44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки Метка: ручная отмена |
||
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 21: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
'''Елена Яковлевна Данько''' — советская | '''Елена Яковлевна Данько''' — советская поэтесса, прозаик, кукольный драматург, актриса театра марионеток, художница. | ||
==Елена Данько / Биография== | ==Елена Данько / Биография== | ||
Елена Данько родилась 21 декабря 1897 года (2 января 1898 года) в селе Парафиевка (Борзенский уезд Черниговской губернии, ныне Украина), на родине отца, выходца из крестьян. М. М. Павлова указывает другое место рождения — Саратов. Путаница могла возникнуть из-за того, что ее мать, Ольга Иосифовна (урожденная Просвирякова, 1865?–1942), родила Елену вне брака; девочку удочерил муж — Яков Афанасьевич Данько (Даньков, 1860–?). Сама писательница в автобиографии 1937 года указывает: «Родилась в 1898 году в Москве». Все три варианта возможны: А. Я. Данько переехал в Саратов в 1893-м, а в 1897-м — в Москву. Искажения биографических фактов в 1937 году вполне объяснимы. | |||
Я. А. Данько служил на железной дороге, а прежде он пять лет провел в ссылке в Пермской губернии по делу народовольцев. В биографии семьи народовольцев особенно важен период жизни в Тифлисе (1889–1892), там родилась их старшая дочь Наталия (1892–1942). В тифлисский круг общения супругов входили рабочие, революционеры, журналисты, среди них С. Я. Аллилуев, М. Я. Началов и др.). Поздней осенью 1891-го в тифлисской квартире ссыльного поселенца Я. А. Данько поселился А. М. Пешков (псевдоним Максим Горький): здесь он закончил свое бродяжничество и начал литературную работу. По семейному преданию, здесь Горький писал легенду о Данко («Старуха Изергиль»), а Яков Афанасьевич учил его музыке. Яков Афанасьевич был знаком с Алексеем Максимовичем еще прежде, по кружку народовольцев в Нижнем Новгороде, занимался распространением нелегальной печати. Впоследствии А. М. Горький окажет поддержку Елене Данько в ее литературном творчестве, а она отзовется воспоминаниями о жизни своей семьи в Тифлисе с Горьким («О душевной щедрости», 1938). | Я. А. Данько служил на железной дороге, а прежде он пять лет провел в ссылке в Пермской губернии по делу народовольцев. В биографии семьи народовольцев особенно важен период жизни в Тифлисе (1889–1892), там родилась их старшая дочь Наталия (1892–1942). В тифлисский круг общения супругов входили рабочие, революционеры, журналисты, среди них С. Я. Аллилуев, М. Я. Началов и др.). Поздней осенью 1891-го в тифлисской квартире ссыльного поселенца Я. А. Данько поселился А. М. Пешков (псевдоним Максим Горький): здесь он закончил свое бродяжничество и начал литературную работу. По семейному преданию, здесь Горький писал легенду о Данко («Старуха Изергиль»), а Яков Афанасьевич учил его музыке. Яков Афанасьевич был знаком с Алексеем Максимовичем еще прежде, по кружку народовольцев в Нижнем Новгороде, занимался распространением нелегальной печати. Впоследствии А. М. Горький окажет поддержку Елене Данько в ее литературном творчестве, а она отзовется воспоминаниями о жизни своей семьи в Тифлисе с Горьким («О душевной щедрости», 1938). | ||
Детство Елены проходило в Вильне (ныне Вильнюс, Литва), там в 1906–1908 годах старшая сестра училась живописи у Яльмара Гансона, русского художника шведского происхождения. Свое увлечение живописью, поэзией и музыкой родители привили дочерям. «Занятия лепкой и рисованием и хранение нелегальной литературы, музыка и ночные обыски, мои первые стихи и тюремные свидания с мамой, которая сидела в заключении за содействие побегу большевика Б. Вигилева из виленской тюрьмы... Таковы ранние впечатления моего детства», — писала Елена Данько в автобиографии, размещенной в ноябрьском номере журнала «Детская литература» за 1937 год. | Детство Елены проходило в Вильне (ныне Вильнюс, Литва), там в 1906–1908 годах старшая сестра училась живописи у Яльмара Гансона, русского художника шведского происхождения. Свое увлечение живописью, поэзией и музыкой родители привили дочерям. «Занятия лепкой и рисованием и хранение нелегальной литературы, музыка и ночные обыски, мои первые стихи и тюремные свидания с мамой, которая сидела в заключении за содействие побегу большевика Б. Вигилева из виленской тюрьмы... Таковы ранние впечатления моего детства», — писала Елена Данько в автобиографии, размещенной в ноябрьском номере журнала «Детская литература» за 1937 год. | ||
Наталия Данько стала художником-скульптором по фарфору, одним из лучших мастеров Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ), среди ее работ — статуэтки Анны Ахматовой (1924), Всеволода Мейерхольда (1935). Некоторые ее работы расписаны Еленой Данько («Освобожденный Восток» (Турчанка»), 1921, «Анна Ахматова», 1937, и др.). Портрет юной Елены воплощен сестрой-скульптором в фигурке «За чтением». | Наталия Данько стала художником-скульптором по фарфору, одним из лучших мастеров Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ), среди ее работ — статуэтки Анны Ахматовой (1924), Всеволода Мейерхольда (1935). Некоторые ее работы расписаны Еленой Данько («Освобожденный Восток» (Турчанка»), 1921, «Анна Ахматова», 1937, и др.). Портрет юной Елены воплощен сестрой-скульптором в фигурке «За чтением». | ||
В 1908 году Елена Данько поступила в частную женскую гимназию Е. А. Крюгер в Киеве и в 1914 году окончила ее с золотой медалью. Затем она училась в киевской студии живописи А. А. Мурашко. | В 1908 году Елена Данько поступила в частную женскую гимназию Е. А. Крюгер в Киеве и в 1914 году окончила ее с золотой медалью. Затем она училась в киевской студии живописи А. А. Мурашко. | ||
В 1915 году переезжает в Москву. Здесь учится живописи сначала у И. И. Машкова, потом у Г. И. Рерберга. В 1916 году ей пришлось добывать средства к существованию и она поступила делопроизводителем в инженерно-строительное управление Земгора (Комитет Всероссийских земского и городского союзов по снабжению армии). Затем перешла на работу секретарем в Отдел школьной политики Народного Комиссариата по просвещению. Днем девушка работала, вечером училась в студии и слушала лекции по искусству и литературе, а ночью читала и изучала языки («Юность, или ключ к характеру одной немолодой особы. Эскиз романа, который никогда не будет написан», начат в 1940-м, не закончен и не опубликован). | В 1915 году переезжает в Москву. Здесь учится живописи сначала у И. И. Машкова, потом у Г. И. Рерберга. В 1916 году ей пришлось добывать средства к существованию и она поступила делопроизводителем в инженерно-строительное управление Земгора (Комитет Всероссийских земского и городского союзов по снабжению армии). Затем перешла на работу секретарем в Отдел школьной политики Народного Комиссариата по просвещению. Днем девушка работала, вечером училась в студии и слушала лекции по искусству и литературе, а ночью читала и изучала языки («Юность, или ключ к характеру одной немолодой особы. Эскиз романа, который никогда не будет написан», начат в 1940-м, не закончен и не опубликован). | ||
