Нагишкин Дмитрий Дмитриевич: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:


Родился 13 октября (30 сентября по ст. стилю) 1909 года в Чите. Его отец, Дмитрий Прокопьевич Нагишкин, уроженец Ярославской губернии, был выходцем из крестьян. Благодаря способностям, любознательности и тяге к знаниям он смог получить специальность инженера-топографа и работал землемером. Всю жизнь занимался самообразованием, изучал химию, столярное, слесарное, дорожное и строительное дело, написал экономический очерк «Баргузинская тайга». По его проекту был построен пивоваренный завод в Верхнеудинске, а за проект конного завода на Урале он был награждён медалью.
Родился 13 октября (30 сентября по ст. стилю) 1909 года в Чите. Его отец, Дмитрий Прокопьевич Нагишкин, уроженец Ярославской губернии, был выходцем из крестьян. Благодаря способностям, любознательности и тяге к знаниям он смог получить специальность инженера-топографа и работал землемером. Всю жизнь занимался самообразованием, изучал химию, столярное, слесарное, дорожное и строительное дело, написал экономический очерк «Баргузинская тайга». По его проекту был построен пивоваренный завод в Верхнеудинске, а за проект конного завода на Урале он был награждён медалью.
Мать, Елена Александровна, происходила из зажиточной мещанской семьи — её отец владел несколькими домами в Нижнем Новгороде и держал буфеты на волжских пароходах. Она прекрасно шила и одевала всю семью. Вечерами четверо детей собирались вокруг неё — слушали сказки, которых она знала великое множество, делали уроки, читали, рисовали, изготавливали поделки. Она вникала в их дела, всегда была готова поддержать и была их лучшим другом.
Мать, Елена Александровна, происходила из зажиточной мещанской семьи — её отец владел несколькими домами в Нижнем Новгороде и держал буфеты на волжских пароходах. Она прекрасно шила и одевала всю семью. Вечерами четверо детей собирались вокруг неё — слушали сказки, которых она знала великое множество, делали уроки, читали, рисовали, изготавливали поделки. Она вникала в их дела, всегда была готова поддержать и была их лучшим другом.
Младший сын Митя, как его называли дома, был любимцем родителей. Он ловил всё на лету и рано научился читать и писать. По воспоминаниям сестры Нины, «Митя не просто читал, он впитывал прочитанное. Если что ему было непонятно, он обращался к отцу, и тот старался прояснить все возникшие вопросы. Митя никогда не успокаивался, пока не уяснял смысл непонятого. Ни одна иллюстрация не проходила мимо Мити: он долго и внимательно их разглядывал, и ни одна деталь не ускользала от его внимания».
Младший сын Митя, как его называли дома, был любимцем родителей. Он ловил всё на лету и рано научился читать и писать. По воспоминаниям сестры Нины, «Митя не просто читал, он впитывал прочитанное. Если что ему было непонятно, он обращался к отцу, и тот старался прояснить все возникшие вопросы. Митя никогда не успокаивался, пока не уяснял смысл непонятого. Ни одна иллюстрация не проходила мимо Мити: он долго и внимательно их разглядывал, и ни одна деталь не ускользала от его внимания».
В шесть-семь лет Митя (единственный из всех детей) получил разрешение отца брать книги из домашней библиотеки, которой тот очень дорожил. Читал русских классиков, Виктора Гюго, Джека Лондона и др.
В шесть-семь лет Митя (единственный из всех детей) получил разрешение отца брать книги из домашней библиотеки, которой тот очень дорожил. Читал русских классиков, Виктора Гюго, Джека Лондона и др.
