44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 31 промежуточная версия 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Михаил Зощенко | |ФИО = Михаил Зощенко | ||
|Портрет = | |Портрет = Zoshchenko-Mihail (2).JPG | ||
|Описание портрета = Михаил Зощенко | |Описание портрета = Михаил Зощенко | ||
|Имя при рождении = | |Имя при рождении = Михаил Зощенко | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
|Дата рождения = 9 августа [28 июля] 1894 года | |Дата рождения = 9 августа [28 июля] 1894 года | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==Михаил Зощенко / Биография== | ==Михаил Зощенко / Биография== | ||
Михаил Зощенко родился 9 (ряд источников указывает 10) августа 1894 года в Санкт-Петербурге на Большой Разночинной улице. Отец, Михаил Иванович Зощенко (1857–1907), происходил из семьи полтавских дворян, работал художником. Ему принадлежит мозаичное панно «Отъезд Суворова из села Кончанского в итальянский поход 1799 года», которое сейчас украшает Государственный мемориальный музей А. В. Суворова. Будучи ребёнком, Михаил помогал папе писать полотна: в углах картины рисовал цветочки или другие малозаметные узоры. Мать, Елена Осиповна Зощенко (урожденная Сурина) (1875–1920), имела дворянское происхождение. До замужества работала актрисой и печатала собственные рассказы в газете «Копейка» (ежедневная бульварная газета, выходившая в Санкт-Петербурге в 1908–1918 годах). После рождения первого ребенка Елена Осиповна перестала работать и занялась домашними хлопотами. Всего в семье Зощенко было восемь детей, Михаил был третьим. | |||
В 1903 году Михаил Михайлович Зощенко поступил в 8-ю Петербургскую гимназию. Учился мальчик плохо, особенно трудно ему давался русский язык, хотя уже тогда Михаил начал сочинять свои первые рассказы. Зощенко окончил гимназию в 1913 году. После чего поступил на юридический факультет в Императорский Санкт-Петербургский университет, но спустя год его отчислили за неуплату. Во время учебы подрабатывал контролером на Кавказской железной дороге. | В 1903 году Михаил Михайлович Зощенко поступил в 8-ю Петербургскую гимназию. Учился мальчик плохо, особенно трудно ему давался русский язык, хотя уже тогда Михаил начал сочинять свои первые рассказы. Зощенко окончил гимназию в 1913 году. После чего поступил на юридический факультет в Императорский Санкт-Петербургский университет, но спустя год его отчислили за неуплату. Во время учебы подрабатывал контролером на Кавказской железной дороге. | ||
В сентябре 1914 года Зощенко поступил на службу рядовым в Павловское военное училище. 1 февраля 1915 года Михаил Зощенко записался на четырехмесячные курсы и спустя четыре месяца был произведен в прапорщики. Через несколько дней его отправили в распоряжение штаба Киевского военного округа, а затем — в Вятку и Казань. | В сентябре 1914 года Зощенко поступил на службу рядовым в Павловское военное училище. 1 февраля 1915 года Михаил Зощенко записался на четырехмесячные курсы и спустя четыре месяца был произведен в прапорщики. Через несколько дней его отправили в распоряжение штаба Киевского военного округа, а затем — в Вятку и Казань. | ||
В ноябре 1915 года Зощенко получил осколочное ранение в ногу во время атаки на немецкие траншеи. За время военных действий был удостоен 5 наград: орден Св. Станислава 3-й степени «За отличные действия против неприятеля» (1915), орден Св. Анны 4-й степени «За храбрость», орден Св. Станислава 2-й степени, орден Св. Анны 3-й степени (все 1916), орден Св. Владимира 4-й степени (1917). Эту награду Зощенко получить так и не успел в связи в революционными событиями. Во время военных действий писатель получил отравление газами, у него обострилась сердечная болезнь, и его отправили в резерв. | В ноябре 1915 года Зощенко получил осколочное ранение в ногу во время атаки на немецкие траншеи. За время военных действий был удостоен 5 наград: орден Св. Станислава 3-й степени «За отличные действия против неприятеля» (1915), орден Св. Анны 4-й степени «За храбрость», орден Св. Станислава 2-й степени, орден Св. Анны 3-й степени (все 1916), орден Св. Владимира 4-й степени (1917). Эту награду Зощенко получить так и не успел в связи в революционными событиями. Во время военных действий писатель получил отравление газами, у него обострилась сердечная болезнь, и его отправили в резерв. | ||
