Крапивин Владислав Петрович: различия между версиями

Строка 28: Строка 28:
Будучи студентом, Крапивин попал на практику в отдел учащейся молодёжи газеты «Комсомольская правда», где познакомился с создателем педагогики сотрудничества Симоном Соловейчиком. Примерно в то же время началась его педагогическая деятельность: Владислав объединил знакомых подростков, водил их в походы, занимался фехтованием (писатель говорит — это пошло от игр в мушкетеров в детстве, затем, уже в университете, он получил разряд по фехтованию). Постепенно из этого вырос детский клуб на основе самоорганизации «Каравелла». За него молодому журналисту и педагогу пришлось сражаться — отряд из-за его непохожести на существовавшие тогда формы воспитания неоднократно пытались закрыть.
Будучи студентом, Крапивин попал на практику в отдел учащейся молодёжи газеты «Комсомольская правда», где познакомился с создателем педагогики сотрудничества Симоном Соловейчиком. Примерно в то же время началась его педагогическая деятельность: Владислав объединил знакомых подростков, водил их в походы, занимался фехтованием (писатель говорит — это пошло от игр в мушкетеров в детстве, затем, уже в университете, он получил разряд по фехтованию). Постепенно из этого вырос детский клуб на основе самоорганизации «Каравелла». За него молодому журналисту и педагогу пришлось сражаться — отряд из-за его непохожести на существовавшие тогда формы воспитания неоднократно пытались закрыть.


Параллельно Крапивин начал писать. Основным мотивом его творчества стала как раз мальчишеская романтика. «Рейс «Ориона», «Брат, которому семь» появились, когда ему было 25 лет, и сразу были замечены читателями и критиками. Через два года после литературного дебюта, в 1964 году, Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. Книги следовали одна за другой — «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», трилогия «Мальчик со шпагой».
Параллельно Владислав Крапивин начал писать. Основным мотивом его творчества стала как раз мальчишеская романтика. «Рейс «Ориона», «Брат, которому семь» появились, когда ему было 25 лет, и сразу были замечены читателями и критиками. Через два года после литературного дебюта, в 1964 году, Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. Книги следовали одна за другой — «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», трилогия «Мальчик со шпагой».


В 1965 году отряд «Каравелла», созданный Крапивиным, получил статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Помимо фехтования, главными направлениями деятельности каравельцев стали журналистика (а со временем ребята стали снимать и фильмы) и морское дело. Причем, Командор отряда Крапивин сам придумал и построил по своим чертежам яхту класса «штурман». Писатель признавался, что гордится этим не меньше, чем своими книжками. Девизом отряда стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».
В 1965 году отряд «Каравелла», созданный Крапивиным, получил статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Помимо фехтования, главными направлениями деятельности каравельцев стали журналистика (а со временем ребята стали снимать и фильмы) и морское дело. Причем, Командор отряда Крапивин сам придумал и построил по своим чертежам яхту класса «штурман». Писатель признавался, что гордится этим не меньше, чем своими книжками. Девизом отряда стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».
Строка 36: Строка 36:
Крапивин не раз говорил, что ему хотелось, чтобы детство длилось подольше: «Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят». В душе ему всегда было, по собственному  признанию, двенадцать лет.
Крапивин не раз говорил, что ему хотелось, чтобы детство длилось подольше: «Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят». В душе ему всегда было, по собственному  признанию, двенадцать лет.
До конца 1970-х годов в творчестве Крапивина преобладала романтико-реалистическая линия. Мальчишки в его книгах — «мятежники, повстанцы, защитники, воины». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства, способны на поступок, мужественны и последовательны. У героев часто происходят конфликты с окружающими, нередко они борются с хулиганами, даже бандитами. Ради других крапивинские мальчики жертвуют и жизнью.
До конца 1970-х годов в творчестве Крапивина преобладала романтико-реалистическая линия. Мальчишки в его книгах — «мятежники, повстанцы, защитники, воины». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства, способны на поступок, мужественны и последовательны. У героев часто происходят конфликты с окружающими, нередко они борются с хулиганами, даже бандитами. Ради других крапивинские мальчики жертвуют и жизнью.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владислав Крапивин">
Файл:Krapivin-Vladislav (6).jpg|Тень Каравеллы : повесть / Владислав Крапивин
Файл:Krapivin-Vladislav (5).jpg|Палочки для Васькиного барабана / Владислав Крапивин
Файл:Krapivin-Vladislav (4).jpg|Дети синего фламинго : повесть-сказка / Владислав Крапивин
Файл:Krapivin-Vladislav (3).jpg|Оранжевый портрет с крапинками : повесть / Владислав Крапивин
Файл:Krapivin-Vladislav (2).jpg|Оруженосец Кашка : повесть / Владислав Крапивин
Файл:Krapivin-Vladislav (1).jpg|Выстрел с монитора : повесть / Владислав Крапивин ; рисунки Евгении Стерлиговой
</gallery></center>


В 1980-е годы в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного, фантастического типа отражения действительности: выходит в свет роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», появляются аллегорические сказки и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 года, когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га», «Застава на якорном поле» и другие повести. Так был создан космогонический крапивинский Мир со своей историей, географией, метафизикой.
В 1980-е годы в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного, фантастического типа отражения действительности: выходит в свет роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», появляются аллегорические сказки и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 года, когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га», «Застава на якорном поле» и другие повести. Так был создан космогонический крапивинский Мир со своей историей, географией, метафизикой.
Строка 41: Строка 53:
Мир Великого Кристалла — это множественные миры, переходящие друг в друга или соприкасающиеся в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми. Среди них выделяются «койво», мальчишки-Пограничники, способные проникать в иные миры. Исследователи крапивинского творчества этого времени говорят об усложнении картины мира: сохранив верность идеалам добра и справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть печаль, боль, разочарование, смерть.
Мир Великого Кристалла — это множественные миры, переходящие друг в друга или соприкасающиеся в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми. Среди них выделяются «койво», мальчишки-Пограничники, способные проникать в иные миры. Исследователи крапивинского творчества этого времени говорят об усложнении картины мира: сохранив верность идеалам добра и справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть печаль, боль, разочарование, смерть.


Всего Крапивин написал более ста произведений для детей и юношества. Более двухсот изданий книг Крапивина вышло на разных языках мира. В 2000–2001 годах было опубликовано 30-томное собрание сочинений Крапивина, а в 2013–2017 годах — уже 50-томное собрание сочинений писателя. Еще при жизни Крапивин был назван классиком детской литературы. В 2006 году появилась Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, председателем жюри которой стал сам писатель.
Всего Владислав Крапивин написал более ста произведений для детей и юношества. Более двухсот изданий книг Крапивина вышло на разных языках мира. В 2000–2001 годах было опубликовано 30-томное собрание сочинений Крапивина, а в 2013–2017 годах — уже 50-томное собрание сочинений писателя. Еще при жизни Крапивин был назван классиком детской литературы. В 2006 году появилась Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, председателем жюри которой стал сам писатель.


В 2007 году Крапивин переехал из Екатеринбурга в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета и вёл для студентов школу литературного мастерства. В октябре 2013 года писатель вернулся в Екатеринбург.
В 2007 году Крапивин переехал из Екатеринбурга в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета и вёл для студентов школу литературного мастерства. В октябре 2013 года писатель вернулся в Екатеринбург.
Скончался Владислав Петрович 1 сентября 2020 года. 81-летнего Командора провожала его «Каравелла».
 
Скончался Владислав Крапивин 1 сентября 2020 года. 81-летнего Командора провожала его «Каравелла».


==Владислав Крапивин / Книги==
==Владислав Крапивин / Книги==

Навигация