В 1919 году семья перебралась в Николаевск-на-Амуре. Дмитрий Прокопьевич уехал на строительство Аяно-Нельканского тракта, о нём долгое время ничего не было известно, затем сообщили, что он расстрелян. Весной 1920 года власти Николаевска-на-Амуре из-за угрозы захвата японскими интервентами приняли решение уничтожить город, а население эвакуировать. Нагишкиным, как представителям интеллигенции, в эвакуации отказывали. Елена Александровна проводила дни и ночи в очередях. Ей чудом удалось получить пропуск и на последней барже вывезти детей из города. В это время Николаевск уже представлял собой море огня, треск горящего дерева слышался за восемь километров, а дым висел над городом три дня. Нагишкины осели в поселке Гуга, жили бедно, голодали. Мать отдавала детям свой хлебный паёк. Осенью 1920 года на правах беженцев перебрались во Владивосток. Сестра Нина вспоминала, что в дороге у них совсем не было денег: «Нахохлившись, сжавшись в комок, мы уныло молчали, не прося у мамы еды, знали, что у нее ничего больше нет. Однажды Дима вдруг спустился под сходни и увидел кошелек. В нем оказались японские сэны, примерно с рубль. На эти деньги мы прожили неделю. Прибыв во Владивосток, мы остановились на вокзале и жили там несколько дней, так как не знали, куда нас направят... Первое время мы питались обедами из японской полевой кухни: в обед нам наливали полкотелка фасолевого супа на троих. Это на сутки». Мать сумела устроить Митю в кадетский корпус, но там мальчику из простой семьи из-за побоев одноклассников приходилось туго. Он просил мать забрать его из училища, в противном случае грозился сбежать. Впоследствии он говорил, что мама своим кадетским корпусом испортила ему всю жизнь, и не мог простить ей этого. Через год Дмитрий перешёл в семилетнюю советскую школу. Учился на отлично, активно участвовал в работе драмкружка и редакции стенгазеты. В 1922 году во Владивосток вернулся отец, но жилось, по воспоминаниям писателя, так же трудно. Зимой Дмитрий учился и жил на деньги, которые зарабатывал летом. Он продавал газеты, рисовал плакаты и вывески, рыбачил, работал носильщиком и грузчиком в порту. В 1926 году окончил художественную школу по классу графики, а в 1928 году — школу профессиональных установок, получив диплом электротехника. Однако по специальности не работал: писал плакаты, подрабатывал в театре статистом и актёром, был газетным иллюстратором и репортёром. Иллюстрировал учебники для школ первой ступени в издательстве «Книжное дело». В 1928 году начал работать в отделе иллюстраций газеты «Красное знамя», где познакомился с писателями С. Диковским и В. А. Лебедевым, автором романа «Дары Тинь-Тинь хо». Впоследствии Дмитрий называл Лебедева своим вторым отцом, сыгравшим очень большую роль в его творческой судьбе. Также Нагишкин сотрудничал с журналом «На рубеже», «Красное знамя» и др. В 1929 году переехал в Хабаровск, работал художником в краевой газете «Тихоокеанская звезда». По воспоминаниям сестры Нины, Дмитрий «делал несколько вариантов набросков, вглядывался, прибрасывал, обдумывал и наконец выбирал один и работал над ним, но ему все казалось, что и тот не совсем удачен... Рвал, переделывал, иногда тратил на это подряд две ночи. Подчас измученный, усталый, с осунувшимся лицом и синевой под глазами валился на постель и сжимал голову руками. Но если рисунок соответствовал его замыслам, и он находил его удачным, — добрая улыбка появлялась на его губах, а глаза загорались». Сотрудничал с изданиями «Тихоокеанский комсомолец», «Амурская правда» и др., вел литературный альманах в радиокомитете. В 1930 некоторое время работал художником-карикатуристом в газете «Тревога».
