Толстой Лев Николаевич: различия между версиями

 
(не показаны 32 промежуточные версии 3 участников)
Строка 18: Строка 18:
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Автограф                    = Lev-Tolstoj-1.jpg  <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
|Автограф                    = Lev-Tolstoj-1.jpg  <!-- впишите название файла например - |Автограф =Lev-Tolstoj-1.jpg -->
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Лев Николаевич Толстой''' — писатель, публицист, религиозно-философский мыслитель.
'''Лев Николаевич Толстой''' — писатель, публицист, религиозно-философский мыслитель.
== Биография ==
==Лев Толстой / Биография==


Лев Толстой родился 9 сентября [28 августа по старому стилю] 1828 года в усадьбе Ясная Поляна (сейчас находится в Тульской области) в семье графа Н. И. Толстого и его супруги М. Н. Толстой. Родители имели высокое дворянское происхождение, среди предков Льва Толстого князья Горчаковы, Волконские и Трубецкие. Н. И. Толстой участвовал в Отечественной войне 1812 года и вышел в отставку в чине подполковника. Он был вращался в свете, был знаком со многими декабристами, при этом в тайном обществе не состоял. Л. Н. Толстой знал отца в другом качестве: семьянином, занимающимся хозяйством, ценившим охоту и много читающим.  
Лев Толстой родился 9 сентября [28 августа по старому стилю] 1828 года в усадьбе Ясная Поляна (сейчас находится в Тульской области) в семье графа Н. И. Толстого и его супруги М. Н. Толстой. Родители имели высокое дворянское происхождение, среди предков Льва Толстого князья Горчаковы, Волконские и Трубецкие. Н. И. Толстой участвовал в Отечественной войне 1812 года и вышел в отставку в чине подполковника. Он вращался в свете, был знаком со многими декабристами, при этом в тайном обществе не состоял. Л. Н. Толстой знал отца в другом качестве: семьянином, занимающимся хозяйством, ценившим охоту и много читающим.  


Отдельные свойства характера, черты внешности и факты биографии отца писателя легли в основу образов отца Николеньки в повестях «Детство» и «Отрочество», а также Николая Ростова в романе «Война и мир». М. Н. Толстая получила нетипичное для барышни разностороннее образование, включавшее изучение математики, истории, географии, основ сельского хозяйства, а также пяти языков; кроме того, она обладала литературным даром, сочиняла стихи, повести, романы и пьесы. Мать писателя и ее отец (князь Н. С. Волконский) послужили прототипами княжны Марьи и старого князя Болконского в «Войне и мире».  
Отдельные свойства характера, черты внешности и факты биографии отца писателя легли в основу образов отца Николеньки в повестях «Детство» и «Отрочество», а также Николая Ростова в романе «Война и мир». М. Н. Толстая получила нетипичное для барышни разностороннее образование, включавшее изучение математики, истории, географии, основ сельского хозяйства, а также пяти языков; кроме того, она обладала литературным даром, сочиняла стихи, повести, романы и пьесы. Мать писателя и ее отец (князь Н. С. Волконский) послужили прототипами княжны Марьи и старого князя Болконского в «Войне и мире».  
Строка 39: Строка 39:
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
Файл:Lev-Tolstoj (4).jpg|Лев Толстой, 1851, Москва
Файл:Lev-Tolstoj (4).jpg|Лев Толстой, 1851, Москва
Файл:Lev-Tolstoj (3).jpg|С.А. Толстая в 1970 году, Тула
Файл:Lev-Tolstoj (3).jpg|С.А. Толстая в 1870 году, Тула
Файл:Lev-Tolstoj (5).jpg|Сын Льва Толстого Лев Львович Толстой, 1890, Москва
Файл:Lev-Tolstoj (5).jpg|Сын Льва Толстого Лев Львович Толстой, 1890, Москва
Файл:Lev-Tolstoj (6).jpg|Лев Николаевич Толстой в кругу семьи. Позади отца - Лев Львович Толстой. 1884 год. Ясная Поляна
Файл:Lev-Tolstoj (6).jpg|Лев Николаевич Толстой в кругу семьи. Позади отца - Лев Львович Толстой. 1884 год. Ясная Поляна
Строка 54: Строка 54:
Весной 1851 года Лев Толстой отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. В этот период была создана повесть «Детство», впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1852 г. (первое изданное произведение) под измененным названием «История моего детства». Л. Н. Толстой был недоволен правкой заглавия, в письме редактору журнала Н. А. Некрасову он объяснял причину: «Заглавие … История моего детства противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Этим писатель хотел подчеркнуть свое стремление дать обобщенную историю становления человека из дворянского сословия, придав повести некоторые автобиографические черты. Изначально предполагалось, что «Детство» будет составлять первую часть романа «Четыре эпохи развития», однако впоследствии осуществились только «Отрочество» и «Юность». Трилогия повестей, не имевшая специальной возрастной адресации, вошла в канон русской прозы об «эпохах развития» и оказала решающее влияние на локальные литературы для детей и подростков.
Весной 1851 года Лев Толстой отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. В этот период была создана повесть «Детство», впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1852 г. (первое изданное произведение) под измененным названием «История моего детства». Л. Н. Толстой был недоволен правкой заглавия, в письме редактору журнала Н. А. Некрасову он объяснял причину: «Заглавие … История моего детства противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Этим писатель хотел подчеркнуть свое стремление дать обобщенную историю становления человека из дворянского сословия, придав повести некоторые автобиографические черты. Изначально предполагалось, что «Детство» будет составлять первую часть романа «Четыре эпохи развития», однако впоследствии осуществились только «Отрочество» и «Юность». Трилогия повестей, не имевшая специальной возрастной адресации, вошла в канон русской прозы об «эпохах развития» и оказала решающее влияние на локальные литературы для детей и подростков.