После окончания Первой Мировой войны, в 1918 году Зощенко вернулся в Петроград, где и познакомился с будущей женой — Верой Кербиц (1894–1981). «Я уже верил в любовь и искренно думал, что любимая женщина — святыня, и лучшая, и особенная», — писал он. В 1921 году у Михаила Зощенко и Веры Кербиц-Зощенко родился сын — Валерий Михайлович Зощенко. Супруги прожили вместе 40 лет, но их брак вряд ли можно назвать счастливым: писатель часто отсутствовал дома, не разделял взглядов жены. | После окончания Первой Мировой войны, в 1918 году Зощенко вернулся в Петроград, где и познакомился с будущей женой — Верой Кербиц (1894–1981). «Я уже верил в любовь и искренно думал, что любимая женщина — святыня, и лучшая, и особенная», — писал он. В 1921 году у Михаила Зощенко и Веры Кербиц-Зощенко родился сын — Валерий Михайлович Зощенко. Супруги прожили вместе 40 лет, но их брак вряд ли можно назвать счастливым: писатель часто отсутствовал дома, не разделял взглядов жены. | ||
До того, как заняться литературной деятельностью, Михаил успел поменять несколько профессий. Вернувшись с фронта, он получил предложение стать комендантом на почтамте в Санкт-Петербурге — тогда эта должность считалась весьма почётной. | До того, как заняться литературной деятельностью, Михаил успел поменять несколько профессий. Вернувшись с фронта, он получил предложение стать комендантом на почтамте в Санкт-Петербурге — тогда эта должность считалась весьма почётной. | ||
В 1919 году Михаил вступил добровольцем в ряды Красной Армии, но после сердечного приступа его демобилизовали. Зощенко получил назначение в пограничную службу на должность телефониста. Возвратившись в Петроград, Михаил поступил на службу агентом уголовного розыска, позже он работал делопроизводителем в военном порту, столяром и сапожником. | В 1919 году Михаил вступил добровольцем в ряды Красной Армии, но после сердечного приступа его демобилизовали. Зощенко получил назначение в пограничную службу на должность телефониста. Возвратившись в Петроград, Михаил поступил на службу агентом уголовного розыска, позже он работал делопроизводителем в военном порту, столяром и сапожником. | ||
В 1921 году Михаил Зощенко вступил в литературную группу «Серапионовы братья». Когда в 1922 году «серапионы» выпустили свой первый альманах, публикации Михаила сразу же привлекли внимание Максима Горького. Он стал покровительствовать молодому Зощенко и всячески помогать ему. | В 1921 году Михаил Зощенко вступил в литературную группу «Серапионовы братья». Когда в 1922 году «серапионы» выпустили свой первый альманах, публикации Михаила сразу же привлекли внимание Максима Горького. Он стал покровительствовать молодому Зощенко и всячески помогать ему. | ||
Затем рассказы Михаила Зощенко стали регулярно публиковать в различных юмористических изданиях, таких как: «Бегемот», «Ревизор», «Смехач», «Чудак» и др. | Затем рассказы Михаила Зощенко стали регулярно публиковать в различных юмористических изданиях, таких как: «Бегемот», «Ревизор», «Смехач», «Чудак» и др. | ||
Период 1920-х годов исследователи называют расцветом творчества писателя: его произведения известны в разных слоях общества и разобраны на крылатые выражения, происходит становление жанра «зощенковской повести». Книги характеризуются сатирической направленностью, часть из них Михаил Михайлович подписывает своими псевдонимами: Назар Синебрюхов, Гаврилыч, Михал Михалыч и др. Зощенко «гастролирует» по стране, его произведения переиздаются множество раз. Книги за авторством Михаила Михайловича были высоко оценены и за рубежом: его рассказы были переведены на немецкий язык и изданы в сборнике «Спи скорее, товарищ» (Schlaf schneller, Genosse). | Период 1920-х годов исследователи называют расцветом творчества писателя: его произведения известны в разных слоях общества и разобраны на крылатые выражения, происходит становление жанра «зощенковской повести». Книги характеризуются сатирической направленностью, часть из них Михаил Михайлович подписывает своими псевдонимами: Назар Синебрюхов, Гаврилыч, Михал Михалыч и др. Зощенко «гастролирует» по стране, его произведения переиздаются множество раз. Книги за авторством Михаила Михайловича были высоко оценены и за рубежом: его рассказы были переведены на немецкий язык и изданы в сборнике «Спи скорее, товарищ» (Schlaf schneller, Genosse). | ||
