Маркуша Анатолий Маркович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Анатолий Маркуша |Портрет = Markusha-Anatolij.JPG <…»)
 
Строка 25: Строка 25:
==Анатолий Маркуша / Биография==
==Анатолий Маркуша / Биография==


Арнольд Маркович Лурье родился 20 июня 1921 года в городе Екатеринославе в семье бухгалтера. Вскоре отцу предложили работу в Наркомате угольной промышленности и в 1924 году семья переехала в Москву. Будучи подростком, Арнольд увлёкся авиацией, обучался лётному делу в аэроклубе. Также он активно занимался боксом, был чемпионом Советского Союза по академической гребле. Окончив школу в 1937 году, решил продолжить образование в Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского, но не сумел сдать вступительные экзамены. Юноша вынужден был устроиться корреспондентом в газету «Вечерняя Москва», где занимался подготовкой информационных сюжетов, писал небольшие статьи. Писатель вспоминал, что первая его публикация называлась «Цены на арбузы снижены». Опыт работы журналистом очень пригодился в жизни, но главным для Арнольда оставалось желание стать авиатором, летать.
Анатолий Маркуша родился 20 июня 1921 года в городе Екатеринославе в семье бухгалтера. Вскоре отцу предложили работу в Наркомате угольной промышленности и в 1924 году семья переехала в Москву. Будучи подростком, Маркуша увлёкся авиацией, обучался лётному делу в аэроклубе. Также он активно занимался боксом, был чемпионом Советского Союза по академической гребле. Окончив школу в 1937 году, решил продолжить образование в Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского, но не сумел сдать вступительные экзамены. Юноша вынужден был устроиться корреспондентом в газету «Вечерняя Москва», где занимался подготовкой информационных сюжетов, писал небольшие статьи. Анатолий Маркуша вспоминал, что первая его публикация называлась «Цены на арбузы снижены». Опыт работы журналистом очень пригодился в жизни, но главным для Арнольда оставалось желание стать авиатором, летать.
В 1939 году молодой человек поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова и окончил её за несколько дней до начала войны с присвоением воинского звания сержант. Он проходил службу в 12-й воздушной армии Забайкальского фронта, в составе советских воинских частей в Монголии. С января 1944 года и до окончания боевых действий служил лётчиком-истребителем на Карельском фронте.
 
В 1948 году будущий писатель стал слушателем Школы лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности, которую окончил 1950 году без вручения официального свидетельства. За годы службы Арнольд освоил свыше пятидесяти типов крылатых машин. В 1954 году во время испытания реактивного самолёта случилась авария, после которой у него начались проблемы со здоровьем. Врачи не рекомендовали летать, и Лурье был уволен в запас в звании капитана.
В 1939 году Анатолий Маркуша поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова и окончил её за несколько дней до начала войны с присвоением воинского звания сержант. Он проходил службу в 12-й воздушной армии Забайкальского фронта, в составе советских воинских частей в Монголии. С января 1944 года и до окончания боевых действий служил лётчиком-истребителем на Карельском фронте.
 
В 1948 году будущий писатель стал слушателем Школы лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности, которую окончил 1950 году без вручения официального свидетельства. За годы службы Маркуша освоил свыше пятидесяти типов крылатых машин. В 1954 году во время испытания реактивного самолёта случилась авария, после которой у него начались проблемы со здоровьем. Врачи не рекомендовали летать, и Лурье был уволен в запас в звании капитана.
 
Уйдя из авиации, он несколько лет работал слесарем в гараже. Но, имея опыт журналистской работы, начал писать статьи об авиации для «Литературной газеты» и других периодических изданий. Статьи Арнольда Лурье пользовались большой популярностью, вскоре он стал штатным сотрудником журнала «Знамя».
Уйдя из авиации, он несколько лет работал слесарем в гараже. Но, имея опыт журналистской работы, начал писать статьи об авиации для «Литературной газеты» и других периодических изданий. Статьи Арнольда Лурье пользовались большой популярностью, вскоре он стал штатным сотрудником журнала «Знамя».
