44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 32: | Строка 32: | ||
В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством. | В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством. | ||
[[Файл:Pivovarov.jpg|290px|thumb|Виктор Пивоваров / Голубая комната, 1980 / Третьяковская галерея]] | |||
Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы. Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов. | Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы. Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов. | ||
Строка 38: | Строка 40: | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption=" | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Пивоваров"> | ||
Файл:Pivovarova-Irina (12).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров | Файл:Pivovarova-Irina (12).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров | ||
Файл:Pivovarova-Irina (13).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров | Файл:Pivovarova-Irina (13).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров | ||
Строка 46: | Строка 48: | ||
Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — Игорем Холиным и [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрихом Сапгиром]], которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом». | Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — [[Холин Игорь Сергеевич|Игорем Холиным]] и [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрихом Сапгиром]], которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом». | ||
Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами [[Дриз Овсей Овсеевич|Овсея Дриза]]. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником». | Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами [[Дриз Овсей Овсеевич|Овсея Дриза]]. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником». | ||
Вместе с работой над иллюстрациями Пивоваров как художник начинает сотрудничать с журналами «Знание — сила» и [[Мурзилка|«Мурзилка»]]. В 1979 году для «Весёлых картинок» Пивоваровым был создан фирменный логотип, украшающий обложку журнала до сих пор. | Вместе с работой над иллюстрациями Пивоваров как художник начинает сотрудничать с журналами «Знание — сила» и [[Мурзилка|«Мурзилка»]]. В 1979 году для «Весёлых картинок» Пивоваровым был создан фирменный логотип, украшающий обложку журнала до сих пор. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Пивоваров"> | |||
Файл:Ovsej-Driz (1).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров | |||
Файл:Ovsej-Driz (2).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; художник Виктор Пивоваров | |||
Файл:Ovsej-Driz (3).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; художник Виктор Пивоваров | |||
Файл:Ovsej-Driz (4).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; художник Виктор Пивоваров | |||
</gallery></center> | |||
Начиная с 1967 года, Пивоваров стал заниматься не только иллюстрацией, но и живописью. Размышляя о своём профессиональном становлении, Пивоваров утверждал: «Мне до определенного времени казалось, что я смогу полностью реализовать себя в иллюстрации, тем более в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги. И я оформлял их с огромным наслаждением. Но потом понял, что это не всё: полностью я не реализуюсь». В своих «взрослых» работах художник избирает совершенно другую манеру, чем в детских иллюстрациях. Он исследует природу меланхолии и душевное одиночество. Неслучайно за схожесть художественной оптики Пивоварова называют русским Рене Магриттом. По мнению Павла Пепперштейна: «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства». | Начиная с 1967 года, Пивоваров стал заниматься не только иллюстрацией, но и живописью. Размышляя о своём профессиональном становлении, Пивоваров утверждал: «Мне до определенного времени казалось, что я смогу полностью реализовать себя в иллюстрации, тем более в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги. И я оформлял их с огромным наслаждением. Но потом понял, что это не всё: полностью я не реализуюсь». В своих «взрослых» работах художник избирает совершенно другую манеру, чем в детских иллюстрациях. Он исследует природу меланхолии и душевное одиночество. Неслучайно за схожесть художественной оптики Пивоварова называют русским Рене Магриттом. По мнению Павла Пепперштейна: «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства». | ||
Строка 56: | Строка 66: | ||
В конце 60-х годов происходит знакомство с художниками Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым, которые в то время также активно занимались иллюстрацией. Для многих неформатных художников советского времени работа в детской книге была единственным источником заработка. Благодаря этой встрече зародился московский концептуализм — ведущее художественное течение современного нонконформистского искусства. Вместе с Ильей Кабаковым Виктор Пивоваров изобрел особый жанр — альбомы, в котором изображение и текст, органично дополняя друг друга, имеют равнозначное значение. | В конце 60-х годов происходит знакомство с художниками Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым, которые в то время также активно занимались иллюстрацией. Для многих неформатных художников советского времени работа в детской книге была единственным источником заработка. Благодаря этой встрече зародился московский концептуализм — ведущее художественное течение современного нонконформистского искусства. Вместе с Ильей Кабаковым Виктор Пивоваров изобрел особый жанр — альбомы, в котором изображение и текст, органично дополняя друг друга, имеют равнозначное значение. | ||
В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в издательство «Детская литература», с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption=" «Виктор Пивоваров"> | |||
Файл:Viktor-Pivovarov.jpg|Черная курица, или Подземные жители / [[Погорельский Антоний|А. Погорельский]] ; худож. В. Пивоваров | |||
Файл:Viktor-Pivovarov-CHernaya-kurica (3).jpg|Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский ; худож. В. Пивоваров | |||
Файл:Viktor-Pivovarov-CHernaya-kurica (1).jpg|Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский ; худож. В. Пивоваров | |||
Файл:Viktor-Pivovarov-CHernaya-kurica (2).jpg|Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский ; худож. В. Пивоваров | |||
</gallery></center> | |||
В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в [[Детская литература (издательство)|издательство «Детская литература»]], с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым. | |||
В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство). | В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство). | ||
Строка 78: | Строка 97: | ||
*Дриз, О. Мальчик и дерево : стихи / О. Дриз ; пер. с евр. Г. Сапгира ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Детская литература, 1976. — 32 с. : ил. | *Дриз, О. Мальчик и дерево : стихи / О. Дриз ; пер. с евр. Г. Сапгира ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Детская литература, 1976. — 32 с. : ил. | ||
*Дриз, О. Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров. — Москва : Книжники, 2020. — 76 с. : ил. | *Дриз, О. Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров. — Москва : Книжники, 2020. — 76 с. : ил. | ||
*Заходер, Б. Моя Вообразилия / Б. Заходер ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Нигма, 2014. — 143 с. : ил. | *Заходер, Б. Моя Вообразилия / [[Заходер Борис Владимирович|Б. Заходер]] ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Нигма, 2014. — 143 с. : ил. | ||
*Карем, М. Радость / М. Карем ; пер. с. фр. В. Берестова ; худож. В. Пивоваров.— Москва : Детская литература, 1970. — 16 с. : ил. | *Карем, М. Радость / М. Карем ; пер. с. фр. В. Берестова ; худож. В. Пивоваров.— Москва : Детская литература, 1970. — 16 с. : ил. | ||
*Лопес, М. Старушки с зонтиками / М. К. Лопес ; худож. В. Пивоваров ; пересказали с исп. Б. Симорра и Г. Балл. — Москва : Детская литература 1976. — 24 с. : ил. | *Лопес, М. Старушки с зонтиками / М. К. Лопес ; худож. В. Пивоваров ; пересказали с исп. Б. Симорра и Г. Балл. — Москва : Детская литература 1976. — 24 с. : ил. | ||
Строка 144: | Строка 163: | ||
*Лазарева, Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов / Е. Лазарева. — Москва : Вreus, 2017. —120 с. | *Лазарева, Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов / Е. Лазарева. — Москва : Вreus, 2017. —120 с. | ||
*Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым // Неприкосновенный запас. — 2007. — №2 (52) — С. 184-190. | *Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым // Неприкосновенный запас. — 2007. — №2 (52) — С. 184-190. | ||
[[Category:Писатели]] | |||
[[Категория:Иллюстраторы]] | |||