Чёрный Саша: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:


Александр Михайлович Гликберг родился 13 октября 1880 года в Одессе в обеспеченной еврейской семье. Его отец работал провизором в крупной фармацевтической компании, а мать происходила из богатой купеческой семьи, которая торговала скобяным товаром. Мать часто болела, пятеро детей воспитывались няней. Отец, человек крутого нрава, за малейшие провинности наказывал их розгами.
Александр Михайлович Гликберг родился 13 октября 1880 года в Одессе в обеспеченной еврейской семье. Его отец работал провизором в крупной фармацевтической компании, а мать происходила из богатой купеческой семьи, которая торговала скобяным товаром. Мать часто болела, пятеро детей воспитывались няней. Отец, человек крутого нрава, за малейшие провинности наказывал их розгами.
Некоторое время Саша обучался дома, но родители, желая дать сыну хорошее образование, крестили его и в девятилетнем возрасте определили в белоцерковскую гимназию. Но Саша не оправдал родительских надежд, учился плохо. Когда подростку исполнилось пятнадцать лет, он сбежал из дома в Петербург к сестре отца. Тётя определила его в гимназию на полный пансион, но через непродолжительное время юноша был отчислен по причине неуспеваемости. Родители судьбой сына не интересовались, он вынужден был бродяжничать и побираться на улицах. Через некоторое время молодой журналист Александр Яблонский написал о нём статью, которая была опубликована в общественно-политической газете «Сын Отечества». Статья привлекла внимание состоятельного житомирского чиновника К. К. Роше. Растроганный этой историей, он приютил подростка в своём доме, определил его в житомирскую гимназию. Роше оказал огромное влияние на своего воспитанника, во многом именно ему Саша обязан любовью к музыке и литературе. В гимназии Саша не доучился из-за ссоры с директором, он был исключен без права восстановления.
Некоторое время Саша обучался дома, но родители, желая дать сыну хорошее образование, крестили его и в девятилетнем возрасте определили в белоцерковскую гимназию. Но Саша не оправдал родительских надежд, учился плохо. Когда подростку исполнилось пятнадцать лет, он сбежал из дома в Петербург к сестре отца. Тётя определила его в гимназию на полный пансион, но через непродолжительное время юноша был отчислен по причине неуспеваемости. Родители судьбой сына не интересовались, он вынужден был бродяжничать и побираться на улицах. Через некоторое время молодой журналист Александр Яблонский написал о нём статью, которая была опубликована в общественно-политической газете «Сын Отечества». Статья привлекла внимание состоятельного житомирского чиновника К. К. Роше. Растроганный этой историей, он приютил подростка в своём доме, определил его в житомирскую гимназию. Роше оказал огромное влияние на своего воспитанника, во многом именно ему Саша обязан любовью к музыке и литературе. В гимназии Саша не доучился из-за ссоры с директором, он был исключен без права восстановления.
В 1890 году Александра Гликберга призвали в армию. Два года он прослужил в Галицком полку, потом несколько лет таможенным служащим в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией. В этот период он пробует сочинять стихи и небольшие рассказы. Вернувшись в Житомир, юноша начинает сотрудничать с газетой «Волынский вестник». Под псевдонимом «Сам-по-себе» он вёл сатирическую летопись жизни города — «Дневник резонера», а под псевдонимом «Мечтатель» публиковал стихи и заметки. Вскоре Гликберг стал штатным фельетонистом «Волынского вестника», но проработал недолго — газета закрылась.
В 1890 году Александра Гликберга призвали в армию. Два года он прослужил в Галицком полку, потом несколько лет таможенным служащим в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией. В этот период он пробует сочинять стихи и небольшие рассказы. Вернувшись в Житомир, юноша начинает сотрудничать с газетой «Волынский вестник». Под псевдонимом «Сам-по-себе» он вёл сатирическую летопись жизни города — «Дневник резонера», а под псевдонимом «Мечтатель» публиковал стихи и заметки. Вскоре Гликберг стал штатным фельетонистом «Волынского вестника», но проработал недолго — газета закрылась.
В 1905 году, одолеваемый честолюбивыми мечтами, молодой человек уезжает в Петербург. Его приютили родственники Константина Роше, они же помогли устроиться письмоводителем Службы сборов Варшавской железной дороги. Женитьба позволила Гликбергу оставить надоевшую работу в конторе и всецело посвятить себя литературному творчеству. В скором времени он сумел опубликовать стихотворение «Чепуха» в литературном сатирическом журнале «Зритель». Стихотворение, подписанное псевдонимом Саша Чёрный, высмеивало известных государственных деятелей и разошлось в списках по всей России. Журнал «Зритель», посмевший напечатать эту крамолу, был закрыт. Однако молодой поэт смог напечатать свои сатирические стихотворения в журналах: «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший» и всего за несколько месяцев сумел стать одним из наиболее заметных сатириков.
