44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
'''Анатолий Зиновьевич Иткин''' — Художник-график, иллюстратор. Заслуженный художник России. | '''Анатолий Зиновьевич Иткин''' — Художник-график, иллюстратор. Заслуженный художник России. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Анатолий Зиновьевич Иткин родился в Москве 28 января 1931 года. Родители — советские служащие; отец — фининспектор, мать — бухгалтер. Свои ранние годы | Анатолий Зиновьевич Иткин родился в Москве 28 января 1931 года. Родители — советские служащие; отец — фининспектор, мать — бухгалтер. Свои ранние годы Анатолий Иткин подробно описал в повести «Детство в Останкине» (Московские учебники, 2010). | ||
Семья была далека от искусства, однако тягу сына к рисованию поощряли. В 1940 году переехали из окраинного Останкина в коммунальную квартиру дома Наркомфина на Ленинградском шоссе. Во время Великой Отечественной войны эвакуировались в Юрьевец и Казань. Весной 1943-го вернулись в Москву. | Семья была далека от искусства, однако тягу сына к рисованию поощряли. В 1940 году переехали из окраинного Останкина в коммунальную квартиру дома Наркомфина на Ленинградском шоссе. Во время Великой Отечественной войны эвакуировались в Юрьевец и Казань. Весной 1943-го вернулись в Москву. | ||
В 1943 году | В 1943 году Анатолий Иткин поступил в Московскую среднюю художественную школу. Окончив её в 1950-м, год учился в Риге в Латвийской академии художеств, перевёлся на графический факультет Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Осваивал технику литографии. На третьем курсе выбрал книжную мастерскую профессора Бориса Александровича Дехтерёва, главного художника «Детгиза». Окончил институт в 1956 году. | ||
С «Детгизом», в 1963 году переименованным в издательство «Детская литература», | С «Детгизом», в 1963 году переименованным в издательство [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]], Анатолий Иткин сотрудничал со студенческих лет. Первая книга с его иллюстрациями (рисунки пером) вышла в 1954 году — «Батальон четверых» Леонида Соболева. Затем для «Детгиза» — «Детской литературы» иллюстрировал такие книги, как «Марийкино детство» Д.Л. Бродской (1956), «Дорога уходит вдаль» А.Я. Бруштейн (1957), «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла (1958), «Воспоминания юнги Захара Загадкина» М.И. Ильина (1959), «Судьба барабанщика» (1961), «Сказка о громком барабане» С.А. Могилевской (1962), «Открытие мира» В.А. Смирнова (1964), «Шёл по улице солдат» С.А. Баруздина (1965), «Фронт приходит к нам» Б.Ш. Окуджавы (1967). | ||
Особое место в творчестве А.З. Иткина занимает пушкинская тема. Он сделал иллюстрации к повестям А.Л. Слонимского «Юность Пушкина» (Дет. лит., 1966) и Л.В. Рубинштейна «В садах Лицея» (Дет. лит., 1969), к сборнику «Рассказы о Пушкине» (Дет. лит., 1967). Иллюстрировал издания произведений А.С. Пушкина: «Дубровский» (Дет. лит., 1968), «Капитанская дочка» (Советская Россия, 1974), «Лирика» (Дет. лит., 1978), «Проза» (Московские учебники и картолитография, 2008), «Евгений Онегин» (Дрофа-Плюс, 2009). Сделал циклы графических работ: по мотивам романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин» и «Поэты пушкинского окружения». | Особое место в творчестве А.З. Иткина занимает пушкинская тема. Он сделал иллюстрации к повестям А.Л. Слонимского «Юность Пушкина» (Дет. лит., 1966) и Л.В. Рубинштейна «В садах Лицея» (Дет. лит., 1969), к сборнику «Рассказы о Пушкине» (Дет. лит., 1967). Иллюстрировал издания произведений А.С. Пушкина: «Дубровский» (Дет. лит., 1968), «Капитанская дочка» (Советская Россия, 1974), «Лирика» (Дет. лит., 1978), «Проза» (Московские учебники и картолитография, 2008), «Евгений Онегин» (Дрофа-Плюс, 2009). Сделал циклы графических работ: по мотивам романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин» и «Поэты пушкинского окружения». | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Среди иллюстрированных А.З. Иткиным книг — русская классика, изданная «Детской литературой» в серии «Школьная библиотека»: «Избранные произведения» Н.М. Карамзина (1966), «Избранные произведения» А.И. Куприна (1969), «Лирика» Н.А. Некрасова (1976). В издательстве «Советская Россия» вышли «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова (1977) и «Детство Никиты» А.Н. Толстого (1980), в киевской «Веселке» — «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (1987). | Среди иллюстрированных А.З. Иткиным книг — русская классика, изданная «Детской литературой» в серии «Школьная библиотека»: «Избранные произведения» Н.М. Карамзина (1966), «Избранные произведения» А.И. Куприна (1969), «Лирика» Н.А. Некрасова (1976). В издательстве «Советская Россия» вышли «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова (1977) и «Детство Никиты» А.Н. Толстого (1980), в киевской «Веселке» — «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (1987). | ||
Анатолий Иткин иллюстрировал книги о русской истории: романы Ю.Н. Тынянова «Кюхля» (Дет. лит., 1972) и «Смерть Вазир-Мухтара» (Правда, 1983), романы В.М. Глинки «Дорогой чести» (Дет. лит., 1971), «Повесть о Сергее Непейцыне (Дет. лит., 1973), «История унтера Иванова» (Дет. лит., 1976) и «Судьба дворцового гренадера» (Дет. лит., 1979), повесть С.Т. Григорьева «Малахов курган» (Дет. лит., 1975), «Братья Бестужевы» Н.Я. Эйдельмана (Малыш, 1985). | |||
В «Заметках о книжной иллюстрации» («Вдоль по памяти». М., 2017. С. 197) | В «Заметках о книжной иллюстрации» («Вдоль по памяти». М., 2017. С. 197) Анатолий Иткин декларирует свои правила работы над классическим текстом: | ||
''«Я полагаю, что прежде всего художник должен быть профессионально состоятельным и культурным человеком. Он должен основательно знать исторический материал о том времени, с которым он собирается иметь дело.'' | ''«Я полагаю, что прежде всего художник должен быть профессионально состоятельным и культурным человеком. Он должен основательно знать исторический материал о том времени, с которым он собирается иметь дело.'' | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
''Во-вторых, необходимо уважать автора-классика. Он, без сомнения, — хозяин книги. Роль художника вторична. Его вклад в произведение должен идти в унисон с текстом».'' | ''Во-вторых, необходимо уважать автора-классика. Он, без сомнения, — хозяин книги. Роль художника вторична. Его вклад в произведение должен идти в унисон с текстом».'' | ||
Иллюстрации А.З. Иткина отличаются достоверностью исторических деталей и убедительной живостью образов литературных героев. То же относится к иллюстрированным художником произведениям классики приключенческой литературы: романам А. Дюма «Асканио» (Дет. лит., 1962), «Учитель фехтования» и «Чёрный тюльпан» (Правда, 1984), «Айвенго» В. Скотта (Росмэн, 1994), романам Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и «Дети капитана Гранта» (Олма-пресс, 2002), романам Дж. Ф. Купера «Зверобой» и «Последний из могикан» (Олма-пресс, 2002). Наиболее удачной своей работой А.З. Иткин считает иллюстрации к «Принцу и нищему» М. Твена (сделаны в 1990 году для издания в Южной Корее; российское издание 1993 г.). | Иллюстрации А.З. Иткина отличаются достоверностью исторических деталей и убедительной живостью образов литературных героев. То же относится к иллюстрированным художником произведениям классики приключенческой литературы: романам А. Дюма «Асканио» (Дет. лит., 1962), «Учитель фехтования» и «Чёрный тюльпан» (Правда, 1984), «Айвенго» В. Скотта ([[Росмэн]], 1994), романам Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и «Дети капитана Гранта» (Олма-пресс, 2002), романам Дж. Ф. Купера «Зверобой» и «Последний из могикан» (Олма-пресс, 2002). Наиболее удачной своей работой А.З. Иткин считает иллюстрации к «Принцу и нищему» М. Твена (сделаны в 1990 году для издания в Южной Корее; российское издание 1993 г.). | ||
Чаще всего рисунки | Чаще всего рисунки Анатолия Иткина выполнены пером или акварелью. Кроме книжных иллюстраций, он занимается натурной акварелью, работает в технике литографии. | ||
Персональные выставки А.З. Иткина проходили в Государственном литературном музее (2004), в Школе акварели Сергея Андрияки (2012), в Российской государственной детской библиотеке (1993, 2002, 2016). | Персональные выставки А.З. Иткина проходили в Государственном литературном музее (2004), в Школе акварели Сергея Андрияки (2012), в Российской государственной детской библиотеке (1993, 2002, 2016). | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
В 1998 году А.З. Иткину присвоено звание Заслуженного художника России. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С. Пушкина в Москве, Центральном музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственном музее-заповеднике «Абрамцево». | В 1998 году А.З. Иткину присвоено звание Заслуженного художника России. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С. Пушкина в Москве, Центральном музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственном музее-заповеднике «Абрамцево». | ||
В 2014 году на Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «Образ книги» | В 2014 году на Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «Образ книги» Анатолий Зиновьевич Иткин награждён специальным дипломом «За особый вклад в искусство книжной графики, верность эстетическим принципам». | ||
Во втором десятилетии XXI века художник сотрудничает с издательствами «Дрофа-Плюс», «Махаон», «Нигма». Выходят переиздания с добавлением новых иллюстраций и новые работы — такие, как «Гуттаперчевый мальчик» Д.В. Григоровича (Дрофа-Плюс, 2012), повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» (Нигма, 2015), «Записки охотника» И.С. Тургенева (Махаон, 2017). В 2017 году в издательстве «Нигма» вышла автобиографическая книга | Во втором десятилетии XXI века художник сотрудничает с издательствами «Дрофа-Плюс», «Махаон», «Нигма». Выходят переиздания с добавлением новых иллюстраций и новые работы — такие, как «Гуттаперчевый мальчик» Д.В. Григоровича (Дрофа-Плюс, 2012), повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» (Нигма, 2015), «Записки охотника» И.С. Тургенева (Махаон, 2017). В 2017 году в издательстве «Нигма» вышла автобиографическая книга Анатолия Иткина «Вдоль по памяти» — воспоминания о себе и современниках, размышления об искусстве иллюстрации. | ||
== Избранная библиография == | == Избранная библиография == |