Хармс Даниил Иванович: различия между версиями

Строка 61: Строка 61:
В составе ОБЭРИУ произошли изменения: Н. А. Заболоцкий в связи с творческими разногласиями отошел от группы. К ним присоединился юный поэт [[Владимиров Юрий Дмитриевич|Ю. Д. Владимиров]](1908–1931). 1 апреля 1930 года он вместе с Д. Хармсом и Д. Левиным принял участие в поэтическом вечере в общежитии ЛГУ. Стены зала были украшены обэриутскими лозунгами «Мы не пироги», «Шли ступеньки мимо кваса» и др. Студенты были возмущены, выступающих назвали контрреволюционерами. В газете «Смена» появилась разгромная статья. Поэзия обэриутов была названа в ней бессмысленной, заумным жонглерством и уходом от жизни, протестом против диктатуры пролетариата. «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага» — говорилось в статье «Реакционное жонглерство», подписанной псевдонимом Л. Нильвич. (По разным версиям, под ним скрывались журналист Л. Никольский либо социолог, сотрудник ОГПУ Е. Е. Сно). Дружный отпор «контрреволюционерам» дали и другие советские издания. После этого Хармс и его друзья уже не имели возможности ни публиковать свои произведения для взрослого читателя, ни выступать с ними.
В составе ОБЭРИУ произошли изменения: Н. А. Заболоцкий в связи с творческими разногласиями отошел от группы. К ним присоединился юный поэт [[Владимиров Юрий Дмитриевич|Ю. Д. Владимиров]](1908–1931). 1 апреля 1930 года он вместе с Д. Хармсом и Д. Левиным принял участие в поэтическом вечере в общежитии ЛГУ. Стены зала были украшены обэриутскими лозунгами «Мы не пироги», «Шли ступеньки мимо кваса» и др. Студенты были возмущены, выступающих назвали контрреволюционерами. В газете «Смена» появилась разгромная статья. Поэзия обэриутов была названа в ней бессмысленной, заумным жонглерством и уходом от жизни, протестом против диктатуры пролетариата. «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага» — говорилось в статье «Реакционное жонглерство», подписанной псевдонимом Л. Нильвич. (По разным версиям, под ним скрывались журналист Л. Никольский либо социолог, сотрудник ОГПУ Е. Е. Сно). Дружный отпор «контрреволюционерам» дали и другие советские издания. После этого Хармс и его друзья уже не имели возможности ни публиковать свои произведения для взрослого читателя, ни выступать с ними.


В те годы многие писатели обратились к созданию книг для детей. Их привлекали огромные тиражи и отсутствие сильного идейного давления со стороны властей. В 1927 году [[Олейников Николай Макарович|Н. М. Олейниковым]] и [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житковым]] была создана «Ассоциация писателей детской литературы». В числе других в нее вошли Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий. С. Я. Маршак пригласил их к сотрудничеству с Детской редакцией Госиздата. Для Хармса и Введенского это стало единственной возможностью литературного заработка.
В те годы многие писатели обратились к созданию книг для детей. Их привлекали огромные тиражи и отсутствие сильного идейного давления со стороны властей. В 1927 году [[Олейников Николай Макарович|Н. М. Олейниковым]] и [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житковым]] была создана «Ассоциация писателей детской литературы». В числе других в нее вошли Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий. [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]] пригласил их к сотрудничеству с Детской редакцией Госиздата. Для Хармса и Введенского это стало единственной возможностью литературного заработка.
Обэриутов связывали с С. Я. Маршаком дружеские отношения. В записной книжке за 1929 год Хармс назвал его своим «учителем, наряду с Введенским и Хлебниковым». Литературовед А. А. Кобринский писал, что «Маршак <…> уловил в обэриутских стихах ритмичность, игровое начало, прекрасное фонетическое чутье — словом, то, что в первую очередь воспринимается детьми. Он понял, что всё то, за что ругали обэриутов (заумь, «чрезмерное» внимание к форме, словотворчество и т. п.), превратится в безусловный плюс, будучи примененным в детской литературе».
Обэриутов связывали с [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршаком]] дружеские отношения. В записной книжке за 1929 год Хармс назвал его своим «учителем, наряду с Введенским и Хлебниковым». Литературовед А. А. Кобринский писал, что «Маршак <…> уловил в обэриутских стихах ритмичность, игровое начало, прекрасное фонетическое чутье — словом, то, что в первую очередь воспринимается детьми. Он понял, что всё то, за что ругали обэриутов (заумь, «чрезмерное» внимание к форме, словотворчество и т. п.), превратится в безусловный плюс, будучи примененным в детской литературе».


С 1928 года начал выходить журнал для юных пионеров «Ёж», ответственным редактором которого был Н. М. Олейников, близкий друг Хармса и Введенского, а с 1930 года — журнал для младших школьников «Чиж». В первом же номере «Ежа» были напечатаны рассказ Д. Хармса «Озорная пробка» и стихотворение «Иван Иваныч Самовар», ставшее первым опубликованным детским стихотворением писателя. Во втором номере журнала было опубликовано стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».
С 1928 года начал выходить журнал для юных пионеров «Ёж», ответственным редактором которого был Н. М. Олейников, близкий друг Хармса и Введенского, а с 1930 года — журнал для младших школьников «Чиж». В первом же номере «Ежа» были напечатаны рассказ Д. Хармса «Озорная пробка» и стихотворение «Иван Иваныч Самовар», ставшее первым опубликованным детским стихотворением писателя. Во втором номере журнала было опубликовано стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».