Ардиззон Эдвард: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:


Эдвард Ардиззон родился 10 октября 1900 года в городе Хайфон (Французский Индокитай, провинция Тонкин, нынешний Вьетнам). Огюст Ардиззон, отец Эдварда, родившийся в Алжире итальянец, был гражданином Франции, работал в гражданских и коммерческих структурах во французских колониях. Мать Маргарет Ирвинг была дочерью британского высокопоставленного чиновника колонии Стрейтс-Сетлментс (нынешний Сингапур — центр этого колониального владения британской короны). Эдвард был старшим из пятерых детей четы Ардиззон.
Эдвард Ардиззон родился 10 октября 1900 года в городе Хайфон (Французский Индокитай, провинция Тонкин, нынешний Вьетнам). Огюст Ардиззон, отец Эдварда, родившийся в Алжире итальянец, был гражданином Франции, работал в гражданских и коммерческих структурах во французских колониях. Мать Маргарет Ирвинг была дочерью британского высокопоставленного чиновника колонии Стрейтс-Сетлментс (нынешний Сингапур — центр этого колониального владения британской короны). Эдвард был старшим из пятерых детей четы Ардиззон.
В 1905 году мать привезла троих старших детей, в том числе Эдварда, в Суффолк, к бабушке, чтобы дети могли пойти учиться в английскую школу, а отец — продолжать карьеру в колониях. Долгое морское путешествие произвело на мальчика сильнейшее впечатление, память о нем осталась с Ардиззоном навсегда.
В 1905 году мать привезла троих старших детей, в том числе Эдварда, в Суффолк, к бабушке, чтобы дети могли пойти учиться в английскую школу, а отец — продолжать карьеру в колониях. Долгое морское путешествие произвело на мальчика сильнейшее впечатление, память о нем осталась с Ардиззоном навсегда.
Благодаря бабушке Эдвард получил начальное образование дома, а в 1909–1912 годы посещал школу в Ипсвиче. В школу Эдвард и его двоюродный брат Артур ездили на велосипедах. В 1913 году Эдвард поступил в школу-интернат «Клейсмор» в Пэнгборне. В целом он учился не очень хорошо, но преуспевал в рисовании. Затем Эдвард стал учеником Винчестерской школы-пансиона для мальчиков; в этот период у Эдварда был домашний учитель — писатель Десмонд Коук (1879–1931), автор романа «The Bending of a Twig».
Благодаря бабушке Эдвард получил начальное образование дома, а в 1909–1912 годы посещал школу в Ипсвиче. В школу Эдвард и его двоюродный брат Артур ездили на велосипедах. В 1913 году Эдвард поступил в школу-интернат «Клейсмор» в Пэнгборне. В целом он учился не очень хорошо, но преуспевал в рисовании. Затем Эдвард стал учеником Винчестерской школы-пансиона для мальчиков; в этот период у Эдварда был домашний учитель — писатель Десмонд Коук (1879–1931), автор романа «The Bending of a Twig».
Эдвард Ардиззон бросил школу в 1918 году и дважды безуспешно пытался завербоваться в британскую армию. Одной из причин отказа было отсутствие у юноши британского паспорта (его Эдвард получил в 1922 году). Потеряв надежду стать солдатом, Ардиззон уехал в Бат и поступил в колледж Каннинга (Canning’s College), где полгода изучал коммерцию. В 1919–1926 годах он работал клерком, сменив несколько компаний. Дольше всего — шесть лет — Ардиззон прослужил в компании «Eastern Telegraph Co.».
Эдвард Ардиззон бросил школу в 1918 году и дважды безуспешно пытался завербоваться в британскую армию. Одной из причин отказа было отсутствие у юноши британского паспорта (его Эдвард получил в 1922 году). Потеряв надежду стать солдатом, Ардиззон уехал в Бат и поступил в колледж Каннинга (Canning’s College), где полгода изучал коммерцию.  
 
В 1919–1926 годах он работал клерком, сменив несколько компаний. Дольше всего — шесть лет — Ардиззон прослужил в компании «Eastern Telegraph Co.».
