44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
'''Корней Иванович Чуковский''' (имя при рождении — Николай Корнейчуков) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. | '''Корней Иванович Чуковский''' (имя при рождении — Николай Корнейчуков) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. | ||
==Корней Чуковский / Биография== | ==Корней Чуковский / Биография== | ||
===Чуковский / Происхождение=== | |||
Корней Иванович Чуковский родился в Санкт-Петербурге 31 марта (19 марта ст.ст) 1882 года. Имя писателя при рождении - Николай Корнейчуков. Его мать, Екатерина Осиповна Корнейчукова, относилась к крестьянскому сословию («полтавская крестьянка», как говорил сам Корней Иванович), «приписанная» к Херсонской губернии. Она рано переехала в город и больше не возвращалась на малую родину. Отцом писателя считается Эммануил Соломонович Левенсон, петербургский студент, сын уважаемого одесского врача. Родители мальчика не были женаты: мешали различное вероисповедание (отец - иудей, мать - православная христианка) и принадлежали к разным сословиям. Чуковский писал в автобиографии, что отец обещал матери уладить вопрос с их браком, но не выполнил своего обещания. В этом союзе родились двое детей: Николай и его старшая сестра Мария (Маруся). Они считались незаконнорожденными, в их метриках отсутствовало отчество. В более поздних документах, выданных до революции, у Николая указаны отчества Эммануилович/Мануилович, Степанович и Емельянович. В официальной биографии писателя в качестве части «настоящего имени» приводилось отчество «Васильевич», которое могло происходить от имени его крестного отца или священника, совершившего обряд крещения. | Корней Иванович Чуковский родился в Санкт-Петербурге 31 марта (19 марта ст.ст) 1882 года. Имя писателя при рождении - Николай Корнейчуков. Его мать, Екатерина Осиповна Корнейчукова, относилась к крестьянскому сословию («полтавская крестьянка», как говорил сам Корней Иванович), «приписанная» к Херсонской губернии. Она рано переехала в город и больше не возвращалась на малую родину. Отцом писателя считается Эммануил Соломонович Левенсон, петербургский студент, сын уважаемого одесского врача. Родители мальчика не были женаты: мешали различное вероисповедание (отец - иудей, мать - православная христианка) и принадлежали к разным сословиям. Чуковский писал в автобиографии, что отец обещал матери уладить вопрос с их браком, но не выполнил своего обещания. В этом союзе родились двое детей: Николай и его старшая сестра Мария (Маруся). Они считались незаконнорожденными, в их метриках отсутствовало отчество. В более поздних документах, выданных до революции, у Николая указаны отчества Эммануилович/Мануилович, Степанович и Емельянович. В официальной биографии писателя в качестве части «настоящего имени» приводилось отчество «Васильевич», которое могло происходить от имени его крестного отца или священника, совершившего обряд крещения. | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
===Чуковский / Первые публикации=== | |||
Первой газетной публикацией Чуковского стал литературный фельетон под названием «К вечно-юному вопросу» - отражение философской концепции автора, глава из его неоконченной книги. Тема «вопроса» была злободневной: тогда много спорили о том, должно ли искусство быть утилитарным или свободным от утилитарности «искусством ради искусства». Чуковский не примкнул ни к одной точке зрения, а указал на третий путь - возможность сосуществования красоты и пользы: искусство способно служить обществу только в том случае, когда живет для себя и по своим законам, а общество не мешает ему жить и развиваться. Редакция назвала автора фельетона «молодым журналистом, мнение которого парадоксально, но очень интересно». Газета «Одесские новости» была популярным изданием с большим тиражом, размещала литературные, коммерческие и справочные материалы, у нее были корреспонденты во многих европейских столицах. Чуковский приобрел некоторую известность в городе, начал участвовать в собраниях «Литературки» - литературно-артистического общества Одессы. «Из оборванца я превратился в писателя», - сказал о том времени сам Корней Иванович. | Первой газетной публикацией Чуковского стал литературный фельетон под названием «К вечно-юному вопросу» - отражение философской концепции автора, глава из его неоконченной книги. Тема «вопроса» была злободневной: тогда