44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Анна Иосифовна Кальманок, известная под псевдонимом Н. Кальма родилась 30 марта 1908 года в Москве. Её отец был служащим, мать — учительницей музыки. С ранних лет Анна изучала иностранные языки, много читала. Она помогала семье зарабатывать на жизнь — шила кукол из лоскутков, которые продавались в одном из кустарных магазинов под маркой «Тряпичная скульптура». | Анна Иосифовна Кальманок, известная под псевдонимом Н. Кальма родилась 30 марта 1908 года в Москве. Её отец был служащим, мать — учительницей музыки. С ранних лет Анна изучала иностранные языки, много читала. Она помогала семье зарабатывать на жизнь — шила кукол из лоскутков, которые продавались в одном из кустарных магазинов под маркой «Тряпичная скульптура». | ||
Окончив школу, девушка поступила в медицинский институт. Но вскоре она поняла, что быть врачом — не её призвание, с медициной пришлось расстаться. В это время у неё появилось огромное желание заниматься литературным творчеством, журналистикой. Немного погодя, Анна поступила в Высший литературно-художественный институт имени В. Я. Брюсова, параллельно она училась на факультете общественных наук в Московском университете. | Окончив школу, девушка поступила в медицинский институт. Но вскоре она поняла, что быть врачом — не её призвание, с медициной пришлось расстаться. В это время у неё появилось огромное желание заниматься литературным творчеством, журналистикой. Немного погодя, Анна поступила в Высший литературно-художественный институт имени В. Я. Брюсова, параллельно она училась на факультете общественных наук в Московском университете. | ||
Ещё будучи студенткой, девушка начала сотрудничать с редакциями московских газет и журналов. Свободно владея французским, немецким и английским языками, она переводила статьи, собирала материалы для публикаций. В этой работе ей оказал огромную помощь В. Маяковский, который был другом отца. В 1929 году, благодаря его содействию, Анна получила должность заведующего отделом иностранного юмора в журнале «Красный перец». Также её очерки, подписанные псевдонимом «Н. Кальма» печатались в журнале «Крокодил», газетах «Известия», «Правда», «Комсомольская правда», «Гудок». Ей доводилось брать интервью у зарубежных политических деятелей, немецких писателей Б. Келлермана и С. Цвейга. | Ещё будучи студенткой, девушка начала сотрудничать с редакциями московских газет и журналов. Свободно владея французским, немецким и английским языками, она переводила статьи, собирала материалы для публикаций. В этой работе ей оказал огромную помощь В. Маяковский, который был другом отца. В 1929 году, благодаря его содействию, Анна получила должность заведующего отделом иностранного юмора в журнале «Красный перец». Также её очерки, подписанные псевдонимом «Н. Кальма» печатались в журнале «Крокодил», газетах «Известия», «Правда», «Комсомольская правда», «Гудок». Ей доводилось брать интервью у зарубежных политических деятелей, немецких писателей Б. Келлермана и С. Цвейга. | ||
«Было трудно, — вспоминала Н. Кальма, — но ведь поблизости был Маяковский, и он придирчиво проверял всё, что писалось». | «Было трудно, — вспоминала Н. Кальма, — но ведь поблизости был Маяковский, и он придирчиво проверял всё, что писалось». | ||
В 1929 году по инициативе М. Горького был организован журнал художественного очерка «Наши достижения», целью которого было освещать достижения на производстве, в сельском хозяйстве, культуре и искусстве. Вместе с другими очеркистами Горький привлёк к работе в нём и Н. Кальму. Работа журналистом дала возможность будущей писательнице много ездить, своими глазами видеть события многообразной, бурной жизни огромной страны. Анна научилась выбирать из множества фактов наиболее интересные и значительные, её публикации пользовались успехом у читателей. На одном из очерков молодой журналистки М. Горький написал: «Хорошее перо». Он же посоветовал талантливой