44 609
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Божена Немцова, урождённая Барбора Новотна, появилась на свет 4 февраля 1820 года в Вене. В официальных документах упоминается только её мать — чешская прачка Терезия Новотна. Через несколько месяцев мать Барборы вышла замуж за кучера Иоганна Панкла, немца по национальности. Супруги переехали в Ратиборжице (северо-восток Чехии), где служили в имении знаменитой герцогини Заганьской. Терезия взяла фамилию мужа — девочка тоже стала Барборой Панкловой, а Иоганн — её законным отцом. Однако до сих пор ведутся споры о дате рождения будущей писательницы, а также о её происхождении. По одной из версий, Барбора Панклова — незаконнорождённая дочь самой герцогини и австрийского государственного деятеля князя Меттерниха. Как бы то ни было, герцогиня Заганьская обеспечила девочке воспитание в своём имении. Близость к господскому двору оказала влияние на развитие юной Барборы, с одной стороны, обогащая её культурно, а с другой — демонстрируя ей уже с раннего возраста всю полноту социальных контрастов. | Божена Немцова, урождённая Барбора Новотна, появилась на свет 4 февраля 1820 года в Вене. В официальных документах упоминается только её мать — чешская прачка Терезия Новотна. Через несколько месяцев мать Барборы вышла замуж за кучера Иоганна Панкла, немца по национальности. Супруги переехали в Ратиборжице (северо-восток Чехии), где служили в имении знаменитой герцогини Заганьской. Терезия взяла фамилию мужа — девочка тоже стала Барборой Панкловой, а Иоганн — её законным отцом. Однако до сих пор ведутся споры о дате рождения будущей писательницы, а также о её происхождении. По одной из версий, Барбора Панклова — незаконнорождённая дочь самой герцогини и австрийского государственного деятеля князя Меттерниха. Как бы то ни было, герцогиня Заганьская обеспечила девочке воспитание в своём имении. Близость к господскому двору оказала влияние на развитие юной Барборы, с одной стороны, обогащая её культурно, а с другой — демонстрируя ей уже с раннего возраста всю полноту социальных контрастов. | ||
Воспитанием Барборы в основном занималась её бабушка со стороны матери — швея Магдалена Новотна, жившая в семье дочери в 1825–1829 годах. Старая крестьянка прививала внучке не только высокие нравственные идеалы, но и любовь к родному чешскому языку, к чешской истории, к народным сказкам и песням. Бабушка на всю жизнь осталась в памяти Барборы, «яркая, прекрасная, как образ простой, искренней любви к родине». | Воспитанием Барборы в основном занималась её бабушка со стороны матери — швея Магдалена Новотна, жившая в семье дочери в 1825–1829 годах. Старая крестьянка прививала внучке не только высокие нравственные идеалы, но и любовь к родному чешскому языку, к чешской истории, к народным сказкам и песням. Бабушка на всю жизнь осталась в памяти Барборы, «яркая, прекрасная, как образ простой, искренней любви к родине». | ||
Божена Немцова посещала школу в Ческа-Скалице. Затем её отправили на воспитание в семью управляющего имением Августина Хоха, в соседние Хвалковицы. В домашней библиотеке управляющего девушка познакомилась с произведениями И. В. Гёте, Ф. Шиллера и прочла множество сочинений второстепенных немецких писателей, прививших ей вкус к романтической литературе. Имея лишь начальное образование, Божена Немцова сумела стать начитанной и образованной девушкой, благодаря упорству и другим качествам, данным ей от природы. | |||
В возрасте семнадцати лет Барбора вышла замуж, по воле своих родителей, за чиновника финансового ведомства Йозефа Немца, который был вдвое старше жены. По легенде, когда почтенный чиновник пришёл свататься к Панкловым, он застал свою невесту играющей в куклы. Йозеф Немец, будучи образованным, свободомыслящим человеком и искренним чешским патриотом, был далёк от жены по своим интересам и характеру. И хотя отношения между супругами не сложились с самого начала, у них родилось четверо детей: Гинек, Карел, Феодора и Ярослав. Йозеф не понимал мечтательную Барбору, однако он быстро продвигался по службе и содержал возраставшую семью, поэтому о расставании не могло быть и речи. | |||
