Куприн Александр Иванович: различия между версиями

 
(не показано 20 промежуточных версий 3 участников)
Строка 3: Строка 3:
|Портрет                      = Aleksandr-Kuprin.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = Aleksandr-Kuprin.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Описание портрета            = Александр Куприн
|Описание портрета            = Александр Куприн
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            = Александр Куприн
|Псевдоним(ы)                =
|Псевдоним(ы)                =
|Дата рождения                = 7 сентября [26 августа] 1870 года  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Дата рождения                = 7 сентября [26 августа] 1870 года  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
Строка 22: Строка 22:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Александр Иванович Куприн''' — русский прозаик, переводчик.
'''Александр Иванович Куприн''' — русский прозаик, переводчик.
== Биография ==
==Александр Куприн / Биография==


Александр Куприн родился в семье мелкого чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна Мать Любовь Алексеевна принадлежала к старинному княжескому татарскому роду Кулунчаковых. Куприн ещё младенцем лишился отца, мать переехала в Москву, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме. В 6 лет Александр Иванович был определен в Разумовский сиротский пансион. В 1880 году начал обучение во 2-й Московской военной гимназии. Тягостный переход от семейной жизни к казарменной в столь раннем возрасте навсегда запечатлелся в памяти будущего писателя, воспоминания об этом времени позднее легли в основу повести «На переломе (Кадеты)» (1900). В это время Куприн впервые пробует писать, в чем не последнюю роль сыграли уроки словесности учителя Цуханова (в повести Труханова).
Александр Куприн родился в семье мелкого чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна Мать Любовь Алексеевна принадлежала к старинному княжескому татарскому роду Кулунчаковых. Куприн ещё младенцем лишился отца, мать переехала в Москву, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме. В 6 лет Александр Иванович был определен в Разумовский сиротский пансион. В 1880 году начал обучение во 2-й Московской военной гимназии. Тягостный переход от семейной жизни к казарменной в столь раннем возрасте навсегда запечатлелся в памяти будущего писателя, воспоминания об этом времени позднее легли в основу повести «На переломе (Кадеты)» (1900). В это время Куприн впервые пробует писать, в чем не последнюю роль сыграли уроки словесности учителя Цуханова (в повести Труханова).


После окончания корпуса в 1888 г. Куприн поступил в III Александровское военное училище. Обучаясь на офицера пехоты, он в 1889 году опубликовал в «Русском сатирическом листке» свое первое произведение «Последний дебют», за что был наказан двумя сутками карцера, так как юнкерам было запрещено выступать в печати. Окончив лицей в 1890 году был произведен из юнкера в подпоручика и назначен в 46 пехотный Днепровский полк, располагавшийся в маленьком городке Проскурове Подольской губернии (современ. город Хмельницкий, Украина). Разочарование в однообразной провинциальной военной жизни, протест против бессмысленной муштры и грубости заставили подать в отставку в 1894 году. К тому времени Куприн уже опубликовал в журнале «Русское братство» повесть «Впотьмах» (1893), рассказ «Лунной ночью», готовился к печати рассказ «Из отдалённого прошлого» («Дознание»), получил признание авторитетных литераторов. Переехав в 1894 году в Киев, начал писать очерки, заметки, фельетоны для местных газет «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь и искусство», «Волынь». Доход был крайне мал и нерегулярен, приходилось искать другие занятия: Куприн был репортёром, разводил табак, был землемером, учётчиком в кузнице, псаломщиком в церкви, выступал на сцене, всё это сопровождалось многочисленными переездами. Пятилетний период скитаний, неустроенности нашёл выражение в творчестве писателя. Особая роль принадлежит очеркам «Киевские типы» (1895 и 1898 гг. газета «Киевское слово»), в которых проявилось мастерство типизации: в сжатой форме были глубоко раскрыты характерные черты людей различных профессий и социальных срезов, некоторые очерки несут в себе черты социальной сатиры («Студент-драгун», «Художник»). В 1896 году Куприн часто бывал в качестве корреспондента на заводах Донбасса, вскоре устроился там на работу.  
После окончания корпуса в 1888 г. Куприн поступил в III Александровское военное училище. Обучаясь на офицера пехоты, он в 1889 году опубликовал в «Русском сатирическом листке» свое первое произведение «Последний дебют», за что был наказан двумя сутками карцера, так как юнкерам было запрещено выступать в печати. Окончив лицей в 1890 году был произведен из юнкера в подпоручика и назначен в 46 пехотный Днепровский полк, располагавшийся в маленьком городке Проскурове Подольской губернии (современ. город Хмельницкий, Украина). Разочарование в однообразной провинциальной военной жизни, протест против бессмысленной муштры и грубости заставили подать в отставку в 1894 году. К тому времени Куприн уже опубликовал в журнале «Русское братство» повесть «Впотьмах» (1893), рассказ «Лунной ночью», готовился к печати рассказ «Из отдалённого прошлого» («Дознание»), получил признание авторитетных литераторов.  
 