В 1919 году семья перебралась в Николаевск-на-Амуре. Дмитрий Прокопьевич уехал на строительство Аяно-Нельканского тракта, о нём долгое время ничего не было известно, затем сообщили, что он расстрелян. Весной 1920 года власти Николаевска-на-Амуре из-за угрозы захвата японскими интервентами приняли решение уничтожить город, а население эвакуировать. Нагишкиным, как представителям интеллигенции, в эвакуации отказывали. Елена Александровна проводила дни и ночи в очередях. Ей чудом удалось получить пропуск и на последней барже вывезти детей из города. В это время Николаевск уже представлял собой море огня, треск горящего дерева слышался за восемь километров, а дым висел над городом три дня. Нагишкины осели в поселке Гуга, жили бедно, голодали. Мать отдавала детям свой хлебный паёк. Осенью 1920 года на правах беженцев перебрались во Владивосток. Сестра Нина вспоминала, что в дороге у них совсем не было денег: «Нахохлившись, сжавшись в комок, мы уныло молчали, не прося у мамы еды, знали, что у нее ничего больше нет. Однажды Дима вдруг спустился под сходни и увидел кошелек. В нем оказались японские сэны, примерно с рубль. На эти деньги мы прожили неделю. Прибыв во Владивосток, мы остановились на вокзале и жили там несколько дней, так как не знали, куда нас направят... Первое время мы питались обедами из японской полевой кухни: в обед нам наливали полкотелка фасолевого супа на троих. Это на сутки». Мать сумела устроить Митю в кадетский корпус, но там мальчику из простой семьи из-за побоев одноклассников приходилось туго. Он просил мать забрать его из училища, в противном случае грозился сбежать. Впоследствии он говорил, что мама своим кадетским корпусом испортила ему всю жизнь, и не мог простить ей этого. Через год Дмитрий перешёл в семилетнюю советскую школу. Учился на отлично, активно участвовал в работе драмкружка и редакции стенгазеты. В 1922 году во Владивосток вернулся отец, но жилось, по воспоминаниям писателя, так же трудно. Зимой Дмитрий учился и жил на деньги, которые зарабатывал летом. Он продавал газеты, рисовал плакаты и вывески, рыбачил, работал носильщиком и грузчиком в порту. В 1926 году окончил художественную школу по классу графики, а в 1928 году — школу профессиональных установок, получив диплом электротехника. Однако по специальности не работал: писал плакаты, подрабатывал в театре статистом и актёром, был газетным иллюстратором и репортёром. Иллюстрировал учебники для школ первой ступени в издательстве «Книжное дело». В 1928 году начал работать в отделе иллюстраций газеты «Красное знамя», где познакомился с писателями С. Диковским и В. А. Лебедевым, автором романа «Дары Тинь-Тинь хо». Впоследствии Дмитрий называл Лебедева своим вторым отцом, сыгравшим очень большую роль в его творческой судьбе. Также Нагишкин сотрудничал с журналом «На рубеже», «Красное знамя» и др. В 1929 году переехал в Хабаровск, работал художником в краевой газете «Тихоокеанская звезда». По воспоминаниям сестры Нины, Дмитрий «делал несколько вариантов набросков, вглядывался, прибрасывал, обдумывал и наконец выбирал один и работал над ним, но ему все казалось, что и тот не совсем удачен... Рвал, переделывал, иногда тратил на это подряд две ночи. Подчас измученный, усталый, с осунувшимся лицом и синевой под глазами валился на постель и сжимал голову руками. Но если рисунок соответствовал его замыслам, и он находил его удачным, — добрая улыбка появлялась на его губах, а глаза загорались». Сотрудничал с изданиями «Тихоокеанский комсомолец», «Амурская правда» и др., вел литературный альманах в радиокомитете. В 1930 некоторое время работал художником-карикатуристом в газете «Тревога».
В 1932 году судьба свела Д. Нагишкина с А. П. Гайдаром, который в течение года работал спецкором в газете «Тихоокеанская звезда», и А. А. Фадеевым. Общение в течение года с Аркадием Гайдаром укрепило желание писать: «Я принялся за рассказы о Димке и Шурке, двух мальчиках, и их приключениях на побережье Тихого океана». Однако свою первую книгу для детей он опубликовал гораздо позже, лишь в 1938 году.
