Шварц Евгений Львович: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Шварц Евгений Львович
|ФИО                          = Евгений Шварц
|Портрет                      = Evgenij-SHvarc.jpg  <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = Evgenij-SHvarc.jpg  <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Описание портрета            = Евгений Шварц
|Описание портрета            = Евгений Шварц
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            = Евгений Шварц
|Псевдоним(ы)                =  
|Псевдоним(ы)                =  
|Дата рождения                = 09.10.1896 (21.10 по старому стилю) <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Дата рождения                = 09.10.1896 (21.10 по новому стилю) <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Место рождения              = г. Казань
|Место рождения              = г. Казань
|Дата смерти                  = 15.01.1958 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Дата смерти                  = 15.01.1958 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
Строка 22: Строка 22:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Евгений Львович Шварц''' — драматург и прозаик.
'''Евгений Львович Шварц''' — драматург и прозаик.
== Биография ==
==Евгений Шварц / Биография==
Евгений Шварц родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), еврея, перешедшего в православие, и его супруги Марии Федоровны, урожденной Шелковой, акушерки, родом из Рязани. В 1898 году Лев Борисович Шварц закончил университет и получил место врача сперва в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917).  
Евгений Шварц родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), еврея, перешедшего в православие, и его супруги Марии Федоровны, урожденной Шелковой, акушерки, родом из Рязани. В 1898 году Лев Борисович Шварц закончил университет и получил место врача сперва в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917).  


После октябрьского переворота Евгений Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках.
После октябрьского переворота Евгений Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках.


После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем к К.И. Чуковского, одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с [[Олейников Николай Макарович|Н.М.Олейниковым]]. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично.  
После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем [[Чуковский Корней Иванович|К.И. Чуковского]], одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с [[Олейников Николай Макарович|Н.М.Олейниковым]]. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично.  


Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с Маршаком, Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ.  
Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с [[Маршак Самуил Яковлевич|Маршаком]], Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ.  


Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.
Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.
В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Строка 41: Строка 38:
Файл:Evgenij-SHvarc (6).jpg|Крейсер Аврора / текст Евгений Шварц
Файл:Evgenij-SHvarc (6).jpg|Крейсер Аврора / текст Евгений Шварц
Файл:Evgenij-SHvarc (3).jpg|Ведро / Евгений Шварц; рис. А. Пахомов, 1930
Файл:Evgenij-SHvarc (3).jpg|Ведро / Евгений Шварц; рис. А. Пахомов, 1930
Файл:Evgenij-SHvarc (2).jpg|Чужая девочка / Е. Шварц; рис. А. Боровской, 1937
</gallery></center>
Файл:Evgenij-SHvarc (4).jpg|Сказка о потерянном времени / Е. Шварц; [рис. В. Конашевича, обл. А. Пахомова], 1948
 
 
В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.




<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:SHariki-SHvarc.jpg|Шарики / Евгений Шварц; рисунки В. Ермолаевой, 1929
Файл:Vasya-SHelaev-SHvarc.jpg|Вася Шелаев / Евгений Шварц ; рис. Н. Петровой, 1932
Файл:Evgenij-SHvarc (2).jpg|Чужая девочка / Е. Шварц; рис. А. Боровской, 1937
Файл:Evgenij-SHvarc (4).jpg|Сказка о потерянном времени / Е. Шварц; [рис. [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевича]], обл. А. Пахомова], 1948
Файл:Skazka-o-poteryannom-vremeni.jpg|Сказка о потерянном времени / Евгений Шварц
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 60: Строка 65:
Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:SHvarc-Evgenij-Lvovich (2).jpg|Рынок / Евгений Шварц ; рис. Е. Эвенбах, 1926
Файл:SHvarc-Evgenij-Lvovich (1).jpg|Карта с приключениями / Евгений Шварц; обл. и рис. Н. Лапшина, 1930
Файл:Undervud-SHvarc.jpg|Ундервуд / Евгений Шварц, 1930
Файл:SHvarc.jpg|Куратор Болонской ярмарки детской книги Грация Готти (Grazia Gotti) на ММКЯ 2019 с книгой «Рынок». Выставка «Нарисованные миры: 1001 выдающаяся детская книга со всего мира».
Файл:Pervoklassnica-SHvarc.jpg|Первоклассница / Евгений Шварц
</gallery></center>


{{цитата|автор=Евгений Шварц|Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного.}}


{{#ev:youtube|https://youtu.be/05lXG-4A83M|500|center|<p style="text-align: center;">Евгений Шварц</p> |frame}}
==Евгений Шварц / Основные издания ==
 
 
{{цитата|автор=Евгений Шварц|...Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного.}}
 
== Основные издания ==


* Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012
* Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012
Строка 85: Строка 93:
* Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013
* Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013


== Литература ==
==Евгений Шварц / Литература==


* Беневич Е.М. Евгений Шварц Хроника жизни М. ДНК 2008
* Биневич Е.М. Евгений Шварц Хроника жизни М. ДНК 2008
* Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.
* Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.
* Мы знали Евгения Шварца / Под ред. Н. К. Войцеховской. — Л.-М.: Искусство, 1966.
* Мы знали Евгения Шварца / Под ред. Н. К. Войцеховской. — Л.-М.: Искусство, 1966.
* Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.
* Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.


 
==См. также==
*[[Бажов Павел Петрович]]
*[[Голявкин Виктор Владимирович]]
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Конецкий Виктор Викторович]]
*[[Маршак Самуил Яковлевич]]




[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]