В 1930-е годы писатель работает в направлении «оптимистической сатиры»: «Возвращенная молодость» (1933), «История одной жизни» (1934), «Голубая книга» (1935). Тогда же Зощенко начал писать рассказы для детей: «Ёлка» (1938), «Бабушкин подарок» (1939), «Умные животные» (1939). В 1940 году были изданы «Рассказы о Ленине». | В 1930-е годы писатель работает в направлении «оптимистической сатиры»: «Возвращенная молодость» (1933), «История одной жизни» (1934), «Голубая книга» (1935). Тогда же Зощенко начал писать рассказы для детей: «Ёлка» (1938), «Бабушкин подарок» (1939), «Умные животные» (1939). В 1940 году были изданы «Рассказы о Ленине». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Зощенко"> | |||
Файл:Zoshchenko-Mihail (5).jpg|Чорт / М. Зощенко; рисунки Н. Лапшина, 1928 | |||
Файл:Zoshchenko-Mihail (3).jpg|Смешные рассказы / Мих. Зощенко, 1937 | |||
Файл:Zoshchenko-Mihail (4).jpg|Умные животные / М. Зощенко, 1939 | |||
Файл:Zoshchenko-Mihail (6).jpg|Лёля и Минька / Михаил Зощенко ; иллюстрации А. Ф. Пахомов | |||
Файл:Zoshchenko-Mihail (7).jpg|Великие путешественники / Михаил Зощенко | |||
</gallery></center> | |||
Среди многочисленных произведений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов «Лёля и Минька» (1939). Для этого собрания рассказов Михаил Михайлович привлёк воспоминания о собственном детстве, о чём свидетельствует название (имена его старшей сестры и самого писателя). Цикл произведений объединяет образ рассказчика — взрослого, повествующего о своём детстве. Зощенко избегает нравоучений и не пытается преподносить маленьким читателям наставления и поучения: он вспоминает события, оставившие глубокий след в его душе. В рассказах речь идёт о шалостях и проказах, знакомых каждому ребёнку. Взрослый же читатель может уследить в цикле некий «путеводитель» по Семи смертным грехам. Например, о корыстолюбии автор повествует в рассказе «Галоши и мороженое», чревоугодие находится в центре внимания в «Бабушкином подарке». Но, несомненно, главной темой цикла «Лёля и Минька» стала тема любви. Это любовь маленьких героев к родителям, любовь к свободе и «взрослости», жажда быть в центре внимания и нужда в постоянной заботе. Цикл рассказов «Лёля и Минька» по праву считается одним из лучших творений Зощенко; именно в нём Михаил Михайлович проявил себя как тонкий знаток детской психологии и настоящий мастер слова. | Среди многочисленных произведений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов «Лёля и Минька» (1939). Для этого собрания рассказов Михаил Михайлович привлёк воспоминания о собственном детстве, о чём свидетельствует название (имена его старшей сестры и самого писателя). Цикл произведений объединяет образ рассказчика — взрослого, повествующего о своём детстве. Зощенко избегает нравоучений и не пытается преподносить маленьким читателям наставления и поучения: он вспоминает события, оставившие глубокий след в его душе. В рассказах речь идёт о шалостях и проказах, знакомых каждому ребёнку. Взрослый же читатель может уследить в цикле некий «путеводитель» по Семи смертным грехам. Например, о корыстолюбии автор повествует в рассказе «Галоши и мороженое», чревоугодие находится в центре внимания в «Бабушкином подарке». Но, несомненно, главной темой цикла «Лёля и Минька» стала тема любви. Это любовь маленьких героев к родителям, любовь к свободе и «взрослости», жажда быть в центре внимания и нужда в постоянной заботе. Цикл рассказов «Лёля и Минька» по праву считается одним из лучших творений Зощенко; именно в нём Михаил Михайлович проявил себя как тонкий знаток детской психологии и настоящий мастер слова. | ||
Заключительный этап творчества Михаила Зощенко относится к военным и послевоенным годам. Когда началась Великая Отечественная война, Михаил Зощенко написал заявление в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но ему отказали, допустив лишь к службе в группе противопожарной обороны, основная цель которой — борьба с зажигательными бомбами. | Заключительный этап творчества Михаила Зощенко относится к военным и послевоенным годам. Когда началась Великая Отечественная война, Михаил Зощенко написал заявление в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но ему отказали, допустив лишь к службе в группе противопожарной обороны, основная цель которой — борьба с зажигательными бомбами. | ||
Зощенко трудился и как писатель: писал антифашистские фельетоны для газет и радио. По просьбе режиссера Ленинградского театра комедии Николая Павловича Акимова (1901–1968) Михаил Зощенко и Евгений Шварц взялись за написание пьесы «Под липами Берлина» (1941) (произведение о взятии советскими войсками Берлина). | Зощенко трудился и как писатель: писал антифашистские фельетоны для газет и радио. По просьбе режиссера Ленинградского театра комедии Николая Павловича Акимова (1901–1968) Михаил Зощенко и Евгений Шварц взялись за написание пьесы «Под липами Берлина» (1941) (произведение о взятии советскими войсками Берлина). | ||
