44 883
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
Николай Попов много занимался литографией. Он создал станковую серию по мотивам «Реки Потудань» А. Платонова (1968). Сложная, фантасмагорическая композиция на тему «Неточки Незвановой» Ф. М. Достоевского, решённая в антипортретном, подчёркнуто психологическом ключе, в 1971 году получила Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге. | Николай Попов много занимался литографией. Он создал станковую серию по мотивам «Реки Потудань» А. Платонова (1968). Сложная, фантасмагорическая композиция на тему «Неточки Незвановой» Ф. М. Достоевского, решённая в антипортретном, подчёркнуто психологическом ключе, в 1971 году получила Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге. | ||
Известность к Николаю Попову пришла с появлением книги «Робинзон Крузо» Д. Дефо, которая увидела свет в 1974 году в издательстве «Художественная литература» (серия «Библиотека всемирной литературы»). Иллюстрации к роману — первая полновесная книжная работа Попова. В этих рисунках появилось то, что присуще большинству последующих работ Попова, — туманно-цветовая среда, в которой витают фигуры и предметы. | Известность к Николаю Попову пришла с появлением книги «Робинзон Крузо» [[Дефо Даниэль|Д. Дефо]], которая увидела свет в 1974 году в издательстве «Художественная литература» (серия «Библиотека всемирной литературы»). Иллюстрации к роману — первая полновесная книжная работа Попова. В этих рисунках появилось то, что присуще большинству последующих работ Попова, — туманно-цветовая среда, в которой витают фигуры и предметы. | ||
Иллюстрации к «Робинзону Крузо» представляли собой подкрашенные вручную литографии. Не стилизуя их под рисунки в первых изданиях романа, Попов, однако, сумел создать полное впечатление «рассказа» от первого лица. Его иллюстрации — словно пожелтевшие листы старого дневника, сохранившие собственноручные зарисовки и записи героя. Экономя бумагу, как это делал бы Робинзон, Николай Попов на одном листе изображает всё, что окружало героя романа и что его волновало. При этом художник уделяет большое внимание деталям (вплоть до бытовых мелочей) и, как и Дефо, сохраняет беспристрастность: он исследует судьбу и образ мыслей героев романа через подчёркнутую наглядность предметного мира Робинзона. Свое личное отношение к этой работе Попов сформулировал так: «Сидящая в каждом из нас с детства потребность жить творчески не удовлетворяется жизнью в мире готовых вещей и привычных спасительных условностей, а хочет проявиться и проверить себя: “а каков я сам, что я могу своими руками в условиях первозданной природы” <…> В этом смысле мы все немножко Робинзоны». В 1975 году за иллюстрации к «Робинзону Крузо» Николай Попов получил Гран-при на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе. | Иллюстрации к «Робинзону Крузо» представляли собой подкрашенные вручную литографии. Не стилизуя их под рисунки в первых изданиях романа, Попов, однако, сумел создать полное впечатление «рассказа» от первого лица. Его иллюстрации — словно пожелтевшие листы старого дневника, сохранившие собственноручные зарисовки и записи героя. Экономя бумагу, как это делал бы Робинзон, Николай Попов на одном листе изображает всё, что окружало героя романа и что его волновало. При этом художник уделяет большое внимание деталям (вплоть до бытовых мелочей) и, как и Дефо, сохраняет беспристрастность: он исследует судьбу и образ мыслей героев романа через подчёркнутую наглядность предметного мира Робинзона. Свое личное отношение к этой работе Попов сформулировал так: «Сидящая в каждом из нас с детства потребность жить творчески не удовлетворяется жизнью в мире готовых вещей и привычных спасительных условностей, а хочет проявиться и проверить себя: “а каков я сам, что я могу своими руками в условиях первозданной природы” <…> В этом смысле мы все немножко Робинзоны». В 1975 году за иллюстрации к «Робинзону Крузо» Николай Попов получил Гран-при на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе. | ||
Строка 55: | Строка 55: | ||
Николай Попов много преподавал, читал курс лекций «Композиция» в Высшей академической школе графического дизайна, Московском Государственном педагогическом университете; проводил мастер-классы в Италии. | Николай Попов много преподавал, читал курс лекций «Композиция» в Высшей академической школе графического дизайна, Московском Государственном педагогическом университете; проводил мастер-классы в Италии. | ||
Николай Попов — обладатель многих дипломов, премий и наград. В 2010 году художник был номинирован на Медаль Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen Award). | Николай Попов — обладатель многих дипломов, премий и наград. В 2010 году художник был номинирован на [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Медаль Ханса Кристиана Андерсена]] (Hans Christian Andersen Award). | ||
Работы Николая Евгеньевича Попова находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пермской государственной художественной галерее, Словацкой национальной галерее (Братислава), Государственном муниципальном музее г. Бари (Италия), музее П. Людвига (Кёльн), Chihiro Iwacati art museum of the picture books (Токио), а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. В Гoсударственной Третьяковской галерее произведения Николая Попова представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века». | Работы Николая Евгеньевича Попова находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пермской государственной художественной галерее, Словацкой национальной галерее (Братислава), Государственном муниципальном музее г. Бари (Италия), музее П. Людвига (Кёльн), Chihiro Iwacati art museum of the picture books (Токио), а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. В Гoсударственной Третьяковской галерее произведения Николая Попова представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века». |