Пивоваров Виктор Дмитриевич: различия между версиями

 
(не показано 8 промежуточных версий 2 участников)
Строка 32: Строка 32:


В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством.
В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством.
[[Файл:Pivovarov.jpg|290px|thumb|Виктор Пивоваров / Голубая комната, 1980 / Третьяковская галерея]]


Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы.  Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов.
Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы.  Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов.
Строка 46: Строка 48:




Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — Игорем Холиным и [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрихом Сапгиром]], которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом».
Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — [[Холин Игорь Сергеевич|Игорем Холиным]] и [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрихом Сапгиром]], которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом».


Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами [[Дриз Овсей Овсеевич|Овсея Дриза]]. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником».
Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами [[Дриз Овсей Овсеевич|Овсея Дриза]]. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником».
Строка 73: Строка 75:




В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в издательство «Детская литература», с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым.
В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в [[Детская литература (издательство)|издательство «Детская литература»]], с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым.


В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство).
В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство).
Строка 90: Строка 92:


{{цитата|автор=Виктор Пивоваров|Детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией.}}
{{цитата|автор=Виктор Пивоваров|Детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией.}}
{{#ev:youtube|https://youtu.be/fv-Nfl_r22M|500|center|<p style="text-align: center;">Виктор Пивоваров</p> |frame}}


==Виктор Пивоваров / Книги с иллюстрациями==
==Виктор Пивоваров / Книги с иллюстрациями==
Строка 98: Строка 97:
*Дриз, О. Мальчик и дерево : стихи / О. Дриз ; пер. с евр. Г. Сапгира ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Детская литература, 1976. — 32 с. : ил.
*Дриз, О. Мальчик и дерево : стихи / О. Дриз ; пер. с евр. Г. Сапгира ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Детская литература, 1976. — 32 с. : ил.
*Дриз, О.  Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров. — Москва : Книжники, 2020. — 76 с. : ил.
*Дриз, О.  Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров. — Москва : Книжники, 2020. — 76 с. : ил.
*Заходер, Б. Моя Вообразилия / Б. Заходер ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Нигма, 2014. — 143 с. : ил.
*Заходер, Б. Моя Вообразилия / [[Заходер Борис Владимирович|Б. Заходер]] ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Нигма, 2014. — 143 с. : ил.
*Карем, М. Радость / М. Карем ; пер. с. фр. В. Берестова ; худож. В. Пивоваров.— Москва : Детская литература, 1970. — 16 с. : ил.
*Карем, М. Радость / М. Карем ; пер. с. фр. В. Берестова ; худож. В. Пивоваров.— Москва : Детская литература, 1970. — 16 с. : ил.
*Лопес, М. Старушки с зонтиками / М. К. Лопес ; худож. В. Пивоваров ; пересказали с исп. Б. Симорра и Г. Балл. — Москва : Детская литература 1976. — 24 с. : ил.
*Лопес, М. Старушки с зонтиками / М. К. Лопес ; худож. В. Пивоваров ; пересказали с исп. Б. Симорра и Г. Балл. — Москва : Детская литература 1976. — 24 с. : ил.
Строка 164: Строка 163:
*Лазарева, Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов / Е. Лазарева. — Москва : Вreus, 2017. —120 с.
*Лазарева, Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов / Е. Лазарева. — Москва : Вreus, 2017. —120 с.
*Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым // Неприкосновенный запас. — 2007. — №2 (52) — С. 184-190.
*Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым // Неприкосновенный запас. — 2007. — №2 (52) — С. 184-190.
*[https://arzamas.academy/materials/ 2024 10 хрестоматийных работ Виктора Пивоварова.] — Текст : электронный // Arzamas : сайт.
*[https://kulturologia.ru/blogs/221219/44982/ Запрещённые полотна лучшего иллюстратора детского журнала «Веселые картинки» :] как художник Пивоваров совмещал несовместимое. — Текст : электронный // Культура РФ : сайт.
*[https://www.buro247.ru/culture/arts/o-viktore-pivovarove-slovami-viktora-pivovarova.html О Викторе Пивоварове словами Виктора Пивоварова.] — Текст : электронный // BURO : сайт.
*[https://esquire.ru/rules/8168-pivovarov/ Правила жизни Виктора Пивоварова.] — Текст : электронный // Esquire : сайт.
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]


[[Категория:Иллюстраторы]]
[[Категория:Иллюстраторы]]

Навигация