Скребицкий Георгий Алексеевич: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
== Биография ==
== Биография ==


Георгий Алексеевич Скребицкий родился 2 августа (20 июля по старому стилю) 1903 года в Москве, в приюте для незаконнорождённых детей. Когда мальчику было три года (по другим источникам — четыре года), он был забран из приюта и усыновлён Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова. Михалыч, как называли его домашние, стал приёмным отцом Георгия и дал мальчику своё отчество. У них сложились тёплые отношения. Алексей Михайлович всю жизнь относился к Георгию как к сыну, не делая различий между ним и своими детьми от первого брака: Наталией и Сергеем.
Георгий Скребицкий родился 2 августа (20 июля по старому стилю) 1903 года в Москве, в приюте для незаконнорождённых детей. Когда мальчику было три года (по другим источникам — четыре года), он был забран из приюта и усыновлён Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова. Михалыч, как называли его домашние, стал приёмным отцом Георгия и дал мальчику своё отчество. У них сложились тёплые отношения. Алексей Михайлович всю жизнь относился к Георгию как к сыну, не делая различий между ним и своими детьми от первого брака: Наталией и Сергеем.
 
Детские годы будущего писателя прошли в маленьком городке Черни Тульской губернии. Алексей Михайлович Полилов был единственным врачом на весь Чернский уезд. Как врач он пользовался большой известностью и любовью. А Надежда Николаевна обладала даром врачевания души человеческой. Жители окрестных деревень называли её докторшей и приходили к ней полечиться добрым словом.
Детские годы будущего писателя прошли в маленьком городке Черни Тульской губернии. Алексей Михайлович Полилов был единственным врачом на весь Чернский уезд. Как врач он пользовался большой известностью и любовью. А Надежда Николаевна обладала даром врачевания души человеческой. Жители окрестных деревень называли её докторшей и приходили к ней полечиться добрым словом.
Алексей Михайлович всегда находил время для тесного общения с приёмным сыном. Заядлый охотник и рыболов, он сумел привить Георгию любовь к природе, к походам в лес, к рыбалке и охоте. В доме постоянно жили охотничьи собаки, зайцы, белки, разные птицы. Содержание четвероногих и пернатых питомцев неизменно ложилось на плечи Надежды Николаевны.
Алексей Михайлович всегда находил время для тесного общения с приёмным сыном. Заядлый охотник и рыболов, он сумел привить Георгию любовь к природе, к походам в лес, к рыбалке и охоте. В доме постоянно жили охотничьи собаки, зайцы, белки, разные птицы. Содержание четвероногих и пернатых питомцев неизменно ложилось на плечи Надежды Николаевны.
Весной 1917 года 13-летний Георгий Скребицкий поступил в Реальное училище К. П. Воскресенского в Москве. Но революционные события не позволили Георгию приступить к учёбе в этом престижном учебном заведении. Осенью того же года юноша поступил в Чернское городское училище.
Весной 1917 года 13-летний Георгий Скребицкий поступил в Реальное училище К. П. Воскресенского в Москве. Но революционные события не позволили Георгию приступить к учёбе в этом престижном учебном заведении. Осенью того же года юноша поступил в Чернское городское училище.
Георгий Скребицкий увлекался театром и был счастлив, когда в 1918 году его приняли в труппу любительского театра в Черни. Тяга к сцене была столь велика, что Георгий начал мечтать стать актёром. Театральная жизнь была прервана приближением к городу армии под командованием генерала А. И. Деникина, которая, правда, до Черни так и не дошла.
Георгий Скребицкий увлекался театром и был счастлив, когда в 1918 году его приняли в труппу любительского театра в Черни. Тяга к сцене была столь велика, что Георгий начал мечтать стать актёром. Театральная жизнь была прервана приближением к городу армии под командованием генерала А. И. Деникина, которая, правда, до Черни так и не дошла.
Летом 1921 года Георгий Скребицкий переехал в Москву и по настоянию своей матери поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Георгию Алексеевичу не нравилось там учиться. Его привлекали гуманитарные науки. Проучившись год, Георгий Скребицкий, к неудовольствию матери, бросил МВТУ и поступил в Высший литературно-художественный институт, основанный поэтом, драматургом, переводчиком и критиком В. Я. Брюсовым. Обучение там длилось три года, и в 1925 году Георгий Скребицкий окончил институт. Его дипломная работа была посвящена творчеству Сергея Есенина.
Летом 1921 года Георгий Скребицкий переехал в Москву и по настоянию своей матери поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Георгию Алексеевичу не нравилось там учиться. Его привлекали гуманитарные науки. Проучившись год, Георгий Скребицкий, к неудовольствию матери, бросил МВТУ и поступил в Высший литературно-художественный институт, основанный поэтом, драматургом, переводчиком и критиком В. Я. Брюсовым. Обучение там длилось три года, и в 1925 году Георгий Скребицкий окончил институт. Его дипломная работа была посвящена творчеству Сергея Есенина.
В 1926 году Георгий Алексеевич поступил на медицинский факультет МГУ. Студентов-медиков привлекали на общественных началах работать дружинниками в наркодиспансере для беспризорников. Работая дружинником, Г. А. Скребицкий написал несколько рассказов о беспризорных. Первый рассказ начинающего писателя «На приёме» (Из дневника дружинника) был опубликован в 1926 году в журнале «Работница».
В 1926 году Георгий Алексеевич поступил на медицинский факультет МГУ. Студентов-медиков привлекали на общественных началах работать дружинниками в наркодиспансере для беспризорников. Работая дружинником, Г. А. Скребицкий написал несколько рассказов о беспризорных. Первый рассказ начинающего писателя «На приёме» (Из дневника дружинника) был опубликован в 1926 году в журнале «Работница».
В обязанности дружинников входили ночные дежурства в палатах ребят. Нервные и возбуждённые беспризорники успокаивались, если дружинники и воспитатели рассказывали им истории и сказки. Во время одного из ночных дежурств Георгий Скребицкий начал рассказывать ребятам про кого-то из своих четвероногих питомцев. Беспризорникам история очень понравилась, и Скребицкий продолжил рассказывать своим юным слушателям о животных и родной природе. Впоследствии большинство из этих устных рассказов Георгий Алексеевич записал, обработал и включил в свои сборники. Так, общение с ребятами-беспризорниками вывело Георгия Скребицкого на путь детского писателя-натуралиста.
В обязанности дружинников входили ночные дежурства в палатах ребят. Нервные и возбуждённые беспризорники успокаивались, если дружинники и воспитатели рассказывали им истории и сказки. Во время одного из ночных дежурств Георгий Скребицкий начал рассказывать ребятам про кого-то из своих четвероногих питомцев. Беспризорникам история очень понравилась, и Скребицкий продолжил рассказывать своим юным слушателям о животных и родной природе. Впоследствии большинство из этих устных рассказов Георгий Алексеевич записал, обработал и включил в свои сборники. Так, общение с ребятами-беспризорниками вывело Георгия Скребицкого на путь детского писателя-натуралиста.
В какой-то момент Г. А. Скребицкий понял, что медицина не его призвание, и в 1928 году оставил её. Недолго проучившись в Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на высших охотоведческих курсах (Ленинград), Скребицкий поступил в Московский зоотехнический институт на отделение пушного хозяйства — Пушной институт.
В какой-то момент Г. А. Скребицкий понял, что медицина не его призвание, и в 1928 году оставил её. Недолго проучившись в Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на высших охотоведческих курсах (Ленинград), Скребицкий поступил в Московский зоотехнический институт на отделение пушного хозяйства — Пушной институт.
В 1928 году Георгий Алексеевич женился на Татьяне Ивановне Бибиковой, с которой познакомился на медицинском факультете. Окончив учёбу, Татьяна Ивановна работала врачом-терапевтом сначала в разных сельских больницах, а затем в Москве в Институте им. Н. А. Семашко, в Боткинской больнице и в Институте ревматизма. У пары родились два сына — Владимир (1934) и Иван (1942).
В 1928 году Георгий Алексеевич женился на Татьяне Ивановне Бибиковой, с которой познакомился на медицинском факультете. Окончив учёбу, Татьяна Ивановна работала врачом-терапевтом сначала в разных сельских больницах, а затем в Москве в Институте им. Н. А. Семашко, в Боткинской больнице и в Институте ревматизма. У пары родились два сына — Владимир (1934) и Иван (1942).
Весной 1932 года Г. А. Скребицкий окончил Пушной институт. Георгий Алексеевич был направлен на работу во Всесоюзный НИИ пушно-мехового охотничьего промыслового звероловства и оленеводства, где проработал до 1935 года. В этот период его основным интересом стало изучение поведения животных в природных условиях. Позже Г. А. Скребицкий стал старшим научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ, где ему была присуждена степень кандидата биологических наук. Георгий Алексеевич занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Он много ездил в различные экспедиции, в которых получал возможность наблюдать за жизнью животных в естественной среде. За это время Георгий Алексеевич написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Работа по изучению поведения речных чаек на подмосковном озере Киёво дала не только материал для научной деятельности, но и послужила отправной точкой для написания повести для детей «Остров белых птиц», опубликованной в издательстве «Детгиз» в 1942 году. Ещё раньше, в 1939 году, по сценарию Скребицкого был сделан научно-популярный фильм «Остров белых птиц»,
Весной 1932 года Г. А. Скребицкий окончил Пушной институт. Георгий Алексеевич был направлен на работу во Всесоюзный НИИ пушно-мехового охотничьего промыслового звероловства и оленеводства, где проработал до 1935 года. В этот период его основным интересом стало изучение поведения животных в природных условиях. Позже Г. А. Скребицкий стал старшим научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ, где ему была присуждена степень кандидата биологических наук. Георгий Алексеевич занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Он много ездил в различные экспедиции, в которых получал возможность наблюдать за жизнью животных в естественной среде. За это время Георгий Алексеевич написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Работа по изучению поведения речных чаек на подмосковном озере Киёво дала не только материал для научной деятельности, но и послужила отправной точкой для написания повести для детей «Остров белых птиц», опубликованной в издательстве «Детгиз» в 1942 году. Ещё раньше, в 1939 году, по сценарию Скребицкого был сделан научно-популярный фильм «Остров белых птиц»,
В 1939 году Георгий Скребицкий написал рассказ «Ушан», о зайчонке-листопаднике, положивший начало его деятельности как писателя-натуралиста. Рассказ был напечатан в сборнике «Новый год», выпущенном «Детиздатом» в том же году. На страницах этого сборника появился ещё один рассказ Скребицкого — «Как мы перехитрили тетеревей».
В 1939 году Георгий Скребицкий написал рассказ «Ушан», о зайчонке-листопаднике, положивший начало его деятельности как писателя-натуралиста. Рассказ был напечатан в сборнике «Новый год», выпущенном «Детиздатом» в том же году. На страницах этого сборника появился ещё один рассказ Скребицкого — «Как мы перехитрили тетеревей».
В 1941 году Георгий Скребицкий отправился в командировку на север в Кандалакшский заповедник, где он собирался изучать повадки диких птиц. Вскоре началась Великая Отечественная война. Работа в заповеднике не была закончена, но Г. А. Скребицкому пришлось всё бросить и возвращаться в Москву. И хотя научный замысел не осуществился, с литературной точки зрения поездка на север принесла свои плоды: в 1945 году вышла книга Г. А. Скребицкого «На заповедных островах», где описывается жизнь Кандалакшского заповедника до начала и во время Великой Отечественной войны. За эту книгу писатель получил на Всесоюзном конкурсе детской художественной литературы в 1945 году поощрительную премию за лучшую детскую книгу.
В 1941 году Георгий Скребицкий отправился в командировку на север в Кандалакшский заповедник, где он собирался изучать повадки диких птиц. Вскоре началась Великая Отечественная война. Работа в заповеднике не была закончена, но Г. А. Скребицкому пришлось всё бросить и возвращаться в Москву. И хотя научный замысел не осуществился, с литературной точки зрения поездка на север принесла свои плоды: в 1945 году вышла книга Г. А. Скребицкого «На заповедных островах», где описывается жизнь Кандалакшского заповедника до начала и во время Великой Отечественной войны. За эту книгу писатель получил на Всесоюзном конкурсе детской художественной литературы в 1945 году поощрительную премию за лучшую детскую книгу.
Георгий Алексеевич по состоянию здоровья на фронт не попал. Он стал дружинником местной противовоздушной обороны Москвы. Теме войны писатель посвятил свою повесть «В тревожные дни : рассказ об МПВО». Эта небольшая книга была выпущена «Детгизом» в 1942 году. В том же году Георгий Скребицкий стал заведующим секцией орнитологии в Московском зоопарке. Часть животных эвакуировали, часть, как могли, оберегали в Московском зоопарке. Вера Васильевна Чаплина, на тот момент уже известная во всём мире писательница, и один из ведущих сотрудников Московского зоопарка, перевезла партию животных в Свердловск. Как и многие другие сотрудники Московского зоопарка, Георгий Скребицкий остался в столице под руководством профессора П. А. Мантейфеля.
Георгий Алексеевич по состоянию здоровья на фронт не попал. Он стал дружинником местной противовоздушной обороны Москвы. Теме войны писатель посвятил свою повесть «В тревожные дни : рассказ об МПВО». Эта небольшая книга была выпущена «Детгизом» в 1942 году. В том же году Георгий Скребицкий стал заведующим секцией орнитологии в Московском зоопарке. Часть животных эвакуировали, часть, как могли, оберегали в Московском зоопарке. Вера Васильевна Чаплина, на тот момент уже известная во всём мире писательница, и один из ведущих сотрудников Московского зоопарка, перевезла партию животных в Свердловск. Как и многие другие сотрудники Московского зоопарка, Георгий Скребицкий остался в столице под руководством профессора П. А. Мантейфеля.
В этот период Г. А. Скребицкий активно работал и публиковался как писатель-натуралист. Его рассказы о природе и животных выходили в журналах «Мурзилка», «Вожатый», в Бюллетене пресс-бюро «Детгиза». Отдельными книгами произведения выходили в издательстве Московского зоопарка. В 1944 году вышел в свет первый сборник рассказов писателя — «Простофили и хитрецы». После войны Георгий Алексеевич оставил научную деятельность и полностью посвятил себя написанию самых разных произведений для детей, посвящённых природе.
В этот период Г. А. Скребицкий активно работал и публиковался как писатель-натуралист. Его рассказы о природе и животных выходили в журналах «Мурзилка», «Вожатый», в Бюллетене пресс-бюро «Детгиза». Отдельными книгами произведения выходили в издательстве Московского зоопарка. В 1944 году вышел в свет первый сборник рассказов писателя — «Простофили и хитрецы». После войны Георгий Алексеевич оставил научную деятельность и полностью посвятил себя написанию самых разных произведений для детей, посвящённых природе.
В 1944 году Георгий Скребицкий познакомился с Верой Чаплиной. Эта встреча положила начало большой дружбе и совместному литературному творчеству. Впоследствии соавторы написали такие книги, как «В Беловежской пуще» (1949), «Про птиц и зверей» (1952). Для малышей Скребицкий и Чаплина создавали совсем короткие рассказы о природе, которые были опубликованы в журнале «Мурзилка», в книге-календаре «Круглый год», в книге для первоклассников «Родная речь». Георгий Алексеевич и Вера Васильевна написали сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).
В 1944 году Георгий Скребицкий познакомился с Верой Чаплиной. Эта встреча положила начало большой дружбе и совместному литературному творчеству. Впоследствии соавторы написали такие книги, как «В Беловежской пуще» (1949), «Про птиц и зверей» (1952). Для малышей Скребицкий и Чаплина создавали совсем короткие рассказы о природе, которые были опубликованы в журнале «Мурзилка», в книге-календаре «Круглый год», в книге для первоклассников «Родная речь». Георгий Алексеевич и Вера Васильевна написали сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).
В 1950 году Георгия Скребицкого приняли в Союз писателей по рекомендации С. Я. Маршака.
В 1950 году Георгия Скребицкого приняли в Союз писателей по рекомендации С. Я. Маршака.
В 1953 году вышла в свет книга Г. А. Скребицкого «С ружьём и без ружья : (первые шаги охотника-натуралиста)». В этой книге, оформленной как диалог с читателем, рассказывается о природе и охоте. Скребицкий рассматривал охоту как высший акт единения человека с природой, в котором оба выступают на равных. Охота не должна превращаться в убийство. В своих произведениях писатель стремился передать мысль о гармонии и целесообразности всего сущего в природе. Г. А. Скребицкий был убеждён в колоссальной преобразующей силе природы как самого важного фактора пробуждения нравственного чувства человека.
В 1953 году вышла в свет книга Г. А. Скребицкого «С ружьём и без ружья : (первые шаги охотника-натуралиста)». В этой книге, оформленной как диалог с читателем, рассказывается о природе и охоте. Скребицкий рассматривал охоту как высший акт единения человека с природой, в котором оба выступают на равных. Охота не должна превращаться в убийство. В своих произведениях писатель стремился передать мысль о гармонии и целесообразности всего сущего в природе. Г. А. Скребицкий был убеждён в колоссальной преобразующей силе природы как самого важного фактора пробуждения нравственного чувства человека.
Георгий Скребицкий работал над своими произведениями почти каждый день. Он не пользовался пишущей машинкой, всё писал от руки, постоянно переделывая написанное. Писатель создал очень большое количество произведений о природе и её обитателях. В разное время вышли такие его книги, как «Рассказы охотника» (1948), «Друзья моего детства» (1950, 1958), «Лесное эхо» (1952), «Под зоркой охраной» (1953), «Лесной прадедушка» (1956, 1957), «На новом море» (1958), «Четыре художника» (1958, 1960, 1961), «Весне навстречу» (1960), «Прирученные и дикари» (1961), «Весенняя песня» (1961, 1964) и др. Книги Георгия Скребицкого различны по жанру, так как адресованы детям разного возраста. У него можно встретить и книжки-картинки, и сборники природоведческих очерков, и календари природы. Писатель создавал также сказки и стихи. Произведения Георгия Скребицкого проникнуты мотивами любви, дружбы, помощи всему живому.
Георгий Скребицкий работал над своими произведениями почти каждый день. Он не пользовался пишущей машинкой, всё писал от руки, постоянно переделывая написанное. Писатель создал очень большое количество произведений о природе и её обитателях. В разное время вышли такие его книги, как «Рассказы охотника» (1948), «Друзья моего детства» (1950, 1958), «Лесное эхо» (1952), «Под зоркой охраной» (1953), «Лесной прадедушка» (1956, 1957), «На новом море» (1958), «Четыре художника» (1958, 1960, 1961), «Весне навстречу» (1960), «Прирученные и дикари» (1961), «Весенняя песня» (1961, 1964) и др. Книги Георгия Скребицкого различны по жанру, так как адресованы детям разного возраста. У него можно встретить и книжки-картинки, и сборники природоведческих очерков, и календари природы. Писатель создавал также сказки и стихи. Произведения Георгия Скребицкого проникнуты мотивами любви, дружбы, помощи всему живому.
При жизни Георгий Алексеевич так и не издал свои стихотворения отдельной книгой. Писатель только включал их в тексты своих произведений. Стихотворения Г. А. Скребицкого органически вошли в сборник 1963 года «За лесной завесой»: они предваряют некоторые циклы рассказов, являются эпиграфами к отдельным рассказам, или даже вплетаются в ткань самого рассказа.
При жизни Георгий Алексеевич так и не издал свои стихотворения отдельной книгой. Писатель только включал их в тексты своих произведений. Стихотворения Г. А. Скребицкого органически вошли в сборник 1963 года «За лесной завесой»: они предваряют некоторые циклы рассказов, являются эпиграфами к отдельным рассказам, или даже вплетаются в ткань самого рассказа.
Г. А. Скребицкий получал множество писем от читателей разных возрастов. Особенно трепетно писатель относился к детским письмам. Творчеством Георгия Алексеевича восхищались и коллеги по писательскому делу. Г. А. Скребицкий был частым гостем школ и библиотек в разных регионах страны, и всегда его восторженно принимали.
Г. А. Скребицкий получал множество писем от читателей разных возрастов. Особенно трепетно писатель относился к детским письмам. Творчеством Георгия Алексеевича восхищались и коллеги по писательскому делу. Г. А. Скребицкий был частым гостем школ и библиотек в разных регионах страны, и всегда его восторженно принимали.
В конце 1950-х годов Георгий Скребицкий обратился к созданию объёмных произведений лиро-философской направленности, в которых он стремился выразить свои сокровенные мысли о воспитании, о взаимодействии человека с природой. Так появились две автобиографические повести о детстве и юности: «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966). Вторая книга вышла уже после смерти писателя. К печати книгу готовила В. В. Чаплина. На заключительном этапе к работе подключилась С. В. Орлеанская, многолетний детгизовский редактор Скребицкого и Чаплиной. Георгий Алексеевич задумал и третью часть — «Нелёгкий перелёт». Но эта автобиографическая повесть не была ни дописана, ни опубликована.
В конце 1950-х годов Георгий Скребицкий обратился к созданию объёмных произведений лиро-философской направленности, в которых он стремился выразить свои сокровенные мысли о воспитании, о взаимодействии человека с природой. Так появились две автобиографические повести о детстве и юности: «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966). Вторая книга вышла уже после смерти писателя. К печати книгу готовила В. В. Чаплина. На заключительном этапе к работе подключилась С. В. Орлеанская, многолетний детгизовский редактор Скребицкого и Чаплиной. Георгий Алексеевич задумал и третью часть — «Нелёгкий перелёт». Но эта автобиографическая повесть не была ни дописана, ни опубликована.
В июне 1964 года Георгий Скребицкий почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу. Писатель скончался от инфаркта 18 августа 1964 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В июне 1964 года Георгий Скребицкий почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу. Писатель скончался от инфаркта 18 августа 1964 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Книги Г. А. Скребицкого выходили с иллюстрациями таких художников, как Вениамин Белышев, Игорь Годин, Дмитрий Горлов, Андрей Келейников, Алексей Комаров, Сергей Куприянов и др. С художником-анималистом Георгием Никольским писателя связывали многолетняя совместная творческая работа и дружба.
Книги Г. А. Скребицкого выходили с иллюстрациями таких художников, как Вениамин Белышев, Игорь Годин, Дмитрий Горлов, Андрей Келейников, Алексей Комаров, Сергей Куприянов и др. С художником-анималистом Георгием Никольским писателя связывали многолетняя совместная творческая работа и дружба.
Книги Георгия Скребицкого издавались огромными тиражами и выходили не только в СССР, но и за рубежом. Интерес к творчеству писателя не ослабевает. Произведения Георгия Алексеевича регулярно переиздаются крупными российскими издательствами.
Книги Георгия Скребицкого издавались огромными тиражами и выходили не только в СССР, но и за рубежом. Интерес к творчеству писателя не ослабевает. Произведения Георгия Алексеевича регулярно переиздаются крупными российскими издательствами.
В декабре 2017 года Маймаксанской библиотеке № 6 (г. Архангельск) было присвоено имя Георгия Алексеевича Скребицкого.
В декабре 2017 года Маймаксанской библиотеке № 6 (г. Архангельск) было присвоено имя Георгия Алексеевича Скребицкого.