Два с лишним года Е. Я. Данько проводит в Москве. В 1917 году познакомилась с Алексеем Алексеевичем Сидоровым (1891–1978) — поэтом, критиком, коллекционером, сотрудником-искусствоведом Государственного музея изобразительных искусств; часто бывала в его доме на диспутах и литературных чтениях, под его влиянием начала писать об изобразительном искусстве. В кружке Сидорова слушает Андрея Белого. Знакомится также с Константином Александровичем Фединым (1892–1977), который станет для нее наставником в литературной работе. | Два с лишним года Е. Я. Данько проводит в Москве. В 1917 году познакомилась с Алексеем Алексеевичем Сидоровым (1891–1978) — поэтом, критиком, коллекционером, сотрудником-искусствоведом Государственного музея изобразительных искусств; часто бывала в его доме на диспутах и литературных чтениях, под его влиянием начала писать об изобразительном искусстве. В кружке Сидорова слушает Андрея Белого. Знакомится также с Константином Александровичем Фединым (1892–1977), который станет для нее наставником в литературной работе. | ||
В конце 1918 году Елена Данько переезжает по приглашению сестры в Петроград. Сестры обитают в маленькой квартире на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обу́ховской Обороны). Елена Яковлевна писала об этом ярком периоде жизни в своем неоконченном романе: «...учусь всему — работаю с 6 ч. утра до 12 ночи — живопись по фарфору, рисование, офорт, кукольный театр, история революции». Круг общения сестер составляют поэты, музыканты и художники. В начале 1920-х годов Елена Данько уже знакома с Ольгой Форш, они ведут долгие разговоры на исторические темы; с Анной Ахматовой обмениваются стихами. Свои стихи, написанные с 1918-го по 1922-й год, Данько включает в сборник «Простые муки». В 1919 году Данько вступает в члены Вольной философской ассоциации, в деятельности которой будет участвовать до 1924 года (в нее также входили С. М. Деонесов, С. А. Колбасьев, Е. Г. Полонская, Н. С. Тихонов). | В конце 1918 году Елена Данько переезжает по приглашению сестры в Петроград. Сестры обитают в маленькой квартире на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обу́ховской Обороны). Елена Яковлевна писала об этом ярком периоде жизни в своем неоконченном романе: «...учусь всему — работаю с 6 ч. утра до 12 ночи — живопись по фарфору, рисование, офорт, кукольный театр, история революции». Круг общения сестер составляют поэты, музыканты и художники. В начале 1920-х годов Елена Данько уже знакома с Ольгой Форш, они ведут долгие разговоры на исторические темы; с Анной Ахматовой обмениваются стихами. Свои стихи, написанные с 1918-го по 1922-й год, Данько включает в сборник «Простые муки». В 1919 году Данько вступает в члены Вольной философской ассоциации, в деятельности которой будет участвовать до 1924 года (в нее также входили С. М. Деонесов, С. А. Колбасьев, Е. Г. Полонская, Н. С. Тихонов). | ||
В близком окружении Елены Яковлевны оказалась и Любовь Васильевна Шапорина (1879–1967) — руководитель агитационного театра марионеток «Студия». Недаром свободное время Елена Данько посвящала театру. С февраля 1919 года она начинает работать помощником техника, затем водителем кукол в театре Шапориной. Вскоре Любовь Васильевна предложила Елене Яковлевне писать небольшие пьесы для детей. Так появились «Красная шапочка» (1919), «Сказка о Емеле-дураке» (1920), «Пряничный домик» (1924) и др. Настоящий успех пришел с постановкой в 1928 году в Петроградском государственном театре марионеток пьесы «Гулливер в стране лилипутов» (по роману Дж. Свифта): главную роль играл драматический актер, постановку осуществил Евгений Деммени. В 1936 году он поставит ту же пьесу в Первом Петроградском театре кукол, который поздней возглавит (ныне — Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени). | В близком окружении Елены Яковлевны оказалась и Любовь Васильевна Шапорина (1879–1967) — руководитель агитационного театра марионеток «Студия». Недаром свободное время Елена Данько посвящала театру. С февраля 1919 года она начинает работать помощником техника, затем водителем кукол в театре Шапориной. Вскоре Любовь Васильевна предложила Елене Яковлевне писать небольшие пьесы для детей. Так появились «Красная шапочка» (1919), «Сказка о Емеле-дураке» (1920), «Пряничный домик» (1924) и др. Настоящий успех пришел с постановкой в 1928 году в Петроградском государственном театре марионеток пьесы «Гулливер в стране лилипутов» (по роману Дж. Свифта): главную роль играл драматический актер, постановку осуществил Евгений Деммени. В 1936 году он поставит ту же пьесу в Первом Петроградском театре кукол, который поздней возглавит (ныне — Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени). | ||
С 1919-го по 1924-й годы Е. Я. Данько работает на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора, ряд работ сестры-скульптора расписаны ее кистью. В 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал статью Данько, посвященную советскому художественному фарфору. Тема фарфора окажется наиболее близкой Данько-литератору. В 1924 году ее уволили с завода, но за время своей работы Елена Яковлевна успела создать значительное количество работ, которые в дальнейшем были представлены на выставках. | С 1919-го по 1924-й годы Е. Я. Данько работает на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора, ряд работ сестры-скульптора расписаны ее кистью. В 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал статью Данько, посвященную советскому художественному фарфору. Тема фарфора окажется наиболее близкой Данько-литератору. В 1924 году ее уволили с завода, но за время своей работы Елена Яковлевна успела создать значительное количество работ, которые в дальнейшем были представлены на выставках. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Елена Данько"> | |||
Файл:Danko-Elena (6).jpg|Фарфоровая чашечка / Е. Я Данько, 1925 | |||
Файл:Danko-Elena (3).jpg|Ваза Богдыхана / Елена Данько, 1925 | |||
Файл:Danko-Elena (1).jpg|Шахматы / Е. Я. Данько, 1929 | |||
Файл:Danko-Elena (7).jpg|Деревянные актеры / Е. Данько, 1940 | |||