Писатель вспоминал, что ещё во время войны он сочинял небольшие рассказы о лётчиках, авиации. Также во время работы в журнале написал и опубликовал несколько произведений. Отпечатав их и сложив в папку с общим заголовком «Записки старого лётчика», он обратился к знаменитому генералу П. Вершигоре, автору романа «С чистой совестью», с предложением их прочитать. Рассказы понравились и в 1957 году увидели свет в издательстве «Детгиз» под названием «Ученик орла». В качестве псевдонима молодой писатель взял свою детскую кличку «Маркуша», что означало — сын своего отца Марка. Поскольку совмещать литературный труд с журналистикой было тяжело, Маркуша решил уйти из журнала.
Писатель вспоминал, что ещё во время войны он сочинял небольшие рассказы о лётчиках, авиации. Также во время работы в журнале написал и опубликовал несколько произведений. Отпечатав их и сложив в папку с общим заголовком «Записки старого лётчика», он обратился к знаменитому генералу П. Вершигоре, автору романа «С чистой совестью», с предложением их прочитать. Рассказы понравились и в 1957 году увидели свет в издательстве «Детгиз» под названием «Ученик орла». В качестве псевдонима молодой писатель взял свою детскую кличку «Маркуша», что означало — сын своего отца Марка. Поскольку совмещать литературный труд с журналистикой было тяжело, Маркуша решил уйти из журнала.
В скором времени были изданы сборники коротких художественных рассказов для детей: «Земля Цезаря», «Это вам не игрушки», «Дороге нет конца», «Сто миллионов конфет» и другие. Большой читательский интерес вызвала повесть «Роге Никул — человек с характером», посвящённая трудной поре формирования характера, мировоззрения, воспитания воли и характера.
В скором времени были изданы сборники коротких художественных рассказов для детей: «Земля Цезаря», «Это вам не игрушки», «Дороге нет конца», «Сто миллионов конфет» и другие. Большой читательский интерес вызвала повесть «Роге Никул — человек с характером», посвящённая трудной поре формирования характера, мировоззрения, воспитания воли и характера.
Человек, профессионально знающий, что такое самолёт, Анатолий Маркуша главную свою задачу видел в том, чтобы открыть юному читателю чудесный мир авиации, показать насколько увлекательно всё то, что с ней связано. В научно-познавательных книгах «Вам — взлёт», «33 ступеньки в небо», «Они стерегут синеву», «Слава ветру» и других Анатолий Маркуша мастерски рассказывает детям о том, как человечество додумалось до идей планера, винта, авиационного мотора, реактивного двигателя и совершенствовало эти идеи. Популярность изложения во многом достигается тем, что автор всё время думает о своём ещё неопытном читателе, избавляет его от лишних, необязательных деталей, сосредотачивая внимание на главном. Большую роль в этом играют, включённые в книги таблицы, схемы, головоломки, справочные словарики в тексте. В 2021 году увидело свет пятое издание знаменитой книги «Вам — взлёт», которое отличается оригинальными новыми иллюстрациями, выполненными художником и другом писателя Владимиром Романовым.
Человек, профессионально знающий, что такое самолёт, Анатолий Маркуша главную свою задачу видел в том, чтобы открыть юному читателю чудесный мир авиации, показать насколько увлекательно всё то, что с ней связано. В научно-познавательных книгах «Вам — взлёт», «33 ступеньки в небо», «Они стерегут синеву», «Слава ветру» и других Анатолий Маркуша мастерски рассказывает детям о том, как человечество додумалось до идей планера, винта, авиационного мотора, реактивного двигателя и совершенствовало эти идеи. Популярность изложения во многом достигается тем, что автор всё время думает о своём ещё неопытном читателе, избавляет его от лишних, необязательных деталей, сосредотачивая внимание на главном. Большую роль в этом играют, включённые в книги таблицы, схемы, головоломки, справочные словарики в тексте. В 2021 году увидело свет пятое издание знаменитой книги «Вам — взлёт», которое отличается оригинальными новыми иллюстрациями, выполненными художником и другом писателя Владимиром Романовым.
Также Анатолий Маркович автор книг о жизни и подвигах знаменитых российских лётчиков: М. Ефремова, П. Уточкина, В. Чкалова. Книга «Бессмертный флагман. Чкалов» заслужила самую высокую оценку литературных критиков.
Также Анатолий Маркович автор книг о жизни и подвигах знаменитых российских лётчиков: М. Ефремова, П. Уточкина, В. Чкалова. Книга «Бессмертный флагман. Чкалов» заслужила самую высокую оценку литературных критиков.
