Драгунский Виктор Юзефович: различия между версиями

Строка 25: Строка 25:


Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье трудовых эмигрантов из Гомеля, которые покинули родину в поисках обеспеченной и счастливой жизни. Не прижившись в Америке, летом 1914 года семья возвратилась на родину. Родного отца Виктор Юзефович почти не помнил — тот умер в 1918 году. Через непродолжительное время мать вышла замуж, отчимом мальчика стал Ипполит Войцехович — большевик, член революционного комитета. Виктор Драгунский вспоминал, что он часто сажал его рядом в седло и давал в руки настоящую саблю. Через несколько лет Войцехович погиб на гражданской войне, а Виктор Драгунский через много лет решил написать о своём белорусском детстве повесть. Он даже название придумал — «Мальчик с настоящей саблей». К сожалению, книга не была завершена.
Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье трудовых эмигрантов из Гомеля, которые покинули родину в поисках обеспеченной и счастливой жизни. Не прижившись в Америке, летом 1914 года семья возвратилась на родину. Родного отца Виктор Юзефович почти не помнил — тот умер в 1918 году. Через непродолжительное время мать вышла замуж, отчимом мальчика стал Ипполит Войцехович — большевик, член революционного комитета. Виктор Драгунский вспоминал, что он часто сажал его рядом в седло и давал в руки настоящую саблю. Через несколько лет Войцехович погиб на гражданской войне, а Виктор Драгунский через много лет решил написать о своём белорусском детстве повесть. Он даже название придумал — «Мальчик с настоящей саблей». К сожалению, книга не была завершена.
В 1922 году отчимом будущего писателя стал актёр еврейского театра Михаил Хаимович Рубин. Театр весьма успешно гастролировал с водевилями, ставил музыкальные и танцевальные номера. Кочуя вместе с артистами, восьмилетний Витя научился петь, читать стихи и пародии, бить чечётку. Иногда Рубин давал приёмному сыну незначительную роль в спектакле. Атмосфера творчества и праздника очень нравилась Виктору, он мечтал стать актёром.
В 1922 году отчимом будущего писателя стал актёр еврейского театра Михаил Хаимович Рубин. Театр весьма успешно гастролировал с водевилями, ставил музыкальные и танцевальные номера. Кочуя вместе с артистами, восьмилетний Витя научился петь, читать стихи и пародии, бить чечётку. Иногда Рубин давал приёмному сыну незначительную роль в спектакле. Атмосфера творчества и праздника очень нравилась Виктору, он мечтал стать актёром.
В 1925 году семья переехала в Москву, поселилась в коммунальной квартире на Покровке. Михаил Рубин совместно с Ильёй Триллингом организовал собственный театр, но через несколько лет эмигрировал в Америку, где стал успешным актёром и режиссёром.
В 1925 году семья переехала в Москву, поселилась в коммунальной квартире на Покровке. Михаил Рубин совместно с Ильёй Триллингом организовал собственный театр, но через несколько лет эмигрировал в Америку, где стал успешным актёром и режиссёром.
Трудовая биография Виктора Драгунского началась в шестнадцать лет. В свободное от школьных уроков время будущий писатель подрабатывал лодочником, катал людей по Москве-реке у Нескучного сада. Окончив школу, устроился учеником токаря на завод «Самоточка», позже перешёл на фабрику конной амуниции, где мастерил шоры для лошадей. Но неуёмная любовь к творчеству, привитая Михаилом Рубиным, помогла выбрать путь в жизни. В сентябре 1931 года Виктор Юзефович поступил в «Театрально-литературную» мастерскую педагога и режиссера Алексея Дикого. По окончании мастерской, в 1935 году Драгунский устроился в труппу Московского театра транспорта (теперешний «Гоголь-центр»). С особым успехом играл он умного плутоватого слугу в комедии Мольера «Проделки Скапена». В это время появляется первое литературное произведение Виктора Юзефовича — пьеса «Нежность не в счёт», а также небольшие рассказы, юморески, фельетоны.