Военная служба Л. Н. Толстого проходила в артиллерийской бригаде на Кавказе и в Крыму (включая оборону Севастополя); он командовал орудиями в составе батареи, неоднократно отличался в сражениях и был представлен к нескольким наградам. События этого периода и впечатления офицера отразились в нескольких его произведениях, среди которых значимое место занимает «Кавказский пленник», написанный в марте 1872 года. В основу начала «были» (таково авторское определение жанра) легло событие, произошедшее 13 июня 1853 года, — чеченцы напали на отделившихся от основной части пятерых русских офицеров, среди которых находился Л. Н. Толстой. Материалом для последующих эпизодов рассказа послужили воспоминания других людей. «Кавказский пленник» был написан для детей и входил в состав школьного пособия «Азбука». Этот рассказ создавался по новому принципу – понятности для любого читателя. Как и в других рассказах из учебной книги, в нем использован народный язык, художественная простота сочетается с естественностью слога и правдивостью передаваемых событий. Л. Н. Толстой отмечал: «Кавказский пленник.... Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших».
Военная служба Л. Н. Толстого проходила в артиллерийской бригаде на Кавказе и в Крыму (включая оборону Севастополя); он командовал орудиями в составе батареи, неоднократно отличался в сражениях и был представлен к нескольким наградам. События этого периода и впечатления офицера отразились в нескольких его произведениях, среди которых значимое место занимает «Кавказский пленник», написанный в марте 1872 года. В основу начала «были» (таково авторское определение жанра) легло событие, произошедшее 13 июня 1853 года, — чеченцы напали на отделившихся от основной части пятерых русских офицеров, среди которых находился Л. Н. Толстой. Материалом для последующих эпизодов рассказа послужили воспоминания других людей. «Кавказский пленник» был написан для детей и входил в состав школьного пособия «Азбука». Этот рассказ создавался по новому принципу – понятности для любого читателя. Как и в других рассказах из учебной книги, в нем использован народный язык, художественная простота сочетается с естественностью слога и правдивостью передаваемых событий. Л. Н. Толстой отмечал:
 
 
{{цитата|автор=Лев Толстой|Кавказский пленник.... Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших.}}
 
 


В 1856 году Лев Толстой вышел в отставку, оставив военную службу. С этого времени он основательно начал заниматься литературой, хозяйственными заботами в своем имении, а вскоре и педагогической деятельностью. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой занятия велись вплоть до его отъезда за границу в июне 1860 года.  
В 1856 году Лев Толстой вышел в отставку, оставив военную службу. С этого времени он основательно начал заниматься литературой, хозяйственными заботами в своем имении, а вскоре и педагогической деятельностью. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой занятия велись вплоть до его отъезда за границу в июне 1860 года.  
Строка 72: Строка 77:




Во время путешествия по Европе писатель посетил публичную лекцию Ч. Диккенса о воспитании. В Брюсселе, Франкфурте, Веймаре, Йене, Дрездене, Берлине побывал в школах, где получил сведения о разных техниках обучения школьников. Также Л. Н. Толстой познакомился с педагогом А. Дистервегом и писателем Б. Ауэрбахом, под влиянием произведений которого он открыл школу для яснополянских крестьян и заинтересовался народным образованием. По возвращении из Европы Л. Н. Толстой осмотрел воскресные школы и подал прошение о разрешении издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Он выходил каждый месяц в течение 1862 года (всего 12 номеров) и состоял из двух частей; первая включала в себя педагогические статьи о современном образовании, вторая представляла собой приложение для детей с сочинениями учеников яснополянской школы и художественными произведениями. Большая часть материала была написана Л. Н. Толстым, также в журнале принимали участие А. С. Суворин, Г. И. Успенский, Н. В. Успенский и учителя толстовских школ. Из-за небольшого числа подписчиков журнал оставался убыточным и был закрыт.  
Во время путешествия по Европе писатель посетил публичную лекцию [[Диккенс Чарльз|Ч. Диккенса]] о воспитании. В Брюсселе, Франкфурте, Веймаре, Йене, Дрездене, Берлине побывал в школах, где получил сведения о разных техниках обучения школьников. Также Л. Н. Толстой познакомился с педагогом А. Дистервегом и писателем Б. Ауэрбахом, под влиянием произведений которого он открыл школу для яснополянских крестьян и заинтересовался народным образованием. По возвращении из Европы Л. Н. Толстой осмотрел воскресные школы и подал прошение о разрешении издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Он выходил каждый месяц в течение 1862 года (всего 12 номеров) и состоял из двух частей; первая включала в себя педагогические статьи о современном образовании, вторая представляла собой приложение для детей с сочинениями учеников яснополянской школы и художественными произведениями. Большая часть материала была написана Л. Н. Толстым, также в журнале принимали участие А. С. Суворин, Г. И. Успенский, Н. В. Успенский и учителя толстовских школ. Из-за небольшого числа подписчиков журнал оставался убыточным и был закрыт.  


Тем не менее педагогическая деятельность Л. Н. Толстого развивалась. Осенью 1861 года по желанию крестьян он открыл 12 школ в Крапивенском уезде, а в 1862 году еще несколько новых. В основу обучения легли принципы свободного воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что преподавание должно опираться на желания и врожденные способности ребенка, ученик волен сам выбирать чему и как учиться. Для учителя главной целью являлось развитие природных качеств ребенка с помощью умения заинтересовать в процессе рассказа или беседы. В толстовских школах не было определенной программы, дети сидели как хотели, отношения между учителем и учеником были непринужденными, основанными на взаимном уважении. Занятия вел сам Л. Н. Толстой и несколько постоянных преподавателей, периодически им помогали приезжие учителя, близкие и знакомые писателя. Особая роль уделялась развитию у детей творческих навыков (с помощью самостоятельной работы, сочинений, экскурсий) и наблюдательности (для этого использовались опыты, таблицы, картины и др.).  
Тем не менее педагогическая деятельность Л. Н. Толстого развивалась. Осенью 1861 года по желанию крестьян он открыл 12 школ в Крапивенском уезде, а в 1862 году еще несколько новых. В основу обучения легли принципы свободного воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что преподавание должно опираться на желания и врожденные способности ребенка, ученик волен сам выбирать чему и как учиться. Для учителя главной целью являлось развитие природных качеств ребенка с помощью умения заинтересовать в процессе рассказа или беседы. В толстовских школах не было определенной программы, дети сидели как хотели, отношения между учителем и учеником были непринужденными, основанными на взаимном уважении. Занятия вел сам Л. Н. Толстой и несколько постоянных преподавателей, периодически им помогали приезжие учителя, близкие и знакомые писателя. Особая роль уделялась развитию у детей творческих навыков (с помощью самостоятельной работы, сочинений, экскурсий) и наблюдательности (для этого использовались опыты, таблицы, картины и др.).  
Лев Толстой создал самобытную педагогическую систему, принципы которой отразились в его публицистических статьях, посвященных образованию, развитию в детях творческих способностей, писанию книг для народа: «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (обе — 1862), <О языке народных книжек> (1862?), «О народном образовании» (1974) и др. Кроме того, он написал одни из первых книг для обучения в народных школах: «Азбука» (1872 ), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875 ). Преподавая сам, Л. Н. Толстой понимал необходимость создания учебной литературы для крестьян, считая это своим вкладом в просвещение народа. В одном из писем он представлял: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». По его мнению, эта книга должна была «служить руководством при обучении чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике для русских учеников всех возрастов и сословий». В период создания «Азбуки» Л. Н. Толстой снова стал заниматься с крестьянскими детьми, а для того, чтобы проверить свою систему обучения, он приглашал учителей из народных школ. Поскольку в Ясной Поляне в то время не было школы, писатель проводил занятия в своем доме. Вместе с ним преподавали его жена, Софья Андреевна, а также старшие дети – Сергей (в 1872 году ему было 9 лет) и Татьяна (8 лет).




