Верейская Елена Николаевна: различия между версиями

Строка 34: Строка 34:
После замужества Е. Н. Верейская продолжала публиковать в «Вестнике Европы» стихи и рассказы под своей девичьей фамилией, а также переводила литературу, связанную с изобразительным искусством (например, книгу немецкого историка и теоретика искусства Макса Якоба Фридлендера «Литография»). В 1912-1914 г.г. она преподавала русский язык и литературу в петербургской Профессиональной школе Е. П. Томиловской.
После замужества Е. Н. Верейская продолжала публиковать в «Вестнике Европы» стихи и рассказы под своей девичьей фамилией, а также переводила литературу, связанную с изобразительным искусством (например, книгу немецкого историка и теоретика искусства Макса Якоба Фридлендера «Литография»). В 1912-1914 г.г. она преподавала русский язык и литературу в петербургской Профессиональной школе Е. П. Томиловской.
   
   
В 1912 году родился старший сын Верейских Николай, впоследствии кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Всесоюзного института гидрогеологии и инженерной геологии. В 1915 году Верейская оставила Высшие женские курсы, не получив выпускного свидетельства, так как она не сдала два государственных экзамена. Елена Николаевна поняла, что совершила ошибку, когда решила стать юристом, и что ее призвание – все-таки литература. В том же году у нее родился второй сын – Орест. Как и его отец, он стал художником. Среди его работ есть иллюстрации к произведениям И. А. Бунина, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, Л. Н. Толстого, Э. М. Хемингуэя, к детским книгам С. Я. Маршака, А. Н. Рыбникова, а также к книгам матери.  
В 1912 году родился старший сын Верейских Николай, впоследствии кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Всесоюзного института гидрогеологии и инженерной геологии. В 1915 году Верейская оставила Высшие женские курсы, не получив выпускного свидетельства, так как она не сдала два государственных экзамена. Елена Николаевна поняла, что совершила ошибку, когда решила стать юристом, и что ее призвание – все-таки литература. В том же году у нее родился второй сын – Орест. Как и его отец, он стал художником. Среди его работ есть иллюстрации к произведениям И. А. Бунина, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]], Э. М. Хемингуэя, к детским книгам [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]], А. Н. Рыбникова, а также к книгам матери.  


Отец и муж писательницы были участниками Первой мировой войны. В 1917 году, еще до Октябрьской революции, Верейская, проводив мужа на фронт,  уехала с семьей в село Аносово и прожила там пять лет. Она преподавала историю, географию и русскую литературу в сельской школе. Из помещичьих усадеб в сельский клуб (Народный дом) привозили книги, и в 1919 году Верейская создала библиотеку, в которой затем работала. Кроме того, Елена Николаевна организовала два драматических кружка, детский и взрослый, и сама сочиняла для него пьесы. «Я – и режиссер и актриса, а иногда и бутафор», – писала она в своих воспоминаниях. Верейская очень тепло отзывалась об этом времени. С некоторыми кружковцами она переписывалась через много лет после отъезда из Аносова.
Отец и муж писательницы были участниками Первой мировой войны. В 1917 году, еще до Октябрьской революции, Верейская, проводив мужа на фронт,  уехала с семьей в село Аносово и прожила там пять лет. Она преподавала историю, географию и русскую литературу в сельской школе. Из помещичьих усадеб в сельский клуб (Народный дом) привозили книги, и в 1919 году Верейская создала библиотеку, в которой затем работала. Кроме того, Елена Николаевна организовала два драматических кружка, детский и взрослый, и сама сочиняла для него пьесы. «Я – и режиссер и актриса, а иногда и бутафор», – писала она в своих воспоминаниях. Верейская очень тепло отзывалась об этом времени. С некоторыми кружковцами она переписывалась через много лет после отъезда из Аносова.
Строка 44: Строка 44:
Стихи, сказки, рассказы, повести Е. Н. Верейской начали печататься в детских журналах «Чиж», «Еж», «Пионер» и «Костер». В повести «Дворовый Пашка» (1929) Верейская описывала жизнь крепостных крестьян, а рассказ «Бесик» (1927) – это история о дружбе сестер Ани и Ляли с бельчонком, которого приютила их бабушка. Но наиболее известными стали произведения Елены Николаевны на историко-революционную тему. Их героями были ровесники читателей Верейской – они успешно помогали взрослым бороться с самодержавием и даже спасали их. Повести и рассказы Верейской о революции вошли в сборники «Памятный день» (1955), «В те годы» (1956), «Ласточка» (1968).  Наиболее издаваемый рассказ «Таня-революционерка» (1927) в 1930-х г.г. входил в число лучших советских детских книг, в течение нескольких десятилетий включался в школьные хрестоматии и очень нравился детям. Он переиздавался 11 раз, был переведен на различные иностранные языки.
Стихи, сказки, рассказы, повести Е. Н. Верейской начали печататься в детских журналах «Чиж», «Еж», «Пионер» и «Костер». В повести «Дворовый Пашка» (1929) Верейская описывала жизнь крепостных крестьян, а рассказ «Бесик» (1927) – это история о дружбе сестер Ани и Ляли с бельчонком, которого приютила их бабушка. Но наиболее известными стали произведения Елены Николаевны на историко-революционную тему. Их героями были ровесники читателей Верейской – они успешно помогали взрослым бороться с самодержавием и даже спасали их. Повести и рассказы Верейской о революции вошли в сборники «Памятный день» (1955), «В те годы» (1956), «Ласточка» (1968).  Наиболее издаваемый рассказ «Таня-революционерка» (1927) в 1930-х г.г. входил в число лучших советских детских книг, в течение нескольких десятилетий включался в школьные хрестоматии и очень нравился детям. Он переиздавался 11 раз, был переведен на различные иностранные языки.
   
   
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Елена Верейская ">
Файл:Verejskaya-Elena (4).jpg|Индюк / Елена Верейская, 1925
Файл:Verejskaya-Elena (5).jpg|Бесик / Е. Верейская, 1927
Файл:Verejskaya-Elena (3).jpg|Таня революционерка / Е. Н. Верейская
Файл:Verejskaya-Elena (1).jpg|Белая шубка : [рассказы] / Е. Н. Верейская
Файл:Verejskaya-Elena (6).jpg|Три девочки / Е. Н. Верейская
Файл:Verejskaya-Elena (2).jpg|Три девочки / Е. Н. Верейская
</gallery></center>
События в рассказе «Таня-революционерка», как и во многих других произведениях Верейской, происходят накануне 1905 года. Отец десятилетней Тани, рабочий-наборщик, держит дома шрифт для подпольной типографии (в начале ХХ века книги, газеты и прочую печатную продукцию производили, помещая буквы из металла в специальные отделения печатных станков). В квартире Таниных родителей проводят обыск полицейские. Они вот-вот найдут доказательства революционной  деятельности отца девочки. Таня простужена, и мать прячет литеры шрифта у нее под подушкой, рассчитывая на то, что во время обыска никто не потревожит больного ребенка. Ее надежды напрасны: полицейские, осмотрев вещи взрослых, начинают поиски в комнате Тани. Кажется, что Таниному отцу не удастся избежать ареста.  Однако полиция не находит шрифта – он таинственным образом изчез. Во многих произведениях Верейской использован подобный прием: события начинают развиваться абсолютно непредсказуемо. Таковы, например, рассказ «Горничная Маша» и повесть о революционных событиях октября 1917 года и штурме Зимнего дворца «Незабываемая ночь» – они вошли в сборник «В те годы».
События в рассказе «Таня-революционерка», как и во многих других произведениях Верейской, происходят накануне 1905 года. Отец десятилетней Тани, рабочий-наборщик, держит дома шрифт для подпольной типографии (в начале ХХ века книги, газеты и прочую печатную продукцию производили, помещая буквы из металла в специальные отделения печатных станков). В квартире Таниных родителей проводят обыск полицейские. Они вот-вот найдут доказательства революционной  деятельности отца девочки. Таня простужена, и мать прячет литеры шрифта у нее под подушкой, рассчитывая на то, что во время обыска никто не потревожит больного ребенка. Ее надежды напрасны: полицейские, осмотрев вещи взрослых, начинают поиски в комнате Тани. Кажется, что Таниному отцу не удастся избежать ареста.  Однако полиция не находит шрифта – он таинственным образом изчез. Во многих произведениях Верейской использован подобный прием: события начинают развиваться абсолютно непредсказуемо. Таковы, например, рассказ «Горничная Маша» и повесть о революционных событиях октября 1917 года и штурме Зимнего дворца «Незабываемая ночь» – они вошли в сборник «В те годы».
   