Государственного служащего Йозефа Немца часто переводили с места на место. Таким образом, его жена, переезжая вместе с ним, смогла познакомиться с разными областями Чехии и увидеть народную жизнь во всей её полноте. В 1842 году, впервые приехав с мужем в Прагу, Барбора тут же завязала контакты с деятелями чешской культуры, которым были близки идеи национального возрождения, — с поэтом-сатириком Карлом Гавличком-Боровским, гениальным поэтом Карлом Яромиром Эрбеном, учёным-физиологом Яном Эвангелистом Пуркине, историком Франтишеком Палацким и другими. Общаясь с пражскими патриотами, среди которых было много людей, одарённых литературными и общественными талантами, Барбора почувствовала, что её образования, начальной школы и курсов рукоделия, недостаточно. Она активно занялась самообразованием. Вскоре молодая женщина стала равной среди равных в кругу деятелей национального движения. Барбора принимала участие в горячих спорах патриотов о будущем Чехии, входившей в то время в состав Австрийской империи, где оскорбительное отношение ко всему чешскому было правилом официальной жизни, а немецкий язык имел неограниченные права. | |||
Под влиянием поэта Вацлава Болемира Небеского Барбора начала создавать свои первые литературные произведения. Она дебютировала в 1843 году: на страницах популярного пражского журнала «Кветы» было напечатано её патриотическое стихотворение «Чешским женщинам» («Ženám českým»). Так родилась писательница Божена Немцова (таково было теперь её литературное имя). Написав ещё несколько стихотворений, Немцова оставила поэзию: по мере того, как возрастал её литературный опыт, она пришла к выводу, что её истинное призвание — проза. В числе первых среди чешских писателей Божена Немцова вскоре обратилась к народной сказке. | |||
Используя сюжеты и художественные средства народной сказки, писательница стала создавать своеобразные произведения, в которых народные мотивы сочетаются с мотивами, навеянными романтической литературой. В своих сказках, написанных на основе фольклорного материала, Божена Немцова сумела правдиво изобразить народную жизнь, описать быт, нравы и обычаи чешских крестьян. Сказки писательницы были опубликованы в семи томах под названием «Народные сказки и предания» («Národní báchorky a pověsti», 1845–1848). Наряду с волшебными сказками Божена Немцова писала бытовые и сатирические сказки. Язык сказок Немцовой насыщен пословицами, поговорками, крылатыми словами, органически сливающимися с авторской речью. | Используя сюжеты и художественные средства народной сказки, писательница стала создавать своеобразные произведения, в которых народные мотивы сочетаются с мотивами, навеянными романтической литературой. В своих сказках, написанных на основе фольклорного материала, Божена Немцова сумела правдиво изобразить народную жизнь, описать быт, нравы и обычаи чешских крестьян. Сказки писательницы были опубликованы в семи томах под названием «Народные сказки и предания» («Národní báchorky a pověsti», 1845–1848). Наряду с волшебными сказками Божена Немцова писала бытовые и сатирические сказки. Язык сказок Немцовой насыщен пословицами, поговорками, крылатыми словами, органически сливающимися с авторской речью. | ||
В сентябре 1845 года Божена с мужем переехала в Домажлицы, где прожила около трёх лет. Здесь писательница вела большую просветительскую работу среди народа. В этот период Б. Немцова создала несколько циклов очерков: «Картины домажлицких окрестностей» («Obrazy z okolí domažlického», 1845–1847), «Письма из Франтишковых Лазней» («Dopisy z Lázní Františkových», 1846), «Из Домажлиц» («Z Domažlic», 1847). Свои публицистические произведения 1840-х годов Немцова публиковала в журналах «Кветы», «Ческа вчела», в «Моравской газете». Эти произведения носили сначала этнографический, краеведческий характер, хотя в них часто можно найти политические мотивы. Публикация «Картин домажлицких окрестностей» вызвала скандал. Представители домажлицкой знати видели в очерках оскорбление, нанесённое привычному укладу, нравам своего города. Нескрываемые симпатии Немцовой к беднякам вызывали у знати резко негативную реакцию. Даже благозвучный повествовательный язык произведений писательницы звучал для них оскорбительно. | В сентябре 1845 года Божена с мужем переехала в Домажлицы, где прожила около трёх лет. Здесь писательница вела большую просветительскую работу среди народа. В этот период Б. Немцова создала несколько циклов очерков: «Картины домажлицких окрестностей» («Obrazy z okolí domažlického», 1845–1847), «Письма из Франтишковых