Куприн Александр Иванович: различия между версиями

Строка 32: Строка 32:
В 1890-е гг. Куприн активно обращался к теме детства и отрочества, писал о детях и для детей. В этих текстах отчетливо проявляются идеи о естественном человеке (романтическая трансформация руссоизма), и детях — главном воплощении этой естественности, чистоты и красоты. Каждое произведение — глубокое исследование детского мира чувств и переживаний, детской психологии. Писателем создано более 20 рассказов о детях («На реке», «Детский сад», «Чудесный доктор», «Конец сказки», «В недрах земли», «Фиалки», «Белый пудель», «Allez» и др.).
В 1890-е гг. Куприн активно обращался к теме детства и отрочества, писал о детях и для детей. В этих текстах отчетливо проявляются идеи о естественном человеке (романтическая трансформация руссоизма), и детях — главном воплощении этой естественности, чистоты и красоты. Каждое произведение — глубокое исследование детского мира чувств и переживаний, детской психологии. Писателем создано более 20 рассказов о детях («На реке», «Детский сад», «Чудесный доктор», «Конец сказки», «В недрах земли», «Фиалки», «Белый пудель», «Allez» и др.).


В 1901 году писатель поселился в Петербурге, стал профессиональным писателем, вскоре вышли рассказы «В цирке» (1902), «На покое» (1902), «Болото» (1902), «Трус» (1903), «Конокрады» (1903). В 1905 году Куприн опубликовал свой наиболее значительный текст — роман «Поединок», посвященный М. Горькому. Произведение во многом автобиографично (основа — служба Куприна подпоручиком в 1894 году) и содержит суровую критику военного сословия и русского общества в целом. «Поединок» звучал очень злободневно, именно этот текст принес писателю известность, ввел в главные литературные круги того времени. Откликом на революцию 1905–1907 гг. стал очерк «События в Севастополе» (1905), в котором описана расправа над матросами восставшего крейсера «Очаков» (Куприн был очевидцем этого события, помогал в спасении матросов). Почти сразу было задумано продолжение «Поединка» — повесть «Нищие», но работа над повестью скоро зашла в тупик, и писатель снова обратился к жанру рассказа. В это время Куприн пишет с огромным вдохновением и скоростью: были написаны знаменитые «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус» (1907), цикл «Листригоны» (1907–11), последние два сюжета связаны с жизнью писателя у Черного моря (г. Одесса, г. Балаклава) и посвящены силе человеческого духа и силе искусства. Мастерство писателя было отмечено Пушкинской премией в 1909 году. Были созданы самые известные произведения писателя о любви как о высшей ценности мира и главной тайне: «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1910), последнее произведение было особенно дорого автору. Повесть имеет эпиграф — название сонаты Л. ван Бетховена «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», которая пронизывает весь текст и объединяет символику цвета, чисел, драгоценных камней, художественные детали и интертекстуальные связи в единую симфонию о победе поэзии трагической, но прекрасной любви над трагической, но безобразной прозой жизни. Широта творческого охвата была поразительной: создавались произведения на острые социальные темы — роман «Яма» (1908), а также научно-фантастические повести «Жидкое солнце» (1913), «Звезда Соломона» (1917).
В 1901 году писатель поселился в Петербурге, стал профессиональным писателем, вскоре вышли рассказы «В цирке» (1902), «На покое» (1902), «Болото» (1902), «Трус» (1903), «Конокрады» (1903). В 1905 году Куприн опубликовал свой наиболее значительный текст — роман «Поединок», посвященный М. Горькому. Произведение во многом автобиографично (основа — служба Куприна подпоручиком в 1894 году) и содержит суровую критику военного сословия и русского общества в целом. «Поединок» звучал очень злободневно, именно этот текст принес писателю известность, ввел в главные литературные круги того времени. Откликом на революцию 1905–1907 гг. стал очерк «События в Севастополе» (1905), в котором описана расправа над матросами восставшего крейсера «Очаков» (Куприн был очевидцем этого события, помогал в спасении матросов). Почти сразу было задумано продолжение «Поединка» — повесть «Нищие», но работа над повестью скоро зашла в тупик, и писатель снова обратился к жанру рассказа.  


К Революции 1917 года у Куприна не было однозначного отношения, но писатель старался приспособиться к новой реальности: в 1918 году советовался с В. Лениным и М. Горьким по поводу начала издания газеты для крестьян «Земля» (издание не состоялось). В 1918–19 гг. сотрудничал в издательстве «Всемирная литература», написал статью «А. Дюма, его жизнь и творчество» занимался переводами (трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос», «Предсказание Нострадама на 2000 год» Пьера-Жана Беранже, поэзия итальянского поэта Лоренцо Стеккетти, финского поэта Вейкко Коскенниеми, Эйно Лейно). В октябре 1919 года Гатчина, где писатель жил с 1911 года, была занята войсками Н. Н. Юденича, вместе с разгромленными отрядами белых отступал в направлении Нарвы, где вынужден был покинуть родину на 17 лет; сначала Куприн оказался в Гельсингфорсе (Финляндия), в 1920 году вместе с семьей обосновался в Париже. События того времени стали основой рассказа «Купол св. Исаакия Далматского», опубликованного в Риге в 1928 году. В эмиграции писателя все время преследовала тоска по родине, он долго не мог вернуться к художественному творчеству, начал снова писать лишь во второй половине 1920 -х гг. За границей вышло несколько сборников его прозы: «Новые повести и рассказы» (Париж, 1927), «Колесо времени» (Белград, 1930), «Жанетта» (Париж, 1934). Во многих произведениях эмигрантского периода Куприн возвращается памятью к жизни на родине.  
В это время Куприн пишет с огромным вдохновением и скоростью: были написаны знаменитые «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус» (1907), цикл «Листригоны» (1907–11), последние два сюжета связаны с жизнью писателя у Черного моря (г. Одесса, г. Балаклава) и посвящены силе человеческого духа и силе искусства.
 
Мастерство писателя было отмечено Пушкинской премией в 1909 году. Были созданы самые известные произведения писателя о любви как о высшей ценности мира и главной тайне: «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1910), последнее произведение было особенно дорого автору. Повесть имеет эпиграф — название сонаты Л. ван Бетховена «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», которая пронизывает весь текст и объединяет символику цвета, чисел, драгоценных камней, художественные детали и интертекстуальные связи в единую симфонию о победе поэзии трагической, но прекрасной любви над трагической, но безобразной прозой жизни. Широта творческого охвата была поразительной: создавались произведения на острые социальные темы — роман «Яма» (1908), а также научно-фантастические повести «Жидкое солнце» (1913), «Звезда Соломона» (1917).
 
К Революции 1917 года у Куприна не было однозначного отношения, но писатель старался приспособиться к новой реальности: в 1918 году советовался с В. Лениным и М. Горьким по поводу начала издания газеты для крестьян «Земля» (издание не состоялось). В 1918–19 гг. сотрудничал в издательстве «Всемирная литература», написал статью «А. Дюма, его жизнь и творчество» занимался переводами (трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос», «Предсказание Нострадама на 2000 год» Пьера-Жана Беранже, поэзия итальянского поэта Лоренцо Стеккетти, финского поэта Вейкко Коскенниеми, Эйно Лейно).  
 
В октябре 1919 года Гатчина, где писатель жил с 1911 года, была занята войсками Н. Н. Юденича, вместе с разгромленными отрядами белых отступал в направлении Нарвы, где вынужден был покинуть родину на 17 лет; сначала Куприн оказался в Гельсингфорсе (Финляндия), в 1920 году вместе с семьей обосновался в Париже. События того времени стали основой рассказа «Купол св. Исаакия Далматского», опубликованного в Риге в 1928 году. В эмиграции писателя все время преследовала тоска по родине, он долго не мог вернуться к художественному творчеству, начал снова писать лишь во второй половине 1920 -х гг. За границей вышло несколько сборников его прозы: «Новые повести и рассказы» (Париж, 1927), «Колесо времени» (Белград, 1930), «Жанетта» (Париж, 1934). Во многих произведениях эмигрантского периода Куприн возвращается памятью к жизни на родине.  


Последнее крупное произведение писателя — автобиографический роман «Юнкера» (вышел отдельным изданием в Париже в 1933 году), который был назван писателем «завещанием для русской молодёжи». Мечта вернуться домой сбылась под конец жизни Куприна, в 1938 году он был радушно встречен в Москве соотечественниками, но уже тогда был неизлечимо болен. Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года, похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.
Последнее крупное произведение писателя — автобиографический роман «Юнкера» (вышел отдельным изданием в Париже в 1933 году), который был назван писателем «завещанием для русской молодёжи». Мечта вернуться домой сбылась под конец жизни Куприна, в 1938 году он был радушно встречен в Москве соотечественниками, но уже тогда был неизлечимо болен. Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года, похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.