Булычев Кир: различия между версиями

 
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 19: Строка 19:
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Автограф                    =  <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
|Автограф                    =  <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
|Медиафайлы на ПроДетЛит      = https://prodetlit.ru/index.php/Категория:Булычев_Кир
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Кир Булычев''' — псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко, историка-востоковеда, журналиста, писателя, переводчика и сценариста.
'''Кир Булычев''' — псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко, историка-востоковеда, журналиста, писателя, переводчика и сценариста.
== Биография ==  
==Кир Булычев / Биография ==  


Игорь Можейко родился 18 октября 1934 г. в Москве, в семье советских чиновников средней руки. Оба его родителя скрывали свое происхождение: отец, Всеволод Николаевич Можейко, по семейному преданию выходец из польско-литовской шляхты (подтверждающих документов не сохранилось), служил в профсоюзе, мать, Мария Михайловна Булычёва, в прошлом студентка Смольного института благородных девиц и дочка полковника царской армии, занимала должность коменданта Шлиссельбургской крепости. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец ушел из семьи, и до девяти лет его воспитывал отчим Яков Исаакович Бокиник, доктор химических наук, автор нескольких исследований по теории фотопроявки. Я.И. Бокиник погиб на фронте в Курляндии 7 мая 1945 г., и мать полностью сосредоточилась на воспитании сына и его единоутробной сестры Наталии Бокиник.  
Кир Булычев родился 18 октября 1934 г. в Москве, в семье советских чиновников средней руки. Оба его родителя скрывали свое происхождение: отец, Всеволод Николаевич Можейко, по семейному преданию выходец из польско-литовской шляхты (подтверждающих документов не сохранилось), служил в профсоюзе, мать, Мария Михайловна Булычёва, в прошлом студентка Смольного института благородных девиц и дочка полковника царской армии, занимала должность коменданта Шлиссельбургской крепости. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец ушел из семьи, и до девяти лет его воспитывал отчим Яков Исаакович Бокиник, доктор химических наук, автор нескольких исследований по теории фотопроявки. Я.И. Бокиник погиб на фронте в Курляндии 7 мая 1945 г., и мать полностью сосредоточилась на воспитании сына и его единоутробной сестры Наталии Бокиник.  


После школы Игорь Можейко по комсомольской разнарядке поступил на факультет востоковедения Московского педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза. Окончив учебу в 1957 г., вместе с молодой женой Кирой Сошинской, архитектором по образованию, он отправился в Бирму, где работал переводчиком на строительстве и корреспондентом АПН. После возвращения из Бирмы в 1959 г. поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР и начал работу над кандидатской диссертацией «Паганское государство (XI-XIII века)». Год спустя в семье писателя появилась дочка Алиса, которой предстояло стать прототипом героини самой известной книжной серии Кира Булычёва.
В 1957 году окончил Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, специальность — переводчик.


С конца пятидесятых Игорь Можейко выступал в роли переводчика с английского, французского, немецкого, норвежского, польского, испанского языков. Первый рассказ в его переводе, «Пацифист» Артура Кларка, вышел в январском выпуске журнала «Знание — сила» за 1957 г. В последующие годы в его переводах опубликованы романы Грэма Грина «Наемный убийца» и Бена Бовы «Властелины погоды», повесть Роберта Хайнлайна «Если это будет продолжаться…», «Книга воображаемых существ» Хорхе Луиса Борхеса и Маргариты Герреро, рассказы Жоржа Сименона, [[Азимов Айзек|Айзека Азимова]], Клиффорда Саймака, Урсулы Ле Гуин, Туре Фредериксена, Яна Шеминского и многих других писателей. Литературный дебют И. Можейко состоялся в 1961 г.: в журнале «Вокруг света» появился реалистический рассказ «Муанг Джо будет жить» о подвиге советского экскаваторщика на строительстве в Бирме.  
Получив диплом, вместе с молодой женой Кирой Сошинской, архитектором по образованию, он отправился в Бирму, где работал переводчиком на строительстве и корреспондентом АПН. После возвращения из Бирмы в 1959 г. поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР и начал работу над кандидатской диссертацией «Паганское государство (XI-XIII века)». Год спустя в семье писателя появилась дочка Алиса, которой предстояло стать прототипом героини самой известной книжной серии Кира Булычёва.
 