Выполняя бумажную и административную работу, Эдвард находил возможность рисовать в течение дня, а по вечерам посещал занятия в Вестминстерской школе искусств (Westminster School of Art), где уделял особое внимание акварельному рисунку. Никакого другого официального художественного образования Ардиззон не получил.
Выполняя бумажную и административную работу, Эдвард находил возможность рисовать в течение дня, а по вечерам посещал занятия в Вестминстерской школе искусств (Westminster School of Art), где уделял особое внимание акварельному рисунку. Никакого другого официального художественного образования Ардиззон не получил.
В 1927 году Эдвард к огромному неудовольствию родителей бросил службу, приносившую небольшой, но стабильный доход, чтобы рисовать профессионально.
В 1927 году Эдвард к огромному неудовольствию родителей бросил службу, приносившую небольшой, но стабильный доход, чтобы рисовать профессионально.
Первой крупной работой Ардиззона в качестве художника стали иллюстрации к книге: J. S. Le Fanu «In a Glass Darkly» (1929). Ардиззон продемонстрировал художественный стиль, которого придерживался на протяжении всей жизни: линии решительные и щедрые, но при этом точные и гибкие; образы одновременно беззаботные и уверенные; очевидное сопереживание автора своим персонажам. Ардиззон работал и как рекламный художник (сотрудничал с производителем виски «Johnnie Walker»), выполнял иллюстрации для журнала «Punch», рисовал обложки для журнала «Radio Times» и др.
Первой крупной работой Ардиззона в качестве художника стали иллюстрации к книге: J. S. Le Fanu «In a Glass Darkly» (1929). Ардиззон продемонстрировал художественный стиль, которого придерживался на протяжении всей жизни: линии решительные и щедрые, но при этом точные и гибкие; образы одновременно беззаботные и уверенные; очевидное сопереживание автора своим персонажам. Ардиззон работал и как рекламный художник (сотрудничал с производителем виски «Johnnie Walker»), выполнял иллюстрации для журнала «Punch», рисовал обложки для журнала «Radio Times» и др.
В 1930 году в Лондоне, в галерее Блумсбери (Bloomsbury Gallery), состоялась первая персональная выставка Эдварда Ардиззона. Экспонировались акварели, основной темой которых была городская жизнь. Для художника, не получившего академического образования, эта выставка имела особое значение. В этом же году брат Эдварда, Дэвид, арендовал дом в небольшом приморском городке Кингсдауне. В таком же доме Эдвард Ардиззон вскоре «поселил» родителей Тима, героя прославившей своего создателя серии авторских книг о приключениях маленького юнги.
В 1930 году в Лондоне, в галерее Блумсбери (Bloomsbury Gallery), состоялась первая персональная выставка Эдварда Ардиззона. Экспонировались акварели, основной темой которых была городская жизнь. Для художника, не получившего академического образования, эта выставка имела особое значение. В этом же году брат Эдварда, Дэвид, арендовал дом в небольшом приморском городке Кингсдауне. В таком же доме Эдвард Ардиззон вскоре «поселил» родителей Тима, героя прославившей своего создателя серии авторских книг о приключениях маленького юнги.
Историю о мальчике по имени Тим, который мечтал стать моряком, Эдвард Ардиззон придумал для своих детей. Позже художник вспоминал, что детям история очень понравилась, они просили рассказывать её снова и снова и при этом постоянно вносили в неё свои изменения. Когда все соавторы пришли к согласию по поводу героев и сюжета, а Ардиззон нарисовал соответствующие картинки, появилась книга «Тим и отважный капитан» («Little Tim and the Brave Sea Captain»), выстроенная по классическим канонам приключенческой литературы: герой, следуя за своей мечтой, сбегает из дома. Издать книгу сразу не удалось. Дело сдвинулось с мёртвой точки благодаря помощи старого друга, работавшего в оксфордском издательстве «Clarendon Press»: тот предложил книгу нью-йоркскому отделению Издательства Оксфордского университета («Oxford University Press»). Книга вышла из печати в 1936 году и сразу завоевала любовь юных читателей.
