44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
Игорь Александрович Мазнин — детский поэт, переводчик. | '''Игорь Александрович Мазнин''' — детский поэт, переводчик. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Игорь Мазнин родился в Москве. Он был младшим из двоих детей. Отец, крестьянин из подмосковного села Беседы, пропал без вести в советско-финскую войну. Мать работала в военном госпитале. Детство поэта пришлось на годы войны. Жили тяжело. Зимой Игорь с братом ходили выкапывать на дрова столбы уличных лавочек. | Игорь Мазнин родился в Москве. Он был младшим из двоих детей. Отец, крестьянин из подмосковного села Беседы, пропал без вести в советско-финскую войну. Мать работала в военном госпитале. Детство поэта пришлось на годы войны. Жили тяжело. Зимой Игорь с братом ходили выкапывать на дрова столбы уличных лавочек. | ||
Стихи писал с ранней юности. В бабушкином доме в Беседах на чердаке хранилось множество книг, одна из них — томик Надсона — вдохновила юношу на творчество. Мама не одобряла занятие поэзией, первые стихи даже сожгла. | Стихи писал с ранней юности. В бабушкином доме в Беседах на чердаке хранилось множество книг, одна из них — томик Надсона — вдохновила юношу на творчество. Мама не одобряла занятие поэзией, первые стихи даже сожгла. | ||
Игорь Мазнин окончил среднюю школу № 470 Таганского района. Мечтал стать учителем. | Игорь Мазнин окончил среднюю школу № 470 Таганского района. Мечтал стать учителем. | ||
После школы по комсомольской путёвке уехал на стройку под Томском. Продолжал увлекаться стихотворчеством, и это все еще была взрослая лирика. Стихи этого периода не сохранились. В Томске работал разнорабочим, получил специальность столяра. После возвращения в Москву в 1957 году поступил в городской педагогический институт им. Потёмкина на историко-филологический факультет. Во время учёбы работал кочегаром. На первом курсе познакомился с будущей женой. | После школы по комсомольской путёвке уехал на стройку под Томском. Продолжал увлекаться стихотворчеством, и это все еще была взрослая лирика. Стихи этого периода не сохранились. В Томске работал разнорабочим, получил специальность столяра. После возвращения в Москву в 1957 году поступил в городской педагогический институт им. Потёмкина на историко-филологический факультет. Во время учёбы работал кочегаром. На первом курсе познакомился с будущей женой. | ||
В период учебы Игорь Александрович начал писать детские стихи. Возможно, этому поспособствовало рождение собственного ребенка — дочери Елены. Супруга, Элеонора Вениаминовна, вспоминает, что Игорь Александрович хорошо ладил с детьми, был прирождённый педагог. Проходил практику в пионерских лагерях, после окончания университета несколько лет работал в московской школе учителем истории. | В период учебы Игорь Александрович начал писать детские стихи. Возможно, этому поспособствовало рождение собственного ребенка — дочери Елены. Супруга, Элеонора Вениаминовна, вспоминает, что Игорь Александрович хорошо ладил с детьми, был прирождённый педагог. Проходил практику в пионерских лагерях, после окончания университета несколько лет работал в московской школе учителем истории. | ||
Первая публикация детского стихотворения состоялась в 1962 году, в журнале «Семья и школа». В середине 1960-х Игорь Мазнин перешел работать в издательство «Малыш» старшим редактором. Потом стал членом Литфонда. Начали активно издаваться его книги. В 1964 году в издательстве «Малыш» вышла книжка стихов «Что я знаю». На обложке — фамилии трех молодых авторов: Ю. Коваля, Б. Козлова и И. Мазнина. В последующие годы были изданы сборники стихов Игоря Мазнина «Почему киты молчат?» (1966), «Кот Пушок» (1967), «Как-то раз позвали нас» (1971), «Откуда приходят сны?» (1972), «Расскажите, облака» (1974), «Теплая тропинка» (1976), «Прогулка по лесу» (1980), «Потенькай, синица» (1982), «Я склонился над цветком» (1986), «Снег и сад» (1987). | Первая публикация детского стихотворения состоялась в 1962 году, в журнале «Семья и школа». В середине 1960-х Игорь Мазнин перешел работать в издательство «Малыш» старшим редактором. Потом стал членом Литфонда. Начали активно издаваться его книги. В 1964 году в издательстве «Малыш» вышла книжка стихов «Что я знаю». На обложке — фамилии трех молодых авторов: Ю. Коваля, Б. Козлова и И. Мазнина. В последующие годы были изданы сборники стихов Игоря Мазнина «Почему киты молчат?» (1966), «Кот Пушок» (1967), «Как-то раз позвали нас» (1971), «Откуда приходят сны?» (1972), «Расскажите, облака» (1974), «Теплая тропинка» (1976), «Прогулка по лесу» (1980), «Потенькай, синица» (1982), «Я склонился над цветком» (1986), «Снег и сад» (1987). | ||
Игорь Мазнин — лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу («Удивительный слон»). Член Союза писателей с 1973 года. | Игорь Мазнин — лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу («Удивительный слон»). Член Союза писателей с 1973 года. | ||
Строка 47: | Строка 50: | ||
«Детская литература — это самоценная вещь. Говорят, есть один вид литературы — настоящая. Это говорят те, кто не умеет писать для детей», — заметил Игорь Мазнин в интервью журналу «Детская литература». — Соглашусь с Маршаком, который сказал, что приличный детский поэт всегда напишет среднее взрослое стихотворение, а приличный взрослый поэт никогда не напишет среднего детского стихотворения». | «Детская литература — это самоценная вещь. Говорят, есть один вид литературы — настоящая. Это говорят те, кто не умеет писать для детей», — заметил Игорь Мазнин в интервью журналу «Детская литература». — Соглашусь с Маршаком, который сказал, что приличный детский поэт всегда напишет среднее взрослое стихотворение, а приличный взрослый поэт никогда не напишет среднего детского стихотворения». | ||
О своем личном мироощущении он говорил: «...Во мне есть ... известная предрасположенность чувствовать мир, как его чувствует ребенок, и есть способность его преображать. Потому что ребенок всегда преображает. Для него фантазия неотделима от реальности, он еще не знает границ между бытием и небытием». | О своем личном мироощущении он говорил: «...Во мне есть ... известная предрасположенность чувствовать мир, как его чувствует ребенок, и есть способность его преображать. Потому что ребенок всегда преображает. Для него фантазия неотделима от реальности, он еще не знает границ между бытием и небытием». | ||
Строка 52: | Строка 56: | ||
О мастерстве детского поэта он говорил: «Моя задача — сделать понятным слово из контекста, окружить незнакомое слово такими словами, чтобы к помощи родителей ребёнок не прибегал. Я должен помогать ребёнку испытывать радость открытия. Почему любят загадки? — они уводят в сторону от предмета, но недалеко, затемняют смысл предмета, но не настолько, чтобы ребёнок не разглядел предмет. Поэзия для детей должна содержать элемент игры в прятки». | О мастерстве детского поэта он говорил: «Моя задача — сделать понятным слово из контекста, окружить незнакомое слово такими словами, чтобы к помощи родителей ребёнок не прибегал. Я должен помогать ребёнку испытывать радость открытия. Почему любят загадки? — они уводят в сторону от предмета, но недалеко, затемняют смысл предмета, но не настолько, чтобы ребёнок не разглядел предмет. Поэзия для детей должна содержать элемент игры в прятки». | ||
«Детская поэзия — это полное отсутствие лукавства и полное отсутствие подмены понятий, — подчеркивал Игорь Мазнин. — Как говорит мой товарищ, “чистое сливочное масло”. Всё должно иметь прямое значение: сказал “люблю” — значит, люблю. <…> Детская поэзия ставит очень точные слова в очень точном порядке. И, в отличие от взрослой, детская поэзия не занимается сложностями души. <…> Детские стихи всегда говорят о норме человеческих отношений, а взрослые произведения — о попытках эту норму подменить». | «Детская поэзия — это полное отсутствие лукавства и полное отсутствие подмены понятий, — подчеркивал Игорь Мазнин. — Как говорит мой товарищ, “чистое сливочное масло”. Всё должно иметь прямое значение: сказал “люблю” — значит, люблю. <…> Детская поэзия ставит очень точные слова в очень точном порядке. И, в отличие от взрослой, детская поэзия не занимается сложностями души. <…> Детские стихи всегда говорят о норме человеческих отношений, а взрослые произведения — о попытках эту норму подменить». | ||
Строка 234: | Строка 239: | ||
*Мазнин, И. А. «Чистое сливочное масло» : [интервью с поэтом И. А. Мазниным] / Игорь Мазнин ; [беседовала] Ирина Арзамасцева // Детская литература : журнал о детской литературе и искусстве для детей. — 1997. — № 2. — С. 17–21. — (Жизнь. Литература. Критика). | *Мазнин, И. А. «Чистое сливочное масло» : [интервью с поэтом И. А. Мазниным] / Игорь Мазнин ; [беседовала] Ирина Арзамасцева // Детская литература : журнал о детской литературе и искусстве для детей. — 1997. — № 2. — С. 17–21. — (Жизнь. Литература. Критика). | ||
*Игорь Мазнин и его стихи для детей / ВО!круг книг : блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска. — Текст : электронный // Центральная библиотека им. А. С. Пушкина г. Челябинска : сайт | *[http://vokrugknig.blogspot.com/2018/06/blog-post_7.html Игорь Мазнин и его стихи для детей] / ВО!круг книг : блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска. — Текст : электронный // Центральная библиотека им. А. С. Пушкина г. Челябинска : сайт. | ||
==Премии, награды== | ==Премии, награды== |