Вагнер Николай Петрович: различия между версиями

Строка 31: Строка 31:
Дед Николая Вагнера по материнской линии, Андрей Грубер (1744–1807), был горным инженером. О матери сведений почти не сохранилось. Известно, что звали ее Ольгой Андреевной Грубер (1798–1885). От брака с П. И. Вагнером у нее было двое сыновей и две дочери; Николай был первенцем. Кроме того, в семье воспитывались две дочери Ольги Андреевны от предыдущего замужества. Почти сразу после рождения Николая семья переехала в Екатеринбург, где он провел первые десять лет своей жизни.
Дед Николая Вагнера по материнской линии, Андрей Грубер (1744–1807), был горным инженером. О матери сведений почти не сохранилось. Известно, что звали ее Ольгой Андреевной Грубер (1798–1885). От брака с П. И. Вагнером у нее было двое сыновей и две дочери; Николай был первенцем. Кроме того, в семье воспитывались две дочери Ольги Андреевны от предыдущего замужества. Почти сразу после рождения Николая семья переехала в Екатеринбург, где он провел первые десять лет своей жизни.


Большую роль в воспитании мальчика сыграла няня-крестьянка Наталья Степановна Аксёнова, потерявшая мужа в Отечественной войне 1812 года. Она самостоятельно обучилась грамоте, знала много народных песен и сказок, разбиралась в поэзии 1820–1830-х годов. Когда мальчику было семь лет, она познакомила его с «Коньком-Горбунком» П. П. Ершова; сказка-поэма произвела на него сильное впечатление. Николая занимало не только чтение, но и театральные постановки: вдохновлённый водевильным театром Дмитрия Ленского, он самостоятельно соорудил из бумаги кукольный театр и часто устраивал представления перед домашними. В четырнадцать лет подросток собирал братьев и сестер и мог часами рассказывать фантастические сказки, которые придумывал на ходу.
Большую роль в воспитании мальчика сыграла няня-крестьянка Наталья Степановна Аксёнова, потерявшая мужа в Отечественной войне 1812 года. Она самостоятельно обучилась грамоте, знала много народных песен и сказок, разбиралась в поэзии 1820–1830-х годов. Когда мальчику было семь лет, она познакомила его с «Коньком-Горбунком» [[Ершов Пётр Павлович|П. П. Ершова]]; сказка-поэма произвела на него сильное впечатление. Николая занимало не только чтение, но и театральные постановки: вдохновлённый водевильным театром Дмитрия Ленского, он самостоятельно соорудил из бумаги кукольный театр и часто устраивал представления перед домашними. В четырнадцать лет подросток собирал братьев и сестер и мог часами рассказывать фантастические сказки, которые придумывал на ходу.


Начальное образование Николай Вагнер получил в екатеринбургском уездном училище. «На двенадцатом году меня перевезли из Екатеринбурга в Казань и отдали в пансион М. Н. Львова, директора 2-й Казанской гимназии. Литературная среда приблизилась и окружила меня. В пансионе получались все русские журналы и книги, которые выписывались для гимназии. Я сам начал писать стихи, и это совершилось вполне неожиданно для меня — экспромтом», — так вспоминал Н. П. Вагнер начало своей творческой линии жизни («Как я сделался писателем (нечто вроде исповеди)», 1892).
Начальное образование Николай Вагнер получил в екатеринбургском уездном училище. «На двенадцатом году меня перевезли из Екатеринбурга в Казань и отдали в пансион М. Н. Львова, директора 2-й Казанской гимназии. Литературная среда приблизилась и окружила меня. В пансионе получались все русские журналы и книги, которые выписывались для гимназии. Я сам начал писать стихи, и это совершилось вполне неожиданно для меня — экспромтом», — так вспоминал Н. П. Вагнер начало своей творческой линии жизни («Как я сделался писателем (нечто вроде исповеди)», 1892).
Строка 42: Строка 42:
В 1849 году Н. П. Вагнер окончил университет со степенью кандидата и золотой медалью. Дальнейшая его научная карьера развивалась стремительно. Защитив магистерскую (1851), а затем докторскую (1855) диссертации, он в 25 лет стал одним из самых молодых докторов зоологии. Преподавательскую деятельность молодой ученый начал в Нижегородском дворянском институте, продолжил в Казанском (с 1862 года — ординарный профессор) и Санкт-Петербургском университетах. Впоследствии он также читал лекции по зоологии на Бестужевских курсах.
В 1849 году Н. П. Вагнер окончил университет со степенью кандидата и золотой медалью. Дальнейшая его научная карьера развивалась стремительно. Защитив магистерскую (1851), а затем докторскую (1855) диссертации, он в 25 лет стал одним из самых молодых докторов зоологии. Преподавательскую деятельность молодой ученый начал в Нижегородском дворянском институте, продолжил в Казанском (с 1862 года — ординарный профессор) и Санкт-Петербургском университетах. Впоследствии он также читал лекции по зоологии на Бестужевских курсах.


Преподавание Вагнер совмещал с активной исследовательской работой. В 1862 году он был удостоен Демидовской премии Императорской Санкт-Петербургской академии наук за работу «Самопроизвольное размножение гусениц насекомых», в которой впервые было описано явление педогенеза (размножения, при котором организм размножается на личиночных или эмбриональных стадиях онтогенеза) у личинок двукрылых насекомых. В 1861–1864 годы Вагнер работал редактором «Учёных записок Казанского университета», в 1876–1878 годы — редактором научно-популярного журнала «Свет». В 1878 году на страницах «Света» дебютировал поэт С. Я. Надсон (стихотворение «На заре», поэма «Христианка»), здесь же печатался Л. Е. Оболенский, критик и публицист.  
Преподавание Николай Вагнер совмещал с активной исследовательской работой. В 1862 году он был удостоен Демидовской премии Императорской Санкт-Петербургской академии наук за работу «Самопроизвольное размножение гусениц насекомых», в которой впервые было описано явление педогенеза (размножения, при котором организм размножается на личиночных или эмбриональных стадиях онтогенеза) у личинок двукрылых насекомых. В 1861–1864 годы Вагнер работал редактором «Учёных записок Казанского университета», в 1876–1878 годы — редактором научно-популярного журнала «Свет». В 1878 году на страницах «Света» дебютировал поэт С. Я. Надсон (стихотворение «На заре», поэма «Христианка»), здесь же печатался Л. Е. Оболенский, критик и публицист.  


В 1860–1880-е годы ученый предпринимает ряд командировок на Черное и Средиземное моря. В 1869 году возглавляет экспедицию на Соловецкий архипелаг Белого моря, в летние сезоны 1876, 1877 и 1880 годов экспедиция возвращается на Соловецкие острова. В 1879 году на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей Вагнер, по сути, предлагает исследователям из разных учебных заведений и лабораторий кооперироваться в межуниверситетские творческие коллективы согласно общей специальности (проект был отклонен).  
В 1860–1880-е годы ученый предпринимает ряд командировок на Черное и Средиземное моря. В 1869 году возглавляет экспедицию на Соловецкий архипелаг Белого моря, в летние сезоны 1876, 1877 и 1880 годов экспедиция возвращается на Соловецкие острова. В 1879 году на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей Вагнер, по сути, предлагает исследователям из разных учебных заведений и лабораторий кооперироваться в межуниверситетские творческие коллективы согласно общей специальности (проект был отклонен).  
Строка 50: Строка 50:
Первую половину жизни Н. П. Вагнер был сторонником атеизма и дарвинизма, однако пережил религиозное потрясение в 1851 году, когда, сильно заболев, впервые прочитал Евангелие. Общественные воззрения сформировались под влиянием чтения Л. Бюхнера, А. И. Герцена, Я. Молешотта, К. Фохта, а также общения со славянофилами С. Т. и К. С. Аксаковыми, с которыми познакомился в Москве в 1854 году.
Первую половину жизни Н. П. Вагнер был сторонником атеизма и дарвинизма, однако пережил религиозное потрясение в 1851 году, когда, сильно заболев, впервые прочитал Евангелие. Общественные воззрения сформировались под влиянием чтения Л. Бюхнера, А. И. Герцена, Я. Молешотта, К. Фохта, а также общения со славянофилами С. Т. и К. С. Аксаковыми, с которыми познакомился в Москве в 1854 году.