Историю о мальчике по имени Тим, который мечтал стать моряком, Эдвард Ардиззон придумал для своих детей. Позже художник вспоминал, что детям история очень понравилась, они просили рассказывать её снова и снова и при этом постоянно вносили в неё свои изменения. Когда все соавторы пришли к согласию по поводу героев и сюжета, а Ардиззон нарисовал соответствующие картинки, появилась книга «Тим и отважный капитан» («Little Tim and the Brave Sea Captain»), выстроенная по классическим канонам приключенческой литературы: герой, следуя за своей мечтой, сбегает из дома. Издать книгу сразу не удалось. Дело сдвинулось с мёртвой точки благодаря помощи старого друга, работавшего в оксфордском издательстве «Clarendon Press»: тот предложил книгу нью-йоркскому отделению Издательства Оксфордского университета («Oxford University Press»). Книга вышла из печати в 1936 году и сразу завоевала любовь юных читателей.
Вторая книга Ардиззона — «Lucy Brown and Mr. Grimes» (1937) — рассказывала о дружбе девочки-сироты Люси и одинокого старика мистера Граймса.
Вторая книга Ардиззона — «Lucy Brown and Mr. Grimes» (1937) — рассказывала о дружбе девочки-сироты Люси и одинокого старика мистера Граймса.
Книга понравилась детям, но вызвала вопросы у многих взрослых, включая библиотекарей, а потому была исключена из круга издаваемой литературы и в Великобритании, и в США. Только в 1970 году вышла существенно изменённая автором (переписанная и перерисованная) версия давней истории.
Книга понравилась детям, но вызвала вопросы у многих взрослых, включая библиотекарей, а потому была исключена из круга издаваемой литературы и в Великобритании, и в США. Только в 1970 году вышла существенно изменённая автором (переписанная и перерисованная) версия давней истории.
Люси стала героиней книги «Tim and Lucy go to Sea» (1938), третьей авторской книги Ардиззона и второй — о Тиме.
Люси стала героиней книги «Tim and Lucy go to Sea» (1938), третьей авторской книги Ардиззона и второй — о Тиме.
Книги о морских приключениях маленького юнги Тима были не единственными, но самыми удачными и популярными у читателей произведениями Эдварда Ардиззона. Всего об этом герое Ардиззон написал одиннадцать книг и сам их проиллюстрировал. А книге «Тим остался один» («Tim all alone», 1956) была присуждена самая первая медаль Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal), учреждённая в 1955 году, чтобы ежегодно отмечать лучшего британского художника детской книги. Завершили серию о Тиме книги «Tim's last voyage» (1972) и «Ship's cook Ginger» (1977).
Книги о морских приключениях маленького юнги Тима были не единственными, но самыми удачными и популярными у читателей произведениями Эдварда Ардиззона. Всего об этом герое Ардиззон написал одиннадцать книг и сам их проиллюстрировал. А книге «Тим остался один» («Tim all alone», 1956) была присуждена самая первая медаль Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal), учреждённая в 1955 году, чтобы ежегодно отмечать лучшего британского художника детской книги. Завершили серию о Тиме книги «Tim's last voyage» (1972) и «Ship's cook Ginger» (1977).
Одновременно с созданием своих книг Эдвард Ардиззон продолжал иллюстрировать книги других авторов, включая произведения мировой классики.
Одновременно с созданием своих книг Эдвард Ардиззон продолжал иллюстрировать книги других авторов, включая произведения мировой классики.
Тем временем из-за агрессивных действий гитлеровской Германии и её союзников в Европе нарастала военная угроза. 1 сентября 1939 года Эдварда Ардиззона призвали в армию, а в декабре присвоили звание 2-го лейтенанта. В феврале 1940 года Ардиззон был назначен официальным военным художником (Official War Artist) и в конце марта отправлен во Францию с британскими экспедиционными силами, чтобы зарисовывать происходящее. В 1941 году была издана книга с рисунками, сделанными в 1940 году во Франции и Бельгии: E. Ardizzone «Baggage to the enemy». В 1942–1943 годах Ардиззон находился в Северной Африке, затем — на Сицилии и в Италии. В 1944 году Ардиззон участвовал в высадке британских и американских войск в Нормандии, затем служил в Германии. Демобилизовался 1 сентября 1945 года.
