44 880
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Будучи студентом, Крапивин попал на практику в отдел учащейся молодёжи газеты «Комсомольская правда», где познакомился с создателем педагогики сотрудничества Симоном Соловейчиком. Примерно в то же время началась его педагогическая деятельность: Владислав объединил знакомых подростков, водил их в походы, занимался фехтованием (писатель говорит — это пошло от игр в мушкетеров в детстве, затем, уже в университете, он получил разряд по фехтованию). Постепенно из этого вырос детский клуб на основе самоорганизации «Каравелла». За него молодому журналисту и педагогу пришлось сражаться — отряд из-за его непохожести на существовавшие тогда формы воспитания неоднократно пытались закрыть. | Будучи студентом, Крапивин попал на практику в отдел учащейся молодёжи газеты «Комсомольская правда», где познакомился с создателем педагогики сотрудничества Симоном Соловейчиком. Примерно в то же время началась его педагогическая деятельность: Владислав объединил знакомых подростков, водил их в походы, занимался фехтованием (писатель говорит — это пошло от игр в мушкетеров в детстве, затем, уже в университете, он получил разряд по фехтованию). Постепенно из этого вырос детский клуб на основе самоорганизации «Каравелла». За него молодому журналисту и педагогу пришлось сражаться — отряд из-за его непохожести на существовавшие тогда формы воспитания неоднократно пытались закрыть. | ||
Параллельно Крапивин начал писать. Основным мотивом его творчества стала как раз мальчишеская романтика. «Рейс «Ориона», «Брат, которому семь» появились, когда ему было 25 лет, и сразу были замечены читателями и критиками. Через два года после литературного дебюта, в 1964 году, Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. Книги следовали одна за другой — «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», трилогия «Мальчик со шпагой». | Параллельно Владислав Крапивин начал писать. Основным мотивом его творчества стала как раз мальчишеская романтика. «Рейс «Ориона», «Брат, которому семь» появились, когда ему было 25 лет, и сразу были замечены читателями и критиками. Через два года после литературного дебюта, в 1964 году, Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. Книги следовали одна за другой — «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», трилогия «Мальчик со шпагой». | ||
В 1965 году отряд «Каравелла», созданный Крапивиным, получил статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Помимо фехтования, главными направлениями деятельности каравельцев стали журналистика (а со временем ребята стали снимать и фильмы) и морское дело. Причем, Командор отряда Крапивин сам придумал и построил по своим чертежам яхту класса «штурман». Писатель признавался, что гордится этим не меньше, чем своими книжками. Девизом отряда стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». | В 1965 году отряд «Каравелла», созданный Крапивиным, получил статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Помимо фехтования, главными направлениями деятельности каравельцев стали журналистика (а со временем ребята стали снимать и фильмы) и морское дело. Причем, Командор отряда Крапивин сам придумал и построил по своим чертежам яхту класса «штурман». Писатель признавался, что гордится этим не меньше, чем своими книжками. Девизом отряда стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
Крапивин не раз говорил, что ему хотелось, чтобы детство длилось подольше: «Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят». В душе ему всегда было, по собственному признанию, двенадцать лет. | Крапивин не раз говорил, что ему хотелось, чтобы детство длилось подольше: «Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят». В душе ему всегда было, по собственному признанию, двенадцать лет. | ||
До конца 1970-х годов в творчестве Крапивина преобладала романтико-реалистическая линия. Мальчишки в его книгах — «мятежники, повстанцы, защитники, воины». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства, способны на поступок, мужественны и последовательны. У героев часто происходят конфликты с окружающими, нередко они борются с хулиганами, даже бандитами. Ради других крапивинские мальчики жертвуют и жизнью. | До конца 1970-х годов в творчестве Крапивина преобладала романтико-реалистическая линия. Мальчишки в его книгах — «мятежники, повстанцы, защитники, воины». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства, способны на поступок, мужественны и последовательны. У героев часто происходят конфликты с окружающими, нередко они борются с хулиганами, даже бандитами. Ради других крапивинские мальчики жертвуют и жизнью. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владислав Крапивин"> | |||
Файл:Krapivin-Vladislav (6).jpg|Тень Каравеллы : повесть / Владислав Крапивин | |||
Файл:Krapivin-Vladislav (5).jpg|Палочки для Васькиного барабана / Владислав Крапивин | |||
Файл:Krapivin-Vladislav (4).jpg|Дети синего фламинго : повесть-сказка / Владислав Крапивин | |||
Файл:Krapivin-Vladislav (3).jpg|Оранжевый портрет с крапинками : повесть / Владислав Крапивин | |||
Файл:Krapivin-Vladislav (2).jpg|Оруженосец Кашка : повесть / Владислав Крапивин | |||
Файл:Krapivin-Vladislav (1).jpg|Выстрел с монитора : повесть / Владислав Крапивин ; рисунки Евгении Стерлиговой | |||
</gallery></center> | |||
В 1980-е годы в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного, фантастического типа отражения действительности: выходит в свет роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», появляются аллегорические сказки и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 года, когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га», «Застава на якорном поле» и другие повести. Так был создан космогонический крапивинский Мир со своей историей, географией, метафизикой. | В 1980-е годы в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного, фантастического типа отражения действительности: выходит в свет роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», появляются аллегорические сказки и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 года, когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га», «Застава на якорном поле» и другие повести. Так был создан космогонический крапивинский Мир со своей историей, географией, метафизикой. | ||
Строка 41: | Строка 53: | ||
Мир Великого Кристалла — это множественные миры, переходящие друг в друга или соприкасающиеся в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми. Среди них выделяются «койво», мальчишки-Пограничники, способные проникать в иные миры. Исследователи крапивинского творчества этого времени говорят об усложнении картины мира: сохранив верность идеалам добра и справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть печаль, боль, разочарование, смерть. | Мир Великого Кристалла — это множественные миры, переходящие друг в друга или соприкасающиеся в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми. Среди них выделяются «койво», мальчишки-Пограничники, способные проникать в иные миры. Исследователи крапивинского творчества этого времени говорят об усложнении картины мира: сохранив верность идеалам добра и справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть печаль, боль, разочарование, смерть. | ||
Всего Крапивин написал более ста произведений для детей и юношества. Более двухсот изданий книг Крапивина вышло на разных языках мира. В 2000–2001 годах было опубликовано 30-томное собрание сочинений Крапивина, а в 2013–2017 годах — уже 50-томное собрание сочинений писателя. Еще при жизни Крапивин был назван классиком детской литературы. В 2006 году появилась Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, председателем жюри которой стал сам писатель. | Всего Владислав Крапивин написал более ста произведений для детей и юношества. Более двухсот изданий книг Крапивина вышло на разных языках мира. В 2000–2001 годах было опубликовано 30-томное собрание сочинений Крапивина, а в 2013–2017 годах — уже 50-томное собрание сочинений писателя. Еще при жизни Крапивин был назван классиком детской литературы. В 2006 году появилась Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, председателем жюри которой стал сам писатель. | ||
В 2007 году Крапивин переехал из Екатеринбурга в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета и вёл для студентов школу литературного мастерства. В октябре 2013 года писатель вернулся в Екатеринбург. | В 2007 году Крапивин переехал из Екатеринбурга в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета и вёл для студентов школу литературного мастерства. В октябре 2013 года писатель вернулся в Екатеринбург. | ||
Скончался Владислав | |||
Скончался Владислав Крапивин 1 сентября 2020 года. 81-летнего Командора провожала его «Каравелла». | |||
==Владислав Крапивин / Книги== | ==Владислав Крапивин / Книги== |