   
Строка 58: Строка 72:
Когда девочка перечитала это письмо, в котором по довоенной привычке она делилась с отцом всем, что накопилось у нее в душе, то сожгла свое послание. Ей не хотелось расстраивать близкого человека. В своей повести Верейская показала, что дети блокадного Ленинграда быстро повзрослели, что суровые испытания не сломили дух жителей города, и они остались людьми, способными к дружбе и взаимовыручке.
Когда девочка перечитала это письмо, в котором по довоенной привычке она делилась с отцом всем, что накопилось у нее в душе, то сожгла свое послание. Ей не хотелось расстраивать близкого человека. В своей повести Верейская показала, что дети блокадного Ленинграда быстро повзрослели, что суровые испытания не сломили дух жителей города, и они остались людьми, способными к дружбе и взаимовыручке.
   
   
В 1959 году вышла еще одна повесть Е. Н. Верейской – «Отава». Отава – это молодая травка, которая вырастает после покоса. Верейская рассказала о новом поколении детей, рожденных после войны – о городском мальчике Никите и его деревенских друзьях, об их мечтах и приключениях. В 1966 году были изданы последняя историко-революционная повесть Верейской «Внучка коммунара» и сборник «Белая шубка», названный по одному из вошедших в него рассказов. Героиня этого рассказа, девочка Валя, своей наблюдательностью и находчивостью похожа на Таню-революционерку. Благодаря этим качествам Валя помогла разлученным войной матери и сыну найти друг друга. Еще один рассказ из сборника, «Бабушкин колобок» – полюбившаяся читателям история о ручном бельчонке, вышедшая под новым названием. Остальные рассказы («Цыплячьи шефы», «Сюрприз», «Джиахон Фионаф», «Карай»)  повествуют о городских ребятах, которые проводят каникулы в деревне.
В 1959 году вышла еще одна повесть Е. Н. Верейской – «Отава». Отава – это молодая травка, которая вырастает после покоса. Верейская рассказала о новом поколении детей, рожденных после войны – о городском мальчике Никите и его деревенских друзьях, об их мечтах и приключениях.  
 
В 1966 году были изданы последняя историко-революционная повесть Верейской «Внучка коммунара» и сборник «Белая шубка», названный по одному из вошедших в него рассказов. Героиня этого рассказа, девочка Валя, своей наблюдательностью и находчивостью похожа на Таню-революционерку. Благодаря этим качествам Валя помогла разлученным войной матери и сыну найти друг друга. Еще один рассказ из сборника, «Бабушкин колобок» – полюбившаяся читателям история о ручном бельчонке, вышедшая под новым названием. Остальные рассказы («Цыплячьи шефы», «Сюрприз», «Джиахон Фионаф», «Карай»)  повествуют о городских ребятах, которые проводят каникулы в деревне.
   
   
Елена Николаевна Верейская умерла в Ленинграде 19 сентября 1966 года.  
Елена Николаевна Верейская умерла в Ленинграде 19 сентября 1966 года.  

Навигация