Льюис Клайв Стейплз: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:
Родился в Северной Ирландии, в Белфасте, в семье адвоката. Когда Льюису было четыре года, погибла его любимая собака Джекси. Потрясенный мальчик потребовал, чтобы его самого отныне называли «Джекси», и в итоге примирился с именем Джек (близкие звали его так до самой смерти). В 1908 году умерла от рака мать Льюиса (воспоминание об этом горе отразилось в повести «Племянник чародея» из «Хроник Нарнии»). Как и его брат Уильям, Клайв Льюис начал учиться в Виньярдской школе в Уотфорде, Хартфордшир. Впоследствии он сменил еще несколько школ; в 1913–1914 годы он посещал колледж Молверна. Наконец, в 1916 году он стал студентом Оксфорда, но через год был призван в армию, принимал участие в боевых действиях во Франции, был ранен. После демобилизации в 1918 году он возобновил учебу и в 1923 году получил степень бакалавра. В 1925–1954 годах он преподавал английскую литературу в оксфордском колледже Святой Магдалины, затем профессорствовал в Кембридже.
Родился в Северной Ирландии, в Белфасте, в семье адвоката. Когда Льюису было четыре года, погибла его любимая собака Джекси. Потрясенный мальчик потребовал, чтобы его самого отныне называли «Джекси», и в итоге примирился с именем Джек (близкие звали его так до самой смерти). В 1908 году умерла от рака мать Льюиса (воспоминание об этом горе отразилось в повести «Племянник чародея» из «Хроник Нарнии»). Как и его брат Уильям, Клайв Льюис начал учиться в Виньярдской школе в Уотфорде, Хартфордшир. Впоследствии он сменил еще несколько школ; в 1913–1914 годы он посещал колледж Молверна. Наконец, в 1916 году он стал студентом Оксфорда, но через год был призван в армию, принимал участие в боевых действиях во Франции, был ранен. После демобилизации в 1918 году он возобновил учебу и в 1923 году получил степень бакалавра. В 1925–1954 годах он преподавал английскую литературу в оксфордском колледже Святой Магдалины, затем профессорствовал в Кембридже.


Живя в Англии, Клайв Льюис продолжал ощущать себя ирландцем. Крещенный в англиканской церкви, он в отроческие годы отошел от христианства и пережил увлечение кельтским «языческим» мистицизмом. Интерес к мифологии и эпосу привел его в кружок Инклингов, духовным лидером которого был Толкин. Толкин и Льюис стали близкими друзьями, но восхищение, с которым Льюис относился к старшему товарищу и наставнику, было во многом односторонним. В значительной степени под влиянием Толкина Льюис вернулся в 1931 году к христианству, но стал не католиком, как Толкин, а англиканином. Страстный по природе, Льюис сразу же приступил к миссионерской проповеди. Значительная часть его наследия носит непосредственно религиозно-апологетический характер, и практически все его художественные тексты также имеют прозрачную связь с христианской картиной мира. В 1941–1943 годы, во время войны, Льюис вел религиозные передачи по BBC, имевшие большой успех.
Живя в Англии, Клайв Льюис продолжал ощущать себя ирландцем. Крещенный в англиканской церкви, он в отроческие годы отошел от христианства и пережил увлечение кельтским «языческим» мистицизмом. Интерес к мифологии и эпосу привел его в кружок Инклингов, духовным лидером которого был [[Толкин Джон Рональд Руэл|Толкин]]. Толкин и Льюис стали близкими друзьями, но восхищение, с которым Льюис относился к старшему товарищу и наставнику, было во многом односторонним. В значительной степени под влиянием Толкина Льюис вернулся в 1931 году к христианству, но стал не католиком, как [[Толкин Джон Рональд Руэл|Толкин]], а англиканином. Страстный по природе, Льюис сразу же приступил к миссионерской проповеди. Значительная часть его наследия носит непосредственно религиозно-апологетический характер, и практически все его художественные тексты также имеют прозрачную связь с христианской картиной мира. В 1941–1943 годы, во время войны, Льюис вел религиозные передачи по BBC, имевшие большой успех.


