Шолохов Михаил Александрович: различия между версиями

Строка 60: Строка 60:
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...  
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...  


Бережное выхаживание МОЛОДЫХ весенних ростков, стремление ничем не За- темнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. в ПОЛ- ную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ЛОЖЬЮ: не ТОЛЬКО мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.  
Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.  


Здесь ВООЧИЮ, в ЖИВЫХ пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальней— шее И знаменательное развитие. Там ПОЭТ примирился С неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая ЖИЗНЬ могла играть...»  
Здесь воочию, в живых пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальнейшее знаменательное развитие. Там поэт примирился с неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая жизнь могла играть...»  


Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой проникаю- щей в душу нашей социалистической человечности, такой нашей социалистической правды и одновременно такой мудрой сдержанности, скупости художнических средств, такой завещанной Пушкиным простоты, что оно вполне может служить еще одним замечательным образцом ТОЙ ПОЭЗИИ действительности, которая составляет отличительнейшее свойство - живую душу — русского ревлизма на всех этапах его развития».  
Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой проникающей в душу нашей социалистической человечности, такой нашей социалистической правды и одновременно такой мудрой сдержанности, скупости художнических средств, такой завещанной Пушкиным простоты, что оно вполне может служить еще одним замечательным образцом той поэзии действительности, которая составляет отличительнейшее свойство - живую душу — русского реализма на всех этапах его развития».  


В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за РОДИНУ» СЛИЕВЮТСЯ два мощных П0?0Ка человеческих ЧУВСТВ: любовь и ненависть. Горячая любовь народа к своему социалистическому Отечеству и ненависть К его врагам. В НОВОМ проявлении видны В ЭТИХ произведениях основные черты шолоховского творчества.  
В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за Родину» сливаются два мощных потока человеческих чувств: любовь и ненависть. Горячая любовь народа к своему социалистическому Отечеству и ненависть к его врагам. В новом проявлении видны в этих произведениях основные черты шолоховского творчества.  


Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница ЭТИХ произведений дышит побеждающим ОПТИМИЗМОМ, несокрушимой верой в торжество правого дела, за которое борется трудовое человечество.  
Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница этих произведений дышит побеждающим оптимизмом, несокрушимой верой в торжество правого дела, за которое борется трудовое человечество.  


Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой воз- действия, что писатель, наблюдая и изучая жизнь родного народа, зорко отбирает и вдумчиво синтезирует наиболее типичные черты образа и создает в своих произведениях цельные, убедительные характеры, изображенные с редкостной чет- костью и ясностью. Видя перед собой живой, полный богатства жизненных красок образ, читатель находит в окружающей жизни таких людей, понять которых помогает ему этот неизгладимый из памяти литературный герой.  
Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой воздействия, что писатель, наблюдая и изучая жизнь родного народа, зорко отбирает и вдумчиво синтезирует наиболее типичные черты образа и создает в своих произведениях цельные, убедительные характеры, изображенные с редкостной четкостью и ясностью. Видя перед собой живой, полный богатства жизненных красок образ, читатель находит в окружающей жизни таких людей, понять которых помогает ему этот неизгладимый из памяти литературный герой.  


В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после вых0да «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.  
В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после выхода «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.  


В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литера- туре появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины- крестьянки.  
В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литературе появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины-крестьянки.  


И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какои-то ру- мынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «ПОДНЯ- той целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству.
И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какой-то румынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «Поднятой целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству.


Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  
Строка 94: Строка 94:
  «Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...»  
  «Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...»  


Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим госям о своей работе, путешествиях, встречах и замыслах. Писатель говорил также и о том, сколь необходимо для литераторов глубокое познание жизни, совершенствование своего мастерства‚ предостерегал от слишком  поспешного использования накопленного материала. В записи, сделанной Шолоховым в памятной книге совещания, он пожелал молодым «свершений, дерзаний и успеха».  
Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим гостям о своей работе, путешествиях, встречах и замыслах. Писатель говорил также и о том, сколь необходимо для литераторов глубокое познание жизни, совершенствование своего мастерства‚ предостерегал от слишком  поспешного использования накопленного материала. В записи, сделанной Шолоховым в памятной книге совещания, он пожелал молодым «свершений, дерзаний и успеха».  


Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле.  
Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле.  
Строка 100: Строка 100:
При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».  
При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».  


Михаил Александрович Шолохов был делегатом ХХ|\/ съезда КПСС.  
Михаил Александрович Шолохов был делегатом ХХIV съезда КПСС.  


«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХ!\/ съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отве- чающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».
«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХIV съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отвечающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».