Коваль Юрий Иосифович: различия между версиями

 
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников)
Строка 28: Строка 28:
Мать Коваля, Ольга Дмитриевна Колыбина, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию. Сначала жили в Леплейке, «русской деревне среди полынных степей», затем в Саранске, где мать была главным врачом одного из госпиталей. В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина (ныне школа № 613), где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот» (1984).
Мать Коваля, Ольга Дмитриевна Колыбина, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию. Сначала жили в Леплейке, «русской деревне среди полынных степей», затем в Саранске, где мать была главным врачом одного из госпиталей. В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина (ныне школа № 613), где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот» (1984).


В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы (впоследствии был объединен с историко-филологическим факультетом) Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам. Многие из его поколения стали впоследствии известными поэтами, писателями, режиссерами, общественными деятелями: Юлий Ким, Леонид Мезинов, Сергей Яковенко, Борис Вахнюк, Роза Харитонова, Леонид Зиман, Георгий Бабушкин, Валерий Агриколянский, Михаил Ландор, Илья Габай. Сильное влияние на формирование личности Коваля оказали старшие товарищи-выпускники: Юрий Ряшенцев, Петр Фоменко, Владимир Красновский, Юрий Визбор, Ада Якушева.  
В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы (впоследствии был объединен с историко-филологическим факультетом) Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам. Многие из его поколения стали впоследствии известными поэтами, писателями, режиссерами, общественными деятелями: [[Ким Юлий Черсанович|Юлий Ким]], Леонид Мезинов, Сергей Яковенко, Борис Вахнюк, Роза Харитонова, [[Зиман Леонид Яковлевич|Леонид Зиман]], Георгий Бабушкин, Валерий Агриколянский, Михаил Ландор, Илья Габай. Сильное влияние на формирование личности Коваля оказали старшие товарищи-выпускники: Юрий Ряшенцев, Петр Фоменко, Владимир Красновский, Юрий Визбор, Ада Якушева.  


Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей.  
Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей.


Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, [[Зощенко Михаил Михайлович|М. Зощенко]], [[Олеша Юрий Карлович|Ю. Олеша]], [[Шергин Борис Викторович|Б. Шергин]], А. Платонов, М. Пришвин и [[Житков Борис Степанович|Б. Житков]], М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969).  
Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, [[Зощенко Михаил Михайлович|М. Зощенко]], [[Олеша Юрий Карлович|Ю. Олеша]], [[Шергин Борис Викторович|Б. Шергин]], А. Платонов, М. Пришвин и [[Житков Борис Степанович|Б. Житков]], М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969).  
Строка 68: Строка 68:




В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами И.С. Холиным (1920-1999) и Г. В. Сапгиром (1928-1999), он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. В том же году два стихотворения («Метели» и «Дождик») появились в сборнике стихов для детей «Что я знаю», куда вошли также произведения Б. А. Козлова (1931-2008) и И. А. Мазнина (1938-2007). К 1965 году относится знакомство с Ю.О. Коринцом (1923-1989), таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем. Через год появились две стихотворные книжки, созданные в соавторстве с однокурсником Л. А. Мезиновым (р. 1938): «Сказка о том, как строился дом» (1966) и «Сказка про Чайник» (1966).
В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами [[Холин Игорь Сергеевич|И.С. Холиным]] (1920-1999) и Г. В. Сапгиром (1928-1999), он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. В том же году два стихотворения («Метели» и «Дождик») появились в сборнике стихов для детей «Что я знаю», куда вошли также произведения Б. А. Козлова (1931-2008) и [[Мазнин Игорь Александрович|И. А. Мазнина]] (1938-2007). К 1965 году относится знакомство с [[Коринец Юрий Иосифович|Ю.О. Коринцом]] (1923-1989), таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем. Через год появились две стихотворные книжки, созданные в соавторстве с однокурсником Л. А. Мезиновым (р. 1938): «Сказка о том, как строился дом» (1966) и «Сказка про Чайник» (1966).