В 1917 году Льюис сблизился с 44-летней Джейн Мур, матерью его друга, вскоре погибшего на войне. Хотя Льюис называл Джейн матерью и всем представлял ее как свою мать, многие биографы предполагают, что их (по крайней мере в некий период) связывали любовные отношения. Так или иначе, Джейн оказала на Льюиса важное влияние и была близким ему человеком до самой смерти в 1951 году. Долгое время Клайв Льюис, его брат Уоррен, Джейн Мур и ее дочь жили одним домом.
В 1917 году Льюис сблизился с 44-летней Джейн Мур, матерью его друга, вскоре погибшего на войне. Хотя Льюис называл Джейн матерью и всем представлял ее как свою мать, многие биографы предполагают, что их (по крайней мере в некий период) связывали любовные отношения. Так или иначе, Джейн оказала на Льюиса важное влияние и была близким ему человеком до самой смерти в 1951 году. Долгое время Клайв Льюис, его брат Уоррен, Джейн Мур и ее дочь жили одним домом.
Строка 33: Строка 33:
Клайв Льюис умер в одни день с Олдосом Хаксли и павшим жертвой теракта американским президентом Джоном Кеннеди. В силу этого его кончина оказалась практически незамеченной.
Клайв Льюис умер в одни день с Олдосом Хаксли и павшим жертвой теракта американским президентом Джоном Кеннеди. В силу этого его кончина оказалась практически незамеченной.


Литературная деятельность Клайва Льюиса началась с двух сборников стихотворений, изданных под псевдонимом Клайв Гамильтон — «Угнетённый дух» (Spirits in Bondage, 1919) и «Даймер» (Dymer, 1926). Известность Льюису принесли религиозно-философские эссе, в первом из которых — «Кружной путь, или Блуждания паломника» (The Pilgrim's Regress, 1933; название отсылает к «Пути паломника», «The Pilgrim's Progress» Д. Беньяна) он описывает свой сложный путь к вере. Затем последовал еще ряд книг в этом жанре, самая знаменитая из которых — «Письма Баламута» (The Screwtape Letters, 1942), написана от лица беса, находящегося в командировке на Земле и выполняющего (неудачно) миссию по совращению праведника. Одновременно написан цикл фантастических романов — «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet, 1938), «Переландра» (Perelandra, 1943) и «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength, 1946). Религиозная проповедь сочетается в них с богатством воображения и желчной сатирой в свифтовском духе. Главный герой трилогии — филолог Рэнсом, мудрый и просветленный человек (прототипом его послужил Толкин), совершает путешествия на Марс и Венеру (в романах Льюиса это миры, не познавшие грехопадения) и вступает в схватку со зловещим тайным обществом. К романам примыкает рассказ «Расторжение брака»  (Great Divorce, 1945) — беллетризированное описание рая и ада, сочетающее элементы дидактики, поэтической фантазии и сатиры. Особняком стоит роман «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces, 1956) — на сюжет мифа об Амуре и Психее.
Литературная деятельность Клайва Льюиса началась с двух сборников стихотворений, изданных под псевдонимом Клайв Гамильтон — «Угнетённый дух» (Spirits in Bondage, 1919) и «Даймер» (Dymer, 1926). Известность Льюису принесли религиозно-философские эссе, в первом из которых — «Кружной путь, или Блуждания паломника» (The Pilgrim's Regress, 1933; название отсылает к «Пути паломника», «The Pilgrim's Progress» Д. Беньяна) он описывает свой сложный путь к вере. Затем последовал еще ряд книг в этом жанре, самая знаменитая из которых — «Письма Баламута» (The Screwtape Letters, 1942), написана от лица беса, находящегося в командировке на Земле и выполняющего (неудачно) миссию по совращению праведника. Одновременно написан цикл фантастических романов — «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet, 1938), «Переландра» (Perelandra, 1943) и «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength, 1946). Религиозная проповедь сочетается в них с богатством воображения и желчной сатирой в свифтовском духе. Главный герой трилогии — филолог Рэнсом, мудрый и просветленный человек (прототипом его послужил [[Толкин Джон Рональд Руэл|Толкин]]), совершает путешествия на Марс и Венеру (в романах Льюиса это миры, не познавшие грехопадения) и вступает в схватку со зловещим тайным обществом. К романам примыкает рассказ «Расторжение брака»  (Great Divorce, 1945) — беллетризированное описание рая и ада, сочетающее элементы дидактики, поэтической фантазии и сатиры. Особняком стоит роман «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces, 1956) — на сюжет мифа об Амуре и Психее.


