Агнивцев Николай Яковлевич: различия между версиями

Строка 41: Строка 41:
Большую популярность приобрели стихотворения Н. Я. Агнивцева («Гильотина», «Павел I», «Рассеянный король», «Песенка об Алисе», «Вот и всё» и др.), которые стали откликом поэта на Февральскую революцию 1917 года. Агнивцев, как и многие молодые люди того времени, встретил ее с воодушевлением. Его стихи декламировал весь Петроград, а стихотворение «Рассеянный король» А. Н. Вертинский положил на музыку и включил в свой песенный репертуар.
Большую популярность приобрели стихотворения Н. Я. Агнивцева («Гильотина», «Павел I», «Рассеянный король», «Песенка об Алисе», «Вот и всё» и др.), которые стали откликом поэта на Февральскую революцию 1917 года. Агнивцев, как и многие молодые люди того времени, встретил ее с воодушевлением. Его стихи декламировал весь Петроград, а стихотворение «Рассеянный король» А. Н. Вертинский положил на музыку и включил в свой песенный репертуар.
   
   
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Агнивцев">
Файл:Agnivcev-Nikolaj (12).jpg|Спор между домами / Н. Агнивцев, 1925
Файл:Agnivcev-Nikolaj (8).jpg|Война игрушек / Н. Агнивцев, 1925
Файл:Agnivcev-Nikolaj (7).jpg|Знакомые незнакомцы / Н. Я. Агнивцев, 1926
Файл:Agnivcev-Nikolaj (10).jpg|В защиту трубочиста / Н. Агнивцев, 1926
Файл:Agnivcev-Nikolaj (9).jpg|Маленький черный Мурзук / Н. Агнивцев, 1926
Файл:Agnivcev-Nikolaj (11).jpg|Как примус захотел Фордом сделаться / машинная сказочка Н. Агнивцева, 1930
</gallery></center>
После Октябрьской революции для театра-кабаре «Би-ба-бо» наступили сложные времена. Сборы падали, многие постоянные посетители «Би-ба-бо» стремились уехать из Петрограда. Шутить о недостатках управления городом теперь стало небезопасно: летом 1918 года за исполнение куплетов «на злобу дня» был арестован ЧК ведущий актер театра И. А. Вольский. Артиста спасло только вмешательство наркома просвещения А. В. Луначарского. Затем в «Красной газете» появилась статья-донос о «Би-ба-бо». Коллективу театра пришлось принять решение об отъезде на гастроли в Киев. Тогда же «Би-ба-бо» получил новое имя – «Кривой Джимми».
После Октябрьской революции для театра-кабаре «Би-ба-бо» наступили сложные времена. Сборы падали, многие постоянные посетители «Би-ба-бо» стремились уехать из Петрограда. Шутить о недостатках управления городом теперь стало небезопасно: летом 1918 года за исполнение куплетов «на злобу дня» был арестован ЧК ведущий актер театра И. А. Вольский. Артиста спасло только вмешательство наркома просвещения А. В. Луначарского. Затем в «Красной газете» появилась статья-донос о «Би-ба-бо». Коллективу театра пришлось принять решение об отъезде на гастроли в Киев. Тогда же «Би-ба-бо» получил новое имя – «Кривой Джимми».


Строка 56: Строка 69:


В это время Н. Я. Агнивцев, как и ряд других поэтов Серебряного века, начал писать стихи для детей. С 1924 по 1930 год издано более 20 его детских книг: «Чашка чая» (1925), «Винтик-шпунтик» (1925), «Война игрушек» (1925), «Знакомые незнакомцы» (1925), «Как примус захотел Фордом сделаться» (1925), «Китайская болтушка» (1925), «Октябренок-постреленок» (1925), «Спор между домами» (1925), «Маленький черный Мурзук» (1926), «Твои машинные друзья» (1926), «Рикша из Шанхая» (1927) и др.). Многие детские книги Агнивцева выдержали не одно издание – «Кирпичики мои» (1926 и 1927), «Шарманочка» (1926 и 1929), «Мыши из цирка» (1927 и 1930), «О бедном щегленке» (1927 и 1930), «Сказка с цветами» (1929 и 1930) и др.  
В это время Н. Я. Агнивцев, как и ряд других поэтов Серебряного века, начал писать стихи для детей. С 1924 по 1930 год издано более 20 его детских книг: «Чашка чая» (1925), «Винтик-шпунтик» (1925), «Война игрушек» (1925), «Знакомые незнакомцы» (1925), «Как примус захотел Фордом сделаться» (1925), «Китайская болтушка» (1925), «Октябренок-постреленок» (1925), «Спор между домами» (1925), «Маленький черный Мурзук» (1926), «Твои машинные друзья» (1926), «Рикша из Шанхая» (1927) и др.). Многие детские книги Агнивцева выдержали не одно издание – «Кирпичики мои» (1926 и 1927), «Шарманочка» (1926 и 1929), «Мыши из цирка» (1927 и 1930), «О бедном щегленке» (1927 и 1930), «Сказка с цветами» (1929 и 1930) и др.  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Агнивцев">
Файл:Agnivcev-Nikolaj (6).jpg|Чашка чая / Н. Агнивцев, 1925
Файл:Agnivcev-Nikolaj (2).jpg|Винтик-шпунтик / Н. Агнивцев, 1925
Файл:Agnivcev-Nikolaj (1).jpg|О шестерых вот этих / Николай Агнивцев; рис К. Рудаков, 1926
Файл:Agnivcev-Nikolaj (4).jpg|Кирпичики мои / Н. Агнивцев; рисунки А. Жаба, 1926
Файл:Agnivcev-Nikolaj (5).jpg|Разноцветные ребята / Агнивцев, 1928
Файл:Agnivcev-Nikolaj (3).jpg|Сказка с цветами / Николай Агнивцев, 1930
</gallery></center>


Агнивцев пытался следовать новым веяниям, формировавшим детскую литературу того времени. Например, «Война игрушек» – популярный в двадцатые годы прошлого века сюжет, с помощью которого детям объяснялась сущность революционных событий. В книге «Октябренок-постреленок» (1925) главный герой, октябренок, дает понять традиционным сказочным персонажам – Ивану-царевичу, Бабе-Яге и Фее, что они устарели. В этот период мистическая сказка стала рассматриваться как «тормоз в развитии материалистического мышления». В стихотворении «Твои машинные друзья» (1926) автор сообщает, что прежние герои детской поэзии – щеглята, щенята и прочие «зверята» (в особенности котята), цветки, мотыльки и так далее – за сотню лет пребывания на страницах детских книжек уже успели надоесть читателям. Поэтому в книги должны прийти новые герои – машины: тракторы, аэропланы и грузовики. Но полного перехода к индустриальному материализму в творчестве Агнивцева все же не произошло. Сказка не исчезла – она «актуализировалась». Так, в 1926 году появилось сразу несколько сказок Агнивцева: «В защиту трубочиста», «О шестерых вот этих» (сказка про Коминтерн), сказка-притча «Солнце и свечка» по мотивам Омара Хайяма. У Агнивцева есть и стихи, где действуют прежние, дореволюционные герои – зверята и цветы. В 1927 году опубликовано стихотворение «О бедном щегленке», порицающее жадность и нежелание помочь тем, кто оказался в беде. В 1929 году появилась «Сказка с цветами», призывающая дарить радость людям.  
Агнивцев пытался следовать новым веяниям, формировавшим детскую литературу того времени. Например, «Война игрушек» – популярный в двадцатые годы прошлого века сюжет, с помощью которого детям объяснялась сущность революционных событий. В книге «Октябренок-постреленок» (1925) главный герой, октябренок, дает понять традиционным сказочным персонажам – Ивану-царевичу, Бабе-Яге и Фее, что они устарели. В этот период мистическая сказка стала рассматриваться как «тормоз в развитии материалистического мышления». В стихотворении «Твои машинные друзья» (1926) автор сообщает, что прежние герои детской поэзии – щеглята, щенята и прочие «зверята» (в особенности котята), цветки, мотыльки и так далее – за сотню лет пребывания на страницах детских книжек уже успели надоесть читателям. Поэтому в книги должны прийти новые герои – машины: тракторы, аэропланы и грузовики. Но полного перехода к индустриальному материализму в творчестве Агнивцева все же не произошло. Сказка не исчезла – она «актуализировалась». Так, в 1926 году появилось сразу несколько сказок Агнивцева: «В защиту трубочиста», «О шестерых вот этих» (сказка про Коминтерн), сказка-притча «Солнце и свечка» по мотивам Омара Хайяма. У Агнивцева есть и стихи, где действуют прежние, дореволюционные герои – зверята и цветы. В 1927 году опубликовано стихотворение «О бедном щегленке», порицающее жадность и нежелание помочь тем, кто оказался в беде. В 1929 году появилась «Сказка с цветами», призывающая дарить радость людям.  

Навигация