В 1966 году Коваль полгода проработал литсотрудником в журнале «Детская литература». Вместе с Леонидом Мезиновым они писали юмористические рецензии-фельетоны на современные детские произведения от лица братьев-писателей Фима и Ама Курилкиных. Коваль пробовал себя и в качестве кинокритика, опубликовав в журнале «Искусство кино» (1967, № 5) рецензию на фильм Г. И. Полока «Республика Шкид». Вскоре увидели свет его первые самостоятельные стихотворные сборники: «Станция «Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).
В 1966 году Коваль полгода проработал литсотрудником в журнале «Детская литература». Вместе с Леонидом Мезиновым они писали юмористические рецензии-фельетоны на современные детские произведения от лица братьев-писателей Фима и Ама Курилкиных. Коваль пробовал себя и в качестве кинокритика, опубликовав в журнале «Искусство кино» (1967, № 5) рецензию на фильм Г. И. Полока «Республика Шкид». Вскоре увидели свет его первые самостоятельные стихотворные сборники: «Станция «Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).
Строка 110: Строка 110:
Коваль работал и как сценарист. На основе сценария к художественному фильму «Королевская аналостанка», который предложил написать Ролан Быков по одноименному рассказу Э. Сетона-Томпсона, позже возникла повесть о бродячей кошке «Шамайка» (1990). Писатель создавал сценарии к мультфильмам по собственным произведениям («Приключения Васи Куролесова» (1981), «Песня о летучих мышах» (1986), «Сундук» (1982, 1986), а также по сказам С. Писахова и Б. Шергина.
Коваль работал и как сценарист. На основе сценария к художественному фильму «Королевская аналостанка», который предложил написать Ролан Быков по одноименному рассказу Э. Сетона-Томпсона, позже возникла повесть о бродячей кошке «Шамайка» (1990). Писатель создавал сценарии к мультфильмам по собственным произведениям («Приключения Васи Куролесова» (1981), «Песня о летучих мышах» (1986), «Сундук» (1982, 1986), а также по сказам С. Писахова и Б. Шергина.


С фольклористом, знатоком русского Севера и создателем сказов Борисом Шергиным Юрий Коваль познакомился в конце 1960-х годов, незадолго до смерти сказителя, когда пришел брать у него интервью по заданию журнала «Вопросы литературы».  
С фольклористом, знатоком русского Севера и создателем сказов [[Шергин Борис Викторович|Борисом Шергиным]] Юрий Коваль познакомился в конце 1960-х годов, незадолго до смерти сказителя, когда пришел брать у него интервью по заданию журнала «Вопросы литературы».  
Несмотря на то что интервью не состоялось, встреча с полуслепым старцем потрясла писателя, они сдружились, и с тех пор Коваль считал Шергина своим духовным наставником и учителем. «Сухонький, с прекрасной белой бородой… Гладкий лоб, высоко восходящий, пристальные, увлажненные слепотой глаза и уши, которые смело можно назвать немалыми… они сообщали Шергину особый облик – человека, чрезвычайно внимательно слушающего мир», - так описывает его Коваль в очерке «Веселье сердечное» (1988). Он создал несколько портретов Шергина в разных техниках, а он, в свою очередь,  дал Ковалю рекомендацию в Союз писателей, куда его приняли в 1972 году. Писатель встречался с К.И. Чуковским, знакомство с которым описал в эссе «Слушай, дерево» (1987), и И.С. Соколовым-Микитовым (1892-1975) (эссе «На барсучьих правах» (1993).
Несмотря на то что интервью не состоялось, встреча с полуслепым старцем потрясла писателя, они сдружились, и с тех пор Коваль считал Шергина своим духовным наставником и учителем. «Сухонький, с прекрасной белой бородой… Гладкий лоб, высоко восходящий, пристальные, увлажненные слепотой глаза и уши, которые смело можно назвать немалыми… они сообщали Шергину особый облик – человека, чрезвычайно внимательно слушающего мир», - так описывает его Коваль в очерке «Веселье сердечное» (1988). Он создал несколько портретов Шергина в разных техниках, а он, в свою очередь,  дал Ковалю рекомендацию в Союз писателей, куда его приняли в 1972 году. Писатель встречался с [[Чуковский Корней Иванович|К.И. Чуковским]], знакомство с которым описал в эссе «Слушай, дерево» (1987), и [[Соколов-Микитов Иван Сергеевич|И.С. Соколовым-Микитовым]] (1892-1975) (эссе «На барсучьих правах» (1993).


