Заболоцкий Николай Алексеевич: различия между версиями

Строка 31: Строка 31:


В десять лет, в 1913 году, будущий поэт стал «реалистом» — поступил в Уржумское реальное училище, где пребывал до 1920 года. Поначалу Николай был смущен и ошеломлен обстановкой небольшого уездного Уржума, который показался ему огромным городом с множеством невиданных вещей — кинематографом «Фурор», театром «Аудитория» в виде длинного деревянного барака, катками. Позже Заболоцкий втянулся в суетную городскую жизнь, и годы, проведенные в реальном училище, запомнились ему как счастливое время. Свое учебное заведение поэт считал передовым: например, в первый год пребывания там Николая силами учителей и местной интеллигенции была поставлена полная версия оперы «Аида». Училище отличалось и хорошим материальным обеспечением. Николая интересовали как гуманитарные, так и естественные дисциплины: он уделял много внимания изучению истории и химии, а также увлекался рисованием. Всё это повлияло на творческий путь Заболоцкого: в его произведениях присутствуют исторический и естественнонаучный подходы к познанию мира, при этом многие его стихи являются зарисовками с натуры, стихотворениями-картинами. Уже будучи известным поэтом, Заболоцкий хорошо знал изобразительное искусство, увлекался живописью Павла Филонова, Марка Шагала, Питера Брейгеля и сам смотрел на мир глазами художника.
В десять лет, в 1913 году, будущий поэт стал «реалистом» — поступил в Уржумское реальное училище, где пребывал до 1920 года. Поначалу Николай был смущен и ошеломлен обстановкой небольшого уездного Уржума, который показался ему огромным городом с множеством невиданных вещей — кинематографом «Фурор», театром «Аудитория» в виде длинного деревянного барака, катками. Позже Заболоцкий втянулся в суетную городскую жизнь, и годы, проведенные в реальном училище, запомнились ему как счастливое время. Свое учебное заведение поэт считал передовым: например, в первый год пребывания там Николая силами учителей и местной интеллигенции была поставлена полная версия оперы «Аида». Училище отличалось и хорошим материальным обеспечением. Николая интересовали как гуманитарные, так и естественные дисциплины: он уделял много внимания изучению истории и химии, а также увлекался рисованием. Всё это повлияло на творческий путь Заболоцкого: в его произведениях присутствуют исторический и естественнонаучный подходы к познанию мира, при этом многие его стихи являются зарисовками с натуры, стихотворениями-картинами. Уже будучи известным поэтом, Заболоцкий хорошо знал изобразительное искусство, увлекался живописью Павла Филонова, Марка Шагала, Питера Брейгеля и сам смотрел на мир глазами художника.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Заболоцкий">
Файл:Nikolaj-Zabolockij (2).jpg|Николай Заболоцкий, 1913
Файл:Nikolaj-Zabolockij (1).jpg|Резиновые головы / Н. Заболоцкий; рис. Н. Полозова, 1929
Файл:Nikolaj-Zabolockij (4).jpg|Букан / Н. А. Заболоцкий; худож. М. Штерн, 1929
Файл:Nikolaj-Zabolockij (3).jpg|Красные и синие / Н. А. Заболоцкий; худож. Э. Будогоский, 1929
</gallery></center>