Лазней» («Dopisy z Lázní Františkových», 1846), «Из Домажлиц» («Z Domažlic», 1847). Свои публицистические произведения 1840-х годов Немцова публиковала в журналах «Кветы», «Ческа вчела», в «Моравской газете». Эти произведения носили сначала этнографический, краеведческий характер, хотя в них часто можно найти политические мотивы. Публикация «Картин домажлицких окрестностей» вызвала скандал. Представители домажлицкой знати видели в очерках оскорбление, нанесённое привычному укладу, нравам своего города. Нескрываемые симпатии Немцовой к беднякам вызывали у знати резко негативную реакцию. Даже благозвучный повествовательный язык произведений писательницы звучал для них оскорбительно. | ||
Стиль Немцовой совершенствовался от очерка к очерку. Писательница опиралась на живую народную речь. Божена Немцова окончательно и более осознанно, чем её предшественники, утвердила народный язык как первооснову чешского литературного языка. Знаменитый чешский журналист Юлиус Фучик писал о языке произведений Немцовой: «Это был язык новый, самобытный, искренний, который не умел повторять старое, а выражал то, что до сих пор выражено не было». Новаторство писательницы проявилось также в последовательном стремлении к правдивому изображению жизни в создаваемых ею произведениях. | Стиль Немцовой совершенствовался от очерка к очерку. Писательница опиралась на живую народную речь. Божена Немцова окончательно и более осознанно, чем её предшественники, утвердила народный язык как первооснову чешского литературного языка. Знаменитый чешский журналист Юлиус Фучик писал о языке произведений Немцовой: «Это был язык новый, самобытный, искренний, который не умел повторять старое, а выражал то, что до сих пор выражено не было». Новаторство писательницы проявилось также в последовательном стремлении к правдивому изображению жизни в создаваемых ею произведениях. | ||
Революционные события 1848 года Божена Немцова встретила с большим сочувствием. Она внимательно следила за газетами и листовками, вела оживлённую переписку со своими пражскими друзьями, встречалась с радикальными демократами. Смысл революционных событий писательница видела в отстаивании народом национально-политических и экономических прав и в этом духе вела разъяснительную работу среди простых людей. Настроения Немцовой отражены в очерке-памфлете «Сельская политика» («Selská politika», 1848), в котором она, беспощадно осмеяв устои австрийской монархии, от лица народа потребовала полной отмены барщины крестьянам, хлеба и работы городским низам, демократических прав всему населению Чехии. | Революционные события 1848 года Божена Немцова встретила с большим сочувствием. Она внимательно следила за газетами и листовками, вела оживлённую переписку со своими пражскими друзьями, встречалась с радикальными демократами. Смысл революционных событий писательница видела в отстаивании народом национально-политических и экономических прав и в этом духе вела разъяснительную работу среди простых людей. Настроения Немцовой отражены в очерке-памфлете «Сельская политика» («Selská politika», 1848), в котором она, беспощадно осмеяв устои австрийской монархии, от лица народа потребовала полной отмены барщины крестьянам, хлеба и работы городским низам, демократических прав всему населению Чехии. | ||
В 1848 году Йозеф Немец был обвинён в связях с революционерами, и начальство принялось переводить его из города в город до тех пор, пока в 1850 году не отправило в Словакию, входившую тогда в состав Венгрии. Божена Немцова не поехала за мужем, но неоднократно его навещала. Саму писательницу, обосновавшуюся с четырьмя детьми в Праге, преследовали власти за открытую политическую позицию. Материальное положение семьи ухудшалось. В 1853 году Йозефу Немцу сократили жалование на половину, а затем уволили в отставку, назначив небольшую пенсию. Забота о детях полностью легла на плечи Божены Немцовой. Уже с 1850 года писательнице приходилось содержать семью на свои скудные гонорары. В продолжение десяти лет, вплоть до самой смерти, Божена Немцова испытывала острую нужду. Писательнице и её детям нередко доводилось голодать. Старший сын Гинек заболел туберкулёзом. В 1853 году он умер в возрасте пятнадцати лет. В этот трудный и грустный период своей жизни Божена Немцова стала отдавать все душевные силы творчеству. | В 1848 году Йозеф Немец был обвинён