Тем временем из-за агрессивных действий гитлеровской Германии и её союзников в Европе нарастала военная угроза. 1 сентября 1939 года Эдварда Ардиззона призвали в армию, а в декабре присвоили звание 2-го лейтенанта. В феврале 1940 года Ардиззон был назначен официальным военным художником (Official War Artist) и в конце марта отправлен во Францию с британскими экспедиционными силами, чтобы зарисовывать происходящее. В 1941 году была издана книга с рисунками, сделанными в 1940 году во Франции и Бельгии: E. Ardizzone «Baggage to the enemy». В 1942–1943 годах Ардиззон находился в Северной Африке, затем — на Сицилии и в Италии. В 1944 году Ардиззон участвовал в высадке британских и американских войск в Нормандии, затем служил в Германии. Демобилизовался 1 сентября 1945 года.
После войны Эдвард Ардиззон вернулся к прежней работе художника-фрилансера: создавал рекламные материалы для киностудии «Ealing film studios» и компании «Guinness», рисовал обложки для журнала «The Strand Magazine», продолжал писать и иллюстрировать книги. В первые послевоенные годы вышли книги с иллюстрациями Ардиззона и его авторские книги: W. De la Mare «Peacock pie: a book of rhymes» (1946), Е. Ardizzon «Nicholas and the Fast-Moving Diesel» ([1947]), Е. Ardizzon «Paul, the Hero of the Fire» (1948), С. Дей Льюис «Происшествие в Оттербери» (С. Day Lewis «The Otterbury Incident», 1948) и др. Кроме того, в 1948 году Ардиззон начал преподавательскую деятельность, от которой отказался только в 1960 году.
После войны Эдвард Ардиззон вернулся к прежней работе художника-фрилансера: создавал рекламные материалы для киностудии «Ealing film studios» и компании «Guinness», рисовал обложки для журнала «The Strand Magazine», продолжал писать и иллюстрировать книги. В первые послевоенные годы вышли книги с иллюстрациями Ардиззона и его авторские книги: W. De la Mare «Peacock pie: a book of rhymes» (1946), Е. Ardizzon «Nicholas and the Fast-Moving Diesel» ([1947]), Е. Ardizzon «Paul, the Hero of the Fire» (1948), С. Дей Льюис «Происшествие в Оттербери» (С. Day Lewis «The Otterbury Incident», 1948) и др. Кроме того, в 1948 году Ардиззон начал преподавательскую деятельность, от которой отказался только в 1960 году.
В 1952 году Эдвард Ардиззон создал большой алтарный образ для церкви Богоматери на горе Кармель в старинном британском приморском городке Фавершем. В этом же году Ардиззон принял участие в программе ЮНЕСКО по сохранению и развитию культурного наследия Индии: он уехал в эту бывшую британскую колонию, где, в частности, помогал обучать индийских преподавателей художественных школ технике шелкографии. Об этом коротком, но интересном периоде своей жизни он написал книгу: Е. Ardizzone. «Indian Diary. 1952–53» (1984). Когда Эдвард Ардиззон вернулся из Индии, его пригласили выполнить акварельные рисунки на церемонии коронации Елизаветы II.
В 1952 году Эдвард Ардиззон создал большой алтарный образ для церкви Богоматери на горе Кармель в старинном британском приморском городке Фавершем. В этом же году Ардиззон принял участие в программе ЮНЕСКО по сохранению и развитию культурного наследия Индии: он уехал в эту бывшую британскую колонию, где, в частности, помогал обучать индийских преподавателей художественных школ технике шелкографии. Об этом коротком, но интересном периоде своей жизни он написал книгу: Е. Ardizzone. «Indian Diary. 1952–53» (1984). Когда Эдвард Ардиззон вернулся из Индии, его пригласили выполнить акварельные рисунки на церемонии коронации Елизаветы II.
Большой удачей Ардиззон считал совместную работу с Элинор Фарджон, обладательницей первой Золотой медали им. Х. К. Андерсена. Ардиззон проиллюстрировал её книгу «The little bookroom», вышедшую в 1955 году. В дальнейшем Ардиззон выполнил рисунки для нескольких книг знаменитой британской писательницы: Е. Farjeon «Jim at the corner» (1958), Е. Farjeon «Italian peepshow» (1960), Е. Farjeon «Mrs Malone» (1962), Е. Farjeon «Kaleidoscope» (1963), Е. Farjeon «The old nurse's stocking-basket» (1965).
