Астафьев Виктор Петрович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Виктор Астафьев |Портрет = Astafev-Viktor.jpg |Оп…»)
 
Строка 25: Строка 25:


Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан.
В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. О жизни и быте семьи Астафьевых после переселения Виктор Петрович рассказал в своем публицистическом очерке «Пакость» (1988). Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы. В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования.
В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. О жизни и быте семьи Астафьевых после переселения Виктор Петрович рассказал в своем публицистическом очерке «Пакость» (1988). Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы. В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования.
В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения.
В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения.
В 1942 году дядя писателя, двадцатичетырехлетний Иван Павлович Астафьев, погиб на фронте. В 1943 году Виктор Астафьев получил награду «За отвагу»: 20 октября 1943 года он несколько раз восстанавливал телефонную связь с наблюдательным пунктом под артиллерийским и минометным огнем. Осенью 1944 года В. П. Астафьев был тяжело ранен в бою под польским городом Дукла, из-за чего провел в госпитале более полугода. После этого Астафьев уволился из действующей армии, но позже сменил несколько небоевых частей, работая то почтальоном, то конвоиром до самого конца войны. В мае 1945 года В. П. Астафьев стал работать на почтово-сортировочном пункте 1-го Украинского фронта, располагавшемся недалеко от станции Жмеринка в местечке Станиславчик (Украина). Во время войны Виктор Петрович набирался опыта в самых разных областях: служил шофером, разведчиком, связистом. В 1945 году он был демобилизован в звании «красноармеец», одновременно получил медаль «За освобождение Варшавы». Виктор Астафьев также был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В дальнейшем тема войны станет одним из лейтмотивов творчества писателя.
В 1942 году дядя писателя, двадцатичетырехлетний Иван Павлович Астафьев, погиб на фронте. В 1943 году Виктор Астафьев получил награду «За отвагу»: 20 октября 1943 года он несколько раз восстанавливал телефонную связь с наблюдательным пунктом под артиллерийским и минометным огнем. Осенью 1944 года В. П. Астафьев был тяжело ранен в бою под польским городом Дукла, из-за чего провел в госпитале более полугода. После этого Астафьев уволился из действующей армии, но позже сменил несколько небоевых частей, работая то почтальоном, то конвоиром до самого конца войны. В мае 1945 года В. П. Астафьев стал работать на почтово-сортировочном пункте 1-го Украинского фронта, располагавшемся недалеко от станции Жмеринка в местечке Станиславчик (Украина). Во время войны Виктор Петрович набирался опыта в самых разных областях: служил шофером, разведчиком, связистом. В 1945 году он был демобилизован в звании «красноармеец», одновременно получил медаль «За освобождение Варшавы». Виктор Астафьев также был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В дальнейшем тема войны станет одним из лейтмотивов творчества писателя.
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной, военнослужащей, с который впервые познакомился в Станиславчике. Молодожены переехали к родителям Корякиной в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край). Полученные во время войны ранения не позволяли Астафьеву продолжать работать сцепщиком, поэтому он брался за любую доступную работу, от станционного смотрителя до грузчика, лишь бы прокормить семью. В 1947 году у Астафьева и Корякиной родилась дочь Лидия, названная в честь матери писателя. Девочка умерла во младенчестве. Ирина, вторая дочь, родилась в 1948 году. В 1950 году на свет появился Андрей. С женой и детьми Астафьев прожил в Чусовом 18 лет.
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной, военнослужащей, с который впервые познакомился в Станиславчике. Молодожены переехали к родителям Корякиной в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край). Полученные во время войны ранения не позволяли Астафьеву продолжать работать сцепщиком, поэтому он брался за любую доступную работу, от станционного смотрителя до грузчика, лишь бы прокормить семью. В 1947 году у Астафьева и Корякиной родилась дочь Лидия, названная в честь матери писателя. Девочка умерла во младенчестве. Ирина, вторая дочь, родилась в 1948 году. В 1950 году на свет появился Андрей. С женой и детьми Астафьев прожил в Чусовом 18 лет.
В 1951–1953 годах В. П. Астафьев получил прерванное войной среднее образование в железнодорожной школе рабочей молодежи на станции Чусовская. Именно в Чусовом началась писательская карьера Виктора Петровича. Он начал писать репортажи и статьи для местной газеты «Чусовой рабочий». Небольшой спор с одним из членов литературного кружка при «Чусовом рабочем» вдохновил Астафьева на написание его дебютного рассказа «Гражданский человек», который был опубликован в газете в 1951 году. На одной из встреч Иван Реутов зачитал свой рассказ «Встреча» о военном летчике, которому дали двухнедельный отпуск за два сбитых немецких самолета. В. П. Астафьев, прошедший войну, возмутился из-за нереалистичности рассказа, после чего обиженный автор предложил ему самому сочинить правдоподобное произведение. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики — тогдашнего места работы начинающего писателя, В. П. Астафьев написал «Гражданского человека» прямо на страницах вахтового журнала, за что впоследствии получил выговор. Он продолжал работать в редакции «Чусового рабочего», и в 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Годом ранее Виктор Петрович прислал в журнал «Новый мир» черновой вариант повести «Кража», в которой несколько воспитанников детского дома решаются на опасную авантюру-кражу денег из кассы. Редакция журнала черновик не приняла, но Астафьев все равно продолжал работать над повестью.
