44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (→Книги) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 77: | Строка 77: | ||
Лев Толстой создал самобытную педагогическую систему, принципы которой отразились в его публицистических статьях, посвященных образованию, развитию в детях творческих способностей, писанию книг для народа: «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (обе — 1862), <О языке народных книжек> (1862?), «О народном образовании» (1974) и др. Кроме того, он написал одни из первых книг для обучения в народных школах: «Азбука» (1872 ), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875 ). Преподавая сам, Л. Н. Толстой понимал необходимость создания учебной литературы для крестьян, считая это своим вкладом в просвещение народа. В одном из писем он представлял: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». По его мнению, эта книга должна была «служить руководством при обучении чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике для русских учеников всех возрастов и сословий». В период создания «Азбуки» Л. Н. Толстой снова стал заниматься с крестьянскими детьми, а для того, чтобы проверить свою систему обучения, он приглашал учителей из народных школ. Поскольку в Ясной Поляне в то время не было школы, писатель проводил занятия в своем доме. Вместе с ним преподавали его жена, Софья Андреевна, а также старшие дети – Сергей (в 1872 году ему было 9 лет) и Татьяна (8 лет). | Лев Толстой создал самобытную педагогическую систему, принципы которой отразились в его публицистических статьях, посвященных образованию, развитию в детях творческих способностей, писанию книг для народа: «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (обе — 1862), <О языке народных книжек> (1862?), «О народном образовании» (1974) и др. Кроме того, он написал одни из первых книг для обучения в народных школах: «Азбука» (1872 ), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875 ). Преподавая сам, Л. Н. Толстой понимал необходимость создания учебной литературы для крестьян, считая это своим вкладом в просвещение народа. В одном из писем он представлял: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». По его мнению, эта книга должна была «служить руководством при обучении чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике для русских учеников всех возрастов и сословий». В период создания «Азбуки» Л. Н. Толстой снова стал заниматься с крестьянскими детьми, а для того, чтобы проверить свою систему обучения, он приглашал учителей из народных школ. Поскольку в Ясной Поляне в то время не было школы, писатель проводил занятия в своем доме. Вместе с ним преподавали его жена, Софья Андреевна, а также старшие дети – Сергей (в 1872 году ему было 9 лет) и Татьяна (8 лет). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой"> | |||
Файл:Lev-Tolstoj (17).jpg|Чем люди живы / Лев Толстой, 1882 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (18).jpg|Кавказский пленник / Л.Н. Толстой, 1908 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (20).jpg|Тепло и холод / Л. Н. Толстой, 1911 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (25).jpg|Разсказы из детской жизни / Л. Н. Толстой, 1912 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (16).jpg|Бог правду видит, да не скоро скажет / Л.Н. Толстой, 1912 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (31).jpg|Новая азбука / Лев Толстой, 1916 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (22).jpg|Корова / Л. Н. Толстой, 1928 | |||
</gallery></center> | |||
«Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»). Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка». | «Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»). Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка». | ||
Лев Николаевич Толстой прожил долгую насыщенную жизнь и умер 20 [7 по старому стилю] ноября 1910 г. на станции Астапово в Рязанской губернии (теперь поселок Лев Толстой в Липецкой области). | Лев Николаевич Толстой прожил долгую насыщенную жизнь и умер 20 [7 по старому стилю] ноября 1910 г. на станции Астапово в Рязанской губернии (теперь поселок Лев Толстой в Липецкой области). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой"> | |||
Файл:Lev-Tolstoj (28).jpg|Про белок / Л. Н. Толстой, 1929 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (24).jpg|Акула / Лев Толстой, 1930 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (27).jpg|Как мальчика в лесу гроза застала / Лев Толстой, 1930 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (26).jpg|Три медведя / Л. Толстой; рис. Ю. Васнецов, 1937 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (23).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой, 1948 | |||
Файл:Lev-Tolstoj (29).jpg|Рассказ аэронавта / Л. Н. Толстой, 1978 | |||
</gallery></center> | |||
Помимо произведений для детей, он писал романы, повести, рассказы, пьесы, публицистические и религиозно-философские статьи для взрослых, наиболее известные из них «Война и мир», «Анна Каренина», «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Севастопольские рассказы», «Живой труп», «Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Исповедь», «В чём моя вера?» и др. Л. Н. Толстой до сих пор считается непревзойденным мастером реалистического направления в литературе, его работы отличаются глубоким психологизмом, широтой и многогранностью описания действительности, тонким пониманием социальных противоречий, а также силой «народной мысли», согласно которой простые люди являются носителями нравственности, хранителями духовных ценностей и главной движущей силой истории. | Помимо произведений для детей, он писал романы, повести, рассказы, пьесы, публицистические и религиозно-философские статьи для взрослых, наиболее известные из них «Война и мир», «Анна Каренина», «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Севастопольские рассказы», «Живой труп», «Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Исповедь», «В чём моя вера?» и др. Л. Н. Толстой до сих пор считается непревзойденным мастером реалистического направления в литературе, его работы отличаются глубоким психологизмом, широтой и многогранностью описания действительности, тонким пониманием социальных противоречий, а также силой «народной мысли», согласно которой простые люди являются носителями нравственности, хранителями духовных ценностей и главной движущей силой истории. |