Юрий Коваль знал и любил многих книжных иллюстраторов, обращал внимание на соответствие слова и визуального образа, высоко ценил хорошо изданную книгу. Он дружил и сотрудничал с художниками Маем Митуричем, [[Токмаков Лев Алексеевич|Львом Токмаковым]], Геннадием Калиновским, Виктором Чижиковым, [[Диодоров Борис Аркадьевич|Борисом Диодоровым]], Виктором Конашевичем, Николаем Устиновым, Галиной Макавеевой. Петр Багин, создавший по просьбе Коваля иллюстрации к книгам «Чистый Дор», «Листобой», «Картофельная собака», говорил, что «рисовать все, о чем пишет Юрий Коваль, это, конечно, радость и, можно сказать, подарок судьбы для художника».  
Юрий Коваль знал и любил многих книжных иллюстраторов, обращал внимание на соответствие слова и визуального образа, высоко ценил хорошо изданную книгу. Он дружил и сотрудничал с художниками Маем Митуричем, [[Токмаков Лев Алексеевич|Львом Токмаковым]], [[Калиновский Геннадий Владимирович|Геннадием Калиновским]], [[Чижиков Виктор Александрович|Виктором Чижиковым]], [[Диодоров Борис Аркадьевич|Борисом Диодоровым]], Виктором Конашевичем, [[Устинов Николай Александрович|Николаем Устиновым]], Галиной Макавеевой. Петр Багин, создавший по просьбе Коваля иллюстрации к книгам «Чистый Дор», «Листобой», «Картофельная собака», говорил, что «рисовать все, о чем пишет Юрий Коваль, это, конечно, радость и, можно сказать, подарок судьбы для художника».  


С конца 70-х годов Коваль написал целую серию рассказов-миниатюр специально для книг, созданных в соавторстве с художницей [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяной Мавриной]]. Идея этого сотрудничества принадлежала Леокадии Яковлевне Либет, заведующей редакцией дошкольной литературы «Детгиза», бывшей литературным редактором писателя на протяжении многих лет. Она попросила его сделать книгу с иллюстрациями Мавриной, решив, что писатель и художница подходят друг другу. Все вместе они выбирали из уже готовых работ Мавриной те, что оказались наиболее созвучны прозе Коваля. Это был, по выражению писателя, «период кратчайших рассказов», результатом которого стали шесть книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989). Помимо Леокадии Яковлевны были у Коваля и другие «добрые феи», помогавшие в писательском труде и систематизации архива – литературные редакторы Инна Скороходова и Ирина Скуридина.
С конца 70-х годов Коваль написал целую серию рассказов-миниатюр специально для книг, созданных в соавторстве с художницей [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяной Мавриной]]. Идея этого сотрудничества принадлежала Леокадии Яковлевне Либет, заведующей редакцией дошкольной литературы «Детгиза», бывшей литературным редактором писателя на протяжении многих лет. Она попросила его сделать книгу с иллюстрациями Мавриной, решив, что писатель и художница подходят друг другу. Все вместе они выбирали из уже готовых работ Мавриной те, что оказались наиболее созвучны прозе Коваля. Это был, по выражению писателя, «период кратчайших рассказов», результатом которого стали шесть книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989). Помимо Леокадии Яковлевны были у Коваля и другие «добрые феи», помогавшие в писательском труде и систематизации архива – литературные редакторы Инна Скороходова и Ирина Скуридина.
Строка 133: Строка 133:
Писатель часто выступал перед юными читателями в библиотеках и школах, принимал участие в творческих вечерах в ЦДЛ как автор и исполнитель песен. В 1984 году он женился на Наталье Александровне Дегтярь, в 1990 году у них родился сын Алексей, в настоящее время он актер одного из московских театров.
Писатель часто выступал перед юными читателями в библиотеках и школах, принимал участие в творческих вечерах в ЦДЛ как автор и исполнитель песен. В 1984 году он женился на Наталье Александровне Дегтярь, в 1990 году у них родился сын Алексей, в настоящее время он актер одного из московских театров.


Юрий Иосифович умел дружить, был чутким и отзывчивым не только в книгах, но и в жизни, при первой возможности хлопотал за друзей, оказывая помощь в публикации произведений. В числе его близких друзей были поэт Арсений Тарковский и режиссер Ролан Быков, писатели [[Аким Яков Лазаревич|Яков Аким]] и Андрей Битов, мультипликатор Леонид Носырёв, создавший цикл мультфильмов по его сценариям («Дождь», «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря», «Mister Пронька»), поэтесса Бэлла Ахмадулина, которой он посвятил три своих книги. К нему тянулись молодые авторы, вокруг всегда царила веселая и творческая атмосфера. Возможно, по этой причине именно его пригласили вести литературный семинар для начинающих писателей, который был организован в 1982-1991 годах в «Мурзилке». К тому времени Коваль печатался в журнале уже больше двадцати лет, и творческие встречи, поначалу проходившие в кабинетах издательства, затем переместились в мастерскую Коваля на Серебрянической набережной Яузы. «Мы шли в мастерскую, наблюдать космическое явление, имя которому – Коваль… Каким-то чудом, не очень того желая, он притянул нас из разных концов Москвы», – вспоминала одна из участниц семинара, писатель и переводчик Наталия Ермильченко. Литературную школу Коваля прошли [[Москвина Марина Львовна|Марина Москвина]], Марина Бородицкая, Татьяна Шорыгина, [[Кургузов Олег Флавьевич|Олег Кургузов]], [[Торопцев Александр Петрович|Александр Торопцев]], Инна Гамазкова, Марк Шварц и другие детско-юношеские авторы.
Юрий Иосифович умел дружить, был чутким и отзывчивым не только в книгах, но и в жизни, при первой возможности хлопотал за друзей, оказывая помощь в публикации произведений. В числе его близких друзей были поэт Арсений Тарковский и режиссер Ролан Быков, писатели [[Аким Яков Лазаревич|Яков Аким]] и Андрей Битов, мультипликатор Леонид Носырёв, создавший цикл мультфильмов по его сценариям («Дождь», «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря», «Mister Пронька»), поэтесса Бэлла Ахмадулина, которой он посвятил три своих книги. К нему тянулись молодые авторы, вокруг всегда царила веселая и творческая атмосфера. Возможно, по этой причине именно его пригласили вести литературный семинар для начинающих писателей, который был организован в 1982-1991 годах в «Мурзилке». К тому времени Коваль печатался в журнале уже больше двадцати лет, и творческие встречи, поначалу проходившие в кабинетах издательства, затем переместились в мастерскую Коваля на Серебрянической набережной Яузы. «Мы шли в мастерскую, наблюдать космическое явление, имя которому – Коваль… Каким-то чудом, не очень того желая, он притянул нас из разных концов Москвы», – вспоминала одна из участниц семинара, писатель и переводчик Наталия Ермильченко. Литературную школу Коваля прошли [[Москвина Марина Львовна|Марина Москвина]], [[Бородицкая Марина Яковлевна|Марина Бородицкая]], Татьяна Шорыгина, [[Кургузов Олег Флавьевич|Олег Кургузов]], [[Торопцев Александр Петрович|Александр Торопцев]], Инна Гамазкова, Марк Шварц и другие детско-юношеские авторы.




Строка 164: Строка 164:


Юрий Иосифович Коваль умер 2 августа 1995 года в Москве от обширного инфаркта, похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями.
Юрий Иосифович Коваль умер 2 августа 1995 года в Москве от обширного инфаркта, похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/XcD2IqEN68g|500|center|<p style="text-align: center;">Юрий Коваль</p>|frame}}


За помощь в создании статьи большая благодарность Юлии Юрьевне Коваль и Сергею Андрееву.
За помощь в создании статьи большая благодарность Юлии Юрьевне Коваль и Сергею Андрееву.
Строка 297: Строка 294:
*Сано, Ёко. Сказка про кота, который жил миллион раз / Сано Ёко ; пересказ с японского Юрия Коваля // Урания. — 1996. — № 6. — С. 51—52.
*Сано, Ёко. Сказка про кота, который жил миллион раз / Сано Ёко ; пересказ с японского Юрия Коваля // Урания. — 1996. — № 6. — С. 51—52.
*Сано Йоко. Сказка про кота, который жил миллион раз / Сано Йоко ; пересказ с японского Юрия Коваля; иллюстрации автора. — СПб. : Детгиз, 2011. — 39 с. : ил.
*Сано Йоко. Сказка про кота, который жил миллион раз / Сано Йоко ; пересказ с японского Юрия Коваля; иллюстрации автора. — СПб. : Детгиз, 2011. — 39 с. : ил.
==Юрий Коваль / Книги в НЭБ.Дети==
*Коваль, Ю. И. Сказка про зеленую лошадь / Ю. И. Коваль ; худож. Л. Казбеков. — Текст : электронный. — Москва : АСТ: Малыш, 2013. — 82 с. — Режим доступа: в здании РГДБ.