Большой удачей Ардиззон считал совместную работу с Элинор Фарджон, обладательницей первой Золотой медали им. Х. К. Андерсена. Ардиззон проиллюстрировал её книгу «The little bookroom», вышедшую в 1955 году. В дальнейшем Ардиззон выполнил рисунки для нескольких книг знаменитой британской писательницы: Е. Farjeon «Jim at the corner» (1958), Е. Farjeon «Italian peepshow» (1960), Е. Farjeon «Mrs Malone» (1962), Е. Farjeon «Kaleidoscope» (1963), Е. Farjeon «The old nurse's stocking-basket» (1965).
В 1959 году Эдвард Ардиззон вновь номинировался на медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации к книге: J. Reeves «Titus in trouble». На сей раз он оказался вторым, а победил Уильям Стоббс (William Stobbs) с иллюстрациями к книгам: A. Chekhov «Kashtanka» и R. Manning-Sanders «A Bundle of Ballads».
В 1959 году Эдвард Ардиззон вновь номинировался на медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации к книге: J. Reeves «Titus in trouble». На сей раз он оказался вторым, а победил Уильям Стоббс (William Stobbs) с иллюстрациями к книгам: A. Chekhov «Kashtanka» и R. Manning-Sanders «A Bundle of Ballads».
Среди других работ Эдварда Ардиззона художественная критика выделяет иллюстрации к книгам: E. Graham «J. M. Barrie's Peter Pan: the story of the play» (1962), С. King «Stig of the dump» (1963), N. Langley «The Land of Green Ginger» (1966).
Среди других работ Эдварда Ардиззона художественная критика выделяет иллюстрации к книгам: E. Graham «J. M. Barrie's Peter Pan: the story of the play» (1962), С. King «Stig of the dump» (1963), N. Langley «The Land of Green Ginger» (1966).
Морис Сендак, автор знаменитой книги «Там, где живут чудовища» («The loved Where the Wild Things Are», 1963), в 1967 году писал, что рисунки Ардиззона — это «очаровательный пример различных и уникальных способностей <…> художника, который, возможно, является высшим современным примером подлинного иллюстратора. Он творит лёгкую магию, <…> и эти акварели. <…> — которые выглядят небрежными для тупоголовых, — одни из <…> лучших». Другие критики отмечали растущее влияние Ардиззона на молодых британских художников-иллюстраторов и тот факт, что его работы меняют существующую концепцию иллюстрирования детской книги.
Морис Сендак, автор знаменитой книги «Там, где живут чудовища» («The loved Where the Wild Things Are», 1963), в 1967 году писал, что рисунки Ардиззона — это «очаровательный пример различных и уникальных способностей <…> художника, который, возможно, является высшим современным примером подлинного иллюстратора. Он творит лёгкую магию, <…> и эти акварели. <…> — которые выглядят небрежными для тупоголовых, — одни из <…> лучших». Другие критики отмечали растущее влияние Ардиззона на молодых британских художников-иллюстраторов и тот факт, что его работы меняют существующую концепцию иллюстрирования детской книги.
Знаком признания профессионализма Ардиззона-художника стало его избрание в 1970 году действительным членом Королевской академии художеств. В 1971 году за вклад в развитие британского искусства Ардиззон стал командором ордена Британской империи (CBE RA). В 1974 году Ардиззона избрали Королевским дизайнером в промышленности (Royal Designer in Industry).
Знаком признания профессионализма Ардиззона-художника стало его избрание в 1970 году действительным членом Королевской академии художеств. В 1971 году за вклад в развитие британского искусства Ардиззон стал командором ордена Британской империи (CBE RA). В 1974 году Ардиззона избрали Королевским дизайнером в промышленности (Royal Designer in Industry).
В 1970-е годы вышли книги с рисунками Ардиззона, которые также высоко оценены художественной критикой и коллегами по цеху: E. Estes «The tunnel of Hugsy Goode» (1972), G. Greene «The Little Fire Engine» (1973) и — особенно — D. Thomas «A child's Christmas in Wales» (1978).
В 1970-е годы вышли книги с рисунками Ардиззона, которые также высоко оценены художественной критикой и коллегами по цеху: E. Estes «The tunnel of Hugsy Goode» (1972), G. Greene «The Little Fire Engine» (1973) и — особенно — D. Thomas «A child's Christmas in Wales» (1978).
Ардиззон был необыкновенно трудолюбив: за свою жизнь он написал и проиллюстрировал около двухсот книг, а общее количество выполненных им рисунков превышает четыре сотни. В университетском музее Ashmolean Museum (Оксфорд) хранятся шестьдесят четыре альбома с рисунками Ардиззона.
Ардиззон был необыкновенно трудолюбив: за свою жизнь он написал и проиллюстрировал около двухсот книг, а общее количество выполненных им рисунков превышает четыре сотни. В университетском музее Ashmolean Museum (Оксфорд) хранятся шестьдесят четыре альбома с рисунками Ардиззона.
Эдвард Ардиззон умер от сердечного приступа 8 ноября 1979 года в своём доме в деревне Родмершем-Грин, графство Кент. Его последней работой стал сборник сказок «Ardizzone's English fairy tales: selected and illustrated by Edward Ardizzone»; книга увидела свет в 1980 году, вскоре после смерти автора.
Эдвард Ардиззон умер от сердечного приступа 8 ноября 1979 года в своём доме в деревне Родмершем-Грин, графство Кент. Его последней работой стал сборник сказок «Ardizzone's English fairy tales: selected and illustrated by Edward Ardizzone»; книга увидела свет в 1980 году, вскоре после смерти автора.
Ардиззон и сегодня остаётся одним из самых любимых авторов английских детей. Многие его книги регулярно издаются. Наибольшую популярность сохраняют книги о морских приключениях маленького юнги Тима. В них Ардиззон-писатель проявил себя мастером захватывающих детское воображение историй, полных опасностей и подвигов. А его динамичные рисунки, передающие мимику и выражение лиц персонажей, очень хорошо воспринимаются маленькими читателями. В 2005 году, в дни празднования 50-летия со дня учреждения медали Кейт Гринуэй книга «Tim all alone» была включена в список десяти лучших книг — обладателей этой награды.
Ардиззон и сегодня остаётся одним из самых любимых авторов английских детей. Многие его книги регулярно издаются. Наибольшую популярность сохраняют книги о морских приключениях маленького юнги Тима. В них Ардиззон-писатель проявил себя мастером захватывающих детское воображение историй, полных опасностей и подвигов. А его динамичные рисунки, передающие мимику и выражение лиц персонажей, очень хорошо воспринимаются маленькими читателями. В 2005 году, в дни празднования 50-летия со дня учреждения медали Кейт Гринуэй книга «Tim all alone» была включена в список десяти лучших книг — обладателей этой награды.
В 2007 году на стене дома, где жил Эдвард Ардиззон (Элджин-авеню, 130, Мейда-Вейл, Лондон), была установлена Голубая табличка (Blue plaque), мемориальная доска, размещаемая в Великобритании в общественном месте, чтобы отметить связь данного места, объекта или здания с известным человеком.
В 2007 году на стене дома, где жил Эдвард Ардиззон (Элджин-авеню, 130, Мейда-Вейл, Лондон), была установлена Голубая табличка (Blue plaque), мемориальная доска, размещаемая в Великобритании в общественном месте, чтобы отметить связь данного места, объекта или здания с известным человеком.
В России первая книга с иллюстрациями Эдварда Ардиззона (К.Брэнд «Няня Матильда») вышла в 2012 году, но, как и во всём мире, в нашей стране больше всего любят книги о приключениях маленького юнги Тима. В 2013 году издательство «Мелик-Пашаев» впервые на русском языке выпустило пять книг, составивших небольшую серию «Морские приключения Тима».
В России первая книга с иллюстрациями Эдварда Ардиззона (К.Брэнд «Няня Матильда») вышла в 2012 году, но, как и во всём мире, в нашей стране больше всего любят книги о приключениях маленького юнги Тима. В 2013 году издательство «Мелик-Пашаев» впервые на русском языке выпустило пять книг, составивших небольшую серию «Морские приключения Тима».


Навигация