много спорили о том, должно ли искусство быть утилитарным или свободным от утилитарности «искусством ради искусства». Чуковский не примкнул ни к одной точке зрения, а указал на третий путь - возможность сосуществования красоты и пользы: искусство способно служить обществу только в том случае, когда живет для себя и по своим законам, а общество не мешает ему жить и развиваться. Редакция назвала автора фельетона «молодым журналистом, мнение которого парадоксально, но очень интересно». Газета «Одесские новости» была популярным изданием с большим тиражом, размещала литературные, коммерческие и справочные материалы, у нее были корреспонденты во многих европейских столицах. Чуковский приобрел некоторую известность в городе, начал участвовать в собраниях «Литературки» - литературно-артистического общества Одессы. «Из оборванца я превратился в писателя», - сказал о том времени сам Корней Иванович. | ||
Строка 129: | Строка 129: | ||
В 1916 году Максим Горький организовал серьезное издательство «Парус» и пригласил Чуковского руководить детским отделом. Горький задумал издать двенадцать художественных сборников для детей младшего возраста, но удалось выпустить только один, притом с годовой задержкой. Это сборник «Ёлка», который должен был появиться весной 1917 года как альманах «Радуга», но вышел в печать только в январе 1918-го. Его составителями названы А. Бенуа и К. Чуковский, редакторами - А. Бенуа и М. Горький. В сборник вошли две сказки, которые переложил Чуковский - английская («Джек, победитель великанов») и норвежская («Сказка о Глупом Царе»). | В 1916 году Максим Горький организовал серьезное издательство «Парус» и пригласил Чуковского руководить детским отделом. Горький задумал издать двенадцать художественных сборников для детей младшего возраста, но удалось выпустить только один, притом с годовой задержкой. Это сборник «Ёлка», который должен был появиться весной 1917 года как альманах «Радуга», но вышел в печать только в январе 1918-го. Его составителями названы А. Бенуа и К. Чуковский, редакторами - А. Бенуа и М. Горький. В сборник вошли две сказки, которые переложил Чуковский - английская («Джек, победитель великанов») и норвежская («Сказка о Глупом Царе»). | ||
===Чуковский / Крокодил=== | |||
Впоследствии Корней Иванович стал редактировать детское приложение к крупному журналу для семейного чтения «Нива». Верный себе Чуковский пригласил к сотрудничеству известных литераторов и художников того времени, печатал стихи, прозу, пересказывал для этого издания сказки разных народов. «Гвоздем программы» журнала стала стихотворная сказка Чуковского «Ваня и крокодил» - первое название знаменитого «Крокодила». Она печаталась на страницах в течение всего 1917 года, с первого по двенадцатый номер, то есть приключения героев сказки начались в Российской империи, а затем поэма стала «свидетелем» двух революций. Корней Иванович утверждал, что автором идеи «большой формы» стихотворного произведения для детей был Горький, но возможно, что зачин «Крокодила» появился за несколько лет до знакомства писателей. Не исключено, что беседа с Горьким дала новое направление истории, которую когда-то Чуковский сочинил, чтобы поддержать заболевшего сына Колю. | Впоследствии Корней Иванович стал редактировать детское приложение к крупному журналу для семейного чтения «Нива». Верный себе Чуковский пригласил к сотрудничеству известных литераторов и художников того времени, печатал стихи, прозу, пересказывал для этого издания сказки разных народов. «Гвоздем программы» журнала стала стихотворная сказка Чуковского «Ваня и крокодил» - первое название знаменитого «Крокодила». Она печаталась на страницах в течение всего 1917 года, с первого по двенадцатый номер, то есть приключения героев сказки начались в Российской империи, а затем поэма стала «свидетелем» двух революций. Корней Иванович утверждал, что автором идеи «большой формы» стихотворного произведения для детей был Горький, но возможно, что зачин «Крокодила» появился за несколько лет до знакомства писателей. Не исключено, что беседа с Горьким дала новое направление истории, которую когда-то Чуковский сочинил, чтобы поддержать заболевшего сына Колю. | ||
Строка 163: | Строка 164: | ||