==Юрий Коваль / Диафильмы==
==Юрий Коваль / Диафильмы==
Строка 319: Строка 319:
*Бек, Т. А. Весь день было утро : [о Юрии Ковале — писателе, человеке] / Т. А. Бек // Новый мир. — 2000. — № 3. — С. 219—221.
*Бек, Т. А. Весь день было утро : [о Юрии Ковале — писателе, человеке] / Т. А. Бек // Новый мир. — 2000. — № 3. — С. 219—221.
*Бек, Т. А. Наиособый опыт огромной силы : [о творчестве Юрия Коваля (1938–1995)] / Т. А. Бек // Литература : [приложение к газете «Первое сентября»]. — 2001. — 16-22 апреля. — С. 10–12.
*Бек, Т. А. Наиособый опыт огромной силы : [о творчестве Юрия Коваля (1938–1995)] / Т. А. Бек // Литература : [приложение к газете «Первое сентября»]. — 2001. — 16-22 апреля. — С. 10–12.
*Ковалиная книга : вспоминая Юрия Коваля / А. Г. Битов, Ю. Ч. Ким, Э. Н. Успенский и др. ; сост. И. Скуридина ; худож. В. Калныньш. — Москва : Время, 2008. — 494 с., [8] л. ил., портр. — (Диалог).
*Ковалиная книга : вспоминая Юрия Коваля / А. Г. Битов, Ю. Ч. Ким, [[Успенский Эдуард Николаевич|Э. Н. Успенский]] и др. ; сост. И. Скуридина ; худож. В. Калныньш. — Москва : Время, 2008. — 494 с., [8] л. ил., портр. — (Диалог).
*Быков, Д. Пейзаж вместо битвы: из жизни микроорганизмов / Д. Быков // Литературная газета. — 1995. — 20 декабря. — С. 4.
*Быков, Д. Пейзаж вместо битвы: из жизни микроорганизмов / Д. Быков // Литературная газета. — 1995. — 20 декабря. — С. 4.
*Васюченко, И. Из колдовства и обломков : заметки о книгах Юрия Коваля / И. Васюченко // Детская литература. — 1992. — № 11–12. — С. 11–14.
*Васюченко, И. Из колдовства и обломков : заметки о книгах Юрия Коваля / И. Васюченко // Детская литература. — 1992. — № 11–12. — С. 11–14.
Строка 344: Строка 344:
*Позина, Е. Последняя сказка Юрия Коваля : [редактор издательства «Малыш» рассказывает о последней сказке Ю. Коваля «Сказка про Зеленую Лошадь»] / Е. Позина // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 8. — С. 85–87.
*Позина, Е. Последняя сказка Юрия Коваля : [редактор издательства «Малыш» рассказывает о последней сказке Ю. Коваля «Сказка про Зеленую Лошадь»] / Е. Позина // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 8. — С. 85–87.
*Семенова, В. Г. Вневозрастной Коваль : от автора-составителя биобиблиографического указателя / В. Г. Семенова // Библиотека в школе : газ. изд. Дома «Первое сентября». — 2011. — 16–30 июня. — С. 43–44. — Примеч.: доп. мат. к статье см. на компакт-диске к № 12/2011. Номер посвящен творчеству Ю. Коваля.
*Семенова, В. Г. Вневозрастной Коваль : от автора-составителя биобиблиографического указателя / В. Г. Семенова // Библиотека в школе : газ. изд. Дома «Первое сентября». — 2011. — 16–30 июня. — С. 43–44. — Примеч.: доп. мат. к статье см. на компакт-диске к № 12/2011. Номер посвящен творчеству Ю. Коваля.
*Сивоконь, С. И. Веселые ваши друзья : очерки о юморе в советской литературе для детей / С. И. Сивоконь. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Детская литература, 1986. — 270 с.
*Сивоконь, С. И. Веселые ваши друзья : очерки о юморе в советской литературе для детей / [[Сивоконь Сергей Иванович|С. И. Сивоконь]]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Детская литература, 1986. — 270 с.
*Тун Хуэй. Лексика с семантикой чувственного восприятия в произведениях Юрия Коваля: диссертация… кандидата филологических наук: 10.02.01 / Тун Хуэй. — Киров, 2017. — 220 с.
*Тун Хуэй. Лексика с семантикой чувственного восприятия в произведениях Юрия Коваля: диссертация… кандидата филологических наук: 10.02.01 / Тун Хуэй. — Киров, 2017. — 220 с.
*Чистый дар : [литературно-педагогические чтения, посвященные творчеству Ю. И. Коваля] // Библиотека. — 1998. — № 9. — С. 86–87.
*Чистый дар : [литературно-педагогические чтения, посвященные творчеству Ю. И. Коваля] // Библиотека. — 1998. — № 9. — С. 86–87.
Строка 352: Строка 352:
*Юрий Иосифович Коваль : жизнь и творчество : биобиблиографический указатель / авт.-сост. В. Г. Семенова ; ред. Н. И. Соляник ; Российская государственная детская библиотека, Литературный центр В.Д. Берестова. — Москва : [РГДБ], 2008. — 109 с. : ил.
*Юрий Иосифович Коваль : жизнь и творчество : биобиблиографический указатель / авт.-сост. В. Г. Семенова ; ред. Н. И. Соляник ; Российская государственная детская библиотека, Литературный центр В.Д. Берестова. — Москва : [РГДБ], 2008. — 109 с. : ил.
*Юрий Коваль. Живопись, графика, скульптура, эмаль : [альбом к 60-летию Юрия Коваля] / сост. Наталия Коваль ; фотографии Дмитрия Ускова. — Москва : Внешторгиздат, 1998. — 44с. : ил.
*Юрий Коваль. Живопись, графика, скульптура, эмаль : [альбом к 60-летию Юрия Коваля] / сост. Наталия Коваль ; фотографии Дмитрия Ускова. — Москва : Внешторгиздат, 1998. — 44с. : ил.
*[https://community.livejournal.com/suer-vyer-/110117.html Важнейшее интервью с Юрием Ковалём. 1993 год. Главное — любовь ко всему, что делаешь] / беседу вела М. А. Баранова. — Текст: электронный // Сообщество Юрия Коваля в «Живом журнале» : блог.
*Важнейшее интервью с Юрием Ковалём. 1993 год. Главное — любовь ко всему, что делаешь / беседу вела М. А. Баранова. — Текст: электронный // Сообщество Юрия Коваля в «Живом журнале» : блог.
*[https://www.avpu.ru/proect Власова, В. И. Борис Шергин и Юрий Коваль: духовное и творческое родство] / В. И. Власова. — Текст : электронный // Архангельский педагогический колледж : сайт.  
*Власова, В. И. Борис Шергин и Юрий Коваль: духовное и творческое родство / В. И. Власова. — Текст : электронный // Архангельский педагогический колледж : сайт.  
*[https://www.labirint.ru/now/ostrova-yuriya-osicha/ Мамедов, А. Острова Юрия Осича :] [интервью и воспоминания о Юрии Ковале] / А. Мамедов. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт.
 