в связях с революционерами, и начальство принялось переводить его из города в город до тех пор, пока в 1850 году не отправило в Словакию, входившую тогда в состав Венгрии. Божена Немцова не поехала за мужем, но неоднократно его навещала. Саму писательницу, обосновавшуюся с четырьмя детьми в Праге, преследовали власти за открытую политическую позицию. Материальное положение семьи ухудшалось. В 1853 году Йозефу Немцу сократили жалование на половину, а затем уволили в отставку, назначив небольшую пенсию. Забота о детях полностью легла на плечи Божены Немцовой. Уже с 1850 года писательнице приходилось содержать семью на свои скудные гонорары. В продолжение десяти лет, вплоть до самой смерти, Божена Немцова испытывала острую нужду. Писательнице и её детям нередко доводилось голодать. Старший сын Гинек заболел туберкулёзом. В 1853 году он умер в возрасте пятнадцати лет. В этот трудный и грустный период своей жизни Божена Немцова стала отдавать все душевные силы творчеству. | ||
В конце 1853 года писательница приступила к работе над повестью «Бабушка» («Babička»), навеянной воспоминаниями о детстве и её собственной бабушке. В этом произведении рассказывается о жизни обыкновенной чешской женщины. Движение событий согласовано с народным календарём, благодаря чему сельская жизнь представлена как бы в её естественном кругообороте. В повести изображены и картины подневольной барщинной работы крестьян, но основное внимание уделено светлым сторонам труда, его поэзии, отразившейся в народных праздниках и обычаях. Произведение написано живым народным языком, в нём умело переданы богатство и красота фольклора, народная мудрость, запечатлённая в пословицах и поговорках, в легендах и песнях. Главная героиня произведения — воплощение положительных качеств чешского народа, нравственный идеал и пример для подражания. Повесть «Бабушка» с подзаголовком «Картины сельской жизни» была выпущена в 1855 году. «Бабушка» считается самым знаменитым произведением Божены Немцовой и относится к наиболее часто издаваемым книгам на чешском языке. | В конце 1853 года писательница приступила к работе над повестью «Бабушка» («Babička»), навеянной воспоминаниями о детстве и её собственной бабушке. В этом произведении рассказывается о жизни обыкновенной чешской женщины. Движение событий согласовано с народным календарём, благодаря чему сельская жизнь представлена как бы в её естественном кругообороте. В повести изображены и картины подневольной барщинной работы крестьян, но основное внимание уделено светлым сторонам труда, его поэзии, отразившейся в народных праздниках и обычаях. Произведение написано живым народным языком, в нём умело переданы богатство и красота фольклора, народная мудрость, запечатлённая в пословицах и поговорках, в легендах и песнях. Главная героиня произведения — воплощение положительных качеств чешского народа, нравственный идеал и пример для подражания. Повесть «Бабушка» с подзаголовком «Картины сельской жизни» была выпущена в 1855 году. «Бабушка» считается самым знаменитым произведением Божены Немцовой и относится к наиболее часто издаваемым книгам на чешском языке. | ||
В 1853–1856 годах вышли такие повести Немцовой, как «Барушка» («Baruška», 1853), «Дикая Бара» («Divá Bára», 1856), «Карла» («Karla», 1855), «Сёстры» («Sestry», 1854); рассказ «В память о благородной душе», позже получивший название «Розарка» («Pomněnka šlechetné duše» / «Rozárka», 1854) | |||
В 1853–1856 годах вышли такие повести Немцовой, как «Барушка» («Baruška», 1853), «Дикая Бара» («Divá Bára», 1856), «Карла» («Karla», 1855), «Сёстры» («Sestry», 1854); рассказ «В память о благородной душе», позже получивший название «Розарка» («Pomněnka šlechetné duše» / «Rozárka», 1854). | |||
