Бруштейн Александра Яковлевна: различия между версиями

Строка 28: Строка 28:
В 1901 году Александра Выгодская окончила Виленский Мариинский институт. В гимназии она увлеклась театром (присутствовала на премьерах В. Ф. Комиссаржевской, о которой позже планировала написать книгу, и В. Ф. Качалова), литературой (писала стихи, часть сохранилась в личном фонде в РГАЛИ). В старших классах начала преподавать русский язык в бесплатной вечерней школе для рабочих и вести занятия с детьми в бесплатном детском саду при «домах дешевых квартир». В 1902 году вышла замуж за Сергея Александровича Бруштейна, врача-физиолога, впоследствии профессора, заслуженного деятеля науки СССР. В 1902–1904 годах училась на Бестужевских курсах и одновременно преподавала в вечерней школе за Невской заставой; в 1902 году в газете было впервые напечатано ее стихотворение и с этого времени А. Я. Бруштейн начала публиковаться в газетах и журналах.  
В 1901 году Александра Выгодская окончила Виленский Мариинский институт. В гимназии она увлеклась театром (присутствовала на премьерах В. Ф. Комиссаржевской, о которой позже планировала написать книгу, и В. Ф. Качалова), литературой (писала стихи, часть сохранилась в личном фонде в РГАЛИ). В старших классах начала преподавать русский язык в бесплатной вечерней школе для рабочих и вести занятия с детьми в бесплатном детском саду при «домах дешевых квартир». В 1902 году вышла замуж за Сергея Александровича Бруштейна, врача-физиолога, впоследствии профессора, заслуженного деятеля науки СССР. В 1902–1904 годах училась на Бестужевских курсах и одновременно преподавала в вечерней школе за Невской заставой; в 1902 году в газете было впервые напечатано ее стихотворение и с этого времени А. Я. Бруштейн начала публиковаться в газетах и журналах.  


В 1905 году семья Бруштейн поселилась под Новгородом, где Сергей Александрович работал в больнице для душевнобольных, а Александра Яковлевна вела занятия с детьми в земской начальной школе. За помощь, оказываемую революции (укрывание подпольщиков, предоставление квартиры под явки и собрания, хранение нелегальной литературы), С. А. Бруштейн был уволен, после чего семья возвратилась в Петербург. Эти события описаны в повести «И прочая, и прочая, и прочая…». С 1906 года А. Я. Бруштейн вновь училась вначале на юридическом, а с 1910 года — на историко-филологическом отделении Бестужевских курсов, которые окончила в 1914 году. Все эти годы она активно работала в организациях «Политического Красного Креста помощи заключенным и ссыльным революционерам». Последней по времени из этих организаций была «Группа помощи заключенным Шлиссельбургской каторжной тюрьмы», где она работала с 1910 по 1917 годы. Эти события отразились в повести «Цветы Шлиссельбурга». С 1914 года А. Я. Бруштейн работала в военном лазарете, где руководила библиотекой, обучала раненых солдат грамоте, оказывала им юридическую помощь.
В 1905 году семья Бруштейн поселилась под Новгородом, где Сергей Александрович работал в больнице для душевнобольных, а Александра Яковлевна вела занятия с детьми в земской начальной школе. За помощь, оказываемую революции (укрывание подпольщиков, предоставление квартиры под явки и собрания, хранение нелегальной литературы), С. А. Бруштейн был уволен, после чего семья возвратилась в Петербург. Эти события описаны в повести «И прочая, и прочая, и прочая…».  
 
С 1906 года Александра Бруштейн вновь училась вначале на юридическом, а с 1910 года — на историко-филологическом отделении Бестужевских курсов, которые окончила в 1914 году. Все эти годы она активно работала в организациях «Политического Красного Креста помощи заключенным и ссыльным революционерам». Последней по времени из этих организаций была «Группа помощи заключенным Шлиссельбургской каторжной тюрьмы», где она работала с 1910 по 1917 годы. Эти события отразились в повести «Цветы Шлиссельбурга». С 1914 года А. Я. Бруштейн работала в военном лазарете, где руководила библиотекой, обучала раненых солдат грамоте, оказывала им юридическую помощь.


Зимой 1916–1917 года издательство М. О. Вольфа приняло к напечатанию книгу стихов А. Я. Бруштейн. По ее словам, «революция положила конец издательству Вольф, и мои плохие стихи света не увидали». К стихотворной форме Бруштейн вернулась через двадцать лет: пьесы «Тристан и Изольда», «Манчары», «Чудак из Дельфта» написаны стихами.
Зимой 1916–1917 года издательство М. О. Вольфа приняло к напечатанию книгу стихов А. Я. Бруштейн. По ее словам, «революция положила конец издательству Вольф, и мои плохие стихи света не увидали». К стихотворной форме Бруштейн вернулась через двадцать лет: пьесы «Тристан и Изольда», «Манчары», «Чудак из Дельфта» написаны стихами.
Строка 42: Строка 44:




В 1922 году в Петроградском театре Новой Драмы была поставлена ее первая пьеса «Май». После этого А. Я. Бруштейн написала более сорока пьес, инсценировок мировой классики и киносценариев. С 1925 года Бруштейн была основным драматургом Ленинградского ТЮЗа (с 1936 — Ленинградского Нового ТЮЗа). Здесь состоялись премьеры ее пьес: «Дон-Кихот» (в соавторстве с Б. Ф. Зоном, 1926), «Так было», «4 000 000 авторов» (в соавторстве с Б. Ф. Зоном, 1929), «На полюс» (1930), «Король-паук» (в соавторстве с Абезгауз, 1944). В театральный репертуар вошли также пьесы «Продолжение следует» (1933), «Голубое и розовое» (1936), «Нас семеро» (1937), «Единая боевая» (1940). Ряд пьес был создан А. Я. Бруштейн по сюжетам и мотивам мировой классики — «Гаврош» (1925) по В. Гюго, «Хижина дяди Тома» (1927; 1948) по Бичер-Стоу, «Жестокий мир» (1948) по Диккенсу, «Тристан и Изольда» (1947).
В 1922 году в Петроградском театре Новой Драмы была поставлена ее первая пьеса «Май». После этого А. Я. Бруштейн написала более сорока пьес, инсценировок мировой классики и киносценариев. С 1925 года Бруштейн была основным драматургом Ленинградского ТЮЗа (с 1936 — Ленинградского Нового ТЮЗа). Здесь состоялись премьеры ее пьес: «Дон-Кихот» (в соавторстве с Б. Ф. Зоном, 1926), «Так было», «4 000 000 авторов» (в соавторстве с Б. Ф. Зоном, 1929), «На полюс» (1930), «Король-паук» (в соавторстве с Абезгауз, 1944). В театральный репертуар вошли также пьесы «Продолжение следует» (1933), «Голубое и розовое» (1936), «Нас семеро» (1937), «Единая боевая» (1940). Ряд пьес был создан А. Я. Бруштейн по сюжетам и мотивам мировой классики — «Гаврош» (1925) по В. Гюго, «Хижина дяди Тома» (1927; 1948) по [[Бичер-Стоу Гарриет Элизабет|Бичер-Стоу]], «Жестокий мир» (1948) по [[Диккенс Чарльз|Диккенсу]], «Тристан и Изольда» (1947).


В начале периода «оттепели», в 1955 году, А. Я. Бруштейн приступила к работе над главной книгой своей жизни — трилогией «Дорога уходит в даль» («Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»). В этих художественных мемуарах она глубоко и точно, хотя и не без некоторых умолчаний, воссоздала обстановку семьи, гимназии и города на польско-еврейской окраине Российской империи. Среди описанных ею исторических событий, увиденных глазами девочки 8–17 лет — дело мултанских вотяков, дело Дрейфуса. Не разочаровавшись в народнических идеалах своей юности, А. Я. Бруштейн показала вместе с тем великое обаяние той эпохи конца Российской империи, на которую пришлись ее детство, отрочество и юность. Позднейшие мемуары «Страницы прошлого», уступающие «Дороге…» в художественной ценности, были написаны в 1963 году.
В начале периода «оттепели», в 1955 году, Александра Бруштейн приступила к работе над главной книгой своей жизни — трилогией «Дорога уходит в даль» («Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»). В этих художественных мемуарах она глубоко и точно, хотя и не без некоторых умолчаний, воссоздала обстановку семьи, гимназии и города на польско-еврейской окраине Российской империи. Среди описанных ею исторических событий, увиденных глазами девочки 8–17 лет — дело мултанских вотяков, дело Дрейфуса. Не разочаровавшись в народнических идеалах своей юности, А. Я. Бруштейн показала вместе с тем великое обаяние той эпохи конца Российской империи, на которую пришлись ее детство, отрочество и юность. Позднейшие мемуары «Страницы прошлого», уступающие «Дороге…» в художественной ценности, были написаны в 1963 году.


Александра Яковлевна Бруштейн скончалась в 1968 году. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Александра Яковлевна Бруштейн скончалась в 1968 году. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Навигация