В 1870-х годах Николай Вагнер под влиянием публициста А. Н. Аксакова и при участии А. М. Бутлерова увлекся спиритическими сеансами. Пропаганда спиритизма привела к острой полемике с ученым-химиком Д. И. Менделеевым, нашедшем в работе спиритического кружка лишь «научное» прикрытие оккультизма и смесь сказки с наукой. В феврале 1876 году Вагнеру удалось зазвать на заседание аксаковского спиритического кружка известных писателей П. Д. Боборыкина, Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова. Сохранилась его переписка с Ф. М. Достоевским 1875–1877 годов (в 1875 году семьи Достоевских и Вагнеров отдыхали в Тарусе, там писатели хорошо познакомились). Предположительно, Л. Н. Толстой высмеял деятельность спиритов Вагнера и Аксакова в комедии «Плоды просвещения»: во всяком случае, Вагнер был оскорблен, а Толстому пришлось оправдываться (письмо от 25 февраля 1890 года). В отличие от некоторых других медиумов, Николай Петрович рассматривал подобные сеансы не как научный феномен, а как «дар Божий». Вагнер стал единственным русским спиритом, разработавшим собственное религиозно-философское учение, основанное на евангелических текстах. Под влиянием Вагнера еженедельный журнал загадок «Ребус» с 1880-гг. стал рупором идей спиритизма: на его страницах полемизировали Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, В. Я. Брюсов. Итоги своей спиритической деятельности Вагнер изложил в книге «Наблюдения над медиумизмом» (1902).
В 1870-х годах Николай Вагнер под влиянием публициста А. Н. Аксакова и при участии А. М. Бутлерова увлекся спиритическими сеансами. Пропаганда спиритизма привела к острой полемике с ученым-химиком Д. И. Менделеевым, нашедшем в работе спиритического кружка лишь «научное» прикрытие оккультизма и смесь сказки с наукой. В феврале 1876 году Вагнеру удалось зазвать на заседание аксаковского спиритического кружка известных писателей П. Д. Боборыкина, Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова. Сохранилась его переписка с Ф. М. Достоевским 1875–1877 годов (в 1875 году семьи Достоевских и Вагнеров отдыхали в Тарусе, там писатели хорошо познакомились). Предположительно, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]] высмеял деятельность спиритов Вагнера и Аксакова в комедии «Плоды просвещения»: во всяком случае, Вагнер был оскорблен, а Толстому пришлось оправдываться (письмо от 25 февраля 1890 года). В отличие от некоторых других медиумов, Николай Петрович рассматривал подобные сеансы не как научный феномен, а как «дар Божий». Вагнер стал единственным русским спиритом, разработавшим собственное религиозно-философское учение, основанное на евангелических текстах. Под влиянием Вагнера еженедельный журнал загадок «Ребус» с 1880-гг. стал рупором идей спиритизма: на его страницах полемизировали Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, В. Я. Брюсов. Итоги своей спиритической деятельности Вагнер изложил в книге «Наблюдения над медиумизмом» (1902).


К кружку спиритов примкнула Татьяна Петровна Пассек (1810–1889), создательница и главный редактор популярного детского журнала «Игрушечка» (1880–1912). Н. П. Вагнер, будучи уже известным детским автором, поддержал её журнал своими произведениями.
К кружку спиритов примкнула Татьяна Петровна Пассек (1810–1889), создательница и главный редактор популярного детского журнала «Игрушечка» (1880–1912). Н. П. Вагнер, будучи уже известным детским автором, поддержал её журнал своими произведениями.
Строка 59: Строка 59:
Сказки пользовались большим успехом у читателей, имевших вкус к символам и аллегориям. Они оказались востребованы в эпоху модернизма. В 1890–1910-х годах, до октября, они выдержали девять переизданий, включая собрание сочинений, вышедшее четырежды, — «Повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки».
Сказки пользовались большим успехом у читателей, имевших вкус к символам и аллегориям. Они оказались востребованы в эпоху модернизма. В 1890–1910-х годах, до октября, они выдержали девять переизданий, включая собрание сочинений, вышедшее четырежды, — «Повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки».


Влияние вагнеровских сюжетов можно заметить в сказках А. М. Ремизова и прозе А. С. Грина, для которого «Кот-Мурлыка» был в детстве настольной книгой. По одной из многих версий расшифровки псевдонима, начинающий писатель Аркадий Голиков выбрал имя для печати под влиянием вагнеровской «Сказки о царевиче Гайдаре».
Влияние вагнеровских сюжетов можно заметить в сказках А. М. Ремизова и прозе [[Грин Александр Степанович|А. С. Грина]], для которого «Кот-Мурлыка» был в детстве настольной книгой. По одной из многих версий расшифровки псевдонима, начинающий писатель [[Гайдар Аркадий Петрович|Аркадий Голиков]] выбрал имя для печати под влиянием вагнеровской «Сказки о царевиче Гайдаре».


Историко-литературный интерес представляют повести «Впотьмах» и «Ольд-Дикс» (обе — 1877, журнал «Свет») — как ранние образцы научной фантастики, адресованной подросткам.
Историко-литературный интерес представляют повести «Впотьмах» и «Ольд-Дикс» (обе — 1877, журнал «Свет») — как ранние образцы научной фантастики, адресованной подросткам.

Навигация