Бегак Борис Александрович: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 9 промежуточных версий 2 участников)
Строка 31: Строка 31:
Он учился на литературном отделении Московского института слова, затем продолжил учёбу в МГУ им. М. В. Ломоносова. После окончания университета в 1930 году занялся литературной деятельностью. Его статьи с начала 30-х годов и в течение многих лет публиковали журналы «Дружба», «Знамя», «Книга и пролетарская революция», «Наши достижения», «Тридцать дней», «Театр»; «Литературная газета» и др. периодические издания. В разное время он участвовал в коллективных трудах по вопросам литературы, театра, кино, публиковал стихи и стихотворные переводы, писал очерки и пьесы, тексты для радиопередач.
Он учился на литературном отделении Московского института слова, затем продолжил учёбу в МГУ им. М. В. Ломоносова. После окончания университета в 1930 году занялся литературной деятельностью. Его статьи с начала 30-х годов и в течение многих лет публиковали журналы «Дружба», «Знамя», «Книга и пролетарская революция», «Наши достижения», «Тридцать дней», «Театр»; «Литературная газета» и др. периодические издания. В разное время он участвовал в коллективных трудах по вопросам литературы, театра, кино, публиковал стихи и стихотворные переводы, писал очерки и пьесы, тексты для радиопередач.


Интерес к детской литературе возник с появлением в газете «За коммунистическое просвещение» рубрики «Педагог должен знать творчество детских писателей». Б. А. Бегак одним из первых стал писать статьи для этой рубрики. В журнале «Детская литература» с 1935 года публиковались его статьи по истории, теории и практике литературы для детей. Примечательно, что в своих статьях Борис Бегак поднимал актуальные вопросы, которые ещё не были до конца изучены исследователями. Среди них особое место занимала проблематика жанров детской литературы, особенно сатира и юмор. В своих исследованиях творчества А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и других детских поэтов, он отмечал, что весёлая книжка 30-х годов не стоит в стороне от социальных проблем общества, остроумно и «забавно» подавая материал. Критик предвидел, что детская поэзия изменит свою направленность, приобретя созидательный характер, увеличится её воспитательный потенциал.
Интерес к детской литературе возник с появлением в газете «За коммунистическое просвещение» рубрики «Педагог должен знать творчество детских писателей». Б. А. Бегак одним из первых стал писать статьи для этой рубрики. В журнале «Детская литература» с 1935 года публиковались его статьи по истории, теории и практике литературы для детей. Примечательно, что в своих статьях Борис Бегак поднимал актуальные вопросы, которые ещё не были до конца изучены исследователями. Среди них особое место занимала проблематика жанров детской литературы, особенно сатира и юмор. В своих исследованиях творчества [[Барто Агния Львовна|А. Барто]], [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Маршака]], [[Чуковский Корней Иванович|К. Чуковского]] и других детских поэтов, он отмечал, что весёлая книжка 30-х годов не стоит в стороне от социальных проблем общества, остроумно и «забавно» подавая материал. Критик предвидел, что детская поэзия изменит свою направленность, приобретя созидательный характер, увеличится её воспитательный потенциал.


Специалисты по детской литературе считают 30-е годы самым трудным периодом в истории жанра литературной сказки, так как усилиями педологов она была признана вредной и изгнана из детского чтения. Потребовалось достаточно времени, чтобы благодаря длительным стараниям известных педагогов, писателей вернуть сказку в круг чтения детей. Б. А. Бегак стал одним из первых в СССР исследователей этого литературного жанра. В 1936 году он опубликовал статью «Проблемы литературной сказки», вызвавшую широкие отклики. Критик написал позднее книги, посвящённые теме литературной сказки, — «Неиссякаемый источник» (1973), «Правда сказки» (1989), а также статьи для публикации в периодической печати.
Специалисты по детской литературе считают 30-е годы самым трудным периодом в истории жанра литературной сказки, так как усилиями педологов она была признана вредной и изгнана из детского чтения. Потребовалось достаточно времени, чтобы благодаря длительным стараниям известных педагогов, писателей вернуть сказку в круг чтения детей. Б. А. Бегак стал одним из первых в СССР исследователей этого литературного жанра. В 1936 году он опубликовал статью «Проблемы литературной сказки», вызвавшую широкие отклики. Критик написал позднее книги, посвящённые теме литературной сказки, — «Неиссякаемый источник» (1973), «Правда сказки» (1989), а также статьи для публикации в периодической печати.
Строка 40: Строка 40:


В 1966 году возродился журнал «Детская литература». Благодаря этому укрепились позиции редакции критики в издательстве «Детская литература». Литература и искусство для детей стали единственным и любимым предметом критика-исследователя Б. А. Бегака. Это особая страница в его биографии, так как он считал исследование детской литературы наиболее высокой ступенью своей работы. Он пишет статьи для «Дошкольного воспитания», «Учительской газеты» и др. Выходят его известные книги: «Дети смеются», «Неиссякаемый родник», «В мире приключений», «Сложная простота», «Воспитание искусством», «За горами, за морями», «Классики в Стране Детства», «Тропинками тайны», «Источник человечности», «Правда сказки». Многие статьи, публиковавшиеся ранее в периодических изданиях, вошли в сборник «Дети смеются» (1979).
В 1966 году возродился журнал «Детская литература». Благодаря этому укрепились позиции редакции критики в издательстве «Детская литература». Литература и искусство для детей стали единственным и любимым предметом критика-исследователя Б. А. Бегака. Это особая страница в его биографии, так как он считал исследование детской литературы наиболее высокой ступенью своей работы. Он пишет статьи для «Дошкольного воспитания», «Учительской газеты» и др. Выходят его известные книги: «Дети смеются», «Неиссякаемый родник», «В мире приключений», «Сложная простота», «Воспитание искусством», «За горами, за морями», «Классики в Стране Детства», «Тропинками тайны», «Источник человечности», «Правда сказки». Многие статьи, публиковавшиеся ранее в периодических изданиях, вошли в сборник «Дети смеются» (1979).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Борис Бегак">
Файл:Begak-Boris (1).jpg|Воспитание искусством / Б. А. Бегак
Файл:Begak-Boris (3).jpg|Дети смеются / Борис Бегак
Файл:Begak-Boris (2).jpg|Классики в Стране Детства / Б. А. Бегак
</gallery></center>


Критик и литературовед Б. А. Бегак ставил в своих трудах вопросы исследования круга детского чтения, анализировал литературные явления, обобщал процессы, отражающие современное состояние детской литературы и её связь с традициями устного народного творчества и классической литературы не только в нашей стране, но и за рубежом. Примечательно, что вопросы, поднимаемые в его литературоведческих работах, облечены в понятную читателям разного возраста форму, написаны доступным, лишённым академизма языком.
Критик и литературовед Б. А. Бегак ставил в своих трудах вопросы исследования круга детского чтения, анализировал литературные явления, обобщал процессы, отражающие современное состояние детской литературы и её связь с традициями устного народного творчества и классической литературы не только в нашей стране, но и за рубежом. Примечательно, что вопросы, поднимаемые в его литературоведческих работах, облечены в понятную читателям разного возраста форму, написаны доступным, лишённым академизма языком.


Его творческая жизнь была прочно связана с издательством «Детская литература», где он работал рецензентом с 1971 года.
Его творческая жизнь была прочно связана с [[Детская литература (издательство)|издательством «Детская литература»]], где он работал рецензентом с 1971 года.


Опубликованные в 1983 году очерки-беседы «Классики в Стране Детства» рассказывали читателям о глубинных традициях, заложенных в детской литературе Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским, В. Ф. Одоевским, Н. А. Некрасовым, А. Н. Плещеевым, А П. Чеховым, Д. Н. Маминым-Сибиряком, А. М. Горьким. Критик говорит о том, что их творчество послужило истоками мастерства и человечности современной литературы для детей.
Опубликованные в 1983 году очерки-беседы «Классики в Стране Детства» рассказывали читателям о глубинных традициях, заложенных в детской литературе [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстым]], [[Ушинский Константин Дмитриевич|К. Д. Ушинским]], [[Одоевский Владимир Федорович|В. Ф. Одоевским]], Н. А. Некрасовым, А. Н. Плещеевым, А П. Чеховым, [[Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович|Д. Н. Маминым-Сибиряком]], А. М. Горьким. Критик говорит о том, что их творчество послужило истоками мастерства и человечности современной литературы для детей.


Б. А. Бегак в своей книге «За горами, за морями» исследовал творчество зарубежных детских писателей: Г. Гофмана, В. Буша, Д. Родари, П. Гамарра, Э. Лира, Ю. Тувима, Доктора Сьюза. В очерке, посвящённом Генриху Гофману, автор увлекательно рассказал о герое его произведений — Struwwelpeter (в русском переводе — Стёпка-Растрёпка). Подобно барону Мюнхгаузену и некоторым другим известным персонажам детских книг, Стёпка-Растрёпка затмил по популярности своего автора. Герои отделились от своих создателей и зажили самостоятельной жизнью, превратившись как будто бы в фольклорные образы. В беседах об Эдварде Лире, Юлиане Тувиме и Докторе Сьюзе автор отмечает особенно то, что близко и ему самому — виртуозное владение словом, любовь к каламбурам и перевёртышам. В книге «За горами, за морями» Б. А. Бегак говорит о словесных находках зарубежных поэтов, но при этом подчёркивает, что это свойственно вообще всем поэтам, пишущим для детей, вне зависимости от их национальности. Он делает вывод, что поэзия, обращённая к детям, поистине интернациональна.
Б. А. Бегак в своей книге «За горами, за морями» исследовал творчество зарубежных детских писателей: Г. Гофмана, [[Буш Вильгельм|В. Буша]], [[Родари Джанни|Д. Родари]], П. Гамарра, Э. Лира, Ю. Тувима, [[Доктор Сьюз|Доктора Сьюза]]. В очерке, посвящённом Генриху Гофману, автор увлекательно рассказал о герое его произведений — Struwwelpeter (в русском переводе — Стёпка-Растрёпка). Подобно барону Мюнхгаузену и некоторым другим известным персонажам детских книг, Стёпка-Растрёпка затмил по популярности своего автора. Герои отделились от своих создателей и зажили самостоятельной жизнью, превратившись как будто бы в фольклорные образы. В беседах об Эдварде Лире, Юлиане Тувиме и Докторе Сьюзе автор отмечает особенно то, что близко и ему самому — виртуозное владение словом, любовь к каламбурам и перевёртышам. В книге «За горами, за морями» Б. А. Бегак говорит о словесных находках зарубежных поэтов, но при этом подчёркивает, что это свойственно вообще всем поэтам, пишущим для детей, вне зависимости от их национальности. Он делает вывод, что поэзия, обращённая к детям, поистине интернациональна.


Борис Александрович Бегак более полувека посвятил детской литературе. Его мысли, взгляды на современный литературный процесс, перспективы развития детской литературы в нашей стране отличались оптимизмом. Книги, которые предназначались не только педагогам, но и юным читателям, актуальны и в настоящее время. Они ценны, прежде всего, историческим анализом, охватывающим большой временной период — от русской классической до советской детской литературы.
Борис Александрович Бегак более полувека посвятил детской литературе. Его мысли, взгляды на современный литературный процесс, перспективы развития детской литературы в нашей стране отличались оптимизмом. Книги, которые предназначались не только педагогам, но и юным читателям, актуальны и в настоящее время. Они ценны, прежде всего, историческим анализом, охватывающим большой временной период — от русской классической до советской детской литературы.
Строка 53: Строка 61:
==Борис Бегак / Книги==
==Борис Бегак / Книги==


*Бегак, Б. А. Русская литературная пародия / Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов ; вступительные ст. А. Цейтлина и Л. Гроссмана ; [обл. работы В. А. Фаворского]. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 259 с. — [Хранится в РГБ].
*Бегак, Б. А. Русская литературная пародия / Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов ; вступительные ст. А. Цейтлина и Л. Гроссмана ; [обл. работы В. А. Фаворского]. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 259 с. — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]].
*Бегак, Б. А. Молодость : лит.-эстрад. сб. для кружков школ. самодеятельности / сост. Б. А. Бегак. — Москва : Искусство, 1940. — 116 с. — [Хранится в РГБ].
*Бегак, Б. А. Молодость : лит.-эстрад. сб. для кружков школ. самодеятельности / сост. Б. А. Бегак. — Москва : Искусство, 1940. — 116 с. — [Хранится в РГБ].
*Бегак, Б. А. Большое искусство для маленьких : пути детского художественного фильма / Б. Бегак, Ю. Громов. — Москва : Госкиноиздат, 1949. — 232 с. с заставками. — [Хранится в РГБ].
*Бегак, Б. А. Большое искусство для маленьких : пути детского художественного фильма / Б. Бегак, Ю. Громов. — Москва : Госкиноиздат, 1949. — 232 с. с заставками. — [Хранится в РГБ].
Строка 78: Строка 86:
*Бегак, Б. А. «Война с Днепром» (С. Маршак «Война с Днепром») / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 7. — С. 4–5.
*Бегак, Б. А. «Война с Днепром» (С. Маршак «Война с Днепром») / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 7. — С. 4–5.
*Бегак, Б. А. Детские сказки Горького / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 13.
*Бегак, Б. А. Детские сказки Горького / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 13.
*Бегак, Б. А. Искусство и дидактика (Н. Саконская. «Книжка эта про четыре цвета») / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 7. — С. 6–7.
*Бегак, Б. А. Искусство и дидактика ([[Саконская Нина Павловна|Н. Саконская]]. «Книжка эта про четыре цвета») / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 7. — С. 6–7.
*Бегак, Б. А. Социальная тема в поэзии для детей / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 19. — С. 44–50.
*Бегак, Б. А. Социальная тема в поэзии для детей / Б. А. Бегак // Детская литература : критико-библиогр. двухнедельник ЦК ВЛКСМ. — 1936. — № 19. — С. 44–50.
*Бегак, Б. А. Проблемы литературной сказки / Б. А. Бегак // Книга и пролетарская революция. — 1936. — № 6. — С. 17–26.
*Бегак, Б. А. Проблемы литературной сказки / Б. А. Бегак // Книга и пролетарская революция. — 1936. — № 6. — С. 17–26.
Строка 102: Строка 110:


*Зубарева, Е. Любовь, превращённая в слово / Е. Зубарева // Детская литература. — 1984. — № 1. — С. 16–17. — (Портрет писателя).
*Зубарева, Е. Любовь, превращённая в слово / Е. Зубарева // Детская литература. — 1984. — № 1. — С. 16–17. — (Портрет писателя).
*Пронин, В. [Рец. на книгу Б. Бегака «За горами, за морями»] / В. Пронин // Детская литература. — 1983. — № 11. — С. 67.
*Пронин, В. [Рец. на книгу Б. Бегака «За горами, за морями»] / В. Пронин // Детская литература. — 1983. — № 11. — С. 67.  
*Борис Бегак — о писателе. — Текст : электронный // Livelib : сайт. — URL: https://www.livelib.ru/author/328640-boris-begak (дата обращения: 17.10.2022).
*[https://kid-book-museum.livejournal.com/117558.html Друзья французских ребят :] [об одноимённой статье Б. Бегака, посвящённой 20-летней комической деятельности пёсика Пифа]. — Текст : электронный // Livejournal : сайт.
*Друзья французских ребят : [об одноимённой статье Б. Бегака, посвящённой 20-летней комической деятельности пёсика Пифа]. — Текст : электронный // Livejournal : сайт. — URL: https://kid-book-museum.livejournal.com/117558.html (дата обращения: 17.10.2022).


==См. также==
==См. также==
Строка 114: Строка 121:
*[[Сарнов Бенедикт Михайлович]]
*[[Сарнов Бенедикт Михайлович]]
*[[Сивоконь Сергей Иванович]]
*[[Сивоконь Сергей Иванович]]
[[Category:Писатели]]

Навигация