Подлинную славу Льюису принесла, однако, серия детских книг, посвященных вымышленной стране — Нарнии. Первая из них — «Лев, Колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and the Wardrobe) была опубликована в 1950 году. Герои повести — Питер, Эдмунд, Люси и Сьюзен — попадают в вымышленный мир говорящих животных и волшебных существ, Нарнию, с помощью ее таинственного правителя, льва Аслана (в других переводах — Эслана), освобождают ее от чар Белой Колдуньи и становятся ее королями, но затем возвращаются в Англию и снова превращаются в детей. При этом Аслан («сын императора Страны за морем») приносит себя в жертву, гибнет и воскресает. Христианские параллели этого сюжета несомненны, в тексте есть прямые намеки на тождество Аслана с Иисусом. Впоследствии были опубликованы книги «Принц Каспиан» (Prince Caspian. The return to Narnia, 1951), «Покоритель зари, или Плавание на край света» (The Voyage of the Dawn Treader, 1952), «Серебряное кресло» (The Silver Chair, 1953), «Конь и его мальчик»  (The Horse and His Boy, 1954). Героями их становятся, наряду с «двумя королями и двумя королевами», уже другие дети — Юстэйс и Джил, учащиеся в «новомодной школе»(что дает Льюису возможность выразить свои консервативные воззрения на школьное образование). В ходе своей проходящей на наших глазах истории Нарния вступает в противостояние с жесткими человеческими обществами, наделенными чертами реальных земных цивилизаций (Калормен, Тельмарин). Заключительные две повести — «Племянник чародея» (The Magician’s Nephew, 1955), приквел серии, посвященный возникновению Нарнии (книга содержит, между прочим, резкую сатиру на оккультизм) и «Последняя битва» ( The Last Battle, 1956), описывающая гибель и новое рождение Нарнии в ходе своего рода Армагеддона.
Подлинную славу Льюису принесла, однако, серия детских книг, посвященных вымышленной стране — Нарнии. Первая из них — «Лев, Колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and the Wardrobe) была опубликована в 1950 году. Герои повести — Питер, Эдмунд, Люси и Сьюзен — попадают в вымышленный мир говорящих животных и волшебных существ, Нарнию, с помощью ее таинственного правителя, льва Аслана (в других переводах — Эслана), освобождают ее от чар Белой Колдуньи и становятся ее королями, но затем возвращаются в Англию и снова превращаются в детей. При этом Аслан («сын императора Страны за морем») приносит себя в жертву, гибнет и воскресает. Христианские параллели этого сюжета несомненны, в тексте есть прямые намеки на тождество Аслана с Иисусом. Впоследствии были опубликованы книги «Принц Каспиан» (Prince Caspian. The return to Narnia, 1951), «Покоритель зари, или Плавание на край света» (The Voyage of the Dawn Treader, 1952), «Серебряное кресло» (The Silver Chair, 1953), «Конь и его мальчик»  (The Horse and His Boy, 1954). Героями их становятся, наряду с «двумя королями и двумя королевами», уже другие дети — Юстэйс и Джил, учащиеся в «новомодной школе»(что дает Льюису возможность выразить свои консервативные воззрения на школьное образование). В ходе своей проходящей на наших глазах истории Нарния вступает в противостояние с жесткими человеческими обществами, наделенными чертами реальных земных цивилизаций (Калормен, Тельмарин). Заключительные две повести — «Племянник чародея» (The Magician’s Nephew, 1955), приквел серии, посвященный возникновению Нарнии (книга содержит, между прочим, резкую сатиру на оккультизм) и «Последняя битва» ( The Last Battle, 1956), описывающая гибель и новое рождение Нарнии в ходе своего рода Армагеддона.

Навигация