44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 72: | Строка 72: | ||
Во время путешествия по Европе писатель посетил публичную лекцию Ч. Диккенса о воспитании. В Брюсселе, Франкфурте, Веймаре, Йене, Дрездене, Берлине побывал в школах, где получил сведения о разных техниках обучения школьников. Также Л. Н. Толстой познакомился с педагогом А. Дистервегом и писателем Б. Ауэрбахом, под влиянием произведений которого он открыл школу для яснополянских крестьян и заинтересовался народным образованием. По возвращении из Европы Л. Н. Толстой осмотрел воскресные школы и подал прошение о разрешении издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Он выходил каждый месяц в течение 1862 года (всего 12 номеров) и состоял из двух частей; первая включала в себя педагогические статьи о современном образовании, вторая представляла собой приложение для детей с сочинениями учеников яснополянской школы и художественными произведениями. Большая часть материала была написана Л. Н. Толстым, также в журнале принимали участие А. С. Суворин, Г. И. Успенский, Н. В. Успенский и учителя толстовских школ. Из-за небольшого числа подписчиков журнал оставался убыточным и был закрыт. | Во время путешествия по Европе писатель посетил публичную лекцию [[Диккенс Чарльз|Ч. Диккенса]] о воспитании. В Брюсселе, Франкфурте, Веймаре, Йене, Дрездене, Берлине побывал в школах, где получил сведения о разных техниках обучения школьников. Также Л. Н. Толстой познакомился с педагогом А. Дистервегом и писателем Б. Ауэрбахом, под влиянием произведений которого он открыл школу для яснополянских крестьян и заинтересовался народным образованием. По возвращении из Европы Л. Н. Толстой осмотрел воскресные школы и подал прошение о разрешении издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Он выходил каждый месяц в течение 1862 года (всего 12 номеров) и состоял из двух частей; первая включала в себя педагогические статьи о современном образовании, вторая представляла собой приложение для детей с сочинениями учеников яснополянской школы и художественными произведениями. Большая часть материала была написана Л. Н. Толстым, также в журнале принимали участие А. С. Суворин, Г. И. Успенский, Н. В. Успенский и учителя толстовских школ. Из-за небольшого числа подписчиков журнал оставался убыточным и был закрыт. | ||
Тем не менее педагогическая деятельность Л. Н. Толстого развивалась. Осенью 1861 года по желанию крестьян он открыл 12 школ в Крапивенском уезде, а в 1862 году еще несколько новых. В основу обучения легли принципы свободного воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что преподавание должно опираться на желания и врожденные способности ребенка, ученик волен сам выбирать чему и как учиться. Для учителя главной целью являлось развитие природных качеств ребенка с помощью умения заинтересовать в процессе рассказа или беседы. В толстовских школах не было определенной программы, дети сидели как хотели, отношения между учителем и учеником были непринужденными, основанными на взаимном уважении. Занятия вел сам Л. Н. Толстой и несколько постоянных преподавателей, периодически им помогали приезжие учителя, близкие и знакомые писателя. Особая роль уделялась развитию у детей творческих навыков (с помощью самостоятельной работы, сочинений, экскурсий) и наблюдательности (для этого использовались опыты, таблицы, картины и др.). | Тем не менее педагогическая деятельность Л. Н. Толстого развивалась. Осенью 1861 года по желанию крестьян он открыл 12 школ в Крапивенском уезде, а в 1862 году еще несколько новых. В основу обучения легли принципы свободного воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что преподавание должно опираться на желания и врожденные способности ребенка, ученик волен сам выбирать чему и как учиться. Для учителя главной целью являлось развитие природных качеств ребенка с помощью умения заинтересовать в процессе рассказа или беседы. В толстовских школах не было определенной программы, дети сидели как хотели, отношения между учителем и учеником были непринужденными, основанными на взаимном уважении. Занятия вел сам Л. Н. Толстой и несколько постоянных преподавателей, периодически им помогали приезжие учителя, близкие и знакомые писателя. Особая роль уделялась развитию у детей творческих навыков (с помощью самостоятельной работы, сочинений, экскурсий) и наблюдательности (для этого использовались опыты, таблицы, картины и др.). |