Строка 85: Строка 87:
Файл:Lev-Tolstoj (20).jpg|Тепло и холод / Л. Н. Толстой, 1911
Файл:Lev-Tolstoj (20).jpg|Тепло и холод / Л. Н. Толстой, 1911
Файл:Lev-Tolstoj (25).jpg|Разсказы из детской жизни / Л. Н. Толстой, 1912
Файл:Lev-Tolstoj (25).jpg|Разсказы из детской жизни / Л. Н. Толстой, 1912
</gallery></center>
Лев Толстой создал самобытную педагогическую систему, принципы которой отразились в его публицистических статьях, посвященных образованию, развитию в детях творческих способностей, писанию книг для народа: «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (обе — 1862), <О языке народных книжек> (1862?), «О народном образовании» (1974) и др. Кроме того, он написал одни из первых книг для обучения в народных школах: «Азбука» (1872 ), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875 ). Преподавая сам, Л. Н. Толстой понимал необходимость создания учебной литературы для крестьян, считая это своим вкладом в просвещение народа. В одном из писем он представлял: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». По его мнению, эта книга должна была «служить руководством при обучении чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике для русских учеников всех возрастов и сословий». В период создания «Азбуки» Л. Н. Толстой снова стал заниматься с крестьянскими детьми, а для того, чтобы проверить свою систему обучения, он приглашал учителей из народных школ. Поскольку в Ясной Поляне в то время не было школы, писатель проводил занятия в своем доме. Вместе с ним преподавали его жена, Софья Андреевна, а также старшие дети – Сергей (в 1872 году ему было 9 лет) и Татьяна (8 лет).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
Файл:Lev-Tolstoj (16).jpg|Бог правду видит, да не скоро скажет / Л.Н. Толстой, 1912
Файл:Lev-Tolstoj (16).jpg|Бог правду видит, да не скоро скажет / Л.Н. Толстой, 1912
Файл:Lev-Tolstoj (31).jpg|Новая азбука / Лев Толстой, 1916
Файл:Lev-Tolstoj (31).jpg|Новая азбука / Лев Толстой, 1916
Файл:Lev-Tolstoj (22).jpg|Корова / Л. Н. Толстой, 1928
Файл:Lev-Tolstoj (22).jpg|Корова / Л. Н. Толстой, 1928
 
Файл:Lev-Tolstoj (28).jpg|Про белок / Л. Н. Толстой, 1929
</gallery></center>
</gallery></center>






«Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»). Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка».
«Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»).  
 
Лев Николаевич Толстой прожил долгую насыщенную жизнь и умер 20 [7 по старому стилю] ноября 1910 г. на станции Астапово в Рязанской губернии (теперь поселок Лев Толстой в Липецкой области).
 




<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
Файл:Lev-Tolstoj (28).jpg|Про белок / Л. Н. Толстой, 1929
Файл:Lev-Tolstoj (24).jpg|Акула / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (24).jpg|Акула / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (27).jpg|Как мальчика в лесу гроза застала / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (27).jpg|Как мальчика в лесу гроза застала / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (26).jpg|Три медведя / Л. Толстой; рис. Ю. Васнецов, 1937
Файл:Lev-Tolstoj (26).jpg|Три медведя / Л. Толстой; рис. Ю. Васнецов, 1937
Файл:Lev-Tolstoj-3.jpg|Хаджи-Мурат / Лев Толстой, 1945
Файл:Lev-Tolstoj-3.jpg|Хаджи-Мурат / Лев Толстой, 1945
</gallery></center>
Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка».
Лев Николаевич Толстой прожил долгую насыщенную жизнь и умер 20 [7 по старому стилю] ноября 1910 г. на станции Астапово в Рязанской губернии (теперь поселок Лев Толстой в Липецкой области).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
Файл:Lev-Tolstoj (23).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой, 1948
Файл:Lev-Tolstoj (23).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой, 1948
Файл:Lev-Tolstoj (29).jpg|Рассказ аэронавта / Л. Н. Толстой, 1978
Файл:Lev-Tolstoj (29).jpg|Рассказ аэронавта / Л. Н. Толстой, 1978
 
Файл:Spirin-Gennadij-illyustraciya (11).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой. Художник [[Спирин Геннадий Константинович|Геннадий Спирин]]
 