Файл:Danko-Elena (5).jpg|Китайский секрет / Елена Данько, 1946 | |||
</gallery></center> | |||
В 1924–1925 годах Елена Яковлевна продолжает учебу в Академии художеств в Петрограде, но из-за несогласия с методикой преподавания живописи уходит с курса. | В 1924–1925 годах Елена Яковлевна продолжает учебу в Академии художеств в Петрограде, но из-за несогласия с методикой преподавания живописи уходит с курса. | ||
В 1925 году Данько знакомится с С. Я. Маршаком и входит в кружок начинающих детских писателей: В. В. Бианки, Б. С. Житков, Т. А. Богданович, Н. Л. Дилакторская, Е. Н. Верейская и др. Кружок собирался под началом Маршака, участвовавшего, в свою очередь, в подобном кружке под началом О. И. Капица, ученого-фольклориста, специалиста по сказкам народов мира. Маршак отмечал «ведьминский характер Елены Данько, а Виталий Бианки много лет спустя называл ее «умнейшей женщиной Ленинграда». Наибольшую дружбу она завела с В. В. Бианки и Б. С. Житковым. По воспоминаниям О. Морозовой, в квартире которой та снимала комнату: «В этом кружке роль и вес Елены Данько были значительны. Она была как бы теоретиком нового направления, к ее голосу прислушивались, с нею считались. Спорить с нею решались немногие. Она отличалась точным языком, большими знаниями и удивительной памятью. В ней ценили, думается, не столько талантливость, сколько ум и эрудицию». | |||
В 1925 году Данько знакомится с [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршаком]] и входит в кружок начинающих детских писателей: [[Бианки Виталий Валентинович|В. В. Бианки]], [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житков]], Т. А. Богданович, Н. Л. Дилакторская, [[Верейская Елена Николаевна|Е. Н. Верейская]] и др. Кружок собирался под началом Маршака, участвовавшего, в свою очередь, в подобном кружке под началом [[Капица Ольга Иеронимовна|О. И. Капица]], ученого-фольклориста, специалиста по сказкам народов мира. Маршак отмечал «ведьминский характер Елены Данько, а Виталий Бианки много лет спустя называл ее «умнейшей женщиной Ленинграда». Наибольшую дружбу она завела с В. В. Бианки и Б. С. Житковым. По воспоминаниям О. Морозовой, в квартире которой та снимала комнату: «В этом кружке роль и вес Елены Данько были значительны. Она была как бы теоретиком нового направления, к ее голосу прислушивались, с нею считались. Спорить с нею решались немногие. Она отличалась точным языком, большими знаниями и удивительной памятью. В ней ценили, думается, не столько талантливость, сколько ум и эрудицию». | |||
Е. Я. Данько начинала свою работу в детской литературе, сотрудничая с кооперативными издательствами: «Радуга» — здесь выходят поэма для детей «Иоганн Гутенберг», стихотворение «Ваза Богдыхана» (обе — 1925), «Зеленый попугай» (1926, под псевдонимом Е. Олексенко), у Г. В. Мириманова — поэма «Шахматы» (1929). В Государственном издательстве выходят ее стихи на заданные темы: сборник «Настоящий пионер», «Фарфоровая чашечка» — о производственных процессах (обе — 1925). Стихи для детей не слишком удавались, а «Зеленый попугай» и вовсе был неудачей. | Е. Я. Данько начинала свою работу в детской литературе, сотрудничая с кооперативными издательствами: «Радуга» — здесь выходят поэма для детей «Иоганн Гутенберг», стихотворение «Ваза Богдыхана» (обе — 1925), «Зеленый попугай» (1926, под псевдонимом Е. Олексенко), у Г. В. Мириманова — поэма «Шахматы» (1929). В Государственном издательстве выходят ее стихи на заданные темы: сборник «Настоящий пионер», «Фарфоровая чашечка» — о производственных процессах (обе — 1925). Стихи для детей не слишком удавались, а «Зеленый попугай» и вовсе был неудачей. | ||
Самуил Маршак посоветовал Елене Данько создать для детей научно-художественную повесть об истории фарфора. К этому заданию она отнеслась очень серьезно. «Для того, чтобы написать эту книгу, нужно было прочесть уйму книг на четырех языках — о монахах, о рыцарях, об алхимиках, о китайцах и русских царицах; нужно было автору самому многое видеть и поработать на фарфоровом заводе и побродить по Шлиссельбургскому тракту, отыскивая следы старины и думая о прошлых временах», — так автор рассказывает о своем труде в послесловии к книге. В 1929 году выходит повесть в рассказах «Китайский секрет», ее первый вариант; писательница от издания к изданию дорабатывает свое главное произведение для детей. В 1936 году в Тарту выходит эстонский перевод «Китайского секрета». Начав с детской повести, писательница разовьет тему по истории фарфора в книге для взрослых (1937). | Самуил Маршак посоветовал Елене Данько создать для детей научно-художественную повесть об истории фарфора. К этому заданию она отнеслась очень серьезно. «Для того, чтобы написать эту книгу, нужно было прочесть уйму книг на четырех языках — о монахах, о рыцарях, об алхимиках, о китайцах и русских царицах; нужно было автору самому многое видеть и поработать на фарфоровом заводе и побродить по Шлиссельбургскому тракту, отыскивая следы старины и думая о прошлых временах», — так автор рассказывает о своем труде в послесловии к книге. В 1929 году выходит повесть в рассказах «Китайский секрет», ее первый вариант; писательница от издания к изданию дорабатывает свое главное произведение для детей. В 1936 году в Тарту выходит эстонский перевод «Китайского секрета». Начав с детской повести, писательница разовьет тему по истории фарфора в книге для взрослых (1937). | ||
С середины 1920-х годов Елена Яковлевна входила в литературное общество «Ленинградская Ассоциация Неоклассиков» (В. В. Смиренский, М. В. Борисоглебский, Л. И. Аверьянова, А. Р. Палей, Н. Ф. Белявский и др.). Заседания проводились по вторникам на квартире Федора Кузмича Сологуба (1863–1927), одного из крупнейших писателей эпохи русского модернизма, сотрудника детских журналов дооктябрьской поры. Критическое и вместе с тем уважительное отношение Елены Яковлевны к мэтру нашло выражение в ее мемуарном очерке, в котором она остановилась на одном эпизоде: «Когда я передала ему, что Маршак хочет прочесть ему главы из «Республики Шкид» и что мальчики-авторы очень читали и ценили Сологуба, он сказал мне: «Ну, если мальчики читают Сологуба, сразу видно, что они дефективные. Нормальные люди читать Сологуба не станут». | С середины 1920-х годов Елена Яковлевна входила в литературное общество «Ленинградская Ассоциация Неоклассиков» (В. В. Смиренский, М. В. Борисоглебский, Л. И. Аверьянова, А. Р. Палей, Н. Ф. Белявский и др.). Заседания проводились по вторникам на квартире Федора Кузмича Сологуба (1863–1927), одного из крупнейших писателей эпохи русского модернизма, сотрудника детских журналов дооктябрьской поры. Критическое и вместе с тем уважительное отношение Елены Яковлевны к мэтру нашло выражение в ее мемуарном очерке, в котором она остановилась на одном эпизоде: «Когда я передала ему, что Маршак хочет прочесть ему главы из «Республики Шкид» и что мальчики-авторы очень читали и ценили Сологуба, он сказал мне: «Ну, если мальчики читают Сологуба, сразу видно, что они дефективные. Нормальные люди читать Сологуба не станут». | ||