Переехав в 1894 году в Киев, начал писать очерки, заметки, фельетоны для местных газет «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь и искусство», «Волынь». Доход был крайне мал и нерегулярен, приходилось искать другие занятия: Куприн был репортёром, разводил табак, был землемером, учётчиком в кузнице, псаломщиком в церкви, выступал на сцене, всё это сопровождалось многочисленными переездами. Пятилетний период скитаний, неустроенности нашёл выражение в творчестве писателя. Особая роль принадлежит очеркам «Киевские типы» (1895 и 1898 гг. газета «Киевское слово»), в которых проявилось мастерство типизации: в сжатой форме были глубоко раскрыты характерные черты людей различных профессий и социальных срезов, некоторые очерки несут в себе черты социальной сатиры («Студент-драгун», «Художник»). В 1896 году Куприн часто бывал в качестве корреспондента на заводах Донбасса, вскоре устроился там на работу.  


Первая крупная повесть «Молох» (1896) — художественное осмысление открывшейся правды о настоящей цене машинной цивилизации. Главный герой повести, инженер Бобров, видит сталелитейный завод в образе железного чудовища, бога огня и войны Молоха, которому древние моавитяне приносили человеческие жертвы. В произведении звучит очень важная идея о человеке, который становится заложником технического прогресса. Другая сторона жизни: тяга к естественности, близость к природе отразились в таких текстах, как «Лесная глушь» (1898), «Олеся» (1898), «На глухарей» (1899).
Первая крупная повесть «Молох» (1896) — художественное осмысление открывшейся правды о настоящей цене машинной цивилизации. Главный герой повести, инженер Бобров, видит сталелитейный завод в образе железного чудовища, бога огня и войны Молоха, которому древние моавитяне приносили человеческие жертвы. В произведении звучит очень важная идея о человеке, который становится заложником технического прогресса. Другая сторона жизни: тяга к естественности, близость к природе отразились в таких текстах, как «Лесная глушь» (1898), «Олеся» (1898), «На глухарей» (1899).
Строка 32: Строка 34:
В 1890-е гг. Куприн активно обращался к теме детства и отрочества, писал о детях и для детей. В этих текстах отчетливо проявляются идеи о естественном человеке (романтическая трансформация руссоизма), и детях — главном воплощении этой естественности, чистоты и красоты. Каждое произведение — глубокое исследование детского мира чувств и переживаний, детской психологии. Писателем создано более 20 рассказов о детях («На реке», «Детский сад», «Чудесный доктор», «Конец сказки», «В недрах земли», «Фиалки», «Белый пудель», «Allez» и др.).
В 1890-е гг. Куприн активно обращался к теме детства и отрочества, писал о детях и для детей. В этих текстах отчетливо проявляются идеи о естественном человеке (романтическая трансформация руссоизма), и детях — главном воплощении этой естественности, чистоты и красоты. Каждое произведение — глубокое исследование детского мира чувств и переживаний, детской психологии. Писателем создано более 20 рассказов о детях («На реке», «Детский сад», «Чудесный доктор», «Конец сказки», «В недрах земли», «Фиалки», «Белый пудель», «Allez» и др.).