журналистке попробовать себя в детской литературе. | В 1929 году по инициативе М. Горького был организован журнал художественного очерка «Наши достижения», целью которого было освещать достижения на производстве, в сельском хозяйстве, культуре и искусстве. Вместе с другими очеркистами Горький привлёк к работе в нём и Н. Кальму. Работа журналистом дала возможность будущей писательнице много ездить, своими глазами видеть события многообразной, бурной жизни огромной страны. Анна научилась выбирать из множества фактов наиболее интересные и значительные, её публикации пользовались успехом у читателей. На одном из очерков молодой журналистки М. Горький написал: «Хорошее перо». Он же посоветовал талантливой журналистке попробовать себя в детской литературе. | ||
В 1931 году издательство «Молодая гвардия» выпустило её первый рассказ для дошкольников «Желторотые». Через несколько лет увидели свет рассказы «Кукс и кролики», «Свисток». Уже в ранних рассказах Кальмы проявились оригинальные черты её творческой манеры: внимание к психологическим особенностям ребёнка, умение несколькими небольшими деталями создать образ героя. | В 1931 году издательство «Молодая гвардия» выпустило её первый рассказ для дошкольников «Желторотые». Через несколько лет увидели свет рассказы «Кукс и кролики», «Свисток». Уже в ранних рассказах Кальмы проявились оригинальные черты её творческой манеры: внимание к психологическим особенностям ребёнка, умение несколькими небольшими деталями создать образ героя. | ||
Вскоре основной темой её творчества стала тема расового неравенства. Анна Иосифовна была убеждена, что духовное богатство, чувство человеческого достоинства закладываются в раннем детстве и ничто так не ранит детскую душу, как сознание своего неравенства и социальной неполноценности. | Вскоре основной темой её творчества стала тема расового неравенства. Анна Иосифовна была убеждена, что духовное богатство, чувство человеческого достоинства закладываются в раннем детстве и ничто так не ранит детскую душу, как сознание своего неравенства и социальной неполноценности. | ||
В 1939 году известность молодому автору принесла повесть «Чёрная Салли», раскрывающая проблему расовой дискриминации. История молодой учительницы, которая борется за утверждение своего человеческого достоинства, описана с глубоким пониманием психологии, глубоким состраданием героям. | В 1939 году известность молодому автору принесла повесть «Чёрная Салли», раскрывающая проблему расовой дискриминации. История молодой учительницы, которая борется за утверждение своего человеческого достоинства, описана с глубоким пониманием психологии, глубоким состраданием героям. | ||
Интерес к проблеме расовой дискриминации вдохновил Н. Кальму на создание ещё целого ряда книг. В 1940 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла научно-художественная биография борца за свободу темнокожих жителей США Джона Брауна. Также большой популярностью пользовались рассказы «Красные башмачки» и «Джим-лифтёр». | Интерес к проблеме расовой дискриминации вдохновил Н. Кальму на создание ещё целого ряда книг. В 1940 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла научно-художественная биография борца за свободу темнокожих жителей США Джона Брауна. Также большой популярностью пользовались рассказы «Красные башмачки» и «Джим-лифтёр». | ||
С первых дней Великой Отечественной войны Анна Иосифовна служила в действующей армии. Она состояла собственным корреспондентом газеты «Красная звезда» в кавалерийском корпусе Л. Доватора, участвовала в рейдах по вражеским тылам. В конце 1942 года в звании капитана была уволена из армии. В этом же году у Кальмы вышла повесть «Девица-кавалерист», рассказывающая о знаменитой участнице наполеоновских войн Н. Дуровой и сборник рассказов «Серебряный щит». | С первых дней Великой Отечественной войны Анна Иосифовна служила в действующей армии. Она состояла собственным корреспондентом газеты «Красная звезда» в кавалерийском корпусе Л. Доватора, участвовала в рейдах по вражеским тылам. В конце 1942 года в звании капитана была уволена из армии. В этом же году у Кальмы вышла повесть «Девица-кавалерист», рассказывающая о знаменитой участнице наполеоновских войн Н. Дуровой и сборник рассказов «Серебряный щит». | ||
В 1950 году увидел свет роман «Дети Горчичного рая», в котором автор описывает реалии американского городка начала 50-х годов ХХ века. Кальма раскрывает не только проблемы дискриминации, но и увлекательно описывает взаимоотношения личности и коллектива, дружбы, товарищества, ученического долга, первой любви. Книга неоднократно переиздавалась, была переведена на многие иностранные языки. | В 1950 году увидел свет роман «Дети Горчичного рая», в котором автор описывает реалии американского городка начала 50-х годов ХХ века. Кальма раскрывает не только проблемы дискриминации, но и увлекательно описывает взаимоотношения личности и коллектива, дружбы, товарищества, ученического долга, первой любви. Книга неоднократно переиздавалась, была переведена на многие иностранные языки. | ||
Книги Кальмы — это не только спокойный, вдумчивый анализ детских характеров. Она собирала документы и свидетельства очевидцев о жизни детей во время трагических событий Второй мировой войны. В повестях «Вернейские грачи» и «Книжная лавка близ площади Этуаль» дети трудящихся Франции оказываются вовлечёнными в страшную войну с нацизмом. Оккупация родной страны, организация сопротивления захватчикам не прошла мимо маленьких граждан. Откровенный и увлекательный рассказ Н. Кальмы о том, как выковывается детский характер в тяжёлых условиях, когда и само детство кажется окончательно растоптанным, униженным, не оставил равнодушным юных читателей. Книги пользовались большой популярностью, заслужили положительную оценку многих литературных критиков. | Книги Кальмы — это не только спокойный, вдумчивый анализ детских характеров. Она собирала документы и свидетельства очевидцев о жизни детей во время трагических событий Второй мировой войны. В повестях «Вернейские грачи» и «Книжная лавка близ площади Этуаль» дети трудящихся Франции оказываются вовлечёнными в страшную войну с нацизмом. Оккупация родной страны, организация сопротивления захватчикам не прошла мимо маленьких граждан. Откровенный и увлекательный рассказ Н. Кальмы о том, как выковывается детский характер в тяжёлых условиях, когда и само детство кажется окончательно растоптанным, униженным, не оставил равнодушным юных читателей. Книги пользовались большой популярностью, заслужили положительную оценку многих литературных критиков. | ||
Писательница была убеждена, что любой ребёнок способен на подвиг. Это не обязательно должен быть подвиг на войне, или в подполье. Это может быть и подвиг преодоления своего страха, детского эгоизма и самоуверенности. Повесть «Тетрадь Андрея Сазонова» (1947) описывает не сражения, не тяготы войны, а жизнь мальчика, которому пришлось преодолеть в себе мальчишеское хвастовство и высокомерие. Кальма считает, что победа над собой, понимание того, что значат сочувствие, благодарность, самопожертвование открывают дорогу к успеху и уважению. | Писательница была убеждена, что любой ребёнок способен на подвиг. Это не обязательно должен быть подвиг на войне, или в подполье. Это может быть и подвиг преодоления своего страха, детского эгоизма и самоуверенности. Повесть «Тетрадь Андрея Сазонова» (1947) описывает не сражения, не тяготы войны, а жизнь мальчика, которому пришлось преодолеть в себе мальчишеское хвастовство и высокомерие. Кальма считает, что победа над собой, понимание того, что значат сочувствие, благодарность, самопожертвование открывают дорогу к успеху и уважению. | ||
В своём творчестве Н. Кальма неоднократно обращалась к жанру художественной биографии людей разных стран и эпох. В 1940 году вышла повесть о В. Маяковском «Большими шагами». | В своём творчестве Н. Кальма неоднократно обращалась к жанру художественной биографии людей разных стран и эпох. В 1940 году вышла повесть о В. Маяковском «Большими шагами». | ||
«Когда Маяковского не стало, — вспоминала Кальма, — первая мысль была: написать о нём, рассказать всем, главным образом, молодёжи, какой это был Человек, как он писал стихи, как говорил, как двигался, как помогал молодым». | «Когда Маяковского не стало, — вспоминала Кальма, — первая мысль была: написать о нём, рассказать всем, главным образом, молодёжи, какой это был Человек, как он писал стихи, как говорил, как двигался, как помогал молодым». | ||
Анна Иосифовна записала воспоминания родных и друзей поэта, проработала огромное количество архивных документов. Новое издание книги, увидевшее свет в 1974 году, было дополнено новыми материалами и фотографиями. В 1963 году она опубликовала небольшой рассказ о В. Маяковском для детей младшего возраста «В июльский день». Также большой интерес вызвала повесть «Заколдованная рубашка» — о движении Д. Гарибальди и о русских гарибальдийцах. События тех далёких лет Н. Кальма связывает с аналогичными событиями минувшей войны, напоминает о русских, сражавшихся в итальянских партизанских отрядах. | Анна Иосифовна записала воспоминания родных и друзей поэта, проработала огромное количество архивных документов. Новое издание книги, увидевшее свет в 1974 году, было дополнено новыми материалами и фотографиями. В 1963 году она опубликовала небольшой рассказ о В. Маяковском для детей младшего возраста «В июльский день». Также большой интерес вызвала повесть «Заколдованная рубашка» — о движении Д. Гарибальди и о русских гарибальдийцах. События тех далёких лет Н. Кальма связывает с аналогичными событиями минувшей войны, напоминает о русских, сражавшихся в итальянских партизанских отрядах. | ||
В 60-годы в творчестве Н. Кальмы получает новое развитие интернациональная тема. Выходят сборники рассказов «Стеклянный букет», «Николай и Николо». В серии «Твои сверстники» печатаются рассказы «Карел — маленький горец» и «Жозеф и Мутара: конголезские мальчишки». В 1974 году увидел свет роман «Сироты квартала Бельвилль», посвящённый подросткам Франции. | В 60-годы в творчестве Н. Кальмы получает новое развитие интернациональная тема. Выходят сборники рассказов «Стеклянный букет», «Николай и Николо». В серии «Твои сверстники» печатаются рассказы «Карел — маленький горец» и «Жозеф и Мутара: конголезские мальчишки». В 1974 году увидел свет роман «Сироты квартала Бельвилль», посвящённый подросткам Франции. | ||
Помимо многолетней и плодотворной работы в детской литературе, Анна Кальма серьёзно интересовалась искусством. Она часто посещала литературные вечера и лекции в Государственном музее А. С. Пушкина, дружила с его основателем и первым директором Александром Крейном. Анна Иосифовна завещала музею свою коллекцию антикварной мебели, акварельных портретов и миниатюр. Ещё она активно занималась конным спортом, зимой её часто можно было встретить на лыжне в окрестностях подмосковного городка Болшева, где была её дача. | Помимо многолетней и плодотворной работы в детской литературе, Анна Кальма серьёзно интересовалась искусством. Она часто посещала литературные вечера и лекции в Государственном музее А. С. Пушкина, дружила с его основателем и первым директором Александром Крейном. Анна Иосифовна завещала музею свою коллекцию антикварной мебели, акварельных портретов и миниатюр. Ещё она активно занималась конным спортом, зимой её часто можно было встретить на лыжне в окрестностях подмосковного городка Болшева, где была её дача. | ||
Н. Кальма — обладатель нескольких государственных наград, в том числе ордена Отечественной войны II степени, медалей «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». | Н. Кальма — обладатель нескольких государственных наград, в том числе ордена Отечественной войны II степени, медалей «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». | ||