Замечательные художественные книги о профессии лётчика, среди которых: «Дайте курс», «Облака под ногами», «Небо твоё и моё», «Аисты не сдаются» приобрели огромную популярность, открыли путь в небо сотням мальчишек, мечтающих о профессии лётчика. Своими книгами Анатолий Маркуша воспитывал настоящий мужской характер, трудолюбие, стойкость, верность мечте.
Замечательные художественные книги о профессии лётчика, среди которых: «Дайте курс», «Облака под ногами», «Небо твоё и моё», «Аисты не сдаются» приобрели огромную популярность, открыли путь в небо сотням мальчишек, мечтающих о профессии лётчика. Своими книгами Анатолий Маркуша воспитывал настоящий мужской характер, трудолюбие, стойкость, верность мечте.
Свой писательский успех Анатолий Маркович объяснял так:
Свой писательский успех Анатолий Маркович объяснял так:
«Главная, быть может, моя заслуга перед литературой — это то, что я не вру. Какие-то элементы художественной фантазии вы в моих писаниях найдете, но голого вранья — нет, никогда. Это честный разговор. С этим, видимо, связана и моя склонность, писать от первого лица, то есть о себе и для себя. У моих книжек оказывалось огромное количество читателей. И именно мальчишек».
«Главная, быть может, моя заслуга перед литературой — это то, что я не вру. Какие-то элементы художественной фантазии вы в моих писаниях найдете, но голого вранья — нет, никогда. Это честный разговор. С этим, видимо, связана и моя склонность, писать от первого лица, то есть о себе и для себя. У моих книжек оказывалось огромное количество читателей. И именно мальчишек».
В 1970 году вышла одна из самих известных книг писателя «Чудеса на колёсах», которая является фундаментальной энциклопедией знаний об изобретениях человечества, законах технического мышления и инженерного дела. Анатолий Маркович обращается к интересным и замечательным примерам из истории техники, в книге множество затейливых задачек, развивающих смекалку, глазомер, находчивость и наблюдательность. Энциклопедия неоднократно переиздавалась, в 2017 году она вышла в знаменитой серии «Пифагоровы штаны».
В 1970 году вышла одна из самих известных книг писателя «Чудеса на колёсах», которая является фундаментальной энциклопедией знаний об изобретениях человечества, законах технического мышления и инженерного дела. Анатолий Маркович обращается к интересным и замечательным примерам из истории техники, в книге множество затейливых задачек, развивающих смекалку, глазомер, находчивость и наблюдательность. Энциклопедия неоднократно переиздавалась, в 2017 году она вышла в знаменитой серии «Пифагоровы штаны».
Плодом длительных творческих командировок писателя в воинские части явилась книга «В небесах, на земле и на море», в которой он рассказывает о боевых традициях наших воинов, о героях Великой Отечественной войны, о нелёгкой учёбе и сложной военной подготовке. Кроме того, книга знакомит с новыми видами боевых самолётов и боевых установок, повествует о духовной жизни офицеров и солдат.
Плодом длительных творческих командировок писателя в воинские части явилась книга «В небесах, на земле и на море», в которой он рассказывает о боевых традициях наших воинов, о героях Великой Отечественной войны, о нелёгкой учёбе и сложной военной подготовке. Кроме того, книга знакомит с новыми видами боевых самолётов и боевых установок, повествует о духовной жизни офицеров и солдат.
Анатолий Маркуша — автор небольших, ярко иллюстрированных познавательных и художественных книг для дошкольников, среди которых наиболее известны: «Мои машины», «Здесь живут силачи», «Тима дома», «Тима едет к папе», «А сперва была лошадь», «Хитрая точка», «Это вам не игрушки», «Я — солдат и ты — солдат», «А Б В», «Они стерегут синеву», «Кто ты?». В этих книгах Маркуша рассказывает о машинах и их могуществе, убеждает ребят в том, что техника не любит боязливых. Очень интересен опыт цветной энциклопедии «Тима дома», в которой писатель раскрывает целый мир вещей и профессий, окружающих героя книги.
Анатолий Маркуша — автор небольших, ярко иллюстрированных познавательных и художественных книг для дошкольников, среди которых наиболее известны: «Мои машины», «Здесь живут силачи», «Тима дома», «Тима едет к папе», «А сперва была лошадь», «Хитрая точка», «Это вам не игрушки», «Я — солдат и ты — солдат», «А Б В», «Они стерегут синеву», «Кто ты?». В этих книгах Маркуша рассказывает о машинах и их могуществе, убеждает ребят в том, что техника не любит боязливых. Очень интересен опыт цветной энциклопедии «Тима дома», в которой писатель раскрывает целый мир вещей и профессий, окружающих героя книги.