'''Интернет-сайты, посвященные жизни и творчеству Юрия Коваля'''
*Коваль Юрий Иосифович : литературный клуб. — Текст : электронный.
*Остров Коваль : [волонтерский проект ковалелюбов, посвященный наследию Юрия Коваля]. — Текст : электронный.
*Сообщество Юрия Коваля в «Живом журнале» : блог.
 
==Награды и премии==
*1972 — Третья премия Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (за повесть «Приключения Васи Куролесова» (1971)).
*1976 — Премия EUROPIA (Италия).
*1983 — Почетный диплом им. А. П. Гайдара.
*1986 — Почетный диплом Международного совета по литературе для детей и юношества IBBY Honour List («Андерсеновский диплом») (за повесть «Самая легкая лодка в мире» (1984)).
*1987 — Первая премия Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу (за повесть «Полынные сказки: повесть о давних временах» (1987)).
*1994 Премия «Китайская ваза» (Китай) (за рассказ «Про козла Козьму Микитича» из книги «Полынные сказки: повесть о давних временах» (1987)).
*1996 — Премия «Странник» (за роман «Суер-Выер» (1995)), присуждена посмертно.
*В 2009 году журнал «Мурзилка» учредил Литературную премию имени Юрия Иосифовича Коваля, которая ежегодно вручается «за талантливые, высокохудожественные произведения литературы и искусства для детей и за весомый вклад в развитие журнала «Мурзилка».
 
==Юрий Коваль / Экранизации по сценариям==
*Дождь. Мультипликационный фильм (по сказке Б. Шергина «Дождь»). Реж. Леонид Носырев. СССР, 1978.
*Волшебное кольцо. Мультипликационный фильм(по сказу Б. Шергина, сценарий Ю. Коваля). Реж. Леонид Носырев. СССР, 1979.
*Плюх и Плих. Мультипликационный фильм (по мотивам книги В. Буша в переводе Д. Хармса). Реж. Натан Лернер. СССР, 1984.
*Архангельские новеллы. Мультипликационный фильм. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1986 (по сказкам В. Писахова).
*Добро пожаловать! Мультипликационный фильм (по мотивам сказки Доктора Сьюза «Thidwick the Big-Hearted Moose»). Реж. Алексей Караев, худож. Александр Петров. СССР, 1986.
*Песня о летучих мышах. Мультипликационный фильм. Реж. Юлиан Калишер. СССР, 1986.
*Поморская быль. Мультипликационный фильм (по сказу Б. Шергина). Реж. Леонид Носырев. СССР, 1987.
*Смех и горе у Бела моря. Сборник мультипликационных фильмов. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1988 (по сказам Б. Шергина и сказкам С. Писахова).
*Mister Пронька. Мультипликационный фильм. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1991 (по сказке Б. Шергина «Пронька Грезной»).
 
==Юрий Коваль / Экранизации произведений==
 
*Недопёсок Наполеон III. Художественный фильм (по повести Ю. Коваля «Недопёсок»). Реж. Эдуард Бочаров. СССР, 1978.
*Пограничный пес Алый. Художественный фильм (по повести Ю. Коваля «Алый»). Реж. Юлий Файт. СССР, 1979.
*Приключения Васи Куролесова. Мультипликационный фильм. Реж. Владимир Попов. СССР, 1981.
*Тигренок на подсолнухе. Мультипликационный фильм. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1981.
*Тайна сундука. Мультипликационный фильм (по стихотворению Юрия Коваля «Сундук»). Реж. Вахид Талыбов. СССР, 1982.
*Сундук. Мультипликационный фильм. Реж. Юлиан Калишер. СССР, 1986.
*Пять похищенных монахов. Мультипликационный фильм. Реж. Исаак Магитон. СССР, 1991.
*Евстифейка-волк. Мультипликационный фильм (по «Сказке деда Игната про волка Евстифейку» из «Полынных сказок» Ю. Коваля). Реж. Елена Ужинова, Олег Ужинов. Россия, 2001.
*Полынная сказка в три блина длиной. Мультипликационный фильм. Реж. Галина Шакицкая. Россия, 2003.
*Про барана и козла. Мультипликационный фильм (по «Сказке деда Игната про козла Козьму Микитича» из «Полынных сказок» Ю. Коваля, входит в цикл «Гора самоцветов»). Реж. Наталья Березовая. Россия, 2004.
*Про козла и барана. Мультипликационный фильм. Реж. Сергей Глаголев. Россия, 2005 (по «Сказке деда Игната про козла Козьму Микитича» из «Полынных сказок» Ю. Коваля).
*«Глупая…». Мультипликационный фильм (по рассказу-миниатюре Ю. Коваля «Воронья любовь»). Реж. Екатерина Соколова. Россия, 2008.
*Круглый год : цикл из 12 мультипликационных фильмов (по рассказам Ю. Коваля «Снегири и коты», «Снежный всадник», «Весенний кот», «Певцы», «Лошадка», «Орехьевна», «Летний кот», «Везуха», «Осеннее котяро», «Листобой», «Орион», «Снеги белы»). Реж. Вероника Федорова. Россия, 2008–2010.
*Шатало. Мультипликационный фильм (по рассказу-миниатюре «Шатало» и рассказам «Нюрка», «Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваля). Реж. Алексей Дёмин. Россия, 2010.
*Явление природы. Художественный фильм (по рассказам Ю. Коваля «Четвертый венец», «Гроза над картофельным полем», «Вода с закрытыми глазами»). Реж. Александр Лунгин, Сергей Осипьян. Россия, 2010.
 
==См. также==
*[[Герман Юрий Павлович]]
*[[Коржиков Виталий Титович]]
*[[Линьков Лев Александрович]]
[[Category:Переводчики]]
[[Категория:Писатели]]

Навигация