В 1901 году писатель поселился в Петербурге, стал профессиональным писателем, вскоре вышли рассказы «В цирке» (1902), «На покое» (1902), «Болото» (1902), «Трус» (1903), «Конокрады» (1903). В 1905 году Куприн опубликовал свой наиболее значительный текст — роман «Поединок», посвященный М. Горькому. Произведение во многом автобиографично (основа — служба Куприна подпоручиком в 1894 году) и содержит суровую критику военного сословия и русского общества в целом. «Поединок» звучал очень злободневно, именно этот текст принес писателю известность, ввел в главные литературные круги того времени. Откликом на революцию 1905–1907 гг. стал очерк «События в Севастополе» (1905), в котором описана расправа над матросами восставшего крейсера «Очаков» (Куприн был очевидцем этого события, помогал в спасении матросов). Почти сразу было задумано продолжение «Поединка» — повесть «Нищие», но работа над повестью скоро зашла в тупик, и писатель снова обратился к жанру рассказа. В это время Куприн пишет с огромным вдохновением и скоростью: были написаны знаменитые «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус» (1907), цикл «Листригоны» (1907–11), последние два сюжета связаны с жизнью писателя у Черного моря (г. Одесса, г. Балаклава) и посвящены силе человеческого духа и силе искусства. Мастерство писателя было отмечено Пушкинской премией в 1909 году. Были созданы самые известные произведения писателя о любви как о высшей ценности мира и главной тайне: «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1910), последнее произведение было особенно дорого автору. Повесть имеет эпиграф — название сонаты Л. ван Бетховена «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», которая пронизывает весь текст и объединяет символику цвета, чисел, драгоценных камней, художественные детали и интертекстуальные связи в единую симфонию о победе поэзии трагической, но прекрасной любви над трагической, но безобразной прозой жизни. Широта творческого охвата была поразительной: создавались произведения на острые социальные темы — роман «Яма» (1908), а также научно-фантастические повести «Жидкое солнце» (1913), «Звезда Соломона» (1917).


К Революции 1917 года у Куприна не было однозначного отношения, но писатель старался приспособиться к новой реальности: в 1918 году советовался с В. Лениным и М. Горьким по поводу начала издания газеты для крестьян «Земля» (издание не состоялось). В 1918–19 гг. сотрудничал в издательстве «Всемирная литература», написал статью «А. Дюма, его жизнь и творчество» занимался переводами (трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос», «Предсказание Нострадама на 2000 год» Пьера-Жана Беранже, поэзия итальянского поэта Лоренцо Стеккетти, финского поэта Вейкко Коскенниеми, Эйно Лейно). В октябре 1919 года Гатчина, где писатель жил с 1911 года, была занята войсками Н. Н. Юденича, вместе с разгромленными отрядами белых отступал в направлении Нарвы, где вынужден был покинуть родину на 17 лет; сначала Куприн оказался в Гельсингфорсе (Финляндия), в 1920 году вместе с семьей обосновался в Париже. События того времени стали основой рассказа «Купол св. Исаакия Далматского», опубликованного в Риге в 1928 году. В эмиграции писателя все время преследовала тоска по родине, он долго не мог вернуться к художественному творчеству, начал снова писать лишь во второй половине 1920 -х гг. За границей вышло несколько сборников его прозы: «Новые повести и рассказы» (Париж, 1927), «Колесо времени» (Белград, 1930), «Жанетта» (Париж, 1934). Во многих произведениях эмигрантского периода Куприн возвращается памятью к жизни на родине.  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Александр Куприн">
Файл:Aleksandr-Kuprin (6).jpg|Скворцы / А. Куприн, 1924
Файл:Aleksandr-Kuprin (5).jpg|В недрах земли / А. И. Куприн; рисунки А. Дейнека, 1929
Файл:Aleksandr-Kuprin (2).jpg|Белый пудель / А. Куприн; рисунки В. Лебедева, 1942
Файл:Aleksandr-Kuprin (3).jpg|Рассказы / А. И. Куприн, 1949
Файл:Aleksandr-Kuprin (1).jpg|Рассказы / А. И. Куприн, 1952
Файл:Aleksandr-Kuprin (4).jpg|Ю-ю / А. И. Куприн, 1961
 