В училище Николай продолжал писать стихи, сочинил полушутливую поэму «Уржумиада» (большая часть ее текста не сохранилась). В этих юношеских работах отражались воспоминания о детстве в деревне и школьные впечатления. На стиль его стихотворений повлияли поэты-символисты — новаторы рубежа 19–20 веков, стремившиеся с помощью недосказанности, полунамеков, тайн и загадок, неожиданных и ярких символов и сравнений показать неповторимый, сложный мир человеческой души, ее внутреннюю работу. Вместе с тем заметное влияние на юного Заболоцкого оказали и противники символистов, акмеисты — представители «земной», «вещественной» поэзии, провозгласившие основой своего творчества ясность и конкретность образов, реалистичный взгляд на вещи. Название этого движения происходит от греческого слова «акме», что означает «зрелость», «расцвет», «вершина», вместе с тем оно созвучно псевдониму одной из его основательниц — Анны Горенко (Ахматовой). Стихи как акмеистов, так и многих символистов отличались аполитичностью, отсутствием в них отклика на злободневные общественные проблемы. Интерес к «вечным темам» характерен для поэзии Заболоцкого на протяжении всей его жизни. Среди поэтов Серебряного века Николай особенно выделял символистов Константина Бальмонта и Александра Блока.
В училище Николай продолжал писать стихи, сочинил полушутливую поэму «Уржумиада» (большая часть ее текста не сохранилась). В этих юношеских работах отражались воспоминания о детстве в деревне и школьные впечатления. На стиль его стихотворений повлияли поэты-символисты — новаторы рубежа 19–20 веков, стремившиеся с помощью недосказанности, полунамеков, тайн и загадок, неожиданных и ярких символов и сравнений показать неповторимый, сложный мир человеческой души, ее внутреннюю работу. Вместе с тем заметное влияние на юного Заболоцкого оказали и противники символистов, акмеисты — представители «земной», «вещественной» поэзии, провозгласившие основой своего творчества ясность и конкретность образов, реалистичный взгляд на вещи. Название этого движения происходит от греческого слова «акме», что означает «зрелость», «расцвет», «вершина», вместе с тем оно созвучно псевдониму одной из его основательниц — Анны Горенко (Ахматовой). Стихи как акмеистов, так и многих символистов отличались аполитичностью, отсутствием в них отклика на злободневные общественные проблемы. Интерес к «вечным темам» характерен для поэзии Заболоцкого на протяжении всей его жизни. Среди поэтов Серебряного века Николай особенно выделял символистов Константина Бальмонта и Александра Блока.
Строка 73: Строка 82:
Однако оказалось, что это благополучие было затишьем перед бурей: 19 марта 1938 года Заболоцкого арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в участии в правотроцкистской организации, создании антисоветских произведений и в антисоветской агитации. О дальнейших событиях поэт рассказал в написанной после войны «Истории моего заключения (в советское время не публиковалась). На допросах он подвергался не только тяжелейшему психологическому давлению, но и физическим мучениям: ему не давали пищи, не позволяли спать, заставляли сидеть без движения, отчего у поэта так отекли ноги, что ему пришлось разорвать ботинки. Тем не менее Николай Алексеевич не признал себя виновным в создании контрреволюционной организации и не дал показаний на товарищей по творческому цеху. Это спасло Заболоцкого от смертной казни, однако он был осужден в связи с антисоветской пропагандой. В основу дела легли критические обзоры его произведений и рецензия, выполненная по заказу НКВД литератором Н. В. Лесючевским. В ней было сказано: «“Творчество” Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма… Основными для Заболоцкого этих лет являются «пантеистические» стихи, в которых под видом «естествоиспытателя», наблюдающего природу, автор рисует полную ужаса, кошмарную, гнетущую картину мира советской страны.
Однако оказалось, что это благополучие было затишьем перед бурей: 19 марта 1938 года Заболоцкого арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в участии в правотроцкистской организации, создании антисоветских произведений и в антисоветской агитации. О дальнейших событиях поэт рассказал в написанной после войны «Истории моего заключения (в советское время не публиковалась). На допросах он подвергался не только тяжелейшему психологическому давлению, но и физическим мучениям: ему не давали пищи, не позволяли спать, заставляли сидеть без движения, отчего у поэта так отекли ноги, что ему пришлось разорвать ботинки. Тем не менее Николай Алексеевич не признал себя виновным в создании контрреволюционной организации и не дал показаний на товарищей по творческому цеху. Это спасло Заболоцкого от смертной казни, однако он был осужден в связи с антисоветской пропагандой. В основу дела легли критические обзоры его произведений и рецензия, выполненная по заказу НКВД литератором Н. В. Лесючевским. В ней было сказано: «“Творчество” Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма… Основными для Заболоцкого этих лет являются «пантеистические» стихи, в которых под видом «естествоиспытателя», наблюдающего природу, автор рисует полную ужаса, кошмарную, гнетущую картину мира советской страны.


У животных нет названья —
 
Кто им зваться повелел?
{{цитата|автор=Николай Заболоцкий|У животных нет названья —|Кто им зваться повелел?|Равномерное страданье —|Их невидимый удел.}}
Равномерное страданье —
 
Их невидимый удел.


За «животными» без труда можно расшифровать людей, охваченных коллективизмом, людей социализма».
За «животными» без труда можно расшифровать людей, охваченных коллективизмом, людей социализма».

Навигация