44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Мать Коваля, Ольга Дмитриевна Колыбина, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию. Сначала жили в Леплейке, «русской деревне среди полынных степей», затем в Саранске, где мать была главным врачом одного из госпиталей. В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина (ныне школа № 613), где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот» (1984). | Мать Коваля, Ольга Дмитриевна Колыбина, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию. Сначала жили в Леплейке, «русской деревне среди полынных степей», затем в Саранске, где мать была главным врачом одного из госпиталей. В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина (ныне школа № 613), где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот» (1984). | ||
В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы (впоследствии был объединен с историко-филологическим факультетом) Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам. Многие из его поколения стали впоследствии известными поэтами, писателями, режиссерами, общественными деятелями: Юлий Ким, Леонид Мезинов, Сергей Яковенко, Борис Вахнюк, Роза Харитонова, Леонид Зиман, Георгий Бабушкин, Валерий Агриколянский, Михаил Ландор, Илья Габай. Сильное влияние на формирование личности Коваля оказали старшие товарищи-выпускники: Юрий Ряшенцев, Петр Фоменко, Владимир Красновский, Юрий Визбор, Ада Якушева. | В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы (впоследствии был объединен с историко-филологическим факультетом) Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам. Многие из его поколения стали впоследствии известными поэтами, писателями, режиссерами, общественными деятелями: [[Ким Юлий Черсанович|Юлий Ким]], Леонид Мезинов, Сергей Яковенко, Борис Вахнюк, Роза Харитонова, [[Зиман Леонид Яковлевич|Леонид Зиман]], Георгий Бабушкин, Валерий Агриколянский, Михаил Ландор, Илья Габай. Сильное влияние на формирование личности Коваля оказали старшие товарищи-выпускники: Юрий Ряшенцев, Петр Фоменко, Владимир Красновский, Юрий Визбор, Ада Якушева. | ||
Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей. | Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей. | ||
Строка 68: | Строка 68: | ||
В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами И.С. Холиным (1920-1999) и Г. В. Сапгиром (1928-1999), он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. В том же году два стихотворения («Метели» и «Дождик») появились в сборнике стихов для детей «Что я знаю», куда вошли также произведения Б. А. Козлова (1931-2008) и И. А. Мазнина (1938-2007). К 1965 году относится знакомство с Ю.О. Коринцом (1923-1989), таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем. Через год появились две стихотворные книжки, созданные в соавторстве с однокурсником Л. А. Мезиновым (р. 1938): «Сказка о том, как строился дом» (1966) и «Сказка про Чайник» (1966). | В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами И.С. Холиным (1920-1999) и Г. В. Сапгиром (1928-1999), он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. В том же году два стихотворения («Метели» и «Дождик») появились в сборнике стихов для детей «Что я знаю», куда вошли также произведения Б. А. Козлова (1931-2008) и [[Мазнин Игорь Александрович|И. А. Мазнина]] (1938-2007). К 1965 году относится знакомство с [[Коринец Юрий Иосифович|Ю.О. Коринцом]] (1923-1989), таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем. Через год появились две стихотворные книжки, созданные в соавторстве с однокурсником Л. А. Мезиновым (р. 1938): «Сказка о том, как строился дом» (1966) и «Сказка про Чайник» (1966). | ||
В 1966 году Коваль полгода проработал литсотрудником в журнале «Детская литература». Вместе с Леонидом Мезиновым они писали юмористические рецензии-фельетоны на современные детские произведения от лица братьев-писателей Фима и Ама Курилкиных. Коваль пробовал себя и в качестве кинокритика, опубликовав в журнале «Искусство кино» (1967, № 5) рецензию на фильм Г. И. Полока «Республика Шкид». Вскоре увидели свет его первые самостоятельные стихотворные сборники: «Станция «Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969). | В 1966 году Коваль полгода проработал литсотрудником в журнале «Детская литература». Вместе с Леонидом Мезиновым они писали юмористические рецензии-фельетоны на современные детские произведения от лица братьев-писателей Фима и Ама Курилкиных. Коваль пробовал себя и в качестве кинокритика, опубликовав в журнале «Искусство кино» (1967, № 5) рецензию на фильм Г. И. Полока «Республика Шкид». Вскоре увидели свет его первые самостоятельные стихотворные сборники: «Станция «Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969). | ||
Строка 110: | Строка 110: | ||
Коваль работал и как сценарист. На основе сценария к художественному фильму «Королевская аналостанка», который предложил написать Ролан Быков по одноименному рассказу Э. Сетона-Томпсона, позже возникла повесть о бродячей кошке «Шамайка» (1990). Писатель создавал сценарии к мультфильмам по собственным произведениям («Приключения Васи Куролесова» (1981), «Песня о летучих мышах» (1986), «Сундук» (1982, 1986), а также по сказам С. Писахова и Б. Шергина. | Коваль работал и как сценарист. На основе сценария к художественному фильму «Королевская аналостанка», который предложил написать Ролан Быков по одноименному рассказу Э. Сетона-Томпсона, позже возникла повесть о бродячей кошке «Шамайка» (1990). Писатель создавал сценарии к мультфильмам по собственным произведениям («Приключения Васи Куролесова» (1981), «Песня о летучих мышах» (1986), «Сундук» (1982, 1986), а также по сказам С. Писахова и Б. Шергина. | ||
С фольклористом, знатоком русского Севера и создателем сказов Борисом Шергиным Юрий Коваль познакомился в конце 1960-х годов, незадолго до смерти сказителя, когда пришел брать у него интервью по заданию журнала «Вопросы литературы». | С фольклористом, знатоком русского Севера и создателем сказов [[Шергин Борис Викторович|Борисом Шергиным]] Юрий Коваль познакомился в конце 1960-х годов, незадолго до смерти сказителя, когда пришел брать у него интервью по заданию журнала «Вопросы литературы». | ||
Несмотря на то что интервью не состоялось, встреча с полуслепым старцем потрясла писателя, они сдружились, и с тех пор Коваль считал Шергина своим духовным наставником и учителем. «Сухонький, с прекрасной белой бородой… Гладкий лоб, высоко восходящий, пристальные, увлажненные слепотой глаза и уши, которые смело можно назвать немалыми… они сообщали Шергину особый облик – человека, чрезвычайно внимательно слушающего мир», - так описывает его Коваль в очерке «Веселье сердечное» (1988). Он создал несколько портретов Шергина в разных техниках, а он, в свою очередь, дал Ковалю рекомендацию в Союз писателей, куда его приняли в 1972 году. Писатель встречался с К.И. Чуковским, знакомство с которым описал в эссе «Слушай, дерево» (1987), и И.С. Соколовым-Микитовым (1892-1975) (эссе «На барсучьих правах» (1993). | Несмотря на то что интервью не состоялось, встреча с полуслепым старцем потрясла писателя, они сдружились, и с тех пор Коваль считал Шергина своим духовным наставником и учителем. «Сухонький, с прекрасной белой бородой… Гладкий лоб, высоко восходящий, пристальные, увлажненные слепотой глаза и уши, которые смело можно назвать немалыми… они сообщали Шергину особый облик – человека, чрезвычайно внимательно слушающего мир», - так описывает его Коваль в очерке «Веселье сердечное» (1988). Он создал несколько портретов Шергина в разных техниках, а он, в свою очередь, дал Ковалю рекомендацию в Союз писателей, куда его приняли в 1972 году. Писатель встречался с [[Чуковский Корней Иванович|К.И. Чуковским]], знакомство с которым описал в эссе «Слушай, дерево» (1987), и [[Соколов-Микитов Иван Сергеевич|И.С. Соколовым-Микитовым]] (1892-1975) (эссе «На барсучьих правах» (1993). | ||
Юрий Коваль знал и любил многих книжных иллюстраторов, обращал внимание на соответствие слова и визуального образа, высоко ценил хорошо изданную книгу. Он дружил и сотрудничал с художниками Маем Митуричем, [[Токмаков Лев Алексеевич|Львом Токмаковым]], Геннадием Калиновским, Виктором Чижиковым, [[Диодоров Борис Аркадьевич|Борисом Диодоровым]], Виктором Конашевичем, Николаем Устиновым, Галиной Макавеевой. Петр Багин, создавший по просьбе Коваля иллюстрации к книгам «Чистый Дор», «Листобой», «Картофельная собака», говорил, что «рисовать все, о чем пишет Юрий Коваль, это, конечно, радость и, можно сказать, подарок судьбы для художника». | Юрий Коваль знал и любил многих книжных иллюстраторов, обращал внимание на соответствие слова и визуального образа, высоко ценил хорошо изданную книгу. Он дружил и сотрудничал с художниками Маем Митуричем, [[Токмаков Лев Алексеевич|Львом Токмаковым]], Геннадием Калиновским, [[Чижиков Виктор Александрович|Виктором Чижиковым]], [[Диодоров Борис Аркадьевич|Борисом Диодоровым]], Виктором Конашевичем, [[Устинов Николай Александрович|Николаем Устиновым]], Галиной Макавеевой. Петр Багин, создавший по просьбе Коваля иллюстрации к книгам «Чистый Дор», «Листобой», «Картофельная собака», говорил, что «рисовать все, о чем пишет Юрий Коваль, это, конечно, радость и, можно сказать, подарок судьбы для художника». | ||
С конца 70-х годов Коваль написал целую серию рассказов-миниатюр специально для книг, созданных в соавторстве с художницей [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяной Мавриной]]. Идея этого сотрудничества принадлежала Леокадии Яковлевне Либет, заведующей редакцией дошкольной литературы «Детгиза», бывшей литературным редактором писателя на протяжении многих лет. Она попросила его сделать книгу с иллюстрациями Мавриной, решив, что писатель и художница подходят друг другу. Все вместе они выбирали из уже готовых работ Мавриной те, что оказались наиболее созвучны прозе Коваля. Это был, по выражению писателя, «период кратчайших рассказов», результатом которого стали шесть книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989). Помимо Леокадии Яковлевны были у Коваля и другие «добрые феи», помогавшие в писательском труде и систематизации архива – литературные редакторы Инна Скороходова и Ирина Скуридина. | С конца 70-х годов Коваль написал целую серию рассказов-миниатюр специально для книг, созданных в соавторстве с художницей [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяной Мавриной]]. Идея этого сотрудничества принадлежала Леокадии Яковлевне Либет, заведующей редакцией дошкольной литературы «Детгиза», бывшей литературным редактором писателя на протяжении многих лет. Она попросила его сделать книгу с иллюстрациями Мавриной, решив, что писатель и художница подходят друг другу. Все вместе они выбирали из уже готовых работ Мавриной те, что оказались наиболее созвучны прозе Коваля. Это был, по выражению писателя, «период кратчайших рассказов», результатом которого стали шесть книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989). Помимо Леокадии Яковлевны были у Коваля и другие «добрые феи», помогавшие в писательском труде и систематизации архива – литературные редакторы Инна Скороходова и Ирина Скуридина. | ||
Строка 133: | Строка 133: | ||
Писатель часто выступал перед юными читателями в библиотеках и школах, принимал участие в творческих вечерах в ЦДЛ как автор и исполнитель песен. В 1984 году он женился на Наталье Александровне Дегтярь, в 1990 году у них родился сын Алексей, в настоящее время он актер одного из московских театров. | Писатель часто выступал перед юными читателями в библиотеках и школах, принимал участие в творческих вечерах в ЦДЛ как автор и исполнитель песен. В 1984 году он женился на Наталье Александровне Дегтярь, в 1990 году у них родился сын Алексей, в настоящее время он актер одного из московских театров. | ||
Юрий Иосифович умел дружить, был чутким и отзывчивым не только в книгах, но и в жизни, при первой возможности хлопотал за друзей, оказывая помощь в публикации произведений. В числе его близких друзей были поэт Арсений Тарковский и режиссер Ролан Быков, писатели [[Аким Яков Лазаревич|Яков Аким]] и Андрей Битов, мультипликатор Леонид Носырёв, создавший цикл мультфильмов по его сценариям («Дождь», «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря», «Mister Пронька»), поэтесса Бэлла Ахмадулина, которой он посвятил три своих книги. К нему тянулись молодые авторы, вокруг всегда царила веселая и творческая атмосфера. Возможно, по этой причине именно его пригласили вести литературный семинар для начинающих писателей, который был организован в 1982-1991 годах в «Мурзилке». К тому времени Коваль печатался в журнале уже больше двадцати лет, и творческие встречи, поначалу проходившие в кабинетах издательства, затем переместились в мастерскую Коваля на Серебрянической набережной Яузы. «Мы шли в мастерскую, наблюдать космическое явление, имя которому – Коваль… Каким-то чудом, не очень того желая, он притянул нас из разных концов Москвы», – вспоминала одна из участниц семинара, писатель и переводчик Наталия Ермильченко. Литературную школу Коваля прошли [[Москвина Марина Львовна|Марина Москвина]], Марина Бородицкая, Татьяна Шорыгина, [[Кургузов Олег Флавьевич|Олег Кургузов]], [[Торопцев Александр Петрович|Александр Торопцев]], Инна Гамазкова, Марк Шварц и другие детско-юношеские авторы. | Юрий Иосифович умел дружить, был чутким и отзывчивым не только в книгах, но и в жизни, при первой возможности хлопотал за друзей, оказывая помощь в публикации произведений. В числе его близких друзей были поэт Арсений Тарковский и режиссер Ролан Быков, писатели [[Аким Яков Лазаревич|Яков Аким]] и Андрей Битов, мультипликатор Леонид Носырёв, создавший цикл мультфильмов по его сценариям («Дождь», «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря», «Mister Пронька»), поэтесса Бэлла Ахмадулина, которой он посвятил три своих книги. К нему тянулись молодые авторы, вокруг всегда царила веселая и творческая атмосфера. Возможно, по этой причине именно его пригласили вести литературный семинар для начинающих писателей, который был организован в 1982-1991 годах в «Мурзилке». К тому времени Коваль печатался в журнале уже больше двадцати лет, и творческие встречи, поначалу проходившие в кабинетах издательства, затем переместились в мастерскую Коваля на Серебрянической набережной Яузы. «Мы шли в мастерскую, наблюдать космическое явление, имя которому – Коваль… Каким-то чудом, не очень того желая, он притянул нас из разных концов Москвы», – вспоминала одна из участниц семинара, писатель и переводчик Наталия Ермильченко. Литературную школу Коваля прошли [[Москвина Марина Львовна|Марина Москвина]], [[Бородицкая Марина Яковлевна|Марина Бородицкая]], Татьяна Шорыгина, [[Кургузов Олег Флавьевич|Олег Кургузов]], [[Торопцев Александр Петрович|Александр Торопцев]], Инна Гамазкова, Марк Шварц и другие детско-юношеские авторы. | ||