Гайдар Аркадий Петрович: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 25: Строка 25:
==Аркадий Гайдар / Биография==
==Аркадий Гайдар / Биография==


Родился 22 января (9 января по старому стилю) 1904 года в семье учителя в городе Льгове Курской губернии. Отец, Петр Исидорович Голиков, выходец из крестьянско-солдатского рода. По окончании Курской учительской семинарии работал учителем при сахарном заводе во Льгове. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, из дворян, дочь штабс-капитана А. Г. Салькова и Е. К. Бегловой. Имя Аркадий было дано первенцу в честь деда по материнской линии, несмотря на то, что он не дал дочери благословения на брак и не принял молодую семью. Мать работала сначала учительницей, потом акушеркой. В семье родилось еще трое дочерей — Наталья, Ольга и Екатерина. Родители увлеклись революционными идеями, хранили дома нелегальную литературу, держали связь с подпольщиками. В 1908 году семья спешно покинула город, опасаясь ареста. От жизни во Льгове у Аркадия Голикова остались лишь отрывочные воспоминания.
Аркадий Гайдар родился 22 января (9 января по старому стилю) 1904 года в семье учителя в городе Льгове Курской губернии. Отец, Петр Исидорович Голиков, выходец из крестьянско-солдатского рода. По окончании Курской учительской семинарии работал учителем при сахарном заводе во Льгове. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, из дворян, дочь штабс-капитана А. Г. Салькова и Е. К. Бегловой. Имя Аркадий было дано первенцу в честь деда по материнской линии, несмотря на то, что он не дал дочери благословения на брак и не принял молодую семью. Мать работала сначала учительницей, потом акушеркой. В семье родилось еще трое дочерей — Наталья, Ольга и Екатерина. Родители увлеклись революционными идеями, хранили дома нелегальную литературу, держали связь с подпольщиками. В 1908 году семья спешно покинула город, опасаясь ареста. От жизни во Льгове у Аркадия Голикова остались лишь отрывочные воспоминания.
 
Летом 1912 года Голиковы обосновались в Арзамасе, где отец работал штатным контролером Нижегородского акцизного управления, а мать — фельдшерицей уездной больницы. Позднее, в повести «Школа», автор воссоздаст облик города детства: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. <…> похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители». Однако в действительности ни история Арзамаса, ни его культурная атмосфера, ни уклад семьи Голиковых не сводились к размеренной церковной жизни.
Летом 1912 года Голиковы обосновались в Арзамасе, где отец работал штатным контролером Нижегородского акцизного управления, а мать — фельдшерицей уездной больницы. Позднее, в повести «Школа», автор воссоздаст облик города детства: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. <…> похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители». Однако в действительности ни история Арзамаса, ни его культурная атмосфера, ни уклад семьи Голиковых не сводились к размеренной церковной жизни.
Родители много читали, устраивали домашние беседы на французском языке (Петр Исидорович изучал язык по самоучителю). Аркадий Петрович на всю жизнь сохранил любовь к французскому языку и театру (хозяйка дома Т. И. Бабайкина устраивала детские спектакли, в ее постановке «Среди цветов» 1916 года Аркадий играл роль старого садовника, играл он и в школьных спектаклях). Гораздо позднее красный командир Голиков поставит «Горе от ума» А. С. Грибоедова в старообрядческой деревне в Хакассии, сам сыграет Чацкого.
Родители много читали, устраивали домашние беседы на французском языке (Петр Исидорович изучал язык по самоучителю). Аркадий Петрович на всю жизнь сохранил любовь к французскому языку и театру (хозяйка дома Т. И. Бабайкина устраивала детские спектакли, в ее постановке «Среди цветов» 1916 года Аркадий играл роль старого садовника, играл он и в школьных спектаклях). Гораздо позднее красный командир Голиков поставит «Горе от ума» А. С. Грибоедова в старообрядческой деревне в Хакассии, сам сыграет Чацкого.
В 1914–1918 годах Аркадий учился в Арзамасском реальном училище, где давалось основательное образование. Он много читал, легко заучивал наизусть большие стихотворения и прозаические отрывки; больше других писателей любил Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова, при этом так и не узнав о дальнем родстве Сальковых с Лермонтовыми. Преподаватель словесности Н. Н. Соколов, друживший с родителями, поддерживал творческие наклонности мальчика, пишущего стихи о природе, свободе и революции.
В 1914–1918 годах Аркадий учился в Арзамасском реальном училище, где давалось основательное образование. Он много читал, легко заучивал наизусть большие стихотворения и прозаические отрывки; больше других писателей любил Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова, при этом так и не узнав о дальнем родстве Сальковых с Лермонтовыми. Преподаватель словесности Н. Н. Соколов, друживший с родителями, поддерживал творческие наклонности мальчика, пишущего стихи о природе, свободе и революции.
С началом первой мировой войны П. И. Голиков был призван на фронт. Десятилетний Аркадий совершил неудачную попытку уйти из дома вслед за отцом. Разлука оказалась долгой: Голиков-старший отслужил всю войну, после Октябрьской революции стал комиссаром и воевал до конца гражданской войны. Все это время Аркадий поддерживатл переписку с отцом.
С началом первой мировой войны П. И. Голиков был призван на фронт. Десятилетний Аркадий совершил неудачную попытку уйти из дома вслед за отцом. Разлука оказалась долгой: Голиков-старший отслужил всю войну, после Октябрьской революции стал комиссаром и воевал до конца гражданской войны. Все это время Аркадий поддерживатл переписку с отцом.
В марте 1917 года Аркадий начал посещать социал-демократический клуб, примкнул к РСДРП(б) под влиянием Евгения Евгеньевича Гоппиуса (1987–1937) и Софьи Федоровны Шер (1880–1950), создателей Арзамасской организации большевиков. В письмах к отцу задавал вопросы о настроении на фронте, об отношении солдат и офицеров к войне, о борьбе политических группировок; просил отвечать «по-взрослому, а не как малютке». Аркадий участвовал в распространении большевистских листовок, присутствовал на съезде крестьянских депутатов в ноябре 1917 года, в июле работал секретарем местной большевистской газеты «Молот», где впервые были опубликованы его стихи. В начале 1918 года выходил на ночные дежурства с патрулями ЧОНа, был ранен ножом в грудь.
В марте 1917 года Аркадий начал посещать социал-демократический клуб, примкнул к РСДРП(б) под влиянием Евгения Евгеньевича Гоппиуса (1987–1937) и Софьи Федоровны Шер (1880–1950), создателей Арзамасской организации большевиков. В письмах к отцу задавал вопросы о настроении на фронте, об отношении солдат и офицеров к войне, о борьбе политических группировок; просил отвечать «по-взрослому, а не как малютке». Аркадий участвовал в распространении большевистских листовок, присутствовал на съезде крестьянских депутатов в ноябре 1917 года, в июле работал секретарем местной большевистской газеты «Молот», где впервые были опубликованы его стихи. В начале 1918 года выходил на ночные дежурства с патрулями ЧОНа, был ранен ножом в грудь.
К августу 1918 года Арзамас стал одним из важнейших военных центров красных: там располагался штаб Восточного фронта. В августе четырнадцатилетний Аркадий был принят в РКП(б) «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания» [Решение Арзамасского укома РКП(б)]. По просьбе матери его назначил своим адъютантом начальник обороны железных дорог Республики Е. И. Ефимов. Вместе с командиром Аркадий Голиков присутствовал на заседаниях углавнокомандующего Вооруженными силами Республики И. И. Вацетиса.
К августу 1918 года Арзамас стал одним из важнейших военных центров красных: там располагался штаб Восточного фронта. В августе четырнадцатилетний Аркадий был принят в РКП(б) «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания» [Решение Арзамасского укома РКП(б)]. По просьбе матери его назначил своим адъютантом начальник обороны железных дорог Республики Е. И. Ефимов. Вместе с командиром Аркадий Голиков присутствовал на заседаниях углавнокомандующего Вооруженными силами Республики И. И. Вацетиса.
Весной-летом 1919 года проходил ускоренное военное обучение сначала в Москве, затем в Киеве. В августе курсанты Шестых Киевских пехотных курсов командного состава Красной Армии, в числе которых был и А. Голиков, досрочно получили удостоверения красных командиров. Из выпускников сразу сформировали Ударную бригаду для обороны Киева; Голикову, как одному из лучших, доверили стать командиром взвода. Большая часть выпускников погибла во время обороны города и отступления. Уже через несколько дней Аркадий заменил в бою ротного Якова Оксюза, убитого в утреннем налете петлюровцев. С Украинского фронта перешел на Западный (польский) фронт. После недолгой побывки в Арзамасе, дома, в январе 1920 года (в связи с контузией и ранением в ногу при взрыве шрапнельного снаряда в декабре 1919 года) уехал в Москву — учиться в Высшей стрелковой школе. С марта воевал на Кавказском фронте, а в октябре получил направление снова в Москву — в Высшую стрелковую школу «Выстрел», и снова ему не удалось получить полноценное военное образование: в феврале следующего года школа досрочно выпустила курсантов. Далее А. Голиков занимался отправкой маршевых рот на подавление Кронштадтского мятежа, участвовал в подавлении крестьянских восстаний на Кубани и Тамбовщине, был начальником обороны г. Моршанска (Тамбовская губерния). Примерно тогда же получил контузию головы и ранение в руку. Тем не менее в сентябре 1921 года он был назначен командиром отдельного батальона особого назначения Башкирской республики.
Весной-летом 1919 года проходил ускоренное военное обучение сначала в Москве, затем в Киеве. В августе курсанты Шестых Киевских пехотных курсов командного состава Красной Армии, в числе которых был и А. Голиков, досрочно получили удостоверения красных командиров. Из выпускников сразу сформировали Ударную бригаду для обороны Киева; Голикову, как одному из лучших, доверили стать командиром взвода. Большая часть выпускников погибла во время обороны города и отступления. Уже через несколько дней Аркадий заменил в бою ротного Якова Оксюза, убитого в утреннем налете петлюровцев. С Украинского фронта перешел на Западный (польский) фронт. После недолгой побывки в Арзамасе, дома, в январе 1920 года (в связи с контузией и ранением в ногу при взрыве шрапнельного снаряда в декабре 1919 года) уехал в Москву — учиться в Высшей стрелковой школе. С марта воевал на Кавказском фронте, а в октябре получил направление снова в Москву — в Высшую стрелковую школу «Выстрел», и снова ему не удалось получить полноценное военное образование: в феврале следующего года школа досрочно выпустила курсантов. Далее А. Голиков занимался отправкой маршевых рот на подавление Кронштадтского мятежа, участвовал в подавлении крестьянских восстаний на Кубани и Тамбовщине, был начальником обороны г. Моршанска (Тамбовская губерния). Примерно тогда же получил контузию головы и ранение в руку. Тем не менее в сентябре 1921 года он был назначен командиром отдельного батальона особого назначения Башкирской республики.
В начале 1922 года Голиков был рекомендован М. Н. Тухачевским в Военную академию РККА в Москве, но снова получил боевое назначение — в Ачинский уезд Томской губернии, где принял командование батальоном 6-го Сводного отряда Сибири. Временно исполнял обязанности начальника второго боевого района в Хакасии, в котором действовал «горно-партизанский» отряд И. Н. Соловьева, местного казака, имевшего боевой опыт первой мировой войны и службы в армии Колчака. Погони за соловьевцами дорого обошлись командиру. Он заболел травматическим неврозом, на него посыпались доносы, он был обвинен в «должностных преступлениях, выразившихся в самочинных расстрелах» (Камов Б. Н. Рывок в неведомое. Москва, 1991, С. 262). В ноябре 1922 года Голиков был отпущен в шестимесячный отпуск по болезни, а через два года уволен из РККА как негодный к службе по состоянию здоровья. Однако он всегда связывал себя с Красной Армией и жалел, что не довелось ему стать крупным военачальником. Хакасский период практически не получил отражения в творчестве Гайдара. Последствия контузии и травматического невроза долго давали себя знать: в 1920-е годы он не раз ложился в психиатрические больницы, а по просьбе врача 1-й Московской психиатрической больницы начал вести дневник. Из партии он был исключен сроком на год, с правом восстановления, но этим правом так и не воспользовался.
В начале 1922 года Голиков был рекомендован М. Н. Тухачевским в Военную академию РККА в Москве, но снова получил боевое назначение — в Ачинский уезд Томской губернии, где принял командование батальоном 6-го Сводного отряда Сибири. Временно исполнял обязанности начальника второго боевого района в Хакасии, в котором действовал «горно-партизанский» отряд И. Н. Соловьева, местного казака, имевшего боевой опыт первой мировой войны и службы в армии Колчака. Погони за соловьевцами дорого обошлись командиру. Он заболел травматическим неврозом, на него посыпались доносы, он был обвинен в «должностных преступлениях, выразившихся в самочинных расстрелах» (Камов Б. Н. Рывок в неведомое. Москва, 1991, С. 262). В ноябре 1922 года Голиков был отпущен в шестимесячный отпуск по болезни, а через два года уволен из РККА как негодный к службе по состоянию здоровья. Однако он всегда связывал себя с Красной Армией и жалел, что не довелось ему стать крупным военачальником. Хакасский период практически не получил отражения в творчестве Гайдара. Последствия контузии и травматического невроза долго давали себя знать: в 1920-е годы он не раз ложился в психиатрические больницы, а по просьбе врача 1-й Московской психиатрической больницы начал вести дневник. Из партии он был исключен сроком на год, с правом восстановления, но этим правом так и не воспользовался.
Во время лечения в госпитале (1921) Аркадий Голиков встретил медсестру Марию Николаевну Плаксину (Марусю), годом его младше, и женился на ней. Семья Голиковых тепло ее приняла, но из-за постоянных переездов молодого командира брак вскоре распался, сын Евгений умер, не дожив до двух лет. Контакты с бывшей женой будущий писатель поддерживал, она стала прототипом Маруси в рассказе «Голубая чашка».  
 
Во время лечения в госпитале (1921) Аркадий Голиков встретил медсестру Марию Николаевну Плаксину (Марусю), годом его младше, и женился на ней. Семья Голиковых тепло ее приняла, но из-за постоянных переездов молодого командира брак вскоре распался, сын Евгений умер, не дожив до двух лет. Контакты с бывшей женой будущий писатель поддерживал, она стала прототипом Маруси в рассказе «Голубая чашка».
В 1920 году А. П. Гайдар писал отцу с Кубани, из станицы Казачьей: «Растут события. <…> Веет отовсюду чем-то новым и хорошим, и впереди открываются такие грандиозные перспективы! Крепкой и мощной стала наша Армия <…>». Однако годы спустя писатель Гайдар заново переживал минувшее, оставляя такие записи в дневнике: «Мучает меня совесть, а о чем — точно не знаю»; «Очень дымное, тревожное, счастливое время — людей не помню — помню события»; «Снились люди, убитые мною в детстве»; «Будто бы я солдат не то какого-то полукаторжного легиона, не то еще кто-то».
В 1920 году А. П. Гайдар писал отцу с Кубани, из станицы Казачьей: «Растут события. <…> Веет отовсюду чем-то новым и хорошим, и впереди открываются такие грандиозные перспективы! Крепкой и мощной стала наша Армия <…>». Однако годы спустя писатель Гайдар заново переживал минувшее, оставляя такие записи в дневнике: «Мучает меня совесть, а о чем — точно не знаю»; «Очень дымное, тревожное, счастливое время — людей не помню — помню события»; «Снились люди, убитые мною в детстве»; «Будто бы я солдат не то какого-то полукаторжного легиона, не то еще кто-то».
Летом 1924 года он возвратился в Москву. Несколько недель августа провел в Крыму, в Алупке, рядом с тяжелобольной матерью (она умерла осенью), сестрами и другими членами семьи. В ноябре вышел последний приказ — об увольнении из РККА. 1923 году он получил отказ в поступлении в Военную академию по состоянию здоровья и был зачислен в резерв армии.
Летом 1924 года он возвратился в Москву. Несколько недель августа провел в Крыму, в Алупке, рядом с тяжелобольной матерью (она умерла осенью), сестрами и другими членами семьи. В ноябре вышел последний приказ — об увольнении из РККА. 1923 году он получил отказ в поступлении в Военную академию по состоянию здоровья и был зачислен в резерв армии.
Свой первый «роман», оказавшийся на поверку повестью «В дни поражений и побед», А. П. Голиков начал писать в мае 1923 года. Первыми слушателями стали его отец и арзамасские комсомольцы. Осенью в Ленинграде показал повесть А. А. Федину, С. А. Семенову, М. Л. Слонимскому, а также бывшему учителю Н. Н. Соколову. Вышла повесть в 1925 году под собственным именем автора в ленинградском альманахе «Ковш».
Свой первый «роман», оказавшийся на поверку повестью «В дни поражений и побед», А. П. Голиков начал писать в мае 1923 года. Первыми слушателями стали его отец и арзамасские комсомольцы. Осенью в Ленинграде показал повесть А. А. Федину, С. А. Семенову, М. Л. Слонимскому, а также бывшему учителю Н. Н. Соколову. Вышла повесть в 1925 году под собственным именем автора в ленинградском альманахе «Ковш».
Начинающий литератор попытался обобщить свои фронтовые впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян, при этом внутренний мир врагов, их взгляды его почти не интересовали. Военно-идеологическая тенденциозность этой повести максимальна, зато обнаружилось и писательское дарование — в ярких деталях, динамичных и точных описаниях, стремительных, интонационно выразительных диалогах. В этом произведении впервые дала себя знать тяга автора к эпическим обобщениям «большой земли» и «большой войны».
Начинающий литератор попытался обобщить свои фронтовые впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян, при этом внутренний мир врагов, их взгляды его почти не интересовали. Военно-идеологическая тенденциозность этой повести максимальна, зато обнаружилось и писательское дарование — в ярких деталях, динамичных и точных описаниях, стремительных, интонационно выразительных диалогах. В этом произведении впервые дала себя знать тяга автора к эпическим обобщениям «большой земли» и «большой войны».
1 и 8 февраля 1925 года состоялась первая публикация для юных читателей — в еженедельной детской газете Ленинградского губкома РЛКСМ «Ленинские искры» (№№ 5, 6).
1 и 8 февраля 1925 года состоялась первая публикация для юных читателей — в еженедельной детской газете Ленинградского губкома РЛКСМ «Ленинские искры» (№№ 5, 6).
Осенью А. Голиков переехал в Пермь. Работал в окружной газете «Звезда». Примерно за год создал 115 фельетонов, 13 рассказов, стихи и поэмы («Пулеметная пурга»), путевые записки (из путешествия по Средней Азии в 1926 году), три повести и один приключенческо-фантастический роман «Тайна горы». Несколько фельетонов напечатаны в газетах «Правда Востока» и «Туркменская искра». Собрав архивные материалы, начал работать над повестью о борьбе пермских рабочих против царской власти, которую потом назвал «Жизнь ни во что» (другое название «Лбовщина»); в пермской газете «Звезда» она была напечатана в январе. Военно-приключенческая новелла «Угловой дом» (1925) впервые вышла за подписью «Гайдар». Первым произведением о подростках и для подростков стала небольшая повесть «РВС». Ее первая публикация состоялась в 1925 году во «взрослом», ленинградском журнале «Звезда» (сокращенный вариант, названный редакцией «рассказом»); следующая публикация, полная, с авторской рукописи и без редакторской правки, под псевдонимом, состоялась тоже в «Звезде», но уже в пермской газете (1926, №№ 83–97). Активное включение юных героев в революционные события, динамичный военно-приключенческий сюжет, доверительность интонации и сдержанный лиризм впоследствии стали характерными особенностями творческой манеры Гайдара. С 1926 года его произведения начали выходить отдельными изданиями в Москве и Перми. Несмотря на неудачу первой книжной публикации — без ведома автора текст «РВС» был искажен — началась пора признания молодого писателя. В июне вышло «детское» издание «РВС» — с портретом Аркадия Голикова на обложке и рисунками А. Пахомова.
Осенью А. Голиков переехал в Пермь. Работал в окружной газете «Звезда». Примерно за год создал 115 фельетонов, 13 рассказов, стихи и поэмы («Пулеметная пурга»), путевые записки (из путешествия по Средней Азии в 1926 году), три повести и один приключенческо-фантастический роман «Тайна горы». Несколько фельетонов напечатаны в газетах «Правда Востока» и «Туркменская искра». Собрав архивные материалы, начал работать над повестью о борьбе пермских рабочих против царской власти, которую потом назвал «Жизнь ни во что» (другое название «Лбовщина»); в пермской газете «Звезда» она была напечатана в январе. Военно-приключенческая новелла «Угловой дом» (1925) впервые вышла за подписью «Гайдар». Первым произведением о подростках и для подростков стала небольшая повесть «РВС». Ее первая публикация состоялась в 1925 году во «взрослом», ленинградском журнале «Звезда» (сокращенный вариант, названный редакцией «рассказом»); следующая публикация, полная, с авторской рукописи и без редакторской правки, под псевдонимом, состоялась тоже в «Звезде», но уже в пермской газете (1926, №№ 83–97). Активное включение юных героев в революционные события, динамичный военно-приключенческий сюжет, доверительность интонации и сдержанный лиризм впоследствии стали характерными особенностями творческой манеры Гайдара. С 1926 года его произведения начали выходить отдельными изданиями в Москве и Перми. Несмотря на неудачу первой книжной публикации — без ведома автора текст «РВС» был искажен — началась пора признания молодого писателя. В июне вышло «детское» издание «РВС» — с портретом Аркадия Голикова на обложке и рисунками А. Пахомова.
В Перми журналист Голиков познакомился с Лией Лазаревной Соломянской, дочерью председателя Пермского краевого комитета, работавшей в газете и на радио, зачинательницей комсомольского и пионерского движения в городе. В 1925 году молодые люди поженились. Весной 1926-го Гайдар отправился с женой и другом в путешествие по Средней Азии и Кавказу. В ашхабадской газете «Туркменская искра» появился ряд его фельетонов и заметок («Рецепты богатства», «Глиняные горшки», «Похвальная предусмотрительность» и др.). Впечатления поездки легли в основу любовно-приключенческой повести «Всадники неприступных гор», которую автор в дальнейшем не включал в свои сборники.
В Перми журналист Голиков познакомился с Лией Лазаревной Соломянской, дочерью председателя Пермского краевого комитета, работавшей в газете и на радио, зачинательницей комсомольского и пионерского движения в городе. В 1925 году молодые люди поженились. Весной 1926-го Гайдар отправился с женой и другом в путешествие по Средней Азии и Кавказу. В ашхабадской газете «Туркменская искра» появился ряд его фельетонов и заметок («Рецепты богатства», «Глиняные горшки», «Похвальная предусмотрительность» и др.). Впечатления поездки легли в основу любовно-приключенческой повести «Всадники неприступных гор», которую автор в дальнейшем не включал в свои сборники.
8 декабря 1926 года в Архангельске у супругов родился сын Тимур.
8 декабря 1926 года в Архангельске у супругов родился сын Тимур.
В феврале 1927 года А. П. Гайдар уехал в Свердловск, где продолжил печататься в «Звезде», а также в газете «Уральский рабочий» (там была напечатана повесть «Лесные братья», или «Давыдовщина», — продолжение повести «Жизнь ни во что»). В мае получил известие о смерти отца в больнице Нижнего Новгорода.
В феврале 1927 года А. П. Гайдар уехал в Свердловск, где продолжил печататься в «Звезде», а также в газете «Уральский рабочий» (там была напечатана повесть «Лесные братья», или «Давыдовщина», — продолжение повести «Жизнь ни во что»). В мае получил известие о смерти отца в больнице Нижнего Новгорода.
Летом 1927 года Аркадий Гайдар переехал в Москву, написал для газеты «Красный воин» десятки фельетонов, зарисовок, рассказов, статей и стихов. Его короткие рассказы о гражданской войне обычно основаны на реальных событиях и рассказаны их непосредственными участниками: «Левка Демченко», «Проводы», «Ударник» и др. Нередко в произведениях звучат мотивы преодоления хаоса гражданской войны: полуграмотные командиры пытаются подчинить дисциплине пестрый и самовольный люд («Обрез»), победы и поражения зависят от авантюр вооруженных романтиков. Наряду с проявлениями верности долгу и самопожертвования («Проводы», «Ударник», «Орудийный ключ»), автор приводит примеры невежества, неорганизованности, недисциплинированности красноармейцев («Конец Левки Демченко», «Гибель 4-й роты», «Обрез», «Никчёмная смерть»).
Летом 1927 года Аркадий Гайдар переехал в Москву, написал для газеты «Красный воин» десятки фельетонов, зарисовок, рассказов, статей и стихов. Его короткие рассказы о гражданской войне обычно основаны на реальных событиях и рассказаны их непосредственными участниками: «Левка Демченко», «Проводы», «Ударник» и др. Нередко в произведениях звучат мотивы преодоления хаоса гражданской войны: полуграмотные командиры пытаются подчинить дисциплине пестрый и самовольный люд («Обрез»), победы и поражения зависят от авантюр вооруженных романтиков. Наряду с проявлениями верности долгу и самопожертвования («Проводы», «Ударник», «Орудийный ключ»), автор приводит примеры невежества, неорганизованности, недисциплинированности красноармейцев («Конец Левки Демченко», «Гибель 4-й роты», «Обрез», «Никчёмная смерть»).
Тем же летом Гайдар поселился с Л. Л. Соломянской и Тимуром в подмосковном поселке Кунцево. Здесь он общался с поэтом Э. Г. Багрицким и его семьей. Работал над повестями для взрослых «Всадники неприступных гор» и «Реввоенсовет». Весной 1928 года стал сотрудничать с газетой «Голос текстилей». В июне заключил договор с Госиздатом на повесть «Маузер» (в будущем — «Школа»), однако отложил большую работу ради приключенческой повести о беспризорниках «На графских развалинах» (первая публикация в 1929 году).
Тем же летом Гайдар поселился с Л. Л. Соломянской и Тимуром в подмосковном поселке Кунцево. Здесь он общался с поэтом Э. Г. Багрицким и его семьей. Работал над повестями для взрослых «Всадники неприступных гор» и «Реввоенсовет». Весной 1928 года стал сотрудничать с газетой «Голос текстилей». В июне заключил договор с Госиздатом на повесть «Маузер» (в будущем — «Школа»), однако отложил большую работу ради приключенческой повести о беспризорниках «На графских развалинах» (первая публикация в 1929 году).
В декабре 1928 года уехал в Архангельск, и до февраля 1930 года работал в газетах «Волна» («Правда Севера») и «Комсомолец». Опубликовал более сорока фельетонов, очерков и сатирических стихотворений о бюрократах («Легко не проймешь», «Табель о рангах»), «кулаках» («Шумит Мудьюга»), верующих, в том числе сектантах («Подвешенные не на чем»). Написал самое значительное своё произведение о революции и гражданской войне — повесть «Школа» (вышла в 1930 в московском журнале «Октябрь» в разделе документальной прозы «Пережитое» под названием «Обыкновенная биография»). В апреле Госиздат выпустил «повесть для детей» «Школа» в двух выпусках «Роман-газеты для ребят». Судьба Бориса Горикова, главного героя, во многом повторила жизненный путь автора и вместе с тем была типична для «сына века». Пятнадцатилетний Гориков, едва избавившись от одних мальчишеских иллюзий, навеянных первой мировой войной, готов поверить в пролетарскую грезу «светлого царства». Однако реальность войны оказалась непохожей на её банальные описания, привычная этика на фронте отменяется и нравственные заповеди заново вырабатываются в самом ходе войны. Гайдар отошел от идеализации красных и изображения белых злодеями. Крестьяне и рабочие в его повести в конце концов приходят к поддержке красных, потому что на их стороне вера в лучшую жизнь на земле. Особенно важен для писателя вопрос: случайные обстоятельства или собственная воля определили дорогу его героя?
В декабре 1928 года уехал в Архангельск, и до февраля 1930 года работал в газетах «Волна» («Правда Севера») и «Комсомолец». Опубликовал более сорока фельетонов, очерков и сатирических стихотворений о бюрократах («Легко не проймешь», «Табель о рангах»), «кулаках» («Шумит Мудьюга»), верующих, в том числе сектантах («Подвешенные не на чем»). Написал самое значительное своё произведение о революции и гражданской войне — повесть «Школа» (вышла в 1930 в московском журнале «Октябрь» в разделе документальной прозы «Пережитое» под названием «Обыкновенная биография»). В апреле Госиздат выпустил «повесть для детей» «Школа» в двух выпусках «Роман-газеты для ребят». Судьба Бориса Горикова, главного героя, во многом повторила жизненный путь автора и вместе с тем была типична для «сына века». Пятнадцатилетний Гориков, едва избавившись от одних мальчишеских иллюзий, навеянных первой мировой войной, готов поверить в пролетарскую грезу «светлого царства». Однако реальность войны оказалась непохожей на её банальные описания, привычная этика на фронте отменяется и нравственные заповеди заново вырабатываются в самом ходе войны. Гайдар отошел от идеализации красных и изображения белых злодеями. Крестьяне и рабочие в его повести в конце концов приходят к поддержке красных, потому что на их стороне вера в лучшую жизнь на земле. Особенно важен для писателя вопрос: случайные обстоятельства или собственная воля определили дорогу его героя?
В 1930 году Гайдар написал для второго издания «Школы» автобиографию «Командир отдельного полка». Работал над продолжением повести «Школа», но оставил книгу незавершенной.
В 1930 году Гайдар написал для второго издания «Школы» автобиографию «Командир отдельного полка». Работал над продолжением повести «Школа», но оставил книгу незавершенной.
В 1931 году брак Гайдара и Л. Л. Соломянской распался.
В 1931 году брак Гайдара и Л. Л. Соломянской распался.
С января по июнь 1931 года работал корреспондентом в радиогазете «Пролетарий» в поселке Кунцево, по заданию редакции посетил Магнитогорск, Коломну и другие промышленные центры. Начал писать повесть «Дальние страны». В феврале в издательстве «Молодая гвардия» вышел созданный для радио рассказ «Четвертый блиндаж». На Большой Кунцевской улице, где Гайдар снял комнату в небольшом деревянном доме, его посещали друзья, среди них уроженец Арзамаса и сверстник писателя, один из руководителей пионерского движения в СССР С. А. Салтанов (1904–1937, репрессирован и расстрелян), первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев (1903–1939, репрессирован и расстрелян). Совсем рядом снимал жилье поэт Э. Г. Багрицкий, у которого бывали Ю. К. Олеша, В. Б. Шкловский и др. Среди московских друзей Гайдара —встрел Р. И. Фраерман, К. Г. Паустовский. Л. А. Кассиль, редактор И. И. Халтурин. Кунцево и его окрестности (полигон «Выстрел» — вблизи села Крылатское) стали основой художественного пространства в повести для кинематографа «Тимур и его команда», рассказа «Четвертый блиндаж». Вместе с К. Г. Паустовским, Р. И. Фраерманом, И. И. Халтуриным он подолгу бывал в живописных окрестностях деревни Солотча под Рязанью, продолжая работу над новыми книгами. В это время А. П. Гайдар окончательно сложился как писатель, овладел литературным мастерством. Главными в творчестве автора остались темы Красной Армии и воспитания подрастающего поколения. Человек военного склада, Гайдар знал только два состояния страны и народа — война и мир в передышке между войнами. При этом в произведениях и на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога.
С января по июнь 1931 года работал корреспондентом в радиогазете «Пролетарий» в поселке Кунцево, по заданию редакции посетил Магнитогорск, Коломну и другие промышленные центры. Начал писать повесть «Дальние страны». В феврале в издательстве «Молодая гвардия» вышел созданный для радио рассказ «Четвертый блиндаж». На Большой Кунцевской улице, где Гайдар снял комнату в небольшом деревянном доме, его посещали друзья, среди них уроженец Арзамаса и сверстник писателя, один из руководителей пионерского движения в СССР С. А. Салтанов (1904–1937, репрессирован и расстрелян), первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев (1903–1939, репрессирован и расстрелян). Совсем рядом снимал жилье поэт Э. Г. Багрицкий, у которого бывали Ю. К. Олеша, В. Б. Шкловский и др. Среди московских друзей Гайдара —встрел Р. И. Фраерман, К. Г. Паустовский. Л. А. Кассиль, редактор И. И. Халтурин. Кунцево и его окрестности (полигон «Выстрел» — вблизи села Крылатское) стали основой художественного пространства в повести для кинематографа «Тимур и его команда», рассказа «Четвертый блиндаж». Вместе с К. Г. Паустовским, Р. И. Фраерманом, И. И. Халтуриным он подолгу бывал в живописных окрестностях деревни Солотча под Рязанью, продолжая работу над новыми книгами. В это время А. П. Гайдар окончательно сложился как писатель, овладел литературным мастерством. Главными в творчестве автора остались темы Красной Армии и воспитания подрастающего поколения. Человек военного склада, Гайдар знал только два состояния страны и народа — война и мир в передышке между войнами. При этом в произведениях и на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога.
В крымском пионерлагере Артек, куда Гайдар приехал вместе с сыном в июле 1931 года, была закончена повесть «Дальние страны», отрывки из еще не оконченной книги писатель зачитывал ребятам. В 1932 году повесть вышла отдельной книгой в «Молодой гвардии».
В крымском пионерлагере Артек, куда Гайдар приехал вместе с сыном в июле 1931 года, была закончена повесть «Дальние страны», отрывки из еще не оконченной книги писатель зачитывал ребятам. В 1932 году повесть вышла отдельной книгой в «Молодой гвардии».
С февраля по сентябрь 1932 года работал на Дальнем Востоке — корреспондентом хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда». Тогда же задумал повесть о юных гражданах Советской страны. Написал сказку о Мальчише-Кибальчише (первоначальное название «Такой человек»).
С февраля по сентябрь 1932 года работал на Дальнем Востоке — корреспондентом хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда». Тогда же задумал повесть о юных гражданах Советской страны. Написал сказку о Мальчише-Кибальчише (первоначальное название «Такой человек»).
В статье «Книги Гайдара» (Литературная газета, 1933, январь, № 4–5) А. А. Фадеев высоко оценил не только «органическую революционность» и «демократизм» автора, но и «большую любовь к детям своей среды», «простоту языка» и «сюжетную занимательность». Вместе с тем Фадеев заметил «грехи ученичества» — «упрощенное» изображение внутреннего мира детей и подростков, неровность стиля, отсутствие развития характеров.
В статье «Книги Гайдара» (Литературная газета, 1933, январь, № 4–5) А. А. Фадеев высоко оценил не только «органическую революционность» и «демократизм» автора, но и «большую любовь к детям своей среды», «простоту языка» и «сюжетную занимательность». Вместе с тем Фадеев заметил «грехи ученичества» — «упрощенное» изображение внутреннего мира детей и подростков, неровность стиля, отсутствие развития характеров.
В апреле 1933 года газета «Пионерская правда» опубликовала гайдаровскую «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» с рисунками А. Радакова. Через год писатель завершил повесть «Военная тайна», включив в нее сказку о Мальчише-Кибальчише, образ которого стал отражением революционно-романтического сознания писателя, эмблемой поколения юных героев гражданской войны. И сказка, и повесть были хорошо встречены читателями-детьми, но вызвали оживленную дискуссию среди критиков. В своей речи на Первом съезде советских писателей (1934) С. Я. Маршак отметил «поэтичность и неподдельную искренность» замысла сказки, но раскритиковал «однообразно-приподнятый» стиль и условность образов. К. И. Чуковский писал: «…революционная сказка Гайдара, несмотря на то что у нее такой ценный сюжет, вся насквозь фальшива и безвкусна». (Чуковский К. И. Опять о Мюнхаузене // Литературная газета, 21.08.1934). Обсуждения на страницах журнала «Детская литература» продолжались полгода. Споры прекратились только в 1936 году, когда заведующий отделом культурно-просветительской работы ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков указал на ненужность дальнейшей дискуссии.
В апреле 1933 года газета «Пионерская правда» опубликовала гайдаровскую «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» с рисунками А. Радакова. Через год писатель завершил повесть «Военная тайна», включив в нее сказку о Мальчише-Кибальчише, образ которого стал отражением революционно-романтического сознания писателя, эмблемой поколения юных героев гражданской войны. И сказка, и повесть были хорошо встречены читателями-детьми, но вызвали оживленную дискуссию среди критиков. В своей речи на Первом съезде советских писателей (1934) С. Я. Маршак отметил «поэтичность и неподдельную искренность» замысла сказки, но раскритиковал «однообразно-приподнятый» стиль и условность образов. К. И. Чуковский писал: «…революционная сказка Гайдара, несмотря на то что у нее такой ценный сюжет, вся насквозь фальшива и безвкусна». (Чуковский К. И. Опять о Мюнхаузене // Литературная газета, 21.08.1934). Обсуждения на страницах журнала «Детская литература» продолжались полгода. Споры прекратились только в 1936 году, когда заведующий отделом культурно-просветительской работы ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков указал на ненужность дальнейшей дискуссии.
В мае 1934 г. вышел пятый номер журнала «Детская и юношеская литература» с фотографией на обложке — мальчики увлеченно читают «Школу». Эта обложка стала единой для всех номеров за 1933 и 1934 годы.
В мае 1934 г. вышел пятый номер журнала «Детская и юношеская литература» с фотографией на обложке — мальчики увлеченно читают «Школу». Эта обложка стала единой для всех номеров за 1933 и 1934 годы.
В 1934 году Гайдар работал над повестью «Синие звезды» (осталась незавершенной). В сентябре он был принят в Союз советских писателей. На Первом съезде Союза советских писателей в августе практически отсутствовал (пришел под самый финал).
В 1934 году Гайдар работал над повестью «Синие звезды» (осталась незавершенной). В сентябре он был принят в Союз советских писателей. На Первом съезде Союза советских писателей в августе практически отсутствовал (пришел под самый финал).
В 1935 года Гайдар несколько месяцев прожил в селе Заречное под Арзамасом. Там был написан рассказ «Хорошая жизнь», после доработки получивший название «Голубая чашка». Он был опубликован в первом номере журнала «Пионер» за 1936 год.
В 1935 года Гайдар несколько месяцев прожил в селе Заречное под Арзамасом. Там был написан рассказ «Хорошая жизнь», после доработки получивший название «Голубая чашка». Он был опубликован в первом номере журнала «Пионер» за 1936 год.
Рассказ А. Гайдара «Голубая чашка» вызвал острую дискуссию. Наркомат просвещения СССР и ряд родителей поставили вопрос о «нужности» подобных произведений для советских детей, на страницах «Детской литературы» развернулось долгое обсуждение. «Одни считают эту книгу отрадным явлением в детской литературе. Другие находят ее “непригодной” для детей, «недопустимой» и даже «возмутительной»», — отмечала А. Жаворонкова (журнал «Детская литература» № 5, 1937 год). Часть критиков, например, А. Дерман, защищали произведение, указывая на его успех у детей и новаторство автора. При жизни Гайдара «Голубая чашка» больше не переиздается. Такую же реакцию в обществе вызвало появление повести «Военная тайна». Постепенно, не без трудностей, творения писателя стали восприниматься как новое слово в советской детской литературе, а сам Гайдар начал осваивать новую область творчества — кинематограф. С 1936 года писатель работал в кино для детей, редактировал чужие сценарии, готовил к экранизации повесть «РВС» и рассказ «Четвертый блиндаж».
Рассказ А. Гайдара «Голубая чашка» вызвал острую дискуссию. Наркомат просвещения СССР и ряд родителей поставили вопрос о «нужности» подобных произведений для советских детей, на страницах «Детской литературы» развернулось долгое обсуждение. «Одни считают эту книгу отрадным явлением в детской литературе. Другие находят ее “непригодной” для детей, «недопустимой» и даже «возмутительной»», — отмечала А. Жаворонкова (журнал «Детская литература» № 5, 1937 год). Часть критиков, например, А. Дерман, защищали произведение, указывая на его успех у детей и новаторство автора. При жизни Гайдара «Голубая чашка» больше не переиздается. Такую же реакцию в обществе вызвало появление повести «Военная тайна». Постепенно, не без трудностей, творения писателя стали восприниматься как новое слово в советской детской литературе, а сам Гайдар начал осваивать новую область творчества — кинематограф. С 1936 года писатель работал в кино для детей, редактировал чужие сценарии, готовил к экранизации повесть «РВС» и рассказ «Четвертый блиндаж».
В 1937 году работал над повестями «Судьба барабанщика» и «Бумбараш» (осталась незавершенной после выхода книги В. А. Каверина на схожий сюжет). Вышли фильмы по мотивам повестей — «Каро» (сценарий и постановка А. Ар-Артаняна и С. Тайца на основе «Школы») и «Дума про казака Голоту» (сценарий И. Савченко по мотивам «РВС»). В марте следующего года Гайдар работал над сценарием «Судьбы барабанщика», но фильм так и не был снят при его жизни.
В 1937 году работал над повестями «Судьба барабанщика» и «Бумбараш» (осталась незавершенной после выхода книги В. А. Каверина на схожий сюжет). Вышли фильмы по мотивам повестей — «Каро» (сценарий и постановка А. Ар-Артаняна и С. Тайца на основе «Школы») и «Дума про казака Голоту» (сценарий И. Савченко по мотивам «РВС»). В марте следующего года Гайдар работал над сценарием «Судьбы барабанщика», но фильм так и не был снят при его жизни.
Летом 1938 года снял дом в подмосковном Клину, женился на дочери хозяина, Доре Матвеевне Чернышёвой, и удочерил ее дочь Женю. В том же году Союз советских писателей предоставил Гайдару, до того не имевшему своего жилья, комнату в коммунальной квартире (Москва, Большой Казенный переулок, д. 8). В декабре в подмосковной деревне Головково он написал рассказ «Телеграмма» (под названием «Чук и Гек» рассказ вышел в «Пионерской правде» в январе следующего года).
Летом 1938 года снял дом в подмосковном Клину, женился на дочери хозяина, Доре Матвеевне Чернышёвой, и удочерил ее дочь Женю. В том же году Союз советских писателей предоставил Гайдару, до того не имевшему своего жилья, комнату в коммунальной квартире (Москва, Большой Казенный переулок, д. 8). В декабре в подмосковной деревне Головково он написал рассказ «Телеграмма» (под названием «Чук и Гек» рассказ вышел в «Пионерской правде» в январе следующего года).
Ни в одном произведении или выступлении Гайдар не звучало имя Сталина. Публикация в газете «Пионерская правда» первых глав повести «Судьба барабанщика» (1938), по которой автор создал и сценарий, едва не стоила ему ареста. После запрета на публикацию повести набор других гайдаровских произведений в разных издательствах был рассыпан. Спас товарища А. А. Фадеев, вписавший его имя в список из 172 писателей на представление к орденам. 31 января 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР А.П. Гайдар был награжден орденом «Знак Почета». После этого гайдаровские произведения начали выходить большими тиражами, а «Судьба барабанщика» была издана отдельной книгой.
Ни в одном произведении или выступлении Гайдар не звучало имя Сталина. Публикация в газете «Пионерская правда» первых глав повести «Судьба барабанщика» (1938), по которой автор создал и сценарий, едва не стоила ему ареста. После запрета на публикацию повести набор других гайдаровских произведений в разных издательствах был рассыпан. Спас товарища А. А. Фадеев, вписавший его имя в список из 172 писателей на представление к орденам. 31 января 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР А.П. Гайдар был награжден орденом «Знак Почета». После этого гайдаровские произведения начали выходить большими тиражами, а «Судьба барабанщика» была издана отдельной книгой.
В февральском номере за 1939 год «Пионера» был напечатан рассказ «Дым в лесу» — о тревоге в мирной жизни. В 1939–1941 годах Гайдар писал короткие рассказы для детей, развивая тему подготовки к войне: «Василий Крюков», «Маруся» (для сборника «К бою готовы» — материалы для оборонного вечера в школе), «Советская площадь», «Поход» (для альманаха «Детский календарь» на 1941 год), «Совесть».
В февральском номере за 1939 год «Пионера» был напечатан рассказ «Дым в лесу» — о тревоге в мирной жизни. В 1939–1941 годах Гайдар писал короткие рассказы для детей, развивая тему подготовки к войне: «Василий Крюков», «Маруся» (для сборника «К бою готовы» — материалы для оборонного вечера в школе), «Советская площадь», «Поход» (для альманаха «Детский календарь» на 1941 год), «Совесть».
В марте 1939 года отправился в путешествие: Ялта, Батуми, Кутаиси, Одесса. Июль-август провел в Солотче, пробуя себя в драматургии (сцена в двух картинах «Прохожий» — в дальнейшем пьеса «Старуха и офицер»). В сентябре задумал киносценарий «Дункан и его команда». Новое название впоследствии появилось по настоянию редактора и режиссера. А в октябре в Доме творчества с Старой Рузе приступил к работе над повестью-сценарием.
В марте 1939 года отправился в путешествие: Ялта, Батуми, Кутаиси, Одесса. Июль-август провел в Солотче, пробуя себя в драматургии (сцена в двух картинах «Прохожий» — в дальнейшем пьеса «Старуха и офицер»). В сентябре задумал киносценарий «Дункан и его команда». Новое название впоследствии появилось по настоянию редактора и режиссера. А в октябре в Доме творчества с Старой Рузе приступил к работе над повестью-сценарием.
В 1940 году в «Пионерской правде» вышла повесть «Тимур и его команда», а на экранах появился одноименный фильм А. Е. Разумного по сценарию писателя. Главной удачей Гайдара был фабульный прием большой детской игры, отражающей советскую жизнь. Идея создания команды ребят, добровольно помогающих старикам, больным и семьям военных, родилась за несколько лет до выхода книги. По воспоминаниям К. Г. Паустовского и Р. И. Фраермана, сам Гайдар не раз успешно организовывал соседских детей, давая им подобные поручения. В советском обществе, считал автор, мальчишеской игре в разбойников нужна альтернатива: объединение вокруг общей благой цели. Первая часть «Тимур и его команда» стала культовой книгой на многие десятилетия, а имя Тимура — нарицательным. На волне огромного успеха фильма и повести возниклотак называемое «тимуровское движение» миллионов детей (первые отряды возникли в Клину).
В 1940 году в «Пионерской правде» вышла повесть «Тимур и его команда», а на экранах появился одноименный фильм А. Е. Разумного по сценарию писателя. Главной удачей Гайдара был фабульный прием большой детской игры, отражающей советскую жизнь. Идея создания команды ребят, добровольно помогающих старикам, больным и семьям военных, родилась за несколько лет до выхода книги. По воспоминаниям К. Г. Паустовского и Р. И. Фраермана, сам Гайдар не раз успешно организовывал соседских детей, давая им подобные поручения. В советском обществе, считал автор, мальчишеской игре в разбойников нужна альтернатива: объединение вокруг общей благой цели. Первая часть «Тимур и его команда» стала культовой книгой на многие десятилетия, а имя Тимура — нарицательным. На волне огромного успеха фильма и повести возниклотак называемое «тимуровское движение» миллионов детей (первые отряды возникли в Клину).
Развивая успех «Тимура и его команды», Гайдар написал продолжение под названием «Комендант снежной крепости» и его киносценарный вариант (1941). Детская игра в оборону крепости развернулась на фоне советско-финской войны, а идеалом взрослого был представлен капитан Максимов. Третья часть, повесть «Клятва Тимура», была завершена в первые месяцы войны.
Развивая успех «Тимура и его команды», Гайдар написал продолжение под названием «Комендант снежной крепости» и его киносценарный вариант (1941). Детская игра в оборону крепости развернулась на фоне советско-финской войны, а идеалом взрослого был представлен капитан Максимов. Третья часть, повесть «Клятва Тимура», была завершена в первые месяцы войны.
23–25 января 1941 года А. Гайдар выступил с речью на совещании по вопросам трудового и военного воспитания в Центральном Комитете ВЛКСМ («Писатель должен объяснить ребятам некоторые слова: «честь», «знамя», «смелость», «правда»…»). В марте получил просьбу-предложение профессора М. А. Рыбниковой и С. М. Браиловской, известных педагогов-методистов, помочь в создании книги для чтения в третьем и четвертом классах.
23–25 января 1941 года А. Гайдар выступил с речью на совещании по вопросам трудового и военного воспитания в Центральном Комитете ВЛКСМ («Писатель должен объяснить ребятам некоторые слова: «честь», «знамя», «смелость», «правда»…»). В марте получил просьбу-предложение профессора М. А. Рыбниковой и С. М. Браиловской, известных педагогов-методистов, помочь в создании книги для чтения в третьем и четвертом классах.
23 июня 1941 года А. П. Гайдар, не приняв предложение немедленно приступить к работе над второй серией «Тимура и его команды», подал в Секретариат Правления Союза писателей заявление с просьбой отправить его на фронт. Ему отказали по причине старой контузии. 14 июля он завершил работу над киносценарием «Клятва Тимура», публикация которого началась в «Пионерской правде». 21 июля уехал в Киев, став корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в действующей армии. Присылал очерки, статьи, среди которых выделяются «Мост», «Война и дети». В августе вышли обращения писателя к комсомольцам и тимуровцам Киева и всей Украины «Ребята!». Для сборника посланий писателей «Советским детям» создал статью-обращение «Берись за оружие, комсомольское племя!», а для «Пионерской правды» — обращение к школьникам «В добрый путь!». Гайдар не только призывал детей и подростков к посильной помощи в борьбе с захватчиками, но и давал практические указания, предупреждал об опасности самонадеянности. В августе-сентябре в журнале «Мурзилка» была напечатана сказка «Горячий камень», которая после гибели воина-писателя, стала восприниматься как его художественно-литературное завещание.
23 июня 1941 года А. П. Гайдар, не приняв предложение немедленно приступить к работе над второй серией «Тимура и его команды», подал в Секретариат Правления Союза писателей заявление с просьбой отправить его на фронт. Ему отказали по причине старой контузии. 14 июля он завершил работу над киносценарием «Клятва Тимура», публикация которого началась в «Пионерской правде». 21 июля уехал в Киев, став корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в действующей армии. Присылал очерки, статьи, среди которых выделяются «Мост», «Война и дети». В августе вышли обращения писателя к комсомольцам и тимуровцам Киева и всей Украины «Ребята!». Для сборника посланий писателей «Советским детям» создал статью-обращение «Берись за оружие, комсомольское племя!», а для «Пионерской правды» — обращение к школьникам «В добрый путь!». Гайдар не только призывал детей и подростков к посильной помощи в борьбе с захватчиками, но и давал практические указания, предупреждал об опасности самонадеянности. В августе-сентябре в журнале «Мурзилка» была напечатана сказка «Горячий камень», которая после гибели воина-писателя, стала восприниматься как его художественно-литературное завещание.
В сентябре Гайдар отказался вылететь последним самолетом из окруженного Киева и остался в партизанском отряде. Проявил себя опытным бойцом, планировал создать из солдат большой партизанский отряд армейского типа, связанный с Москвой. 26 октября он погиб в коротком бою под деревней Леплява близ г. Канева, успев предупредить товарищей о засаде.
В сентябре Гайдар отказался вылететь последним самолетом из окруженного Киева и остался в партизанском отряде. Проявил себя опытным бойцом, планировал создать из солдат большой партизанский отряд армейского типа, связанный с Москвой. 26 октября он погиб в коротком бою под деревней Леплява близ г. Канева, успев предупредить товарищей о засаде.
Могилу Гайдара разыскали благодаря помощи местных жителей и партизан, лично знавших писателя. В 1947 году останки героя были перезахоронены в г. Каневе. На мраморной плите были вырезаны заключительные строки рассказа «Чук и Гек» о счастье «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Могилу Гайдара разыскали благодаря помощи местных жителей и партизан, лично знавших писателя. В 1947 году останки героя были перезахоронены в г. Каневе. На мраморной плите были вырезаны заключительные строки рассказа «Чук и Гек» о счастье «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
В послевоенном Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Повесть «Тимур и его команда» издавалась в СССР более 200 раз и была переведена на 75 языков. По произведениям автора, в т. ч. по незаконченному «Бумбарашу», снято более двух десятков фильмов. В честь А. П. Гайдара были названы школы и библиотеки.
В послевоенном Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Повесть «Тимур и его команда» издавалась в СССР более 200 раз и была переведена на 75 языков. По произведениям автора, в т. ч. по незаконченному «Бумбарашу», снято более двух десятков фильмов. В честь А. П. Гайдара были названы школы и библиотеки.


Навигация