Файл:Mihail-Bychkov-hudozhnik (6).jpg|Были: Прыжок. Пожарные собаки. Акула / Лев Толстой ; художник [[Бычков Михаил Абрамович|Михаил Бычков]]
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 118: Строка 134:


В 1895 году в доме Ю. Блока была сделана первая запись голоса Л. Н. Толстого, он читал притчу «Кающийся грешник». Спустя тринадцать лет писатель получил в подарок фонограф от самого изобретателя Т. Эдисона. К устройству прилагалась письменная просьба: «Милостивый государь! Смею ли я просить вас дать один или два сеанса для фонографа на французском или английском языке, лучше всего на обоих. Желательно, чтобы вы прочли краткое обращение к народам всего мира, в котором была бы высказана какая-нибудь идея, двигающая человечество вперед в моральном и социальном отношении…». Л. Н. Толстой выполнил просьбу и впоследствии использовал новое устройство в работе: записывал письма и статьи для книги «Круг чтения», небольшие наставления и сказки. Фонограф этот до сих пор хранится в кабинете писателя в Ясной Поляне. Сейчас он не работает, но сделанные Л. Н. Толстым записи можно прослушать.
В 1895 году в доме Ю. Блока была сделана первая запись голоса Л. Н. Толстого, он читал притчу «Кающийся грешник». Спустя тринадцать лет писатель получил в подарок фонограф от самого изобретателя Т. Эдисона. К устройству прилагалась письменная просьба: «Милостивый государь! Смею ли я просить вас дать один или два сеанса для фонографа на французском или английском языке, лучше всего на обоих. Желательно, чтобы вы прочли краткое обращение к народам всего мира, в котором была бы высказана какая-нибудь идея, двигающая человечество вперед в моральном и социальном отношении…». Л. Н. Толстой выполнил просьбу и впоследствии использовал новое устройство в работе: записывал письма и статьи для книги «Круг чтения», небольшие наставления и сказки. Фонограф этот до сих пор хранится в кабинете писателя в Ясной Поляне. Сейчас он не работает, но сделанные Л. Н. Толстым записи можно прослушать.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/LXnQJBAra44|500|center|<p style="text-align: center;">Лев Толстой</p> |frame}}




{{цитата|автор=Лев Толстой|У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...}}
{{цитата|автор=Лев Толстой|У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...}}


==Книги==
==Лев Толстой / Книги==


*Толстой Л. Н. Сочинения графа Л. Н. Толстого : в 2 ч. : [Ч. 1–2]. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1864. — 2 т. — Содерж.: Детство ; Отрочество ; Юность ; Утро помещика ; Записки маркера ; Люцерн; Альберт ; Два гусара ; Три смерти] : Из записок князя Д. Нехлюдова. — 211 с. — [Хранится в РГБ].
*Толстой Л. Н. Сочинения графа Л. Н. Толстого : в 2 ч. : [Ч. 1–2]. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1864. — 2 т. — Содерж.: Детство ; Отрочество ; Юность ; Утро помещика ; Записки маркера ; Люцерн; Альберт ; Два гусара ; Три смерти] : Из записок князя Д. Нехлюдова. — 211 с. — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]].
*Толстой Л. Н. Сочинения графа Л. Н. Толстого : в 2 ч. : [Ч. 1–2]. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1864. — 2 т. — Содерж.: Набег ; Рубка леса ; Севастополь ; Встреча в отряде с московским знакомым ; Метель ; Семейное счастие ; Казаки ; Поликушка ; Педагогические статьи. О народном образовании. О методах обучения грамоте. Проект общего плана устройства народных училищ. Воспитание и образование. Прогресс и определение образования. — 303 с. — [Хранится в РГБ].
*Толстой Л. Н. Сочинения графа Л. Н. Толстого : в 2 ч. : [Ч. 1–2]. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1864. — 2 т. — Содерж.: Набег ; Рубка леса ; Севастополь ; Встреча в отряде с московским знакомым ; Метель ; Семейное счастие ; Казаки ; Поликушка ; Педагогические статьи. О народном образовании. О методах обучения грамоте. Проект общего плана устройства народных училищ. Воспитание и образование. Прогресс и определение образования. — 303 с. — [Хранится в РГБ].
*Толстой Л. Н. Война и мир : сочинение графа Л. Н. Толстого. — Москва : Тип. Т. Рис, 1868–1869. — [Хранится в РГБ].
*Толстой Л. Н. Война и мир : сочинение графа Л. Н. Толстого. — Москва : Тип. Т. Рис, 1868–1869. — [Хранится в РГБ].
Строка 152: Строка 163:
*Толстой Л. Н. Волшебное кольцо : сказка для детей гр. Толстого. — [Санкт-Петербург] : тип. «Арт. журн.», ценз. 1888. — 28 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Толстой Л. Н. Волшебное кольцо : сказка для детей гр. Толстого. — [Санкт-Петербург] : тип. «Арт. журн.», ценз. 1888. — 28 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*[http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/ Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений :] в 90 т. : (юбилейное издание). — М.-Л. : Гос. изд-во, 1928–1964. — Текст : электронный // Толстой.ру : сайт.  
*[http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/ Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений :] в 90 т. : (юбилейное издание). — М.-Л. : Гос. изд-во, 1928–1964. — Текст : электронный // Толстой.ру : сайт.  
*Толстой, Л. Н. Три медведя : русская народная сказка / Л. Н. Толстой ; худож. [[Лосин Вениамин Николаевич|В. Лосин]]. — Москва : Малыш, 1976. — 8 с. : ил.
*Толстой, Л. Н. Повести и рассказы / Л. Н. Толстой ; сост., предисл. и коммент. К. Н. Ломунова ; оформление Б. А. Дехтерева ; художник [[Иткин Анатолий Зиновьевич|А. Иткин]]. — Москва : Детская литература, 1978. — 686 с. : ил.
*Толстой Л.Н. Чем люди живы : народные рассказы / Л .Н . Толстой ; ил. [[Диодоров Борис Аркадьевич|Б. Диодорова]]. — Можайск : Можайский полиграф. Комбинат, 1992. — 448 с. : ил.
*Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; худож. [[Спирин Геннадий Константинович|Геннадий Спирин]]. — Москва : [[РИПОЛ классик]], 2012. — 26 с., 1л. портр. : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).
*Толстой, Л. Н. Севастопольские рассказы / Л. Н. Толстой ; предисл. Е. Тарле ; худож. [[Кокорин Анатолий Владимирович|А. Кокорин]]. — Ленинград : Детская литература : Ленинградское отделение, 1975. — 125 с. : ил. — (Школьная библиотека. [Для сред. школы]).
*Толстой Л. Н. Два товарища / художник В. Долгов. — Москва : Детиздат, 2019. — 10 с.
*Толстой Л. Н. Два товарища / художник В. Долгов. — Москва : Детиздат, 2019. — 10 с.
*Толстой Л. Н. Детство ; Отрочество ; Юность. — Москва : Белый город, 2019. — 509 с.
*Толстой Л. Н. Детство ; Отрочество ; Юность. — Москва : Белый город, 2019. — 509 с.
Строка 159: Строка 175:
*Толстой Л. Н. Рассказы и сказки / художник И. Петелина. — Москва : Махаон, 2019. — 110 с.
*Толстой Л. Н. Рассказы и сказки / художник И. Петелина. — Москва : Махаон, 2019. — 110 с.
*Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы: комментированное издание / комментарии Д. А. Романов и др. – Тула: Дизайн-коллегия, 2019. – 163 с.
*Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы: комментированное издание / комментарии Д. А. Романов и др. – Тула: Дизайн-коллегия, 2019. – 163 с.
*Толстой Л. Н. Три медведя : сказка / рисунки Ю. А. Васнецова. — Москва : Мелик-Пашаев, 2019. — 15 с.
*Толстой Л. Н. Три медведя : сказка / рисунки Ю. А. Васнецова. — Москва : [[Мелик-Пашаев]], 2019. — 15 с.
*Толстой Л. Н. Филипок : рассказы, сказки, басни / художник В. Канивец. — Москва : Росмэн, 2019. — 95 с.
*Толстой Л. Н. Филипок : рассказы, сказки, басни / художник В. Канивец. — Москва : [[Росмэн]], 2019. — 95 с.
*Толстой Л. Н. Филипок : рассказы и басни. — Изд. 2-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. — 63 с.
*Толстой Л. Н. Филипок : рассказы и басни. — Изд. 2-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. — 63 с.
*Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат: избранное [16+]. – М.: Белый город, 2019. – 701 с.
*Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат: избранное [16+]. – М.: Белый город, 2019. – 701 с.
Строка 175: Строка 191:
*Толстой Л. Н. Маленькие рассказы. — Москва : Детская литература, 2020. — 180 с.
*Толстой Л. Н. Маленькие рассказы. — Москва : Детская литература, 2020. — 180 с.
*Толстой Л. Н. Моя первая русская книга для чтения : басни, описания, были, рассказы, рассуждения, сказки. — Москва : Белый город, 2020. — 79 с.
*Толстой Л. Н. Моя первая русская книга для чтения : басни, описания, были, рассказы, рассуждения, сказки. — Москва : Белый город, 2020. — 79 с.
*Толстой Л. Н. Первое чтение / художник В. Канивец. — Москва : РОСМЭН, 2020. — 93 с.
*Толстой Л. Н. Первое чтение / художник В. Канивец. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 2020. — 93 с.
*Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы / художник В. Высоцкий. — Москва : Детская литература, 2020. — 153 с.
*Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы / художник В. Высоцкий. — Москва : Детская литература, 2020. — 153 с.
*Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы / художник А. Симанчук. — Москва : Искателькнига, 2020. — 126 с.
*Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы / художник А. Симанчук. — Москва : Искателькнига, 2020. — 126 с.
Строка 182: Строка 198:
*Толстой Л. Н. Филипок : рассказы / иллюстрации С. Пученкиной. — Москва : Эксмодетство, 2020. — 77 с.
*Толстой Л. Н. Филипок : рассказы / иллюстрации С. Пученкиной. — Москва : Эксмодетство, 2020. — 77 с.


==Лев Толстой /  Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Лев Толстой /  Книги в НЭБ.Дети==


*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42845#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Азбука : Кн. 1–4, Кн. 2. Для учителя] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Тип. Замысловского, 1872 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.  
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42845#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Азбука : Кн. 1–4, Кн. 2. Для учителя] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Тип. Замысловского, 1872 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в [[Российская государственная библиотека|Российской государственной библиотеке]].  
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44174#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Кавказский пленник : рассказ] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Изд. А.Д. Сазонова, 1908 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.  
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44174#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Кавказский пленник : рассказ] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Изд. А.Д. Сазонова, 1908 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.  
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46959#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Новая азбука] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Т-во И. Д. Сытина, 1916 (Москва : РГБ, 2014). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.  
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46959#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Новая азбука] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Т-во И. Д. Сытина, 1916 (Москва : РГБ, 2014). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.  
Строка 190: Строка 206:
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42806#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Чем люди живы : рассказ] / Л. Н. Толстого. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : О-во распростр. полез. кн., 1882 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42806#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Чем люди живы : рассказ] / Л. Н. Толстого. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : О-во распростр. полез. кн., 1882 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.


==Диафильмы==
==Лев Толстой / Диафильмы==


*Детство Льва Толстого : диафильм / художник Ю. Гершкович. — Москва : Диафильм, 1970.
*Детство Льва Толстого : диафильм / художник Ю. Гершкович. — Москва : Диафильм, 1970.
Строка 202: Строка 218:
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37662#page/0/mode/2up Толстой, Л. Н. Булька : по мотивам детских рассказов писателя : диафильм] / Л. Н. Толстой ; худож. Б. Игнатьев ; [сцен. А. Васильева ; худож. ред. В. Дугин ; ред. Т. Семибратова]. — Москва : Диафильм, 1985. — 1 дф. (42 кд.) : цв.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37662#page/0/mode/2up Толстой, Л. Н. Булька : по мотивам детских рассказов писателя : диафильм] / Л. Н. Толстой ; худож. Б. Игнатьев ; [сцен. А. Васильева ; худож. ред. В. Дугин ; ред. Т. Семибратова]. — Москва : Диафильм, 1985. — 1 дф. (42 кд.) : цв.


==О жизни и творчестве==
==Лев Толстой / О жизни и творчестве==


*Попов, П. Стиль ранних повестей Толстого : («Детство» и «Отрочество») // Литературное наследство. Т. 35. — Москва : Изд-во АН СССР, 1939. — С. 78–116.
*Попов, П. Стиль ранних повестей Толстого : («Детство» и «Отрочество») // Литературное наследство. Т. 35. — Москва : Изд-во АН СССР, 1939. — С. 78–116.
Строка 222: Строка 238:
*Крикунова, Е. А. «Азбука» и «Русские книги для чтения» в начальной школе: первые встречи с языком Л. Н. Толстого // Известия Российской академии образования. — 2015. — № 3 (35). — С. 138–143.
*Крикунова, Е. А. «Азбука» и «Русские книги для чтения» в начальной школе: первые встречи с языком Л. Н. Толстого // Известия Российской академии образования. — 2015. — № 3 (35). — С. 138–143.
*Жилякова, Э. М. Л. Н. Толстой — переводчик басен Эзопа / Жилякова Э. М., Скирневская В. Ю. // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2017. — № 15. — С.  5–25.
*Жилякова, Э. М. Л. Н. Толстой — переводчик басен Эзопа / Жилякова Э. М., Скирневская В. Ю. // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2017. — № 15. — С.  5–25.
*[http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/vey/vey-001-.htm Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой — народный учитель] / В. А. Вейкшан. — Текст : электронный. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 103 с. // ФЭБ :сайт.
*[https://elibrary.ru/item.asp?id=36538311 Николаева, Е. В. «Кавказские пленники» русской литературы] / Е. В. Николаева. — Текст : электронный // Литература Древней Руси и Нового времени : сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвященной памяти профессора Н. И. Прокофьева. — 2017. — С. 110–120.
*[https://elibrary.ru/item.asp?id=23917981 Тихонова, А. Н. О воспитании в русской дворянской семье] (на примере произведений Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность») /  А. Н. Тихонова. — Текст : электронный // Л. Н. Толстой — мыслитель, художник, педагог и современность : материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня смерти Л. Н. Толстого. — 2011. — С. 26.
*[http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/emt/emt-001-.htm?cmd=p Эйхенбаум, Б. М. Молодой Толстой] / Б. М. Эйхенбаум. — Текст : электронный. — Петербург ; Берлин : Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 154 с. // ФЭБ : сайт.


==Лев Толстой / Экранизации==
==Лев Толстой / Экранизации==
Строка 235: Строка 247:
*1983 — «Лебеди». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер М. Новогрудская. (по мотивам рассказов Л. Н. Толстого).
*1983 — «Лебеди». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер М. Новогрудская. (по мотивам рассказов Л. Н. Толстого).
*1984 — «Три медведя». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер А. Зябликова.
*1984 — «Три медведя». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер А. Зябликова.
==Музеи, памятники==
*Музей-усадьба «Ясная Поляна» : сайт.
*Музей-усадьба в Хамовниках : сайт.
*Государственный музей Льва Толстого : сайт.
*Мемориальный музей «Астапово» : сайт.
*Памятник Л. Толстому в Москве, во дворе Государственного музея Л. Н. Толстого (1912, установлен в 1972, автор – С. Д. Меркуров).
*Памятник Льву Толстому на Поварской улице в Москве, во дворе «дома Ростовых» (1956, авторы — скульптор Г. Н. Новокрещёнова, архитектор В. Н. Васнецов).
[[Файл:Tolstoj-pamyatnik.jpg|310px|thumb|Памятник Льву Толстому на Поварской улице в Москве, во дворе «дома Ростовых»]]
*Памятник Льву Толстому в сквере Девичьего поля на пересечении Большой Пироговской улицы и проезда Девичьего поля в Москве (1972 году, скульптор — А. М. Портянко, архитекторы — В. В. Богданов, В. П. Соколов).
*Памятник Л. Н. Толстому в Химках (Московская обл.).
*Мемориальная доска в Петербурге, на доме, где жил Л. Н. Толстой (Набережная Фонтанки, 38).
*Памятник Льву Толстому и его литературному герою Хаджи-Мурату в Махачкале (Дагестан) на пересечении улиц Льва Толстого и Магомеда Гаджиева. (2012, скульптор — Ш. Карагаджиев).
*Памятник «Учитель и ученик» Новокузнецке (Кемеровская область) посвящён Л. Толстому и его секретарю В. Булгакову, посвятившего жизнь сохранению литературного наследия писателя (2010, скульпторы — А. Миронов, Р. Цыденова).
*Памятник Л. Толстому в Оренбурге (1994, авторы — скульптор Ю. Л. Чернов, архитектор А. И. Агафонов).
*Памятник Льву Николаевичу Толстому в Пятигорске (2005, скульптор — С. Авакова).
*Памятник Льву Толстому в Туле (1973, скульптор — В. И. Буякин, архитектор — А. Н. Колчин)
*Памятник в станице Старогладовской Шелковского района (Чечня). В станице также работает музей Л. Н. Толстого.
==См. также==
*[[Аксаков Сергей Тимофеевич]]
*[[Братья Гримм]]
*[[Вельтман Александр Фомич]]
*[[Ершов Пётр Павлович]]
*[[Жуковский Василий Андреевич]]
*[[Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович]]
*[[Гаршин Всеволод Михайлович]]
*[[Тургенев Иван Сергеевич]]


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]

Навигация