44 594
правки
Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Иван Александров родился 18 апреля 1982 года в Москве в семье художников. Его отец скульптор, а мать — архитектор. | Иван Александров родился 18 апреля 1982 года в Москве в семье художников. Его отец скульптор, а мать — архитектор. | ||
В раннем детстве Иван любил рассматривать картинки в детских книжках, особенно ему нравились «Лис и мышонок» | В раннем детстве Иван любил рассматривать картинки в детских книжках, особенно ему нравились «Лис и мышонок» Виталия Бианки с иллюстрациями Юрия Васнецова и сказки, иллюстрированные Иваном Билибиным. Иван увлекался и художниками-авангардистами: его завораживало новаторство в разработке художественной конструкции детской книги, смелые эксперименты с композицией и изобразительными средствами. | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Иван учился в частных студиях И. П. Захаровой, Р. Г. Дмитриева, О. В. Давыдовой. | |||
В 2004 году окончил Московский государственный университет печати, факультет ХТОПП (художественно-техническое оформление печатной продукции). Дипломная работа (шрифтовая гарнитура «Заумь») была удостоена «Диплома Родченко». | В 2004 году окончил Московский государственный университет печати, факультет ХТОПП (художественно-техническое оформление печатной продукции), курс А.Б. Коноплёва. Дипломная работа (шрифтовая гарнитура «Заумь», руководитель А.В. Тарбеев) была удостоена «Диплома Родченко». | ||
Во всех иллюстрациях Ивана Александрова чувствуется влияние художников-конструктивистов, в частности, композиционных и пространственных экспериментов Александра Родченко. | Во всех иллюстрациях Ивана Александрова чувствуется влияние художников-конструктивистов, в частности, композиционных и пространственных экспериментов Александра Родченко. | ||
Уже в первой работе можно увидеть перекличку с работами легендарных авангардистов. Сборник стихотворений | Уже в первой работе можно увидеть перекличку с работами легендарных авангардистов. Сборник стихотворений Артура Гиваргизова «Мы так похожи» Иван Александров оформил словно в диалоге с книжкой Александра Родченко и его жены Варвары Степановой «Самозвери», в которой есть яркая авангардная иллюстрация, подчеркнутый лаконизм и строгость форм, нарочитая театральность и постановочность сцен с бумажными фигурками героев, вовлечение читателей-зрителей в игру светотени. Этот смелый эксперимент с формой спустя почти век продолжается в работе художника нашего времени. На трагикомичный стиль стихотворений Артура Гиваргизова абсолютно органично легла стилистика иллюстраций. Функциональность фактуры подручных материалов, брутальные коллажи из крафт-картона, рубленные формы парадоксально проявили поэтичность повседневности. Книжка «Мы так похожи», несмотря на дебют Ивана в книжной иллюстрации, произвела настоящий фурор в отечественной детской книге. В 2007 году книга А. Гиваргизова «Мы так похожи» получила «Золотое яблоко» на Международном биеннале иллюстрации в Братиславе, Словакия (BIB). | ||
Строка 52: | Строка 53: | ||
Удачным оказался и другой эксперимент с формой — | Удачным оказался и другой эксперимент с формой — книжка без текста, история, рассказанная иллюстрацией. Для серии «Про…», экспериментального проекта молодых художников из содружества «Волшебная пила», Иван придумал книгу «Про ласточек» (по состоянию на 2020 год не издана). В этой истории, увиденной с высоты птичьего полета, угадываются мотивы новаторских фоторабот Родченко: неожиданные интересные ракурсы и эксперименты с диагональю словно раздвигают пространство страницы, дают ощущение полета и воздуха. В 2008 году серия иллюстраций «Про ласточек» стала лауреатом Всероссийского ежегодного конкурса книжной графики «Образ книги» в номинации «Авторская книга», в 2009 году серия «Про ласточек» вошла в пятерку призеров и получила главный приз Международного фестиваля книжной иллюстрации «CJ books» в Корее. | ||
Любовь к пространственным экспериментам вдохновила на работу с буквой как с арт-объектом. Сборник детских стихотворений поэта Сергея Белорусца «Парикмахеры травы» отличается от предыдущих работ Ивана: в основе иллюстративного ряда — остроумные типограммы. В центре внимания художника – слово как конструктор, деталями которого выступают графические элементы (буквы). Этот конструктивистский ход поддерживает искрометную игру со словом, звуком и смыслом в стихотворениях Сергея Белорусца. Книга «Парикмахеры травы» также была высоко оценена профессиональным сообществом: в 2011 году она стала победителем всероссийского конкурса «Книга года». | Любовь к пространственным экспериментам вдохновила на работу с буквой как с арт-объектом. Сборник детских стихотворений поэта Сергея Белорусца «Парикмахеры травы» отличается от предыдущих работ Ивана: в основе иллюстративного ряда — остроумные типограммы. В центре внимания художника – слово как конструктор, деталями которого выступают графические элементы (буквы). Этот конструктивистский ход поддерживает искрометную игру со словом, звуком и смыслом в стихотворениях Сергея Белорусца. Книга «Парикмахеры травы» также была высоко оценена профессиональным сообществом: в 2011 году она стала победителем всероссийского конкурса «Книга года». | ||
По мнению Ивана Александрова, «с наступлением эры компьютеров | Иван Александров работает и как книжный дизайнер. Оформленные им книги не раз становились лауреатами таких конкурсов: «Искусство книги. Традиции и поиск», «Золотое сечение», «Образ книги», «Жар-книга». Вышедшая в 2020 году книга «Волхонка. Неторопливая прогулка» получила гран-при конкурса «Жар книга», серебряную медаль конкурса European Design Award и стала лауреатом конкурса Red Dot Design Award. | ||
По мнению Ивана Александрова, «с наступлением эры компьютеров книга переживает подъем, становится объектом, а не только хранителем информации. Сама книжка (как объект) становится более ценной». Такое отношение к книге открыло художнику новые перспективы. Эксперимент с пространством расширился, переместившись со страниц книг в выставочные павильоны. С 2011 по 2019 годы он вместе с женой Натальей Петровой оформлял российский стенд на Международной книжной ярмарке в Болонье и в Пекине. Он стал художником плаката, работал над оформлением 37-го Всемирного конгресса IBBY, который пройдет в Москве в 2021 году. | |||
Строка 67: | Строка 71: | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Наряду с иллюстрированием и оформлением книг | Наряду с иллюстрированием и оформлением книг, Иван Александров занимается преподавательской деятельностью. Сразу же после поступления в аспирантуру МГУП он начал преподавать там «Композицию изданий». В 2013 году Иван (вместе с Натальей Петровой) провел серию воркшопов на фестивале «Bookolino» в Австрии, читал курс лекций на тему авангардистского книжного дизайна в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. В 2015 году Александров был членом жюри конкурса «Красивейшая книга мира» (Schönste Bücher aus aller Welt) (Лейпциг, Германия). | ||
В настоящее время преподает «Проектирование в графическом дизайне» в Институте современного искусства в Москве. | В настоящее время преподает «Проектирование в графическом дизайне» в Институте современного искусства в Москве. | ||