В 1932 году судьба свела Д. Нагишкина с А. П. Гайдаром, который в течение года работал спецкором в газете «Тихоокеанская звезда», и А. А. Фадеевым. Общение в течение года с Аркадием Гайдаром укрепило желание писать: «Я принялся за рассказы о Димке и Шурке, двух мальчиках, и их приключениях на побережье Тихого океана». Однако свою первую книгу для детей он опубликовал гораздо позже, лишь в 1938 году.
В это время Д. Нагишкин женился на журналистке Галине Иустиновне Чёрной, у них родился сын Дмитрий. В 1942 году в семье появился второй сын — Игорь.
В это время Д. Нагишкин женился на журналистке Галине Иустиновне Чёрной, у них родился сын Дмитрий. В 1942 году в семье появился второй сын — Игорь.
В 1937 году в редакции начались повальные чистки. На доске объявлений «Тихоокеанской звезды» появился приказ об увольнении заведующего иллюстративным отделом Д. Нагишкина. За этим должен был последовать скорый арест, ведь он когда-то учился в кадетском корпусе. Но в то утро из-за ночной работы над рукописью Дмитрий проспал и не вышел на службу. Галина Иустиновна, увидев приказ, кинулась домой и срочно отправила мужа к брату Василию в глухое лесничество. Там он пробыл несколько месяцев, пока о нём не забыли, а через некоторое время вернулся и был восстановлен на работе в газете.
В 1937 году в редакции начались повальные чистки. На доске объявлений «Тихоокеанской звезды» появился приказ об увольнении заведующего иллюстративным отделом Д. Нагишкина. За этим должен был последовать скорый арест, ведь он когда-то учился в кадетском корпусе. Но в то утро из-за ночной работы над рукописью Дмитрий проспал и не вышел на службу. Галина Иустиновна, увидев приказ, кинулась домой и срочно отправила мужа к брату Василию в глухое лесничество. Там он пробыл несколько месяцев, пока о нём не забыли, а через некоторое время вернулся и был восстановлен на работе в газете.
В 1938 году публицистические статьи, критические заметки и рецензии Д. Нагишкина стали активно публиковаться во многих краевых и столичных периодических изданиях. В 1939 году в журнале «На рубеже» было напечатано его первое художественное произведение — приключенческая, полная романтики повесть «Тихая бухта», основанная на детских впечатлениях писателя. Действие книги происходит в начале 20-х годов, в период окончания японской интервенции на Дальнем Востоке. Герои повести, мальчишки Шурка и Димка, борются с врагами молодой Страны Советов. В 1942 году повесть была выпущена отдельным изданием.
В 1938 году публицистические статьи, критические заметки и рецензии Д. Нагишкина стали активно публиковаться во многих краевых и столичных периодических изданиях. В 1939 году в журнале «На рубеже» было напечатано его первое художественное произведение — приключенческая, полная романтики повесть «Тихая бухта», основанная на детских впечатлениях писателя. Действие книги происходит в начале 20-х годов, в период окончания японской интервенции на Дальнем Востоке. Герои повести, мальчишки Шурка и Димка, борются с врагами молодой Страны Советов. В 1942 году повесть была выпущена отдельным изданием.
Вскоре Нагишкин приступил к работе над повестью для юношества «Сердце Бонивура», посвящённой судьбе героя Гражданской войны комсомольца Виталия Бонивура (Баневура), сражавшемуся за установление власти Советов на Дальнем Востоке. Впервые она была опубликована в 1944 году на страницах дальневосточного альманаха «На рубеже». В том же году Дмитрий Нагишкин был принят в члены Союза советских писателей. В это время он уже был членом Союза советских художников по Хабаровскому краю. «После выхода книги в 1947 году, — вспоминал писатель, — я с новым рвением принялся работать, по-новому увидев все то, от чего только что отнял натруженные руки…». Повесть была переработана в роман в 3-х частях, который можно назвать своего рода дальневосточной «Молодой гвардией». Он был опубликован в 1947 году в издательстве «Советский писатель», выдержал более тридцати изданий и был переведен на многие иностранные языки. В 1969 году на киностудии им А. Довженко по роману был снят четырехсерийный историко-революционный фильм. Впервые он был показан по первой программе Центрального телевидения 21 октября 1969 года ко дню рождения комсомола.