Анатолий Маркович вспоминал, что когда накопил определённый жизненный опыт, то стал писать книги о воспитании подростков. Одной из самих удачных работ писатель считал книгу «Мужчинам до 16 лет» — обширный труд по самовоспитанию для мальчиков, включающий рассказы из жизни, мудрые мысли, разнообразные бытовые советы. Также популярностью пользовались произведения: «А я сам», «Мастерская дома», «Книга для сыновей и пап», «Желаю счастья, девочки!».
Анатолий Маркович вспоминал, что когда накопил определённый жизненный опыт, то стал писать книги о воспитании подростков. Одной из самих удачных работ писатель считал книгу «Мужчинам до 16 лет» — обширный труд по самовоспитанию для мальчиков, включающий рассказы из жизни, мудрые мысли, разнообразные бытовые советы. Также популярностью пользовались произведения: «А я сам», «Мастерская дома», «Книга для сыновей и пап», «Желаю счастья, девочки!».
Кроме ряда замечательных книг для детей и подростков Анатолий Маркуша является автором романов для взрослых: «Грешные ангелы», «Нет», «Умру лейтенантом», «Завещание грустного клоуна» и других. Они вошли в трёхтомное собрание сочинений писателя, увидевшее свет в 2002 году в издательстве «Вестник воздушного флота».
Кроме ряда замечательных книг для детей и подростков Анатолий Маркуша является автором романов для взрослых: «Грешные ангелы», «Нет», «Умру лейтенантом», «Завещание грустного клоуна» и других. Они вошли в трёхтомное собрание сочинений писателя, увидевшее свет в 2002 году в издательстве «Вестник воздушного флота».
Анатолий Маркович Маркуша известен не только как писатель, но и сценарист. Он написал сценарии для мультипликационных фильмов «Дима отправляется в путь» (1978) и «Фантазёр» (1983). Также он принимал участие в работе над сценарием художественного фильма «Отклонение — ноль» (1977), работал над документальным фильмом «Могучие крылья» (1961), в котором зритель увидел грандиозный воздушный парад 1961 года в Тушино.
Анатолий Маркович Маркуша известен не только как писатель, но и сценарист. Он написал сценарии для мультипликационных фильмов «Дима отправляется в путь» (1978) и «Фантазёр» (1983). Также он принимал участие в работе над сценарием художественного фильма «Отклонение — ноль» (1977), работал над документальным фильмом «Могучие крылья» (1961), в котором зритель увидел грандиозный воздушный парад 1961 года в Тушино.
Анатолий Маркуша был не только лётчиком и замечательным детским писателем. Во время работы над сюжетами книг он рисовал необычные картины. Особенность рисунков в том, что они выполнены фломастерами при помощи обычной офицерской линейки. Его работы, похожие на цветные морозные узоры, привлекают тонкими, причудливыми линиями, неповторимостью орнаментов.
Анатолий Маркуша был не только лётчиком и замечательным детским писателем. Во время работы над сюжетами книг он рисовал необычные картины. Особенность рисунков в том, что они выполнены фломастерами при помощи обычной офицерской линейки. Его работы, похожие на цветные морозные узоры, привлекают тонкими, причудливыми линиями, неповторимостью орнаментов.
Друзья и коллеги писателя вспоминают, что он получал огромное количество писем, провёл тысячи встреч и бесед со своими юными читателями. У Анатолия Марковича была огромная рабочая картотека и коллекция значков, связанных с авиацией. Он является автором свыше ста книг с совокупным тиражом пятнадцать миллионов экземпляров. Его книги для детей переведены на восемнадцать языков мира.
Друзья и коллеги писателя вспоминают, что он получал огромное количество писем, провёл тысячи встреч и бесед со своими юными читателями. У Анатолия Марковича была огромная рабочая картотека и коллекция значков, связанных с авиацией. Он является автором свыше ста книг с совокупным тиражом пятнадцать миллионов экземпляров. Его книги для детей переведены на восемнадцать языков мира.
Анатолий Маркович Маркуша умер 30 августа 2005 года. Урна с прахом писателя захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище в Москве.
Анатолий Маркович Маркуша умер 30 августа 2005 года. Урна с прахом писателя захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище в Москве.