В 1951–1953 годах В. П. Астафьев получил прерванное войной среднее образование в железнодорожной школе рабочей молодежи на станции Чусовская. Именно в Чусовом началась писательская карьера Виктора Петровича. Он начал писать репортажи и статьи для местной газеты «Чусовой рабочий». Небольшой спор с одним из членов литературного кружка при «Чусовом рабочем» вдохновил Астафьева на написание его дебютного рассказа «Гражданский человек», который был опубликован в газете в 1951 году. На одной из встреч Иван Реутов зачитал свой рассказ «Встреча» о военном летчике, которому дали двухнедельный отпуск за два сбитых немецких самолета. В. П. Астафьев, прошедший войну, возмутился из-за нереалистичности рассказа, после чего обиженный автор предложил ему самому сочинить правдоподобное произведение. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики — тогдашнего места работы начинающего писателя, В. П. Астафьев написал «Гражданского человека» прямо на страницах вахтового журнала, за что впоследствии получил выговор. Он продолжал работать в редакции «Чусового рабочего», и в 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Годом ранее Виктор Петрович прислал в журнал «Новый мир» черновой вариант повести «Кража», в которой несколько воспитанников детского дома решаются на опасную авантюру-кражу денег из кассы. Редакция журнала черновик не приняла, но Астафьев все равно продолжал работать над повестью.
В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР. Тогда же был опубликован его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок. Сотрудники местного отделения КГБ считали, что роман был проникнут «кулацким духом», из-за чего уже напечатанное произведение долгое время не допускалось на полки книжных магазинов. Семья Астафьевых тем временем жила в бедности. За помощью писатель обратился в московское отделение КГБ, где книга была окончательно одобрена. К тому времени рассказы Астафьева привлекли внимание критиков, и его произведения стали публиковаться в известных московских журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия». В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького. Она помогла Астафьеву не только на словах, но и на деле: по ее совету правление Союза писателей РСФСР направило рекомендательное письмо руководителю курсов Юрию Лаптеву. Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах. После вдохновляющего пребывания в Москве Астафьев твердо решил покинуть Чусовой.
В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР. Тогда же был опубликован его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок. Сотрудники местного отделения КГБ считали, что роман был проникнут «кулацким духом», из-за чего уже напечатанное произведение долгое время не допускалось на полки книжных магазинов. Семья Астафьевых тем временем жила в бедности. За помощью писатель обратился в московское отделение КГБ, где книга была окончательно одобрена. К тому времени рассказы Астафьева привлекли внимание критиков, и его произведения стали публиковаться в известных московских журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия». В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького. Она помогла Астафьеву не только на словах, но и на деле: по ее совету правление Союза писателей РСФСР направило рекомендательное письмо руководителю курсов Юрию Лаптеву. Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах. После вдохновляющего пребывания в Москве Астафьев твердо решил покинуть Чусовой.
В 1962 году писатель с женой и детьми переехал в Пермь, где ранее получил квартиру. При поддержке близкого друга и главного редактора Пермского книжного издательства Бориса Назаровского Астафьев купил небольшую избу в деревне Быковка на Урале. В 1965 году началась работа над «Затесями» (1972) — лирическими миниатюрами, в которых Астафьев описывал важные моменты своей жизни, интересные мысли, дорожные впечатления. Само название произведения сообщает читателю, что писатель оставил в нем подсказки для собственной памяти. В Быковке Виктор Петрович завершил повесть «Кража» (1966), написал повесть «Пастух и пастушка» (1971), первую книгу «Последнего поклона» (1968) и несколько рассказов. В Быковке начинается творческий путь Марии Корякиной: там она пишет свою первую повесть «Ночное дежурство» (позже «Отец»), опубликованную в 1968 году. Семь лет, проведенных в Перми, Астафьев назвал самыми плодотворными за всю свою карьеру.