Трудовая биография Виктора Драгунского началась в шестнадцать лет. В свободное от школьных уроков время будущий писатель подрабатывал лодочником, катал людей по Москве-реке у Нескучного сада. Окончив школу, устроился учеником токаря на завод «Самоточка», позже перешёл на фабрику конной амуниции, где мастерил шоры для лошадей. Но неуёмная любовь к творчеству, привитая Михаилом Рубиным, помогла выбрать путь в жизни. В сентябре 1931 года Виктор Юзефович поступил в «Театрально-литературную» мастерскую педагога и режиссера Алексея Дикого. По окончании мастерской, в 1935 году Драгунский устроился в труппу Московского театра транспорта (теперешний «Гоголь-центр»). С особым успехом играл он умного плутоватого слугу в комедии Мольера «Проделки Скапена». В это время появляется первое литературное произведение Виктора Юзефовича — пьеса «Нежность не в счёт», а также небольшие рассказы, юморески, фельетоны.
Первые успехи Виктора Драгунского на литературном и театральном поприще позволили получить место работы в Театре сатиры, где он проработал вплоть до начала Великой Отечественной войны. По состоянию здоровья Драгунский не был призван в действующую армию, но служил в одной из дивизий народного ополчения. Осенью 1941 года его подразделение строило блиндажи и другие оборонительные сооружения под Можайском. Едва не попав в окружение, он вернулся домой. После этого Драгунский много раз выезжал на передовую в составе фронтовых бригад артистов театра и кино.
Первые успехи Виктора Драгунского на литературном и театральном поприще позволили получить место работы в Театре сатиры, где он проработал вплоть до начала Великой Отечественной войны. По состоянию здоровья Драгунский не был призван в действующую армию, но служил в одной из дивизий народного ополчения. Осенью 1941 года его подразделение строило блиндажи и другие оборонительные сооружения под Можайском. Едва не попав в окружение, он вернулся домой. После этого Драгунский много раз выезжал на передовую в составе фронтовых бригад артистов театра и кино.
В 1944 году Виктор Юзефович устроился в цирк на Цветном бульваре, работал рыжим клоуном. Манеж был его стихией, он обожал разыгрывать и развлекать детскую публику, его репризы очень нравились взрослым и детям.
В 1944 году Виктор Юзефович устроился в цирк на Цветном бульваре, работал рыжим клоуном. Манеж был его стихией, он обожал разыгрывать и развлекать детскую публику, его репризы очень нравились взрослым и детям.
После войны Виктор Драгунский несколько лет проработал в Театре-студии киноактёра. Он был занят в нескольких спектаклях, а в 1947 году сыграл роль радиодиктора в художественном фильме «Русский вопрос», снятого Михаилом Роммом по одноимённой пьесе Константина Симонова.
После войны Виктор Драгунский несколько лет проработал в Театре-студии киноактёра. Он был занят в нескольких спектаклях, а в 1947 году сыграл роль радиодиктора в художественном фильме «Русский вопрос», снятого Михаилом Роммом по одноимённой пьесе Константина Симонова.
Работа в театре очень нравилась молодому актёру, но заработков не хватало и Виктор Юзефович, которому всегда нравилась эстрада, загорелся идеей создания пародийной труппы актёров театра, своеобразного «театра в театре». Так в 1948 году появился оригинальный коллектив — театр пародии под весёлым названием «Синяя птичка». В капустниках театра принимали участие лучшие комедийные актёры Москвы: Рина Зелёная, Евгений Весник, Борис Сичкин, Ролан Быков, Татьяна Пельтцер, Сергей Мартинсон, Зиновий Гердт, Владимир Дыховичный, Морис Слободской. Виктор Драгунский продолжил писать: сочинял интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Его любили и ценили как хорошего рассказчика, импровизатора. Коллектив приобрёл большую известность и по предложению руководства «Мосэстрады» Драгунский организовал эстрадный ансамбль с таким же названием, ставил концертные программы. В соавторстве с Людмилой Давидович Виктор Юзефович писал тексты песен, с которыми выступали артисты «Синей птички». Песни «Теплоход», «Берёзонька», «Звезда моих полей», «Новый стрелочник» стали очень популярны и ещё долго исполнялись на сцене. Песня «Три вальса» звучала в замечательном исполнении Клавдии Шульженко, а «Чудо-песенка» стала визитной карточкой Людмилы Лядовой. В 1990 году вдова Виктора Юзефовича издала сборник «Чудо-песенка», куда вошли песни на его стихи.