 
</gallery></center>
 
 
 
В 1901 году писатель поселился в Петербурге, стал профессиональным писателем, вскоре вышли рассказы «В цирке» (1902), «На покое» (1902), «Болото» (1902), «Трус» (1903), «Конокрады» (1903). В 1905 году Куприн опубликовал свой наиболее значительный текст — роман «Поединок», посвященный М. Горькому. Произведение во многом автобиографично (основа — служба Куприна подпоручиком в 1894 году) и содержит суровую критику военного сословия и русского общества в целом. «Поединок» звучал очень злободневно, именно этот текст принес писателю известность, ввел в главные литературные круги того времени. Откликом на революцию 1905–1907 гг. стал очерк «События в Севастополе» (1905), в котором описана расправа над матросами восставшего крейсера «Очаков» (Куприн был очевидцем этого события, помогал в спасении матросов). Почти сразу было задумано продолжение «Поединка» — повесть «Нищие», но работа над повестью скоро зашла в тупик, и писатель снова обратился к жанру рассказа.
 
В это время Куприн пишет с огромным вдохновением и скоростью: были написаны знаменитые «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус» (1907), цикл «Листригоны» (1907–11), последние два сюжета связаны с жизнью писателя у Черного моря (г. Одесса, г. Балаклава) и посвящены силе человеческого духа и силе искусства.
 
Мастерство писателя было отмечено Пушкинской премией в 1909 году. Были созданы самые известные произведения писателя о любви как о высшей ценности мира и главной тайне: «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1910), последнее произведение было особенно дорого автору. Повесть имеет эпиграф — название сонаты Л. ван Бетховена «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», которая пронизывает весь текст и объединяет символику цвета, чисел, драгоценных камней, художественные детали и интертекстуальные связи в единую симфонию о победе поэзии трагической, но прекрасной любви над трагической, но безобразной прозой жизни. Широта творческого охвата была поразительной: создавались произведения на острые социальные темы — роман «Яма» (1908), а также научно-фантастические повести «Жидкое солнце» (1913), «Звезда Соломона» (1917).
 
К Революции 1917 года у Куприна не было однозначного отношения, но писатель старался приспособиться к новой реальности: в 1918 году советовался с В. Лениным и М. Горьким по поводу начала издания газеты для крестьян «Земля» (издание не состоялось). В 1918–19 гг. сотрудничал в издательстве «Всемирная литература», написал статью «А. Дюма, его жизнь и творчество» занимался переводами (трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос», «Предсказание Нострадама на 2000 год» Пьера-Жана Беранже, поэзия итальянского поэта Лоренцо Стеккетти, финского поэта Вейкко Коскенниеми, Эйно Лейно).  
 
В октябре 1919 года Гатчина, где писатель жил с 1911 года, была занята войсками Н. Н. Юденича, вместе с разгромленными отрядами белых отступал в направлении Нарвы, где вынужден был покинуть родину на 17 лет; сначала Куприн оказался в Гельсингфорсе (Финляндия), в 1920 году вместе с семьей обосновался в Париже. События того времени стали основой рассказа «Купол св. Исаакия Далматского», опубликованного в Риге в 1928 году. В эмиграции писателя все время преследовала тоска по родине, он долго не мог вернуться к художественному творчеству, начал снова писать лишь во второй половине 1920 -х гг. За границей вышло несколько сборников его прозы: «Новые повести и рассказы» (Париж, 1927), «Колесо времени» (Белград, 1930), «Жанетта» (Париж, 1934). Во многих произведениях эмигрантского периода Куприн возвращается памятью к жизни на родине.  


