюкова

Татьяна Мастрюкова / Книги

  • Мастрюкова, Т. Болотница / Татьяна Мастрюкова. — Москва : Росмэн, 2019. — 253 с.
  • Мастрюкова, Т. Приоткрытая дверь / Татьяна Мастрюкова. — Москва : Росмэн, 2019. — 271 с. : ил.
  • Мастрюкова, Т. Тихие гости / Татьяна Мастрюкова. — Москва : Росмэн, 2020. — 253 с.
  • Мастрюкова, Т. Радио «Морок» : роман / Татьяна Мастрюкова. — Москва : Росмэн, 2021. — 253 с. : ил.
  • Мастрюкова, Т. Кошачья голова : роман / Татьяна Мастрюкова. — Москва : Росмэн, 2022. — 253 с. : ил.
  • Мастрюкова, Т. Приходи вчера. Жуткие былички : сборник рассказов / Татьяна Мастрюкова. — Москва : Росмэн, 2023. — 253 с. : ил.
  • Мастрюкова, Т. Блошиный рынок : роман / Татьяна Мастрюкова. — Москва : Росмэн, 2023. — 223 с. : ил.

О жизни и творчестве

  • Бондарева, А. Деревенский хоррор : [рецензия на роман Т. Мастрюковой «Болотница»] / А. Бондарева // Читаем вместе. — 2019. — № 6. — С. 27. — (Книги для подростков).
  • Кузнецов, Б. Старику Хоттабычу пора на пенсию? : [интервью с директором издательства «Росмэн» Б. Кузнецовым, в т. ч. о книге Т. Мастрюковой «Болотница»] / Борис Кузнецов ; беседу вела Н. Сысоева // Читаем вместе. — 2020. — № 6/7. — С. 16–19. — (Книжное закулисье).
  • Руднева, М. [Рецензия на книгу Т. Мастрюковой «Приходи вчера. Жуткие былички»] / Мара Руднева // Мир фантастики. — 2023. — № 233: Апрель. — С. 34. — (Книжный ряд) (Книги месяца).
  • Юрова, Е. [Рецензия на книгу Т. Мастрюковой «Кошачья голова»] / Евгения Юрова // Мир фантастики. — 2022. — № 227: Октябрь. — С. 31. — (Книжный ряд) (Книги месяца).
  • Интервью с Татьяной Мастрюковой: «В России почему-то всё отечественное заранее хуже иностранного». — Текст : электронный // Дзен : блог-платформа. — Канал «Литература.today».
  • Книги для тинейджеров: рассказы Волчка, болотная нечисть и черти : летнее чтение для современных подростков по версии Алексея Копейкина : [в том числе обзор книги Т. Мастрюковой «Болотница»]. — Текст : электронный // Год литературы : сайт.
  • Подростковое фэнтази: что читать этим летом? : встреча с писателями Татьяной Мастрюковой, Тамарой и Германом Рыльскими и Глебом Кащеевым : видеопрограмма. — Текст. Устная речь. Изображение : электронные // Youtube : видеохостинг.
  • Разумихина, О. Дети спасают мир : три новых героических романа для юных читателей : [в том числе обзор книги Т. Мастрюковой «Болотница»]. — Текст : электронный // Год литературы : сайт.

Награды, премии

  • 2018 — премия ЛитРес в сфере электронных и аудиокниг «Электронная буква» в номинации «Крупная проза» (за книгу «Болотница»)
  • 2018 — премия «Новая детская книга» в номинации «Фэнтези. Мистика. Триллер» (за книгу «Болотница»)
  • 2022 — премия «Мастера Ужасов» в номинации «Лучшее издание для детей/подростков» (за книгу «Кошачья голова»)
  • 2022 — финалист премии «Мастера Ужасов» в номинации Лучшее произведение русскоязычного автора (за книгу «Кошачья голова»)

См. также