Тынянов Юрий Николаевич: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников)
Строка 52: Строка 52:
К 1918 году Тынянов стал посещать заседания ОПОЯЗа (общества изучения [теории] поэтического языка), а в 1920 году стал его секретарем. Участники ОПОЯЗа обсуждали художественные произведения прежде всего как совокупность приёмов воздействия на читателя, а не как отражение души автора. Это направление изучения искусства получило имя «формальной школы». Общество просуществовало приблизительно до 1925 года. Формальное направление в литературоведении подвергалось критике со стороны «официальных» теоретиков литературы, поэтому к середине 1930-х годов слово «формализм» приобрело негативную окраску и даже могло быть составом политического обвинения. Тынянова критиковали реже других формалистов, так как у него было свое понимание формального подхода. Его интересовали как литературные приёмы (форма), так и смысловая сторона слова, и исторический контекст произведений (статья «Проблема стихотворного языка», 1924).
К 1918 году Тынянов стал посещать заседания ОПОЯЗа (общества изучения [теории] поэтического языка), а в 1920 году стал его секретарем. Участники ОПОЯЗа обсуждали художественные произведения прежде всего как совокупность приёмов воздействия на читателя, а не как отражение души автора. Это направление изучения искусства получило имя «формальной школы». Общество просуществовало приблизительно до 1925 года. Формальное направление в литературоведении подвергалось критике со стороны «официальных» теоретиков литературы, поэтому к середине 1930-х годов слово «формализм» приобрело негативную окраску и даже могло быть составом политического обвинения. Тынянова критиковали реже других формалистов, так как у него было свое понимание формального подхода. Его интересовали как литературные приёмы (форма), так и смысловая сторона слова, и исторический контекст произведений (статья «Проблема стихотворного языка», 1924).


По окончании учебы наставник Тынянова, Семён Афанасьевич Венгеров, рекомендовал Юрия к «оставлению при университете» (аналог современной аспирантуры). Тынянов вел активную педагогическую и научно-просветительскую деятельность: преподавал литературу в 31-й московской школе (бывшее известное Тенишевское училище, выпускниками которого были поэт О. Э. Мандельштам и дети Корнея Чуковского). Кроме этого, он читал курсы лекций «История и теория пародии» в Доме литераторов, «Язык и образ» в Доме искусств. На основе этих лекций Тынянов написал работу «Проблема стихотворного языка» (1924). В клубе им. К. Маркса Юрий Николаевич вел литературную секцию. Одновременно (с 1919 года) он служил в Центральном бюро Союза коммун Северной области (Союзы коммун — формы государственного управления в первые годы советской власти), до 1921 года работал в Смольном переводчиком с французского в отделе информации петроградского бюро Коминтерна — международной организации, объединявшей коммунистов разных стран, был корректором в Гослитиздате.
По окончании учебы наставник Тынянова, Семён Афанасьевич Венгеров, рекомендовал Юрия к «оставлению при университете» (аналог современной аспирантуры). Тынянов вел активную педагогическую и научно-просветительскую деятельность: преподавал литературу в 31-й московской школе (бывшее известное Тенишевское училище, выпускниками которого были поэт [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] и дети [[Чуковский Корней Иванович|Корнея Чуковского]]). Кроме этого, он читал курсы лекций «История и теория пародии» в Доме литераторов, «Язык и образ» в Доме искусств. На основе этих лекций Тынянов написал работу «Проблема стихотворного языка» (1924). В клубе им. К. Маркса Юрий Николаевич вел литературную секцию. Одновременно (с 1919 года) он служил в Центральном бюро Союза коммун Северной области (Союзы коммун — формы государственного управления в первые годы советской власти), до 1921 года работал в Смольном переводчиком с французского в отделе информации петроградского бюро Коминтерна — международной организации, объединявшей коммунистов разных стран, был корректором в Гослитиздате.