В течение двух лет на Корнея Ивановича оказывалось сильнейшее давление. Все это стало предтечей и фоном для самых тяжелых событий в его жизни — болезни и смерти младшей дочери Мурочки, маленького «всепонимающего друга» Корнея Ивановича. Мурочка заболела в конце 1929 года, незадолго до своего десятилетия. Опала государства означала бы как минимум потерю доходов, необходимых для жизни семьи, для лечения ребенка. Кроме того, в 1926 году старшую дочь Чуковского, Лиду, приговорили к трехлетней высылке из Ленинграда в Саратов по обвинению в составлении антисоветской листовки. Сама Лидия Корнеевна поясняла, что не имела отношения к злополучной бумаге. Этот случай теперь можно было представить так: у писателя, игнорирующего обязательные критерии правильных произведений для детей, вырос ребенок, не воспринимающий ценности нового государства. В декабре 1929 года Чуковский публично отрекся от своих сказок, признал свою неправоту и пообещал написать сборник «Детская колхозия». Это не остановило борцов с «чуковщиной»: они требовали прекратить переиздание «вредных» сказок Корнея Ивановича, добились их изъятия из магазинов и библиотек. | В течение двух лет на Корнея Ивановича оказывалось сильнейшее давление. Все это стало предтечей и фоном для самых тяжелых событий в его жизни — болезни и смерти младшей дочери Мурочки, маленького «всепонимающего друга» Корнея Ивановича. Мурочка заболела в конце 1929 года, незадолго до своего десятилетия. Опала государства означала бы как минимум потерю доходов, необходимых для жизни семьи, для лечения ребенка. Кроме того, в 1926 году старшую дочь Чуковского, Лиду, приговорили к трехлетней высылке из Ленинграда в Саратов по обвинению в составлении антисоветской листовки. Сама Лидия Корнеевна поясняла, что не имела отношения к злополучной бумаге. Этот случай теперь можно было представить так: у писателя, игнорирующего обязательные критерии правильных произведений для детей, вырос ребенок, не воспринимающий ценности нового государства. В декабре 1929 года Чуковский публично отрекся от своих сказок, признал свою неправоту и пообещал написать сборник «Детская колхозия». Это не остановило борцов с «чуковщиной»: они требовали прекратить переиздание «вредных» сказок Корнея Ивановича, добились их изъятия из магазинов и библиотек. | ||
===Чуковский / 1930-е годы=== | |||
В феврале 1930 года, в день рождения, Мурочке стало заметно хуже. Чуковский боролся за жизнь дочери, делал все возможное и невозможное, но эта борьба оказалась слишком неравной: врачи обнаружили у девочки костный туберкулез в острой форме. Недуг был не только смертельно опасным, но и мучительным: Мурочка страдала от сильных болей. Случались минуты, когда Чуковский, будучи не в силах облегчить состояние дочери и убитой горем жены, убегал из дома. | В феврале 1930 года, в день рождения, Мурочке стало заметно хуже. Чуковский боролся за жизнь дочери, делал все возможное и невозможное, но эта борьба оказалась слишком неравной: врачи обнаружили у девочки костный туберкулез в острой форме. Недуг был не только смертельно опасным, но и мучительным: Мурочка страдала от сильных болей. Случались минуты, когда Чуковский, будучи не в силах облегчить состояние дочери и убитой горем жены, убегал из дома. | ||
Строка 200: | Строка 202: | ||
Чуковский снова много переводит, читает лекции и сказки, работает над комментариями к сочинениям Некрасова, выпускает брошюры «Пушкин и Некрасов» (1949), Гоголь и Некрасов (1952), в 1952 году вышла в свет его книга «Мастерство Некрасова», к которой он шел и собирал материал с тех пор, как начал изучение творчества народного поэта. | Чуковский снова много переводит, читает лекции и сказки, работает над комментариями к сочинениям Некрасова, выпускает брошюры «Пушкин и Некрасов» (1949), Гоголь и Некрасов (1952), в 1952 году вышла в свет его книга «Мастерство Некрасова», к которой он шел и собирал материал с тех пор, как начал изучение творчества народного поэта. | ||
===Чуковский / Послевоенные годы=== | |||
После смерти И. В. Сталина и началом «хрущевской оттепели» отношение к Чуковскому переменилось. Его детские произведения снова начали печатать, он не только стал востребованным и уважаемым участником литературного сообщества, но окончательно занял место советского классика. | После смерти И. В. Сталина и началом «хрущевской оттепели» отношение к Чуковскому переменилось. Его детские произведения снова начали печатать, он не только стал востребованным и уважаемым участником литературного сообщества, но окончательно занял место советского классика. | ||