В 1962 году писатель с женой и детьми переехал в Пермь, где ранее получил квартиру. При поддержке близкого друга и главного редактора Пермского книжного издательства Бориса Назаровского Астафьев купил небольшую избу в деревне Быковка на Урале. В 1965 году началась работа над «Затесями» (1972) — лирическими миниатюрами, в которых Астафьев описывал важные моменты своей жизни, интересные мысли, дорожные впечатления. Само название произведения сообщает читателю, что писатель оставил в нем подсказки для собственной памяти. В Быковке Виктор Петрович завершил повесть «Кража» (1966), написал повесть «Пастух и пастушка» (1971), первую книгу «Последнего поклона» (1968) и несколько рассказов. В Быковке начинается творческий путь Марии Корякиной: там она пишет свою первую повесть «Ночное дежурство» (позже «Отец»), опубликованную в 1968 году. Семь лет, проведенных в Перми, Астафьев назвал самыми плодотворными за всю свою карьеру.
В 1969 году Астафьев с семьей переехал в Вологду по приглашению писателя и поэта Василия Белова и Вологодской писательской организации, в которую входили Николай Рубцов, Валерий Дементьев, Ольга Фокина и многие другие советские писатели. В 1972 году была опубликована «Ода русскому огороду», в которой Астафьев рассказывает о лучших годах своего детства, а также о значении природы для него и о том, как на него повлияла обычная огородная грядка.
В 1969 году Астафьев с семьей переехал в Вологду по приглашению писателя и поэта Василия Белова и Вологодской писательской организации, в которую входили Николай Рубцов, Валерий Дементьев, Ольга Фокина и многие другие советские писатели. В 1972 году была опубликована «Ода русскому огороду», в которой Астафьев рассказывает о лучших годах своего детства, а также о значении природы для него и о том, как на него повлияла обычная огородная грядка.
Повесть в рассказах «Последний поклон» посвящена Елизавете Петровне Потылицыной, бабушке писателя. В рассказах «Монах в новых штанах», «Конь с розовой гривой», «Бабушкин праздник» Астафьев вспоминает светлое время детства, свою бабушку, женщину с большим сердцем и широкой душой. «Последний поклон» построен на антитезе двух семей — всегда трудящихся Потылицыных и разгульных Масовых (Астафьевых).
Повесть в рассказах «Последний поклон» посвящена Елизавете Петровне Потылицыной, бабушке писателя. В рассказах «Монах в новых штанах», «Конь с розовой гривой», «Бабушкин праздник» Астафьев вспоминает светлое время детства, свою бабушку, женщину с большим сердцем и широкой душой. «Последний поклон» построен на антитезе двух семей — всегда трудящихся Потылицыных и разгульных Масовых (Астафьевых).
С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году.
С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году.
С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха».
С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха».
В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков.
В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков.
В начале 90-х годов писатель начал работать над романом «Прокляты и убиты» (1995), первая книга которого («Чертова яма») вышла в 1992 году, а вторая («Плацдарм») — в 1994-м. Роман рассказывает о судьбе молодых новобранцев, попавших в резервный полк во время войны. Ужасная повседневность главных героев романа описана максимально детально: голод, болезни, вши, мороз и ежедневная муштра. Первая часть заканчивается отправкой войск на фронт, вторая посвящена описанию натуралистических боев, в которых участвуют вчерашние мальчишки, в то время как политотдел и другие бюрократы находятся в безопасности. В продолжении романа также ярко выражено презрение автора к действовавшей власти и подчинявшимся ей военным комиссарам. Равнодушие «власть имущих» к судьбам обычных солдат становится лейтмотивом произведения. Вокруг романа развернулась активная читательская полемика. В 1996 году Астафьев получил Государственную премию Российской Федерации за опубликованные части романа. Третья часть «Проклятых и убитых» не была закончена. В последних произведениях Астафьева война описывалась так мрачно и горько, что писатель получил шквал критики со стороны военного руководства.
В начале 90-х годов писатель начал работать над романом «Прокляты и убиты» (1995), первая книга которого («Чертова яма») вышла в 1992 году, а вторая («Плацдарм») — в 1994-м. Роман рассказывает о судьбе молодых новобранцев, попавших в резервный полк во время войны. Ужасная повседневность главных героев романа описана максимально детально: голод, болезни, вши, мороз и ежедневная муштра. Первая часть заканчивается отправкой войск на фронт, вторая посвящена описанию натуралистических боев, в которых участвуют вчерашние мальчишки, в то время как политотдел и другие бюрократы находятся в безопасности. В продолжении романа также ярко выражено презрение автора к действовавшей власти и подчинявшимся ей военным комиссарам. Равнодушие «власть имущих» к судьбам обычных солдат становится лейтмотивом произведения. Вокруг романа развернулась активная читательская полемика. В 1996 году Астафьев получил Государственную премию Российской Федерации за опубликованные части романа. Третья часть «Проклятых и убитых» не была закончена. В последних произведениях Астафьева война описывалась так мрачно и горько, что писатель получил шквал критики со стороны военного руководства.
Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться. В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с Евгением Носовым, Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее».
 
Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться.
 
В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с Евгением Носовым, Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее».


==Виктор Астафьев / Книги==
==Виктор Астафьев / Книги==

Навигация