Позднее он говорил мне, что ожидал бо́льших ужасов от «Шкид», что это не дефективные мальчики, а какие-то примерные институтки, поэтому книга — фальшивая. То ли бывало в прежних училищах, да бывает, конечно, и теперь». | Позднее он говорил мне, что ожидал бо́льших ужасов от «Шкид», что это не дефективные мальчики, а какие-то примерные институтки, поэтому книга — фальшивая. То ли бывало в прежних училищах, да бывает, конечно, и теперь». | ||
С 1925-го по 1927-й год Данько работает секретарём секции детской литературы Ленинградского отделения Всероссийского Союза Советских писателей (секцией руководил Ф. К. Сологуб). С этого времени является членом правления Союза писателей. | С 1925-го по 1927-й год Данько работает секретарём секции детской литературы Ленинградского отделения Всероссийского Союза Советских писателей (секцией руководил Ф. К. Сологуб). С этого времени является членом правления Союза писателей. | ||
Для «Детской литературы», программного сборника статей под редакцией А. В. Луначарского, она пишет статью «Задачи художественного оформления детской книги» (1931). При этом, собственные ее опыты в оформлении книг довольно скромны. Выделяется барельефный портрет поэта, украсивший 7-й том академического собрания сочинений А. С. Пушкина (М.–Л., 1935). | Для «Детской литературы», программного сборника статей под редакцией А. В. Луначарского, она пишет статью «Задачи художественного оформления детской книги» (1931). При этом, собственные ее опыты в оформлении книг довольно скромны. Выделяется барельефный портрет поэта, украсивший 7-й том академического собрания сочинений А. С. Пушкина (М.–Л., 1935). | ||
Е. А. Данько, вместе с Ф. К. Сологубом, поддерживала Лидию Чарскую, нищую, больную туберкулезом. Она открыто выступила против критиков-отрицателей ее творческого наследия, проведя для этого целое исследование (статья «О читателях Чарской», 1934). | |||
Е. А. Данько, вместе с Ф. К. Сологубом, поддерживала [[Чарская Лидия Алексеевна|Лидию Чарскую]], нищую, больную туберкулезом. Она открыто выступила против критиков-отрицателей ее творческого наследия, проведя для этого целое исследование (статья «О читателях Чарской», 1934). | |||
Тема кукольного театра продолжает свое развитие в творчестве писательницы. В 1931 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее повесть «Деревянные актёры» — о куклах-марионетках и бродячих кукольниках Италии, Германии, Франции второй половины XVIII века. | Тема кукольного театра продолжает свое развитие в творчестве писательницы. В 1931 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее повесть «Деревянные актёры» — о куклах-марионетках и бродячих кукольниках Италии, Германии, Франции второй половины XVIII века. | ||
С 1926 по 1932 годы занимает должность секретаря правления Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей. В 1934 году вступает в члены Союза писателей СССР. | С 1926 по 1932 годы занимает должность секретаря правления Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей. В 1934 году вступает в члены Союза писателей СССР. | ||
В автобиографии 1937 года писательница подчеркивает важные для нее факты: «В конце 1934 года А. М. Горький предложил мне заняться «Историей фарфорового завода им. Ломоносова». Я с радостью приступила к работе. Первую часть моей книги «Фарфоровый завод в XVIII веке» Алексей Максимович отредактировал сам. Это было за несколько недель до его смерти <…>». | В автобиографии 1937 года писательница подчеркивает важные для нее факты: «В конце 1934 года А. М. Горький предложил мне заняться «Историей фарфорового завода им. Ломоносова». Я с радостью приступила к работе. Первую часть моей книги «Фарфоровый завод в XVIII веке» Алексей Максимович отредактировал сам. Это было за несколько недель до его смерти <…>». | ||
Весной 1937 года она сдает в печать книгу «Художественный фарфор завода им. Ломоносова за 20 лет» и возвращается к работе для детей. Пишет для Детиздата книгу о жизни Вольтера, называя его «антифашистом XVIII века». | Весной 1937 года она сдает в печать книгу «Художественный фарфор завода им. Ломоносова за 20 лет» и возвращается к работе для детей. Пишет для Детиздата книгу о жизни Вольтера, называя его «антифашистом XVIII века». | ||
Вновь возвращается писательница к кукольной теме. Ее захватил самый популярный у советских детей сюжет, разработанный А. Н. Толстым в его романе-сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и его же пьесе «Золотой ключик» (1938), в которой Буратино приезжает в СССР. Е. Я. Данько, узнав, что писатель не намерен писать дальше историю Буратино, пишет продолжение толстовской пьесы, «уточнив» адрес приезда — Ленинград: сначала повесть-сказка «Буратино у нас в гостях» печатается в журнале «Чиж» (1938, №№ 4–9), а затем выходит одноименная кукольная комедия (1939). Весной 1941 года выходит ее повесть-сказка «Побежденный Карабас». Все эти произведения были созданы ею в рамках проекта, предложенного А. Н. Толстым Детиздату ЦК ВЛКСМ в марте 1938 года, — выпустить пятитомник сказок, в последний том включив «современные сказки с советской тематикой» (он так и не вышел). | Вновь возвращается писательница к кукольной теме. Ее захватил самый популярный у советских детей сюжет, разработанный А. Н. Толстым в его романе-сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и его же пьесе «Золотой ключик» (1938), в которой Буратино приезжает в СССР. Е. Я. Данько, узнав, что писатель не намерен писать дальше историю Буратино, пишет продолжение толстовской пьесы, «уточнив» адрес приезда — Ленинград: сначала повесть-сказка «Буратино у нас в гостях» печатается в журнале «Чиж» (1938, №№ 4–9), а затем выходит одноименная кукольная комедия (1939). Весной 1941 года выходит ее повесть-сказка «Побежденный Карабас». Все эти произведения были созданы ею в рамках проекта, предложенного А. Н. Толстым Детиздату ЦК ВЛКСМ в марте 1938 года, — выпустить пятитомник сказок, в последний том включив «современные сказки с советской тематикой» (он так и не вышел). | ||