Вскоре Нагишкин приступил к работе над повестью для юношества «Сердце Бонивура», посвящённой судьбе героя Гражданской войны комсомольца Виталия Бонивура (Баневура), сражавшемуся за установление власти Советов на Дальнем Востоке. Впервые она была опубликована в 1944 году на страницах дальневосточного альманаха «На рубеже». В том же году Дмитрий Нагишкин был принят в члены Союза советских писателей. В это время он уже был членом Союза советских художников по Хабаровскому краю. «После выхода книги в 1947 году, — вспоминал писатель, — я с новым рвением принялся работать, по-новому увидев все то, от чего только что отнял натруженные руки…». Повесть была переработана в роман в 3-х частях, который можно назвать своего рода дальневосточной «Молодой гвардией». Он был опубликован в 1947 году в издательстве «Советский писатель», выдержал более тридцати изданий и был переведен на многие иностранные языки. В 1969 году на киностудии им А. Довженко по роману был снят четырехсерийный историко-революционный фильм. Впервые он был показан по первой программе Центрального телевидения 21 октября 1969 года ко дню рождения комсомола.
В годы Великой Отечественной войны Д. Нагишкин выступал на радио, встречался с читателями на заводах и в воинских частях. В 1945 году, после начала войны с Японией, Д. Нагишкин в качестве специального военного корреспондента газеты «Тихоокеанская звезда» участвовал в боевом походе кораблей Амурской флотилии на канонерской лодке «Пролетарий». Этому событию посвящены его «Сунгарийские записки» (1946).
В годы Великой Отечественной войны Д. Нагишкин выступал на радио, встречался с читателями на заводах и в воинских частях. В 1945 году, после начала войны с Японией, Д. Нагишкин в качестве специального военного корреспондента газеты «Тихоокеанская звезда» участвовал в боевом походе кораблей Амурской флотилии на канонерской лодке «Пролетарий». Этому событию посвящены его «Сунгарийские записки» (1946).
Группа художников, писателей и журналистов Хабаровска на общественных началах выпускала яркие агитационные плакаты «Удар по врагу». Редактором-организатором был председатель Хабаровского отделения Союза художников Д. Д. Нагишкин. Сам он оформил около сорока подобных плакатов, в том числе «Отомсти!», «Фашистские псы», «Близок час расплаты» и др. В те дни плакаты «Удар по врагу» были такой же приметой времени, как светомаскировка на окнах. Они вдохновляли людей на боевые и трудовые подвиги и тем самым приближали день Победы. За свою деятельность в военные годы Д. Д. Нагишкин награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией».
Группа художников, писателей и журналистов Хабаровска на общественных началах выпускала яркие агитационные плакаты «Удар по врагу». Редактором-организатором был председатель Хабаровского отделения Союза художников Д. Д. Нагишкин. Сам он оформил около сорока подобных плакатов, в том числе «Отомсти!», «Фашистские псы», «Близок час расплаты» и др. В те дни плакаты «Удар по врагу» были такой же приметой времени, как светомаскировка на окнах. Они вдохновляли людей на боевые и трудовые подвиги и тем самым приближали день Победы. За свою деятельность в военные годы Д. Д. Нагишкин награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией».
