Шмелёв Иван Сергеевич: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Иван Шмелев |Портрет = SHmelev-Ivan.jpg <!-- впиши…»)
 
Строка 25: Строка 25:


Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября [21 сентября] 1873 года в Москве, в купеческой семье. Его отец, Сергей Иванович Шмелёв, владел плотницкой артелью, которая выполняла работы по подрядам, и банными заведениями. Иван Шмелёв с детства был окружен мастеровыми, в его памяти остался их живой язык, образные сказки и песни.
Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября [21 сентября] 1873 года в Москве, в купеческой семье. Его отец, Сергей Иванович Шмелёв, владел плотницкой артелью, которая выполняла работы по подрядам, и банными заведениями. Иван Шмелёв с детства был окружен мастеровыми, в его памяти остался их живой язык, образные сказки и песни.
Семья Шмелёвых происходила из крестьянской старообрядческой среды, но перешла в каноническое православие. Шмелёвы сохранили строгий патриархальный уклад, их быт был подчинён церковному календарю. Отец будущего писателя был старостой и ктитором церкви Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (разрушена в 1972 году). С детства к Ивану был приставлен воспитатель, благочестивый старик Михаил Панкратович Горкин, который дал мальчику первое представление о православии. В доме не было книг, кроме Евангелия и молитвенников.
Семья Шмелёвых происходила из крестьянской старообрядческой среды, но перешла в каноническое православие. Шмелёвы сохранили строгий патриархальный уклад, их быт был подчинён церковному календарю. Отец будущего писателя был старостой и ктитором церкви Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (разрушена в 1972 году). С детства к Ивану был приставлен воспитатель, благочестивый старик Михаил Панкратович Горкин, который дал мальчику первое представление о православии. В доме не было книг, кроме Евангелия и молитвенников.
Когда Ивану было семь лет, его отец упал с лошади и вскоре умер. До этого семейное дело процветало, но после смерти владельца вскрылись многочисленые долги. Забота о шестерых детях легла на плечи матери, Евлампии Гавриловны Шмелёвой. Она сумела обеспечить семью: сдавала внаём верхний этаж дома, получала доход от бань. Её жёсткий характер проявился и в воспитании детей: за любой проступок их наказывали розгами.
Когда Ивану было семь лет, его отец упал с лошади и вскоре умер. До этого семейное дело процветало, но после смерти владельца вскрылись многочисленые долги. Забота о шестерых детях легла на плечи матери, Евлампии Гавриловны Шмелёвой. Она сумела обеспечить семью: сдавала внаём верхний этаж дома, получала доход от бань. Её жёсткий характер проявился и в воспитании детей: за любой проступок их наказывали розгами.
Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая была выпускницей московского института благородных девиц. Евлампия Гавриловна придавала большое значение литературе, особенно произведениям русской классики. В 11 лет мальчик поступил в Первую московскую гимназию, но вскоре перешёл в Шестую. Его учителем словесности был Ф. В. Цветаев, дядя М. Цветаевой. Он первым заметил литературный талант Шмелева: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятёрку с тремя плюсами. Шмелёв много читал: познакомился с произведениями Л. Толстого, В. Короленко, Г. Успенского, Ч. Диккенса, Г. Флобера, Г. де Мопассана и др. Кроме того, в гимназические годы Шмелёв полюбил театр.
Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая была выпускницей московского института благородных девиц. Евлампия Гавриловна придавала большое значение литературе, особенно произведениям русской классики. В 11 лет мальчик поступил в Первую московскую гимназию, но вскоре перешёл в Шестую. Его учителем словесности был Ф. В. Цветаев, дядя М. Цветаевой. Он первым заметил литературный талант Шмелева: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятёрку с тремя плюсами. Шмелёв много читал: познакомился с произведениями Л. Толстого, В. Короленко, Г. Успенского, Ч. Диккенса, Г. Флобера, Г. де Мопассана и др. Кроме того, в гимназические годы Шмелёв полюбил театр.
В 1894 году Иван Шмелёв поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Студентом он увлёкался идеями «Народной воли», а также актуальными на тот момент научными теориями Г. Бокля, Ш. Летурно, И. Сеченова, М. Штирнера. Членом политических кружков Шмелёв не был, но участвовал в демонстрациях. В 1896 году Шмелёв отсидел за это две недели в Бутырской тюрьме.
В 1894 году Иван Шмелёв поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Студентом он увлёкался идеями «Народной воли», а также актуальными на тот момент научными теориями Г. Бокля, Ш. Летурно, И. Сеченова, М. Штирнера. Членом политических кружков Шмелёв не был, но участвовал в демонстрациях. В 1896 году Шмелёв отсидел за это две недели в Бутырской тюрьме.
Первым опубликованным произведением И. Шмелёва стал напечатанный в 1895 году журналом «Русское обозрение» рассказ «У мельницы». В том же году Шмелёв женился на Ольге Александровне Охтерлони, с которой познакомился в старших классах гимназии. По предложению глубоко верующей Ольги Александровны молодожёны совершили путешествие на Валаам. Впечатления от поездки легли в основу очерков, которые, однако, издатель предложил сократить, убрав из текстов «некрасивые» эпизоды (в частности, диалоги о пьяных купцах). Шмелёв отказался и решил печатать книгу за собственные средства. Тогда вмешался Цензурный комитет, который очень строго оценивал произведения о святых местах. Автору пришлось изъять из готовой книги три десятка страниц. Таким образом, первая книга Шмелёва «На скалах Валаама» вышла с серьёзными, на взгляд автора, купюрами. Произошло это в 1897 году. Успеха у читателей книга не имела. После этой неудачи Шмелёв долго ничего не писал.
Первым опубликованным произведением И. Шмелёва стал напечатанный в 1895 году журналом «Русское обозрение» рассказ «У мельницы». В том же году Шмелёв женился на Ольге Александровне Охтерлони, с которой познакомился в старших классах гимназии. По предложению глубоко верующей Ольги Александровны молодожёны совершили путешествие на Валаам. Впечатления от поездки легли в основу очерков, которые, однако, издатель предложил сократить, убрав из текстов «некрасивые» эпизоды (в частности, диалоги о пьяных купцах). Шмелёв отказался и решил печатать книгу за собственные средства. Тогда вмешался Цензурный комитет, который очень строго оценивал произведения о святых местах. Автору пришлось изъять из готовой книги три десятка страниц. Таким образом, первая книга Шмелёва «На скалах Валаама» вышла с серьёзными, на взгляд автора, купюрами. Произошло это в 1897 году. Успеха у читателей книга не имела. После этой неудачи Шмелёв долго ничего не писал.
7 января (по старому стилю) 1897 года у Шмелёвых родился сын Сергей.
7 января (по старому стилю) 1897 года у Шмелёвых родился сын Сергей.
Окончив в 1898 году университет и отслужив обязательный год в армии, Шмелёв начал карьеру адвоката. Первые дела он выиграл, но вскоре сменил род деятельности. С 1901 по 1907 год Шмелёв был чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел.
Окончив в 1898 году университет и отслужив обязательный год в армии, Шмелёв начал карьеру адвоката. Первые дела он выиграл, но вскоре сменил род деятельности. С 1901 по 1907 год Шмелёв был чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел.
Революцию 1905 года И. Шмелёв встретил с романтическим воодушевлением. В этом же году он вернулся к литературной деятельности: написал рассказ «К солнцу» (опубликован в 1907 году в журнале «Детское чтение»). Затем появились рассказы для детей: «Служители правды», «Гассан и его Джедди» (1906), «В новую жизнь» (1907), «Мэри» (1907), «Последний выстрел» (1908), «Мой Марс» (1910). С 1906 года Шмелёв пишет прозу для взрослых: рассказы «Вахмистр», «Жулик», «По спешному делу», повесть «Распад (Из воспоминаний приятеля)» (все опубликованы в «Русской мысли»). Вскоре Шмелёв оставил службу, вернулся с семьёй в Москву и полностью посвятил себя литературному труду.