В 1905 году, одолеваемый честолюбивыми мечтами, молодой человек уезжает в Петербург. Его приютили родственники Константина Роше, они же помогли устроиться письмоводителем Службы сборов Варшавской железной дороги. Женитьба позволила Гликбергу оставить надоевшую работу в конторе и всецело посвятить себя литературному творчеству. В скором времени он сумел опубликовать стихотворение «Чепуха» в литературном сатирическом журнале «Зритель». Стихотворение, подписанное псевдонимом Саша Чёрный, высмеивало известных государственных деятелей и разошлось в списках по всей России. Журнал «Зритель», посмевший напечатать эту крамолу, был закрыт. Однако молодой поэт смог напечатать свои сатирические стихотворения в журналах: «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший» и всего за несколько месяцев сумел стать одним из наиболее заметных сатириков.
В 1906 году Саше Чёрному удалось выпустить первый сборник стихотворений под названием «Разные мотивы», куда вошла лирика как сатирической, так и гражданской направленности. Весь тираж был изъят в связи с политическими цензурными ограничениями. Саша избежал ареста, уехав в Германию. С 1906 по 1908 год поэт в качестве вольного слушателя обучался в Германии, в Гейдельбергском университете. Результатом жизни в Германии стал сатирический цикл «У немцев». В это время поэт снискал одобрения у отечественных критиков и литераторов. Особенно тепло о нем отзывался К. Чуковский, с нетерпением ожидавший его новых публикаций.
В 1906 году Саше Чёрному удалось выпустить первый сборник стихотворений под названием «Разные мотивы», куда вошла лирика как сатирической, так и гражданской направленности. Весь тираж был изъят в связи с политическими цензурными ограничениями. Саша избежал ареста, уехав в Германию. С 1906 по 1908 год поэт в качестве вольного слушателя обучался в Германии, в Гейдельбергском университете. Результатом жизни в Германии стал сатирический цикл «У немцев». В это время поэт снискал одобрения у отечественных критиков и литераторов. Особенно тепло о нем отзывался К. Чуковский, с нетерпением ожидавший его новых публикаций.
В 1908 году Саша Чёрный вернулся в Санкт-Петербург. Через несколько месяцев он начал сотрудничать с журналом Аркадия Аверченко «Сатирикон», в котором печатались известные в то время писатели: Н. Тэффи, Н. Агнивцев, А. Бухов, А. Яблоновский и другие. Фельетоны Саши Чёрного имели небывалый успех, за три года сотрудничества он опубликовал более двухсот произведений. В этот период поэт выпустил поэтические сборники «Всем нищим духом» и «Невольная дань». В 1910 году вышел сборник «Сатиры», где Чёрный язвительно осмеял пошлость существующей российской действительности. К этому времени вышла ещё одна книга – «Сатиры и лирика». Также Саша Чёрный печатался в известных журналах и альманахах: «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Шиповник». Его стихотворения публиковали газеты: «Новый день», «Одесские новости», «Киевская мысль», «Русская молва». Среди восторженных почитателей поэта был и молодой В. Маяковский, который знал его «Сатиры» наизусть.
В 1908 году Саша Чёрный вернулся в Санкт-Петербург. Через несколько месяцев он начал сотрудничать с журналом Аркадия Аверченко «Сатирикон», в котором печатались известные в то время писатели: Н. Тэффи, Н. Агнивцев, А. Бухов, А. Яблоновский и другие. Фельетоны Саши Чёрного имели небывалый успех, за три года сотрудничества он опубликовал более двухсот произведений. В этот период поэт выпустил поэтические сборники «Всем нищим духом» и «Невольная дань». В 1910 году вышел сборник «Сатиры», где Чёрный язвительно осмеял пошлость существующей российской действительности. К этому времени вышла ещё одна книга – «Сатиры и лирика». Также Саша Чёрный печатался в известных журналах и альманахах: «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Шиповник». Его стихотворения публиковали газеты: «Новый день», «Одесские новости», «Киевская мысль», «Русская молва». Среди восторженных почитателей поэта был и молодой В. Маяковский, который знал его «Сатиры» наизусть.
В 1912 году Саша Черный познакомился с Максимом Горьким и по его инициативе принял участие в создании сборника для детей «Голубая книжка», написав для него сказку «Красный камешек» и стихотворение «Вечерний хоровод». В этом же году несколько его произведений были напечатаны в альманахе «Жар-птица». Так было положено начало его творческой деятельности по созданию произведений для детей.
В 1912 году Саша Черный познакомился с Максимом Горьким и по его инициативе принял участие в создании сборника для детей «Голубая книжка», написав для него сказку «Красный камешек» и стихотворение «Вечерний хоровод». В этом же году несколько его произведений были напечатаны в альманахе «Жар-птица». Так было положено начало его творческой деятельности по созданию произведений для детей.
В 1914 году вышла «Живая азбука» с замечательными двустишиями для маленьких детей, которая заслужила самую высокую оценку К. Чуковского.
В 1914 году вышла «Живая азбука» с замечательными двустишиями для маленьких детей, которая заслужила самую высокую оценку К. Чуковского.
Во время Первой мировой войны писатель был призван в армию, два года служил в полевом госпитале в Варшаве. Там он вёл литературный дневник, который позднее стал основой для стихотворного цикла «Война». В 1916 году Чёрный был переведён в Псков, где его и застал октябрь 1917 года. Когда в феврале 1918 года город заняли немцы, перебрался с женой в Литву.
Во время Первой мировой войны писатель был призван в армию, два года служил в полевом госпитале в Варшаве. Там он вёл литературный дневник, который позднее стал основой для стихотворного цикла «Война». В 1916 году Чёрный был переведён в Псков, где его и застал октябрь 1917 года. Когда в феврале 1918 года город заняли немцы, перебрался с женой в Литву.
В 1920 году поэт эмигрировал в Германию. Параллельно с работой в издательствах «Грани», «Русская газета» и журналах «Воля России», «Сполохи» заведовал литературным отделом журнала «Жар-Птица». В Германии у Чёрного выходит, пронизанная безграничной печалью по отчизне, книга стихов «Жажда». А в 1921 году увидел свет поэтический сборник «Детский остров», который включает в себя удивительно добрые, чистые, нередко с оттенком лёгкой иронии и шутки стихотворения для детей. «Детский остров» был издан с удивительно тонкими, точными и созвучными поэтическим текстам иллюстрациями Бориса Григорьева. Книга получила высокую оценку критиков, неоднократно переиздавалась.
В 1920 году поэт эмигрировал в Германию. Параллельно с работой в издательствах «Грани», «Русская газета» и журналах «Воля России», «Сполохи» заведовал литературным отделом журнала «Жар-Птица». В Германии у Чёрного выходит, пронизанная безграничной печалью по отчизне, книга стихов «Жажда». А в 1921 году увидел свет поэтический сборник «Детский остров», который включает в себя удивительно добрые, чистые, нередко с оттенком лёгкой иронии и шутки стихотворения для детей. «Детский остров» был издан с удивительно тонкими, точными и созвучными поэтическим текстам иллюстрациями Бориса Григорьева. Книга получила высокую оценку критиков, неоднократно переиздавалась.
В 1924 году Саша Чёрный переехал в Париж, куда к этому времени переместился центр русской эмиграции. Здесь он приложил все усилия для того, чтобы сделать русскую литературу популярной за границей. Он заведует литературной частью журнала «Иллюстрированная Россия», сотрудничает с газетой «Парижские новости», где публикует стихи и рассказы. Также писатель организует литературные вечера, где читает стихи для русскоязычных слушателей, принимает самое активное участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.
В 1924 году Саша Чёрный переехал в Париж, куда к этому времени переместился центр русской эмиграции. Здесь он приложил все усилия для того, чтобы сделать русскую литературу популярной за границей. Он заведует литературной частью журнала «Иллюстрированная Россия», сотрудничает с газетой «Парижские новости», где публикует стихи и рассказы. Также писатель организует литературные вечера, где читает стихи для русскоязычных слушателей, принимает самое активное участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.
Во Франции были написаны книги для детей: «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», «Чудесное лето», «Румяная книжка».
Во Франции были написаны книги для детей: «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», «Чудесное лето», «Румяная книжка».
«Дневник фокса Микки» — одна из самих известных детских книг Саши Чёрного, она неоднократно переиздавалась, была включена в ряд детских сборников. Микки — очень необычный пёс, настоящий философ, наблюдающий за миром вокруг. Остроумно и захватывающе описывает Микки свои отношения с людьми и ведет настоящий путевой дневник. Не менее известна повесть «Кошачья санатория» о некогда домашнем коте Бэппо, очутившимся в римском приюте и мечтающим о воле.
«Дневник фокса Микки» — одна из самих известных детских книг Саши Чёрного, она неоднократно переиздавалась, была включена в ряд детских сборников. Микки — очень необычный пёс, настоящий философ, наблюдающий за миром вокруг. Остроумно и захватывающе описывает Микки свои отношения с людьми и ведет настоящий путевой дневник. Не менее известна повесть «Кошачья санатория» о некогда домашнем коте Бэппо, очутившимся в римском приюте и мечтающим о воле.
В 1927 году вместе с группой эмигрантов Саша Чёрный поселился в Провансе, в поселке у моря Ла Фавьер, построил дом. Жизнь замечательного писателя оборвалась трагически. Летом 1932 года, помогая тушить пожар, он умер от сердечного приступа. Его похоронили на местном кладбище Ле-Лаванду. Сегодня место упокоения Саши Чёрного неизвестно, на кладбище находится лишь памятная доска в его честь.
В 1927 году вместе с группой эмигрантов Саша Чёрный поселился в Провансе, в поселке у моря Ла Фавьер, построил дом. Жизнь замечательного писателя оборвалась трагически. Летом 1932 года, помогая тушить пожар, он умер от сердечного приступа. Его похоронили на местном кладбище Ле-Лаванду. Сегодня место упокоения Саши Чёрного неизвестно, на кладбище находится лишь памятная доска в его честь.
Через год после смерти поэта его товарищи опубликовали сказку «Белка-мореплавательница», написанную незадолго до смерти, а также сборник юмористической прозы «Солдатские сказки», который автор не успел издать при жизни. Вошедшие в сборник произведения были необычны не только сюжетом, но и языком, непринужденной манерой повествования, характером анекдотически-бытового реализма. Это быстро принесло сборнику известность, а вошедшие в него произведения стали образцом бойкости и мудрости народной речи.
Через год после смерти поэта его товарищи опубликовали сказку «Белка-мореплавательница», написанную незадолго до смерти, а также сборник юмористической прозы «Солдатские сказки», который автор не успел издать при жизни. Вошедшие в сборник произведения были необычны не только сюжетом, но и языком, непринужденной манерой повествования, характером анекдотически-бытового реализма. Это быстро принесло сборнику известность, а вошедшие в него произведения стали образцом бойкости и мудрости народной речи.
Саша Чёрный оставил после себя больше сорока поэтических и прозаических сборников, множество публицистических статей. Он также известен как переводчик стихотворений немецких поэтов:  Г. Гейне, И. Гёте, Ф. Остини, Р. Демеля, К. Генкеля. Известны также отдельные переводы Саши Чёрного с французского языка.
Саша Чёрный оставил после себя больше сорока поэтических и прозаических сборников, множество публицистических статей. Он также известен как переводчик стихотворений немецких поэтов:  Г. Гейне, И. Гёте, Ф. Остини, Р. Демеля, К. Генкеля. Известны также отдельные переводы Саши Чёрного с французского языка.
На родине книги Саши Чёрного не печатались, только в начале 1960-х годов стараниями Корнея Чуковского однотомники Саши Чёрного вышли в Большой и Малой серии « Библиотеки поэта». В 1991 году была издана «Избранная проза», а в 1996 — пятитомное собрание сочинений писателя. В наше время все произведения для детей Саши Чёрного переизданы, их иллюстрировали лучшие российские художники. Многие его произведения вошли в сборники лучших стихов детских поэтов.
На родине книги Саши Чёрного не печатались, только в начале 1960-х годов стараниями Корнея Чуковского однотомники Саши Чёрного вышли в Большой и Малой серии « Библиотеки поэта». В 1991 году была издана «Избранная проза», а в 1996 — пятитомное собрание сочинений писателя. В наше время все произведения для детей Саши Чёрного переизданы, их иллюстрировали лучшие российские художники. Многие его произведения вошли в сборники лучших стихов детских поэтов.
В 1990 году в театральном музее был впервые показан моноспектакль А. Девотченко «Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом». Спектакль много лет был одним из самых любимых и востребованных в театральной афише Петербурга. Существует также телевизионная версия постановки.
В 1990 году в театральном музее был впервые показан моноспектакль А. Девотченко «Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом». Спектакль много лет был одним из самых любимых и востребованных в театральной афише Петербурга. Существует также телевизионная версия постановки.
В 2005 году о Саше Чёрном был снят документальный фильм «Хроническому пессимисту с любовью». В фильме принимают участие литературоведы, специалисты по Серебряному веку и творчеству Саши Черного: Л. Спиридонова, А. Иванов, Виктор Топоров, Эдуард Шнейдерман, а также композитор Б. Тищенко, поэт И. Фоняков, актёр А. Девотченко. В фильме «использованы сцены из спектакля «Саша Черный: концерт для фортепиано с артистом», фрагменты видеоклипа «Сатир» Д. Шостаковича на слова Саши Чёрного в исполнении Г. Вишневской.
В 2005 году о Саше Чёрном был снят документальный фильм «Хроническому пессимисту с любовью». В фильме принимают участие литературоведы, специалисты по Серебряному веку и творчеству Саши Черного: Л. Спиридонова, А. Иванов, Виктор Топоров, Эдуард Шнейдерман, а также композитор Б. Тищенко, поэт И. Фоняков, актёр А. Девотченко. В фильме «использованы сцены из спектакля «Саша Черный: концерт для фортепиано с артистом», фрагменты видеоклипа «Сатир» Д. Шостаковича на слова Саши Чёрного в исполнении Г. Вишневской.


Навигация