В сентябре 1941 года Зощенко был эвакуирован в Москву, а затем — в Алма-Ату, где начал работу в сценарном отделе «Мосфильма»: там были созданы сценарии к таким фильмам, как «Опавшие листья» (1943) и «Солдатское счастье» (1943). Но писатель ни на секунду не забывал о главном творении его жизни — автобиографическом романе «Перед восходом солнца» (1935–1943). В 1943 году в журнале «Октябрь» были опубликованы первые главы романа. После этого события в журнале «Большевик» вышла статья о «несоветском поведении» Зощенко: когда вся страна сражается против фашистов, он занимается «психологическим ковырянием». | В сентябре 1941 года Зощенко был эвакуирован в Москву, а затем — в Алма-Ату, где начал работу в сценарном отделе «Мосфильма»: там были созданы сценарии к таким фильмам, как «Опавшие листья» (1943) и «Солдатское счастье» (1943). Но писатель ни на секунду не забывал о главном творении его жизни — автобиографическом романе «Перед восходом солнца» (1935–1943). В 1943 году в журнале «Октябрь» были опубликованы первые главы романа. После этого события в журнале «Большевик» вышла статья о «несоветском поведении» Зощенко: когда вся страна сражается против фашистов, он занимается «психологическим ковырянием». | ||
В 1944–1946 годах, когда на писателя обрушилась критика со стороны советской власти, он был исключен из Союза писателей и лишен средств для существования. Поэтому в 1946–1953 годах Зощенко возвращается к работе сапожника, параллельно занимаясь переводческой деятельностью. | В 1944–1946 годах, когда на писателя обрушилась критика со стороны советской власти, он был исключен из Союза писателей и лишен средств для существования. Поэтому в 1946–1953 годах Зощенко возвращается к работе сапожника, параллельно занимаясь переводческой деятельностью. | ||
После окончания войны писатель получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», однако это не изменило отношения к нему партийного руководства. Особенно часто критиковал Зощенко член партбюро Андрей Жданов. 14 августа 1946 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором писателя назвали «пошляком и подонком литературы». | После окончания войны писатель получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», однако это не изменило отношения к нему партийного руководства. Особенно часто критиковал Зощенко член партбюро Андрей Жданов. 14 августа 1946 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором писателя назвали «пошляком и подонком литературы». | ||
«Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодёжь и отравить её сознание» (из Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»). | «Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодёжь и отравить её сознание» (из Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»). | ||
В советской прессе началась травля Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, которые были ключевыми фигурами литературы начала 1940-х годов. Зощенко исключили из Союза писателей СССР. Он остался без средств к существованию и продуктовых карточек. Следующие несколько лет Зощенко писал в стол, а деньги зарабатывал переводами, ему пришлось подрабатывать сапожником. | В советской прессе началась травля Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, которые были ключевыми фигурами литературы начала 1940-х годов. Зощенко исключили из Союза писателей СССР. Он остался без средств к существованию и продуктовых карточек. Следующие несколько лет Зощенко писал в стол, а деньги зарабатывал переводами, ему пришлось подрабатывать сапожником. | ||
В 1953 году после смерти Сталина А. Т. Твардовский и К. М. Симонов предложили вновь принять Зощенко в Союз писателей. Его записали как нового члена организации, но не учли произведения, которые были написаны до 1953 года. Вышло несколько новых рассказов Зощенко в журналах «Крокодил» и «Огонек», но в публикации комедии «Здесь вам будет весело» ему было отказано. | В 1953 году после смерти Сталина А. Т. Твардовский и К. М. Симонов предложили вновь принять Зощенко в Союз писателей. Его записали как нового члена организации, но не учли произведения, которые были написаны до 1953 года. Вышло несколько новых рассказов Зощенко в журналах «Крокодил» и «Огонек», но в публикации комедии «Здесь вам будет весело» ему было отказано. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Зощенко"> | |||