Революцию 1905 года И. Шмелёв встретил с романтическим воодушевлением. В этом же году он вернулся к литературной деятельности: написал рассказ «К солнцу» (опубликован в 1907 году в журнале «Детское чтение»). Затем появились рассказы для детей: «Служители правды», «Гассан и его Джедди» (1906), «В новую жизнь» (1907), «Мэри» (1907), «Последний выстрел» (1908), «Мой Марс» (1910). С 1906 года Шмелёв пишет прозу для взрослых: рассказы «Вахмистр», «Жулик», «По спешному делу», повесть «Распад (Из воспоминаний приятеля)» (все опубликованы в «Русской мысли»). Вскоре Шмелёв оставил службу, вернулся с семьёй в Москву и полностью посвятил себя литературному труду.
В 1909 году И. Шмелёв стал участником литературного кружка «Среда», членами которого были И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, Б. Зайцев и др. В 1910 году он вошёл в два литературных объединения: «Молодая среда» под руководством Ю. Бунина и «Знание» под руководством М. Горького.
В 1909 году И. Шмелёв стал участником литературного кружка «Среда», членами которого были И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, Б. Зайцев и др. В 1910 году он вошёл в два литературных объединения: «Молодая среда» под руководством Ю. Бунина и «Знание» под руководством М. Горького.
В 1911 году в сборнике «Знания» вышла повесть И. Шмелёва «Человек из ресторана». История о пожилом официанте, человеке подневольном, но наделённом чувством собственного достоинства, понравилась критике. Высокую оценку повести дал К. Чуковский (в статье «Русская литература»). Шмелёва сравнивали с Н. Лесковым, великим мастером рассказа. «Человек из ресторана» — первое произведение Шмелёва, в котором по-настоящему зазвучал его голос, «заработал» чуткий к живой речи слух. Впоследствии почти все свои самые известные произведения Шмелёв написал сказом. «Человека…» сразу же перевели на испанский, голландский, шведский, немецкий и французский языки. Эта повесть и рассказ для детей «Мой Марс» были в числе немногих произведений Шмелёва, издававшихся в СССР; авторские права Шмелёва при этом не учитывались.
В 1911 году в сборнике «Знания» вышла повесть И. Шмелёва «Человек из ресторана». История о пожилом официанте, человеке подневольном, но наделённом чувством собственного достоинства, понравилась критике. Высокую оценку повести дал К. Чуковский (в статье «Русская литература»). Шмелёва сравнивали с Н. Лесковым, великим мастером рассказа. «Человек из ресторана» — первое произведение Шмелёва, в котором по-настоящему зазвучал его голос, «заработал» чуткий к живой речи слух. Впоследствии почти все свои самые известные произведения Шмелёв написал сказом. «Человека…» сразу же перевели на испанский, голландский, шведский, немецкий и французский языки. Эта повесть и рассказ для детей «Мой Марс» были в числе немногих произведений Шмелёва, издававшихся в СССР; авторские права Шмелёва при этом не учитывались.
В том же 1911 году было создано «Издательское товарищество писателей», одним из пайщиков которого стал Шмелёв. В 1912 году «Издательское товарищество…» напечатало рассказ Шмелёва «Пугливая тишина» (в составе первого сборника издательства) и его авторский сборник «Рассказы».
В том же 1911 году было создано «Издательское товарищество писателей», одним из пайщиков которого стал Шмелёв. В 1912 году «Издательское товарищество…» напечатало рассказ Шмелёва «Пугливая тишина» (в составе первого сборника издательства) и его авторский сборник «Рассказы».
