44 609
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Валерий Дмитрюк родился в Нижнем Новгороде, носившем в те годы название Горький. Мама была домашней хозяйкой, а папа – лётчиком. Валерию посчастливилось еще в детстве ощутить радость полета, не раз он вместе с отцом брал его с собой в кабину легендарного самолета У-2. Все члены семьи с особым трепетом относились к небу – два брата Валерия ходили в авиашколу, старший выбрал себе профессию пилота. Стал бы пилотом и он сам, если бы при прохождении медкомиссии его не подвел вестибулярный аппарат… | Валерий Дмитрюк родился в Нижнем Новгороде, носившем в те годы название Горький. Мама была домашней хозяйкой, а папа – лётчиком. Валерию посчастливилось еще в детстве ощутить радость полета, не раз он вместе с отцом брал его с собой в кабину легендарного самолета У-2. Все члены семьи с особым трепетом относились к небу – два брата Валерия ходили в авиашколу, старший выбрал себе профессию пилота. Стал бы пилотом и он сам, если бы при прохождении медкомиссии его не подвел вестибулярный аппарат… | ||
Валерий еще учился в школе, когда его первые рисунки стали публиковаться в городских газетах. Это были сатирические картинки, шаржи и карикатуры, которые, без преувеличения, прославили начинающего художника – нижегородские и областные газеты наперебой заказывали ему сюжеты «на злобу дня». Потом была работа художником-оформителем в заводской многотиражке, а в 1961 году он стал студентом Московского Полиграфического института, где его учителями были | Валерий Дмитрюк еще учился в школе, когда его первые рисунки стали публиковаться в городских газетах. Это были сатирические картинки, шаржи и карикатуры, которые, без преувеличения, прославили начинающего художника – нижегородские и областные газеты наперебой заказывали ему сюжеты «на злобу дня». Потом была работа художником-оформителем в заводской многотиражке, а в 1961 году он стал студентом Московского Полиграфического института, где его учителями были художник Май Петрович Митурич и главный теоретик отечественного книжного дизайна Воля Николаевич Ляхов. | ||
После института Валерий Дмитрюк работал в знаменитом журнале «Крокодил». Для молодого художника это была хорошая профессиональная школа, в те годы в главном сатирическом журнале страны трудились прекрасные художники-иллюстраторы - Михаил Михайлович Черемных, Иван Максимович Семенов, Виктор Александрович Чижиков. Рисуя карикатуры для «Крокодила», молодой художник «отточил» свое сатирическое перо и овладел искусством выразительного гротескного рисования. Возможно, именно карикатура, где каждый сюжет – законченный рассказ, а не просто картинка, стала для него «мостиком» в детскую книгу. | После института Валерий Дмитрюк работал в знаменитом журнале «Крокодил». Для молодого художника это была хорошая профессиональная школа, в те годы в главном сатирическом журнале страны трудились прекрасные художники-иллюстраторы - Михаил Михайлович Черемных, Иван Максимович Семенов, Виктор Александрович Чижиков. Рисуя карикатуры для «Крокодила», молодой художник «отточил» свое сатирическое перо и овладел искусством выразительного гротескного рисования. Возможно, именно карикатура, где каждый сюжет – законченный рассказ, а не просто картинка, стала для него «мостиком» в детскую книгу. | ||
Первые книги с иллюстрациями Валерия Дмитрюка, это были сборники детских стихотворений Бориса Корнилова, Игоря Мазнина и Ирины Пивоваровой , были изданы в родном городе Горьком, в Волго-Вятском книжном издательстве. Там же в 1982 году вышел в свет лихой, веселый «Айболит» Корнея Чуковского, а в 1983 - полный гротеска и остроумия «Капитан Врунгель» Андрея Некрасова. | Первые книги с иллюстрациями Валерия Дмитрюка, это были сборники детских стихотворений Бориса Корнилова, Игоря Мазнина и Ирины Пивоваровой , были изданы в родном городе Горьком, в Волго-Вятском книжном издательстве. Там же в 1982 году вышел в свет лихой, веселый «Айболит» Корнея Чуковского, а в 1983 - полный гротеска и остроумия «Капитан Врунгель» Андрея Некрасова. | ||