Файл:Mihail-Zoshchenko (5).jpg|Рассказы для детей / М. Зощенко ; художник [[Бугославская Надежда Владимировна|Надежда Бугославская]] | |||
Файл:Mihail-Zoshchenko (4).jpg|Рассказы для детей / М. Зощенко ; художник Надежда Бугославская | |||
Файл:Mihail-Zoshchenko (3).jpg|Рассказы для детей / М. Зощенко ; художник Надежда Бугославская | |||
Файл:Mihail-Zoshchenko (2).jpg|Рассказы для детей / М. Зощенко ; художник Надежда Бугославская | |||
Файл:Mihail-Zoshchenko (1).jpg|Рассказы для детей / М. Зощенко ; художник Надежда Бугославская | |||
</gallery></center> | |||
В мае 1954 года советское правительство устроило встречу Михаила Зощенко и Анны Ахматовой с английскими студентами, приехавшими в СССР. Они спросили у писателей об их отношении к постановлению о журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко заявил, что не согласен с обвинениями и гордится своим творчеством. В прессе появились обвинительные статьи, а писателя вызвали на литературное собрание с представителями московской интеллигенции. На нем Зощенко выступил с речью. | В мае 1954 года советское правительство устроило встречу Михаила Зощенко и Анны Ахматовой с английскими студентами, приехавшими в СССР. Они спросили у писателей об их отношении к постановлению о журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко заявил, что не согласен с обвинениями и гордится своим творчеством. В прессе появились обвинительные статьи, а писателя вызвали на литературное собрание с представителями московской интеллигенции. На нем Зощенко выступил с речью. | ||
«Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения <…>. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею» (из стенограммы выступления Михаила Зощенко (по книге Б. Сарнова и Е. Чуковской «Случай Зощенко»)). | |||
«Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения <…>. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею» (из стенограммы выступления Михаила Зощенко (по книге [[Сарнов Бенедикт Михайлович|Б. Сарнова]] и Е. Чуковской «Случай Зощенко»)). | |||
Это выступление перечеркнуло дальнейшую писательскую карьеру Михаила Зощенко — больше его не публиковали. В 1955 году Зощенко подал заявление об уходе на пенсию — таким образом он фактически завершил карьеру писателя. Заявление рассмотрели и приняли только в 1958 году, за несколько дней до смерти автора. | Это выступление перечеркнуло дальнейшую писательскую карьеру Михаила Зощенко — больше его не публиковали. В 1955 году Зощенко подал заявление об уходе на пенсию — таким образом он фактически завершил карьеру писателя. Заявление рассмотрели и приняли только в 1958 году, за несколько дней до смерти автора. | ||
Писатель умер 22 июля 1958 года от острой сердечной недостаточности. Похоронен в Сестрорецке. | Писатель умер 22 июля 1958 года от острой сердечной недостаточности. Похоронен в Сестрорецке. | ||
Михаил Зощенко, продолжая традиции русской классической литературы, Гоголя, Лескова, Чехов, заложил основы советской сатирической юмористической литературы. Настоящую известность ему принесли миниатюрные комические шедевры о новом «маленьком человеке». В комических новеллах писателя отразилось мировоззрение простого обывателя постреволюционной России. | Михаил Зощенко, продолжая традиции русской классической литературы, Гоголя, Лескова, Чехов, заложил основы советской сатирической юмористической литературы. Настоящую известность ему принесли миниатюрные комические шедевры о новом «маленьком человеке». В комических новеллах писателя отразилось мировоззрение простого обывателя постреволюционной России. | ||
Строка 105: | Строка 145: | ||
*Зощенко, М. М. Рассказы для детей / Михаил Зощенко ; [предисл. В. Акимова] ; худож. М. Гуменюк. — Москва : Детская литература, 2020. — 203 с. : ил. — (Школьная библиотека). — Содерж.: разделы: Умные животные ; Попалась, которая кусалась ; Самое главное ; Лёля и Минька ; Я не виноват ; Интересный рассказ. | *Зощенко, М. М. Рассказы для детей / Михаил Зощенко ; [предисл. В. Акимова] ; худож. М. Гуменюк. — Москва : Детская литература, 2020. — 203 с. : ил. — (Школьная библиотека). — Содерж.: разделы: Умные животные ; Попалась, которая кусалась ; Самое главное ; Лёля и Минька ; Я не виноват ; Интересный рассказ. | ||
==Михаил Зощенко / Книги в | ==Михаил Зощенко / Книги в НЭБ.Дети== | ||
Зощенко, М. М. Чорт / Михаил Зощенко ; рисунки Н. Лапшина. — Текст : электронный. — Москва : Государственное издательство, 1928. — 8 с. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/29290#page/0/mode/2up Зощенко, М. М. Чорт] / Михаил Зощенко ; рисунки Н. Лапшина. — Текст : электронный. — Москва : Государственное издательство, 1928. — 8 с. | ||
Зощенко, М. М. Смешные рассказы / Михаил Зощенко. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — 12 с. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30364#page/0/mode/2up Зощенко, М. М. Смешные рассказы] / Михаил Зощенко. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — 12 с. | ||
Зощенко, М. М. Умные животные / Михаил Зощенко ; рис. Натана Альтмана. — Текст : электронный. — Ленинград: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939. — 19 с | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27642#page/0/mode/2up Зощенко, М. М. Умные животные] / Михаил Зощенко ; рис. Натана Альтмана. — Текст : электронный. — Ленинград: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939. — 19 с. | ||
==Диафильмы== | ==Диафильмы== | ||
Зощенко, М. М. В гостях у клоуна / М. Зощенко ; худож. Б. Калаушин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (34 кд.). | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44071#page/0/mode/2up Зощенко, М. М. В гостях у клоуна] / М. Зощенко ; худож. Б. Калаушин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (34 кд.). | ||
Зощенко, М. М. Самое главное / М. Зощенко ; худож. И. Большакова. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (39 кд.). | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36379#page/0/mode/2up Зощенко, М. М. Самое главное] / М. Зощенко ; худож. И. Большакова. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (39 кд.). | ||
Зощенко, М. М. Рассказы о Ленине / М. Зощенко ; художник Б. Гущин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1982. — 1 дф. (39 кд.) | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37538#page/0/mode/2up Зощенко, М. М. Рассказы о Ленине] / М. Зощенко ; художник Б. Гущин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1982. — 1 дф. (39 кд.). | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
Аулов, А. М. Рассказы М. Зощенко 20-х годов : Проблема жанра и стиля : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. — Москва, 1998. — 212 с. | *Аулов, А. М. Рассказы М. Зощенко 20-х годов : Проблема жанра и стиля : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. — Москва, 1998. — 212 с. | ||
Воспоминания о Михаиле Зощенко / [сост. и подгот. текста Ю. В. Томашевского]. — Санкт-Петербург : Худож. лит. С.-Петерб. отд-ние, 1995. — 606 с., [1] л. портр. | *Воспоминания о Михаиле Зощенко / [сост. и подгот. текста Ю. В. Томашевского]. — Санкт-Петербург : Худож. лит. С.-Петерб. отд-ние, 1995. — 606 с., [1] л. портр. | ||
Жолковский, А. К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия / А. К. Жолковский. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 391 с., [1] л. портр. — (Язык. Семиотика. Культура). | *Жолковский, А. К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия / А. К. Жолковский. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 391 с., [1] л. портр. — (Язык. Семиотика. Культура). | ||
Лицо и маска Михаила Зощенко : [сборник / сост. и публ. Ю. В. Томашевского]. — Москва : Ред.-произв. агентство «Олимп» : ППП, 1994. — 367 с. | *Лицо и маска Михаила Зощенко : [сборник / сост. и публ. Ю. В. Томашевского]. — Москва : Ред.-произв. агентство «Олимп» : ППП, 1994. — 367 с. | ||
Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : в 3 частях : ч. 3. — Москва : Либерея, 2000. — Из содерж.: Зощенко Михаил Михайлович: русский писатель. — С. 176–183. — Библиогр. | *Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : в 3 частях : ч. 3. — Москва : Либерея, 2000. — Из содерж.: Зощенко Михаил Михайлович: русский писатель. — С. 176–183. — Библиогр. | ||
Попов В. Г. Зощенко / Валерий Попов. — Москва : Молодая гвардия, 2015. — 528 с. — (Жизнь замечательных людей). | *Попов В. Г. Зощенко / Валерий Попов. — Москва : Молодая гвардия, 2015. — 528 с. — (Жизнь замечательных людей). | ||
Попов В. Г. Михаил Зощенко. Беспризорный гений / Валерий Попов. — Москва: АСТ, 2017. — 464 с. — (Тайны и загадки смерти великих людей). | *Попов В. Г. Михаил Зощенко. Беспризорный гений / Валерий Попов. — Москва: АСТ, 2017. — 464 с. — (Тайны и загадки смерти великих людей). | ||