В начале Первой мировой войны И. Шмелёв написал серию очерков «Суровые дни» (1914–1915). В 1916 году был призван в армию его сын Сергей, студент первого курса университета.
В начале Первой мировой войны И. Шмелёв написал серию очерков «Суровые дни» (1914–1915). В 1916 году был призван в армию его сын Сергей, студент первого курса университета.
Февральскую революцию 1917 года И. Шмелёв встретил с энтузиазмом. В качестве корреспондента он встречал амнистированных политзаключенных в Сибири и написал цикл очерков «В Сибирь за освобождёнными». Затем последовали более критические очерки «Пятна».
Февральскую революцию 1917 года И. Шмелёв встретил с энтузиазмом. В качестве корреспондента он встречал амнистированных политзаключенных в Сибири и написал цикл очерков «В Сибирь за освобождёнными». Затем последовали более критические очерки «Пятна».
Октябрьскую революцию И. Шмелёв не принял. У большевиков, говорил он, нет любви ни к народу, ни к Родине. Брестский мир Шмелёв расценил как национальный позор.
Октябрьскую революцию И. Шмелёв не принял. У большевиков, говорил он, нет любви ни к народу, ни к Родине. Брестский мир Шмелёв расценил как национальный позор.
В 1918 году с фронта вернулся сын Сергей и семья уехала в Крым, решив переждать там трудные веремена. В Алуште Шмелёв написал повесть «Неупиваемая чаша». Она вышла в 1921 году в парижском издательстве «Русская Земля», одним из основателей которого был Алексей Толстой, затем была переведена на несколько европейских языков. Позже, в мае 1926 года, Томас Манн в письме Шмелёву выразил восторг, в который привела его «Неупиваемая чаша» своей «чистотою и грустью красоты».
В 1918 году с фронта вернулся сын Сергей и семья уехала в Крым, решив переждать там трудные веремена. В Алуште Шмелёв написал повесть «Неупиваемая чаша». Она вышла в 1921 году в парижском издательстве «Русская Земля», одним из основателей которого был Алексей Толстой, затем была переведена на несколько европейских языков. Позже, в мае 1926 года, Томас Манн в письме Шмелёву выразил восторг, в который привела его «Неупиваемая чаша» своей «чистотою и грустью красоты».
В 1919 году Шмелёв написал несколько критических сказок на тему революции: «Преображенский солдат», «Весёлый барин», «Сладкий мужик» и др.
В 1919 году Шмелёв написал несколько критических сказок на тему революции: «Преображенский солдат», «Весёлый барин», «Сладкий мужик» и др.
В 1920-м Красная армия заняла Крым. Шмелёвы не стали эвакуироваться с войсками Врангеля. В декабре этого же года Сергея Шмелёва, который с конца 1918 года служил в Добровольческой армии и вернулся с войны больным туберкулёзом, арестовали за участие в Белом движении. Сергея, как и многих других офицеров, расстреляли в январе 1921 года в Феодосии. Точных сведений о судьбе сына у Шмелёвых долго не было. Иван Сергеевич писал во все инстанции, включая ВЦИК, в надежде узнать, жив ли сын и если нет, то где находится его тело. Ответа он не получил. Супруги Шмелёвы оставались в Крыму, надеясь на возвращение сына, очень бедствовали. В Москву вернулись в марте 1922 года.
В 1920-м Красная армия заняла Крым. Шмелёвы не стали эвакуироваться с войсками Врангеля. В декабре этого же года Сергея Шмелёва, который с конца 1918 года служил в Добровольческой армии и вернулся с войны больным туберкулёзом, арестовали за участие в Белом движении. Сергея, как и многих других офицеров, расстреляли в январе 1921 года в Феодосии. Точных сведений о судьбе сына у Шмелёвых долго не было. Иван Сергеевич писал во все инстанции, включая ВЦИК, в надежде узнать, жив ли сын и если нет, то где находится его тело. Ответа он не получил. Супруги Шмелёвы оставались в Крыму, надеясь на возвращение сына, очень бедствовали. В Москву вернулись в марте 1922 года.
Благодаря хлопотам эмигрировавших друзей, супруги получили разрешение на выезд из страны под предлогом лечения. В ноябре 1922 года Шмелёвы уехали в Берлин. Затем по приглашению И. Бунина перебрались во Францию и несколько месяцев гостили в его доме в Грасе. Изначально Иван Сергеевич не думал оставаться за рубежом, но через полгода принял решение не возвращаться в Советскую Россию. В 1923 году Шмелёвы переехали в Париж.
Благодаря хлопотам эмигрировавших друзей, супруги получили разрешение на выезд из страны под предлогом лечения. В ноябре 1922 года Шмелёвы уехали в Берлин. Затем по приглашению И. Бунина перебрались во Францию и несколько месяцев гостили в его доме в Грасе. Изначально Иван Сергеевич не думал оставаться за рубежом, но через полгода принял решение не возвращаться в Советскую Россию. В 1923 году Шмелёвы переехали в Париж.
В эмиграции многие годы И. Шмелёв поддерживал дружеские отношения с А. Деникиным, А. Куприным, К. Бальмонтом, А. Карташевым. Особое место в его жизни и творчестве занимала переписка с философом И. Ильиным. И. Бунин помогал с изданием и переводами на европейские языки произведений Шмелёва. В отличие от многих писателей-эмигрантов у него был свой довольно многочисленный читатель, однако материальное положение семьи Шмелёвых всегда было очень тяжёлым.
В эмиграции многие годы И. Шмелёв поддерживал дружеские отношения с А. Деникиным, А. Куприным, К. Бальмонтом, А. Карташевым. Особое место в его жизни и творчестве занимала переписка с философом И. Ильиным. И. Бунин помогал с изданием и переводами на европейские языки произведений Шмелёва. В отличие от многих писателей-эмигрантов у него был свой довольно многочисленный читатель, однако материальное положение семьи Шмелёвых всегда было очень тяжёлым.
Первое «эмигрантское» произведение И. Шмелёва — глубоко трагическое «Солнце мёртвых» — было опубликовано в 1923 году в журнале «Окно» (отдельной книгой вышло в 1926-м). В нём автор отразил горький опыт предшествовавших эмиграции лет: бесчисленные утраты, голод, долгие мытарства, неприкаянность. «Солнце мёртвых» потрясло не только русских читателей. Книгу перевели на тринадцать языков, и к Шмелёву пришла всеевропейская известность. Однако писатель всё больше тосковал по родине, и в конце 1920-х годов обратился к изображению прошлого, стремясь воссоздать в литературных произведениях Москву своего детства, Россию своей молодости.
Первое «эмигрантское» произведение И. Шмелёва — глубоко трагическое «Солнце мёртвых» — было опубликовано в 1923 году в журнале «Окно» (отдельной книгой вышло в 1926-м). В нём автор отразил горький опыт предшествовавших эмиграции лет: бесчисленные утраты, голод, долгие мытарства, неприкаянность. «Солнце мёртвых» потрясло не только русских читателей. Книгу перевели на тринадцать языков, и к Шмелёву пришла всеевропейская известность. Однако писатель всё больше тосковал по родине, и в конце 1920-х годов обратился к изображению прошлого, стремясь воссоздать в литературных произведениях Москву своего детства, Россию своей молодости.
В 1927 году в «Современных записках» началась публикация романа «История любовная. Роман моего приятеля» (отдельная книга появилась в 1929 году).
В 1927 году в «Современных записках» началась публикация романа «История любовная. Роман моего приятеля» (отдельная книга появилась в 1929 году).
И. Шмелёв, не оставляя писательской деятельности, участвовал в литературной и общественной полемике в среде русской эмиграции. Он состоял во многих благотворительных и культурных объединениях: Русском национальном комитете, Союзе русских инвалидов и др. Писал статьи: «Пути мёртвые и живые» (1924), «Душа Родины» (1924), «Как нам быть» (1927) и др.
И. Шмелёв, не оставляя писательской деятельности, участвовал в литературной и общественной полемике в среде русской эмиграции. Он состоял во многих благотворительных и культурных объединениях: Русском национальном комитете, Союзе русских инвалидов и др. Писал статьи: «Пути мёртвые и живые» (1924), «Душа Родины» (1924), «Как нам быть» (1927) и др.
В 1928 году в СССР был снят фильм «Человек из ресторана». Шмелёву о планируемой экранизации сообщено не было. Режиссёр Я. Протазанов внёс в сюжет значительные изменения. Шмелёв, узнавший об этом постфактум, был возмущён.
В 1928 году в СССР был снят фильм «Человек из ресторана». Шмелёву о планируемой экранизации сообщено не было. Режиссёр Я. Протазанов внёс в сюжет значительные изменения. Шмелёв, узнавший об этом постфактум, был возмущён.
С 1928 года в периодических изданиях начали появляться первые главы автобиографического романа Шмелёва «Лето Господне». Его полное издание увидело свет в 1948 году под названием «Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби». В основе композиции «Лета Господня» — народный календарь и годовой цикл христанских праздников. Среди неоспоримых достоинств романа критика и коллеги по писательскому цеху отмечали яркий, самобытный язык романа. В 1930–1931 годах журнал «Россия и славянство» опубликовал повесть «Богомолье» (отдельной книгой она вышла 1935-м).
С 1928 года в периодических изданиях начали появляться первые главы автобиографического романа Шмелёва «Лето Господне». Его полное издание увидело свет в 1948 году под названием «Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби». В основе композиции «Лета Господня» — народный календарь и годовой цикл христанских праздников. Среди неоспоримых достоинств романа критика и коллеги по писательскому цеху отмечали яркий, самобытный язык романа. В 1930–1931 годах журнал «Россия и славянство» опубликовал повесть «Богомолье» (отдельной книгой она вышла 1935-м).
И. С. Шмелёва дважды номиноровали на Нобелевскую премию по литературе: в 1931 и в 1932 годах.
И. С. Шмелёва дважды номиноровали на Нобелевскую премию по литературе: в 1931 и в 1932 годах.
«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка,— писал в 1933 году А. Куприн.— Шмелёв из всех русских самый распрерусский, да ещё и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа».
«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка,— писал в 1933 году А. Куприн.— Шмелёв из всех русских самый распрерусский, да ещё и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа».
22 июня 1936 года скончалась супруга Шмелёва Ольга Александровна. Иван Сергеевич тяжело переживал потерю, которая сопровождалась общим духовным кризисом. И. Ильин убедил Шмелёва съездить в Латвию (по пути Шмелёв заехал в Изборск и Печоры) и Германию (с Ильиным они встретились в Берлине). В 1939 году со Шмелёвым начала вести переписку Ольга Александровна Бредиус-Субботина; переписка длилась до самой смерти писателя.
22 июня 1936 года скончалась супруга Шмелёва Ольга Александровна. Иван Сергеевич тяжело переживал потерю, которая сопровождалась общим духовным кризисом. И. Ильин убедил Шмелёва съездить в Латвию (по пути Шмелёв заехал в Изборск и Печоры) и Германию (с Ильиным они встретились в Берлине). В 1939 году со Шмелёвым начала вести переписку Ольга Александровна Бредиус-Субботина; переписка длилась до самой смерти писателя.
Когда началась началась Советско-финляндская война, И. Шмелёв отказался подписать письмо, осуждающее действия СССР. Он считал, что несправедливо и неправильно отождествлять Россию и СССР. В этом мнении Шмелёва поддержал А. Деникин.
Когда началась началась Советско-финляндская война, И. Шмелёв отказался подписать письмо, осуждающее действия СССР. Он считал, что несправедливо и неправильно отождествлять Россию и СССР. В этом мнении Шмелёва поддержал А. Деникин.
Во время немецкой оккупации Франции Шмелёв оставался в Париже. В немецком фашизме Шмелёв видел проявления антихристианства и шовинизма. Тем не менее в начале войны он надеялся, что Германия освободит Россию от Сталина. Эта иллюзия развеялась с появлением лагерей, где содержались абсолютно бесправные рабочие из Восточной Европы. Шмелёв откликнулся на предложение редактора «Парижского вестника» писать для рабочих из СССР. С ними Шмелёв говорил о том, о чём говорил всегда, — «о России, о её величии, о её материальном и душевно-духовном богатстве». Произведения Шмелёва печатались в прогерманских «Парижском Вестнике» и «Новом слове». Однако «Рождество в Москве», которое должно было появиться в «Новом слове», гестапо печатать запретило. Летом 1942 года Шмелёв принял участие в благодарственном молебне по случаю «освобождения Крыма от Советов» в надежде отправиться в Крым и найти останки сына. В Сталинградской битве он увидел вступление России в эпоху великого прославления. Победу СССР над Германией Шмелёв встретил с ликованием — как победу русского народа. Однако после войны многие обвиняли Шмелёва в сотрудничестве с немцами, что писатель переживал очень тяжело.
Во время немецкой оккупации Франции Шмелёв оставался в Париже. В немецком фашизме Шмелёв видел проявления антихристианства и шовинизма. Тем не менее в начале войны он надеялся, что Германия освободит Россию от Сталина. Эта иллюзия развеялась с появлением лагерей, где содержались абсолютно бесправные рабочие из Восточной Европы. Шмелёв откликнулся на предложение редактора «Парижского вестника» писать для рабочих из СССР. С ними Шмелёв говорил о том, о чём говорил всегда, — «о России, о её величии, о её материальном и душевно-духовном богатстве». Произведения Шмелёва печатались в прогерманских «Парижском Вестнике» и «Новом слове». Однако «Рождество в Москве», которое должно было появиться в «Новом слове», гестапо печатать запретило.  
 
Летом 1942 года Шмелёв принял участие в благодарственном молебне по случаю «освобождения Крыма от Советов» в надежде отправиться в Крым и найти останки сына. В Сталинградской битве он увидел вступление России в эпоху великого прославления. Победу СССР над Германией Шмелёв встретил с ликованием — как победу русского народа. Однако после войны многие обвиняли Шмелёва в сотрудничестве с немцами, что писатель переживал очень тяжело.
 
В последние годы жизни И. Шмелёв работал над романом «Пути небесные», который не успел закончить. 24 июня 1950 года Шмелёв приехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем. Вечером того же дня Иван Сергеевич скончался от сердечного приступа.
В последние годы жизни И. Шмелёв работал над романом «Пути небесные», который не успел закончить. 24 июня 1950 года Шмелёв приехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем. Вечером того же дня Иван Сергеевич скончался от сердечного приступа.
И. С. Шмелёв всегда мечтал вернуться в Россию, хотя на родине он, «великий мастер слова и образа», как писал И. Ильин, был практически не известен широкой читательской аудитории (такое положение дел сохранялось вплоть до конца 1980-х годов). В своём завещании Шмелёв просил перевезти его прах и прах его жены в Москву и похоронить рядом с могилой отца в Донском монастыре. Завещание писателя было исполнено в 2000 году.
И. С. Шмелёв всегда мечтал вернуться в Россию, хотя на родине он, «великий мастер слова и образа», как писал И. Ильин, был практически не известен широкой читательской аудитории (такое положение дел сохранялось вплоть до конца 1980-х годов). В своём завещании Шмелёв просил перевезти его прах и прах его жены в Москву и похоронить рядом с могилой отца в Донском монастыре. Завещание писателя было исполнено в 2000 году.