В предвоенные годы Елена Яковлевна занимается искусствоведческими изысканиями в области истории русского фарфора, работает с архивами и литературой XVIII века. В академической печати появляются ее работы: «Из неизданных материалов о Ломоносове», «Изобразительное искусство в поэзии Державина» (обе — 1940). Ее интересуют сюжеты, связывающие фарфор, историю России и литературу: «Ломоносов и Готшед», «Дневник Ф. К. Гоутенбергера 1803 года», «Трагедия изобретателя (жизнь и деятельность Д. Н. Виноградова)» и др. | В предвоенные годы Елена Яковлевна занимается искусствоведческими изысканиями в области истории русского фарфора, работает с архивами и литературой XVIII века. В академической печати появляются ее работы: «Из неизданных материалов о Ломоносове», «Изобразительное искусство в поэзии Державина» (обе — 1940). Ее интересуют сюжеты, связывающие фарфор, историю России и литературу: «Ломоносов и Готшед», «Дневник Ф. К. Гоутенбергера 1803 года», «Трагедия изобретателя (жизнь и деятельность Д. Н. Виноградова)» и др. | ||
Художественно-критические статьи Е. Я. Данько выходили в журналах «Печать и революция», «Среди коллекционеров» и др. | Художественно-критические статьи Е. Я. Данько выходили в журналах «Печать и революция», «Среди коллекционеров» и др. | ||
Перед войной сестры Данько продолжают работать на ЛФЗ, Елена Яковлевна делает росписи фарфоровых персонажей поэм «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели и «Демон» М. Ю. Лермонтова. | Перед войной сестры Данько продолжают работать на ЛФЗ, Елена Яковлевна делает росписи фарфоровых персонажей поэм «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели и «Демон» М. Ю. Лермонтова. | ||
Во время войны Ленинградский отдел художественного фонда СССР просил об эвакуации Е. Я. Данько в Ташкент, но писательница отказалась. Семья Данько оставалась в блокадном Ленинграде до февраля 1942 года. Евгений Шварц вспоминал: «Однажды днём зашёл я по какому-то делу в длинный сводчатый подвал бомбоубежища. Пыльные лампочки, похожие на угольные, едва разгоняли темноту. И в полумраке беседовали тихо Ахматова и Данько, обе высокие, каждая по-своему внечеловеческие, Анна Андреевна — королева, Елена Яковлевна — алхимик. И возле них сидела чёрная кошка… Пустое бомбоубежище, день, и в креслах высокие чёрные женщины, а рядом чёрная кошка» (Шварц, E. Живу беспокойно : из дневников, 1990, с. 656). | |||
Во время войны Ленинградский отдел художественного фонда СССР просил об эвакуации Е. Я. Данько в Ташкент, но писательница отказалась. Семья Данько оставалась в блокадном Ленинграде до февраля 1942 года. [[Шварц Евгений Львович|Евгений Шварц]] вспоминал: «Однажды днём зашёл я по какому-то делу в длинный сводчатый подвал бомбоубежища. Пыльные лампочки, похожие на угольные, едва разгоняли темноту. И в полумраке беседовали тихо Ахматова и Данько, обе высокие, каждая по-своему внечеловеческие, Анна Андреевна — королева, Елена Яковлевна — алхимик. И возле них сидела чёрная кошка… Пустое бомбоубежище, день, и в креслах высокие чёрные женщины, а рядом чёрная кошка» (Шварц, E. Живу беспокойно : из дневников, 1990, с. 656). | |||
Местом эвакуации ЛФЗ, перешедшего на выпуск военной продукции, был назначен Ирбит (Свердловская область). 27 февраля 1942 года Елена Яковлевна выехала в эвакуацию вместе с матерью и сестрой. В поезде первой умерла Ольга Иосифовна; через несколько дней скончалась от истощения и Елена Данько. Место захоронения на одном из полустанков осталось неизвестным. До Ирбита доехала только Наталия Яковлевна — и умерла в больнице 18 марта того же года. | Местом эвакуации ЛФЗ, перешедшего на выпуск военной продукции, был назначен Ирбит (Свердловская область). 27 февраля 1942 года Елена Яковлевна выехала в эвакуацию вместе с матерью и сестрой. В поезде первой умерла Ольга Иосифовна; через несколько дней скончалась от истощения и Елена Данько. Место захоронения на одном из полустанков осталось неизвестным. До Ирбита доехала только Наталия Яковлевна — и умерла в больнице 18 марта того же года. | ||
Строка 67: | Строка 104: | ||
*Данько, Е. Я. Буратино у нас в гостях : кукольная комедия в 4 действиях с прологом / Елена Данько. — Москва : Искусство, 1939. — 68 с. | *Данько, Е. Я. Буратино у нас в гостях : кукольная комедия в 4 действиях с прологом / Елена Данько. — Москва : Искусство, 1939. — 68 с. | ||
*Данько, Е. Я. Буратино у нас в гостях / Елена Данько. — М. – Л., 1941. | *Данько, Е. Я. Буратино у нас в гостях / Елена Данько. — М. – Л., 1941. | ||
*Данько, Е. Я. Побежденный Карабас : [повесть] / Елена Данько ; рис. В. Конашевича. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1941 (Ленинград). — 120 с. : ил. | *Данько, Е. Я. Побежденный Карабас : [повесть] / Елена Данько ; рис. [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевича]]. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1941 (Ленинград). — 120 с. : ил. | ||
*Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Елена Данько ; [ил.: Е. Винивитин]. — [3-е изд.]. — Красноярск : Кн. изд-во, 1957. — 188 с. : ил. | *Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Елена Данько ; [ил.: Е. Винивитин]. — [3-е изд.]. — Красноярск : Кн. изд-во, 1957. — 188 с. : ил. | ||
*Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Е. Я. Данько ; рис. В. Лебедева. — Ленинград : Детская литература, 1965. — 197 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ]. | *Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Е. Я. Данько ; рис. В. Лебедева. — Ленинград : Детская литература, 1965. — 197 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ]. | ||
Строка 73: | Строка 110: | ||
*Данько, Е. Я. Побежденный Карабас / Е. Я. Данько ; худож. Л. Владимирский. — Москва : Советская Россия, 1989. — 127 с. : ил. | *Данько, Е. Я. Побежденный Карабас / Е. Я. Данько ; худож. Л. Владимирский. — Москва : Советская Россия, 1989. — 127 с. : ил. | ||
*Данько, Е. Я. Побежденный Карабас : сказочная повесть (с сокращениями) / Е. Я. Данько ; худож. А. Лебедев. — Москва : Стрекоза-Пресс, 2001. — 95 с. : ил. — (Библиотека школьника). | *Данько, Е. Я. Побежденный Карабас : сказочная повесть (с сокращениями) / Е. Я. Данько ; худож. А. Лебедев. — Москва : Стрекоза-Пресс, 2001. — 95 с. : ил. — (Библиотека школьника). | ||
*Данько, Е. Я. Китайский секрет / Елена Данько. — Москва : Фонд «Культура детства» : Издательский проект «А и Б», 2016. — 160 с. : ил., ил., портр., факс. | *Данько, Е. Я. Китайский секрет / Елена Данько. — Москва : Фонд «Культура детства» : [[А и Б (издательский проект)|Издательский проект «А и Б»]], 2016. — 160 с. : ил., ил., портр., факс. | ||
*Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Елена Данько ; ил. Екатерины Рожковой. — Москва : Август, 2017. — 263 с. : ил. — (Повести русских писателей). | *Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Елена Данько ; ил. Екатерины Рожковой. — Москва : [[Август (издательство)|Август]], 2017. — 263 с. : ил. — (Повести русских писателей). | ||
*Что из чего. [Книга 2] : Фарфоровая чашечка / Елена Данько ; рисунки Е. Эвенбах. — Репр. изд. — [Печатается по изданию: Данько Е. Фарфоровая чашечка / рисунки Е. Эвенбах. — Ленинград : Госиздат, 1925. — 12 с.] — Москва : АртВолхонка : РГДБ, [2017]. — 16 с. : ил.— (Детям будущего) (Книги 1920-х — 1930-х годов) (Выпуск «Что из чего»). — Комплект «Что из чего» из 4 книг в папке. | *Что из чего. [Книга 2] : Фарфоровая чашечка / Елена Данько ; рисунки Е. Эвенбах. — Репр. изд. — [Печатается по изданию: Данько Е. Фарфоровая чашечка / рисунки Е. Эвенбах. — Ленинград : Госиздат, 1925. — 12 с.] — Москва : АртВолхонка : РГДБ, [2017]. — 16 с. : ил.— (Детям будущего) (Книги 1920-х — 1930-х годов) (Выпуск «Что из чего»). — Комплект «Что из чего» из 4 книг в папке. | ||
*Данько, Е. Я. Деревянные актеры / Елена Данько ; [предисловие Г. Н. Василевича] ; художник Мария Спехова. — Москва : Нигма, 2018. — 240 с. : ил. | *Данько, Е. Я. Деревянные актеры / Елена Данько ; [предисловие Г. Н. Василевича] ; художник Мария Спехова. — Москва : Нигма, 2018. — 240 с. : ил. | ||
*Приключения Буратино : все истории / А. Н. Толстой, Е. Данько, Л. Владимирский ; художник Л. Владимирский. — Москва : АСТ : Малыш, 2020. — 528 с. : ил. — (Самая большая книга) (К 100-летию художника Леонида Владимирского). | *Приключения Буратино : все истории / А. Н. Толстой, Е. Данько, Л. Владимирский ; художник Л. Владимирский. — Москва : АСТ : Малыш, 2020. — 528 с. : ил. — (Самая большая книга) (К 100-летию художника Леонида Владимирского). | ||
==Елена Данько / Книги в | ==Елена Данько / Книги в НЭБ.Дети== | ||
Данько, Е. Я. Ваза Богдыхана : легенда / Елена Данько ; рис. Е. Хигера. — Текст : электронный. — [Москва ; Ленинград] : Радуга, 1925. — [15] с. : ил | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/31072#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Ваза Богдыхана : легенда / Елена Данько ; рис. Е. Хигера.] — Текст : электронный. — [Москва ; Ленинград] : Радуга, 1925. — [15] с. : ил. | ||
Данько, Е. Я. Деревянные актеры / Е. Данько ; рис. Вс. Лебедева. — Текст : электронный. — [2-е изд., доп. и перераб.]. — Mосква : Детиздат ; Ленинград, 1940. — 191 с. : ил | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/29922#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Деревянные актеры / Е. Данько ; рис. Вс. Лебедева.] — Текст : электронный. — [2-е изд., доп. и перераб.]. — Mосква : Детиздат ; Ленинград, 1940. — 191 с. : ил. | ||
Данько, Е. Я. [Деревянные актеры / Е. Данько]. — Текст : электронный. — Ленинград : Детиздат, 1940. — 191 с. : ил | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30074#page/181/mode/2up Данько, Е. Я. [Деревянные актеры / Е. Данько].] — Текст : электронный. — Ленинград : Детиздат, 1940. — 191 с. : ил. | ||
Данько, Е. Я. Китайский секрет / Е. Данько ; рис. Н. Лапшина. — Текст : электронный. — 7-е изд. — Mосква : Детгиз, 1946. — 172 с | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27680#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Китайский секрет / Е. Данько ; рис. Н. Лапшина.] — Текст : электронный. — 7-е изд. — Mосква : Детгиз, 1946. — 172 с. | ||
Данько, Е. Я. Фарфоровая чашечка / Е. Я Данько ; рисунки Е. Эвенбах. — Текст : электронный. — Ленинград : Государственное издательство, 1925. — 14 с. : ил | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/31059#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Фарфоровая чашечка / Е. Я Данько ; рисунки Е. Эвенбах.] — Текст : электронный. — Ленинград : Государственное издательство, 1925. — 14 с. : ил. | ||
Данько, Е. Я. Шахматы / Е. Я. Данько ; рисунки М. Езучевского, В. Ватагина. — Текст : электронный. — Москва : Издание Г.Ф. Мириманова, 1929. — 10 с | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27510#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Шахматы / Е. Я. Данько ; рисунки М. Езучевского, В. Ватагина.] — Текст : электронный. — Москва : Издание Г.Ф. Мириманова, 1929. — 10 с. | ||
Данько, Е. Я. Шахматы : [поэма] / Елена Данько. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва, 1930 (Санкт-Петербург : РНБ, 2010). — Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/31789#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Шахматы : [поэма] / Елена Данько.] — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва, 1930 (Санкт-Петербург : РНБ, 2010). — Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке. | ||
==Диафильмы== | ==Диафильмы== | ||
*Данько, Е. Я. Деревянные актеры: по мотивам одноименной повести Е. Данько : диафильм / [Е. Данько] ; худож. В. Плевин ; [сцен. В. Кузнецовой ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. О. Новозонов]. — Текст. Изображение: электронные. — Москва : Диафильм, 1980. — 1 дф. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36978#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Деревянные актеры: по мотивам одноименной повести Е. Данько :] диафильм / [Е. Данько] ; худож. В. Плевин ; [сцен. В. Кузнецовой ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. О. Новозонов]. — Текст. Изображение: электронные. — Москва : Диафильм, 1980. — 1 дф. | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37729#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Секрет Полишинеля / Е. Данько ; художник В. Плевин.] — Текст. Изображение: электронные. — Москва : Диафильм, 1985. — 1 дф. (45 кд.). | |||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/38216#page/0/mode/2up Данько, Е. Я. Театр идет по дорогам : по мотивам повести Е. Данько «Деревянные актеры» / [Е. Данько] ; художник В. Плевин.] — Москва : Диафильм, 1982. — 1 дф. (46 кд.). | |||
==Статьи, письма, воспоминания== | ==Статьи, письма, воспоминания== | ||
Данько, Е. С. В. Чехонин / Е. Данько // Печать и революция. — 1923. — № 2. — С. 69–78. | *Данько, Е. С. В. Чехонин / Е. Данько // Печать и революция. — 1923. — № 2. — С. 69–78. | ||
Данько, Е. Иллюстрированная детская книжка в прошлом и настоящем / Е. Данько // Книга детям : двухмесячный журнал, посвященный вопросам детского и юношеского чтения. — 1929. — № 2–3. Август. — С. 28–33. | *Данько, Е. Иллюстрированная детская книжка в прошлом и настоящем / Е. Данько // Книга детям : двухмесячный журнал, посвященный вопросам детского и юношеского чтения. — 1929. — № 2–3. Август. — С. 28–33. | ||