Работа в театре очень нравилась молодому актёру, но заработков не хватало и Виктор Юзефович, которому всегда нравилась эстрада, загорелся идеей создания пародийной труппы актёров театра, своеобразного «театра в театре». Так в 1948 году появился оригинальный коллектив — театр пародии под весёлым названием «Синяя птичка». В капустниках театра принимали участие лучшие комедийные актёры Москвы: Рина Зелёная, Евгений Весник, Борис Сичкин, Ролан Быков, Татьяна Пельтцер, Сергей Мартинсон, Зиновий Гердт, Владимир Дыховичный, Морис Слободской. Виктор Драгунский продолжил писать: сочинял интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Его любили и ценили как хорошего рассказчика, импровизатора. Коллектив приобрёл большую известность и по предложению руководства «Мосэстрады» Драгунский организовал эстрадный ансамбль с таким же названием, ставил концертные программы. В соавторстве с Людмилой Давидович Виктор Юзефович писал тексты песен, с которыми выступали артисты «Синей птички». Песни «Теплоход», «Берёзонька», «Звезда моих полей», «Новый стрелочник» стали очень популярны и ещё долго исполнялись на сцене. Песня «Три вальса» звучала в замечательном исполнении Клавдии Шульженко, а «Чудо-песенка» стала визитной карточкой Людмилы Лядовой. В 1990 году вдова Виктора Юзефовича издала сборник «Чудо-песенка», куда вошли песни на его стихи.
За десять лет существования театра «Синяя птичка» Виктор Драгунский написал ряд фельетонов, клоунад, сцен-реприз для эстрады, среди которых очень известная «Волшебная сила искусства» в исполнении А. Райкина. В 1961 году эти произведения были опубликованы в авторском сборнике «Железный характер».
За десять лет существования театра «Синяя птичка» Виктор Драгунский написал ряд фельетонов, клоунад, сцен-реприз для эстрады, среди которых очень известная «Волшебная сила искусства» в исполнении А. Райкина. В 1961 году эти произведения были опубликованы в авторском сборнике «Железный характер».
Первой книгой, ознаменовавшей рождение незаурядного детского писателя, стал сборник «Он живой и светится», увидевший свет в 1961 году. В сборник вошло шестнадцать весёлых историй, в которых Драгунский изобразил своего сына и отчасти себя самого. Сборник «Денискиных рассказов» принёс автору всесоюзную известность. На протяжении нескольких лет Денискины приключения дополнялись новыми рассказами — вышли сборники «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом» и другие. Всего было написано около семидесяти рассказов. Сборники много раз переиздавались, многие рассказы цикла издавались отдельными изданиями. Более двадцати книг вышло с иллюстрациями замечательного художника Виктора Лосина, которые очень точно передают характеры героев «Денискиных рассказов».
Первой книгой, ознаменовавшей рождение незаурядного детского писателя, стал сборник «Он живой и светится», увидевший свет в 1961 году. В сборник вошло шестнадцать весёлых историй, в которых Драгунский изобразил своего сына и отчасти себя самого. Сборник «Денискиных рассказов» принёс автору всесоюзную известность. На протяжении нескольких лет Денискины приключения дополнялись новыми рассказами — вышли сборники «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом» и другие. Всего было написано около семидесяти рассказов. Сборники много раз переиздавались, многие рассказы цикла издавались отдельными изданиями. Более двадцати книг вышло с иллюстрациями замечательного художника Виктора Лосина, которые очень точно передают характеры героев «Денискиных рассказов».
