44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Всеволод Гаршин родился 14 [2] февраля 1855 года в дворянской семье на юге Российской империи — в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина). Его отец, Михаил Егорович Гаршин, был офицером кирасирского полка, отличался мягким характером и никогда не прибегал к физическим наказаниям солдат. Мать писателя, Екатерина Степановна, в девичестве Акимова, получила прекрасное домашнее образование, интересовалась общественной и политической жизнью. В первые три года жизни писателя семья часто переезжала вместе с полком. Во время Крымской войны в их доме бывали защитники Севастополя, чьи рассказы произвели неизгладимое впечатление на Гаршина. В 1958 году его отец получил наследство и вышел в отставку, участвовал в харьковском комитете по составлению проектов освобождения крестьян. | Всеволод Гаршин родился 14 [2] февраля 1855 года в дворянской семье на юге Российской империи — в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина). Его отец, Михаил Егорович Гаршин, был офицером кирасирского полка, отличался мягким характером и никогда не прибегал к физическим наказаниям солдат. Мать писателя, Екатерина Степановна, в девичестве Акимова, получила прекрасное домашнее образование, интересовалась общественной и политической жизнью. В первые три года жизни писателя семья часто переезжала вместе с полком. Во время Крымской войны в их доме бывали защитники Севастополя, чьи рассказы произвели неизгладимое впечатление на Гаршина. В 1958 году его отец получил наследство и вышел в отставку, участвовал в харьковском комитете по составлению проектов освобождения крестьян. | ||
Ранний период жизни писателя был омрачен личной драмой. Его мать ушла из семьи к домашнему учителю П.В. Завадскому, который был впоследствии сослан в Петрозаводск за революционную деятельность. Екатерина Степановна уехала в Петербург вместе со старшими сыновьями, а Всеволод остался жить с отцом. К пяти годам он научился читать. Находясь то в деревне, то в губернских городах, он не расставался с книгами [[Бичер-Стоу Гарриет Элизабет|Г. Бичер-Стоу]], В. Гюго, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, В. Жуковского, Н. Чернышевского. | Ранний период жизни писателя был омрачен личной драмой. Его мать ушла из семьи к домашнему учителю П.В. Завадскому, который был впоследствии сослан в Петрозаводск за революционную деятельность. Екатерина Степановна уехала в Петербург вместе со старшими сыновьями, а Всеволод остался жить с отцом. К пяти годам он научился читать. Находясь то в деревне, то в губернских городах, он не расставался с книгами [[Бичер-Стоу Гарриет Элизабет|Г. Бичер-Стоу]], В. Гюго, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, [[Жуковский Василий Андреевич|В. Жуковского]], Н. Чернышевского. | ||
В 1863 году мать забрала Гаршина в Петербург, где в следующем году он поступил в 7-ю гимназию. Особенный интерес в период учебы он проявлял к литературе: посвящал много времени внеклассному чтению, участвовал в издании школьной газеты, для которой писал фельетоны и сочинил стихотворную поэму о школьном быте. У Гаршина остались теплые воспоминания об этом периоде жизни. Со многими товарищами, которые ценили в нем оригинальность суждений и исключительную доброту, он поддерживал дружбу впоследствии. В 1872 году впервые проявился психический недуг писателя, из-за которого почти год он провел в больнице. Перед окончанием обучения Гаршина постигла еще одна трагедия — покончил с собой его родной брат Виктор. | В 1863 году мать забрала Гаршина в Петербург, где в следующем году он поступил в 7-ю гимназию. Особенный интерес в период учебы он проявлял к литературе: посвящал много времени внеклассному чтению, участвовал в издании школьной газеты, для которой писал фельетоны и сочинил стихотворную поэму о школьном быте. У Гаршина остались теплые воспоминания об этом периоде жизни. Со многими товарищами, которые ценили в нем оригинальность суждений и исключительную доброту, он поддерживал дружбу впоследствии. В 1872 году впервые проявился психический недуг писателя, из-за которого почти год он провел в больнице. Перед окончанием обучения Гаршина постигла еще одна трагедия — покончил с собой его родной брат Виктор. | ||
Строка 48: | Строка 48: | ||
Гаршин осознает, что литературная деятельность наносит вред его здоровью. Он рассматривает возможность стать учителем, но по возвращении в Санкт-Петербург устраивается секретарем в железнодорожном съезде. В 1883 году он женился на слушательнице медицинских курсов Н. М. Золотиловой, брак с которой был счастливым. В том же году вышли два его произведения: «Красный цветок» и очерк «Медведи», который иногда публиковался как книга для детей. В этот период он занимался переводами детской литературы: произведений Уйды и Кармен Сильвы. В 1884 году выходит его «Сказка о жабе и розе», которую, несмотря на мотивы трагического диссонанса жизни и смерти, прекрасного и безобразного, часто включают в ряд его произведений для детей. В ней наиболее сказалось влияние Х. К. Андерсена, которого Гаршин высоко ценил наравне с Ч. Диккенсом. В 1885 году было опубликована оригинальная притча Гаршина «Сказание о гордом Аггее», которая подходит и для детского восприятия. Также вышла вторая книга его рассказов. В том же году Гаршин участвовал в составлении библиографии современной детской литературы вместе с А. Я. Гердом. В 1887 году увидели свет сказка «Лягушка-путешественница» и рассказ «Сигнал» (вышел в издательстве «Посредник», основанном в 1884 году по инициативе Л. Н. Толстого), который также традиционно включают в корпус его детских произведений. | Гаршин осознает, что литературная деятельность наносит вред его здоровью. Он рассматривает возможность стать учителем, но по возвращении в Санкт-Петербург устраивается секретарем в железнодорожном съезде. В 1883 году он женился на слушательнице медицинских курсов Н. М. Золотиловой, брак с которой был счастливым. В том же году вышли два его произведения: «Красный цветок» и очерк «Медведи», который иногда публиковался как книга для детей. В этот период он занимался переводами детской литературы: произведений Уйды и Кармен Сильвы. В 1884 году выходит его «Сказка о жабе и розе», которую, несмотря на мотивы трагического диссонанса жизни и смерти, прекрасного и безобразного, часто включают в ряд его произведений для детей. В ней наиболее сказалось влияние [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]], которого Гаршин высоко ценил наравне с Ч. Диккенсом. В 1885 году было опубликована оригинальная притча Гаршина «Сказание о гордом Аггее», которая подходит и для детского восприятия. Также вышла вторая книга его рассказов. В том же году Гаршин участвовал в составлении библиографии современной детской литературы вместе с А. Я. Гердом. В 1887 году увидели свет сказка «Лягушка-путешественница» и рассказ «Сигнал» (вышел в издательстве «Посредник», основанном в 1884 году по инициативе Л. Н. Толстого), который также традиционно включают в корпус его детских произведений. | ||
Современники высоко оценивали творчество В. М. Гаршина, [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенев]], прочитав первую книгу рассказов начинающего автора, прислал письмо, в котором были такие строки: «Изо всех наших молодых писателей — вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта: художнический темперамент, тонкое и верное понимание характерных черт жизни — человеческой и общей, чувство правды и меры, простота и красивость формы и, как результат всего, — оригинальность. Я даже не вижу, какой бы совет вам преподать; могу только выразить желание, чтобы жизнь вам не помешала, а, напротив, дала бы вашему созерцанию ширину, разнообразие и спокойствие, без которых никакое творчество немыслимо». | Современники высоко оценивали творчество В. М. Гаршина, [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенев]], прочитав первую книгу рассказов начинающего автора, прислал письмо, в котором были такие строки: «Изо всех наших молодых писателей — вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта: художнический темперамент, тонкое и верное понимание характерных черт жизни — человеческой и общей, чувство правды и меры, простота и красивость формы и, как результат всего, — оригинальность. Я даже не вижу, какой бы совет вам преподать; могу только выразить желание, чтобы жизнь вам не помешала, а, напротив, дала бы вашему созерцанию ширину, разнообразие и спокойствие, без которых никакое творчество немыслимо». |