Рубен, Б. С. Алиби Михаила Зощенко : повествование с документами / Бернгард Рубен. — Москва : Аграф, 2001. — 383 с. : ил. — (Символы времени). | *Рубен, Б. С. Алиби Михаила Зощенко : повествование с документами / Бернгард Рубен. — Москва : Аграф, 2001. — 383 с. : ил. — (Символы времени). | ||
Сарнов, Б. Пришествие капитана Лебядкина : Случай Зощенко / Бенедикт Сарнов. — Москва : ПИК : РИК «Культура», 1993. — 600 с. : ил. | *Сарнов, Б. Пришествие капитана Лебядкина : Случай Зощенко / Бенедикт Сарнов. — Москва : ПИК : РИК «Культура», 1993. — 600 с. : ил. | ||
Старков, А. Н. Юмор Зощенко / А. Н. Старков. — Москва : Худож. лит., 1974. — 158 с., 1 л. портр. | *Старков, А. Н. Юмор Зощенко / А. Н. Старков. — Москва : Худож. лит., 1974. — 158 с., 1 л. портр. | ||
Томашевский, Ю. В. «Литература — производство опасное...». М. Зощенко: жизнь, творчество, судьба / Ю. В. Томашевский ; [сост. Т. И. Томашевская]. — Москва : Индрик, 2004. — 262 с., [6] л. портр., факс. | *Томашевский, Ю. В. «Литература — производство опасное...». М. Зощенко: жизнь, творчество, судьба / Ю. В. Томашевский ; [сост. Т. И. Томашевская]. — Москва : Индрик, 2004. — 262 с., [6] л. портр., факс. | ||
Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко / М. Чудакова. — Москва : Наука, 1979. — 200 с., 1 л. портр. — (Литературоведение и языкознание). | *Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко / М. Чудакова. — Москва : Наука, 1979. — 200 с., 1 л. портр. — (Литературоведение и языкознание). | ||
Янышев, С. Михаил Михайлович Зощенко : (1894–1958) / С. Янышев // Антология мировой детской литературы. Т. 3. — Москва : АВАНТА+. — 2002. — С. 255–257. | *Янышев, С. Михаил Михайлович Зощенко : (1894–1958) / С. Янышев // Антология мировой детской литературы. Т. 3. — Москва : АВАНТА+. — 2002. — С. 255–257. | ||
*Безносов, Э. Л. Новая историческая действительность и «новый человек» и их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века : сатирические образы «новых людей в рассказах Зощенко» / Э. Л. Безносов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2004. — 1–7 нояб. — С. 26–30. | |||
Безносов, Э. Л. Новая историческая действительность и «новый человек» и их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века : сатирические образы «новых людей в рассказах Зощенко» / Э. Л. Безносов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2004. — 1–7 нояб. — С. 26–30. | *Блюм, А. Берегите Зощенко : подцензурная судьба писателя после августа 1946-го / А. Блюм // Звезда. — 2004. — № 8. — С. 128–137. | ||
Блюм, А. Берегите Зощенко : подцензурная судьба писателя после августа 1946-го / А. Блюм // Звезда. — 2004. — № 8. — С. 128–137. | *Миркин, Я. Михаил Зощенко. Перед восходом : писатель, награжденный пятью боевыми орденами, даже во тьме стремился увидеть солнце / Яков Миркин // Родина. — 2018. — № 11. — С. 14–16. — (100 лет окончанию Первой мировой войны) (Судьба). | ||
Миркин, Я. Михаил Зощенко. Перед восходом : писатель, награжденный пятью боевыми орденами, даже во тьме стремился увидеть солнце / Яков Миркин // Родина. — 2018. — № 11. — С. 14–16. — (100 лет окончанию Первой мировой войны) (Судьба). | *Муромский, В. П. Гордое и печальное имя Зощенко : писатель в зеркале критики / В. П. Муромский // Литература в школе. — 2008. — № 12. — С. 17–20. | ||
Муромский, В. П. Гордое и печальное имя Зощенко : писатель в зеркале критики / В. П. Муромский // Литература в школе. — 2008. — № 12. — С. 17–20. | *Сарнов, Б. Случай Зощенко / Б. Сарнов, Е. Чуковская // Юность. — 1988. — № 8. — С. 69–86. | ||
Сарнов, Б. Случай Зощенко / Б. Сарнов, Е. Чуковская // Юность. — 1988. — № 8. — С. 69–86. | *Сухих, И. Н. Из гоголевской шинели : [о творчестве М. М. Зощенко] / И. Н. Сухих // Сентиментальные повести / М. М. Зощенко. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2003. — С. 5–22. | ||
Сухих, И. Н. Из гоголевской шинели : [о творчестве М. М. Зощенко] / И. Н. Сухих // Сентиментальные повести / М. М. Зощенко. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2003. — С. 5–22. | *Томашевский, Ю. О Михаиле Зощенко / Ю. Томашевский // Рассказы для детей / М. М. Зощенко ; худож. Н. В. Беланов, М. А. Скобелев. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — С. 5–8. | ||
Томашевский, Ю. О Михаиле Зощенко / Ю. Томашевский // Рассказы для детей / М. М. Зощенко ; худож. Н. В. Беланов, М. А. Скобелев. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — С. 5–8. | *Фомин, Д. В. Издания М. М. Зощенко 1920-х гг. и их графическое оформление / Д. В. Фомин // Библиотековедение. — 2017. — Т. 66, № 5. — С. 531–538. — (Книга — Чтение — Читатель). — Библиогр.: с. 537 (5 назв.). | ||
Фомин, Д. В. Издания М. М. Зощенко 1920-х гг. и их графическое оформление / Д. В. Фомин // Библиотековедение. — 2017. — Т. 66, № 5. — С. 531–538. — (Книга — Чтение — Читатель). — Библиогр.: с. 537 (5 назв. | |||
==Экранизации== | ==Экранизации== | ||
Преступление и наказание. Художественный фильм. Реж. П. Коломойцев, авторы сценария М. Зощенко, И. Попов. Ленинградская «киностудия “Малых форм”». СССР, 1940. | *Преступление и наказание. Художественный фильм. Реж. П. Коломойцев, авторы сценария М. Зощенко, И. Попов. Ленинградская «киностудия “Малых форм”». СССР, 1940. | ||
Серенада. Художественный фильм. Реж. К. Хотивари, авторы сценария К. Хотивари и Р. Габриадзе. Студия Грузинское телевидение. СССР, 1968. | *Серенада. Художественный фильм. Реж. К. Хотивари, авторы сценария К. Хотивари и Р. Габриадзе. Студия Грузинское телевидение. СССР, 1968. | ||
На ясный огонь. Художественный фильм. Реж. В. Кольцов, авторы сценария Э. Смирнов и С. Тарасов. Студия «Мосфильм». СССР, 1975. | *На ясный огонь. Художественный фильм. Реж. В. Кольцов, авторы сценария Э. Смирнов и С. Тарасов. Студия «Мосфильм». СССР, 1975. | ||
Не может быть! Художественный фильм. Реж. Л. Гайдай, авторы сценария В. Бахнов и Л. Гайдай. Студия «Мосфильм». Фильм. СССР, 1975. | *Не может быть! Художественный фильм. Реж. Л. Гайдай, авторы сценария В. Бахнов и Л. Гайдай. Студия «Мосфильм». Фильм. СССР, 1975. | ||
Безумный день инженера Баркасова. Художественный фильм. Реж. Н. Лырчиков, автор сценария А. Хмелик. Киностудия им. М. Горького. СССР, 1983. | *Безумный день инженера Баркасова. Художественный фильм. Реж. Н. Лырчиков, автор сценария А. Хмелик. Киностудия им. М. Горького. СССР, 1983. | ||
Золотые слова. Мультфильм Реж. Ю. Калишер, автор сценария О. Егоров. Творческое объединение «Экран».. Россия, 1989. | *Золотые слова. Мультфильм Реж. Ю. Калишер, автор сценария О. Егоров. Творческое объединение «Экран».. Россия, 1989. | ||
Тюк! Мультфильм Реж. Ю. Калишер, автор сценария О. Егоров. Творческое объединение «Экран». Россия, 1990. | *Тюк! Мультфильм Реж. Ю. Калишер, автор сценария О. Егоров. Творческое объединение «Экран». Россия, 1990. | ||
Истинные происшествия, или Безумный день монтёра. Художественный фильм. Реж. Мурад Ибрагимбеков, автор сценария Я. Сергиева. Телекомпания «АГА». Россия, 2000. | *Истинные происшествия, или Безумный день монтёра. Художественный фильм. Реж. Мурад Ибрагимбеков, автор сценария Я. Сергиева. Телекомпания «АГА». Россия, 2000. | ||
Последняя «Милая Болгария» (по мотивам автобиографической повести М. Зощенко «Перед восходом солнца»). Художественный фильм. Совместное производство кинокомпаний «29 февраля» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ[1]. Премьера. Реж. А. Федорченко, авторы сценария А. Федорченко и Л. Канашова. Кинокомпании «29 февраля» и «САГа». Россия, 2019. | *Последняя «Милая Болгария» (по мотивам автобиографической повести М. Зощенко «Перед восходом солнца»). Художественный фильм. Совместное производство кинокомпаний «29 февраля» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ[1]. Премьера. Реж. А. Федорченко, авторы сценария А. Федорченко и Л. Канашова. Кинокомпании «29 февраля» и «САГа». Россия, 2019. | ||
==Награды, премии== | ==Награды, премии== | ||
1939 — Орден Трудового Красного Знамени. | *1939 — Орден Трудового Красного Знамени. | ||
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». | *1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». | ||
==Музеи, памятники== | ==Музеи, памятники== | ||
Музей-квартира М. М. Зощенко : сайт | *Музей-квартира М. М. Зощенко : сайт. | ||
Библиотека имени М. М. Зощенко : сайт | *Библиотека имени М. М. Зощенко : сайт. — Текст. Изображение : электронные. | ||
Музейная экспозиция «Жизнь и творчество Михаила Зощенко», г. Сестрорецк. — Текст. Изображение : электронные | *Музейная экспозиция «Жизнь и творчество Михаила Зощенко», г. Сестрорецк. — Текст. Изображение : электронные | ||
==См. также== | |||
*[[Аверченко Аркадий Тимофеевич]] | |||
*[[Вампилов Александр Валентинович]] | |||
*[[Грин Александр Степанович]] | |||
*[[Голявкин Виктор Владимирович]] | |||
*[[Житков Борис Степанович]] | |||
*[[Конецкий Виктор Викторович]] | |||
*[[Куприн Александр Иванович]] | |||
*[[Маршак Самуил Яковлевич]] | |||
*[[Паустовский Константин Георгиевич]] | |||
*[[Тэффи]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |