44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Эдвард Ардиззон родился 10 октября 1900 года в городе Хайфон (Французский Индокитай, провинция Тонкин, нынешний Вьетнам). Огюст Ардиззон, отец Эдварда, родившийся в Алжире итальянец, был гражданином Франции, работал в гражданских и коммерческих структурах во французских колониях. Мать Маргарет Ирвинг была дочерью британского высокопоставленного чиновника колонии Стрейтс-Сетлментс (нынешний Сингапур — центр этого колониального владения британской короны). Эдвард был старшим из пятерых детей четы Ардиззон. | Эдвард Ардиззон родился 10 октября 1900 года в городе Хайфон (Французский Индокитай, провинция Тонкин, нынешний Вьетнам). Огюст Ардиззон, отец Эдварда, родившийся в Алжире итальянец, был гражданином Франции, работал в гражданских и коммерческих структурах во французских колониях. Мать Маргарет Ирвинг была дочерью британского высокопоставленного чиновника колонии Стрейтс-Сетлментс (нынешний Сингапур — центр этого колониального владения британской короны). Эдвард был старшим из пятерых детей четы Ардиззон. | ||
В 1905 году мать привезла троих старших детей, в том числе Эдварда, в Суффолк, к бабушке, чтобы дети могли пойти учиться в английскую школу, а отец — продолжать карьеру в колониях. Долгое морское путешествие произвело на мальчика сильнейшее впечатление, память о нем осталась с Ардиззоном навсегда. | В 1905 году мать привезла троих старших детей, в том числе Эдварда, в Суффолк, к бабушке, чтобы дети могли пойти учиться в английскую школу, а отец — продолжать карьеру в колониях. Долгое морское путешествие произвело на мальчика сильнейшее впечатление, память о нем осталась с Ардиззоном навсегда. | ||
Благодаря бабушке Эдвард получил начальное образование дома, а в 1909–1912 годы посещал школу в Ипсвиче. В школу Эдвард и его двоюродный брат Артур ездили на велосипедах. В 1913 году Эдвард поступил в школу-интернат «Клейсмор» в Пэнгборне. В целом он учился не очень хорошо, но преуспевал в рисовании. Затем Эдвард стал учеником Винчестерской школы-пансиона для мальчиков; в этот период у Эдварда был домашний учитель — писатель Десмонд Коук (1879–1931), автор романа «The Bending of a Twig». | Благодаря бабушке Эдвард получил начальное образование дома, а в 1909–1912 годы посещал школу в Ипсвиче. В школу Эдвард и его двоюродный брат Артур ездили на велосипедах. В 1913 году Эдвард поступил в школу-интернат «Клейсмор» в Пэнгборне. В целом он учился не очень хорошо, но преуспевал в рисовании. Затем Эдвард стал учеником Винчестерской школы-пансиона для мальчиков; в этот период у Эдварда был домашний учитель — писатель Десмонд Коук (1879–1931), автор романа «The Bending of a Twig». | ||
Эдвард Ардиззон бросил школу в 1918 году и дважды безуспешно пытался завербоваться в британскую армию. Одной из причин отказа было отсутствие у юноши британского паспорта (его Эдвард получил в 1922 году). Потеряв надежду стать солдатом, Ардиззон уехал в Бат и поступил в колледж Каннинга (Canning’s College), где полгода изучал коммерцию. В 1919–1926 годах он работал клерком, сменив несколько компаний. Дольше всего — шесть лет — Ардиззон прослужил в компании «Eastern Telegraph Co.». | Эдвард Ардиззон бросил школу в 1918 году и дважды безуспешно пытался завербоваться в британскую армию. Одной из причин отказа было отсутствие у юноши британского паспорта (его Эдвард получил в 1922 году). Потеряв надежду стать солдатом, Ардиззон уехал в Бат и поступил в колледж Каннинга (Canning’s College), где полгода изучал коммерцию. | ||
В 1919–1926 годах он работал клерком, сменив несколько компаний. Дольше всего — шесть лет — Ардиззон прослужил в компании «Eastern Telegraph Co.». | |||