Д. Д. Нагишкин всесторонне изучал быт и культуру народов, населяющих Дальний Восток, записывал сказки нивхов, орочей, нанайцев, удэге, нивхов и других народностей, живущих в низовьях реки Амур, на Сахалине и в Приморском крае. На основе их сюжетов им были написаны оригинальные художественные произведения. По его словам, сказки были написаны «в результате знакомства с народным устным творчеством и изучения народностей Дальнего Востока, так поразивших мое воображение в детстве». Тогда, после бегства из Николаевска-на-Амуре, в посёлке Гуга, маленький Митя Нагишкин впервые увидел тайгу, непривычно одетых тунгусов и их оленей. В 1945 году в Дальневосточном издательстве вышел первый сборник литературно обработанных Д. Нагишкиным сказок «Мальчик Чокчо», за ним были опубликованы «Амурские сказки» (1946) и «Храбрый Азмун» (1948). Все они вошли в большой условный цикл «Амурские сказки». Иллюстрации к сказкам были сделаны самим Д. Нагишкиным. «Амурские сказки» выдержали множество изданий, были переведены на двадцать шесть иностранных языков (английский, китайский, немецкий, польский, румынский и др.). В 1975 году иллюстрации к сборнику были сделаны художником Г. Д. Павлишиным. Книга получила приз «Золотое яблоко» на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (1975). В 1979 году за иллюстрации к «Амурским сказкам» Г. Д. Павлишин получил Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской.
Д. Д. Нагишкин всесторонне изучал быт и культуру народов, населяющих Дальний Восток, записывал сказки нивхов, орочей, нанайцев, удэге, нивхов и других народностей, живущих в низовьях реки Амур, на Сахалине и в Приморском крае. На основе их сюжетов им были написаны оригинальные художественные произведения. По его словам, сказки были написаны «в результате знакомства с народным устным творчеством и изучения народностей Дальнего Востока, так поразивших мое воображение в детстве». Тогда, после бегства из Николаевска-на-Амуре, в посёлке Гуга, маленький Митя Нагишкин впервые увидел тайгу, непривычно одетых тунгусов и их оленей. В 1945 году в Дальневосточном издательстве вышел первый сборник литературно обработанных Д. Нагишкиным сказок «Мальчик Чокчо», за ним были опубликованы «Амурские сказки» (1946) и «Храбрый Азмун» (1948). Все они вошли в большой условный цикл «Амурские сказки». Иллюстрации к сказкам были сделаны самим Д. Нагишкиным. «Амурские сказки» выдержали множество изданий, были переведены на двадцать шесть иностранных языков (английский, китайский, немецкий, польский, румынский и др.). В 1975 году иллюстрации к сборнику были сделаны художником Г. Д. Павлишиным. Книга получила приз «Золотое яблоко» на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (1975). В 1979 году за иллюстрации к «Амурским сказкам» Г. Д. Павлишин получил Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской.
Д. Д. Нагишкин создавал иллюстрации не только к своим произведениям. С его рисунками вышли повесть Н. П. Задорнова «Мангму» (1946) и книга рассказов С. Диковского «Патриоты» (1949).
Д. Д. Нагишкин создавал иллюстрации не только к своим произведениям. С его рисунками вышли повесть Н. П. Задорнова «Мангму» (1946) и книга рассказов С. Диковского «Патриоты» (1949).
По воспоминаниям Л. Н. Рогаль, отец которой был дружен с Д. Нагишкиным, тот был высоким, симпатичным человеком, очень любившим детей. В доме, где жили их семьи, был очень хороший двор, на детской площадке даже бил фонтан. Дмитрий Дмитриевич часто выходил и играл с детьми в лапту, в третьего-лишнего, в городки, а когда шёл дождь, устраивались под грибком на лавочках, и он что-нибудь рассказывал. В 1951 году случилось несчастье — старший сын Д. Нагишкина, Дмитрий, утонул, переплывая Амур. В 1953 году после этого писатель, его жена, сын Игорь и новорождённый сын Дима оставили родные края и переехали в Латвию.
По воспоминаниям Л. Н. Рогаль, отец которой был дружен с Д. Нагишкиным, тот был высоким, симпатичным человеком, очень любившим детей. В доме, где жили их семьи, был очень хороший двор, на детской площадке даже бил фонтан. Дмитрий Дмитриевич часто выходил и играл с детьми в лапту, в третьего-лишнего, в городки, а когда шёл дождь, устраивались под грибком на лавочках, и он что-нибудь рассказывал. В 1951 году случилось несчастье — старший сын Д. Нагишкина, Дмитрий, утонул, переплывая Амур. В 1953 году после этого писатель, его жена, сын Игорь и новорождённый сын Дима оставили родные края и переехали в Латвию.
В Риге Д. Нагишкин был заместителем редактора альманаха «Советская Латвия» и заместителем председателя русской секции Союза писателей Латвии. В 1955 году в его пересказе вышел сборник латышских народных сказок «Золотой ларец», в том же году он перевёл рассказы латышского детского писателя Ю. Ванага «Большие дела маленького Микиня». В 1959 году была опубликована повесть Д. Нагишкина «Город золотого петушка». Светлая и нежная, проникнутая совсем недетской грустью, повесть рассказывает о дружбе латышского и русского мальчиков. В 1957 году издательство «Детская литература» выпустило его интересную теоретическую работу-исследование о художественном пересказе фольклора «Сказка и жизнь: письма о сказке».
В Риге Д. Нагишкин был заместителем редактора альманаха «Советская Латвия» и заместителем председателя русской секции Союза писателей Латвии. В 1955 году в его пересказе вышел сборник латышских народных сказок «Золотой ларец», в том же году он перевёл рассказы латышского детского писателя Ю. Ванага «Большие дела маленького Микиня». В 1959 году была опубликована повесть Д. Нагишкина «Город золотого петушка». Светлая и нежная, проникнутая совсем недетской грустью, повесть рассказывает о дружбе латышского и русского мальчиков. В 1957 году издательство «Детская литература» выпустило его интересную теоретическую работу-исследование о художественном пересказе фольклора «Сказка и жизнь: письма о сказке».
В 1957 году Нагишкины оставили Ригу и переехали в Москву.
В 1957 году Нагишкины оставили Ригу и переехали в Москву.
Последним романом Дмитрия Нагишкина стал «Созвездие Стрельца» (1962). По воспоминаниям Дмитрия Нагишкина-младшего, писатель «закончил эту книгу… за день до смерти — откровенное, правдивое повествование о трудной жизни страшного военного времени». Книга посвящена жизни Хабаровска в последние месяцы Великой Отечественной войны и первые мирные годы. Главными героями книги стали не только простые люди, но и сам Хабаровск, портрет которого с любовью и теплом нарисован автором. Нагишкин вспоминает значимые для него улицы, рассказывает их историю и происхождение названий.
Последним романом Дмитрия Нагишкина стал «Созвездие Стрельца» (1962). По воспоминаниям Дмитрия Нагишкина-младшего, писатель «закончил эту книгу… за день до смерти — откровенное, правдивое повествование о трудной жизни страшного военного времени». Книга посвящена жизни Хабаровска в последние месяцы Великой Отечественной войны и первые мирные годы. Главными героями книги стали не только простые люди, но и сам Хабаровск, портрет которого с любовью и теплом нарисован автором. Нагишкин вспоминает значимые для него улицы, рассказывает их историю и происхождение названий.
Писатель работал над своим последним романом в Доме творчества в Юрмале. Закончив его, собирался ехать в Москву. Его жизнь трагически оборвалась 11 марта 1961 года — сойдя с электрички, он задумался и попал под другую электричку.
Писатель работал над своим последним романом в Доме творчества в Юрмале. Закончив его, собирался ехать в Москву. Его жизнь трагически оборвалась 11 марта 1961 года — сойдя с электрички, он задумался и попал под другую электричку.
Д. Д. Нагишкин похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 1976 году его имя было присвоено одной из улиц Хабаровска, а в 2008 году на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска.
Д. Д. Нагишкин похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 1976 году его имя было присвоено одной из улиц Хабаровска, а в 2008 году на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска.