44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Иван Шмелев |Портрет = SHmelev-Ivan.jpg <!-- впиши…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября [21 сентября] 1873 года в Москве, в купеческой семье. Его отец, Сергей Иванович Шмелёв, владел плотницкой артелью, которая выполняла работы по подрядам, и банными заведениями. Иван Шмелёв с детства был окружен мастеровыми, в его памяти остался их живой язык, образные сказки и песни. | Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября [21 сентября] 1873 года в Москве, в купеческой семье. Его отец, Сергей Иванович Шмелёв, владел плотницкой артелью, которая выполняла работы по подрядам, и банными заведениями. Иван Шмелёв с детства был окружен мастеровыми, в его памяти остался их живой язык, образные сказки и песни. | ||
Семья Шмелёвых происходила из крестьянской старообрядческой среды, но перешла в каноническое православие. Шмелёвы сохранили строгий патриархальный уклад, их быт был подчинён церковному календарю. Отец будущего писателя был старостой и ктитором церкви Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (разрушена в 1972 году). С детства к Ивану был приставлен воспитатель, благочестивый старик Михаил Панкратович Горкин, который дал мальчику первое представление о православии. В доме не было книг, кроме Евангелия и молитвенников. | Семья Шмелёвых происходила из крестьянской старообрядческой среды, но перешла в каноническое православие. Шмелёвы сохранили строгий патриархальный уклад, их быт был подчинён церковному календарю. Отец будущего писателя был старостой и ктитором церкви Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (разрушена в 1972 году). С детства к Ивану был приставлен воспитатель, благочестивый старик Михаил Панкратович Горкин, который дал мальчику первое представление о православии. В доме не было книг, кроме Евангелия и молитвенников. | ||
Когда Ивану было семь лет, его отец упал с лошади и вскоре умер. До этого семейное дело процветало, но после смерти владельца вскрылись многочисленые долги. Забота о шестерых детях легла на плечи матери, Евлампии Гавриловны Шмелёвой. Она сумела обеспечить семью: сдавала внаём верхний этаж дома, получала доход от бань. Её жёсткий характер проявился и в воспитании детей: за любой проступок их наказывали розгами. | Когда Ивану было семь лет, его отец упал с лошади и вскоре умер. До этого семейное дело процветало, но после смерти владельца вскрылись многочисленые долги. Забота о шестерых детях легла на плечи матери, Евлампии Гавриловны Шмелёвой. Она сумела обеспечить семью: сдавала внаём верхний этаж дома, получала доход от бань. Её жёсткий характер проявился и в воспитании детей: за любой проступок их наказывали розгами. | ||
Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая была выпускницей московского института благородных девиц. Евлампия Гавриловна придавала большое значение литературе, особенно произведениям русской классики. В 11 лет мальчик поступил в Первую московскую гимназию, но вскоре перешёл в Шестую. Его учителем словесности был Ф. В. Цветаев, дядя М. Цветаевой. Он первым заметил литературный талант Шмелева: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятёрку с тремя плюсами. Шмелёв много читал: познакомился с произведениями Л. Толстого, В. Короленко, Г. Успенского, Ч. Диккенса, Г. Флобера, Г. де Мопассана и др. Кроме того, в гимназические годы Шмелёв полюбил театр. | Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая была выпускницей московского института благородных девиц. Евлампия Гавриловна придавала большое значение литературе, особенно произведениям русской классики. В 11 лет мальчик поступил в Первую московскую гимназию, но вскоре перешёл в Шестую. Его учителем словесности был Ф. В. Цветаев, дядя М. Цветаевой. Он первым заметил литературный талант Шмелева: за лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятёрку с тремя плюсами. Шмелёв много читал: познакомился с произведениями Л. Толстого, В. Короленко, Г. Успенского, Ч. Диккенса, Г. Флобера, Г. де Мопассана и др. Кроме того, в гимназические годы Шмелёв полюбил театр. | ||
В 1894 году Иван Шмелёв поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Студентом он увлёкался идеями «Народной воли», а также актуальными на тот момент научными теориями Г. Бокля, Ш. Летурно, И. Сеченова, М. Штирнера. Членом политических кружков Шмелёв не был, но участвовал в демонстрациях. В 1896 году Шмелёв отсидел за это две недели в Бутырской тюрьме. | В 1894 году Иван Шмелёв поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Студентом он увлёкался идеями «Народной воли», а также актуальными на тот момент научными теориями Г. Бокля, Ш. Летурно, И. Сеченова, М. Штирнера. Членом политических кружков Шмелёв не был, но участвовал в демонстрациях. В 1896 году Шмелёв отсидел за это две недели в Бутырской тюрьме. | ||
Первым опубликованным произведением И. Шмелёва стал напечатанный в 1895 году журналом «Русское обозрение» рассказ «У мельницы». В том же году Шмелёв женился на Ольге Александровне Охтерлони, с которой познакомился в старших классах гимназии. По предложению глубоко верующей Ольги Александровны молодожёны совершили путешествие на Валаам. Впечатления от поездки легли в основу очерков, которые, однако, издатель предложил сократить, убрав из текстов «некрасивые» эпизоды (в частности, диалоги о пьяных купцах). Шмелёв отказался и решил печатать книгу за собственные средства. Тогда вмешался Цензурный комитет, который очень строго оценивал произведения о святых местах. Автору пришлось изъять из готовой книги три десятка страниц. Таким образом, первая книга Шмелёва «На скалах Валаама» вышла с серьёзными, на взгляд автора, купюрами. Произошло это в 1897 году. Успеха у читателей книга не имела. После этой неудачи Шмелёв долго ничего не писал. | Первым опубликованным произведением И. Шмелёва стал напечатанный в 1895 году журналом «Русское обозрение» рассказ «У мельницы». В том же году Шмелёв женился на Ольге Александровне Охтерлони, с которой познакомился в старших классах гимназии. По предложению глубоко верующей Ольги Александровны молодожёны совершили путешествие на Валаам. Впечатления от поездки легли в основу очерков, которые, однако, издатель предложил сократить, убрав из текстов «некрасивые» эпизоды (в частности, диалоги о пьяных купцах). Шмелёв отказался и решил печатать книгу за собственные средства. Тогда вмешался Цензурный комитет, который очень строго оценивал произведения о святых местах. Автору пришлось изъять из готовой книги три десятка страниц. Таким образом, первая книга Шмелёва «На скалах Валаама» вышла с серьёзными, на взгляд автора, купюрами. Произошло это в 1897 году. Успеха у читателей книга не имела. После этой неудачи Шмелёв долго ничего не писал. | ||
7 января (по старому стилю) 1897 года у Шмелёвых родился сын Сергей. | 7 января (по старому стилю) 1897 года у Шмелёвых родился сын Сергей. | ||
Окончив в 1898 году университет и отслужив обязательный год в армии, Шмелёв начал карьеру адвоката. Первые дела он выиграл, но вскоре сменил род деятельности. С 1901 по 1907 год Шмелёв был чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел. | Окончив в 1898 году университет и отслужив обязательный год в армии, Шмелёв начал карьеру адвоката. Первые дела он выиграл, но вскоре сменил род деятельности. С 1901 по 1907 год Шмелёв был чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел. | ||
Революцию 1905 года И. Шмелёв встретил с романтическим воодушевлением. В этом же году он вернулся к литературной деятельности: написал рассказ «К солнцу» (опубликован в 1907 году в журнале «Детское чтение»). Затем появились рассказы для детей: «Служители правды», «Гассан и его Джедди» (1906), «В новую жизнь» (1907), «Мэри» (1907), «Последний выстрел» (1908), «Мой Марс» (1910). С 1906 года Шмелёв пишет прозу для взрослых: рассказы «Вахмистр», «Жулик», «По спешному делу», повесть «Распад (Из воспоминаний приятеля)» (все опубликованы в «Русской мысли»). Вскоре Шмелёв оставил службу, вернулся с семьёй в Москву и полностью посвятил себя литературному труду. | Революцию 1905 года И. Шмелёв встретил с романтическим воодушевлением. В этом же году он вернулся к литературной деятельности: написал рассказ «К солнцу» (опубликован в 1907 году в журнале «Детское чтение»). Затем появились рассказы для детей: «Служители правды», «Гассан и его Джедди» (1906), «В новую жизнь» (1907), «Мэри» (1907), «Последний выстрел» (1908), «Мой Марс» (1910). С 1906 года Шмелёв пишет прозу для взрослых: рассказы «Вахмистр», «Жулик», «По спешному делу», повесть «Распад (Из воспоминаний приятеля)» (все опубликованы в «Русской мысли»). Вскоре Шмелёв оставил службу, вернулся с семьёй в Москву и полностью посвятил себя литературному труду. | ||
В 1909 году И. Шмелёв стал участником литературного кружка «Среда», членами которого были И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, Б. Зайцев и др. В 1910 году он вошёл в два литературных объединения: «Молодая среда» под руководством Ю. Бунина и «Знание» под руководством М. Горького. | В 1909 году И. Шмелёв стал участником литературного кружка «Среда», членами которого были И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, Б. Зайцев и др. В 1910 году он вошёл в два литературных объединения: «Молодая среда» под руководством Ю. Бунина и «Знание» под руководством М. Горького. | ||
В 1911 году в сборнике «Знания» вышла повесть И. Шмелёва «Человек из ресторана». История о пожилом официанте, человеке подневольном, но наделённом чувством собственного достоинства, понравилась критике. Высокую оценку повести дал К. Чуковский (в статье «Русская литература»). Шмелёва сравнивали с Н. Лесковым, великим мастером рассказа. «Человек из ресторана» — первое произведение Шмелёва, в котором по-настоящему зазвучал его голос, «заработал» чуткий к живой речи слух. Впоследствии почти все свои самые известные произведения Шмелёв написал сказом. «Человека…» сразу же перевели на испанский, голландский, шведский, немецкий и французский языки. Эта повесть и рассказ для детей «Мой Марс» были в числе немногих произведений Шмелёва, издававшихся в СССР; авторские права Шмелёва при этом не учитывались. | В 1911 году в сборнике «Знания» вышла повесть И. Шмелёва «Человек из ресторана». История о пожилом официанте, человеке подневольном, но наделённом чувством собственного достоинства, понравилась критике. Высокую оценку повести дал К. Чуковский (в статье «Русская литература»). Шмелёва сравнивали с Н. Лесковым, великим мастером рассказа. «Человек из ресторана» — первое произведение Шмелёва, в котором по-настоящему зазвучал его голос, «заработал» чуткий к живой речи слух. Впоследствии почти все свои самые известные произведения Шмелёв написал сказом. «Человека…» сразу же перевели на испанский, голландский, шведский, немецкий и французский языки. Эта повесть и рассказ для детей «Мой Марс» были в числе немногих произведений Шмелёва, издававшихся в СССР; авторские права Шмелёва при этом не учитывались. | ||
В том же 1911 году было создано «Издательское товарищество писателей», одним из пайщиков которого стал Шмелёв. В 1912 году «Издательское товарищество…» напечатало рассказ Шмелёва «Пугливая тишина» (в составе первого сборника издательства) и его авторский сборник «Рассказы». | В том же 1911 году было создано «Издательское товарищество писателей», одним из пайщиков которого стал Шмелёв. В 1912 году «Издательское товарищество…» напечатало рассказ Шмелёва «Пугливая тишина» (в составе первого сборника издательства) и его авторский сборник «Рассказы». | ||
В начале Первой мировой войны И. Шмелёв написал серию очерков «Суровые дни» (1914–1915). В 1916 году был призван в армию его сын Сергей, студент первого курса университета. | В начале Первой мировой войны И. Шмелёв написал серию очерков «Суровые дни» (1914–1915). В 1916 году был призван в армию его сын Сергей, студент первого курса университета. | ||
Февральскую революцию 1917 года И. Шмелёв встретил с энтузиазмом. В качестве корреспондента он встречал амнистированных политзаключенных в Сибири и написал цикл очерков «В Сибирь за освобождёнными». Затем последовали более критические очерки «Пятна». | Февральскую революцию 1917 года И. Шмелёв встретил с энтузиазмом. В качестве корреспондента он встречал амнистированных политзаключенных в Сибири и написал цикл очерков «В Сибирь за освобождёнными». Затем последовали более критические очерки «Пятна». | ||
Октябрьскую революцию И. Шмелёв не принял. У большевиков, говорил он, нет любви ни к народу, ни к Родине. Брестский мир Шмелёв расценил как национальный позор. | Октябрьскую революцию И. Шмелёв не принял. У большевиков, говорил он, нет любви ни к народу, ни к Родине. Брестский мир Шмелёв расценил как национальный позор. | ||
В 1918 году с фронта вернулся сын Сергей и семья уехала в Крым, решив переждать там трудные веремена. В Алуште Шмелёв написал повесть «Неупиваемая чаша». Она вышла в 1921 году в парижском издательстве «Русская Земля», одним из основателей которого был Алексей Толстой, затем была переведена на несколько европейских языков. Позже, в мае 1926 года, Томас Манн в письме Шмелёву выразил восторг, в который привела его «Неупиваемая чаша» своей «чистотою и грустью красоты». | В 1918 году с фронта вернулся сын Сергей и семья уехала в Крым, решив переждать там трудные веремена. В Алуште Шмелёв написал повесть «Неупиваемая чаша». Она вышла в 1921 году в парижском издательстве «Русская Земля», одним из основателей которого был Алексей Толстой, затем была переведена на несколько европейских языков. Позже, в мае 1926 года, Томас Манн в письме Шмелёву выразил восторг, в который привела его «Неупиваемая чаша» своей «чистотою и грустью красоты». | ||
В 1919 году Шмелёв написал несколько критических сказок на тему революции: «Преображенский солдат», «Весёлый барин», «Сладкий мужик» и др. | В 1919 году Шмелёв написал несколько критических сказок на тему революции: «Преображенский солдат», «Весёлый барин», «Сладкий мужик» и др. | ||
В 1920-м Красная армия заняла Крым. Шмелёвы не стали эвакуироваться с войсками Врангеля. В декабре этого же года Сергея Шмелёва, который с конца 1918 года служил в Добровольческой армии и вернулся с войны больным туберкулёзом, арестовали за участие в Белом движении. Сергея, как и многих других офицеров, расстреляли в январе 1921 года в Феодосии. Точных сведений о судьбе сына у Шмелёвых долго не было. Иван Сергеевич писал во все инстанции, включая ВЦИК, в надежде узнать, жив ли сын и если нет, то где находится его тело. Ответа он не получил. Супруги Шмелёвы оставались в Крыму, надеясь на возвращение сына, очень бедствовали. В Москву вернулись в марте 1922 года. | В 1920-м Красная армия заняла Крым. Шмелёвы не стали эвакуироваться с войсками Врангеля. В декабре этого же года Сергея Шмелёва, который с конца 1918 года служил в Добровольческой армии и вернулся с войны больным туберкулёзом, арестовали за участие в Белом движении. Сергея, как и многих других офицеров, расстреляли в январе 1921 года в Феодосии. Точных сведений о судьбе сына у Шмелёвых долго не было. Иван Сергеевич писал во все инстанции, включая ВЦИК, в надежде узнать, жив ли сын и если нет, то где находится его тело. Ответа он не получил. Супруги Шмелёвы оставались в Крыму, надеясь на возвращение сына, очень бедствовали. В Москву вернулись в марте 1922 года. | ||
Благодаря хлопотам эмигрировавших друзей, супруги получили разрешение на выезд из страны под предлогом лечения. В ноябре 1922 года Шмелёвы уехали в Берлин. Затем по приглашению И. Бунина перебрались во Францию и несколько месяцев гостили в его доме в Грасе. Изначально Иван Сергеевич не думал оставаться за рубежом, но через полгода принял решение не возвращаться в Советскую Россию. В 1923 году Шмелёвы переехали в Париж. | Благодаря хлопотам эмигрировавших друзей, супруги получили разрешение на выезд из страны под предлогом лечения. В ноябре 1922 года Шмелёвы уехали в Берлин. Затем по приглашению И. Бунина перебрались во Францию и несколько месяцев гостили в его доме в Грасе. Изначально Иван Сергеевич не думал оставаться за рубежом, но через полгода принял решение не возвращаться в Советскую Россию. В 1923 году Шмелёвы переехали в Париж. | ||
В эмиграции многие годы И. Шмелёв поддерживал дружеские отношения с А. Деникиным, А. Куприным, К. Бальмонтом, А. Карташевым. Особое место в его жизни и творчестве занимала переписка с философом И. Ильиным. И. Бунин помогал с изданием и переводами на европейские языки произведений Шмелёва. В отличие от многих писателей-эмигрантов у него был свой довольно многочисленный читатель, однако материальное положение семьи Шмелёвых всегда было очень тяжёлым. | В эмиграции многие годы И. Шмелёв поддерживал дружеские отношения с А. Деникиным, А. Куприным, К. Бальмонтом, А. Карташевым. Особое место в его жизни и творчестве занимала переписка с философом И. Ильиным. И. Бунин помогал с изданием и переводами на европейские языки произведений Шмелёва. В отличие от многих писателей-эмигрантов у него был свой довольно многочисленный читатель, однако материальное положение семьи Шмелёвых всегда было очень тяжёлым. | ||
Первое «эмигрантское» произведение И. Шмелёва — глубоко трагическое «Солнце мёртвых» — было опубликовано в 1923 году в журнале «Окно» (отдельной книгой вышло в 1926-м). В нём автор отразил горький опыт предшествовавших эмиграции лет: бесчисленные утраты, голод, долгие мытарства, неприкаянность. «Солнце мёртвых» потрясло не только русских читателей. Книгу перевели на тринадцать языков, и к Шмелёву пришла всеевропейская известность. Однако писатель всё больше тосковал по родине, и в конце 1920-х годов обратился к изображению прошлого, стремясь воссоздать в литературных произведениях Москву своего детства, Россию своей молодости. | Первое «эмигрантское» произведение И. Шмелёва — глубоко трагическое «Солнце мёртвых» — было опубликовано в 1923 году в журнале «Окно» (отдельной книгой вышло в 1926-м). В нём автор отразил горький опыт предшествовавших эмиграции лет: бесчисленные утраты, голод, долгие мытарства, неприкаянность. «Солнце мёртвых» потрясло не только русских читателей. Книгу перевели на тринадцать языков, и к Шмелёву пришла всеевропейская известность. Однако писатель всё больше тосковал по родине, и в конце 1920-х годов обратился к изображению прошлого, стремясь воссоздать в литературных произведениях Москву своего детства, Россию своей молодости. | ||
В 1927 году в «Современных записках» началась публикация романа «История любовная. Роман моего приятеля» (отдельная книга появилась в 1929 году). | В 1927 году в «Современных записках» началась публикация романа «История любовная. Роман моего приятеля» (отдельная книга появилась в 1929 году). | ||
И. Шмелёв, не оставляя писательской деятельности, участвовал в литературной и общественной полемике в среде русской эмиграции. Он состоял во многих благотворительных и культурных объединениях: Русском национальном комитете, Союзе русских инвалидов и др. Писал статьи: «Пути мёртвые и живые» (1924), «Душа Родины» (1924), «Как нам быть» (1927) и др. | И. Шмелёв, не оставляя писательской деятельности, участвовал в литературной и общественной полемике в среде русской эмиграции. Он состоял во многих благотворительных и культурных объединениях: Русском национальном комитете, Союзе русских инвалидов и др. Писал статьи: «Пути мёртвые и живые» (1924), «Душа Родины» (1924), «Как нам быть» (1927) и др. | ||
В 1928 году в СССР был снят фильм «Человек из ресторана». Шмелёву о планируемой экранизации сообщено не было. Режиссёр Я. Протазанов внёс в сюжет значительные изменения. Шмелёв, узнавший об этом постфактум, был возмущён. | В 1928 году в СССР был снят фильм «Человек из ресторана». Шмелёву о планируемой экранизации сообщено не было. Режиссёр Я. Протазанов внёс в сюжет значительные изменения. Шмелёв, узнавший об этом постфактум, был возмущён. | ||
С 1928 года в периодических изданиях начали появляться первые главы автобиографического романа Шмелёва «Лето Господне». Его полное издание увидело свет в 1948 году под названием «Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби». В основе композиции «Лета Господня» — народный календарь и годовой цикл христанских праздников. Среди неоспоримых достоинств романа критика и коллеги по писательскому цеху отмечали яркий, самобытный язык романа. В 1930–1931 годах журнал «Россия и славянство» опубликовал повесть «Богомолье» (отдельной книгой она вышла 1935-м). | С 1928 года в периодических изданиях начали появляться первые главы автобиографического романа Шмелёва «Лето Господне». Его полное издание увидело свет в 1948 году под названием «Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби». В основе композиции «Лета Господня» — народный календарь и годовой цикл христанских праздников. Среди неоспоримых достоинств романа критика и коллеги по писательскому цеху отмечали яркий, самобытный язык романа. В 1930–1931 годах журнал «Россия и славянство» опубликовал повесть «Богомолье» (отдельной книгой она вышла 1935-м). | ||
И. С. Шмелёва дважды номиноровали на Нобелевскую премию по литературе: в 1931 и в 1932 годах. | И. С. Шмелёва дважды номиноровали на Нобелевскую премию по литературе: в 1931 и в 1932 годах. | ||
«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка,— писал в 1933 году А. Куприн.— Шмелёв из всех русских самый распрерусский, да ещё и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа». | «Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка,— писал в 1933 году А. Куприн.— Шмелёв из всех русских самый распрерусский, да ещё и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа». | ||
22 июня 1936 года скончалась супруга Шмелёва Ольга Александровна. Иван Сергеевич тяжело переживал потерю, которая сопровождалась общим духовным кризисом. И. Ильин убедил Шмелёва съездить в Латвию (по пути Шмелёв заехал в Изборск и Печоры) и Германию (с Ильиным они встретились в Берлине). В 1939 году со Шмелёвым начала вести переписку Ольга Александровна Бредиус-Субботина; переписка длилась до самой смерти писателя. | 22 июня 1936 года скончалась супруга Шмелёва Ольга Александровна. Иван Сергеевич тяжело переживал потерю, которая сопровождалась общим духовным кризисом. И. Ильин убедил Шмелёва съездить в Латвию (по пути Шмелёв заехал в Изборск и Печоры) и Германию (с Ильиным они встретились в Берлине). В 1939 году со Шмелёвым начала вести переписку Ольга Александровна Бредиус-Субботина; переписка длилась до самой смерти писателя. | ||
Когда началась началась Советско-финляндская война, И. Шмелёв отказался подписать письмо, осуждающее действия СССР. Он считал, что несправедливо и неправильно отождествлять Россию и СССР. В этом мнении Шмелёва поддержал А. Деникин. | Когда началась началась Советско-финляндская война, И. Шмелёв отказался подписать письмо, осуждающее действия СССР. Он считал, что несправедливо и неправильно отождествлять Россию и СССР. В этом мнении Шмелёва поддержал А. Деникин. | ||
Во время немецкой оккупации Франции Шмелёв оставался в Париже. В немецком фашизме Шмелёв видел проявления антихристианства и шовинизма. Тем не менее в начале войны он надеялся, что Германия освободит Россию от Сталина. Эта иллюзия развеялась с появлением лагерей, где содержались абсолютно бесправные рабочие из Восточной Европы. Шмелёв откликнулся на предложение редактора «Парижского вестника» писать для рабочих из СССР. С ними Шмелёв говорил о том, о чём говорил всегда, — «о России, о её величии, о её материальном и душевно-духовном богатстве». Произведения Шмелёва печатались в прогерманских «Парижском Вестнике» и «Новом слове». Однако «Рождество в Москве», которое должно было появиться в «Новом слове», гестапо печатать запретило. Летом 1942 года Шмелёв принял участие в благодарственном молебне по случаю «освобождения Крыма от Советов» в надежде отправиться в Крым и найти останки сына. В Сталинградской битве он увидел вступление России в эпоху великого прославления. Победу СССР над Германией Шмелёв встретил с ликованием — как победу русского народа. Однако после войны многие обвиняли Шмелёва в сотрудничестве с немцами, что писатель переживал очень тяжело. | Во время немецкой оккупации Франции Шмелёв оставался в Париже. В немецком фашизме Шмелёв видел проявления антихристианства и шовинизма. Тем не менее в начале войны он надеялся, что Германия освободит Россию от Сталина. Эта иллюзия развеялась с появлением лагерей, где содержались абсолютно бесправные рабочие из Восточной Европы. Шмелёв откликнулся на предложение редактора «Парижского вестника» писать для рабочих из СССР. С ними Шмелёв говорил о том, о чём говорил всегда, — «о России, о её величии, о её материальном и душевно-духовном богатстве». Произведения Шмелёва печатались в прогерманских «Парижском Вестнике» и «Новом слове». Однако «Рождество в Москве», которое должно было появиться в «Новом слове», гестапо печатать запретило. | ||
Летом 1942 года Шмелёв принял участие в благодарственном молебне по случаю «освобождения Крыма от Советов» в надежде отправиться в Крым и найти останки сына. В Сталинградской битве он увидел вступление России в эпоху великого прославления. Победу СССР над Германией Шмелёв встретил с ликованием — как победу русского народа. Однако после войны многие обвиняли Шмелёва в сотрудничестве с немцами, что писатель переживал очень тяжело. | |||
В последние годы жизни И. Шмелёв работал над романом «Пути небесные», который не успел закончить. 24 июня 1950 года Шмелёв приехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем. Вечером того же дня Иван Сергеевич скончался от сердечного приступа. | В последние годы жизни И. Шмелёв работал над романом «Пути небесные», который не успел закончить. 24 июня 1950 года Шмелёв приехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем. Вечером того же дня Иван Сергеевич скончался от сердечного приступа. | ||
И. С. Шмелёв всегда мечтал вернуться в Россию, хотя на родине он, «великий мастер слова и образа», как писал И. Ильин, был практически не известен широкой читательской аудитории (такое положение дел сохранялось вплоть до конца 1980-х годов). В своём завещании Шмелёв просил перевезти его прах и прах его жены в Москву и похоронить рядом с могилой отца в Донском монастыре. Завещание писателя было исполнено в 2000 году. | И. С. Шмелёв всегда мечтал вернуться в Россию, хотя на родине он, «великий мастер слова и образа», как писал И. Ильин, был практически не известен широкой читательской аудитории (такое положение дел сохранялось вплоть до конца 1980-х годов). В своём завещании Шмелёв просил перевезти его прах и прах его жены в Москву и похоронить рядом с могилой отца в Донском монастыре. Завещание писателя было исполнено в 2000 году. | ||