С конца пятидесятых Кир Булычев выступал в роли переводчика с английского, французского, немецкого, норвежского, польского, испанского языков. Первый рассказ в его переводе, «Пацифист» Артура Кларка, вышел в январском выпуске журнала «Знание — сила» за 1957 г. В последующие годы в его переводах опубликованы романы Грэма Грина «Наемный убийца» и Бена Бовы «Властелины погоды», повесть Роберта Хайнлайна «Если это будет продолжаться…», «Книга воображаемых существ» Хорхе Луиса Борхеса и Маргариты Герреро, рассказы Жоржа Сименона, [[Азимов Айзек|Айзека Азимова]], Клиффорда Саймака, Урсулы Ле Гуин, Туре Фредериксена, Яна Шеминского и многих других писателей. Литературный дебют И. Можейко состоялся в 1961 г.: в журнале «Вокруг света» появился реалистический рассказ «Муанг Джо будет жить» о подвиге советского экскаваторщика на строительстве в Бирме.  


В 1962 г. в серии «Путешествие по странам Востока» вышла первая книга Игоря Всеволодовича, 128-страничная брошюра «Это — Гана». В этот период его вполне устраивала роль журналиста, внештатно сотрудничающего с «Вокруг света», к тому же Можейко работал над большой биографической книгой «Аун Сан» о бирманском национальном герое для серии «Жизнь замечательных людей». К художественной прозе он вернулся только в 1965 г.: в журнале «Азия и Африка сегодня» вышел рассказ-мистификация «Долг гостеприимства», подписанный именем несуществующего писателя Мауна Сейна Джи, якобы переведенный с бирманского языка. Почти одновременно в альманахе «Мир приключений» появилась повесть «Девочка, с которой ничего не случится» — первое произведение об Алисе Селезнёвой, позже ставшее «визитной карточкой» писателя. Кроме того, именно на страницах «Мира приключений» впервые использован самый известный псевдоним И. Можейко, составленный из имени его жены и фамилии матери — Кирилл Булычев. Довольно скоро имя «Кирилл» сократилось до «Кир.» — именно так подписан рассказ «Когда вымерли динозавры?», опубликованный в 1967 г. в журнале «Искатель», — а к концу десятилетия исчезла и точка.
В 1962 г. в серии «Путешествие по странам Востока» вышла первая книга Игоря Всеволодовича, 128-страничная брошюра «Это — Гана». В этот период его вполне устраивала роль журналиста, внештатно сотрудничающего с «Вокруг света», к тому же Можейко работал над большой биографической книгой «Аун Сан» о бирманском национальном герое для серии «Жизнь замечательных людей». К художественной прозе он вернулся только в 1965 г.: в журнале «Азия и Африка сегодня» вышел рассказ-мистификация «Долг гостеприимства», подписанный именем несуществующего писателя Мауна Сейна Джи, якобы переведенный с бирманского языка. Почти одновременно в альманахе «Мир приключений» появилась повесть «Девочка, с которой ничего не случится» — первое произведение об Алисе Селезнёвой, позже ставшее «визитной карточкой» писателя. Кроме того, именно на страницах «Мира приключений» впервые использован самый известный псевдоним И. Можейко, составленный из имени его жены и фамилии матери — Кирилл Булычев. Довольно скоро имя «Кирилл» сократилось до «Кир.» — именно так подписан рассказ «Когда вымерли динозавры?», опубликованный в 1967 г. в журнале «Искатель», — а к концу десятилетия исчезла и точка.
Под своим настоящим именем (а так же под псевдонимами Б.Тишинский, С.Фан и др.) Игорь Можейко продолжал публиковать очерки и статьи, сотрудничать с журналами «Вокруг света», «Знание — сила», «Химия и жизнь» и др. Вплоть до 1980 г. увидело свет семь книг И.Можейко, в том числе ставший бестселлером очерк истории пиратства «В Индийском океане» (1977, впоследствии переиздавалась под названием «Пираты, корсары, рейнеджеры») и «7 и 37 чудес» (1980). В то же время Кир Булычев оставался одним из самых плодовитых советских писателей-фантастов. Цикл про Алису Селезнёву получил продолжение уже в 1968 г. повестью «Ржавый фельдмаршал» (альманах «Мир приключений», переиздавалась под названиями «Остров ржавого генерала» и «Остров ржавого лейтенанта»), далее последовали повести «Путешествие Алисы» (1974), «День рождения Алисы» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982) и так далее: всего в цикл входит более пятидесяти произведений.




