44 575
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье трудовых эмигрантов из Гомеля, которые покинули родину в поисках обеспеченной и счастливой жизни. Не прижившись в Америке, летом 1914 года семья возвратилась на родину. Родного отца Виктор Юзефович почти не помнил — тот умер в 1918 году. Через непродолжительное время мать вышла замуж, отчимом мальчика стал Ипполит Войцехович — большевик, член революционного комитета. Виктор Драгунский вспоминал, что он часто сажал его рядом в седло и давал в руки настоящую саблю. Через несколько лет Войцехович погиб на гражданской войне, а Виктор Драгунский через много лет решил написать о своём белорусском детстве повесть. Он даже название придумал — «Мальчик с настоящей саблей». К сожалению, книга не была завершена. | Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье трудовых эмигрантов из Гомеля, которые покинули родину в поисках обеспеченной и счастливой жизни. Не прижившись в Америке, летом 1914 года семья возвратилась на родину. Родного отца Виктор Юзефович почти не помнил — тот умер в 1918 году. Через непродолжительное время мать вышла замуж, отчимом мальчика стал Ипполит Войцехович — большевик, член революционного комитета. Виктор Драгунский вспоминал, что он часто сажал его рядом в седло и давал в руки настоящую саблю. Через несколько лет Войцехович погиб на гражданской войне, а Виктор Драгунский через много лет решил написать о своём белорусском детстве повесть. Он даже название придумал — «Мальчик с настоящей саблей». К сожалению, книга не была завершена. | ||
В 1922 году отчимом будущего писателя стал актёр еврейского театра Михаил Хаимович Рубин. Театр весьма успешно гастролировал с водевилями, ставил музыкальные и танцевальные номера. Кочуя вместе с артистами, восьмилетний Витя научился петь, читать стихи и пародии, бить чечётку. Иногда Рубин давал приёмному сыну незначительную роль в спектакле. Атмосфера творчества и праздника очень нравилась Виктору, он мечтал стать актёром. | В 1922 году отчимом будущего писателя стал актёр еврейского театра Михаил Хаимович Рубин. Театр весьма успешно гастролировал с водевилями, ставил музыкальные и танцевальные номера. Кочуя вместе с артистами, восьмилетний Витя научился петь, читать стихи и пародии, бить чечётку. Иногда Рубин давал приёмному сыну незначительную роль в спектакле. Атмосфера творчества и праздника очень нравилась Виктору, он мечтал стать актёром. | ||
В 1925 году семья переехала в Москву, поселилась в коммунальной квартире на Покровке. Михаил Рубин совместно с Ильёй Триллингом организовал собственный театр, но через несколько лет эмигрировал в Америку, где стал успешным актёром и режиссёром. | В 1925 году семья переехала в Москву, поселилась в коммунальной квартире на Покровке. Михаил Рубин совместно с Ильёй Триллингом организовал собственный театр, но через несколько лет эмигрировал в Америку, где стал успешным актёром и режиссёром. | ||
Трудовая биография Виктора Драгунского началась в шестнадцать лет. В свободное от школьных уроков время будущий писатель подрабатывал лодочником, катал людей по Москве-реке у Нескучного сада. Окончив школу, устроился учеником токаря на завод «Самоточка», позже перешёл на фабрику конной амуниции, где мастерил шоры для лошадей. Но неуёмная любовь к творчеству, привитая Михаилом Рубиным, помогла выбрать путь в жизни. В сентябре 1931 года Виктор Юзефович поступил в «Театрально-литературную» мастерскую педагога и режиссера Алексея Дикого. По окончании мастерской, в 1935 году Драгунский устроился в труппу Московского театра транспорта (теперешний «Гоголь-центр»). С особым успехом играл он умного плутоватого слугу в комедии Мольера «Проделки Скапена». В это время появляется первое литературное произведение Виктора Юзефовича — пьеса «Нежность не в счёт», а также небольшие рассказы, юморески, фельетоны. | Трудовая биография Виктора Драгунского началась в шестнадцать лет. В свободное от школьных уроков время будущий писатель подрабатывал лодочником, катал людей по Москве-реке