Последнее крупное произведение писателя — автобиографический роман «Юнкера» (вышел отдельным изданием в Париже в 1933 году), который был назван писателем «завещанием для русской молодёжи». Мечта вернуться домой сбылась под конец жизни Куприна, в 1938 году он был радушно встречен в Москве соотечественниками, но уже тогда был неизлечимо болен. Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года, похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.
Последнее крупное произведение писателя — автобиографический роман «Юнкера» (вышел отдельным изданием в Париже в 1933 году), который был назван писателем «завещанием для русской молодёжи». Мечта вернуться домой сбылась под конец жизни Куприна, в 1938 году он был радушно встречен в Москве соотечественниками, но уже тогда был неизлечимо болен. Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года, похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.


==Книги==
 
 
{{цитата|автор=Александр Куприн|Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.}}
 
==Александр Куприн / Книги==


*Куприн А. И. Полное собрание сочинений : в 8 т. — Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1912. — [Хранится в РГБ].
*Куприн А. И. Полное собрание сочинений : в 8 т. — Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1912. — [Хранится в РГБ].
Строка 55: Строка 81:
*Куприн А. И. Малое собрание сочинений. — Санкт-Петербург : Азбука, 2013. — 699 с. — [Хранится в РГБ].
*Куприн А. И. Малое собрание сочинений. — Санкт-Петербург : Азбука, 2013. — 699 с. — [Хранится в РГБ].
*Куприн А. И. Малое собрание сочинений. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — 699 с. — [Хранится в РГБ].
*Куприн А. И. Малое собрание сочинений. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — 699 с. — [Хранится в РГБ].
*Куприн, А. И. Слон / Александр Куприн ; худож. [[Спирин Геннадий Константинович|Геннадий Спирин]]. — Москва : [[РИПОЛ классик]], 2013. — 39 с. : ил. — (Рисует Геннадий Спирин).
*Куприн А. И. Чудесный доктор : рассказы / Александр Куприн ; [худож. Н. Губарева]. — Москва : Искателькнига, 2015. — 111 с. — (Школьная Библиотека).
*Куприн А. И. Чудесный доктор : рассказы / Александр Куприн ; [худож. Н. Губарева]. — Москва : Искателькнига, 2015. — 111 с. — (Школьная Библиотека).
*Куприн А. И. Белый пудель : рассказы / А. И. Куприн ; художник В. Семоненко ; [вступ. ст. Е. А. Шкловского]. — Москва : Детская литература, 2019. — 249 с. : ил. — (Школьная библиотека).
*Куприн А. И. Белый пудель : рассказы / А. И. Куприн ; художник В. Семоненко ; [вступ. ст. Е. А. Шкловского]. — Москва : Детская литература, 2019. — 249 с. : ил. — (Школьная библиотека).
Строка 64: Строка 91:
**Т. 3 : Яма ; На переломе (Кадеты) : повести. Юнкера : роман. — 2020. — 623 с.
**Т. 3 : Яма ; На переломе (Кадеты) : повести. Юнкера : роман. — 2020. — 623 с.


==Александр Куприн / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Александр Куприн / Книги в НЭБ.Дети==


*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42448#page/0/mode/2up Куприн А. И.] Детские рассказы / А. Куприн ; рис. М. Соломонова. — Текст : электронный. — Mосква : Московское книгоиздательство, 1914. – 148 с.  
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42448#page/0/mode/2up Куприн А. И.] Детские рассказы / А. Куприн ; рис. М. Соломонова. — Текст : электронный. — Mосква : Московское книгоиздательство, 1914. – 148 с.  
Строка 78: Строка 105:
*Куприн А. И. Ю-ю / А. Куприн ; рис. Т. Шишмаревой. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1961. — 63 с.
*Куприн А. И. Ю-ю / А. Куприн ; рис. Т. Шишмаревой. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1961. — 63 с.