Цикл рассказов о жизни ребёнка из обычной семьи стал классикой для целых поколений советских и российских детей, благодаря манере сочинения писателя — лёгкой, юмористичной и в тоже время глубоко пропитанной житейской мудростью и моралью. На сегодняшний день совокупный тираж «Денискиных рассказов» составил свыше двадцати миллионов экземпляров.
Цикл рассказов о жизни ребёнка из обычной семьи стал классикой для целых поколений советских и российских детей, благодаря манере сочинения писателя — лёгкой, юмористичной и в тоже время глубоко пропитанной житейской мудростью и моралью. На сегодняшний день совокупный тираж «Денискиных рассказов» составил свыше двадцати миллионов экземпляров.
По мотивам «Денискиных рассказов» созданы художественные фильмы и спектакли. Несколько лет спектакль «Денискины рассказы» собирает полный зал в Российском академическом молодёжном театре. В 1993 году уральский композитор Максим Басок создал мюзикл «Денискины рассказы», который выдержал свыше 500 концертных исполнений. «Денискины рассказы» были включены в список «100 книг для школьников», составленный в 2012 году. Они переведены на немецкий, английский, японский, итальянский языки.
По мотивам «Денискиных рассказов» созданы художественные фильмы и спектакли. Несколько лет спектакль «Денискины рассказы» собирает полный зал в Российском академическом молодёжном театре. В 1993 году уральский композитор Максим Басок создал мюзикл «Денискины рассказы», который выдержал свыше 500 концертных исполнений. «Денискины рассказы» были включены в список «100 книг для школьников», составленный в 2012 году. Они переведены на немецкий, английский, японский, итальянский языки.
Наряду с детскими рассказами, Виктор Драгунский — автор двух произведений для взрослых читателей, написанных на автобиографическом материале. В 1963 году была издана повесть «Он упал на траву», посвящённая московским ополченцам, принимавшим участие в обороне Москвы осенью 1941 года. Повесть «Сегодня и ежедневно», увидевшая свет в 1965 году, рассказывает о цирке и жизни цирковых артистов. В повести создан обаятельный образ клоуна Николая Ветрова, с его тревогами, раздумьями, искренней любовью к людям. Также в творческой копилке писателя рассказы для взрослых: «Для памяти», «Брезент», «Письмо», «Старухи», «Далёкая Шура», «Странное пятно на потолке», «Мирры Ликийские», «Красный свитер», «Охапка листьев».
Наряду с детскими рассказами, Виктор Драгунский — автор двух произведений для взрослых читателей, написанных на автобиографическом материале. В 1963 году была издана повесть «Он упал на траву», посвящённая московским ополченцам, принимавшим участие в обороне Москвы осенью 1941 года. Повесть «Сегодня и ежедневно», увидевшая свет в 1965 году, рассказывает о цирке и жизни цирковых артистов. В повести создан обаятельный образ клоуна Николая Ветрова, с его тревогами, раздумьями, искренней любовью к людям. Также в творческой копилке писателя рассказы для взрослых: «Для памяти», «Брезент», «Письмо», «Старухи», «Далёкая Шура», «Странное пятно на потолке», «Мирры Ликийские», «Красный свитер», «Охапка листьев».
Алла Драгунская вспоминала, что Виктор Юзефович был частым гостем на детских радиопередачах, выступал перед своими читателями в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Драгунский очень эмоционально читал весёлые рассказы — ведь он был замечательным актёром. Писатель получал большое количество писем от своих маленьких читателей и всегда старался ответить на них. Каждое письмо он закачивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!».
Алла Драгунская вспоминала, что Виктор Юзефович был частым гостем на детских радиопередачах, выступал перед своими читателями в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Драгунский очень эмоционально читал весёлые рассказы — ведь он был замечательным актёром. Писатель получал большое количество писем от своих маленьких читателей и всегда старался ответить на них. Каждое письмо он закачивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!».