у Нескучного сада. Окончив школу, устроился учеником токаря на завод «Самоточка», позже перешёл на фабрику конной амуниции, где мастерил шоры для лошадей. Но неуёмная любовь к творчеству, привитая Михаилом Рубиным, помогла выбрать путь в жизни. В сентябре 1931 года Виктор Юзефович поступил в «Театрально-литературную» мастерскую педагога и режиссера Алексея Дикого. По окончании мастерской, в 1935 году Драгунский устроился в труппу Московского театра транспорта (теперешний «Гоголь-центр»). С особым успехом играл он умного плутоватого слугу в комедии Мольера «Проделки Скапена». В это время появляется первое литературное произведение Виктора Юзефовича — пьеса «Нежность не в счёт», а также небольшие рассказы, юморески, фельетоны. | ||
Первые успехи Виктора Драгунского на литературном и театральном поприще позволили получить место работы в Театре сатиры, где он проработал вплоть до начала Великой Отечественной войны. По состоянию здоровья Драгунский не был призван в действующую армию, но служил в одной из дивизий народного ополчения. Осенью 1941 года его подразделение строило блиндажи и другие оборонительные сооружения под Можайском. Едва не попав в окружение, он вернулся домой. После этого Драгунский много раз выезжал на передовую в составе фронтовых бригад артистов театра и кино. | Первые успехи Виктора Драгунского на литературном и театральном поприще позволили получить место работы в Театре сатиры, где он проработал вплоть до начала Великой Отечественной войны. По состоянию здоровья Драгунский не был призван в действующую армию, но служил в одной из дивизий народного ополчения. Осенью 1941 года его подразделение строило блиндажи и другие оборонительные сооружения под Можайском. Едва не попав в окружение, он вернулся домой. После этого Драгунский много раз выезжал на передовую в составе фронтовых бригад артистов театра и кино. | ||
В 1944 году Виктор Юзефович устроился в цирк на Цветном бульваре, работал рыжим клоуном. Манеж был его стихией, он обожал разыгрывать и развлекать детскую публику, его репризы очень нравились взрослым и детям. | В 1944 году Виктор Юзефович устроился в цирк на Цветном бульваре, работал рыжим клоуном. Манеж был его стихией, он обожал разыгрывать и развлекать детскую публику, его репризы очень нравились взрослым и детям. | ||
После войны Виктор Драгунский несколько лет проработал в Театре-студии киноактёра. Он был занят в нескольких спектаклях, а в 1947 году сыграл роль радиодиктора в художественном фильме «Русский вопрос», снятого Михаилом Роммом по одноимённой пьесе Константина Симонова. | После войны Виктор Драгунский несколько лет проработал в Театре-студии киноактёра. Он был занят в нескольких спектаклях, а в 1947 году сыграл роль радиодиктора в художественном фильме «Русский вопрос», снятого Михаилом Роммом по одноимённой пьесе Константина Симонова. | ||
Работа в театре очень нравилась молодому актёру, но заработков не хватало и Виктор Юзефович, которому всегда нравилась эстрада, загорелся идеей создания пародийной труппы актёров театра, своеобразного «театра в театре». Так в 1948 году появился оригинальный коллектив — театр пародии под весёлым названием «Синяя птичка». В капустниках театра принимали участие лучшие комедийные актёры Москвы: Рина Зелёная, Евгений Весник, Борис Сичкин, Ролан Быков, Татьяна Пельтцер, Сергей Мартинсон, Зиновий Гердт, Владимир Дыховичный, Морис Слободской. Виктор Драгунский продолжил писать: сочинял интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Его любили и ценили как хорошего рассказчика, импровизатора. Коллектив приобрёл большую известность и по предложению руководства «Мосэстрады» Драгунский организовал эстрадный ансамбль с таким же названием, ставил концертные программы. В соавторстве с Людмилой Давидович Виктор Юзефович писал тексты песен, с которыми выступали артисты «Синей птички». Песни «Теплоход», «Берёзонька», «Звезда моих полей», «Новый стрелочник» стали очень популярны и ещё долго исполнялись на сцене. Песня «Три вальса» звучала в замечательном