Шварц Евгений Львович: различия между версиями

Строка 32: Строка 32:


Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.
Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.
В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:SHvarc.jpg|Куратор Болонской ярмарки детской книги Грация Готти (Grazia Gotti) на ММКЯ 2019 с книгой «Рынок». Выставка «Нарисованные миры: 1001 выдающаяся детская книга со всего мира».
Файл:Evgenij-SHvarc (5).jpg|Лагерь / Евгений Шварц; рисунки А. Пахомов, 1925
Файл:Evgenij-SHvarc (5).jpg|Лагерь / Евгений Шварц; рисунки А. Пахомов, 1925
Файл:Evgenij-SHvarc (1).jpg|Поезд / Е. Шварц, 1929
Файл:Evgenij-SHvarc (1).jpg|Поезд / Е. Шварц, 1929
Файл:Evgenij-SHvarc (6).jpg|Крейсер Аврора / текст Евгений Шварц
Файл:Evgenij-SHvarc (6).jpg|Крейсер Аврора / текст Евгений Шварц
Файл:Evgenij-SHvarc (3).jpg|Ведро / Евгений Шварц; рис. А. Пахомов, 1930
Файл:Evgenij-SHvarc (3).jpg|Ведро / Евгений Шварц; рис. А. Пахомов, 1930
</gallery></center>
В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:SHariki-SHvarc.jpg|Шарики / Евгений Шварц; рисунки В. Ермолаевой, 1929
Файл:Vasya-SHelaev-SHvarc.jpg|Вася Шелаев / Евгений Шварц ; рис. Н. Петровой, 1932
Файл:Evgenij-SHvarc (2).jpg|Чужая девочка / Е. Шварц; рис. А. Боровской, 1937
Файл:Evgenij-SHvarc (2).jpg|Чужая девочка / Е. Шварц; рис. А. Боровской, 1937
Файл:Evgenij-SHvarc (4).jpg|Сказка о потерянном времени / Е. Шварц; [рис. [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевича]], обл. А. Пахомова], 1948
Файл:Evgenij-SHvarc (4).jpg|Сказка о потерянном времени / Е. Шварц; [рис. [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевича]], обл. А. Пахомова], 1948
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 61: Строка 64:
Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:SHvarc-Evgenij-Lvovich (2).jpg|Рынок / Евгений Шварц ; рис. Е. Эвенбах, 1926
Файл:SHvarc-Evgenij-Lvovich (1).jpg|Карта с приключениями / Евгений Шварц; обл. и рис. Н. Лапшина, 1930
Файл:Undervud-SHvarc.jpg|Ундервуд / Евгений Шварц, 1930
Файл:SHvarc.jpg|Куратор Болонской ярмарки детской книги Грация Готти (Grazia Gotti) на ММКЯ 2019 с книгой «Рынок». Выставка «Нарисованные миры: 1001 выдающаяся детская книга со всего мира».
</gallery></center>


{{цитата|автор=Евгений Шварц|Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного.}}
{{цитата|автор=Евгений Шварц|Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного.}}

Навигация