Шолохов Михаил Александрович: различия между версиями

Строка 103: Строка 103:


«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХIV съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отвечающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».
«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХIV съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отвечающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».
Михаил Шолохов —- лауреат Ленинской премии 1960 года и Нобелевской премии 1965 года. В своем решении Шведская Королевская академия отметила, что Нобелевская премия прмсуждается писателю «в знак Признания художественной силы, и в частности, создателю эпохального произведения об исторических годах в жизни русского народа».
В 1967 году за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, создание художественных произведений социалистического реализма, получивших общенародное признание и активно способствующих коммунистическому воспитанию трудящихся, за плодотворную общественную деятельность писателю Михаилу Александровичу Шолохову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Со страниц каждого произведения художника-гуманиста как бы звучит его призыв: внимательно, чутко приглядитесь к человеку, к самому сокровенному человеческой души, к человеческим страданиям и горестям; любите простого человека из народа, сумейте разглядеть его благородство, доброту его сердца, чувство справедливости и правды, которые живут в нем неугасимо даже тогда, когда скрыты под толстой корой грубых и жестоких нравов, привитых ему веками проклятой старой жизни в нужде и неволе.
Зоркий писатель-реалист явился из самой гущи жизни, полной бесконечного многообразия, пришел с огромным запасом волнующих переживаний, с глубокой и тревожной мыслью. Он с изумительной щедростью развернул перед нами несметные новые богатства. Новые — ибо Шолохов обо всем сумел сказать по-новому. Даже о любви, которую тысячи писателей и поэтов всех времен и народов воспели во всех ее гранях и нюансах даже о ней Шолохов рассказывает нам по-новому, по-шолоховски...
Незабываемая Аксинья. из «Тихого Дона»... неграмотная женщина, забитая и униженная варварской жизнью дореволюционного казачества.
Несравненны по силе изображения и лирического звучания даже самые маленькие психологические зарисовки. Вот сценка, которой завершается одна из глав восьмой части «Тихого Дона». После смерти Натальи, жены Григория Мелехова, Аксинья взяла их детей к себе. Детей, к которым она недавно так ревновала Григория...
Здесь и сила любви женщины, и ее горе, одинокой и покинутой, и заливающая сердце нежность к детям любимого человека... Её счастье, такое желанное и необходимое, кто-то все время отбирает, и она не может сдержать рыдании, которые дадут ей хоть небольшое облегчение. Но и поплакать свободно нельзя: покой детей дороже...
С особой нежностью и поклонением Шолохов рисует образ матери. Замечательные зарисовки материнской любви в его романах поднимаются до уровня вершинных произведений мировой литературы. Можно ли забыть потрясающие слова о матери, перебирающей белье убитого сына, обливающей слезами привезенную с фронта рубаху... Мать Бунчука восемь лет не видела своего Ильюши. «Спотыкаясь, он шел к ней, видел, как мать качнулась от его крика, как от удара, хотела, видно, бежать, но силы изменили, и она пошла толчками, будто преодолевая сопротивление ветра. Бунчук подхватил ее, уже падающую, целуя маленькое сморщенное лицо, потускневшие от испуга и безумной радости глаза...»
С большой художественной силой живописует Шолохов природу родной земли, радость общения человека с природой, как источником жизни, чувство родственной близости к ней. Его герои бездумно наслаждаются природой, как собственным свободным дыханием. Григорий Мелехов лежит, широко раскинув ноги, опершись на локти, и жадными глазами озирает повитую солнечной дымкой степь. Долго бездумно следит он за косым полетом ястреба, преследующего какую-то крохотную птичку, за орлом, гордо парящим над небосклоном, «за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой. Тюльпан рос совсем близко, на краю обвалившейся сурчины. Стоило лишь протянуть руку, чтобы сорвать его, но Григорий лежал не шевелясь, с молчаливым восхищением любуясь цветком и тугими листьями стебля, ревниво сохранявшими в складках радужные капли утренней росы...»
Это бодрящее, оздоровляющее чувство природы пронизано у Шопохова глубокой человечностью. Любовь к земле, к травам, к красоте окружающего мира неразрывна с чувством Родины. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному...» «Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, нержавеющей кровью политая степь!»
Все произведения Шопохова окрашены фольклорной стихией. Народная песня служит лирическим ключом ко многим эпизодам и характерам героев, она помогает живее ощутить сердце народное, его радости и тревоги, затаенные народные чаяния. Народные сказы, пословицы, поговорки: меткие и яркие речевые о насыщают страницы шолоховских произведений. А народный юмор, без которого обходится редкая страница! Сколько ума, остроумия, добродушной усмешки у людей «Тихого Дона» и «Поднятой целины»! Народ, который так любит песни и шутку, обладает таким органическим чувством юмора, — это народ великолепного душевного здоровья. Он, этот народ, трудовой люд России, и есть главный герои всех произведений писателя.
Книги Шопохова в целом — великая эпопея русского крестьянства в эпоху ломки старых, вековых устоев, нравов и верований, в период его стремительного движения к новому социально-бытовому укладу, к социалистическим порядкам нового, доселе невиданного, колхозного строя.
Искусное переПЛетение общественно-политических страстеи И КОНФЛИКТОВ С . та- ными столкновениями людеи, их интересов и судеб дано в романах Шопохова Сом кой гармонической стройностью, с таким непревзойденным сюжетным мастерств .

Навигация