исполнении Клавдии Шульженко, а «Чудо-песенка» стала визитной карточкой Людмилы Лядовой. В 1990 году вдова Виктора Юзефовича издала сборник «Чудо-песенка», куда вошли песни на его стихи. | Работа в театре очень нравилась молодому актёру, но заработков не хватало и Виктор Юзефович, которому всегда нравилась эстрада, загорелся идеей создания пародийной труппы актёров театра, своеобразного «театра в театре». Так в 1948 году появился оригинальный коллектив — театр пародии под весёлым названием «Синяя птичка». В капустниках театра принимали участие лучшие комедийные актёры Москвы: Рина Зелёная, Евгений Весник, Борис Сичкин, Ролан Быков, Татьяна Пельтцер, Сергей Мартинсон, Зиновий Гердт, Владимир Дыховичный, Морис Слободской. Виктор Драгунский продолжил писать: сочинял интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Его любили и ценили как хорошего рассказчика, импровизатора. Коллектив приобрёл большую известность и по предложению руководства «Мосэстрады» Драгунский организовал эстрадный ансамбль с таким же названием, ставил концертные программы. В соавторстве с Людмилой Давидович Виктор Юзефович писал тексты песен, с которыми выступали артисты «Синей птички». Песни «Теплоход», «Берёзонька», «Звезда моих полей», «Новый стрелочник» стали очень популярны и ещё долго исполнялись на сцене. Песня «Три вальса» звучала в замечательном исполнении Клавдии Шульженко, а «Чудо-песенка» стала визитной карточкой Людмилы Лядовой. В 1990 году вдова Виктора Юзефовича издала сборник «Чудо-песенка», куда вошли песни на его стихи. | ||
За десять лет существования театра «Синяя птичка» Виктор Драгунский написал ряд фельетонов, клоунад, сцен-реприз для эстрады, среди которых очень известная «Волшебная сила искусства» в исполнении А. Райкина. В 1961 году эти произведения были опубликованы в авторском сборнике «Железный характер». | За десять лет существования театра «Синяя птичка» Виктор Драгунский написал ряд фельетонов, клоунад, сцен-реприз для эстрады, среди которых очень известная «Волшебная сила искусства» в исполнении А. Райкина. В 1961 году эти произведения были опубликованы в авторском сборнике «Железный характер». | ||
Первой книгой, ознаменовавшей рождение незаурядного детского писателя, стал сборник «Он живой и светится», увидевший свет в 1961 году. В сборник вошло шестнадцать весёлых историй, в которых Драгунский изобразил своего сына и отчасти себя самого. Сборник «Денискиных рассказов» принёс автору всесоюзную известность. На протяжении нескольких лет Денискины приключения дополнялись новыми рассказами — вышли сборники «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом» и другие. Всего было написано около семидесяти рассказов. Сборники много раз переиздавались, многие рассказы цикла издавались отдельными изданиями. Более двадцати книг вышло с иллюстрациями замечательного художника Виктора Лосина, которые очень точно передают характеры героев «Денискиных рассказов». | Первой книгой, ознаменовавшей рождение незаурядного детского писателя, стал сборник «Он живой и светится», увидевший свет в 1961 году. В сборник вошло шестнадцать весёлых историй, в которых Драгунский изобразил своего сына и отчасти себя самого. Сборник «Денискиных рассказов» принёс автору всесоюзную известность. На протяжении нескольких лет Денискины приключения дополнялись новыми рассказами — вышли сборники «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом» и другие. Всего было написано около семидесяти рассказов. Сборники много раз переиздавались, многие рассказы цикла издавались отдельными изданиями. Более двадцати книг вышло с иллюстрациями замечательного художника Виктора Лосина, которые очень точно передают характеры героев «Денискиных рассказов». | ||
Цикл рассказов о жизни ребёнка из обычной семьи стал классикой для целых поколений советских и российских детей, благодаря манере сочинения писателя — лёгкой, юмористичной и в тоже время глубоко пропитанной житейской мудростью и моралью. На сегодняшний день совокупный тираж «Денискиных рассказов» составил свыше двадцати миллионов экземпляров. | Цикл рассказов о жизни ребёнка из обычной семьи стал классикой для целых поколений советских и российских детей, благодаря манере сочинения писателя — лёгкой, юмористичной и в тоже время глубоко пропитанной житейской мудростью и моралью. На сегодняшний день совокупный тираж «Денискиных рассказов» составил свыше двадцати миллионов экземпляров. | ||
По мотивам «Денискиных рассказов» созданы художественные фильмы и спектакли. Несколько лет спектакль «Денискины рассказы» собирает полный зал в Российском академическом молодёжном театре. В 1993 году уральский композитор Максим Басок создал мюзикл «Денискины рассказы», который выдержал свыше 500 концертных исполнений. «Денискины рассказы» были включены в список «100 книг для школьников», составленный в 2012 году. Они переведены на немецкий, английский, японский, итальянский языки. | По мотивам «Денискиных рассказов» созданы художественные фильмы и спектакли. Несколько лет спектакль «Денискины рассказы» собирает полный зал в Российском академическом молодёжном театре. В 1993 году уральский композитор Максим Басок создал мюзикл «Денискины рассказы», который выдержал свыше 500 концертных исполнений. «Денискины рассказы» были включены в список «100 книг для школьников», составленный в 2012 году. Они переведены на немецкий, английский, японский, итальянский языки. | ||
Наряду с детскими рассказами, Виктор Драгунский — автор двух произведений для взрослых читателей, написанных на автобиографическом материале. В 1963 году была издана повесть «Он упал на траву», посвящённая московским ополченцам, принимавшим участие в обороне Москвы осенью 1941 года. Повесть «Сегодня и ежедневно», увидевшая свет в 1965 году, рассказывает о цирке и жизни цирковых артистов. В повести создан обаятельный образ клоуна Николая Ветрова, с его тревогами, раздумьями, искренней любовью к людям. Также в творческой копилке писателя рассказы для взрослых: «Для памяти», «Брезент», «Письмо», «Старухи», «Далёкая Шура», «Странное пятно на потолке», «Мирры Ликийские», «Красный свитер», «Охапка листьев». | Наряду с детскими рассказами, Виктор Драгунский — автор двух произведений для взрослых читателей, написанных на автобиографическом материале. В 1963 году была издана повесть «Он упал на траву», посвящённая московским ополченцам, принимавшим участие в обороне Москвы осенью 1941 года. Повесть «Сегодня и ежедневно», увидевшая свет в 1965 году, рассказывает о цирке и жизни цирковых артистов. В повести создан обаятельный образ клоуна Николая Ветрова, с его тревогами, раздумьями, искренней любовью к людям. Также в творческой копилке писателя рассказы для взрослых: «Для памяти», «Брезент», «Письмо», «Старухи», «Далёкая Шура», «Странное пятно на потолке», «Мирры Ликийские», «Красный свитер», «Охапка листьев». | ||
Алла Драгунская вспоминала, что Виктор Юзефович был частым гостем на детских радиопередачах, выступал перед своими читателями в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Драгунский очень эмоционально читал весёлые рассказы — ведь он был замечательным актёром. Писатель получал большое количество писем от своих маленьких читателей и всегда старался ответить на них. Каждое письмо он закачивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!». | Алла Драгунская вспоминала, что Виктор Юзефович был частым гостем на детских радиопередачах, выступал перед своими читателями в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Драгунский очень эмоционально читал весёлые рассказы — ведь он был замечательным актёром. Писатель получал большое количество писем от своих маленьких читателей и всегда старался ответить на них. Каждое письмо он закачивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!». | ||
Виктор Юзефович Драгунский умер 6 мая 1972 года, писатель похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. | Виктор Юзефович Драгунский умер 6 мая 1972 года, писатель похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. | ||
Добрые и весёлые рассказы Драгунского стали классикой детской литературы советского периода. Книги Виктора Драгунского активно переиздаются, их с большим удовольствием читают современные родители и дети, находя забавными, поучительными и остроумными. Рассказы писателя были включены в замечательный, чудесно иллюстрированный сборник «Лучшее детское чтение» московского издательства «Астрель». В 2013 году повесть «Я упал на траву» была переиздана с восстановлением первоначального авторского текста издательством «Самокат», став первой книгой в военной серии «Как это было». В этом же году увидело свет юбилейное издание «Денискиных рассказов» с комментариями Дениса Драгунского. Одно из последних изданий — собрание Денискиных рассказов «Рыцари» и еще 60 историй» было издано в серии «РУСЛИТ. Литературные памятники XX века» издательства «А и Б» с комментариями О. Михайловой, Д. Драгунского, И. Бернштейна. Также сборник включает статьи известных литературоведов М. Щукиной, Д. Козлова и других. | Добрые и весёлые рассказы Драгунского стали классикой детской литературы советского периода. Книги Виктора Драгунского активно переиздаются, их с большим удовольствием читают современные родители и дети, находя забавными, поучительными и остроумными. Рассказы писателя были включены в замечательный, чудесно иллюстрированный сборник «Лучшее детское чтение» московского издательства «Астрель». В 2013 году повесть «Я упал на траву» была переиздана с восстановлением первоначального авторского текста издательством «Самокат», став первой книгой в военной серии «Как это было». В этом же году увидело свет юбилейное издание «Денискиных рассказов» с комментариями Дениса Драгунского. Одно из последних изданий — собрание Денискиных рассказов «Рыцари» и еще 60 историй» было издано в серии «РУСЛИТ. Литературные памятники XX века» издательства «А и Б» с комментариями О. Михайловой, Д. Драгунского, И. Бернштейна. Также сборник включает статьи известных литературоведов М. Щукиной, Д. Козлова и других. | ||
Зимой 2013 года в Государственном Литературном музее с большим успехом прошла выставка «Денис Кораблёв и другие», приуроченная 100-летию писателя. Выставку организовали Денис и Ксения Драгунские, известные российские писатели — дети Виктора Драгунского. | Зимой 2013 года в Государственном Литературном музее с большим успехом прошла выставка «Денис Кораблёв и другие», приуроченная 100-летию писателя. Выставку организовали Денис и Ксения Драгунские, известные российские писатели — дети Виктора Драгунского. | ||
С 1979 года имя писателя носит городская детская библиотека города Красноярска. В 2017 году она открылась после модернизации и сейчас это первая детская инженерно-техническая библиотека, ориентированная на читателей, которые хотят связать жизнь с точными науками, с инженерной деятельностью. | С 1979 года имя писателя носит городская детская библиотека города Красноярска. В 2017 году она открылась после модернизации и сейчас это первая детская инженерно-техническая библиотека, ориентированная на читателей, которые хотят связать жизнь с точными науками, с инженерной деятельностью. | ||
Московская детская библиотека № 43 является Культурным центром имени Виктора Драгунского. Основным направлением деятельности библиотеки является мемориально-выставочная работа: хранение, сбор и пропаганда творческого наследия Драгунского. Для детей организован лекторий «Дениска Кораблёв — друг детства». Также оформлена постоянная выставка, составленная из личных вещей писателя, переданных в дар библиотеке родственниками и друзьями писателя. | Московская детская библиотека № 43 является Культурным центром имени Виктора Драгунского. Основным направлением деятельности библиотеки является мемориально-выставочная работа: хранение, сбор и пропаганда творческого наследия Драгунского. Для детей организован лекторий «Дениска Кораблёв — друг детства». Также оформлена постоянная выставка, составленная из личных вещей писателя, переданных в дар библиотеке родственниками и друзьями писателя. | ||