==Диафильмы==
==Александр Куприн / Диафильмы==


*Куприн, А. И. Белый пудель : [диафильм] / [автор А. Куприн ; худож. Т. Афонина]. — Москва : Диафильм, 1951 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (50 кд.). Оригинал хранится в РГДБ. — URL: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43073#page/0/mode/2up. — Режим доступа: для зарегистр. читателей РГДБ.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43073#page/0/mode/2up Куприн, А. И.] Белый пудель : [диафильм] / [автор А. Куприн ; худож. Т. Афонина]. — Москва : Диафильм, 1951 (Москва : [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]], 2020). — 1 дф. (50 кд.). Оригинал хранится в РГДБ.
*Куприн, А. И. Чудесный доктор : [диафильм] / [автор А. И. Куприн ; худож. Б. Винокуров]. — Москва : Диафильм, 1954 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (50 кд.). Оригинал хранится в РГДБ. — URL: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40885#page/0/mode/2up. — Режим доступа: для зарегистр. читателей РГДБ.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40885#page/0/mode/2up Куприн, А. И.] Чудесный доктор : [диафильм] / [автор А. И. Куприн ; худож. Б. Винокуров]. — Москва : Диафильм, 1954 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (50 кд.). Оригинал хранится в РГДБ.
*Куприн, А. И. Белый пудель : [диафильм] / [автор А. Куприн ; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм , 1965 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (56 кд.) Оригинал хранится в РГДБ. — URL: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37095#page/0/mode/2up. — Режим доступа: для зарегистр. читателей РГДБ.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37095#page/0/mode/2up Куприн, А. И.] Белый пудель : [диафильм] / [автор А. Куприн ; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм , 1965 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (56 кд.) Оригинал хранится в РГДБ.
*Корсунская Э. Александр Иванович Куприн : [диафильм] / [автор Э. Корсунская ; консультант П. Ширмакова]. — Москва : Диафильм, 1971 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (43 кд.). Оригинал хранится в РГДБ. — URL: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39384#page/0/mode/2up. — Режим доступа: для зарегистр. читателей РГДБ.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39384#page/0/mode/2up Корсунская Э.] Александр Иванович Куприн : [диафильм] / [автор Э. Корсунская ; консультант П. Ширмакова]. — Москва : Диафильм, 1971 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (43 кд.). Оригинал хранится в РГДБ.


==О жизни и творчестве==
==О жизни и творчестве==
Строка 102: Строка 129:
*Чуковский К. И. Куприн // Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды. – Москва : Молодая гвардия, 1963. — С. 157–187.
*Чуковский К. И. Куприн // Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды. – Москва : Молодая гвардия, 1963. — С. 157–187.


==Экранизации==
==Александр Куприн / Экранизации==


*Белый пудель. Художественный фильм. Реж. Марианна Рошаль, Владимир Шредель. СССР, 1955.
*Белый пудель. Художественный фильм. Реж. Марианна Рошаль, Владимир Шредель. СССР, 1955.
Строка 132: Строка 159:
==Памятники, музеи==
==Памятники, музеи==


*[http://www.museum.ru/M1910#web Дом-музей А. И. Куприна] (с. Наровчат, Пензенская область) : сайт. — Текст : электронный.  
*Дом-музей А. И. Куприна (с. Наровчат, Пензенская область) : сайт. — Текст : электронный.  
*[http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/manor-danilovskoe/ Музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна] (с. Даниловское, Вологодская область) : сайт. — Текст : электронный.
*[http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/manor-danilovskoe/ Музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна] (с. Даниловское, Вологодская область) : сайт. — Текст : электронный.
*[http://kuprin-lit.ru/ Сайт, посвященный А. И. Куприну].  
*[http://kuprin-lit.ru/ Сайт, посвященный А. И. Куприну].
 
==См. также==
*[[Гаршин Всеволод Михайлович]]
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Крученых Алексей Елисеевич]]
*[[Тургенев Иван Сергеевич]]
*[[Тэффи]]
*[[Шмелёв Иван Сергеевич]]
*[[Чуковский Корней Иванович]]
 


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]