Строка 40: Строка 41:
Файл:Bulychev-Kir (3).jpg|Нужна свободная планета / Кир Булычёв
Файл:Bulychev-Kir (3).jpg|Нужна свободная планета / Кир Булычёв
Файл:Bulychev-Kir (4).jpg|Алиса Селезнёва в Заповеднике сказок / Кир Булычёв ; художник [[Бугославская Надежда Владимировна|Н. Бугославская]]
Файл:Bulychev-Kir (4).jpg|Алиса Селезнёва в Заповеднике сказок / Кир Булычёв ; художник [[Бугославская Надежда Владимировна|Н. Бугославская]]
Файл:Bulychev-Kir (5).jpg|Дети динозавров / Кир Булычев
</gallery></center>
 
 
 
Под своим настоящим именем (а так же под псевдонимами Б. Тишинский, С. Фан и др.) Игорь Можейко продолжал публиковать очерки и статьи, сотрудничать с журналами «Вокруг света», «Знание — сила», «Химия и жизнь» и др. Вплоть до 1980 г. увидело свет семь книг И. Можейко, в том числе ставший бестселлером очерк истории пиратства «В Индийском океане» (1977, впоследствии переиздавалась под названием «Пираты, корсары, рейнеджеры») и «7 и 37 чудес» (1980). В то же время Кир Булычев оставался одним из самых плодовитых советских писателей-фантастов. Цикл про Алису Селезнёву получил продолжение уже в 1968 г. повестью «Ржавый фельдмаршал» (альманах «Мир приключений», переиздавалась под названиями «Остров ржавого генерала» и «Остров ржавого лейтенанта»), далее последовали повести «Путешествие Алисы» (1974), «День рождения Алисы» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982) и так далее: всего в цикл входит более пятидесяти произведений.
 
 
В 1970 г. рассказом «Связи личного характера» открылся другой популярный цикл Кира Булычева о провинциальном среднерусском городе Великий Гусляр, жители которого становятся героями фантастических историй с участием космических пришельцев, путешественников во времени и сказочных персонажей. По воспоминаниям автора, главным прообразом этого города стал город Великий Устюг Вологодской области. В том же году в культовой детлитовской серии «Библиотека приключений и научной фантастики» вышел роман Кира Булычева «Последняя война», в котором впервые появляется «космический доктор» Павлыш. Помимо многочисленных публикаций в периодике и сборниках, Кир Булычев выпускает один за другим четыре авторских сборника: «Чудеса в Гусляре» (1972), «Девочка с Земли» (1974), «Люди как люди» (1975) и «Летнее утро» (1979). Несмотря на такую благосклонность издателей не все произведения Булычева публикуются «с колес». Так, написанная в 1967 г. сатирическая повесть «Осечка-67», посвященная костюмированной реконструкции взятия Зимнего дворца, приуроченной к пятидесятилетия Октябрьской революции, по понятным причинам пролежала в столе автора около четверти века и увидела свет только в 1995-м, да и то после переработки в пьесу.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Кир Булычев">
Файл:Pashka-troglodit-Bulychev.jpg|Пашка-троглодит / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Devochka-s-Zemli-Bulychev.jpg|Девочка с Земли / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Bulychev-Kir (6).jpg|Убежище / Кир Булычев
Файл:Bulychev-Kir (6).jpg|Убежище / Кир Булычев
Файл:Bulychev-Kir (1).jpg|Алиса и чудовище / Кир Булычёв
Файл:Bulychev-Kir (1).jpg|Алиса и чудовище / Кир Булычёв ; художник Евгений Мигунов
 
</gallery></center>
</gallery></center>




В 1970 г. рассказом «Связи личного характера» открылся другой популярный цикл Кира Булычева о провинциальном среднерусском городе Великий Гусляр, жители которого становятся героями фантастических историй с участием космических пришельцев, путешественников во времени и сказочных персонажей. По воспоминаниям автора, главным прообразом этого города стал город Великий Устюг Вологодской области. В том же году в культовой детлитовской серии «Библиотека приключений и научной фантастики» вышел роман Кира Булычева «Последняя война», в котором впервые появляется «космический доктор» Павлыш. Помимо многочисленных публикаций в периодике и сборниках, Кир Булычев выпускает один за другим четыре авторских сборника: «Чудеса в Гусляре» (1972), «Девочка с Земли» (1974), «Люди как люди» (1975) и «Летнее утро» (1979). Несмотря на такую благосклонность издателей не все произведения Булычева публикуются «с колес». Так, написанная в 1967 г. сатирическая повесть «Осечка-67», посвященная костюмированной реконструкции взятия Зимнего дворца, приуроченной к пятидесятилетия Октябрьской революции, по понятным причинам пролежала в столе автора около четверти века и увидела свет только в 1995-м, да и то после переработки в пьесу.


Во второй половине семидесятых начинается история экранизаций Кира Булычева. Первой картиной по его произведениям стал фильм режиссера Серика Райбаева «Бросок, или Всё началось в субботу» на основе повести «Умение кидать мяч», снятый в 1976 г. на студии «Казахфильм». Всего по мотивам произведений писателя в СССР снято более двух десятков телеспектаклей, короткометражных и мультипликационных картин, кино- и телефильмов, включая полнометражный мультфильм Романа Качанова «Тайна Третьей планеты» (1981) и пятисерийный мини-сериал Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1985). Но экранизациями дело не ограничивалось. В 1980-1981 гг. Булычев выступил в роли автора сценария к двухсерийному научно-фантастическому фильму «Через тернии к звездам». Эта работа, а так же сценарий «Тайне Третьей планеты», принесли ему Государственную премию СССР за 1982 г. Несмотря на бурное развитие литературной карьеры Игорь Всеволодович Можейко хранил тайну псевдонима Кир Булычев от коллег по востоковедческому цеху до 1982 г. и раскрыл его только через год после защиты докторской диссертации по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».
Во второй половине семидесятых начинается история экранизаций Кира Булычева. Первой картиной по его произведениям стал фильм режиссера Серика Райбаева «Бросок, или Всё началось в субботу» на основе повести «Умение кидать мяч», снятый в 1976 г. на студии «Казахфильм». Всего по мотивам произведений писателя в СССР снято более двух десятков телеспектаклей, короткометражных и мультипликационных картин, кино- и телефильмов, включая полнометражный мультфильм Романа Качанова «Тайна Третьей планеты» (1981) и пятисерийный мини-сериал Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1985). Но экранизациями дело не ограничивалось.  
 
В 1980-1981 гг. Булычев выступил в роли автора сценария к двухсерийному научно-фантастическому фильму «Через тернии к звездам». Эта работа, а так же сценарий «Тайне Третьей планеты», принесли ему Государственную премию СССР за 1982 г. Несмотря на бурное развитие литературной карьеры Игорь Всеволодович Можейко хранил тайну псевдонима Кир Булычев от коллег по востоковедческому цеху до 1982 г. и раскрыл его только через год после защиты докторской диссертации по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».


В 1989 г. Булычев начал работу над циклом «Хронос» об альтернативных путях развития России в XX веке, который называл главным своим произведением для взрослых. Первым романом серии стала «Река Хронос» (1992), за ней последовали «Заповедник для академиков» (1994), «Младенец Фрей» (2000) и примыкающие детективные романы — «Таких не убивают» (1998), «Дом в Лондоне» (2003) и др. В девяностых и нулевых писатель активно работал над циклами, давно завоевавшими популярность у читателей и запустил несколько новых: фантастико-детективный «ИнтерГпол», авантюрно-приключенческий подростковый «Театр теней» и др. В 1999 г. увидела свет автобиографическая книга К. Булычева «Как стать фантастом. Записки семидесятника», а в 2003 г. — «Падчерица эпохи», посвященная истории довоенной советской фантастики.
В 1989 г. Булычев начал работу над циклом «Хронос» об альтернативных путях развития России в XX веке, который называл главным своим произведением для взрослых. Первым романом серии стала «Река Хронос» (1992), за ней последовали «Заповедник для академиков» (1994), «Младенец Фрей» (2000) и примыкающие детективные романы — «Таких не убивают» (1998), «Дом в Лондоне» (2003) и др. В девяностых и нулевых писатель активно работал над циклами, давно завоевавшими популярность у читателей и запустил несколько новых: фантастико-детективный «ИнтерГпол», авантюрно-приключенческий подростковый «Театр теней» и др. В 1999 г. увидела свет автобиографическая книга К. Булычева «Как стать фантастом. Записки семидесятника», а в 2003 г. — «Падчерица эпохи», посвященная истории довоенной советской фантастики.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Кир Булычев">
Файл:Deti-dinozavrov-Bulychev.jpg|Дети динозавров / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Dva-bileta-v-Indiyu-Bulychev.jpg|Два билета в Индию / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Rechnoj-doktor-Bulychev.jpg|Речной доктор/ Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Drevnie-tajny-Bulychev.jpg|Древние тайны / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
</gallery></center>
Художник [[Мигунов Евгений Тихонович|Евгений Мигунов]] был инициатором нескольких произведений Кира Булычева («Гость в кувшине», «Алиса в Гусляре») и его имя упоминается не только в предисловиях, но и в текстах фантастических повестей. В 1990-е годы Мигунов в основном был занят работой по иллюстрированию нескольких серийных изданий произведений Кира Булычева для издательств «Культура», «Хронос» и «Армада». Всего Мигуновым проиллюстрировано 28 повестей из цикла о приключениях девочки Алисы и её друзей (не считая рассказов), сборники рассказов и повестей из серии «Великий Гусляр», а также девять самостоятельных повестей и сказок, внесерийные рассказы и подборка стихотворений Кира Булычева.


На рубеже тысячелетий врачи диагностировали Игорю Всеволодовичу Можейко онкологическое заболевание. 5 сентября 2003 года, в возрасте 69 лет, историк и писатель скончался в Москве, в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и был похоронен на Миусском кладбище.
На рубеже тысячелетий врачи диагностировали Игорю Всеволодовичу Можейко онкологическое заболевание. 5 сентября 2003 года, в возрасте 69 лет, историк и писатель скончался в Москве, в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и был похоронен на Миусском кладбище.
Строка 57: Строка 82:




{{цитата|автор=Кир Булычев|Человека надо принимать таким, какой он есть. Иначе растеряешь друзей.}}


{{#ev:youtube|https://youtu.be/Xkjkyg7A-6Y|500|center|<p style="text-align: center;">Кир Булычев</p>|frame}}
==Кир Булычев / Иллюстрации к произведениям==
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Кир Булычев">
Файл:Krovavaya-SHapochka-Bulychev (2).jpg|Кровавая Шапочка / Кир Булычев ; художник [[Мигунов Евгений Тихонович|Евгений Мигунов]]
Файл:Krovavaya-SHapochka-Bulychev (1).jpg|Кровавая Шапочка / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Krovavaya-SHapochka-Bulychev (3).jpg|Кровавая Шапочка / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Krovavaya-SHapochka-Bulychev (4).jpg|Кровавая Шапочка / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Krovavaya-SHapochka-Bulychev (5).jpg|Кровавая Шапочка / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
</gallery></center>
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Кир Булычев">
Файл:Zvezdolet-v-lesu-Bulychev (2).jpg|Звездолет в лесу / Кир Булычев ; художник [[Мигунов Евгений Тихонович|Евгений Мигунов]]
Файл:Zvezdolet-v-lesu-Bulychev (1).jpg|Звездолет в лесу / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Zvezdolet-v-lesu-Bulychev (3).jpg|Звездолет в лесу / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Zvezdolet-v-lesu-Bulychev (4).jpg|Звездолет в лесу / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
Файл:Zvezdolet-v-lesu-Bulychev (5).jpg|Звездолет в лесу / Кир Булычев ; художник Евгений Мигунов
</gallery></center>


==Книги==
==Кир Булычев / Книги==


*Можейко И. В. Это – Гана / Игорь Можейко. – М.: Издательство восточной литературы, 1962. – 128 с.
*Можейко И. В. Это – Гана / Игорь Можейко. – М.: Издательство восточной литературы, 1962. – 128 с.
Строка 95: Строка 138:
*Булычев К. Вид на битву с высоты / Кир Булычев; худ. И. Воронин. - М.: Армада, 1998. – 410 с.
*Булычев К. Вид на битву с высоты / Кир Булычев; худ. И. Воронин. - М.: Армада, 1998. – 410 с.
*Булычев К. Река Хронос. Младенец Фрей / Кир Булычев. - М.: АСТ, 2001. – 384 с.
*Булычев К. Река Хронос. Младенец Фрей / Кир Булычев. - М.: АСТ, 2001. – 384 с.
*Булычев К. Таких не убивают: романы / Кир Булычев. - М.: Омега, 2003. – 528 с.
*Булычев К. Таких не убивают: романы / Кир Булычев. - М.: [[Омега (издательство)|Омега]], 2003. – 528 с.
*Булычев К. Дом в Лондоне / Кир Булычев. - М.: Омега, 2003. – 384 с.
*Булычев К. Дом в Лондоне / Кир Булычев. - М.: Омега, 2003. – 384 с.
*Булычев К. Убежище / Кир Булычев; худ. А. Державин. - М.: [[Издательский дом Лев|Эгмонт]] Россия Лтд., 2004. – 480 с.
*Булычев К. Убежище / Кир Булычев; худ. А. Державин. - М.: [[Издательский дом Лев|Эгмонт]] Россия Лтд., 2004. – 480 с.
Строка 111: Строка 154:
*Караев Н. Не Алисой единой. Экранизации Кира Булычева. Часть 2 / Николай Караев // Мир фантастики. – 2014. – № 5. – С. 52-57.
*Караев Н. Не Алисой единой. Экранизации Кира Булычева. Часть 2 / Николай Караев // Мир фантастики. – 2014. – № 5. – С. 52-57.
*Харитонов Е. Булычеву – 80, или Универсальный писатель / Евгений Харитонов // Литературная газета. – 2014. - № 43-44. – С. 5.
*Харитонов Е. Булычеву – 80, или Универсальный писатель / Евгений Харитонов // Литературная газета. – 2014. - № 43-44. – С. 5.
*Кир Булычев : официальная страница писателя. — Текст : электронный // Русская фантастика : портал.