Многие годы Валерий Дмитрюк сотрудничал с издательством «Детская литература». По заказу «Детгиза», как по старинке называли это самое большое и солидное детское издательство, художник проиллюстрировал много прекрасных книг: «Петька-микроб» Григория Остера, «Тетрадь по арифметике кота Котангенса» итальянского поэта Джованни Рабони, «Мой лев», «Боченок собачонок» Бориса Заходера , «Шторм» Эссара Эппеля и многие, многие другие. С улыбкой вспоминая те времена, Валерий Андреевич говорит о работе в «Детгизе»: « Я изо всех сил старался делать не то, что требуется» | Многие годы Валерий Дмитрюк сотрудничал с издательством «Детская литература». По заказу «Детгиза», как по старинке называли это самое большое и солидное детское издательство, художник проиллюстрировал много прекрасных книг: «Петька-микроб» Григория Остера, «Тетрадь по арифметике кота Котангенса» итальянского поэта Джованни Рабони, «Мой лев», «Боченок собачонок» Бориса Заходера , «Шторм» Эссара Эппеля и многие, многие другие. С улыбкой вспоминая те времена, Валерий Андреевич говорит о работе в «Детгизе»: « Я изо всех сил старался делать не то, что требуется». | ||
В 1980 году в издательстве «Детская литература» вышла книжка-«стихотворема» ленинградского поэта Олега Григорьева «Витамин роста». Она имела невероятный успех - весь тираж в 150 000 экземпляров был раскуплен почти мгновенно. Книгу с интересом читали не только дети, но и взрослые, открывая в иронических стихотворных парадоксах, скрытые в них глубокие философские мысли. Иллюстрации Валерия Дмитрюка - озорные, ироничные, острые по манере рисования, были как нельзя более близкими по духу поэзии Олега Григорьева. | |||
Однако, эту детскую книжку в мягкой обложке ждала драматическая судьба – она подверглась резкой критике со стороны официальных литературных кругов. Были гневные речи, разгромные статьи – мнительные консерваторы усмотрели в стихах «элементы абсурда и черного юмора», неприемлемые, с их точки зрения, в литературе для детей. Особое раздражение вызвало стихотворение «Птица в клетке», размером в четыре строки - | Однако, эту детскую книжку в мягкой обложке ждала драматическая судьба – она подверглась резкой критике со стороны официальных литературных кругов. Были гневные речи, разгромные статьи – мнительные консерваторы усмотрели в стихах «элементы абсурда и черного юмора», неприемлемые, с их точки зрения, в литературе для детей. Особое раздражение вызвало стихотворение «Птица в клетке», размером в четыре строки - | ||
Строка 44: | Строка 47: | ||
Валерий Дмитрюк мастерски «аккомпанировал» многим замечательным писателям, но особенно «звучными» получались работы с такими текстами, где было место игре, веселью, дерзости, иронии и полету фантазии. Среди самых любимых - Борис Заходер, Николай Носов, Джанни Родари, Дональд Биссет, Олег Григорьев, Эдуард Успенский, Григорий Остер, Людмила Петрушевская, Григорий Кружков. | Валерий Дмитрюк мастерски «аккомпанировал» многим замечательным писателям, но особенно «звучными» получались работы с такими текстами, где было место игре, веселью, дерзости, иронии и полету фантазии. Среди самых любимых - Борис Заходер, Николай Носов, Джанни Родари, Дональд Биссет, Олег Григорьев, Эдуард Успенский, Григорий Остер, Людмила Петрушевская, Григорий Кружков. | ||
Герои Дмитрюка настолько пластичны и динамичны, что порой им как будто тесно на книжных страницах. Они ожили в анимационных фильмах киностудии «Экран» Центрального ТВ, где в 80-годы Валерий Андреевич работал художником-постановщиком в блистательной компании с режиссером Юлианом Калишером, поэтом Александром Тимофеевским, композиторами Алексеем Рыбниковым и Александром Журбиным. | Герои Дмитрюка настолько пластичны и динамичны, что порой им как будто тесно на книжных страницах. Они ожили в анимационных фильмах киностудии «Экран» Центрального ТВ, где в 80-годы Валерий Андреевич работал художником-постановщиком в блистательной компании с режиссером Юлианом Калишером, поэтом Александром Тимофеевским, композиторами Алексеем Рыбниковым и Александром Журбиным. | ||