В 1856 году была издана повесть «Горная деревня» (Pohorská vesnice»), которую Божена Немцова считала лучшим своим произведением. История помещика-патриота графа Гануша Бржезенского и его словацких друзей служит иллюстрацией идеи социальной справедливости, близости чехов и словаков, народного просвещения. В том же году вышла повесть «В замке и около замка» («V zámku a v podzámčí»), в которой присутствуют ярко выраженные сатирические мотивы. Божена Немцова показала контраст между условиями жизни бедных и богатых. В качестве объекта осмеяния писательница выбрала хищничество городской верхушки. Но верх в произведении берёт гармонизирующая тенденция — как выражение веры Немцовой в доброе начало человеческой природы и в возможность мирного решения общественных конфликтов. Этой же верой проникнуты и другие произведения писательницы, в которых центральной фигурой обычно является «хороший человек», носитель положительного начала: «Бедные люди» («Chudí lidé», 1856), «Дом в предгорье» («Chyže pod horami», 1858), «Пан учитель» («Pan učitel», 1859), «Хороший человек» («Dobrý člověk», 1858). | В 1856 году была издана повесть «Горная деревня» (Pohorská vesnice»), которую Божена Немцова считала лучшим своим произведением. История помещика-патриота графа Гануша Бржезенского и его словацких друзей служит иллюстрацией идеи социальной справедливости, близости чехов и словаков, народного просвещения. В том же году вышла повесть «В замке и около замка» («V zámku a v podzámčí»), в которой присутствуют ярко выраженные сатирические мотивы. Божена Немцова показала контраст между условиями жизни бедных и богатых. В качестве объекта осмеяния писательница выбрала хищничество городской верхушки. Но верх в произведении берёт гармонизирующая тенденция — как выражение веры Немцовой в доброе начало человеческой природы и в возможность мирного решения общественных конфликтов. Этой же верой проникнуты и другие произведения писательницы, в которых центральной фигурой обычно является «хороший человек», носитель положительного начала: «Бедные люди» («Chudí lidé», 1856), «Дом в предгорье» («Chyže pod horami», 1858), «Пан учитель» («Pan učitel», 1859), «Хороший человек» («Dobrý člověk», 1858). | ||
В 1850-е годы Божена Немцова приступила к работе над ещё одним сказочным циклом. Он был основан на фольклорном материале, собранном писательницей в ходе четырёх поездок по Словакии. Результатом этого труда стали «Словацкие сказки и легенды» («Slovenské pohádky a pověsti»), выпущенные в 1857–1858 годах. Широкую популярность завоевали очерки Божены Немцовой: «Картины жизни словаков» («Obrazy ze života slovenského», 1859), «Леса и долы под Зволеном» («Kraje a lesy ve Zvolensku», 1859), «Из Венгрии» («Z Uher», изданы посмертно в 1863 году). | В 1850-е годы Божена Немцова приступила к работе над ещё одним сказочным циклом. Он был основан на фольклорном материале, собранном писательницей в ходе четырёх поездок по Словакии. Результатом этого труда стали «Словацкие сказки и легенды» («Slovenské pohádky a pověsti»), выпущенные в 1857–1858 годах. Широкую популярность завоевали очерки Божены Немцовой: «Картины жизни словаков» («Obrazy ze života slovenského», 1859), «Леса и долы под Зволеном» («Kraje a lesy ve Zvolensku», 1859), «Из Венгрии» («Z Uher», изданы посмертно в 1863 году). | ||
Последние годы жизни Божены Немцовой были полны лишений. Писательница тяжело болела, а нищета лишь усугубляла состояние её здоровья. Друзья старались помочь, но достаточной материальной поддержки Божена Немцова не получала. Кроме того, непростая семейная жизнь писательницы, её борьба за свободу женщин вызывали множество пересудов, сплетен и несправедливых обвинений. Но, несмотря на все трудности, Божена Немцова была полна творческих планов и замыслов. Она начала работать над повестью «Возвращение с богомолья» («Cesta z pouti»), собиралась написать несколько романов, мечтала об издании сказок славянских народов. | Последние годы жизни Божены Немцовой были полны лишений. Писательница тяжело болела, а нищета лишь усугубляла состояние её здоровья. Друзья старались помочь, но достаточной материальной поддержки Божена Немцова не получала. Кроме того, непростая семейная жизнь писательницы, её борьба за свободу женщин вызывали множество пересудов, сплетен и несправедливых обвинений. Но, несмотря на все трудности, Божена Немцова была полна творческих планов и замыслов. Она начала работать над повестью «Возвращение с богомолья» («Cesta z pouti»), собиралась написать несколько романов, мечтала об издании сказок славянских народов. | ||
Осенью 1861 года Божена Немцова уехала в Литомышль, где подписала договор на издание собрания сочинений с местным издателем по фамилии Августа. Но болезнь обострилась и вынудила писательницу вернуться в Прагу. Божена Немцова скончалась 21 января 1862 года. Похороны писательницы были торжественными и пышными. В последний путь Божену Немцову провожала огромная толпа. Могила писательницы находится на Вышеградском кладбище в Праге. | Осенью 1861 года Божена Немцова уехала в Литомышль, где подписала договор на издание собрания сочинений с местным издателем по фамилии Августа. Но болезнь обострилась и вынудила писательницу вернуться в Прагу. Божена Немцова скончалась 21 января 1862 года. Похороны писательницы были торжественными и пышными. В последний путь Божену Немцову провожала огромная толпа. Могила писательницы находится на Вышеградском кладбище в Праге. | ||
Произведения Божены Немцовой входят в золотой фонд чешской литературы. Она была одной из первых среди чешских писателей, обратившихся к жизни трудовых слоёв населения и открывших возможности реалистического воспроизведения внутреннего мира простых людей. По определению Юлиуса Фучика, Божена Немцова стала основоположницей современной чешской литературы. Её произведения неоднократно экранизировали. Фильм «Три орешка для Золушки» («Tři oříšky pro Popelku», 1973), созданный по мотивам сказок писательницы «О Золушке» («O Popelce») и «Три сестры» («O třech sestrách»), стал классикой детского кино. Биография Божены Немцовой также легла в основу нескольких кинолент. Портрет писательницы размещён на чешской банкноте номиналом 500 крон. | Произведения Божены Немцовой входят в золотой фонд чешской литературы. Она была одной из первых среди чешских писателей, обратившихся к жизни трудовых слоёв населения и открывших возможности реалистического воспроизведения внутреннего мира простых людей. По определению Юлиуса Фучика, Божена Немцова стала основоположницей современной чешской литературы. Её произведения неоднократно экранизировали. Фильм «Три орешка для Золушки» («Tři oříšky pro Popelku», 1973), созданный по мотивам сказок писательницы «О Золушке» («O Popelce») и «Три сестры» («O třech sestrách»), стал классикой детского кино. Биография Божены Немцовой также легла в основу нескольких кинолент. Портрет писательницы размещён на чешской банкноте номиналом 500 крон. | ||
В России знакомство с Боженой Немцовой началось с конца 1850-х годов. Первое упоминание её имени относится к 1846 году. Русские читатели с интересом открывали для себя творчество выдающейся славянской писательницы. С 80-х годов XIX века имя Б. Немцовой стало появляться на страницах книг по истории литературы. Интерес к творчеству чешской писательницы не иссякал на протяжении всего XIX века. Новый период в восприятии творчества Божены Немцовой в России начался после Второй мировой войны. В 1960–1980-е годы сказки, рассказы и повести писательницы издавались в Советском Союзе большими тиражами. В последние три десятилетия российские издательства неоднократно выпускали сказки Божены Немцовой. Издавались как сборники сказок, так и отдельные сказки. Сборники выходили, в основном, под названием «Золотая книга сказок» и «Серебряная книга сказок» (обе книги выпускались также и под одной обложкой). В разные годы произведения Божены Немцовой иллюстрировали такие отечественные художники, как Ольга Бионтовская (Биантовская), Елизавета Ведина, Василий Власов, Виталий Волович, Ольга Капустина, Фёдор Лемкуль, Владимир Минаев, Ксения Шафрановская и другие. | |||
В России знакомство с Боженой Немцовой началось с конца 1850-х годов. Первое упоминание её имени относится к 1846 году. Русские читатели с интересом открывали для себя творчество выдающейся славянской писательницы. С 80-х годов XIX века имя Б. Немцовой стало появляться на страницах книг по истории литературы. Интерес к творчеству чешской писательницы не иссякал на протяжении всего XIX века. Новый период в восприятии творчества Божены Немцовой в России начался после Второй мировой войны. В 1960–1980-е годы сказки, рассказы и повести писательницы издавались в Советском Союзе большими тиражами. | |||
В последние три десятилетия российские издательства неоднократно выпускали сказки Божены Немцовой. Издавались как сборники сказок, так и отдельные сказки. Сборники выходили, в основном, под названием «Золотая книга сказок» и «Серебряная книга сказок» (обе книги выпускались также и под одной обложкой). В разные годы произведения Божены Немцовой иллюстрировали такие отечественные художники, как Ольга Бионтовская (Биантовская), Елизавета Ведина, Василий Власов, Виталий Волович, Ольга Капустина, Фёдор Лемкуль, Владимир Минаев, Ксения Шафрановская и другие. | |||
==Книги== | ==Книги== |