Данько, Е. Я. Задачи художественного оформления детской книги / Е. Данько // Детская литература : критический сборник / под редакцией А. В. Луначарского». — Москва–Ленинград : ГИХЛ, 1931. — С. 209–231. — [То же: Детские чтения. — 2019. — № 2(016), с. 46–68.] | *Данько, Е. Я. Задачи художественного оформления детской книги / Е. Данько // Детская литература : критический сборник / под редакцией А. В. Луначарского». — Москва–Ленинград : ГИХЛ, 1931. — С. 209–231. — [То же: Детские чтения. — 2019. — № 2(016), с. 46–68.] | ||
Данько, Е. О читателях Чарской / Е. Данько // Звезда. — 1934. — № 3. — С. 124–140. | *Данько, Е. О читателях Чарской / Е. Данько // Звезда. — 1934. — № 3. — С. 124–140. | ||
Данько, Е. [Автобиография в рубрике «Трибуна работников детской книги»] / Е. Данько // Детская литература. — 1937. — XXI (Ноябрь). | *Данько, Е. [Автобиография в рубрике «Трибуна работников детской книги»] / Е. Данько // Детская литература. — 1937. — XXI (Ноябрь). | ||
Данько, Е. [Вводная статья] / Е. Данько // Государственный художественный фарфор им. М. В. Ломоносова. Художественный фарфор. Каталог / отв. ред. И. Т. Родин, Е. Я. Данько. — Ленинград : Наркомтяжпром, Гос. контора справочников и каталогов, 1938. — 50 с., ил. | *Данько, Е. [Вводная статья] / Е. Данько // Государственный художественный фарфор им. М. В. Ломоносова. Художественный фарфор. Каталог / отв. ред. И. Т. Родин, Е. Я. Данько. — Ленинград : Наркомтяжпром, Гос. контора справочников и каталогов, 1938. — 50 с., ил. | ||
Данько, Е. О душевной щедрости / Е. Данько // Литературный современник. — 1938. —№ 6. —С. 194–198. | *Данько, Е. О душевной щедрости / Е. Данько // Литературный современник. — 1938. —№ 6. —С. 194–198. | ||
Данько Е. Я. Из неизданных материалов о Ломоносове // XVIII век. Выпуск 2. — Москва ; Ленинград, 1940. — С. 249–275. | *Данько Е. Я. Из неизданных материалов о Ломоносове // XVIII век. Выпуск 2. — Москва ; Ленинград, 1940. — С. 249–275. | ||
Данько, Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина / Е. Данько // XVIII век. — Москва ; Ленинград, 1940. — Сб. 2. — С. 218–222. | *Данько, Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина / Е. Данько // XVIII век. — Москва ; Ленинград, 1940. — Сб. 2. — С. 218–222. | ||
Данько, Е. Я. Воспоминания о Федоре Сологубе / Е. Данько ; вступ. статья, публ. и коммент. М. М. Павловой // Лица : биографический альманах. Т. 1. / ред.-сост. А. В. Лавров. — Москва ; Санкт-Петербург : Феникс : Atheneam, 1992. — С. 190–261. | *Данько, Е. Я. Воспоминания о Федоре Сологубе / Е. Данько ; вступ. статья, публ. и коммент. М. М. Павловой // Лица : биографический альманах. Т. 1. / ред.-сост. А. В. Лавров. — Москва ; Санкт-Петербург : Феникс : Atheneam, 1992. — С. 190–261. | ||
Е. Я. Данько — В. П. Бианки. 6 декабря 1941 г. : [письмо] // Лихолетье : дневники, воспоминания, письма / В. П. Бианки. — Санкт-Петербург : Издательство «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», 2005. — 192 с. | *Е. Я. Данько — В. П. Бианки. 6 декабря 1941 г. : [письмо] // Лихолетье : дневники, воспоминания, письма / В. П. Бианки. — Санкт-Петербург : Издательство «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», 2005. — 192 с. | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
Грушкин, А. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / А. Грушкин // Литературный Ленинград. — 1934. — № 61. | *Грушкин, А. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / А. Грушкин // Литературный Ленинград. — 1934. — № 61. | ||
Витман, А. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / А. Витман // Детская и юношеская литература. —Бюллетень. — 1934. — № 12. — С. 17–18. | *Витман, А. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / А. Витман // Детская и юношеская литература. —Бюллетень. — 1934. — № 12. — С. 17–18. | ||
Бегак, Б. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / Б. Бегак // Вечерняя Москва. — 1934. — № 242. | *Бегак, Б. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / [[Бегак Борис Александрович|Б. Бегак]] // Вечерняя Москва. — 1934. — № 242. | ||
Нейман, М. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 4-е, доп. и исправл., Л., Лендитиздат, 1935)] / М. Нейман // Детская литература. — 1935. — № 11. — С. 27–30. | *Нейман, М. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 4-е, доп. и исправл., Л., Лендитиздат, 1935)] / М. Нейман // Детская литература. — 1935. — № 11. — С. 27–30. | ||
Бегак, Б. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 4-е, доп. и исправл., Л., Лендитиздат, 1935)] / Б. Бегак // Наши достижения. — 1936. — № 9. — С. 133–134. | *Бегак, Б. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 4-е, доп. и исправл., Л., Лендитиздат, 1935)] / Б. Бегак // Наши достижения. — 1936. — № 9. — С. 133–134. | ||
Бармин, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Бармин // Звезда. — 1941. — № 1. — С. 160–161. | *Бармин, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Бармин // Звезда. — 1941. — № 1. — С. 160–161. | ||
Бруйштейн, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Бруштейн // Детская литература. — 1941. — № 3. — C. 49–50. | *Бруйштейн, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Бруштейн // Детская литература. — 1941. — № 3. — C. 49–50. | ||
Сербов, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Сербов // Ленинградская правда. — 1941. — I–III. | *Сербов, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Сербов // Ленинградская правда. — 1941. — I–III. | ||
Куприянова, Е. [Рецензия на кн. «Китайский секрет (история фарфора в рассказах)» (М.–Л., Детиздат, 1941)] / Е. Куприянова // Литературное обозрение. — 1941. — № 10. — С. 45–46. | *Куприянова, Е. [Рецензия на кн. «Китайский секрет (история фарфора в рассказах)» (М.–Л., Детиздат, 1941)] / Е. Куприянова // Литературное обозрение. — 1941. — № 10. — С. 45–46. | ||
Гулливер в стране лилипутов : [изоматериал] : [плакат] : премьера : Данько по материалу Дж. Свифта / Гос. обл. театр кукол : [Ленинград] : пост. худ[ож]. руковод. Яковлевой М. Т. ; художник П. В. Кранцевич. — [Б. м.], 1944 — 1 л. : хромолитография. — [Хранится в РГБ]. | *Гулливер в стране лилипутов : [изоматериал] : [плакат] : премьера : Данько по материалу Дж. Свифта / Гос. обл. театр кукол : [Ленинград] : пост. худ[ож]. руковод. Яковлевой М. Т. ; художник П. В. Кранцевич. — [Б. м.], 1944 — 1 л. : хромолитография. — [Хранится в РГБ]. | ||
Горький, М. Е. Я. Данько (1 октября 1934) / М. Горький // Собр. соч. : в 30 т. Т. 30 / М. Горький. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1955. — С. 360–361. | *Горький, М. Е. Я. Данько (1 октября 1934) / М. Горький // Собр. соч. : в 30 т. Т. 30 / М. Горький. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1955. — С. 360–361. | ||
Перегудов, А. Вместо послесловия / А. Перегудов // Китайский секрет / Е. Данько ; рис. В. И. Мокеева. — Москва : Советская Россия, 1957. — 159 с. — (Для среднего возраста.) | *Перегудов, А. Вместо послесловия / А. Перегудов // Китайский секрет / Е. Данько ; рис. В. И. Мокеева. — Москва : Советская Россия, 1957. — 159 с. — (Для среднего возраста.) | ||
Калмановский, Е. С. Данько / Е. С. Калмановский // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. — Москва : Советская энциклопедия, 1964. — С. 521. | *Калмановский, Е. С. Данько / Е. С. Калмановский // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. — Москва : Советская энциклопедия, 1964. — С. 521. | ||
Морозова, О. Грани таланта (к биографии писательницы Е. Я. Данько. 1898–1942) / О. Морозова // Детская литература. — 1972. — № 7. — С. 40–43. | *Морозова, О. Грани таланта (к биографии писательницы Е. Я. Данько. 1898–1942) / О. Морозова // Детская литература. — 1972. — № 7. — С. 40–43. | ||
Лебедева, Т. В дружбе с пером и кистью : о творчестве Елены Данько / Т. Лебедева// Детская литература. — 1984. — № 3. — С. 29–31. | *Лебедева, Т. В дружбе с пером и кистью : о творчестве Елены Данько / Т. Лебедева// Детская литература. — 1984. — № 3. — С. 29–31. | ||
Шварц, Е. Л. Живу беспокойно. Из дневников / Е. Л. Шварц. — Ленинград : Советский писатель (Ленинградское отделение), 1990. — 752 с. | *Шварц, Е. Л. Живу беспокойно. Из дневников / Е. Л. Шварц. — Ленинград : Советский писатель (Ленинградское отделение), 1990. — 752 с. | ||
Рыбаков, Н. И. Данько Елена Яковлевна / Н. И. Рыбаков // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 151–153. | *Рыбаков, Н. И. Данько Елена Яковлевна / Н. И. Рыбаков // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 151–153. | ||
Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь в 3 частях : ч. 2 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н.О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 1999. — Из содерж.: Данько Елена Яковлевна : русская писательница, драматург. — С. 207–210. — Библиогр. | *Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь в 3 частях : ч. 2 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н.О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 1999. — Из содерж.: Данько Елена Яковлевна : русская писательница, драматург. — С. 207–210. — Библиогр. | ||
Смирных, А. Под знаком Меркурия // Уездные столицы: Культурно-исторические очерки / Смирных А. И., Архипова Л. В., Белоусов О. В., Флягина Е. И., Новиков А. И.. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. | *Смирных, А. Под знаком Меркурия // Уездные столицы: Культурно-исторические очерки / Смирных А. И., Архипова Л. В., Белоусов О. В., Флягина Е. И., Новиков А. И.. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. | ||
Переслегина, М. Фарфоровые чудеса : о книге Елены Данько «Китайский секрет» / М. Переслегина // Читаем, учимся, играем. — 2003. — № 1. — С. 108–109. | *Переслегина, М. Фарфоровые чудеса : о книге Елены Данько «Китайский секрет» / М. Переслегина // Читаем, учимся, играем. — 2003. — № 1. — С. 108–109. | ||
Шапорина, Л. В. Дневник / Л. В. Шапорина ; вступ. статья, подгот. текста, коммент. В. Н. Сажина. — Москва : Новое литературное обозрение, 2011. — Т. 2. — 640 с. | *Шапорина, Л. В. Дневник / Л. В. Шапорина ; вступ. статья, подгот. текста, коммент. В. Н. Сажина. — Москва : Новое литературное обозрение, 2011. — Т. 2. — 640 с. | ||
Творчество сестёр Данько : к 120-летию со дня рождения Наталии Яковлевны (1892–1942) и 70-летию со дня смерти Н.Я. и Елены Яковлевны Данько (1898–1942) / Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII в.», Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей [ и др.] ; автор-составитель Владимир Левшенков ; под научной редакцией В. В. Знаменова. — СПб.: Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр», 2012. — 499 c. : цв. ил. : — Библиогр. : С. 495–499. | *Творчество сестёр Данько : к 120-летию со дня рождения Наталии Яковлевны (1892–1942) и 70-летию со дня смерти Н.Я. и Елены Яковлевны Данько (1898–1942) / Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII в.», Государственный Эрмитаж, *Государственный Русский музей [ и др.] ; автор-составитель Владимир Левшенков ; под научной редакцией В. В. Знаменова. — СПб.: Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр», 2012. — 499 c. : цв. ил. : — Библиогр. : С. 495–499. | ||
Бианки, В. В. Город и лес у моря / В. В. Бианки. — Санкт-Петербург : Амфора, 2013. — 245 с. | *Бианки, В. В. Город и лес у моря / В. В. Бианки. — Санкт-Петербург : Амфора, 2013. — 245 с. | ||
Лебедева, Т. В. Вокруг Маршака / Т. В. Лебедева. — Воронеж : Воронежский государственный университет, 2016. — 364 с., ил. | *Лебедева, Т. В. Вокруг Маршака / Т. В. Лебедева. — Воронеж : Воронежский государственный университет, 2016. — 364 с., ил. | ||
Головин, В. Творчество Лидии Чарской в прижизненной критике / В. Головин // Детские чтения. — 2018.— № 1(013). | *Головин, В. Творчество Лидии Чарской в прижизненной критике / В. Головин // Детские чтения. — 2018.— № 1(013). | ||
Миронов, А. В. Сказочная повесть Елены Данько «Побежденный Карабас» как первый апокрифический текст о Буратино / А. В. Миронов // Детская книга как институт социализации: «Золотой ключик» к миру взрослых : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции 24–25 октября 2019 года. — Нижний Тагил, 2019. — С. 51–61. | *Миронов, А. В. Сказочная повесть Елены Данько «Побежденный Карабас» как первый апокрифический текст о Буратино / А. В. Миронов // Детская книга как институт социализации: «Золотой ключик» к миру взрослых : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции 24–25 октября 2019 года. — Нижний Тагил, 2019. — С. 51–61. | ||
Арзамасцева, И. Н. Искусство фарфора в творчестве Е. Я. Данько: «Ваза Богдыхана», «Фарфоровая чашечка» и «Китайский секрет» / И. Н. Арзамасцева, Ян Липин // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2020. — Т. 25. — № 1. — С. 91–100. — (Литературоведение. Журналистика). | *Арзамасцева, И. Н. Искусство фарфора в творчестве Е. Я. Данько: «Ваза Богдыхана», «Фарфоровая чашечка» и «Китайский секрет» / [[Арзамасцева Ирина Николаевна|И. Н. Арзамасцева]], Ян Липин // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2020. — Т. 25. — № 1. — С. 91–100. — (Литературоведение. Журналистика). | ||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||