Отдельная страница творческой биографии художника – работа на легендарной студии «Диафильм». За десятилетия работы, а студия открылась в 1930 году, там были выработаны вполне устоявшиеся технологические и художественные параметры, например такой - каждый отдельный кадр строится по стандартной схеме: сверху картинка, снизу текст - белые буквы на черном фоне. Это считалось общим правилом, но Валерий Дмитрюк, как опытный «нарушитель» общих правил решил не следовать заведенному порядку. Будучи мастером рукописного шрифта, он стал включать текст прямо в композицию кадра. | Отдельная страница творческой биографии художника – работа на легендарной студии «Диафильм». За десятилетия работы, а студия открылась в 1930 году, там были выработаны вполне устоявшиеся технологические и художественные параметры, например такой - каждый отдельный кадр строится по стандартной схеме: сверху картинка, снизу текст - белые буквы на черном фоне. Это считалось общим правилом, но Валерий Дмитрюк, как опытный «нарушитель» общих правил решил не следовать заведенному порядку. Будучи мастером рукописного шрифта, он стал включать текст прямо в композицию кадра. | ||
Строка 50: | Строка 55: | ||
На этом его творческая мысль не остановилась и в другой работе художник захотел усилить эффект беспрерывности изображения. Рисуя картинки к знаменитому стихотворению Александра Введенского «Кто?», он придумал остроумный режиссерский ход - на протяжении всей истории один кадр как бы перетекает в другой, продолжая его сюжет и создавая эффект единой движущейся истории. Что из этого вышло и как, спустя много лет, диафильм, наконец, приобрел форму книги, вы узнаете, когда посмотрите нашу виртуальную выставку. | На этом его творческая мысль не остановилась и в другой работе художник захотел усилить эффект беспрерывности изображения. Рисуя картинки к знаменитому стихотворению Александра Введенского «Кто?», он придумал остроумный режиссерский ход - на протяжении всей истории один кадр как бы перетекает в другой, продолжая его сюжет и создавая эффект единой движущейся истории. Что из этого вышло и как, спустя много лет, диафильм, наконец, приобрел форму книги, вы узнаете, когда посмотрите нашу виртуальную выставку. | ||
Много лет Валерий Дмитрюк посвятил работе в журналах. Почти двадцать лет он был главным художником журнала «Детская литература». А еще были «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок», «Кукумбер», «Огонек» - работа в периодических изданиях давала желанную творческую свободу и возможность экспериментировать. Например, в конце 70-х годов отдельные тематические номера «Веселых картинок», Валерий Андреевич, создавал так, как режиссер-постановщик придумывает фильмы – писал и рисовал подробную раскадровку, продумывал ритм, масштаб и форму сквозного действия. Ну и конечно, рисовал свои веселые, смелые, ироничные картинки, которые, по | Много лет Валерий Дмитрюк посвятил работе в журналах. Почти двадцать лет он был главным художником журнала «Детская литература». А еще были «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок», «Кукумбер», «Огонек» - работа в периодических изданиях давала желанную творческую свободу и возможность экспериментировать. Например, в конце 70-х годов отдельные тематические номера «Веселых картинок», Валерий Андреевич, создавал так, как режиссер-постановщик придумывает фильмы – писал и рисовал подробную раскадровку, продумывал ритм, масштаб и форму сквозного действия. Ну и конечно, рисовал свои веселые, смелые, ироничные картинки, которые, по прошествии лет не только не теряют своего очарования, а кажется, наоборот его только усиливают. | ||
О своих увлечениях последних лет Валерий Андреевич говорит: « Мне стало нравиться рисовать пейзажи с натуры. Абсолютно бескорыстно, для себя. Очень люблю писать людей. Таких пляжных, гротесковых. В душе я так и остался карикатуристом.» Добавим от себя, Валерий Андреевич Дмитрюк был и остается философом, мудрецом , художником и прекрасным человеком! | О своих увлечениях последних лет Валерий Андреевич говорит: « Мне стало нравиться рисовать пейзажи с натуры. Абсолютно бескорыстно, для себя. Очень люблю писать людей. Таких пляжных, гротесковых. В душе я так и остался карикатуристом.» Добавим от себя, Валерий Андреевич Дмитрюк был и остается философом, мудрецом , художником и прекрасным человеком! |