Выполняя бумажную и административную работу, Эдвард находил возможность рисовать в течение дня, а по вечерам посещал занятия в Вестминстерской школе искусств (Westminster School of Art), где уделял особое внимание акварельному рисунку. Никакого другого официального художественного образования Ардиззон не получил. | Выполняя бумажную и административную работу, Эдвард находил возможность рисовать в течение дня, а по вечерам посещал занятия в Вестминстерской школе искусств (Westminster School of Art), где уделял особое внимание акварельному рисунку. Никакого другого официального художественного образования Ардиззон не получил. | ||
В 1927 году Эдвард к огромному неудовольствию родителей бросил службу, приносившую небольшой, но стабильный доход, чтобы рисовать профессионально. | В 1927 году Эдвард к огромному неудовольствию родителей бросил службу, приносившую небольшой, но стабильный доход, чтобы рисовать профессионально. | ||
Первой крупной работой Ардиззона в качестве художника стали иллюстрации к книге: J. S. Le Fanu «In a Glass Darkly» (1929). Ардиззон продемонстрировал художественный стиль, которого придерживался на протяжении всей жизни: линии решительные и щедрые, но при этом точные и гибкие; образы одновременно беззаботные и уверенные; очевидное сопереживание автора своим персонажам. Ардиззон работал и как рекламный художник (сотрудничал с производителем виски «Johnnie Walker»), выполнял иллюстрации для журнала «Punch», рисовал обложки для журнала «Radio Times» и др. | Первой крупной работой Ардиззона в качестве художника стали иллюстрации к книге: J. S. Le Fanu «In a Glass Darkly» (1929). Ардиззон продемонстрировал художественный стиль, которого придерживался на протяжении всей жизни: линии решительные и щедрые, но при этом точные и гибкие; образы одновременно беззаботные и уверенные; очевидное сопереживание автора своим персонажам. Ардиззон работал и как рекламный художник (сотрудничал с производителем виски «Johnnie Walker»), выполнял иллюстрации для журнала «Punch», рисовал обложки для журнала «Radio Times» и др. | ||
В 1930 году в Лондоне, в галерее Блумсбери (Bloomsbury Gallery), состоялась первая персональная выставка Эдварда Ардиззона. Экспонировались акварели, основной темой которых была городская жизнь. Для художника, не получившего академического образования, эта выставка имела особое значение. В этом же году брат Эдварда, Дэвид, арендовал дом в небольшом приморском городке Кингсдауне. В таком же доме Эдвард Ардиззон вскоре «поселил» родителей Тима, героя прославившей своего создателя серии авторских книг о приключениях маленького юнги. | В 1930 году в Лондоне, в галерее Блумсбери (Bloomsbury Gallery), состоялась первая персональная выставка Эдварда Ардиззона. Экспонировались акварели, основной темой которых была городская жизнь. Для художника, не получившего академического образования, эта выставка имела особое значение. В этом же году брат Эдварда, Дэвид, арендовал дом в небольшом приморском городке Кингсдауне. В таком же доме Эдвард Ардиззон вскоре «поселил» родителей Тима, героя прославившей своего создателя серии авторских книг о приключениях маленького юнги. | ||
Историю о мальчике по имени Тим, который мечтал стать моряком, Эдвард Ардиззон придумал для своих детей. Позже художник вспоминал, что детям история очень понравилась, они просили рассказывать её снова и снова и при этом постоянно вносили в неё свои изменения. Когда все соавторы пришли к согласию по поводу героев и сюжета, а Ардиззон нарисовал соответствующие картинки, появилась книга «Тим и отважный капитан» («Little Tim and the Brave Sea Captain»), выстроенная по классическим канонам приключенческой литературы: герой, следуя за своей мечтой, сбегает из дома. Издать книгу сразу не удалось. Дело сдвинулось с мёртвой точки благодаря помощи старого друга, работавшего в оксфордском издательстве «Clarendon Press»: тот предложил книгу нью-йоркскому отделению Издательства Оксфордского университета («Oxford University Press»). Книга вышла из печати в 1936 году и сразу завоевала любовь юных читателей. | Историю о мальчике по имени Тим, который мечтал стать моряком, Эдвард Ардиззон придумал для своих детей. Позже художник вспоминал, что детям история очень понравилась, они просили рассказывать её снова и снова и при этом постоянно вносили в неё свои изменения. Когда все соавторы пришли к согласию по поводу героев и сюжета, а Ардиззон нарисовал соответствующие картинки, появилась книга «Тим и отважный капитан» («Little Tim and the Brave Sea Captain»), выстроенная по классическим канонам приключенческой литературы: герой, следуя за своей мечтой, сбегает из дома. Издать книгу сразу не удалось. Дело сдвинулось с мёртвой точки благодаря помощи старого друга, работавшего в оксфордском издательстве «Clarendon Press»: тот предложил книгу нью-йоркскому отделению Издательства Оксфордского университета («Oxford University Press»). Книга вышла из печати в 1936 году и сразу завоевала любовь юных читателей. | ||
Вторая книга Ардиззона — «Lucy Brown and Mr. Grimes» (1937) — рассказывала о дружбе девочки-сироты Люси и одинокого старика мистера Граймса. | Вторая книга Ардиззона — «Lucy Brown and Mr. Grimes» (1937) — рассказывала о дружбе девочки-сироты Люси и одинокого старика мистера Граймса. | ||
Книга понравилась детям, но вызвала вопросы у многих взрослых, включая библиотекарей, а потому была исключена из круга издаваемой литературы и в Великобритании, и в США. Только в 1970 году вышла существенно изменённая автором (переписанная и перерисованная) версия давней истории. | Книга понравилась детям, но вызвала вопросы у многих взрослых, включая библиотекарей, а потому была исключена из круга издаваемой литературы и в Великобритании, и в США. Только в 1970 году вышла существенно изменённая автором (переписанная и перерисованная) версия давней истории. | ||
Люси стала героиней книги «Tim and Lucy go to Sea» (1938), третьей авторской книги Ардиззона и второй — о Тиме. | Люси стала героиней книги «Tim and Lucy go to Sea» (1938), третьей авторской книги Ардиззона и второй — о Тиме. | ||
Книги о морских приключениях маленького юнги Тима были не единственными, но самыми удачными и популярными у читателей произведениями Эдварда Ардиззона. Всего об этом герое Ардиззон написал одиннадцать книг и сам их проиллюстрировал. А книге «Тим остался один» («Tim all alone», 1956) была присуждена самая первая медаль Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal), учреждённая в 1955 году, чтобы ежегодно отмечать лучшего британского художника детской книги. Завершили серию о Тиме книги «Tim's last voyage» (1972) и «Ship's cook Ginger» (1977). | Книги о морских приключениях маленького юнги Тима были не единственными, но самыми удачными и популярными у читателей произведениями Эдварда Ардиззона. Всего об этом герое Ардиззон написал одиннадцать книг и сам их проиллюстрировал. А книге «Тим остался один» («Tim all alone», 1956) была присуждена самая первая медаль Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal), учреждённая в 1955 году, чтобы ежегодно отмечать лучшего британского художника детской книги. Завершили серию о Тиме книги «Tim's last voyage» (1972) и «Ship's cook Ginger» (1977). | ||
Одновременно с созданием своих книг Эдвард Ардиззон продолжал иллюстрировать книги других авторов, включая произведения мировой классики. | Одновременно с созданием своих книг Эдвард Ардиззон продолжал иллюстрировать книги других авторов, включая произведения мировой классики. | ||
Тем временем из-за агрессивных действий гитлеровской Германии и её союзников в Европе нарастала военная угроза. 1 сентября 1939 года Эдварда Ардиззона призвали в армию, а в декабре присвоили звание 2-го лейтенанта. В феврале 1940 года Ардиззон был назначен официальным военным художником (Official War Artist) и в конце марта отправлен во Францию с британскими экспедиционными силами, чтобы зарисовывать происходящее. В 1941 году была издана книга с рисунками, сделанными в 1940 году во Франции и Бельгии: E. Ardizzone «Baggage to the enemy». В 1942–1943 годах Ардиззон находился в Северной Африке, затем — на Сицилии и в Италии. В 1944 году Ардиззон участвовал в высадке британских и американских войск в Нормандии, затем служил в Германии. Демобилизовался 1 сентября 1945 года. | Тем временем из-за агрессивных действий гитлеровской Германии и её союзников в Европе нарастала военная угроза. 1 сентября 1939 года Эдварда Ардиззона призвали в армию, а в декабре присвоили звание 2-го лейтенанта. В феврале 1940 года Ардиззон был назначен официальным военным художником (Official War Artist) и в конце марта отправлен во Францию с британскими экспедиционными силами, чтобы зарисовывать происходящее. В 1941 году была издана книга с рисунками, сделанными в 1940 году во Франции и Бельгии: E. Ardizzone «Baggage to the enemy». В 1942–1943 годах Ардиззон находился в Северной Африке, затем — на Сицилии и в Италии. В 1944 году Ардиззон участвовал в высадке британских и американских войск в Нормандии, затем служил в Германии. Демобилизовался 1 сентября 1945 года. | ||
После войны Эдвард Ардиззон вернулся к прежней работе художника-фрилансера: создавал рекламные материалы для киностудии «Ealing film studios» и компании «Guinness», рисовал обложки для журнала «The Strand Magazine», продолжал писать и иллюстрировать книги. В первые послевоенные годы вышли книги с иллюстрациями Ардиззона и его авторские книги: W. De la Mare «Peacock pie: a book of rhymes» (1946), Е. Ardizzon «Nicholas and the Fast-Moving Diesel» ([1947]), Е. Ardizzon «Paul, the Hero of the Fire» (1948), С. Дей Льюис «Происшествие в Оттербери» (С. Day Lewis «The Otterbury Incident», 1948) и др. Кроме того, в 1948 году Ардиззон начал преподавательскую деятельность, от которой отказался только в 1960 году. | После войны Эдвард Ардиззон вернулся к прежней работе художника-фрилансера: создавал рекламные материалы для киностудии «Ealing film studios» и компании «Guinness», рисовал обложки для журнала «The Strand Magazine», продолжал писать и иллюстрировать книги. В первые послевоенные годы вышли книги с иллюстрациями Ардиззона и его авторские книги: W. De la Mare «Peacock pie: a book of rhymes» (1946), Е. Ardizzon «Nicholas and the Fast-Moving Diesel» ([1947]), Е. Ardizzon «Paul, the Hero of the Fire» (1948), С. Дей Льюис «Происшествие в Оттербери» (С. Day Lewis «The Otterbury Incident», 1948) и др. Кроме того, в 1948 году Ардиззон начал преподавательскую деятельность, от которой отказался только в 1960 году. | ||
В 1952 году Эдвард Ардиззон создал большой алтарный образ для церкви Богоматери на горе Кармель в старинном британском приморском городке Фавершем. В этом же году Ардиззон принял участие в программе ЮНЕСКО по сохранению и развитию культурного наследия Индии: он уехал в эту бывшую британскую колонию, где, в частности, помогал обучать индийских преподавателей художественных школ технике шелкографии. Об этом коротком, но интересном периоде своей жизни он написал книгу: Е. Ardizzone. «Indian Diary. 1952–53» (1984). Когда Эдвард Ардиззон вернулся из Индии, его пригласили выполнить акварельные рисунки на церемонии коронации Елизаветы II. | В 1952 году Эдвард Ардиззон создал большой алтарный образ для церкви Богоматери на горе Кармель в старинном британском приморском городке Фавершем. В этом же году Ардиззон принял участие в программе ЮНЕСКО по сохранению и развитию культурного наследия Индии: он уехал в эту бывшую британскую колонию, где, в частности, помогал обучать индийских преподавателей художественных школ технике шелкографии. Об этом коротком, но интересном периоде своей жизни он написал книгу: Е. Ardizzone. «Indian Diary. 1952–53» (1984). Когда Эдвард Ардиззон вернулся из Индии, его пригласили выполнить акварельные рисунки на церемонии коронации Елизаветы II. | ||
Большой удачей Ардиззон считал совместную работу с Элинор Фарджон, обладательницей первой Золотой медали им. Х. К. Андерсена. Ардиззон проиллюстрировал её книгу «The little bookroom», вышедшую в 1955 году. В дальнейшем Ардиззон выполнил рисунки для нескольких книг знаменитой британской писательницы: Е. Farjeon «Jim at the corner» (1958), Е. Farjeon «Italian peepshow» (1960), Е. Farjeon «Mrs Malone» (1962), Е. Farjeon «Kaleidoscope» (1963), Е. Farjeon «The old nurse's stocking-basket» (1965). | Большой удачей Ардиззон считал совместную работу с Элинор Фарджон, обладательницей первой Золотой медали им. Х. К. Андерсена. Ардиззон проиллюстрировал её книгу «The little bookroom», вышедшую в 1955 году. В дальнейшем Ардиззон выполнил рисунки для нескольких книг знаменитой британской писательницы: Е. Farjeon «Jim at the corner» (1958), Е. Farjeon «Italian peepshow» (1960), Е. Farjeon «Mrs Malone» (1962), Е. Farjeon «Kaleidoscope» (1963), Е. Farjeon «The old nurse's stocking-basket» (1965). | ||
В 1959 году Эдвард Ардиззон вновь номинировался на медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации к книге: J. Reeves «Titus in trouble». На сей раз он оказался вторым, а победил Уильям Стоббс (William Stobbs) с иллюстрациями к книгам: A. Chekhov «Kashtanka» и R. Manning-Sanders «A Bundle of Ballads». | В 1959 году Эдвард Ардиззон вновь номинировался на медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации к книге: J. Reeves «Titus in trouble». На сей раз он оказался вторым, а победил Уильям Стоббс (William Stobbs) с иллюстрациями к книгам: A. Chekhov «Kashtanka» и R. Manning-Sanders «A Bundle of Ballads». | ||
Среди других работ Эдварда Ардиззона художественная критика выделяет иллюстрации к книгам: E. Graham «J. M. Barrie's Peter Pan: the story of the play» (1962), С. King «Stig of the dump» (1963), N. Langley «The Land of Green Ginger» (1966). | Среди других работ Эдварда Ардиззона художественная критика выделяет иллюстрации к книгам: E. Graham «J. M. Barrie's Peter Pan: the story of the play» (1962), С. King «Stig of the dump» (1963), N. Langley «The Land of Green Ginger» (1966). | ||
Морис Сендак, автор знаменитой книги «Там, где живут чудовища» («The loved Where the Wild Things Are», 1963), в 1967 году писал, что рисунки Ардиззона — это «очаровательный пример различных и уникальных способностей <…> художника, который, возможно, является высшим современным примером подлинного иллюстратора. Он творит лёгкую магию, <…> и эти акварели. <…> — которые выглядят небрежными для тупоголовых, — одни из <…> лучших». Другие критики отмечали растущее влияние Ардиззона на молодых британских художников-иллюстраторов и тот факт, что его работы меняют существующую концепцию иллюстрирования детской книги. | Морис Сендак, автор знаменитой книги «Там, где живут чудовища» («The loved Where the Wild Things Are», 1963), в 1967 году писал, что рисунки Ардиззона — это «очаровательный пример различных и уникальных способностей <…> художника, который, возможно, является высшим современным примером подлинного иллюстратора. Он творит лёгкую магию, <…> и эти акварели. <…> — которые выглядят небрежными для тупоголовых, — одни из <…> лучших». Другие критики отмечали растущее влияние Ардиззона на молодых британских художников-иллюстраторов и тот факт, что его работы меняют существующую концепцию иллюстрирования детской книги. | ||
Знаком признания профессионализма Ардиззона-художника стало его избрание в 1970 году действительным членом Королевской академии художеств. В 1971 году за вклад в развитие британского искусства Ардиззон стал командором ордена Британской империи (CBE RA). В 1974 году Ардиззона избрали Королевским дизайнером в промышленности (Royal Designer in Industry). | Знаком признания профессионализма Ардиззона-художника стало его избрание в 1970 году действительным членом Королевской академии художеств. В 1971 году за вклад в развитие британского искусства Ардиззон стал командором ордена Британской империи (CBE RA). В 1974 году Ардиззона избрали Королевским дизайнером в промышленности (Royal Designer in Industry). | ||
В 1970-е годы вышли книги с рисунками Ардиззона, которые также высоко оценены художественной критикой и коллегами по цеху: E. Estes «The tunnel of Hugsy Goode» (1972), G. Greene «The Little Fire Engine» (1973) и — особенно — D. Thomas «A child's Christmas in Wales» (1978). | В 1970-е годы вышли книги с рисунками Ардиззона, которые также высоко оценены художественной критикой и коллегами по цеху: E. Estes «The tunnel of Hugsy Goode» (1972), G. Greene «The Little Fire Engine» (1973) и — особенно — D. Thomas «A child's Christmas in Wales» (1978). | ||
Ардиззон был необыкновенно трудолюбив: за свою жизнь он написал и проиллюстрировал около двухсот книг, а общее количество выполненных им рисунков превышает четыре сотни. В университетском музее Ashmolean Museum (Оксфорд) хранятся шестьдесят четыре альбома с рисунками Ардиззона. | Ардиззон был необыкновенно трудолюбив: за свою жизнь он написал и проиллюстрировал около двухсот книг, а общее количество выполненных им рисунков превышает четыре сотни. В университетском музее Ashmolean Museum (Оксфорд) хранятся шестьдесят четыре альбома с рисунками Ардиззона. | ||
Эдвард Ардиззон умер от сердечного приступа 8 ноября 1979 года в своём доме в деревне Родмершем-Грин, графство Кент. Его последней работой стал сборник сказок «Ardizzone's English fairy tales: selected and illustrated by Edward Ardizzone»; книга увидела свет в 1980 году, вскоре после смерти автора. | Эдвард Ардиззон умер от сердечного приступа 8 ноября 1979 года в своём доме в деревне Родмершем-Грин, графство Кент. Его последней работой стал сборник сказок «Ardizzone's English fairy tales: selected and illustrated by Edward Ardizzone»; книга увидела свет в 1980 году, вскоре после смерти автора. | ||
Ардиззон и сегодня остаётся одним из самых любимых авторов английских детей. Многие его книги регулярно издаются. Наибольшую популярность сохраняют книги о морских приключениях маленького юнги Тима. В них Ардиззон-писатель проявил себя мастером захватывающих детское воображение историй, полных опасностей и подвигов. А его динамичные рисунки, передающие мимику и выражение лиц персонажей, очень хорошо воспринимаются маленькими читателями. В 2005 году, в дни празднования 50-летия со дня учреждения медали Кейт Гринуэй книга «Tim all alone» была включена в список десяти лучших книг — обладателей этой награды. | Ардиззон и сегодня остаётся одним из самых любимых авторов английских детей. Многие его книги регулярно издаются. Наибольшую популярность сохраняют книги о морских приключениях маленького юнги Тима. В них Ардиззон-писатель проявил себя мастером захватывающих детское воображение историй, полных опасностей и подвигов. А его динамичные рисунки, передающие мимику и выражение лиц персонажей, очень хорошо воспринимаются маленькими читателями. В 2005 году, в дни празднования 50-летия со дня учреждения медали Кейт Гринуэй книга «Tim all alone» была включена в список десяти лучших книг — обладателей этой награды. | ||
В 2007 году на стене дома, где жил Эдвард Ардиззон (Элджин-авеню, 130, Мейда-Вейл, Лондон), была установлена Голубая табличка (Blue plaque), мемориальная доска, размещаемая в Великобритании в общественном месте, чтобы отметить связь данного места, объекта или здания с известным человеком. | В 2007 году на стене дома, где жил Эдвард Ардиззон (Элджин-авеню, 130, Мейда-Вейл, Лондон), была установлена Голубая табличка (Blue plaque), мемориальная доска, размещаемая в Великобритании в общественном месте, чтобы отметить связь данного места, объекта или здания с известным человеком. | ||
В России первая книга с иллюстрациями Эдварда Ардиззона (К.Брэнд «Няня Матильда») вышла в 2012 году, но, как и во всём мире, в нашей стране больше всего любят книги о приключениях маленького юнги Тима. В 2013 году издательство «Мелик-Пашаев» впервые на русском языке выпустило пять книг, составивших небольшую серию «Морские приключения Тима». | В России первая книга с иллюстрациями Эдварда Ардиззона (К.Брэнд «Няня Матильда») вышла в 2012 году, но, как и во всём мире, в нашей стране больше всего любят книги о приключениях маленького юнги Тима. В 2013 году издательство «Мелик-Пашаев» впервые на русском языке выпустило пять книг, составивших небольшую серию «Морские приключения Тима». | ||