Чарушин Евгений Иванович: различия между версиями

Строка 36: Строка 36:
Во время учёбы ярко проявилось неприятие Чарушиным догм и ограничений. Он не хотел писать «по правилам». Кроме того, выяснилось, что поиски новых путей в живописи его тоже не интересуют. Гораздо больше впечатлений дарили зоосад или птичий рынок.
Во время учёбы ярко проявилось неприятие Чарушиным догм и ограничений. Он не хотел писать «по правилам». Кроме того, выяснилось, что поиски новых путей в живописи его тоже не интересуют. Гораздо больше впечатлений дарили зоосад или птичий рынок.


В 1924 году Евгений Чарушин познакомился с Виталием Бианки и вместе с ним отправился в поездку по Алтаю. Вновь окунувшись в мир живой природы, Чарушин наблюдал за животными и делал многочисленные зарисовки. В том же 1924-м Чарушин начал сотрудничать с только что появившимся детским журналом «Мурзилка», затем — с «Ежом» (1928–1935 годы) и «Чижом» (1930–1941 годы). Иногда работал без гонораров.
В 1924 году Евгений Чарушин познакомился с [[Бианки Виталий Валентинович|Виталием Бианки]] и вместе с ним отправился в поездку по Алтаю. Вновь окунувшись в мир живой природы, Чарушин наблюдал за животными и делал многочисленные зарисовки. В том же 1924-м Чарушин начал сотрудничать с только что появившимся детским журналом «Мурзилка», затем — с «Ежом» (1928–1935 годы) и «Чижом» (1930–1941 годы). Иногда работал без гонораров.


Е. И. Чарушин окончил ВХУТЕИН в 1927 году и, снова отслужив в армии — на этот раз недолго, пришёл в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (будущего Детгиза). Художественному редактору Детского отдела В. В. Лебедеву понравились рисунки Чарушина, и несостоявшийся живописец стал иллюстратором.
Е. И. Чарушин окончил ВХУТЕИН в 1927 году и, снова отслужив в армии — на этот раз недолго, пришёл в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (будущего Детгиза). Художественному редактору Детского отдела В. В. Лебедеву понравились рисунки Чарушина, и несостоявшийся живописец стал иллюстратором.


В это время круг личного и профессионального общения Чарушина включал таких замечательных художников, как Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса, В. И. Курдов. Но в качестве художника книги Егений Чарушин во многом сформировался благодаря деликатной поддержке Лебедева. Прежде всего (как позже написал Евгений Иванович в автобиографии), — «в искании живописного ощущения материала, предметности, от которого Академия художеств уводила в сторону».
В это время круг личного и профессионального общения Чарушина включал таких замечательных художников, как Ю. А. Васнецов, [[Конашевич Владимир Михайлович|В. М. Конашевич]], А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса, В. И. Курдов. Но в качестве художника книги Егений Чарушин во многом сформировался благодаря деликатной поддержке Лебедева. Прежде всего (как позже написал Евгений Иванович в автобиографии), — «в искании живописного ощущения материала, предметности, от которого Академия художеств уводила в сторону».
Первая же проиллюстрированная Евгением Ивановичем книга — «Мурзук» В. Бианки (1928) — привлекла внимание и юных читателей, и знатоков книжной графики. Для этой книги Чарушин рисовал с особым чувством, о чём рассказал в небольшой статье «О себе» (Детская литература, 1937, № 23, с. 44): «Мне, художнику, изголодавшемуся по образу, по изображению живого существа, вдруг заказали работу — “дай полноценный, ощутимый образ зверя”. Представляете мою радость и тот прилив энергии, который охватил меня <…> Одно только сознание, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов наших ребят, подбавило мне сил и желания работать».
Первая же проиллюстрированная Евгением Ивановичем книга — «Мурзук» В. Бианки (1928) — привлекла внимание и юных читателей, и знатоков книжной графики. Для этой книги Чарушин рисовал с особым чувством, о чём рассказал в небольшой статье «О себе» (Детская литература, 1937, № 23, с. 44): «Мне, художнику, изголодавшемуся по образу, по изображению живого существа, вдруг заказали работу — “дай полноценный, ощутимый образ зверя”. Представляете мою радость и тот прилив энергии, который охватил меня <…> Одно только сознание, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов наших ребят, подбавило мне сил и желания работать».


Высокой оценкой таланта и мастерства Чарушина стало приобретение иллюстрации из «Мурзука» Государственной Третьяковской галереей.
Высокой оценкой таланта и мастерства Чарушина стало приобретение иллюстрации из «Мурзука» Государственной Третьяковской галереей.


В следующем году появились первые чарушинские книжки-картинки: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Разные звери», Далее последовали иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, Максима Горького, М. М. Пришвина, Д. М. Мамина-Сибиряка, В. К. Арсеньева, И. С. Соколова-Микитова. Одной из самых совершенных книг ленинградского «Детгиза» стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака с иллюстрациями Чарушина, увидевшие свет в 1935 году. А в 1939 году появился диафильм «Детки в клетке», чёрно-белые рисунки выполнил Евгений Чарушин.
В следующем году появились первые чарушинские книжки-картинки: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Разные звери», Далее последовали иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, Максима Горького, М. М. Пришвина, [[Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович|Д. М. Мамина-Сибиряка]], В. К. Арсеньева, И. С. Соколова-Микитова. Одной из самых совершенных книг ленинградского «Детгиза» стали «Детки в клетке» [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]] с иллюстрациями Чарушина, увидевшие свет в 1935 году. А в 1939 году появился диафильм «Детки в клетке», чёрно-белые рисунки выполнил Евгений Чарушин.


Создаваемые Евгением Ивановичем образы животных были забавными, трогательными и узнаваемыми. Кроме того, чарушинские звери и птицы весьма живописны — благодаря множеству фактур, передающих перья, когти и клюв птицы, шерсть зверя, копыто и рог лося. Позже Чарушин сформулировал цель, к которой стремился с первых дней работы в детской книге: «…дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…». Чтобы выполнять сложные по фактуре рисунки, Чарушин освоил технику литографии. И снова работал по-своему, вопреки всем литографским правилам.
Создаваемые Евгением Ивановичем образы животных были забавными, трогательными и узнаваемыми. Кроме того, чарушинские звери и птицы весьма живописны — благодаря множеству фактур, передающих перья, когти и клюв птицы, шерсть зверя, копыто и рог лося. Позже Чарушин сформулировал цель, к которой стремился с первых дней работы в детской книге: «…дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…». Чтобы выполнять сложные по фактуре рисунки, Чарушин освоил технику литографии. И снова работал по-своему, вопреки всем литографским правилам.