В 1921 году в жизни Юрия Николаевича произошли два важных события: он стал профессором Государственного института истории искусств (ГНИИ), а его статья «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» вышла отдельным изданием — это была первая книга Тынянова. Если прежде исследователи творчества Ф. М. Достоевского обсуждали религиозно-философский подтекст его произведений, то Тынянов решил поговорить о нем, как о литературном деятеле. Последующие девять лет (1921–1930) связаны с работой в ГНИИ. В этом институте Тынянов читал курсы лекций, начиная с истории русской литературы XIX века, в том числе о лирике Некрасова и Тютчева и русско-зарубежных литературных связях («Тютчев и Гейне», 1922; «Записки о западной литературе», 1922, и др.) и заканчивая современной литературой — произведениями В. Хлебникова, В. Брюсова, А. Блока, Л. Лунца, В. Маяковского. Помимо литературного направления Тынянов занимался и теорией кино («Кино — слово — музыка», 1924; «О сценарии», 1926; «Об основах кино», 1927). Некоторые из этих работ были напечатаны под псевдонимом Ю. Ван-Везен.
В 1921 году в жизни Юрия Николаевича произошли два важных события: он стал профессором Государственного института истории искусств (ГНИИ), а его статья «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» вышла отдельным изданием — это была первая книга Тынянова. Если прежде исследователи творчества Ф. М. Достоевского обсуждали религиозно-философский подтекст его произведений, то Тынянов решил поговорить о нем, как о литературном деятеле. Последующие девять лет (1921–1930) связаны с работой в ГНИИ. В этом институте Тынянов читал курсы лекций, начиная с истории русской литературы XIX века, в том числе о лирике Некрасова и Тютчева и русско-зарубежных литературных связях («Тютчев и Гейне», 1922; «Записки о западной литературе», 1922, и др.) и заканчивая современной литературой — произведениями В. Хлебникова, В. Брюсова, А. Блока, Л. Лунца, В. Маяковского. Помимо литературного направления Тынянов занимался и теорией кино («Кино — слово — музыка», 1924; «О сценарии», 1926; «Об основах кино», 1927). Некоторые из этих работ были напечатаны под псевдонимом Ю. Ван-Везен.
Строка 105: Строка 105:


В историю литературы Тынянов вошел как создатель особой формы «исследовательского романа» — художественных произведений, основанных на глубоком знании темы. Тынянов является не только классиком советской исторической прозы, но и авторитетным ученым, который внес большой вклад в развитие литературоведения. Его новаторские научные идеи были востребованы последующими поколениями филологов. Юрий Николаевич воспитал плеяду учеников, ставших впоследствии известными учеными тыняновской школы: это Н. Л. Степанов, Л. Я. Гинзбург, Б. Я. Бухштаб, А. В. Федоров, Т. Ю. Хмельницкая. Произведения Ю. Н. Тынянова переведены на многие иностранные языки, интересны современному читателю и переиздаются до сих пор.
В историю литературы Тынянов вошел как создатель особой формы «исследовательского романа» — художественных произведений, основанных на глубоком знании темы. Тынянов является не только классиком советской исторической прозы, но и авторитетным ученым, который внес большой вклад в развитие литературоведения. Его новаторские научные идеи были востребованы последующими поколениями филологов. Юрий Николаевич воспитал плеяду учеников, ставших впоследствии известными учеными тыняновской школы: это Н. Л. Степанов, Л. Я. Гинзбург, Б. Я. Бухштаб, А. В. Федоров, Т. Ю. Хмельницкая. Произведения Ю. Н. Тынянова переведены на многие иностранные языки, интересны современному читателю и переиздаются до сих пор.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/r-3lbrsD1ow|500|center|<p style="text-align: center;">Юрий Тынянов</p> |frame}}


==Юрий Тынянов / Книги==
==Юрий Тынянов / Книги==
Строка 221: Строка 218:
*Тынянов, Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара / Юрий Тынянов. — Москва : ПРОЗАиК, 2021. — 507 с.
*Тынянов, Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара / Юрий Тынянов. — Москва : ПРОЗАиК, 2021. — 507 с.


*Тынянов, Ю. Н. Кюхля / Юрий Тынянов. — Москва : АСТ, 2021. — 352 с. — (Библиотека проекта Б. Акунина «История Российского государства»).
*Тынянов, Ю. Н. Кюхля / Юрий Тынянов. — Москва : АСТ, 2021. — 352 с. — (Библиотека проекта Б. Акунина (включен в реестр иностранных агентов распоряжением Минюста России) «История Российского государства»).


==Юрий Тынянов / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Юрий Тынянов / Книги в НЭБ.Дети==


*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30012#page/0/mode/2up Тынянов, Ю. Н. Черниговский полк ждёт] / Ю. Н. Тынянов ; рис. Н. Н. Купреянова. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 64 с. — Текст : электронный.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30012#page/0/mode/2up Тынянов, Ю. Н. Черниговский полк ждёт] / Ю. Н. Тынянов ; рис. Н. Н. Купреянова. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 64 с. — Текст : электронный.
Строка 280: Строка 277:
*Музей Ю. Н. Тынянова в г. Резекне, 6-я средняя школа.
*Музей Ю. Н. Тынянова в г. Резекне, 6-я средняя школа.
*Раз в два года проводится междисциплинарная международная научная конференция «Тыняновские чтения».
*Раз в два года проводится междисциплинарная международная научная конференция «Тыняновские чтения».
==См. также==
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Олеша Юрий Карлович]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]

Навигация