==Экранизации по книгам К. Булычева==
==Кир Булычев / Экранизации==
*Бросок, или Всё началось в субботу. По мотивам повести «Умение кидать мяч». Сцен. А.Страхова, Ф.Французова. Реж. С.Райбаев. Комп. А.Зацепин. СССР, 1976. В ролях: Е.Жайсанбаев, Л.Тёмкин и др.
*Бросок, или Всё началось в субботу. По мотивам повести «Умение кидать мяч». Сцен. А.Страхова, Ф.Французова. Реж. С.Райбаев. Комп. А.Зацепин. СССР, 1976. В ролях: Е.Жайсанбаев, Л.Тёмкин и др.
*Гостья из будущего. Телефильм в 5-ти сериях по мотивам повести «Сто лет тому вперёд». Сцен. Кира Булычёва, П.Арсенова. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1984. В ролях: Наташа Гусева, Алеша Фомкин, Илюша Наумов, Марьяна Ионесян, В.Невинный, М.Кононов, Г.Бурков, Л.Аринина, В.Талызина, Н.Варлей, Е.Герасимов и др.
*Гостья из будущего. Телефильм в 5-ти сериях по мотивам повести «Сто лет тому вперёд». Сцен. Кира Булычёва, П.Арсенова. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1984. В ролях: Наташа Гусева, Алеша Фомкин, Илюша Наумов, Марьяна Ионесян, В.Невинный, М.Кононов, Г.Бурков, Л.Аринина, В.Талызина, Н.Варлей, Е.Герасимов и др.
Строка 129: Строка 173:
*Эксперимент 200. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Юбилей 200». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. СССР, (1987).
*Эксперимент 200. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Юбилей 200». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. СССР, (1987).


==Мультфильмы==
==Кир Булычев / Мультфильмы==


*Два билета в Индию. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Р.Качанов. Комп. Ю.Саульский. СССР, 1985. Роли озвучивали: А.Кайдановский, М.Виноградова, Р.Суховерко, Ю.Волынцев и др.
*Два билета в Индию. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Р.Качанов. Комп. Ю.Саульский. СССР, 1985. Роли озвучивали: А.Кайдановский, М.Виноградова, Р.Суховерко, Ю.Волынцев и др.
Строка 149: Строка 193:
*1996 – лауреат премии «Зиланткон» за повесть «Осечка-67»
*1996 – лауреат премии «Зиланткон» за повесть «Осечка-67»
*1998 – лауреат премии «Золотой телёнок» «Литературной газеты» («Клуб 12 стульев»)
*1998 – лауреат премии «Золотой телёнок» «Литературной газеты» («Клуб 12 стульев»)
*2000 – лауреат международной премии им. Аркадия и Бориса Стругацких в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Как стать фантастом»
*2000 – лауреат [[АБС-премия|международной премии им. Аркадия и Бориса Стругацких]] в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Как стать фантастом»
*2004 – удостоен премии «Бронзовая улитка» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
*2004 – удостоен премии «Бронзовая улитка» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
*2004 – удостоен премии «Странник» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
*2004 – удостоен премии «Странник» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
Строка 161: Строка 205:
*[[Ефремов Иван Антонович]]
*[[Ефремов Иван Антонович]]
*[[Гейман Нил]]
*[[Гейман Нил]]
*[[Лукьяненко Сергей Васильевич]]
*[[Перельман Яков Исидорович]]
*[[Перельман Яков Исидорович]]
*[[Литературная премия «Алиса»]]
*[[Литературная премия «Алиса»]]