Виктор Юзефович Драгунский умер 6 мая 1972 года, писатель похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Виктор Юзефович Драгунский умер 6 мая 1972 года, писатель похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Добрые и весёлые рассказы Драгунского стали классикой детской литературы советского периода. Книги Виктора Драгунского активно переиздаются, их с большим удовольствием читают современные родители и дети, находя забавными, поучительными и остроумными. Рассказы писателя были включены в замечательный, чудесно иллюстрированный сборник «Лучшее детское чтение» московского издательства «Астрель». В 2013 году повесть «Я упал на траву» была переиздана с восстановлением первоначального авторского текста издательством «Самокат», став первой книгой в военной серии «Как это было». В этом же году увидело свет юбилейное издание «Денискиных рассказов» с комментариями Дениса Драгунского. Одно из последних изданий — собрание Денискиных рассказов «Рыцари» и еще 60 историй» было издано в серии «РУСЛИТ. Литературные памятники XX века» издательства «А и Б» с комментариями О. Михайловой, Д. Драгунского, И. Бернштейна. Также сборник включает статьи известных литературоведов М. Щукиной, Д. Козлова и других.
Добрые и весёлые рассказы Драгунского стали классикой детской литературы советского периода. Книги Виктора Драгунского активно переиздаются, их с большим удовольствием читают современные родители и дети, находя забавными, поучительными и остроумными. Рассказы писателя были включены в замечательный, чудесно иллюстрированный сборник «Лучшее детское чтение» московского издательства «Астрель». В 2013 году повесть «Я упал на траву» была переиздана с восстановлением первоначального авторского текста издательством «Самокат», став первой книгой в военной серии «Как это было». В этом же году увидело свет юбилейное издание «Денискиных рассказов» с комментариями Дениса Драгунского. Одно из последних изданий — собрание Денискиных рассказов «Рыцари» и еще 60 историй» было издано в серии «РУСЛИТ. Литературные памятники XX века» издательства «А и Б» с комментариями О. Михайловой, Д. Драгунского, И. Бернштейна. Также сборник включает статьи известных литературоведов М. Щукиной, Д. Козлова и других.
Зимой 2013 года в Государственном Литературном музее с большим успехом прошла выставка «Денис Кораблёв и другие», приуроченная 100-летию писателя. Выставку организовали Денис и Ксения Драгунские, известные российские писатели — дети Виктора Драгунского.
Зимой 2013 года в Государственном Литературном музее с большим успехом прошла выставка «Денис Кораблёв и другие», приуроченная 100-летию писателя. Выставку организовали Денис и Ксения Драгунские, известные российские писатели — дети Виктора Драгунского.
С 1979 года имя писателя носит городская детская библиотека города Красноярска. В 2017 году она открылась после модернизации и сейчас это первая детская инженерно-техническая библиотека, ориентированная на читателей, которые хотят связать жизнь с точными науками, с инженерной деятельностью.
С 1979 года имя писателя носит городская детская библиотека города Красноярска. В 2017 году она открылась после модернизации и сейчас это первая детская инженерно-техническая библиотека, ориентированная на читателей, которые хотят связать жизнь с точными науками, с инженерной деятельностью.
Московская детская библиотека № 43 является Культурным центром имени Виктора Драгунского. Основным направлением деятельности библиотеки является мемориально-выставочная работа: хранение, сбор и пропаганда творческого наследия Драгунского. Для детей организован лекторий «Дениска Кораблёв — друг детства». Также оформлена постоянная выставка, составленная из личных вещей писателя, переданных в дар библиотеке родственниками и друзьями писателя.
Московская детская библиотека № 43 является Культурным центром имени Виктора Драгунского. Основным направлением деятельности библиотеки является мемориально-выставочная работа: хранение, сбор и пропаганда творческого наследия Драгунского. Для детей организован лекторий «Дениска Кораблёв — друг детства». Также оформлена постоянная выставка, составленная из личных вещей писателя, переданных в дар библиотеке родственниками и друзьями писателя.


Навигация